Страховая пенсия по старости

Курсовая работа

Пенсионное страхование — основа пенсионной системы Российской Федерации, это выплата населению различных видов пенсий с учетом средств, пополняемых каждым работающим гражданином страны в виде взносов в страховой фонд. Система пенсионного страхования неоднократно трансформировалась и реформировалась. С принятием в 2002 году Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании» началась пенсионная реформа.

Актуальность темы обусловлена ​​тем, что реализация пенсионной реформы — одна из главных задач нашей страны. Решение ряда макроэкономических проблем будет зависеть от того, насколько хорошо эта проблема решена. В ряде стран мира система построения пенсионной системы существенно влияет на такой показатель, как уровень сбережений и, как следствие, масштаб инвестиционного процесса.

Пенсионная система России до введения реформы строилась по распределительному принципу. Долгое время считалось, что заменить эту систему невозможно, что обеспечение жизни пожилого населения возможно только за счет перераспределения ВВП между поколениями. Но на самом деле, два десятилетия назад доказательства эффективности системы PAYG ставились под сомнение практически во всем мире. Во многих странах мира пенсионная система построена по накопительному принципу. В некоторых странах система хранения совмещена с системой распределения.

Пенсионная система является основным базовым показателем стабильного социального развития общества, т.к. она затрагивает интересы в первую очередь нетрудоспособного населения (более 25-30 %) любой страны, а косвенно затрагивает интересы фактически всего трудоспособного населения. В настоящее время в нашей стране проживает свыше 40 млн. престарелых, членов семей потерявших кормильца и инвалидов. Вопрос о комплексном исследовании пенсионной реформы в России в настоящее время очень актуален. Внедрение нововведений в пенсионную систему ставит задачи, связанные с решением накопленных проблем ранее действовавшей пенсионной системы. Основные проблемы — это рост уровня пенсионных выплат граждан, достижение финансового равновесия пенсионной системы и формирование стабильного источника дополнительного дохода для системы.

Пенсионная система нашей страны на протяжении всего постсоветского периода является наиболее реформированной составляющей государственного устройства. С начала 2015-го года стартовал очередной этап реформ , переводящий пенсионное обеспечение на принципиально новые положения. Были введены новые понятия, изменена формула расчета страховой пенсии. В ходе реформирования системы на фоне текущего экономического кризиса стали появляться проблемы с заполнением баланса и возникла необходимость в более глубоких изменениях пенсионной системы, которые сейчас обсуждаются Правительством.

3 стр., 1479 слов

Пенсионная реформа в России

... В. Путиным был озвучен следующий этап развития пенсионной реформы. [5] С 2011 года декларируется переход на совершенно новую систему пенсионного обеспечения, предусматривающую замену ЕСН страховыми платежами, которые ... для всех стран. 5. Схема формирования с 2002 по 2010 годы С 2002 года государственная трудовая пенсия граждан формируется в системе обязательного пенсионного страхования (ОПС) ...

Научная новизна исследования заключается в анализе пенсионного страхования в России на основе введения нового порядка распределения пенсий.

Объектом исследования является пенсионное страхование в России.

Объектом исследования является специфика назначения пенсий по инвалидности.

Целью курсовой работы является выявление особенностей назначения страховой пенсии по старости.

Задачи:

1)определить сущность пенсионного страхования в РФ;

2)изучить понятие страховой пенсии по старости и условия ее назначения;

)рассмотреть порядок назначения страховой пенсии по старости;

)проанализировать особенности исчисления и выплаты страховой пенсии по старости.

Для достижения поставленной цели и решения этих задач в исследовании использованы положения общенаучных методов: обобщение, формализация, анализ, дедукция, индукция, синтез.

Глава 1. Правовое регулирование пенсионного страхования в РФ

1.1 Сущность пенсионного страхования в РФ

Согласно статье 3 закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», под самим обязательным пенсионным страхованием (ОПС) понимается система мер, призванная компенсировать гражданам доход, получаемый до назначения и выплаты им пенсий.

В такой системе страховщиком является Пенсионный фонд России (ПФР).

В его управлении находятся денежные средства (пенсионные отчисления), доход и расход которых находит отражение в бюджете ПФР, составляемом ежегодно Правительством.

Задачей обязательного пенсионного страхования (ОПС), как и любой другой страховой системы, является обеспечение страховой защиты людей и их интересов.

В данной системе участвуют 3 субъекта:

·застрахованные лица (работают на страхователя);

·страхователь, который отчисляет страховые взносы (страховщику);

·страховщик выплачивает пенсии и пособия при наступлении страхового случая.

Осуществляется он путем открытия индивидуального лицевого счёта в пенсионном фонде РФ с последующей выдачей гражданину страхового номера индивидуального лицевого счёта (СНИЛС).

На данный лицевой счёт каждый месяц приходят отчисления (страховые взносы) от лица работодателя застрахованного человека во время перечисления последнему заработной платы.

4 стр., 1607 слов

Понятие, виды и структура страховых пенсий в Российской Федерации

... раскроются в данной работе: отчисление ежемесячных взносов в пенсионный фонд; достижение общеустановленного пенсионного возраста, необходимого для назначения страховой пенсии, либо наличие инвалидности и других общеустановленных условий; ... или апатрида – с момента начала временного или постоянного пребывания в России. Однако в Законе о персонифицированном учете этих сроков не установлено. Более ...

Страховой взнос на пенсионное обеспечение в Пенсионный фонд России составляет 22 % от денежного фонда оплаты труда за год. До 2015 года эти 22 % рассчитывались в пропорции 16/6 по желанию и без ущерба для застрахованного лица. 16 % составляла страховая пенсия, 6 % — накопительная.

