В условиях беспрецедентного геополитического давления и необходимости финансирования структурной трансформации экономики, долговая политика Российской Федерации претерпела значительные изменения. Если по итогам 2024 года уровень государственного долга РФ составлял менее 14,5% от ВВП, что является одним из самых низких показателей среди стран G20, то к 2027 году Министерство финансов прогнозирует рост этого показателя до 18% от ВВП. Этот факт, несмотря на сохранение «безопасного уровня» долговой нагрузки, подчеркивает нарастающую зависимость бюджета от заимствований и актуальность глубокого анализа механизмов, инструментов и рисков, связанных с управлением государственным долгом в период 2020–2025 годов.
Данное исследование имеет своей целью провести исчерпывающий анализ долговой политики РФ, фокусируясь на динамике, структуре и приоритетах заимствований, а также на оценке эффективности управления долгом в контексте растущего бюджетного дефицита и санкционного режима. Работа предназначена для специалистов в области государственных финансов и финансового менеджмента, требуя высокого уровня академической проработки и опоры на официальные данные Министерства финансов и Центрального банка РФ.
Теоретико-правовые основы и место госдолга в финансовой системе РФ
Актуальность исследования долговой политики определяется ее центральным местом в системе государственных финансов, поскольку государственный долг, выступая инструментом покрытия бюджетного дефицита, одновременно несет в себе риски финансовой устойчивости страны. Хронологические рамки 2020–2025 годов выбраны не случайно: этот период охватывает начало пандемии, резкий рост бюджетных расходов, а также последующую адаптацию финансовой системы к новым геополитическим реалиям, позволяя оценить долгосрочную реакцию на кумулятивный стресс.
Современное определение и классификация государственного долга РФ
Юридической основой для определения и регулирования государственного долга Российской Федерации служит Статья 97 Бюджетного кодекса РФ. Согласно этому ключевому нормативно-правовому акту, государственный долг РФ представляет собой совокупность долговых обязательств, возникающих перед третьими сторонами.
Экономическая Сущность, Классификация и Учет Финансовых Инвестиций ...
... важнейшим инструментом для обеспечения равномерного признания процентного дохода по долговым инструментам. Классификация Финансовых Активов и Комплексное Регулирование по МСФО Система МСФО использует ... исключительно выплатами основной суммы долга и процентов на непогашенную часть основной суммы долга. По результатам применения этих критериев, долговые финансовые активы классифицируются по трем ...
Ключевые характеристики государственного долга:
- Субъект обязательств: Долговые обязательства возникают перед физическими и юридическими лицами (резидентами и нерезидентами), субъектами РФ, иностранными государствами, международными финансовыми организациями и иными субъектами международного права.
- Основания возникновения: Обязательства формируются в результате государственных заимствований, предоставления государственных гарантий, а также в результате принятия на себя обязательств третьих лиц.
- Безусловность обеспечения: Важнейшим аспектом, закрепленным в БК РФ, является безусловное обеспечение погашения и возврата долга Российской Федерации всем имуществом, находящимся в федеральной собственности и составляющим государственную казну.
БК РФ четко разграничивает внутренний и внешний государственный долг по критерию валюты обязательства:
| Вид долга | Валюта обязательства | Эмитенты и Инструменты |
|---|---|---|
| Государственный внутренний долг РФ | Валюта Российской Федерации (рубли) | Облигации федерального займа (ОФЗ), государственные гарантии в рублях. |
| Государственный внешний долг РФ | Иностранная валюта | Государственные ценные бумаги, номинированные в валюте (Евробонды), кредиты от иностранных государств и МФО. |
Цели и задачи долговой политики в условиях санкционного режима
В отличие от стандартной цели, сводившейся к минимизации стоимости обслуживания при сохранении приемлемых рисков, долговая политика РФ в период 2020–2025 годов приобрела стратегический характер.
Как зафиксировано в «Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики» на среднесрочный период, основная цель бюджетной и, соответственно, долговой политики — это содействие структурной трансформации экономики, перестройке хозяйственных связей и достижению национальных целей развития страны.
Ключевые задачи долговой политики:
- Покрытие дефицита: Обеспечение необходимого объема финансирования для покрытия дефицита федерального бюджета (в условиях роста военных и социальных расходов).
