По данным Росфинмониторинга, в 2024 году количество кредитных организаций, отнесенных к повышенному уровню риска вовлеченности в теневые схемы, сократилось на 15%. Эта статистика является отражением растущего внимания регуляторов и аудиторов к финансовой дисциплине, особенно в части обязательств, таких как кредиты и займы. В условиях постоянного ужесточения требований к прозрачности финансовой отчетности и гармонизации российских стандартов с международными, аудит заемных средств превращается из рутинной проверки в сложный, многофакторный анализ финансового здоровья и юридической чистоты компании. Проведение такой проверки требует не только знания бухгалтерских правил, но и глубокого понимания финансовых рисков.
Введение
Тема аудита расчетов по кредитам и займам обладает высокой актуальностью, что обусловлено несколькими ключевыми факторами. Во-первых, заемные средства, формируя существенную часть пассивов, оказывают критическое влияние на финансовую устойчивость и платежеспособность любой коммерческой организации, поскольку любые ошибки в их учете напрямую искажают бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах. Во-вторых, продолжающийся процесс реформирования российской системы бухгалтерского учета и аудита, включающий переход на новые Федеральные стандарты бухгалтерского учета (ФСБУ) и обязательное применение Международных стандартов аудита (МСА), требует от специалистов глубокого понимания актуальных методологических требований. В-третьих, финансовые обязательства традиционно являются зоной повышенного риска, так как могут использоваться в схемах налоговой оптимизации, нецелевого расходования или вывода капитала, что требует от аудитора высокой профессиональной бдительности.
Цель настоящего исследования заключается в разработке актуального, глубокого и методологически обоснованного исследования по теме «Аудит кредитов и займов», включающего анализ нормативной базы РФ, методологию проверки, типичные риски и сравнительный анализ с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО).
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Определить сущность и классификацию заемных средств согласно российскому законодательству и бухгалтерскому учету.
 - Проанализировать действующую нормативно-правовую базу аудита в РФ с учетом внедрения новых Международных стандартов аудита.
 - Детализировать цели, задачи и методологию проведения аудита расчетов по кредитам и займам, включая применение аналитических процедур.
 - Выявить и систематизировать типичные ошибки и искажения в учете заемных средств.
 - Провести сравнительный анализ учета кредитов и займов по РСБУ (ПБУ 15/2008) и МСФО (IAS 23, IFRS 9).
 - Оценить влияние выявленных искажений на аудиторское заключение в контексте требований МСА 705.
 
Объектом исследования выступают расчеты по полученным организацией кредитам и займам, отраженные в бухгалтерском учете и финансовой отчетности.
Предметом исследования являются методологические подходы, аудиторские процедуры и нормативно-правовое регулирование процесса проверки достоверности учета заемных средств.
Контроль и Ревизия Дебиторской и Кредиторской Задолженности: ...
... этапы аудита расчетов Основная цель ревизии (аудита): Формирование независимого мнения о достоверности показателей дебиторской и кредиторской задолженности, представленных в финансовой отчетности, и о соответствии методики их учета требованиям ...
Глава 1. Теоретические основы и нормативно-правовое регулирование аудита расчетов по кредитам и займам
Сущность и классификация заемных средств как объектов аудита
Заемные средства представляют собой финансовые обязательства организации перед кредиторами (банками, другими юридическими и физическими лицами), возникающие на основании гражданско-правовых договоров.
Согласно Гражданскому кодексу РФ (ГК РФ), различают два основных вида заемных обязательств:
- Кредит (ст. 819 ГК РФ): Обязательство, возникающее по кредитному договору, где кредитором выступает банк или иная кредитная организация, а объектом является предоставление денежных средств заемщику на условиях срочности, платности и возвратности.
 - Заем (ст. 807 ГК РФ): Обязательство, возникающее по договору займа, где займодавец передает в собственность заемщику деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками. Заем может быть беспроцентным, если иное не предусмотрено законом или договором.
