Кризис и Ресурс: Комплексный Социально-Психологический Анализ Адаптации к Посттрудовому Периоду в Российской Федерации

Эссе

Введение в Проблематику Геронтопсихологии и Адаптации

В условиях глобального демографического сдвига, характеризующегося устойчивым старением населения, проблема социально-психологической адаптации людей к периоду выхода на пенсию приобретает статус ключевого вызова для социальной политики и геронтопсихологии. Современный пожилой человек сталкивается не только с биологическими изменениями, но и с глубокой трансформацией социального статуса, изменением структуры ролей и внезапным дефицитом структурированного времени. Эти изменения могут привести к серьезной дезадаптации, если индивид не готов к осознанному пересмотру жизненных приоритетов.

Целью данного аналитического обзора является глубокое изучение теоретических основ, современных социально-демографических тенденций и эмпирически подтвержденных факторов, определяющих успешность адаптации пожилых людей к посттрудовому периоду в Российской Федерации, а также разработка научно обоснованных рекомендаций по психопрофилактической работе.

Определения ключевых понятий

Для обеспечения методологической корректности необходимо установить рабочие определения основных категорий, используемых в геронтопсихологии:

  • Геронтопсихология — это раздел возрастной психологии, который фокусируется на изучении психических процессов, поведения, динамики личности и особенностей межличностных отношений у лиц пожилого и старческого возраста. Предмет ее изучения охватывает сложную взаимосвязь между физиологическим процессом старения и психологическим состоянием, включая личностные сдвиги, вызванные изменением характера деятельности, в том числе, выходом на пенсию.
  • Социальная адаптация пожилых людей представляет собой многомерный процесс, направленный на освоение индивидом новых социальных ролей, соответствующих статусу пенсионера, а также на принятие и овладение ценностями, нормами и эталонами как общества в целом, так и группы пожилых. Это процесс восстановления равновесия между личностью и изменяющейся социальной средой.
  • Концепция «Успешного старения» — нормативный конструкт, предполагающий сохранение высокого уровня субъективного благополучия, удовлетворенности жизнью и самореализации, несмотря на естественный физиологический спад. Ключевыми элементами успешного старения являются позитивная установка, способность к формированию новых, личностно значимых целей и поддержание активного участия в жизни общества.

Теоретико-Методологические Основы Изучения Адаптации к Старости

Анализ адаптации к старости невозможен без обращения к классическим социологическим и психологическим теориям, которые заложили основу для понимания динамики жизненного цикла и ролевых трансформаций.

10 стр., 4706 слов

Синдицированное кредитование в России: текущее состояние, динамика, ...

... инвестиционных проектов. Эти последовательные шаги законодателя свидетельствуют о системной работе по адаптации российского правового поля к лучшим мировым практикам синдицированного кредитования, а ... рынка. Динамика, тенденции и структура рынка синдицированного кредитования в России и в мире История российского рынка синдицированного кредитования представляет собой увлекательную хронику адаптации, ...

Классические Теории Старения «Первого Поколения»

В середине XX века появились две основополагающие, но диаметрально противоположные концепции, пытавшиеся объяснить механизмы адаптации к старости:

1. Теория активности (Р. Хэвихерст, 1953 г.)
Эта теория утверждает, что успешное старение эквивалентно активному старению. Согласно Хэвихерсту, пожилые люди должны стремиться поддерживать активные социальные роли и, в случае утраты прежних (например, профессиональных), развивать новые интересы и занятия, что является критически важным для поддержания позитивного самоимиджа и высокого уровня удовлетворенности жизнью. По сути, эта теория призывает к компенсации утраченных ролей.

2. Теория разобщения (Э. Каминг и У. Генри, 1961 г.)
В противоположность теории активности, концепция разобщения (или освобождения) рассматривает процесс последовательного разрушения социальных связей и взаимное отдаление индивида и общества как неизбежный, нормальный и даже желательный процесс старения. Общество постепенно освобождает пожилого человека от ответственности, а сам индивид сосредоточивается на своем внутреннем мире. Сторонники этой теории полагали, что такое «освобождение» снижает стресс и позволяет старикам приготовиться к завершению жизни. Однако, почему же многие пожилые люди, вынужденно изолируясь, напротив, чувствуют себя несчастными? Эмпирические данные, полученные позднее, показали, что вынужденное разобщение, как правило, приводит к снижению удовлетворенности жизнью и дезадаптации.

Теория Непрерывности и Концепция Успешного Старения

Теория непрерывности (Р. Эчли, 1971 г.) возникла как попытка синтезировать и критически переосмыслить предыдущие модели.