По ОПС страховые взносы перечисляются в Пенсионный фонд Российской Федерации по ставке, установленной на законодательном уровне. Размер тарифа составляет 22%.

Тариф, в свою очередь, разделяется на:

·солидарную часть (страховые взносы, направленные на выплаты, не связанные с расходом на накопительную пенсию, единовременную и срочную пенсионных выплат, то есть, средства, направленные на выплату фиксированной части страховой пенсии гражданам).

·индивидуальную часть (взносы, отраженные на индивидуальном лицевом счете (ИЛС) гражданина, то есть из нее складываются пенсионные права, и размер будущей страховой и накопительной пенсий).

Чаще всего продуктами этой системы являются накопительное страхование и пенсии.

Страховая пенсия — денежная выплата, которую гражданин получает ежемесячно в счет компенсации своего заработка. Страховая пенсия также назначается нетрудоспособным членам семьи (иждивенцам) умершего застрахованного гражданина, если тот на момент смерти имел страховые пенсионные отчисления.

Назначение страховой пенсии возможно не только по достижении возраста, указанного в части 1 статьи 8 Закона № 400-ФЗ, возможно, даже раньше. Для этого у вас должен быть как особый опыт, так и его необходимая продолжительность. Перечень лиц указан в статье 30 настоящего закона.

В зависимости от вида страховой пенсии фиксированная выплата выплачивается в фиксированной сумме, и государство ежегодно индексирует ее.

Страховая пенсия действует в рамках распределительной политики. Отчисления на лицевой счет Пенсионного фонда России идут на выплату пенсий нынешним пенсионерам — так финансируется пенсия каждого будущего поколения.

Пенсионный фонд России с учетом роста инфляции и заработной платы ежегодно индексирует страховую часть трудовой пенсии.

Накопительная пенсия — это средства, которые накапливаются и хранятся на лицевом счете до пенсионного возраста, и гражданин может получить эти средства только по достижении этого возраста.

Под накопительной пенсией понимается ежемесячная выплата пенсионных накоплений, состоящая из суммы страховых взносов страховщика и дохода от их вложений. Пенсионные накопления — это часть страховых взносов работодателей в обязательной пенсионной системе (6% от 22% тарифа от фонда оплаты труда работника).

Накопительная пенсия устанавливается только гражданам 1967 года рождения и позже. У мужчин с 1953 по 1966 г. р. и у женщин с 1957 по 1966 г. р. тоже имеются пенсионные накопления. Они сформированы только у тех, кто с 01.01.2002 по 31.12.2004 гг. официально был трудоустроен и за них производили отчисления страховых взносов.

3 стр., 1377 слов

Пенсионное страхование и его особенности в Украине

... ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПЕНСИОННОЕ Государственное пенсионное страхование регулируется Законом Украины «Об пенсии». Страховым случаем по нему признается достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца. Пенсия — ежемесячная пенсионная выплата в солидарной системе общеобязательного государственного пенсионного страхования, которую ...

Этой суммы, как правило, недостаточно для назначения накопительной пенсии. При желании вы можете подать заявление на получение пособия в любое время после назначения пенсии.

Такую структуру страховая система России обрела лишь в 2002 году, до этого система функционировала на основе принципа распределения, т.е. пенсии полностью финансировались с налоговых отчислений работодателей с фонда заработной платы.

С 1 января 2015 года система пенсионного страхования снова претерпела ряд существенных изменений.

Появляется пенсионный стандарт, который обязан пройти каждый гражданин России. При расчете стажа каждый рабочий год измеряется в «Индивидуальном пенсионном коэффициенте», иначе — в пенсионном балле. Каждый человек должен набрать 30 пенсионных баллов, чтобы получить страховую пенсию, но условия их получения могут быть разными.

Льготные условия по балльной системе воспринимает та часть населения, которая отказалась от накопительной пенсии. Количество баллов, в свою очередь, зависит от размера минимальной заработной платы, получаемой застрахованным. Итак, чем больше у человека зарплата, тем больше баллов будет зачислено на его лицевой счет и, следовательно, пенсионные выплаты будут выше.

В этой системе каждый, кто получал накопительную пенсию и чья минимальная заработная плата составляет, в данном случае лицо, дожившее до пенсионного возраста, не получает страховую пенсию и вынуждено продолжать зарабатывать страховые баллы.

Изменился и стаж для получения трудовой пенсии: если до 2015 года хватило 5 лет, то с 2015 года трудовой стаж увеличится на 1 год, а к концу 2024 года он составит 15 лет, после чего его рост будет останавливаться. Изменения коснутся и процесса индексации — индексация будет завершена за счет 1 пенсионного балла. С 1 января 2015 года 1 балл был равен 64,1 руб., а после индексации 1 февраля вырос до 71,41 руб.

С 1 февраля ГОД на 11,4 % проиндексировали страховые пенсии, в результате чего средняя пенсия по старости в РФ составила 12 930 руб. — эта сумма почти в два раза превышает прожиточный минимум пенсионеров разных регионов России.

В роли субъектов обязательного пенсионного страхования выступают:

·Страховщик — государственный Пенсионный фонд РФ, его территориальные органы, а также негосударственные пенсионные фонды (НПФ).

·Страхователи — организации, индивидуальные предприниматели (ИП),самозанятое население, граждане, которые по собственному желанию вступили в правоотношения по ОПС.

·Застрахованные лица (ЗЛ) — лица, на которых распространяется система ОПС.

В основные обязанности страховщика входит назначение, перерасчет и своевременная выплата страховых, пенсионных, накопительных и других выплат. В этой связи, страховщик осуществляет ряд других важных обязанностей, с которые описываются в статье 13 Федерального закона N 167-ФЗ.