 
С точки зрения бухгалтерского учета и аудита, ключевое значение имеет классификация обязательств по сроку погашения, которая влияет на их отражение в Балансе:
| Классификация | Счет БУ | Строка Баланса | Критерий срока | 
|---|---|---|---|
| Долгосрочные обязательства | Счет 67 | 1410 | Срок погашения более 12 месяцев после отчетной даты. | 
| Краткосрочные обязательства | Счет 66 | 1510 | Срок погашения не более 12 месяцев после отчетной даты. | 
Центральным элементом учета заемных средств является Положение по бухгалтерскому учету «Учет расходов по займам и кредитам» (ПБУ 15/2008).
Оно устанавливает правило: все расходы, связанные с получением и использованием займов, за исключением процентов, которые капитализируются, признаются прочими расходами организации (Дебет 91.2).
Также ПБУ 15/2008 вводит понятие Инвестиционного актива — объекта, подготовка которого к использованию требует длительного времени и существенных расходов. Проценты по займам, напрямую связанные с приобретением или созданием такого актива, подлежат включению в его стоимость (капитализации), что отражается по Дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы».
Актуальная нормативно-правовая база аудита в Российской Федерации
Нормативно-правовая база аудита расчетов по кредитам и займам в РФ имеет трехуровневую структуру: законодательный, стандартизационный и методологический уровни.
На законодательном уровне основу составляют:
- Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», который определяет правовые основы аудита.
 - Федеральный закон «О бухгалтерском учете» (№ 402-ФЗ), устанавливающий требования к ведению учета, достоверность которого проверяется.
 - Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) и Налоговый кодекс РФ (НК РФ), регулирующие правовую природу заемных обязательств и порядок налогового учета процентных расходов соответственно.
 
На стандартизационном уровне ключевую роль играют Международные стандарты аудита (МСА). В соответствии с частью 1 статьи 7 ФЗ-307, МСА являются обязательными для применения на территории РФ.
При проведении аудита кредитов и займов аудитор должен руководствоваться следующими МСА:
- МСА 315 (пересмотренный) — Выявление и оценка рисков существенного искажения посредством изучения организации и ее среды.
 - МСА 330 — Аудиторские процедуры в ответ на оцененные риски.
 - МСА 500 — Аудиторские доказательства (подтверждение реальности и оценки обязательств).
 - МСА 700 (пересмотренный) и МСА 705 (пересмотренный) — Формирование мнения и модификация заключения в случае выявления существенных искажений в расчетах по займам.
 
Особое внимание уделяется МСА, регулирующим оценку системы внутреннего контроля организации, поскольку операции по получению и погашению кредитов часто сопряжены с высоким риском мошенничества и несанкционированного доступа. Стоит ли говорить, насколько важно адекватно оценить и протестировать внутренний контроль прежде, чем переходить к процедурам по существу?
Интеграция новых стандартов качества аудита: МСК 1, МСК 2 и МСА 220 (пересмотренный)
С конца 2023 года российская аудиторская практика пережила важный этап нормативной реформы, связанный с внедрением стандартов, направленных на повышение качества аудиторских услуг. Приказом Минфина России от 16 октября 2023 г. N 166н в действие были введены новые стандарты, которые кардинально меняют подход к управлению качеством в аудиторских организациях:
- Международный стандарт контроля качества 1 (МСК 1) «Управление качеством в аудиторских организациях, проводящих аудит или обзорные проверки финансовой отчетности, а также выполняющих прочие задания, обеспечивающие уверенность, или задания по оказанию сопутствующих услуг». Этот стандарт требует от аудиторской фирмы разработки, внедрения и поддержания системы управления качеством, основанной на оценке рисков.
 - Международный стандарт контроля качества 2 (МСК 2) «Проверки качества задания». Он устанавливает требования к организации и выполнению проверок качества конкретного аудиторского задания, что особенно важно при проверке высокорисковых областей, таких как крупные займы.
