Пенсия по старости

Курсовая работа

Актуальность темы трудовых пенсий заключается в том, что социальное обеспечение является одним из основных направлений развития любого демократического, правового государства. Именно институт социального обеспечения гарантирует гражданину и человеку пенсии и пособия, в том числе, по достижении определенного возраста. Подготовленный Министерством экономического развития и торговли РФ Федеральный закон «Об обязательных профессиональных пенсионных системах в Российской Федерации» предполагает установить правовые, организационные и экономические основы для создания и функционирования обязательных профессиональных пенсионных систем в Российской Федерации. Целью создания обязательных профессиональных пенсионных систем является накопление, сбережение и выплата застрахованным в ней лицам досрочных пенсий в льготный пенсионный период. При этом под льготным пенсионным периодом понимается период с момента возникновения права застрахованного лица на получение выплаты из профессиональной пенсионной системы до достижения им возраста, дающего право на пенсию по старости. Право на выплаты из профессиональной пенсионной системы будут иметь лица, работавшие на рабочих местах с особыми условиями труда, в пользу которых работодателем уплачивались взносы в профессиональную пенсионную систему. Расчеты показывают, что размеры пенсий по старости для участников обязательной профессиональной пенсионной системы, т.е. для работающих на предприятиях с особыми условиями труда, относительно получаемой ими заработной платы в течение трудовой деятельности, будут значительно ниже, чем у работников, не участвующих в обязательной профессиональной пенсионной системе, т.е. работающих в обычных условиях труда. Связано это, прежде всего с меньшей продолжительностью периодов трудовой деятельности застрахованного лица на рабочих местах с особыми условиями труда, в течение которых в его пользу уплачивались взносы в профессиональную пенсионную систему.

Степень научной разработанности: Конституция Российской Федерации, Федеральный Закон Российской Федерации, книги следующих авторов – Мачульская Е.Е., Горбачева Ж.А 1 ., Федорова М.Ю2 ., Буянова М.О., Кондратьева З.А., Кобзева С.И3 ., Захаров М.Л., Тучкова Э.Г4 ., Савицкая Т.М5 . и другие. Вышеуказанные источники рассматривают предпосылки реформирования пенсионной системы; виды, составные части и условия назначения трудовых пенсий; проблемы и перспективы пенсионного законодательства. Буянова М.О., например, говорит о постепенном увеличении возраста ухода на пенсию, Мачульская Е.Е. – приводит определённые формулы для расчёта размера трудовых пенсий. Объектом исследования является трудовые пенсии по старости.

4 стр., 1607 слов

Понятие, виды и структура страховых пенсий в Российской Федерации

... системе обязательного пенсионного страхования»[5] (с посл.изм., далее Закон о персонифицированном учете), а также Положением о Пенсионном фонде Российской ... учреждениях среднего, высшего профессионального образования по очной ... пенсий установлен Законом о страховых пенсиях. К страховым пенсиям относятся:[1] пенсия по старости; пенсия по инвалидности; пенсия ... исследования составляют труды таких ученых ...

Предметом исследования является анализ пенсии по старости.

Целью данной курсовой работы является изучение и анализ одного из его видов пенсии – пенсии по старости.

Задачами курсовой работы являются:

Курсовая работа состоит: из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

Глава 1.Теоретические основы пенсионной системы в Российской Федераций.

1.1. Общая характеристика Пенсионной системы Российской Федераций.

Пенсионеров в Российской Федерации почти 39 млн. Большинство из них “примерно 95%” получают «страховую» пенсию. Пенсия почти для всех них является основным, а зачастую и единственным источником средств к существованию. Все это предопределяет повышенную значимость пенсионной системы. Ныне пенсионная система России состоит из двух подсистем: страховой и бюджетной. Они подразделяются в зависимости от тех источников, за счет которых выплачиваются пенсии. Первая из них финансируется за счет обособленного страхового пенсионного фонда, в орбите ее действия находятся главным образом наемные работники и некоторые другие категории занятого населения, охваченные обязательным пенсионным страхованием, и их семьи. Вторая финансируется за счет бюджета страны, ею охватываются в основном отдельные категории государственных служащих (кадровые военные и некоторые другие), их семьи, а также те граждане, которые по каким-либо причинам не заработали пенсию своим трудом, службой. Бюджетная пенсионная система слагается, таким образом, как бы из двух неравнозначных частей: одна часть — «возвышается» над всеми, она для тех, кто служит власти, другая часть подсистемы, наоборот, для тех, кто вообще не трудился.

Иногда эти две подсистемы переплетаются — к страховой пенсии производится бюджетная доплата 6 . Обновление пенсионного законодательства началось в конце 1990 г., когда в России, находившейся в то время еще в лоне СССР, был принят Закон «О государственных пенсиях в РСФСР». Этим законом вводилась подлинная система пенсионного обеспечения на основе обязательного пенсионного страхования наемных работников .Что побудило тогда Россию приступить к формированию своей пенсионной системы, с собственной независимой финансовой базой, обособленной от государственного бюджета, с российским пенсионным страховым фондом? Причин было несколько. Первая причина состояла в объективной потребности пересмотреть укоренившуюся в обществе идеологию самой природы обязательного пенсионного страхования трудящихся, возродить и, главное, реализовать на практике истинную его сущность. При этом учитывалось, что уже в то время постепенно, хотя и медленно, складывалась многоукладная система экономических отношений, менялось представление властных структур о целях общественного производства и распределении богатства, создаваемого трудом народа, в частности наметилась тенденция к паритетному смягчению военного противостояния двух мировых политических систем и использованию высвобождаемых ресурсов, в прошлом пожираемых гонкой вооружений, в интересах населения страны.