2 стр., 897 слов

Понятие страховой выплаты

... договор. К страховым выплатам по социальному страхованию относят: выплату пенсий по старости, инвалидности или при потере кормильца; выплату пособий при временной утрате трудоспособности; выплаты при ... социальном страховании выплаты возмещений, пособий или компенсаций застрахованным лицам предусмотрены в случае наступления таких страховых событий, как достижение пенсионного возраста, получение ...

В обязанности ПА входит предоставление страховщику достоверных документов, содержащих достоверную информацию, на основании которой назначается и выплачивается пенсия. В случае каких-либо изменений, которые могут повлиять на выплаты, незамедлительно уведомите страховщика.

Страхователю в обязательном порядке необходимо быть зарегистрированным в ПФР. Статья 11 Закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» содержит исчерпывающий список возможных страхователей.

Сроки регистрации у страховщика устанавливаются не позднее 3-х рабочих дней после подачи комплекта всех необходимых документов. По окончании процедуры застрахованному выдается документ, подтверждающий регистрацию.

Обязательное страховое обеспечение по ОПС в соответствии с частью 1 статьи 9 ФЗ от 15.12.2001 N 167-ФЗ выражается в виде:

·страховой пенсии по старости, инвалидности и потере кормильца;

·фиксированной выплаты к страховой пенсии;

·социальное пособие на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному соц. страхованию на случай временной невозможности работать и в связи с материнством на день наступления смерти.

Обязательное страховое обеспечение выплачивается из бюджета Пенсионного фонда РФ. Если ЗП формирует пенсионные накопления в НПФ, то в части накопительной пенсии и других видов обязательного страхования за счет негосударственных пенсионных фондов.

Наряду с обязательным пенсионным страхованием существует добровольное негосударственное страхование. Существует несколько основных критериев различения этих двух видов страхования.

Во-первых, добровольное негосударственное пенсионное страхование второстепенно по отношению к обязательному и не может существовать самостоятельно, так как оно направлено на расширение возможностей обязательного вида страхования:

размер пенсионных взносов страхователь определяет по своему желанию.

обязательное пенсионное страхование предусмотрено Федеральным законом, добровольное же осуществляется на базе договорных отношений в письменной форме.

Система обязательного пенсионного страхования (ОПС) создана государством для обеспечения выплаты гражданам пенсий и других выплат, необходимых для поддержки граждан.

Для ее реализации создана система индивидуального (персонифицированного) учета взносов за застрахованное лицо. Эта система позволяет отслеживать пенсионные права каждого застрахованного, сводя к минимуму ошибки и неточности при назначении пенсий.

1.2 Понятие страховой пенсии по старости и условия ее назначения

Пенсия в обязательной системе страхования (ОПС) назначается при наступлении страхового случая, а именно пенсионного возраста, установления инвалидности или утере кормильца.

8 стр., 3692 слов

Сущность, основания и порядок формирования пенсионного обеспечения по старости

... пенсии. Пенсионные права граждан формируются в индивидуальных пенсионных коэффициентах, или пенсионных баллах. Все ранее сформированные пенсионные права были конвертированы без уменьшения в пенсионные баллы и учитываются при назначении страховой пенсии. Страховая пенсия по старости ...

Все страхователи в системе ОПС получают справку с указанием номера индивидуального лицевого счета — СНИЛС.

Пенсии, предусмотренные ОПС формируются за счет страховых взносов, уплачиваемых работодателями (страхователями) за своих работников и за себя в ПФР. Существует несколько видов таких пенсий:

·страховая пенсия по старости <#»justify»>Страховая пенсия является основным видом пенсии в России. Все граждане, которые вошли в систему ОПС, а значит получили СНИЛС, застрахованы. В роли страховщика таких пенсий выступает Пенсионный фонд РФ.

Страховая пенсия по старости устанавливается при наличии определенных условий:

1.Достижение пенсионного возраста либо права на досрочное назначение;

2.Наличие минимального страхового стажа <#»justify»>Возраст выхода на пенсию остался неизменным: 60 лет для мужчин, 55 лет для женщин. Требование к минимальному страховому стажу составляет 15 лет. Это условие будет выполняться постепенно — от необходимых 6 лет в 2015 году до 15 лет к 2025 году. Минимальное количество баллов также будет ежегодно увеличиваться с 6,6 в 2015 году до 30 требуемых к 2025 году.

После вступления в силу реформы пенсионной системы и Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», выражению «трудовая пенсия» часто приходит на смену понятие «страховой пенсии». Исходя из данного документа, страховая пенсия — это один из видов ежемесячной выплаты гражданам, которые потеряли возможность получать доход вследствие потери трудоспособности из-за старости, по причине в связи с инвалидностью или утраты дохода кормильца, связанного с его смертью.

До 2015 года трудовая пенсия представляла собой сочетание двух частей: накопительной и страховой. Реформа 2015 года разделила рабочую пенсию на две пенсии: страховую и накопительную. Теперь это две разные пенсии, которые граждане будут получать отдельно друг от друга.

Эта выплата является наиболее распространенным видом пенсии в Российской Федерации.

В целом пенсионная реформа практически не повлияла на порядок регистрации, назначения и требования к будущему пенсионеру, если гражданин был знаком с порядком ранее, многие моменты покажутся знакомыми.

Страховая пенсия по старости — вид страховой выплаты, назначающийся гражданам при следующих условиях, описанных в статье 8 Федерального закона «О страховых пенсиях»:

.Продолжительность страхового стажа (периода, когда в Пенсионный фонд России отчислялись страховые взносы от работодателя) не менее 7 лет в 2016 году.