 - Международный стандарт аудита 220 (пересмотренный) «Управление качеством при проведении аудита финансовой отчетности». Данный стандарт усиливает ответственность руководителя задания за качество проведенного аудита.
 
Влияние на аудит кредитов и займов:
Введение новых МСК и пересмотренного МСА 220 обязывает аудитора уделить повышенное внимание документированию процедур, связанных с заемными средствами. Например, при проверке крупного долгосрочного кредита руководитель задания должен обеспечить, чтобы рабочая группа обладала достаточными компетенциями для оценки сложных финансовых инструментов, курсовых разниц и корректности применения метода капитализации процентов. Таким образом, эти стандарты создают методологическую базу для более тщательного и документированного подхода к оценке рисков в области заемных обязательств, а несоблюдение этих требований может привести к серьезным претензиям со стороны СРО и регулятора.
Глава 2. Методология, планирование и проведение аудита расчетов по кредитам и займам
Планирование аудита: цели, задачи и оценка рисков, присущих расчетам по заемным средствам
Аудит кредитов и займов начинается с этапа планирования, который, согласно МСА 300, является критически важным для эффективного проведения проверки.
Основная цель аудита заемных средств — получение достаточных и надлежащих аудиторских доказательств того, что обязательства по кредитам и займам:
- Являются реальными и принадлежат организации (подтверждение существования).
 - Отражены в учете в правильной сумме (точность оценки).
 - Правильно классифицированы как долгосрочные или краткосрочные.
 - Соблюдены требования по раскрытию информации в отчетности.
 
Оценка рисков: Операции с заемными средствами являются объектом повышенного риска из-за сложности расчетов процентов, потенциального нецелевого использования средств и возможного сокрытия условий договоров. Аудитор должен оценить риски существенного искажения на двух уровнях: на уровне финансовой отчетности в целом и на уровне допущений в отношении остатков по счетам 66 и 67.
| Риск | Описание | Последствия | 
|---|---|---|
| Риск неотражения (Полнота) | Не отражены все полученные займы или начисленные проценты (например, с целью занижения расходов). | Занижение обязательств и расходов. | 
| Риск оценки (Точность) | Неправильный расчет процентов (ошибки в ставке, базе, сроке) или некорректная капитализация. | Искажение себестоимости активов (Дт 08) или прочих расходов (Дт 91.2). | 
| Риск классификации | Долгосрочные обязательства, подлежащие погашению в ближайшие 12 месяцев, не переведены в краткосрочные. | Некорректное представление ликвидности в Балансе (искажение строки 1410/1510). | 
Определение уровня существенности: На этапе планирования аудитор устанавливает общий уровень существенности для финансовой отчетности и уровень существенности для выполнения процедур. В российской аудиторской практике количественным бенчмарком часто принимается диапазон от 5% до 10% от выбранного базового показателя (например, валюты баланса или прибыли до налогообложения).
Аудиторские процедуры по существу: проверка документооборота и корректности бухгалтерских проводок
Процедуры по существу направлены на получение доказательств в отношении конкретных сальдо счетов и классов операций. Аудит кредитов и займов основан на проверке первичной документации и расчетов.
Типовые бухгалтерские проводки (ПБУ 15/2008):
| Операция | Дебет | Кредит | Допущение | 
|---|---|---|---|
| Получен краткосрочный кредит/заем | 51 «Расчетные счета» | 66 «Расчеты по краткосрочным…» | Реальность, Точность | 
| Получен долгосрочный кредит/заем | 51 «Расчетные счета» | 67 «Расчеты по долгосрочным…» | Реальность, Точность | 
| Начислены проценты (общий случай) | 91.2 «Прочие расходы» | 66 (67) | Точность, Отнесение к периоду | 
| Начислены проценты, капитализируемые | 08 «Вложения во внеоборотные активы» | 66 (67) | Классификация, Точность | 
| Погашена основная сумма долга | 66 (67) | 51 «Расчетные счета» | Существование, Точность | 
Примеры типовых аудиторских процедур по существу:
- Проверка документов (Допущение: Реальность): Аудитор сверяет условия кредитных договоров (сумма, ставка, срок) с данными аналитического учета по счетам 66/67 и подтверждает фактическое поступление средств выписками банка.
