Введение: Актуальность, цели и структура исследования
В условиях реализации крупных государственных программ и национальных проектов, а также в свете непрерывной регуляторной донастройки, межбюджетные трансферты (МБТ) остаются ключевым инструментом финансового выравнивания и обеспечения исполнения расходных обязательств на региональном и местном уровнях. По данным Министерства финансов РФ, даже при прогнозируемом сокращении общего объема ассигнований, в 2025 году на МБТ будет направлено свыше 2,5 триллионов рублей, что подчеркивает критическую значимость данного механизма для всей публично-правовой системы России.
Актуальность настоящего исследования обусловлена двумя факторами. Во-первых, перманентным процессом совершенствования бюджетного законодательства, который в 2024–2025 годах затронул правила предоставления и контроля за использованием целевых трансфертов (субсидий и субвенций).
Во-вторых, необходимостью адаптации финансового регулирования к новым задачам, связанным с запуском второго цикла национальных проектов (2025–2030 гг.).
Цель работы — провести глубокий, максимально актуализированный на 2025 год анализ юридических и практических аспектов регулирования межбюджетных трансфертов в Российской Федерации, сфокусировавшись на полномочиях Министерства финансов РФ и специфике применения субсидий и субвенций.
Структура исследования соответствует поставленным задачам и включает последовательный анализ правовых дефиниций, роли ключевого регулятора (Минфина РФ), порядка предоставления с учетом цифровизации, системы финансового контроля и, наконец, динамики МБТ в контексте национальной финансовой политики 2023–2025 годов.
Правовые основы регулирования межбюджетных трансфертов: Субсидии vs. Субвенции
Понятие и классификация межбюджетных трансфертов
Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) определяет межбюджетные трансферты (МБТ) как средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету. Согласно Главе 16 БК РФ, МБТ являются фундаментом реализации принципа федерализма, обеспечивая финансовое выравнивание и способствуя исполнению мандатных и делегированных полномочий на местах.
Совершенствование системы обязательного пенсионного обеспечения ...
... доходов показывает фундаментальную проблему. Критическая зависимость от межбюджетных трансфертов Солидарная часть пенсионной системы не способна покрыть ... Объект исследования — система обязательного пенсионного обеспечения Российской Федерации, включая распределительный и ... подверженных внешнему и внутреннему влиянию. Использовались методы финансового и факторного анализа для оценки структуры доходов ...
В соответствии со статьей 130 БК РФ, МБТ из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ предоставляются в следующих основных формах:
- Дотации: Предоставляются без установления направлений их использования (выравнивание бюджетной обеспеченности).
- Субсидии: Предоставляются в целях софинансирования конкретных расходных обязательств.
- Субвенции: Предоставляются для финансового обеспечения исполнения переданных полномочий.
- Иные межбюджетные трансферты (ИМБТ): Имеют строго целевое назначение, определенное федеральным законом.
Ключевые отличия субсидий и субвенций (Ст. 132 и Ст. 140 БК РФ)
Несмотря на схожесть в целевом характере использования, субсидии и субвенции имеют фундаментальные правовые и экономические различия, закрепленные в БК РФ. Понимание этих отличий критически важно для правильного применения финансово-правовых норм.
| Признак сравнения | Субсидии (Ст. 132 БК РФ) | Субвенции (Ст. 140 БК РФ) | 
|---|---|---|
| Целевое назначение | Софинансирование расходных обязательств. | Финансовое обеспечение исполнения переданных государственных полномочий. | 
| Правовая природа обязательств | Обязательства, возникающие при выполнении собственных полномочий субъектов РФ или полномочий по предметам совместного ведения. | Обязательства, возникающие при выполнении мандатных, то есть делегированных (переданных) полномочий РФ или субъектов РФ. | 
| Доля участия бюджета | Предполагает долевое финансирование (софинансирование); региональный бюджет также несет часть расходов. | Обеспечивает полное финансовое покрытие расходов на выполнение переданных полномочий. | 
| Основание предоставления | Утверждается федеральным законом о бюджете в составе Перечня субсидий. Требует заключения соглашения. | Распределяется в соответствии с методиками, утверждаемыми Правительством РФ, исходя из количества получателей соответствующих услуг или нормативов. | 
Правовой вывод: Субсидии служат для стимулирования регионов к реализации приоритетных федеральных инициатив, где федеральный центр заинтересован в соучастии. Субвенции же — это механизм компенсации расходов, который исключает финансовую нагрузку на региональный бюджет за выполнение федерального мандата (например, социальные выплаты, переданные федеральным законом), следовательно, субвенции являются более жестким и негибким инструментом.