5 стр., 2013 слов

Обязательное медицинское страхование в России Курсовая

Обязательное медицинское страхование – составная часть системы социального страхования. Создание внебюджетных фондов (пенсионного, занятости, социального страхования, обязательного медицинского страхования) явилось первым организационным шагом в попытке реформирования системы социального страхования в России. В результате реформы социального страхования при ...

Первая основополагающая идея российского пенсионного Закона 1990 г. состояла в том, чтобы в стране укоренилась подлинная система обязательного пенсионного страхования. Суть такой системы, представляющей одно из выдающихся изобретений человечества в эпоху появления наемных работников и развития общества, проста, она практически воплощена во всех развитых странах и вполне приемлема в период становления и развития многоукладных экономических отношений на основе различных форм собственности. Ее принципиальное содержание определяется следующими основными критериями, хотя конкретное их проявление в разных странах может несколько различаться. Экономический критерий обязательного пенсионного страхования,

определяющий его сущность, коренится в производственных отношениях, реальной стоимости рабочей силы (используем привычные и в

принципе верные термины).

Вполне очевидно, что стоимость рабочей

силы не может определяться и в развитых странах давно уже не определяется ценой «живого» труда непосредственно в процессе производства. Она включает в себя и другие оплачиваемые периоды, прежде всего пенсионный период жизни человека, когда ему выплачивается заработанная им пенсия. Социальный критерий обязательного пенсионного страхования,

определяющий его сущность, заключается в солидарности всех застрахованных и работодателей, работающих в различных регионах, в

разных отраслях и организациях и, главное, в солидарности поколений, трудоспособных и нетрудоспособных людей. Реализуются эти сущностные критерии через систему соответствующих страховых платежей, которые в обязательном порядке уплачиваются работодателями (независимо от формы собственности) и наемными работниками, независимо от их желания. Другими словами,

эта система принудительная. Принуждение осуществляется государством, в связи с чем в отдельных странах, в том числе и в России, подобная система называется государственной. Обычно страховые взносы уплачиваются примерно в равных долях (в процентах к заработку) или в несколько большем объеме работодателем. Однако надо иметь в виду, что в конечном счете страхование осуществляется за счет самих работников, поскольку доходы работодателя образуются в основном в результате труда застрахованных. В связи с этим распределение платежей между работниками и работодателями не имеет существенного значения 7 . Страховые взносы аккумулируются в централизованном фонде, который обычно именуется фондом обязательного пенсионного страхования (в России — это Пенсионный фонд РФ).

Его средства не должны сливаться с государственным бюджетом, они предназначены только на пенсионное обеспечение застрахованных, их семей и ни при каких обстоятельствах не могут изыматься на иные цели. Управление таким фондом осуществляется застрахованными и работодателями (их представителями) под контролем государства. Все условия и нормы уплаты страховых пенсионных взносов, а

также нормы пенсионного обеспечения (уровень пенсий в процентах к заработку, требуемый для получения пенсии стаж, порядок подсчета стажа и заработка, минимальные и предельные размеры пенсии и т. д.) определяются законом. Уровень страхового пенсионного обеспечения в конечном счете определяется, во-первых, тем, сколько лет трудился человек, или, иначе говоря, сколько лет им и его работодателями уплачивались страховые взносы, и, во-вторых, объемом его заработка, на основе которого уплачивались в эти годы страховые взносы. Эти два показателя определяют в основном уровень пенсионного обеспечения конкретного наемного работника и дифференциацию (различия) в размерах пенсий застрахованных, их семей 8 . Уровень пенсионного обеспечения — один из существенных показателей, характеризующих пенсионную систему и ее состояние в каждый период времени

4 стр., 1655 слов

Социальные пенсии в системе пенсионного обеспечение Российской Федерации

... виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению: 1) пенсия за выслугу лет; 2) пенсия по старости; 3) пенсия по инвалидности; 4) социальная пенсия. Таким образом, социальная пенсия является пенсией по государственному обеспечению. Социальная пенсия назначается нетрудоспособным гражданам. ...