- Приоритет рублевых заимствований: Минимизация зависимости от внешних рынков капитала и валютных рисков путем смещения приоритета в сторону внутреннего государственного долга.
- Оптимизация структуры долга: Управление портфелем долговых обязательств с целью минимизации процентных рисков и рисков рефинансирования (удлинение дюрации, выбор инструментов).
- Синхронизация с денежно-кредитной политикой: Балансирование объемов заимствований с учетом высокой ключевой ставки Центрального банка РФ.
Динамика и структурные изменения государственного долга РФ (2020–2025 гг.)
Период с 2020 года ознаменовался стремительным ростом объема государственного долга, вызванным необходимостью реализации антикризисных мер, а затем и финансирования масштабных бюджетных расходов. При этом структура долга демонстрирует четкий стратегический сдвиг, который закрепил ориентацию на внутренний рынок как ключевой элемент суверенной финансовой безопасности.
Динамика и отношение госдолга к ВВП
Абсолютный объем государственного долга РФ показывает устойчивую повышательную динамику. Однако благодаря относительно высокому уровню ВВП, долговая нагрузка в РФ остается на низком, безопасном уровне.
| Показатель | 2019 г. | 2024 г. (Предв.) | 2027 г. (Прогноз) |
|---|---|---|---|
| Объем внутреннего госдолга (млрд руб.) | 11 142,2 | ~24 990,0 (на 01.05.2025) | — |
| Общее отношение госдолга к ВВП (%) | ~12,6% | < 14,5% | ~18,0% |
| Уровень риска по критериям МВФ | Низкий | Низкий | Умеренный (ниже 20% ВВП) |
По итогам 2024 года, Премьер-министр РФ Михаил Мишустин подтвердил, что государственный долг страны составил менее 14,5% ВВП. Это значение значительно ниже безопасного порога (20% ВВП) и тем более критических уровней, наблюдаемых во многих развитых странах (США, Япония, страны ЕС).
Тем не менее, прогноз роста к 2027 году до 18% ВВП отражает продолжающуюся политику активного заимствования для покрытия растущих расходов. Не является ли такой стремительный рост, пусть и с низкой базы, предвестником необходимости более жесткого контроля за расходами?
Анализ структуры внутреннего и внешнего долга
Ключевой структурной трансформацией в долговой политике стало резкое усиление ориентации на внутренние источники финансирования, что является прямым следствием санкционного давления и изоляции от западных рынков капитала.
Сдвиг в структуре государственного долга РФ (2019–2023 гг.)
| Показатель | Конец 2019 года | Конец 2023 года | 1 мая 2025 года |
|---|---|---|---|
| Доля внутреннего долга (%) | 72,2% | 81,3% | ~82–83% |
| Объем внутреннего долга (трлн руб.) | 11,14 | ~22,86 | 24,99 |
| Объем внешнего долга (млрд долл. США) | ~55,5 | ~58,5 | 53,91 |
На 1 мая 2025 года, объем государственного внутреннего долга достиг 24,99 трлн рублей. Внешний долг, напротив, демонстрирует умеренную динамику и даже снижение в долларовом эквиваленте, что обусловлено снижением возможности новых размещений евробондов и активным замещением старых обязательств. Приоритет внутренних заимствований обеспечивает суверенный контроль над финансовым рынком и минимизирует валютный риск в условиях нестабильности курса.
Механизмы планирования и ключевые инструменты заимствований Минфина РФ
Управление государственным долгом – это сложный процесс, направленный на обеспечение устойчивости финансирования при наименьшей стоимости. В РФ этот процесс регулируется Программой государственных заимствований, которая ежегодно утверждается Федеральным законом о бюджете.
Принципы планирования и роль «Основных направлений политики»
Планирование объемов и сроков заимствований осуществляется Министерством финансов РФ на среднесрочную перспективу в рамках «Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики». Эти документы определяют фискальную стратегию государства.
Принципы планирования заимствований:
- Покрытие дефицита: Объем заимствований напрямую зависит от прогнозируемого дефицита федерального бюджета и необходимости рефинансирования существующих обязательств.
- Прогноз спроса: Минфин ориентируется на потребности и возможности внутреннего рынка капитала, стараясь избежать избыточного давления на ликвидность.