Теория непрерывности предполагает, что личность, ее ценности, предпочтения, основные шаблоны поведения и способы реагирования на стресс остаются последовательными на протяжении всей жизни. Старость в этом контексте — это не радикальный перелом, а борьба за сохранение прежнего стиля жизни и внутреннего равновесия, несмотря на внешние ролевые изменения.

Успешная адаптация достигается тогда, когда пожилой человек использует свои устоявшиеся личностные черты, стратегии и сложившуюся сеть отношений для создания новых, но внутренне согласованных жизненных смыслов. Эта концепция закладывает основу для понимания конструктивного типа адаптации, который характеризуется реалистичной самооценкой, оптимизмом и способностью к самоорганизации, что позволяет индивиду активно формировать новые цели и сохранять высокий уровень удовлетворенности жизнью, опираясь на свои прошлые достижения и стиль жизни. Из этого следует, что успешная старость — это не смена, а расширение жизненного сценария, который уже был написан.

Социально-Демографический Контекст и Психосоциальный Кризис Выхода на Пенсию в РФ

Выход на пенсию — это не просто смена рабочего статуса; по классификации Л.И. Анцыферовой, это рассматривается как кризисный период в жизни человека, связанный с высоким уровнем стресса, который потенциально разрушает физическое, психологическое и социальное здоровье. В Российской Федерации этот кризис усугубляется специфической демографической динамикой и законодательными изменениями последних лет.

Демографическая Динамика и Нагрузка

Россия, как и большинство развитых стран, переживает процесс демографического старения, что подтверждается актуальными данными Росстата на 2025 год.

На начало 2025 года численность пожилых людей в возрасте 65 лет и старше составляла 17,7% от общей численности населения страны. Это наглядно демонстрирует, что доля старших возрастов постоянно растет, трансформируя структуру общества. Важным экономическим и социальным показателем является демографическая нагрузка старшими возрастами (старше трудоспособного) на 1000 человек трудоспособного возраста.

Год Показатель демографической нагрузки (чел. на 1000 трудоспособных) Комментарий
2019 464 Показатель до начала активной фазы пенсионной реформы
2025 436 Снижение нагрузки за счет повышения пенсионного возраста
2025 (гипотетический, без реформы) 525 Расчетное значение, если бы пенсионный возраст не повышался

Снижение показателя до 436 человек на 1000 трудоспособных в 2025 году является прямым следствием поэтапного повышения пенсионного возраста, что, с одной стороны, облегчает экономическое бремя, но, с другой, заставляет людей дольше оставаться в трудовом процессе, требуя от них длительной профессиональной и психологической готовности к работе.

Влияние Пенсионной Реформы на Задачи Профессиональной Адаптации

Пенсионная реформа 2019 года и сопутствующий рост продолжительности жизни радикально изменили характер кризиса выхода на пенсию. Если раньше кризис был связан с внезапным «обрывом» активности, то сейчас он трансформируется в кризис длительной предпенсионной неопределенности и необходимости профессиональной ресоциализации.

По данным Росстата за 2023 год, ожидаемая продолжительность жизни в возрасте 55 лет достигла 24,34 года. Это означает, что человек, завершающий трудовую деятельность (или готовящийся к этому), имеет в запасе более двух десятилетий активной жизни. В этих условиях, задача государства и общества — трансформировать процесс старения из демографической проблемы в ресурс. Профессиональная адаптация и образовательные стратегии для лиц предпенсионного возраста (чье число в 2024 году достигло 30% населения) становятся ключевыми. Психосоциальный кризис теперь включает не только переживание потери статуса, но и необходимость поддерживать конкурентоспособность или осваивать новые области деятельности для обеспечения финансовой и социальной устойчивости на протяжении этого увеличенного посттрудового периода. Насколько готовы мы к тому, что эти 24 года станут периодом расцвета, а не угасания?

Типологии Адаптационных Стратегий и Дифференциация Удовлетворенности Жизнью

Реакция человека на кризис выхода на пенсию не является универсальной; она зависит от его личностных особенностей, жизненного опыта и выбранной стратегии адаптации. Изучение типологий позволяет понять, какие поведенческие паттерны приводят к высокому, а какие — к низкому уровню субъективного благополучия.