 - Арифметический контроль (Допущение: Точность): Проверка начисления процентов является обязательной процедурой. Аудитор самостоятельно пересчитывает сумму начисленных процентов, используя формулу:
$$
\text{Сумма процентов} = \frac{\text{Сумма займа} \times \text{Ставка}}{365 (366)} \times \text{Количество дней}
$$В HTML-формате эта формула выглядит так:
Сумма процентов = (Сумма займа × Ставка) / 365 (366) × Количество дней - Проверка целевого использования (Допущение: Права и обязанности): Если кредит является целевым, аудитор прослеживает движение средств от поступления на счет до фактического расходования (например, проверяет платежные поручения и договоры поставки, оплаченные за счет кредита) для подтверждения соблюдения условий договора.
 
Применение аналитических процедур для оценки финансового риска: анализ коэффициента соотношения заемного и собственного капитала (Кзис)
Аналитические процедуры (МСА 520) используются для оценки финансового состояния клиента и выявления аномалий. В аудите кредитов и займов ключевым показателем, отражающим степень финансового риска, является коэффициент соотношения заемного и собственного капитала (Кзис), также известный как коэффициент финансового левериджа.
$$
К_{\text{зис}} = \frac{\text{Заемный капитал} \text{ (Строка 1400 + Строка 1500)}}{\text{Собственный капитал} \text{ (Строка 1300)}}
$$
K_зис = (Заемный капитал (Строка 1400 + Строка 1500)) / (Собственный капитал (Строка 1300))
Интерпретация значений Кзис:
- Критическое значение (Кзис ≥ 1): Указывает на то, что компания финансируется преимущественно за счет внешних источников. Превышение заемного капитала над собственным сигнализирует о высоком финансовом риске и низкой платежеспособности в долгосрочной перспективе.
 - Оптимальное значение (0,56 до 0,7): Данный диапазон часто считается оптимальным для устойчивого развития, так как позволяет компании использовать эффект финансового рычага без чрезмерного увеличения долговой нагрузки.
 - Низкое значение (Кзис < 0,5): Указывает на высокую финансовую устойчивость, но может сигнализировать о неэффективном использовании заемного финансирования.
 
Если в ходе аналитических процедур аудитор выявляет, что Кзис существенно превышает критические значения, это является основанием для расширения выборки и проведения более детальных процедур по проверке реальности, оценки и классификации долгосрочных обязательств. Таким образом, даже на этапе планирования аудитор может значительно сузить область проверки, сфокусировавшись на наиболее рискованных операциях.
Проверка корректности учета и капитализации процентов по ПБУ 15/2008
Капитализация процентов — процесс включения затрат по займам в первоначальную стоимость инвестиционного актива. Эта процедура является объектом пристального внимания аудитора из-за ее прямого влияния на финансовые результаты (сдвиг признания расходов из текущего периода в будущие через амортизацию).
Аудитор должен проверить следующие аспекты, установленные ПБУ 15/2008:
- Наличие инвестиционного актива: Проверка наличия актива, который соответствует критериям «длительного времени» подготовки к использованию и «существенных расходов».
 - Период капитализации: Проценты начинают включаться в стоимость актива с момента начала работ по его созданию и заканчиваются в момент, когда актив готов к использованию.
 - Правило прекращения капитализации при приостановке работ: Аудитор обязан убедиться, что в случае приостановки работ по созданию инвестиционного актива, длящейся более трех месяцев, капитализация процентов прекращается. В этот период проценты должны относиться в состав прочих расходов (Дт 91.2).