.Достижение пенсионного возраста. Для мужчин он составляет 60 лет, для женщин — 55 лет.

58 стр., 28684 слов

Трудовая пенсия по старости

... который с проведением пенсионной реформы будет заменен страховым. В-третьих, пенсия выплачивается только лицам, достигшим совершеннолетия. С учетом этих характеристик можно сформулировать понятие пенсии по старости. Пенсия по старости - это ежемесячная ...

.Сумма пенсионных баллов или ИПК (индивидуального пенсионного коэффициента) должна составлять в 2016 году не менее 9.0.

В соответствии со статьей 35 Федерального закона «О страховых пенсиях» в течение установленного переходного периода постепенно вводятся условия, касающиеся стажа работы и требуемого значения индивидуального пенсионного коэффициента.

Необходимые продолжительность страхового стража и минимальное значение индивидуального пенсионного коэффициента и их увеличение с течением времени описаны в таблице 1.

Таблица 1. Продолжительность страхового стража и минимальное значение индивидуального пенсионного коэффициента

Год Необходимый период страхования Минимальный требуемый IPC 20167 лет 9.020178 лет11.420189 лет13.8201910 лет16.2202011 лет18.6202112 лет21.0202213 лет23.4202314 лет25.8202415 лет28.22025 и далее15 лет30

Величина пенсионного балла, необходимого для назначения данной выплаты, определяется в день достижения пенсионного возраста, в случае досрочного выхода на пенсию — в день установления такой пенсии. Определение требуемого стажа работы также происходит в день установления оплаты.

При соблюдении всех вышеперечисленных условий пенсия по старости назначается на неопределенный срок.

Глава 2. Особенности назначения и выплаты страховой пенсии по старости

2.1 Порядок назначения страховой пенсии по инвалидности

Порядок определения срока выплаты отражен в статье 22 Федерального закона «О страховых пенсиях». Общее правило можно сформулировать так: пенсия устанавливается со дня подачи заявления, но не до появления права на получение такой выплаты.

Важным моментом при определении срока установления пенсии является запрос гражданина о записи. Само понятие «день обращения» разъяснено в п.2 ст.22 Федерального закона «О страховых пенсиях» и в зависимости от способа обращения означает:

·день приема отделением ПФР заявления о назначении пенсии, а также всех необходимых документов (см. ниже);

·дата отправления пакета документов по почте;

·дата обращения через Портал Госуслуг;

·дата приема документов в МФР (многофункциональном центре).

Стоит отметить, что орган ПФР вправе запросить у гражданина только те документы, которых нет в государственных органах, органах местного самоуправления или подведомственных структурах.

перечень документов

1.Заявление об установлении пенсии.

2.Паспорт.

3.СНИЛС (страховой номер индивидуального лицевого счёта — «зеленая пластиковая карточка», как выражаются сотрудники отделений ПФР).

4.Документы, подтверждающие страховой стаж (трудовая книжка, договоры и т.д.).

5 стр., 2399 слов

Осуществление формирования и хранения дел получателей пенсии, ...

... страховой пенсией по старости. Трудовая пенсия назначается и выплачивается в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Страховая пенсия по старости - ежемесячная денежная выплата ... принадлежность к гражданству; страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования; документы, подтверждающие периоды работы гражданина ...

Необходимо отметить, что после проведенной реформы, которая состоялась в 2015 году, изменились требования к необходимому стажу для назначения трудовой (теперь уже страховой) пенсии — он должен составлять 15 полных отработанных лет. При этом решено было такое повышение проводить поэтапно — каждый год увеличивая значение на 1 год.

Есть такие граждане, которым в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» может назначаться пенсия досрочно (ранее установленного по России пенсионного возраста), но при наработке определенного стажа на соответствующих видах работ. Требования к продолжительности работы таких лиц изменений не потерпело

При отсутствии опыта работы гражданину будет отказано в учреждении оплаты труда даже по достижении пенсионного возраста. Продолжительность стажа определяется в зависимости от вида назначаемой пенсии (страховой, государственной), профессиональных или социальных критериев. При наличии определенного развития некоторые категории граждан имеют право на получение досрочного выхода на пенсию. Даже если у человека нет опыта работы, государство выплачивает социальную пенсию.

Одним из способов оказания государственной социальной помощи является социальная доплата, которая выплачивается к пенсии неработающего пенсионера. Этот вид государственной поддержки существенно отличается от других, так как охватывает широкий круг людей, повышая уровень их материального благосостояния.

Впервые такое понятие, как социальная доплата (СД) к пенсии, было введено с 1 января 2010 года, в связи с принятием Федерального закона РФ от 24.07.2009 N 213-ФЗ, которым были внесены изменения в Федеральный закон РФ от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

Долгие споры о том, что пенсия не может быть менее величины прожиточного минимума (ПМ), и множественные обращения малообеспеченных пенсионеров в судебные инстанции, привели к появлению нового вида поддержки — социальной доплаты к пенсии.

Социальная доплата к пенсии — это доплата пенсионеру, общий размер материального обеспечения, за который он не достигает прожиточного минимума, до установленной величины. Указанная доплата производится малоимущим пенсионерам из федерального бюджета. Она не зависит от вида пенсии и личного вклада гражданина в ее размер.

Основным ее отличием от материальной помощи, которая, как правило, носит адресный характер и выплачивается единовременно, является то, что она устанавливается и выплачивается ежемесячно до тех пор, пока пенсионер не устроится на работу или сумма его дохода не достигнет прожиточного минимума.