В связи с увеличением бюджетного дефицита, связанного с ростом приоритетных расходов, Минфин был вынужден существенно пересмотреть свои планы. Изначальный план внутренних заимствований на 2025 год был значительно увеличен: с 4,78 трлн рублей до 6,98 трлн рублей. Такое резкое наращивание плана заимствований ставит перед Минфином задачу поиска источников финансирования, не нарушая при этом стабильность финансового рынка.
Анализ структуры инструментов (ОФЗ-ПД и ОФЗ-ПК)
Основным инструментом внутренних заимствований являются Облигации федерального займа (ОФЗ).
В структуре ОФЗ выделяются два ключевых вида, которые отражают стратегию управления процентным риском:
| Вид ОФЗ | Характеристика | Риски для эмитента | Стратегическое предпочтение (2025 г.) |
|---|---|---|---|
| ОФЗ-ПД (Постоянный доход) | Фиксированный купон, не зависит от ключевой ставки ЦБ. Средне- и долгосрочные бумаги. | Риск размещения при высокой ставке. | Предпочтительны. Используются для удлинения дюрации и фиксации стоимости обслуживания. |
| ОФЗ-ПК (Плавающий купон) | Купон привязан к ставке RUONIA или ключевой ставке ЦБ. | Высокий процентный риск: стоимость обслуживания резко растет при повышении ключевой ставки. | Размещение ограничивается, но используется для привлечения ликвидности. |
По состоянию на 1 мая 2024 года, крупнейший объем приходился именно на ОФЗ с постоянным купонным доходом:
- ОФЗ-ПД (фиксированный купон): 11 743,933 млрд рублей
- ОФЗ-ПК (плавающий купон): 7 724,000 млрд рублей
Предпочтение долгосрочным ОФЗ-ПД в 2025 году обусловлено стремлением Минфина зафиксировать приемлемую стоимость обслуживания и снизить влияние потенциального роста ключевой ставки на бюджетные расходы. Это классическая стратегия хеджирования процентного риска путем удлинения дюрации обязательств, что является критически важным шагом для обеспечения предсказуемости бюджетных расходов в среднесрочной перспективе.
Роль институтов и динамика стоимости обслуживания государственного долга
Эффективность долговой политики во многом зависит от взаимодействия ключевых финансовых институтов: Министерства финансов (эмитент), Центрального банка (агент) и Фонда национального благосостояния (финансовый резерв).
Фонд национального благосостояния как инструмент обеспечения финансовой устойчивости
ФНБ выступает важнейшим элементом обеспечения финансовой устойчивости и инструментом управления государственным долгом. Его функция — это функция «демпфера» (амортизатора), сглаживающего волатильность нефтегазовых доходов.
Функции ФНБ в контексте госдолга:
- Покрытие дефицита: Средства ФНБ могут использоваться для финансирования дефицита федерального бюджета, тем самым снижая потребность в активных заимствованиях на внутреннем рынке.
- Погашение долга: В критических ситуациях средства ФНБ могут направляться на погашение государственных долговых обязательств.
По состоянию на 1 октября 2025 года, общий объем ФНБ составил 13,2 трлн рублей, что эквивалентно примерно 5,9% от прогнозируемого ВВП. Объем ликвидных активов Фонда, которые могут быть оперативно использованы для покрытия дефицита, составлял 4,165 трлн рублей. Наличие такого резерва позволяет Минфину сохранять гибкость в долговой политике и избегать чрезмерного увеличения объемов заимствований в неблагоприятные рыночные периоды.
Центральный банк РФ, в свою очередь, выполняет критически важную функцию генерального агента по обслуживанию государственного долга. ЦБ РФ организует аукционы по размещению ОФЗ, осуществляет операции по их погашению и выплате купонного дохода, обеспечивая техническую стабильность всего процесса.
Динамика расходов на обслуживание долга и дюрация
Следствием роста объемов заимствований, а также высокой ключевой ставки ЦБ РФ, является существенный рост расходов на обслуживание государственного долга. Этот показатель является одним из наиболее чувствительных индикаторов эффективности долговой политики.
Расходы федерального бюджета на процентные платежи (обслуживание госдолга) демонстрируют тревожную динамику:
- 2021 год: 1,08 трлн рублей.
- Прогноз на 2026 год: 3,9 трлн рублей.