 
Пример аудиторской процедуры: Если компания капитализировала проценты в течение 15 месяцев, аудитор д��лжен запросить акты о ходе строительства и убедиться, что не было перерывов в работах, превышающих три месяца. Если такие перерывы были, то компания завысила стоимость актива и занизила текущие расходы, что требует корректировки.
Глава 3. Проблемные аспекты, существенность искажений и международный опыт аудита
Типичные качественные и количественные ошибки в учете кредитов/займов
Практика аудита показывает, что ошибки в учете заемных средств носят системный характер и часто связаны с нарушением принципа соответствия отчетных данных первичным документам и принципа рациональности.
Систематизация типичных ошибок:
| Тип ошибки | Описание | Счет/Строка | Существенность | 
|---|---|---|---|
| Классификация | Неперевод долгосрочного обязательства (счет 67) в краткосрочное (счет 66), когда до погашения остается менее 12 месяцев. | 1410 (завышено), 1510 (занижено) | Искажение ликвидности Баланса. | 
| Начисление процентов | Начисление процентов «по оплате» (кассовый метод) вместо начисления по принципу «временной определенности фактов хозяйственной деятельности». | 91.2 | Искажение финансового результата. | 
| Капитализация | Необоснованное включение (или невключение) процентов в стоимость инвестиционного актива, когда не соблюдены критерии ПБУ 15/2008. | 08, 91.2 | Искажение стоимости активов и прибыли. | 
| Документирование | Отсутствие графика погашения, протоколов согласования условий или неполнота договора (например, отсутствие условия о целевом использовании). | 66, 67 | Нарушение принципа документированности и реальности. | 
| Валютный учет | Некорректный пересчет валютных обязательств по курсу ЦБ РФ на отчетную дату, что приводит к неверному отражению курсовых разниц. | 91.1, 91.2 | Искажение оценки обязательств. | 
Анализ современных финансовых рисков и роль Росфинмониторинга
Аудит кредитов и займов не ограничивается проверкой бухгалтерской техники. Аудитор, согласно МСА 250, обязан учитывать применимость нормативных правовых актов и возможные признаки мошенничества. Одним из наиболее существенных качественных рисков является использование заемных операций в схемах неправомерного вывода средств или обналичивания. Это особенно актуально для небанковских займов, выданных аффилированными лицами.
Роль Росфинмониторинга:
Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) осуществляет контроль за финансовыми операциями. Хотя количество кредитных организаций, вовлеченных в теневые схемы, снижается (в 2024 году отмечено снижение на 15%), общий объем средств, проходивших через выявленные теневые площадки, по-прежнему остается значительным (более 9 млрд рублей).
Аудитор обязан оценивать деловую цель (экономическую целесообразность) сделки займа. Если заем выдан на нерыночных условиях (например, беспроцентный заем крупной суммы с длительным сроком) и не имеет очевидной деловой цели, это может быть сигналом для углубленной проверки на предмет:
- Скрытого дивиденда (для целей налогообложения).
 - Факта обналичивания или вывода средств.
 
Если аудитор выявляет признаки подозрительных операций, он должен оценить их влияние на достоверность отчетности и, при необходимости, рассмотреть вопрос об информировании руководства или регуляторов (с соблюдением требований законодательства об отмывании доходов).
Как должен поступить аудитор, если налицо нецелевое использование кредита, но руководство настаивает на его корректном отражении?
Оценка существенности искажений и ее влияние на аудиторское заключение (МСА 705)
Выявленные в ходе аудита ошибки должны быть проанализированы на предмет их существенности.
Количественные критерии существенности:
Как было отмечено, в аудите используется количественный бенчмарк существенности, часто устанавливаемый в диапазоне от 5% до 10% от выбранной базы (например, прибыль или валюта баланса).
Важно отметить, что в российском законодательстве существует административный порог: искажение показателя бухгалтерской отчетности, менее чем на 10%, не является основанием для привлечения должностных лиц организации к административной ответственности по статье 15.11 КоАП РФ. Однако для целей аудита существенными могут быть признаны и меньшие искажения, если они носят качественный характер (например, сокрытие целевого нецелевого использования кредита или нарушение принципов раскрытия информации).