До 2015 года для получения пенсии россиянину необходимо было иметь пятилетний стаж. По новым правилам, действующим с 2015 года, для назначения пенсионных выплат учитывается не общий трудовой, а страховой стаж.

Страховой стаж — это длительность периодов трудовой и (или) иной деятельности, выполняемых на территории РФ, а также иных «нетрудовых» периодов, которые учитываются при установлении страховой пенсии, и в течение которых работодатель уплачивал взносы в Пенсионный фонд России (ПФР).

15 стр., 7398 слов

Пенсии военнослужащим за выслугу лет

... в специальный трудовой стаж при установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет. Иными словами, определённая категория военнослужащих ... по защите Отечества. Гарантия социальной защищенности военнослужащих, в число которых входит пенсионное обеспечение, является многоплановой проблемой. Ее решение заключается в законодательном закреплении преимуществ ...

В законе «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28.12.2013 г. содержатся различные требования к наличию страховых периодов работ, которые зависят от вида полагающейся страхового обеспечения.

Для установления (назначения) страховой выплаты по старости необходимый страховой стаж в 2015 году должен составлять не менее 6 лет и эти требования поэтапно будут увеличиваться каждый год (до 15 лет в 2024 году).

Выплата страховой пенсии по инвалидности осуществляется при наличии любого страхового стажа. Причем его продолжительность, также, как и причины, время наступления инвалидности, значения не имеют. Эти же правила применяются и для пенсии по случаю потери кормильца, у которого должен быть трудовой стаж, независимо от его продолжительности.

Определенные социально значимые периоды, когда гражданин не работал и не отчислял взносы в ПФР, также учитываются при исчислении страхового стажа. Такие периоды называются «нестраховыми» (или «нетрудовыми») и за них начисляются пенсионные баллы из расчета продолжительности периода — один год.

Если нестраховой период оказался меньше 12 месяцев в соответствующем году, например 245 дней, то производится корректировка на коэффициент, равный 245/360.

Согласно ст.12 закона № 400-ФЗ к таким периодам относятся:

·период прохождения военной службы и приравненной к ней;

·время ухода за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или гражданином 80 и более лет;

·время проживания жен военнослужащих в районах, где не было возможности трудоустроиться, а также супругов работников консульских и иных учреждений за границей;

·период ухода за 1-м, 2-и, 3-м и 4-м ребенком до полутора лет (но не более 6 лет в общей сложности);

·время получения пособия по безработице;

пенсионное страхование правовое регулирование

·периоды нахождения отбывания наказания в местах лишения свободы и ссылки тех лиц, которых необоснованно привлекли к уголовной ответственности.

Вышеперечисленные периоды засчитываются в стаж только в том случае, если до или после них гражданин работал, и за него уплачивались взносы в фонд пенсионного обеспечения.

Если происходит совпадение по времени страховых и нестраховых периодов, то при назначении пенсии учету подлежит только один по выбору пенсионера.

.Выписка из лицевого счета в системе ОПС (обязательного пенсионного страхования).

В случае если есть дополнительные условия и/или обстоятельства, от которых зависит ее размер, данный список может измениться.

Действующим законодательством предусмотрен досрочный выход на пенсию по старости в форме обязательного пенсионного страхования. Однако федеральный закон «О страховых пенсиях» при этом указывает на дополнительное условие — наличие у гражданина индивидуального пенсионного коэффициента не ниже определенного значения .

Собственно говоря, текущее законодательство не изменено в определении категорий граждан, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости

Как и раньше (данное правило регулировалось Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 №173-ФЗ), их можно разделить на две группы:

·По степени опасности работы для жизни и здоровья. Требуемые стаж на соответствующих видах работ, страховой стаж, а также возраст, при котором возникает право на назначение гражданину досрочной пенсии по старости, описаны в статьях 30-31 Федерального закона «О страховых пенсиях».

·По территориальным условиям труда и индивидуальным характеристикам субъектов, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение. Список субъектов, территориальных условий труда, стажа на соответствующих видах работ, страховой стаж и пожизненный пенсионный возраст отражены в статье 32 Федерального закона «О страховых пенсиях».

2.2 Исчисление и выплата страховой пенсии по инвалидности

С 2015 года страховая пенсия по старости зависит от новой величины — пенсионных баллов (индивидуального пенсионного коэффициента).

Эти баллы вычисляются, исходя из размера страховых взносов, перечисленных работодателями за своих сотрудников в ПФР.

Согласно новому пенсионному законодательству, с 2013 по конец 2015 года гражданам требовалось выбрать, как именно будут распределяться взносы работодателя. Есть два варианта:

1.Распределение взносов между страховой и накопительной видами пенсионного обеспечения.

.Полный перевод всех взносов на формирование только страховой.

В случае если тариф не был выбран, гражданин получает статус «молчуна», и его взносы будут направлены на формирование только страховой части. Новые накопления «молчунов» не формируются, однако старые — не исчезают.

В связи с вступлением в силу нового законодательства пенсии рассчитываются по новой формуле (представлена ниже).

С помощью сервиса «О сформированных пенсионных правах» на официальном сайте ПФР каждый гражданин может узнать, какой индивидуальный пенсионный коэффициент у него может быть в текущем году. Для этого требуется ввести размер своей gross-зарплаты (зарплаты до вычета налогов) в личном кабинете. Также можно получить информацию о том, какое количество пенсионных баллов уже есть у Вас, и узнать о своем стаже.

В случае, если у гражданина нет возможности пользоваться инструментами официального сайта ПФР, он может обратиться за интересующей его информацией в отделение пенсионного фонда по месту жительства, взяв с собой паспорт и СНИЛС. Сотрудники фонда проконсультируют его и ответят на все волнующие его вопросы.