Рост расходов почти в четыре раза за пять лет свидетельствует о нарастающем бремени долга. Прогнозируемая доля расходов на обслуживание госдолга в общем объеме расходов федерального бюджета к 2026 году достигнет 8,8%. Это означает, что значительная часть налоговых поступлений будет направляться не на социальные или инвестиционные цели, а на выплату процентов кредиторам, преимущественно российским банкам.
Для контроля над риском рефинансирования Минфин стремится поддерживать оптимальную средневзвешенную дюрацию (средний срок до погашения) портфеля ОФЗ. Удлинение дюрации через выпуск долгосрочных ОФЗ-ПД позволяет распределить нагрузку по рефинансированию на более длительный период, снижая ежегодное давление на бюджет.
Критический анализ системных рисков и меры их минимизации
Несмотря на низкий показатель отношения долга к ВВП, долговая политика РФ содержит ряд структурных рисков, которые требуют немедленного внимания и коррекции.
Процентный риск и структурный дисбаланс в ОФЗ-ПК
Наиболее острый риск в текущей структуре государственного долга — это процентный риск, обусловленный чрезмерно высокой долей облигаций с плавающим купоном (ОФЗ-ПК, или «флоатеров»).
Механизм риска: Купонная выплата по ОФЗ-ПК привязана к ключевой ставке ЦБ. При росте ключевой ставки (как это происходило в 2023–2024 годах), стоимость обслуживания этих бумаг резко возрастает, что прямо влияет на рост бюджетных расходов.
Квантификация структурного дисбаланса:
- Текущая доля ОФЗ-ПК: По оценкам, доля ОФЗ-ПК в структуре внутреннего госдолга РФ находится на уровне 45–50%.
- Целевой безопасный параметр Минфина: Министерство финансов неоднократно заявляло о намерении снизить долю ОФЗ-ПК до более безопасного уровня 20–30%.
Превышение целевого показателя почти вдвое делает федеральный бюджет крайне уязвимым к решениям Центрального банка по ключевой ставке, превращая монетарную политику в значимый фискальный риск. Увеличение плана заимствований на 2025 год до 6,98 трлн рублей может заставить Минфин вновь прибегнуть к размещению ОФЗ-ПК для привлечения необходимого объема ликвидности, что усугубит процентный риск.
Квазирыночный характер заимствований и инфляционные риски
Второй системной проблемой является квазирыночный характер размещения ОФЗ. В идеале, облигации должны приобретать широкие категории инвесторов (пенсионные фонды, страховые компании, частные инвесторы, иностранные фонды).
Однако в текущих условиях рынок ОФЗ остается концентрированным.
Анализ концентрации держателей:
- В 2024 году системные и крупные государственные банки приобрели почти 76% всех размещенных ОФЗ на аукционах.
- Доля банков в совокупном портфеле держателей ОФЗ достигала 59% на конец 2023 года.
Такая высокая концентрация означает, что заимствования происходят не по чисто рыночным принципам, а скорее за счет средств, аккумулированных внутри банковской системы, часто являющихся средствами государства или государственных корпораций.
Последствия квазирыночного заимствования:
- Инфляционный риск: Если банки финансируют покупку ОФЗ не за счет реальных сбережений, а за счет эмиссии (в условиях высокой ставки это маловероятно, но потенциально возможно), это может нести инфляционный риск.
- Снижение конкуренции: Отсутствие широкого круга инвесторов ведет к снижению конкуренции на аукционах, что может искусственно завышать требуемую доходность и, соответственно, стоимость обслуживания долга для бюджета.
Интегрированные фискальные меры по снижению долговой нагрузки
Осознавая растущие риски, связанные с долговым финансированием, правительство РФ прибегло к интегрированным фискальным мерам, направленным на увеличение доходов бюджета и, как следствие, снижение потребности в заимствованиях.
Ключевой мерой, принятой на 2025 год, стало повышение ставки налога на прибыль организаций (НПО) с 20% до 25%.
Эта мера является стратегической попыткой перераспределить финансовую нагрузку с долгового финансирования (несущего процентный риск) на налоговое финансирование (несущее риск для корпоративного сектора), обеспечивая более устойчивый баланс бюджета на среднесрочную перспективу.
Роль повышения НПО:
- Снижение потребности в ОФЗ: Ожидается, что увеличение налоговых поступлений от НПО позволит частично компенсировать растущий бюджетный дефицит, снижая тем самым давление на Минфин по размещению новых объемов ОФЗ.