Система полномочий Министерства финансов РФ в механизме МБТ (2022–2025 гг.)
Министерство финансов Российской Федерации (Минфин РФ) является ключевым органом, определяющим методологию и порядок реализации бюджетных трансфертов. Его полномочия, закрепленные в статье 165 БК РФ и детализированные в Положении о Министерстве, выходят далеко за рамки простого распределения средств. Они охватывают весь цикл: от нормотворчества и планирования до контроля и цифрового обеспечения.
Регуляторная и методическая функция
Минфин РФ выполняет роль главного методолога в сфере МБТ. Согласно статье 165 БК РФ, именно Министерство обладает бюджетными полномочиями по разработке проектов методик распределения и порядка предоставления трансфертов из федерального бюджета.
**Применение кодов бюджетной классификации (БКК):**
Важнейшим инструментом оперативного управления и контроля является утверждение кодов бюджетной классификации. Приказы Минфина России о внесении изменений в БКК, такие как **Приказ Минфина России № 198н от 25.12.2024**, демонстрируют, как регулятор реагирует на специфические, срочные целевые нужды.
Например, данный Приказ ввел новые коды БКК для отражения иных межбюджетных трансфертов (ИМБТ), предназначенных бюджетам территориального фонда обязательного медицинского страхования Белгородской и Курской областей. Это не просто техническое действие, а прямое отражение оперативного целевого реагирования на необходимость финансового обеспечения медицинской помощи в регионах, испытывающих особые социально-экономические или внешние нагрузки. Таким образом, Минфин не только создает общие правила, но и обеспечивает тонкую настройку финансового потока.
Роль Минфина в цифровизации процесса предоставления
С целью повышения прозрачности, оперативности и унификации процессов, Минфин РФ активно внедряет инструменты цифрового управления.
**ГИИС «Электронный бюджет» и Реестр субсидий:**
Минфин РФ устанавливает порядок формирования и ведения реестра субсидий. Этот реестр, размещаемый на государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет» (ГИИС «Электронный бюджет»), является централизованной информационной площадкой, где аккумулируются данные о целях, условиях и результатах предоставления каждого целевого трансферта.
**Согласование типовых форм:**
Полномочия Минфина включают утверждение типовых форм соглашений о предоставлении субсидий. Типовая форма соглашения, используемая в ГИИС «Электронный бюджет», является ключевым инструментом цифровизации. Она стандартизирует обязательства субъекта РФ, а также форму отчетности о достижении значений результатов использования субсидии, тем самым унифицируя требования к отчетности и контролю. Более того, Минфин участвует в согласовании решений главных распорядителей бюджетных средств (ГРБС) о порядке предоставления субсидий, обеспечивая их методологическую корректность перед направлением на утверждение Правительству РФ.
Актуальный порядок предоставления субсидий: Цифровизация и регуляторная донастройка 2025 года
Порядок предоставления субсидий бюджетам субъектов РФ регулируется статьей 132 БК РФ и детализируется в Постановлении Правительства РФ от 30 сентября 2014 г. № 999 «О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации». Этот акт является живым документом, который постоянно подвергается «регуляторной донастройке» в ответ на изменения в федеральной политике и необходимость повышения эффективности.
Общие правила предоставления и распределения (ПП РФ № 999)
Основным условием предоставления субсидии является заключение юридически обязывающего соглашения между главным распорядителем средств федерального бюджета (ГРБС) и высшим исполнительным органом субъекта РФ.
Ключевые аспекты соглашения, регламентируемые ПП РФ № 999 (в редакции 2024–2025 гг.):
- Обязательства субъекта РФ: Четкое закрепление обязательств по исполнению расходных обязательств, софинансированию, а также по обеспечению достижения конкретных показателей эффективности (результатов).
- Ответственность: Установление мер ответственности субъекта РФ за невыполнение обязательств, в том числе за недостижение целевых показателей, что может повлечь возврат субсидии в федеральный бюджет.