Сразу хотелось бы отметить, что говорить о «минимальном размере пенсии по старости» несколько неверно. Дело в том, что размер выплат зависит от многих факторов, поэтому целесообразно разобраться, какие именно параметры и обстоятельства могут повлиять на размер Вашей пенсии и уже исходя из этого говорить о минимальном размере данной выплаты.

Стоит отметить, что страховая пенсия по старости наряду с другими выплатами подлежит индексированию в связи с ростом потребительских цен и увеличением среднего размера заработной платы. В феврале 2016 году процент индексации составил 4%.

Законом предусмотрена социальная доплата к пенсии в случае, если размер пенсии ниже прожиточного минимума, установленного в регионе. Однако данное правило распространяется только на неработающих пенсионеров.

Для того чтобы получить доплату, требуется обратиться в отдел социальной защиты (или в ПФР, если назначается федеральная доплата) по месту получения пенсии, предъявить документы, подтверждающие отсутствие трудовой занятости, факта получения пенсионных выплат и проживания в данной местности.

После вступления в силу нового пенсионного законодательства термин «фиксированный базовый размер» уступает место фиксированной выплате — сумме, назначаемой государством в случае установления страховой пенсии и являющейся минимальной гарантией пенсионного обеспечения граждан.

После индексации 1 февраля 2016 года размер фиксированной выплаты составит 4558,93 рублей (согласно статье 6 Федерального закона от 29.12.2015 N 385-ФЗ).

В зависимости от следующих условий и обстоятельств данная сумма может быть увеличена (п.8 статьи 18 Федерального закона «О страховых пенсиях»):

·достижение пенсионером 80-летнего возраста;

·появление или увеличение количества иждивенцев;

·установления I группы инвалидности;

·приобретение необходимого стажа на Крайнем Севере или местности, приравненной к нему (от 15 лет);

·более поздний выход на пенсию.

Являющиеся пенсионерами граждане также могут получить премиальные коэффициенты, если откажутся от получения выплат на срок не менее одного года. В этом случае (как и в случае более позднего обращения за пенсией) произойдет увеличение как страховой пенсии, так и фиксированной выплаты, согласно таблице 2.

Таблица 2. Премиальные коэффициенты

Количество лет после возникновения права на пенсиюКоэффициент изменения (КИ) КИ при праве на досрочную пенсиюКИ ФВ при праве на досрочную пенсиюКИ фиксированной выплаты (ФВ) 11,071,0461,0361,05621,151,11,071,1231,241,161,121, 1941,341,221,161,2751,451,291,211,3661,591,371,261,4671,741,451,321,5881,91,521,381,7392,091,61,451,9102,321,681,532,11

Статьей 15 Федерального закона «О страховых пенсиях» определяется формула, по которой нужно производить расчет размера страховых пенсий по старости:

СПст = ИПК x СПК + ФВ, (1)

где:

·СПст — размер страховой пенсии по старости;

·СПК — стоимость пенсионного бала на момент назначения выплаты;

·ФВ — фиксированная выплата (о ней пойдет речь ниже).

Пенсионный балл (ИПК) можно рассчитать так:

ИПК = СВ / СВmax х 10, (2)

где:

·СВ — страховые взносы, уплачиваемые работодателем по выбранному гражданином тарифу. Это может быть 10% или 16% от годовой gross-зарплаты, в зависимости от того, формируется накопительная пенсия или нет;

·СВmax — совокупность страховых взносов, которые работодатель уплачивает с максимальной взносооблагаемой базы по тарифу 16%.

Стоит отметить, что максимальный размер взносооблагаемой базы был проиндексирован в 2016 году и теперь составляет 796 тысяч рублей.

Действующее законодательство предусматривает сохранение пенсионных прав, которые были сформированы гражданами до 1 января 2015 года.

Иными словами, если Вам уже назначена страховая выплата по старости, ее размер будет конвертироваться (пересчитываться исходя из Ваших индивидуальных показателей) по новой формуле.

В этом случае величина пенсионного балла за все периоды до 1 января 2015 года будет определяться исходя из размера пенсии (без учета фиксированного базового размера и страховой доли), деленного на стоимость одного пенсионного коэффициента, исходя из его стоимости на 1 января 2015 года. Затем согласно законодательству стоимость коэффициентов повышается два раза в год (второй раз по возможности государства), исходя из роста цен, соответственно, размер пенсии также увеличивается.

Стоит отметить, что в случае, если размер выплат после конвертации оказывается меньше, чем до перерасчета, то исходя из части 3 статьи 34 Федерального закона «О страховых пенсиях», пенсионер будет получать страховую пенсию в прежнем (большем) размере.

В случае, когда гражданин, получающий страховую выплату по старости, продолжает работать, в ПФР продолжают поступать пенсионные отчисления. Соответственно, в такой ситуации пенсионер имеет право на перерасчет пенсии.

Если требуется произвести перерасчет размера страховой пенсии, гражданин должен обратиться с заявлением о перерасчете отделение пенсионного фонда. Стоит обратить внимание, что подготовка и представление всех документов, прилагаемых к заявлению, ложится на заявителя.

Размер страховых выплат по старости может измениться в большую сторону при следующих условиях:

1.Увеличение значения пенсионного балла за периоды до 1 января 2015 года.

2.Увеличение суммы пенсионных баллов, полученных в периоды после 1 января 2015 года и до назначения пенсии, засчитываемые как страховой стаж (период получения пособия на бирже труда, декретный отпуск, прохождение военной службы и т.д.), подробно описанные в статье 12 Федерального закона «О страховых пенсиях».