Влияние на аудиторское заключение (МСА 705):
Если выявленные искажения в учете кредитов и займов являются существенными (превышают установленный уровень) и не исправлены аудируемым лицом, аудитор обязан модифицировать свое мнение в заключении, руководствуясь МСА 705 (пересмотренный):
- Мнение с оговоркой: Выдается, если искажения существенны, но не всеобъемлющи для финансовой отчетности в целом. Например, аудитор обнаружил, что проценты по одному крупному займу были рассчитаны неверно, но в остальном учет ведется корректно.
 - Отрицательное мнение: Выдается, если искажения существенны и всеобъемлющи. Например, систематическое нарушение принципов капитализации процентов и классификации обязательств, что делает Баланс и Отчет о финансовых результатах недостоверными.
 
Сравнительный анализ учета заемных средств по РСБУ (ПБУ 15/2008) и МСФО (IAS 23 и IFRS 9)
Гармонизация российского учета с МСФО является непрерывным процессом. Хотя ПБУ 15/2008 во многом схоже с IAS 23 «Затраты по займам», существуют фундаментальные различия, особенно в части применения IFRS 9 «Финансовые инструменты».
Сравнительная таблица учета заемных средств:
| Критерий сравнения | РСБУ (ПБУ 15/2008) | МСФО (IAS 23 и IFRS 9) | 
|---|---|---|
| Первоначальное признание | По номинальной стоимости (фактическая сумма поступления). | По справедливой стоимости за вычетом затрат по сделке (IFRS 9). | 
| Последующая оценка | Номинальная стоимость. | По амортизированной стоимости с использованием метода эффективной ставки процента (IFRS 9). | 
| Капитализация процентов (IAS 23) | Применяется только к инвестиционному активу (требующему длительного времени и существенных расходов). | Применяется к квалифицируемому активу (требующему значительного времени). | 
| Состав затрат | Только проценты и дополнительные расходы, связанные с получением займа. | Проценты, а также курсовые разницы в той мере, в какой они считаются корректировкой затрат на проценты. | 
| Дополнительные расходы (комиссии) | Признаются единовременно или равномерно (выбор организации). | Признаются равномерно на протяжении срока займа через корректировку эффективной ставки процента. | 
Ключевое методологическое различие (IFRS 9):
В отличие от РСБУ, которое использует номинальный подход, IFRS 9 требует, чтобы финансовые обязательства (включая кредиты и займы) первоначально признавались по справедливой стоимости. Затраты по сделке (комиссии, сборы) не относятся на прочие расходы, а уменьшают справедливую стоимость обязательства. Последующий учет ведется по амортизированной стоимости с применением метода эффективной ставки процента (ЭСП). ЭСП — это ставка, которая дисконтирует ожидаемые будущие денежные потоки (выплаты процентов и основного долга) до первоначальной справедливой стоимости. Это обеспечивает более точное отражение фактических процентных расходов в Отчете о прибылях и убытках на протяжении всего срока обязательства, что является более сложной и точной процедурой по сравнению с простым начислением процентов по номинальной ставке, принятым в ПБУ 15/2008.
Заключение
Проведенное исследование подтверждает, что аудит кредитов и займов является одной из наиболее ответственных и методологически сложных областей аудиторской деятельности. Успешное выполнение задания требует от аудитора не только глубокого знания ПБУ 15/2008 и актуальных ФСБУ, но и владения новейшими Международными стандартами аудита, включая МСК 1, МСК 2 и пересмотренный МСА 220, которые обязывают повышать качество управления аудиторскими процедурами.
Основные выводы исследования:
- Нормативная база и МСА: Нормативное поле в РФ полностью интегрировано с Международными стандартами аудита. С декабря 2023 года обязательное применение МСК 1, МСК 2 и МСА 220 (пересмотренный) стало ключевым фактором, влияющим на планирование и качество выполнения аудиторских процедур в отношении высокорисковых областей, таких как заемные средства.