Классическая Типология Адаптации к Старости (Д.Б. Бромли)

Д.Б. Бромли (1966, 1988) выделил пять основных типов приспособления к старости, которые отражают различия в эмоциональном фоне, отношении к прошлому и степени активности:

  1. Конструктивный тип (аналог успешного старения). Характеризуется реалистичной самооценкой, оптимистичным взглядом на жизнь, внутренней готовностью к принятию изменений и созданию новых смыслов. Такие люди обычно сохраняют активные социальные связи и не испытывают враждебности к окружающим или к своей старости. Они полностью соответствуют принципам Теории непрерывности.
  2. Зависимый тип. Личности, склонные к пассивности и зависимости от близких, часто преувеличивают свои болезни и проблемы. Их адаптация считается успешной, только если они находят опекающего человека, способного взять на себя ответственность за их жизнь.
  3. Оборонительный тип. Эти люди не принимают факт старения, стремятся сохранить прежний образ жизни и чрезмерно активны. Они избегают разговоров о старости и смерти, часто маскируют тревогу внешней деятельностью. Их удовлетворенность жизнью неустойчива, так как их адаптация базируется на отрицании реальности.
  4. Враждебный тип. Характеризуется агрессивностью, подозрительностью и обвинением окружающих (общества, государства, семьи) в своих неудачах. Эти люди склонны к изоляции и демонстрируют низкую удовлетворенность жизнью.
  5. Самоненавидящий тип. Эти люди направляют агрессию на себя. Они считают свою жизнь неудачной, винят себя за ошибки прошлого и демонстрируют выраженное чувство одиночества и безнадежности. Этот тип является наиболее дезадаптационным.

Типология Посттрудовой Адаптации (И.С. Кон)

И.С. Кон, анализируя посттрудовую адаптацию, классифицировал пожилых людей на шесть типов, разделяя их на благополучные и отрицательные (дезадаптационные):

Благополучные типы Описание
Активная творческая старость Сохранение активного участия в общественной жизни, профессиональной деятельности или творчестве. Высокая удовлетворенность жизнью.
Старость, направленная на себя Переключение активности на самообразование, путешествия, самопознание. Умеренная удовлетворенность, связанная с реализацией отложенных планов.
«Женский» тип (Семья) Сосредоточение жизненных интересов на семье, воспитании внуков, ведении хозяйства. Удовлетворенность жизнью определяется семейными связями.
«Мужской» тип (Здоровье) Чрезмерное внимание к своему здоровью, участие в оздоровительных мероприятиях. Адаптация определяется объективным и субъективным состоянием здоровья.
Отрицательные (дезадаптационные) типы Описание
«Агрессивные ворчуны» Схожи с враждебным типом Бромли. Скептицизм, критика, обвинение окружающих.
«Разочарованные в себе неудачники» Схожи с самоненавидящим типом Бромли. Чувство вины, отказ от деятельности, депрессивные настроения.

Для современных российских пенсионеров характерно, что удовлетворенность жизнью связана не столько с характером семейной ситуации (что часто превалировало в советской геронтологии), сколько с активной жизненной позицией и вовлеченностью в общественную деятельность, что подтверждает актуальность как Теории активности, так и Конструктивного типа адаптации. Следовательно, стимулирование социальной активности должно стать приоритетом в государственной политике.

Психологические Предикторы Успешной Адаптации

Эмпирические исследования последних лет показывают, что успешность адаптации пожилого человека в посттрудовом периоде определяется не столько внешними обстоятельствами (размер пенсии, наличие семьи), сколько мобилизацией так называемых субъектных способностей личности.

Роль Интернального Локуса Контроля и Субъектных Способностей

Одним из наиболее значимых психологических предикторов высокого уровня удовлетворенности жизнью является интернальный локус контроля (ЛК), или субъективный контроль.

Интернальный ЛК — это убежденность человека в том, что его жизненная ситуация, его поведение и отношения с окружающими контролируются им самим, а не внешними силами (судьбой, правительством, случаем).

Российские исследования (Щукина М.А., Ширман Л.А., 2022), использующие методику СЖО Д.А. Леонтьева, выявили значимые корреляции между удовлетворенностью жизнью пожилых людей и шкалами «Локус контроля-Я» (убежденность в способности контролировать свою жизнь) и «Локус контроля-жизнь».

Предиктор Влияние на Адаптацию Механизм действия
Интернальный Локус Контроля Высокий уровень удовлетворенности жизнью, низкая тревожность. Пожилой человек воспринимает выход на пенсию не как фатальную потерю, а как новую, подконтрольную ему фазу, где он сам выбирает новые роли и цели.
Субъектные способности Активное освоение новых ролей, принятие ответственности. Способность к переопределению структуры значимостей и преодолению ситуации неопределенности.