.Увеличение значения пенсионного балла, из расчета сумм отчислений в ПФР, не учтенных при назначении страховой пенсии по старости.

Перерасчет осуществляется согласно формуле:

СПст = СПстп + (ИПКi x СПК), (3)

где:

·СПст — величина страховой выплаты по старости;

·СПстп — размер пенсии по состоянию на 31 июля года перерасчета;

·ИПКi — величина пенсионного балла по состоянию на 1 января года перерасчета, из расчета сумм отчислений в ПФР, не учтенных при назначении страховой пенсии по старости, переходе с другого вида пенсии или перерасчете, произведенном ранее;

·СПК — стоимость пенсионного балла в день перерасчета.

В случае, если гражданин является работающим пенсионером, работодатель может обращаться за перерасчетом данной выплаты для своих сотрудников, но только в том случае, если есть их письменное согласие.

Доля страховой пенсии по старости к пенсии за выслугу лет

Если гражданин является пенсионером за выслугу лет, имеет минимум 15 лет стажа и подходит по возрасту для выхода на пенсию по старости, в том числе и досрочную, он имеет право на назначение доли страховой пенсии по старости к пенсии за выслугу лет.

При этом в расчет берется сумма пенсионных баллов минимум за 12 месяцев после выхода на пенсию. Подчеркиваем, что в этом случае эти баллы уже нельзя использовать при перерасчете пенсии.

Для расчета доли выплаты по старости к пенсии за выслугу лет, нужно воспользоваться формулой, описанной в статье 19 Федерального закона «О страховых пенсиях».

СД = (СДс / СПКк + ИПКi) x СПК, (4)

где:

·СД — доля страховой пенсии по старости;

·СДс — доля страховой пенсии по старости, определенная на 31 декабря 2014 года;

·СПКк — стоимость пенсионного балла;

·ИПКi — величина пенсионного балла с момента выхода на пенсию по выслуге лет и до назначения доли страховой пенсии по старости.

При условии увеличения суммы пенсионных коэффициентов, из расчета страховых взносов, которые не были учтены при назначении доли страховой выплаты по старости либо при предыдущем перерасчете, с 1 августа каждого года производится перерасчет страховой доли.

Как было сказано выше, после 10 рабочих дней с момента подачи заявления и всех необходимых документов (либо представления недостающих документов), ПФР назначает гражданину страховую пенсию по старости. Выплачиваться она будет ежемесячно, причем пенсионер имеет право самостоятельно выбрать способ получения данной выплаты.

Граждане могут получать пенсию следующими способами (в том числе через доверенное лицо):

·На счет в банке. В этом случае пенсионер может снимать денежные средства либо прямо со счета, либо с помощью банковской карты.

·Через Почту России. Выбирая такой вариант, пенсионер будет получать выплаты в отделении почтовой связи или прямо на дом.

·Через стороннюю организацию, занимающуюся доставкой пенсий. Список таких организаций гражданам необходимо узнавать через территориальный орган пенсионного фонда. В остальном порядок и условия выплат идентичны варианту с Почтой России.

Приостановление и прекращение выплаты

Согласно статье 24 ФЗ N 400 данная выплата может быть приостановлена в следующих случаях:

·если гражданин не получал пенсию на протяжении 6 месяцев;

·истечения срока действия документов на постоянное проживание в России для иностранных граждан либо лиц без гражданства;

·выезд на постоянное место жительства в другую страну, с которой у РФ заключено соглашение о выплате пенсии при условии, что гражданин не подтвердил отсутствие права на пенсионное обеспечение на территории этой страны;

·выезд на постоянное место жительства в другую страну, с которой у РФ не заключено соглашение о пенсионном обеспечении, если гражданин при этом не заявил о данном выезде.

При всех указанных выше обстоятельствах выплата приостанавливается на 6 месяцев, а при их устранении — выплачивается в полном объеме с учетом индексации. Стоит отметить, что все неполученные суммы начисляются за все время, на которое была приостановлена выплата. Чтобы продолжить получать пенсию, требуется обратиться в ПФР с заявлением и представить подтверждающие документы.

Заявление о возобновлении выплаты рассматривается в течение 5 дней, а саму пенсию гражданин продолжит получать со следующего месяца.

Статья 25 ФЗ «О страховых пенсиях» поясняет, в каких случаях выплата может быть прекращена:

·в случае смерти пенсионера или признания его без вести пропавшим;

·если иностранным гражданином или лицом без гражданства не представлены документы, подтверждающие вид на жительство в РФ по истечению 6-ти месячного срока;

·при утрате гражданином права на пенсию по старости — в силу недостоверности данных, представленных в документах при назначении страховых выплат;

·в случае добровольного отказа от получения страховой пенсии.

Необходимо обратить внимание, что при возобновлении выплат права на страховую пенсию не теряются и выплаты производятся либо в том же размере, либо в большем (исходя из перерасчета).

Итак, с 2015 года вступили в силу новые условия формирования трудовой пенсии. Возможно, они где-то сложны для понимания ввиду того, что применяется другая система подсчета размера пенсионных выплат через перевод страховых взносов в баллы.

Заключение

В настоящей работе были решены следующие задачи:

определена сущность пенсионного страхования в РФ;

изучено понятие страховой пенсии по старости и условия ее назначения;

рассмотрен порядок назначения страховой пенсии по старости

проанализированы особенности исчисления и выплаты страховой пенсии по старости.

Страховая пенсия — денежная выплата, которую гражданин получает ежемесячно в счет компенсации своего заработка.

Вследствие обязательного пенсионного страхования государство создает систему мер, направленную на компенсацию их доходов при выходе на пенсию.