 - Методология и анализ рисков: Аудит должен базироваться на тщательном планировании и оценке рисков. Использование аналитических процедур, в частности анализ коэффициента соотношения заемного и собственного капитала (Кзис), позволяет аудитору оперативно оценить финансовый риск и обосновать необходимость расширения выборки при критических значениях этого показателя (Кзис ≥ 1).
 - Проблемные зоны: Наиболее существенными ошибками остаются некорректная классификация обязательств (краткосрочные/долгосрочные), нарушение принципа временной определенности при начислении процентов и несоблюдение правил капитализации (в частности, при приостановке работ более чем на три месяца).
При этом аудитор должен учитывать не только бухгалтерские, но и правовые риски, связанные с нецелевым использованием средств, как того требуют данные Росфинмониторинга.
 - Различия с МСФО: Ключевое различие между РСБУ (ПБУ 15/2008) и МСФО (IFRS 9) заключается в оценке обязательств. В то время как РСБУ использует номинальную стоимость, IFRS 9 требует первоначального признания по справедливой стоимости и последующего учета по амортизированной стоимости с использованием метода эффективной ставки процента. Это требует от аудитора, проводящего аудит по МСФО, применения более сложных математических моделей и процедур.
 
Рекомендации для улучшения практики учета и аудита:
- Повышение квалификации: Аудиторам и бухгалтерам необходимо регулярно проходить обучение по вопросам применения метода эффективной ставки процента, поскольку тенденция к сближению РСБУ с IFRS 9 сохраняется.
 - Усиление внутреннего контроля: Организациям следует внедрять детальные контрольные процедуры, обеспечивающие своевременный перевод долгосрочных займов в краткосрочные и автоматизированный расчет процентов по формулам, исключающим человеческий фактор.
 - Прозрачность документации: В рабочей документации аудитора необходимо детально отражать результаты аналитических процедур, включая расчет Кзис, и приводить обоснование выбранного уровня существенности, чтобы обеспечить соответствие требованиям новых МСК по управлению качеством.
 
Список использованной литературы
- Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 г. № 129-ФЗ.
 - Гражданский кодекс Российской Федерации. Части I и II. – М: Юрайт, 2009 г.
 - Налоговый кодекс Российской Федерации. Части I и II. – М: Юрайт, 2009 г.
 - ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» : утверждено Приказом Минфина РФ от 06.10.2008 г. № 106н.
 - ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» : утверждено Приказом Минфина РФ от 06.07.1999 г. № 43н.
 - ПБУ 10/99 «Расходы организации» : утверждено Приказом Минфина РФ от 06.05.1999 г. № 33н.
 - ПБУ 15/2008 «Учет расходов по кредитам и займам» : утверждено Приказом Минфина РФ от 06.10.2008 № 107н.
 - Методические рекомендации о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организаций : утверждены Приказом Минфина РФ от 28.06.2000 г. № 60н.
 - Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 23 «Затраты по займам».
 - Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности первой очереди : утверждены Постановлением Правительства РФ № 696 от 23.09.2002.
 - Аудит: учебник для бакалавров / Р.П. Булыга. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. — 431 с.
 - Аудит: Учебник для вузов / В.И. Подольский, Л.В. Сотникова и др. ; под ред. В.И. Подольского. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, Аудит, 2007. — 583 с.
 - Сотникова Л.В. Аудиторская проверка учета кредитов и займов. — М.: ЮНИТИ, 2008.
 - Михалычева Ю., Васильева М., Мешалкин В. и др. Займы и кредиты: правовое регулирование, бухгалтерский и налоговый учет // Экономико-правовой бюллетень. — 2004. — № 4.
 - Василевич И.П. Аудиторская проверка учета кредитов и займов // Журнал «Бухгалтерский учет». — 2005. — № 18.