- Балансировка рисков: Снижение зависимости от заимствований, особенно от высокорисковых ОФЗ-ПК, позволяет правительству лучше управлять общим фискальным бременем.
Выводы и заключение
Долговая политика Российской Федерации в период 2020–2025 годов продемонстрировала высокую степень адаптивности к внешним шокам, успешно переориентировавшись на внутренний рынок капитала. Приоритет внутренних заимствований (доля которых достигла 81,3% к концу 2023 года) и сохранение низкого отношения госдолга к ВВП (менее 14,5% в 2024 году) свидетельствуют об успехе стратегии суверенизации государственного долга.
Однако под низким уровнем долговой нагрузки скрываются серьезные структурные проблемы, которые требуют незамедлительного решения:
- Неуправляемый процентный риск: Чрезмерно высокая доля ОФЗ-ПК (45–50% от внутреннего долга) делает стоимость обслуживания долга критически зависимой от решений ЦБ РФ, что уже привело к резкому росту процентных платежей (прогноз 3,9 трлн рублей к 2026 году).
- Слабость рыночного механизма: Доминирование системных госбанков в качестве кредиторов (приобретение до 76% ОФЗ в 2024 году) указывает на квазирыночный характер заимствований, что снижает прозрачность ценообразования и несет потенциальные инфляционные риски.
Рекомендации для повышения эффективности долговой политики:
Для обеспечения долгосрочной финансовой устойчивости и минимизации структурных рисков, Правительству РФ и Минфину целесообразно:
- Ускорить снижение доли ОФЗ-ПК: Придерживаться заявленного целевого показателя в 20–30% для снижения уязвимости бюджета перед процентным риском.
- Стимулировать рыночность: Разработать и внедрить стимулы для привлечения более широкого круга негосударственных инвесторов (пенсионных фондов, страховых компаний и частных лиц) на рынок ОФЗ, что позволит снизить зависимость от системных банков.
- Использовать фискальный потенциал: Активное применение интегрированных фискальных мер, таких как повышение НПО, для сокращения потребности в долговом финансировании в условиях растущего дефицита.
В заключение следует отметить, что долговая политика РФ успешно справилась с задачей покрытия бюджетного дефицита в сложнейших макроэкономических условиях, однако будущая устойчивость будет зависеть от способности властей устранить структурные дисбалансы и обеспечить более высокую рыночность инструментов заимствования.
Список использованной литературы
- Аналитический доклад по результатам анализа механизма учета и отчетности участников процесса управления государственным долгом Российской Федерации // Бюллетень Счетной палаты РФ. 2009. N 5. С. 196-203.
- Астапов К.Л. Управление внешним и внутренним долгом в России / К.Л. Астапов // Мировая экономика и международные отношения. 2003. №2. С. 26-35.
- Балацкий Е.В. Прогнозирование внешнего долга: модели и оценки / Е.В. Балацкий // Мировая экономика и международные отношения. 2001. №2. С. 3.
- БК РФ Статья 97. Государственный долг Российской Федерации: Федеральный закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 08.10.2025).
Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/083981884b2565651c6ef0234509748b8b8098c4/ (Дата обращения: 08.10.2025).
- Бюджетный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ. URL: https://www.minfin.gov.ru/ru/document/?id_4=12403-byudzhetnyi_kodeks_rossiiskoi_federatsii (Дата обращения: 08.10.2025).
- Госдолг России: какой на сегодняшний день, кому должны, обслуживание, динамика. URL: https://frankmedia.ru/119932 (Дата обращения: 08.10.2025).
- Государственный долг РФ // Колпакова Г.М. Финансы. Денежное обращение. Кредит / Г.М. Колпакова. М.: Финансы и статистика, 2005. С. 275-292.
- Жигаев А. Ю. Система макроэкономических ограничений на размер государственного долга / А. Ю. Жигаев // Деньги и кредит. 2004. №7. С. 54-61.
- Информация Минфина России от 30.09.2024 «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/411333796/ (Дата обращения: 08.10.2025).
- Карелин О. В. Регулирование международных кредитных отношений России / О. В. Карелин. М.: Финансы и статистика, 2003. 172 с.