- Цифровизация: Соглашения в обязательном порядке заключаются в электронной форме с использованием ГИИС «Электронный бюджет».
Унификация правил и последние уточнения
Тенденция 2025 года заключается в стремлении к унификации правил предоставления бюджетных средств. Этот процесс затрагивает не только трансферты регионам, но и целевое финансирование учреждений.
**Новые единые Правила для учреждений:**
С 2025 года вступают в силу новые единые Правила предоставления из федерального бюджета субсидий федеральным бюджетным и автономным учреждениям на иные цели (Постановление Правительства РФ от 11 ноября 2023 г. № 1896).
Это демонстрирует стремление Правительства РФ к созданию единого методологического поля, независимо от типа получателя средств.
**Непрерывность регуляторной донастройки:**
Процесс адаптации нормативно-правовой базы не прекращается. Это подтверждается актами, принятыми уже в сентябре 2025 года. Например, **Постановление Правительства РФ от 27.09.2025 № 1487** внесло дополнительные уточнения в правила предоставления и распределения субсидий и иных МБТ. Подобные ежеквартальные уточнения свидетельствуют о том, что механизм МБТ является крайне чувствительным к изменениям в макроэкономической политике и требует постоянного оперативного вмешательства регулятора.
Государственный финансовый контроль и повышение ответственности: Фокус на результатах (2025+)
Эффективность межбюджетных трансфертов напрямую зависит от строгости и глубины государственного финансового контроля. БК РФ (Статья 265) четко разграничивает субъекты контроля и определяет его объекты. В свете последних изменений законодательства, акцент смещается с контроля за формальным соблюдением процедур на мониторинг достижения конечных социально-экономических результатов.
Субъекты и объекты финансового контроля (Ст. 265 БК РФ)
Государственный финансовый контроль в Российской Федерации подразделяется на:
- Внешний государственный финансовый контроль: Осуществляется независимыми органами — Счетной палатой РФ (на федеральном уровне) и контрольно-счетными органами субъектов РФ. Их задача — оценка законности, обоснованности и эффективности использования бюджетных средств.
- Внутренний государственный финансовый контроль: Осуществляется органами исполнительной власти, включая Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов РФ и главных распорядителей бюджетных средств (ГРБС).
**Роль Федерального казначейства:**
Федеральное казначейство, являясь подведомственным органом Минфина РФ, выступает ключевым субъектом внутреннего контроля. Оно осуществляет предварительный, текущий и последующий контроль, в том числе через обслуживание лицевых счетов получателей целевых средств. Объектами контроля являются финансовые органы и ГРБС субъектов, которым предоставлены целевые МБТ, в части использования средств «чужого» бюджета.
Новые инструменты контроля и ответственности
Введение национальных проектов потребовало радикального усиления контроля за достижением поставленных целей.
**Мониторинг достижения значений результатов и контрольных точек:**
С 2025 года в общие требования к предоставлению субсидий введено обязательное положение о проведении мониторинга достижения значений результатов предоставления субсидии и контрольных точек (событий, отражающих факт завершения определенного этапа мероприятия).
Порядок такого мониторинга устанавливается Минфином РФ.
Это нововведение означает переход от простого контроля за расходованием средств к оценке реального прогресса по проекту. Если ранее можно было отчитаться о том, что деньги потрачены, то теперь требуется документальное подтверждение того, что:
- Установленные результаты достигнуты.
- Этап, обозначенный как «контрольная точка», фактически завершен.
Стоит ли удивляться, что данное ужесточение контроля неизбежно приводит к необходимости более тщательного планирования расходов на местах?
**Ответственность за нецелевое использование:**
Нецелевое использование целевых межбюджетных трансфертов (субсидий, субвенций) является грубым бюджетным нарушением. Согласно Главе 30 БК РФ, это влечет за собой применение мер принуждения, включая:
- Бесспорное взыскание суммы, использованной не по целевому назначению.
- Приостановление предоставления целевых МБТ.
- Наложение штрафов и административной ответственности на должностных лиц, предусмотренной Кодексом РФ об административных правонарушениях.