 - Методика проверки операций по кредитам и займам // Аудиторские ведомости. — 2006. — № 2.
 - Международный стандарт аудита 700 (пересмотренный) «Формирование мнения и составление заключения о финансовой отчетности» [Электронный ресурс]. URL: https://minfin.gov.ru/ (Дата обращения: 08.10.2025).
 - В России ввели актуальные версии международных стандартов аудита [Электронный ресурс]. URL: https://garant.ru/ (Дата обращения: 08.10.2025).
 - Международные стандарты аудита (МСА) и федеральные стандарты ФСАД [Электронный ресурс]. URL: https://klerk.ru/ (Дата обращения: 08.10.2025).
 - Учет кредитов и займов в бухгалтерском учёте [Электронный ресурс]. URL: https://moedelo.org/ (Дата обращения: 08.10.2025).
 - Учет кредитов и займов в бухгалтерском учете [Электронный ресурс]. URL: https://b-kontur.ru/ (Дата обращения: 08.10.2025).
 - Расходы в виде процентов по долговым обязательствам от 12 декабря 2008 — Бухгалтерский учет: применяем новое ПБУ 15/2008 [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/ (Дата обращения: 08.10.2025).
 - III. Раскрытие информации в бухгалтерской отчетности — КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. URL: https://consultant.ru/ (Дата обращения: 08.10.2025).
 - Пояснения к бухгалтерской отчетности — 2025: учет кредитов и займов [Электронный ресурс]. URL: https://pravovest-audit.ru/ (Дата обращения: 08.10.2025).
 - Аудит учета расчетов по кредитам и займам [Электронный ресурс]. URL: https://bstudy.net/ (Дата обращения: 08.10.2025).
 - Расходы по займам и кредитам: различия МСФО и РСБУ [Электронный ресурс]. URL: https://audit-it.ru/ (Дата обращения: 08.10.2025).
 - Аудиторское заключение и его виды: как ошибки компании влияют на АЗ [Электронный ресурс]. URL: https://1glss.ru/ (Дата обращения: 08.10.2025).
 - Аудит полученных кредитов и займов в 1С: Бухгалтерии предприятия ред. 3.0 [Электронный ресурс]. URL: https://xn--80abbnbma2d3ahb2c.xn--p1ai/ (Дата обращения: 08.10.2025).
 - Как проводится аудит учета кредитов и займов [Электронный ресурс]. URL: https://zaochnik.com/ (Дата обращения: 08.10.2025).
 - ТОП-10 ошибок в бухгалтерской отчетности, выявленных аудиторами в 2024 году [Электронный ресурс]. URL: https://pravovest-audit.ru/ (Дата обращения: 08.10.2025).
 - Отчет о работе Росфинмониторинга / 2023 [Электронный ресурс]. URL: https://fedsfm.ru/ (Дата обращения: 08.10.2025).
 - Аналитический обзор системы кредитной информации по итогам 2024 года [Электронный ресурс] // Банк России. URL: https://cbr.ru/ (Дата обращения: 08.10.2025).
 - Сравнение положений МСФО (IAS) 23 «Затраты по займам» с положениями ПБУ 15/08 «Учет расходов по займам и кредитам» [Электронный ресурс]. URL: https://moluch.ru/ (Дата обращения: 08.10.2025).
 - Учет кредитов и займов в 1С согласно РСБУ и МСФО [Электронный ресурс]. URL: https://efsol.ru/ (Дата обращения: 08.10.2025).
 - МСФО (IAS) 23 Затраты по займам [Электронный ресурс]. URL: https://finotchet.ru/ (Дата обращения: 08.10.2025).
 - Обязательный аудит в 2025 году: все критерии, таблица [Электронный ресурс]. URL: https://26-2.ru/ (Дата обращения: 08.10.2025).
 - Проверка кредитных операций и займов при проведении аудита [Электронный ресурс]. URL: https://be5.biz/ (Дата обращения: 08.10.2025).