- Колпакова Г.М. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учеб. Пособие / Ред. Колпакова Г.М. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 2003. 496 с.
- Красавина Л.Н., Баранова Е.П. Внешний долг России: уроки и перспективы // Деньги и кредит. 2001. №9. С. 70-77.
- Красс М.С., Цвирко С.Э. Модель управления динамикой государственного долга // Мировая экономика и международные отношения. 2002. №4. С. 48-55.
- Кризис военных финансов: почему бюджет-2026 почти не имеет шансов быть исполненным. URL: https://re-russia.net/policy/314/ (Дата обращения: 08.10.2025).
- Махмутова Э.Х. Законодательная база управления государственным долгом РФ // Финасы. 2004. №5. С. 20-22.
- Минфин России. Объём и структура государственного внутреннего долга Российской Федерации. URL: https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/public_debt/stats/internal (Дата обращения: 08.10.2025).
- Минфин России. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов. URL: https://minfin.gov.ru/ru/document/ (Дата обращения: 08.10.2025).
- Минфин России. Фонд национального благосостояния. URL: https://minfin.gov.ru/ru/activity/reservefund/ (Дата обращения: 08.10.2025).
- Минфин РФ может вновь прибегнуть к размещению флоатеров в конце года из-за увеличения заимствований — ИФ // The Moscow Times. 2025. 7 октября. URL: https://www.moscowtimes.ru/2025/10/07/minfin-rf-mozhet-vnov-pribegnut-k-razmeshcheniyu-floaterov-v-kontse-goda-iz-za-uvelicheniya-zaimstvovanii-if-a128691 (Дата обращения: 08.10.2025).
- Минфин при выполнении плана заимствований будет ориентироваться на потребности рынка // Интерфакс. URL: https://www.interfax.ru/business/970220 (Дата обращения: 08.10.2025).
- Минфин увеличит планы по размещению ОФЗ // Эксперт. 2025. 1 октября. URL: https://expert.ru/2025/10/1/minfin-uvelichit-plany-po-razmeshcheniyu-ofz/ (Дата обращения: 08.10.2025).
- Подвинская Е.С. Об управлении внешним долгом // Финансы. 2002. №3. С. 22-24.
- Современные тенденции российского государственного долга // Cyberleninka. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-tendentsii-rossiyskogo-gosudarstvennogo-dolga (Дата обращения: 08.10.2025).
- Стахович Л.В., Рыжаковская Л.Ю. Необходимость и сущность управления государственным внутренним долгом // Финансы и кредит. 2006. №15. С. 56-63.
- Столяров А. Некоторые проблемы обслуживания государственного долга России // Общества и экономика. 2008. №5. С. 163-170.
- Ст. 97 Бюджетного кодекса РФ с Комментарием 2025. URL: https://budkod.ru/razdel-4/glava-14/statya-97 (Дата обращения: 08.10.2025).
- Третьяк А. Категории валового и чистого госдолга в анализе государственной задолженности // Российский экономический журнал. 2007. №9. С. 92-95.
- Финансы: учебник / под ред. А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной. М.: Финансы и статистика, 2005. 501 с.
- Фонд национального благосостояния России (ФНБ).
URL: https://osaadm.ru/news/fond-nacionalnogo-blagosostoyaniya-rossii-fnb/ (Дата обращения: 08.10.2025).
- Хейфец Б. А. Долговая политика России: актуальные проблемы // Экономика. Научный эксперт. М., 2007. С. 37-51.
- Центральный Банк Российской Федерации. URL: www.cbr.ru (Дата обращения: 08.10.2025).
- Что нужно знать о новом российском бюджете // Forbes. URL: https://www.forbes.ru/finansy/533816-cto-nuzno-znat-o-novom-rossijskom-budzete (Дата обращения: 08.10.2025).
- Что такое Фонд национального благосостояния России? // Финам. 2024. 28 марта. URL: https://www.finam.ru/publications/item/chto-takoe-fond-nacionalnogo-blagosostoyaniya-rossii-20240328-11100/ (Дата обращения: 08.10.2025).
- Шабалин А. Динамика государственного и корпоративного долга // Экономист. 2006. №4. С. 50-57.
- Электронный ресурс: http:// www. gazeta.ru/financial/2009/12/02/3293708.shtml (Дата обращения: 08.10.2025).