Абсолютный уровень пенсионного обеспечения — это потребительская стоимость пенсии — от минимальной до максимальной. Другими словами, данный показатель определяет, в каком объеме пенсионер может приобретать необходимые ему потребительские товары, и, в частности, услуги, достаточны ли они для того, чтобы обеспечить ему достойный уровень и качество жизни 9 . В российском пенсионном Законе 1990 г. отражены все перечисленные выше критерии — принципы, на которых должна основываться обязательная страховая пенсионная система. На их основе, кстати, во всех развитых странах успешно функционируют и развиваются общенациональные страховые пенсионные системы. Эти критерии являются не изобретением разработчиков закона и законодателей, его принявших, а практической реализацией общепризнанных в мире идей обязательного пенсионного страхования. Вторая причина, побудившая Россию приступить к формированию новой пенсионной системы, состояла в необходимости повысить реальный уровень доходов основной части пенсионеров, живущих, как правило, на пенсию. При этом учитывалось, что за последние годы в СССР существенно снизился как относительный, так и абсолютный уровень пенсионного обеспечения, особенно тех граждан, пенсия которых превышала минимальный размер. Это произошло в связи с ростом номинальной оплаты труда и консервацией в то же время максимального размера пенсии (он не повышался более 30 лет).

В результате пенсия стала составлять значительно меньшую часть заработка, чем прежде136. Кроме того, в прошлом пенсии вообще не индексировались ни с учетом роста цен на потребительские товары, ни с учетом роста заработка. Материальный достаток пенсионеров в силу этого хотя и медленно, но неуклонно снижался. Закон 1990 г. затронул и бюджетную систему пенсионного обеспечения. Он, во-первых, существенно повысил уровень пенсионного обеспечения военнослужащих из числа солдат, сержантов и старшин и приравненных к ним категорий граждан, упорядочил их пенсионное обеспечение. Ранее зачастую пенсии граждан, инвалидность которых наступила вследствие военной травмы, оказывались по своему уровню ниже пенсий по инвалидности вследствие общего заболевания и пенсий по старости. Закон устранил эту явную социальную несправедливость. То же касалось и пенсии по случаю потери кормильца, умершего вследствие военной травмы. С введением в действие с 1 февраля 1993 г. Закона «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей»137 завершилось создание достаточно развитой и «возвышенной» системы пенсионного обеспечения всех категорий военнослужащих и приравненных к ним других категорий граждан и их семей.

8 стр., 3618 слов

Пенсионное обеспечение в России

... 30 тыс. руб.). Размер накопительной части пенсии будет зависеть от реальной (за вычетом уровня инфляции) ставки доходности по пенсионным накоплениям. Расчет пенсионных накоплений необходимо проводить по формулам для ... при условии наличия не менее пяти лет страхового стажа [5] . Отдельные категории граждан, указанные в статьях 27, 27.1 и 28 Федерального закона от 17.12.2001 № 173 ...

«Возвышенная», т. е. прежде всего более высокая по своему уровню система пенсионного обеспечения для указанных категорий граждан, условия службы которых специфичны и опасны, и их семей, типична для большинства стран. Особые пенсии для таких граждан были и в СССР. Общие тенденции развития двух российских пенсионных подсистем в последние годы (начиная с 1993 г.) очевидны: они характеризуются, с одной стороны, резким, постоянно нарастающим снижением относительного и абсолютного уровня пенсионного обеспечения практически всех, без какого-либо исключения, пенсионеров, получающих пенсию в соответствии с Законом 1990 г., а с другой — введением значительно более высоких пенсий для сотрудников властных, силовых структур как на федеральном, так и на региональном уровнях. Эти тенденции явно противоречат тем целям, которые определены в Законе 1990 г., формированию единой системы государственных пенсий в России, обеспечению стабильности достигнутого уровня пенсионного обеспечения и повышению его, дифференциации условий и норм пенсионного обеспечения с учетом труда и его результатов (см. преамбулу Закона)10 . Единая пенсионная система государственных пенсий в России не состоялась.

Другого вывода сделать, к сожалению, нельзя. В последние годы для многих категорий работников введены особые, привилегированные по своему уровню и условиям государственные пенсии либо весомые доплаты к «обычным» пенсиям138. Все эти «особые» пенсии и доплаты регулярно повышаются пропорционально росту оплаты труда соответствующих продолжающих трудиться чиновников, в отличие от обычных пенсий, размеры которых практически оказались замороженными несмотря на высокую инфляцию и продолжающийся процесс обесценения рубля. Не обеспечена также стабильность реального уровня пенсионного обеспечения, достигнутого до введения в действие Закона 1990 г. Он снизился к началу 2000 г. по сравнению с 1990 г. в несколько раз и продолжает падать. Ныне даже самая высокая обычная пенсия по старости, выплачиваемая за многолетний труд, значительно ниже нищенского прожиточного минимума и практически не может обеспечить выживание тех, кто вынужден жить на пенсию. Следствие этого — многократный рост смертности среди пенсионеров, в частности вследствие суицида, а также стремительный рост у них тяжелых заболеваний, включая психические.

В связи со сдерживанием повышения минимальных размеров пенсий, ограничением их размеров предельной суммой, сопоставимой с заниженным минимумом, неполной индексацией пенсионных сумм и заменой ее компенсационными выплатами общая пенсионная система превращена в уравнительную систему; дифференциация в зависимости от длительности трудовой деятельности и уровня оплаты труда (т. е. трудового вклада), заложенная в Законе 1990 г., практически ликвидирована. Ныне в России установлены нищенские пенсии для большинства граждан, крайне незначительно различающиеся в зависимости от того, как долго, на какой работе и с какой оплатой трудился человек.