Личности с выраженным интернальным ЛК демонстрируют большую способность к выбору новых социальных ролей (волонтер, студент У3В, наставник) и принятию ответственности за их исполнение. Это означает, что для успешной адаптации необходимо работать не с внешними условиями, а с внутренними установками личности, обучая людей брать ответственность за собственное благополучие.

Значимость Социально-Активной Жизненной Позиции

Социальная активность выступает мощным буфером против дезадаптации и одиночества. Успешная адаптация требует поддержания и расширения сети межличностных отношений, а также продуктивного использования свободного времени.

Эмпирически доказано, что уровень удовлетворенности жизнью пожилых людей значимо выше при их вовлеченности в социально-значимую волонтерскую деятельность. Волонтерство предоставляет пожилым людям возможность:

  • Сохранить чувство собственной значимости и полезности.
  • Поддерживать социальный статус и расширять круг общения.
  • Продуктивно использовать свой богатый личностный ресурсный комплекс (опыт, знания, жизнестойкость).

Таким образом, наиболее значимыми сферами для успешной адаптации являются сохранение частичной занятости (или профессиональной деятельности), активное вовлечение в общественную жизнь и умение самостоятельно и продуктивно организовывать свое время.

Научно-Обоснованные Методы Психопрофилактики и Ресоциализации

Учитывая демографические вызовы и высокий риск развития дезадаптации, разработка и реализация научно-обоснованных программ психопрофилактики становится критически важной.

«Университеты Третьего Возраста» (У3В): Критический Анализ Охвата и Программ

«Университет третьего возраста» (У3В) — это широко распространенная форма работы, направленная на ресоциализацию и повышение качества жизни пожилых людей.

Цели У3В:

  1. Изменение стереотипа поведения (переход от пассивной позиции к активной).
  2. Развитие коммуникативных, цифровых навыков и финансовой грамотности.
  3. Активация творческого потенциала и пропаганда здорового образа жизни.

Региональный опыт показывает, что систематическая реализация образовательных программ У3В в течение 8–10 месяцев приводит к достоверным положительным изменениям: росту соматической адаптации и субъективной удовлетворенности жизнью у участников.

Однако, несмотря на позитивный эффект, в системе У3В в России существуют серьезные проблемы, снижающие их общенациональную эффективность:

Проблема Актуальные Данные и Критика
Низкий охват По экспертным оценкам, в образовательный процесс У3В в России вовлечено менее 1% пожилого населения. Это значительно ниже показателей европейских стран (например, Польша, Франция).
Дублирование программ Программы У3В, реализуемые при высших учебных заведениях, часто повторяют содержание курсов, предлагаемых центрами социального обслуживания, не используя в полной мере академический и кадровый потенциал вузов.
Фокусировка на обучении Часто программы сосредоточены только на передаче знаний (компьютерные курсы, садоводство), упуская обязательную психологическую поддержку и работу с экзистенциальными кризисами.

Таким образом, У3В — это эффективный, но пока маломасштабный инструмент, который требует системного расширения и включения обязательного психологического компонента.

Эмпирически Эффективные Методы Психологической Коррекции

Для работы с уже сформировавшейся социально-психологической дезадаптацией (тревожность, низкая самооценка, изоляция) необходимо применение специализированных, научно подтвержденных методов психологической коррекции.

В российской практике, в качестве высокоэффективного метода, доказавшего свою способность снижать тревожность, гармонизировать эмоциональный фон и стимулировать когнитивную активность, показала себя арт-терапия.

Арт-терапия использует творчество для выражения эмоций, с которыми пожилым людям сложно работать вербально. Эффективные техники включают:

  • Изотерапия (рисование, работа с цветом) — используется для проекции внутренних конфликтов и снятия напряжения.
  • Песочная терапия — помогает в работе с травматическим опытом и восстановлении ощущения контроля и порядка в жизни (что особенно важно для лиц с экстернальным ЛК).
  • Альбомы-раскраски (мандалы) — способствуют концентрации внимания, снижению уровня тревоги и улучшению мелкой моторики, опосредованно повышая соматическую адаптацию.

Системное применение арт-терапии в групповом формате позволяет пожилым людям преодолеть изоляцию, почувствовать себя частью сообщества и восстановить продуктивное использование личностного ресурсного комплекса. Успешная профессиональная адаптация предпенсионеров в условиях реформы также требует, чтобы гибкие образовательные программы включали не только профессиональное обучение, но и обязательную психологическую поддержку, направленную на повышение стрессоустойчивости и формирование интернального локуса контроля, тем самым закладывая прочный фундамент для будущего благополучия.