Динамика межбюджетных трансфертов и перспективы в контексте новых национальных проектов (2023–2025)
Финансовая политика последних лет демонстрирует структурные изменения в подходе к межбюджетному регулированию, тесно связанные с жизненным циклом национальных проектов.
Статистический анализ: Сокращение объема МБТ (2023–2025)
Анализ официальных данных Минфина РФ показывает четкую тенденцию к сокращению общего объема ассигнований на межбюджетные трансферты в плановом периоде 2023–2025 годов.
Таблица 1. Прогнозируемый объем межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, млрд руб.
| Год | Общий объем МБТ (млрд руб.) | Объем МБТ на реализацию Нацпроектов (млрд руб.) | 
|---|---|---|
| 2023 (факт) | 3 207,0 | 895,0 | 
| 2024 (план) | 2 974,2 | 883,9 | 
| 2025 (прогноз) | 2 556,6 | 480,0 | 
| Изменение 2023-2025 | -20,3% | -46,4% | 
Источник: Данные Минфина РФ об исполнении федерального бюджета.
Причины сокращения:
Прогнозируемое сокращение общего объема МБТ на 20,3% и, что более существенно, сокращение финансирования национальных проектов почти наполовину к 2025 году (на 46,4%) объясняется Минфином РФ завершением сроков реализации ряда национальных проектов «старого» формата (цикла 2019-2024 гг.).
Не свидетельствует это о снижении потребности в трансфертах, а скорее о структурной перестройке бюджетной системы в связи с переходом к новым стратегическим задачам.
Финансирование новых национальных проектов (2025+) и проблемы консолидации
С 1 января 2025 года начался новый цикл стратегического планирования, ознаменовавшийся запуском новых национальных проектов, таких как «Семья», «Продолжительная и активная жизнь», «Инфраструктура для жизни» и др.
**Неравномерность финансирования 2025 года:**
Несмотря на общее сокращение объема МБТ, в начале 2025 года наблюдалась высокая неравномерность фактического расходования средств на новые нацпроекты. Например, к марту 2025 года нацпроект **»Семья»** получил свыше 600 млрд рублей, что составило две трети всех средств, направленных на нацпроекты в первом квартале. Эта диспропорция связана с тем, что данный проект включает крупные регулярные социальные выплаты (например, материнский капитал), которые требуют оперативного и масштабного финансирования. В то же время, инвестиционные проекты, связанные с инфраструктурой, могут иметь более медленный старт.
**Перспективы консолидации:**
В бюджетной политике на 2023–2025 годы отмечалась необходимость завершить работу по консолидации и укрупнению субси��ий. Эта тенденция призвана сократить количество мелких, узкоцелевых трансфертов, которые усложняют администрирование и контроль. Консолидация субсидий позволяет регионам более гибко подходить к реализации федеральных целей, повышая общую эффективность бюджетных расходов.
Ключевыми социально-значимыми направлениями, на которые будет направлено финансирование в новом цикле, остаются развитие здравоохранения, образования и социальная поддержка граждан, что подтверждает неизменный приоритет государства в этих сферах, и что особенно важно для обеспечения устойчивого развития субъектов РФ.
Заключение
Межбюджетные трансферты в Российской Федерации остаются краеугольным камнем федеральной финансовой системы, претерпевающим постоянную адаптацию под новые экономические и политические задачи.
Проведенный анализ подтверждает, что в 2025 году регулирование МБТ характеризуется тремя ключевыми тенденциями:
- Усиление роли Минфина РФ как методолога и контролера: Министерство финансов РФ не только определяет порядок предоставления МБТ (разработка методик, утверждение БКК), но и активно внедряет инструменты цифровизации (ГИИС «Электронный бюджет», реестр субсидий, типовые соглашения), обеспечивая стандартизацию и прозрачность процессов.
- Актуализация и унификация регуляторной базы: Постоянное внесение изменений в ключевые акты (особенно в Постановление Правительства РФ № 999) и тенденция к унификации правил предоставления средств (ПП РФ № 1896) свидетельствуют о стремлении государства к созданию более четкой и единой системы управления публичными финансами.
- Сдвиг фокуса контроля на результат: Введение обязательного мониторинга достижения значений результатов и контрольных точек с 2025 года является кардинальным шагом в повышении ответственности субъектов РФ и ГРБС за целевое и эффективное использование целевых трансфертов, особенно в рамках реализации национальных проектов.