До января 2015 года деятельность пенсионной системы регулировалась ФЗ № 173 от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях». Страховая пенсия до начала реформы носила название трудовой, состояла из двух частей, которые и формировали ее сумму — это страховой и накопительной.

При начислении трудовой пенсии учитывались пенсионные права, которые были приобретены до принятия этого закона, а так же сумма средств, поступавших в ПФР в виде взносов, перечислявшихся страхователем.

В ходе реформирования системы пенсионного обеспечения, начавшегося с 2015 года, возникли проблемы с наполнением бюджета Фонда, которые связаны с направлением части, перечисляемых в виде взносов, финансовых средств на формирование накопительной пенсии в НПФ. Это привело к резкому уменьшению поступлений предназначенных для выплаты страховых пенсий и вызвало дефицит пенсионного бюджета.

В качестве меры, направленной на решение финансовых проблем в сфере пенсионного обеспечения, согласно с требованиями изложенными в Федеральном законе от 14.12.2015 года № 383, Правительством было принято решение о продлении моратория на формирование накопительной пенсии до конца 2016-го года.

Таким образом, 6% которые направлялись в негосударственные фонды, теперь пойдут на пополнение бюджета, предназначенного на выплату страховых пенсий, что должно, по мнению Правительства, стабилизировать положение в сфере пенсионного обеспечения населения.

В связи с углубляющимся экономическим кризисом в российской экономике, становится очевидным неэффективность действующей пенсионной системы, а реформы, начатые в 2015 году, не приносят ожидаемого результата. В Правительстве идет обсуждение предложений экономического блока, касающихся дальнейшего реформирования пенсионной системы.

В России, в настоящее время, количество пенсионеров составляет около 30% населения и на фоне разрушительных тенденций в экономике и росте безработицы, повышение пенсионного возраста становится неизбежностью.

С 1 января 2017 года будет ежегодно на 6 месяцев повышаться возраст выхода на пенсию для государственных служащих, пока не достигнет 65 лет. Несколько позже такая мера ожидает и всех остальных граждан Российской Федерации.

Идет обсуждение дальнейшего сокращения индексаций пенсий, а для работающих пенсионеров ее отмены, если не полного, то хотя бы ФВ.

Министерством финансов предлагается передача функций по сбору пенсионных отчислений в ведение Федеральной налоговой службы и установления единого тарифа социального страхования с отменой максимального размера страховой базы.

Накопительную пенсию, на формирование которой, в течение трех лет установлен мораторий, предлагается формировать, путем прямого перечисления взносов на накопительные счета управляющих компаний и НПФ, минуя ПФР.

Главное достоинство реформы, начатой в 2015 году, состоит в том, что новые положения пенсионного законодательства, по мнению их авторов, позволят сбалансировать бюджет Пенсионного фонда.

Сбалансированность его состоит в экономии финансовых средств госбюджета, направляемых в пенсионный бюджет для финансирования государственных пенсионных программ и произведения доплат тем пенсионерам, размер пенсии у которых оказался ниже прожиточного минимума, установленного в регионе проживания.

В нынешних условиях, становится очевидно, что реформы не приносят ожидаемого результата и Правительство уже приняло и продолжает обсуждать ряд новых мер, которые смогут ликвидировать недостаток средств, необходимых для обеспечения работы системы пенсионного обеспечения. Никаких, документально зафиксированных решений пока еще не принято, но состояние финансово-экономической и социальной сферы, не оставляет сомнений в том, что в ближайшем будущем пенсионную систему ждут серьезные изменения.

Список использованных источников

[Электронный ресурс]//URL: https://ddmfo.ru/kursovaya/strahovaya-pensiya-po-starostiskachat-besplatno/

Нормативно-правовые акты

1.Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (ред. от 29.12.2015) // Собрание законодательства РФ, 30.12.2013, N 52 (часть I), ст.6965.

2.Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (ред. от 14.12.2015) // Собрание законодательства РФ, 17.12.2001, N 51, ст.4832.

3.Федеральный закон № 166-ФЗ от 15.12.2001г. <#»justify»>Литературные источники

4.Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону «О страховых пенсиях» (постатейный).

М.: Деловой двор, 2015. — 296 с.

5.Ермаков Д.Н., Хмелевская С.А. Современное пенсионное обеспечение в Российской Федерации. — М.: Дашков и Ко, 2014. — 400 с.

.Ерофеева О.В. Защита прав граждан на пенсионное обеспечение: монография. — М.: Проспект, 2016. — 172 с.

.Клепач Е.В. Реформирование пенсионной системы Российской Федерации в 2012-2016 годах // Молодой ученый. — 2013. — №11. — С.352-354.

.Кострюкова В.В. Основы пенсионного страхования в России: проблемы и перспективы // Экономика, управление, финансы: материалы V междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2015 г.).

— Краснодар: Новация, 2015. — С.90-92.

.Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения. Учебник. — М.: Юрайт, 2014. — 592 с.

.Никифорова О.Н. Пенсионное обеспечение в системе социальной защиты населения. — М.: Научная мысль, 2016. — 124 с.

.Сивакова И.В. Новое пенсионное законодательство в схемах: учебное пособие. — М.: Проспект, 2016. — 64 с.

.Тарасенкова А.Н. Льготные категории граждан: социальная помощь. М.: Библиотечка «Российской газеты», 2014. — Вып.18. — 176 с.

.Тресков В.И. Пенсионное обеспечение граждан: основные вопросы. — М.: Редакция «Российской газеты», 2016. — Вып.5. — 176 с.

.Энциклопедия социальных практик поддержки инвалидов в РФ / под ред. Е. Холостовой, Г. Климантовой. — М.: Дашков и Ко, 2015. — 824 с.