Прогнозируемое сокращение объемов МБТ в 2025 году не является признаком сворачивания федеральной поддержки, а отражает структурный переход к новому циклу национальных проектов (2025–2030 гг.).
Основные проблемы совершенствования механизма МБТ лежат в плоскости дальнейшей консолидации субсидий и более эффективного преодоления высокой неравномерности финансирования на стартовых этапах новых федеральных инициатив.
В целом, механизм предоставления и контроля за использованием субсидий и субвенций в РФ демонстрирует движение к большей жесткости, прозрачности и ориентации на конечный социально-экономический эффект.
Список использованной литературы
- Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ): последняя редакция с изменениями на 2024-2025 год.
- Об особенностях реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов» от 29 декабря 2023 (с изменениями 2024) [Электронный ресурс]. URL: https://cntd.ru
- Постановление Правительства Российской Федерации от 05.12.2024 г. № 1724.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 30.11.2024 N 1700 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 316» (содержит Правила предоставления субсидий) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru
- Правила предоставления из федерального бюджета субсидий федеральным бюджетным и автономным учреждениям на иные цели: Постановление Правительства РФ от 11.11.2023 № 1896 [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru
- Приказ Минфина России от 25.12.2024 № 198н «О внесении изменений в коды (перечни кодов) бюджетной классификации…» [Электронный ресурс]. URL: https://minfin.gov.ru
- Постановление Правительства РФ от 22.02.2020 N 203 (редакция от 11.09.2024) [Электронный ресурс]. URL: https://kontur.ru
- Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 329 (ред. от 02.11.2013) «О Министерстве финансов Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154212/?frame=1
- Указ Президента РФ от 04.03.2011 N 270 (ред. от 25.07.2013) «О мерах по совершенствованию государственного регулирования в сфере финансового рынка Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=150148
- Приказ Минфина России от 7 августа 2013 г. № 76н «О порядке введения в действие приказа Министерства финансов Российской Федерации от 1 июля 2013 г. № 65н» [Электронный ресурс]. URL: http://www.minfin.ru/common/img/uploaded/library/2013/08/MF-2013_PRIKAZ_76N.pdf
- Постановление Правительства РФ от 15.06.2004 N 278 (ред. от 02.11.2013) «Об утверждении Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора» [Электронный ресурс]. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=154188
- Распоряжение Правительства РФ от 30.04.2004 N 586-р «О перечне организаций народных художественных промыслов, поддержка которых осуществляется за счет средств федерального бюджета» [Электронный ресурс]. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=94743
- Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=156792
- Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «О ветеранах» [Электронный ресурс]. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=154881
- Статья 165 БК РФ (действующая редакция с комментариями).
Бюджетные полномочия Министерства финансов Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https://budkod.ru 
- БК РФ Статья 132. Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru
- БК РФ, Статья 130. Условия предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru
- БК РФ Статья 140. Субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru
- Положение о Департаменте управления делами и контроля, утверждённое Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 23 июня 2006 г. № 208 [Электронный ресурс]. URL: http://www.minfin.ru/ru/ministry/legal_bases/index.php
- Приказ Минфина России от 03.10.2018 N 203н (об утверждении Стандарта осуществления Федеральным казначейством… — утратил силу) [Электронный ресурс]. URL: https://cntd.ru
- Государственный финансовый контроль. Субъекты контроля (Статья 265 БК РФ) [Электронный ресурс]. URL: https://wikipedia.org
- О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов (Администрирование доходов от возврата остатков субсидий) [Электронный ресурс]. URL: https://kodeks.karelia.ru
- О параметрах проекта федерального бюджета на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов [Электронный ресурс]. URL: http://council.gov.ru
- Бюджет для граждан 2023-2025 — Министерство финансов РФ [Электронный ресурс]. URL: https://minfin.gov.ru
- Богаченко В.М., Кириллова А.Н. Бухгалтерский учет. М.: Феникс, 2014. 512 с.
- Гольдфарб А.А. Финансовое право. Конспект лекций. М.: Проспект, 2014. 128 с.
- Овчарова Е.В. Финансовый контроль в РФ. М.: Зерцало-М, 2013. 224 с.