Заключение и Практические Рекомендации

Выводы

  1. Кризис трансформируется: Процесс выхода на пенсию в РФ в условиях демографического старения (17,7% населения 65+) и повышения ОПЖ в 55 лет (до 24,34 года) превратился из кризиса внезапного «обрыва» в кризис длительной профессиональной и социальной неопределенности.
  2. Личностные предикторы доминируют: Успешная адаптация в посттрудовом периоде определяется не столько внешними условиями, сколько внутренними, субъектными факторами. Ключевым предиктором высокого уровня удовлетворенности жизнью является интернальный локус контроля, который позволяет индивиду реализовывать конструктивный тип старения (по Бромли и Кон).
  3. Активность и смыслы — основа: Благополучие прямо коррелирует с активной жизненной позицией, вовлеченностью в социально-значимую деятельность (волонтерство) и способностью к созданию новых смыслов.
  4. Профилактика требует развития: Новые формы ресоциализации, такие как «Университет третьего возраста», обладают доказанной эффективностью, но их охват критически низок (<1% пожилого населения РФ) и требует системного развития и обогащения психологическим контентом.
  5. Эффективность арт-терапии: Методы психологической коррекции, такие как арт-терапия, показали высокую эмпирическую эффективность в работе с социально-психологической дезадаптацией пожилых людей (снижение тревожности, гармонизация фона).

Рекомендации

Для повышения успешности адаптации пожилых людей в РФ и развития научно-обоснованной психопрофилактики, предлагаются следующие рекомендации:

  1. Развитие Интернального ЛК: Разработать и внедрить в центрах социального обслуживания специальные тренинговые программы, направленные на повышение субъективного контроля и осмысленности жизни, используя техники когнитивно-поведенческой терапии и методы работы с ценностно-смысловой сферой (например, методику СЖО Д.А. Леонтьева для диагностики прогресса).
  2. Интеграция психологической поддержки в У3В: Обязательно включать в программы «Университетов третьего возраста» (У3В) модули психологической поддержки и коррекции, используя групповые формы работы, включая арт-терапию и тренинги по развитию цифровой и финансовой грамотности. Необходимо увеличить охват У3В, сделав их более доступными и привлекательными.
  3. Стимулирование социально-значимой активности: Разработать региональные программы стимулирования волонтерской деятельности для пенсионеров, предоставляя им возможности для реализации своего профессионального опыта в роли наставников или консультантов, тем самым поддерживая их социальный статус и чувство полезности.
  4. Системный подход к предпенсионной адаптации: Обеспечить обязательную психологическую поддержку лиц предпенсионного возраста (начиная с 50–55 лет) в рамках программ профессионального переобучения, фокусируясь на преодолении стресса, связанного с необходимостью долгосрочной трудовой активности и пересмотром жизненных планов.

Список использованной литературы

  1. Агаджанан Н.А., Катков А.Ю. Резервы нашего организма. М.: Знание, 1990.
  2. Авербух Е.С. Неврозы и неврозоподобные состояния в позднем возрасте. Л.: Медицина, 1976. 159 с.
  3. Авербух Е.С. Расстройства психической деятельности в позднем возрасте. Л.: Медицина, 1969. 285 с.
  4. Адаптация к пенсионному периоду жизни [Электронный ресурс]. URL: https://ddmfo.ru/esse/adaptatsiya-k-pensionnomu-periodu-jizni/ (дата обращения: 07.10.2025).
  5. Александрова М.Д. Очерк о психофизиологии старения. Л.: Изд-во ЛГУ, 1965.
  6. Александрова М.Д. Проблемы социальной и психологической геронтологии. Л.: Изд-во ЛГУ, 1974. 135 с.
  7. Альперович В.Д. Геронтология. Старость. Социокультурный портрет. М.: Academia, 1998.
  8. Анцыферова Л.И. Психология старости: особенности развития личности в период поздней взрослости // Психологический журнал. 2001. Том 22, №3. С. 3–15.
  9. Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопросы психологии. 1989. №1.
  10. Бороздина Л.В., Молчанова О.Н. Особенности самооценки в позднем возрасте. [Б.и.].
  11. Введенская Е.С., Введенская И.И. Обоснование дифференцированных видов методико-социальной помощи пожилым // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 1993. №3. С. 19–21.
  12. Возможности психокоррекции социально-психологической дезадаптации лиц пожилого возраста методами арт-терапии [Электронный ресурс]. URL: https://homekid.ru/ (дата обращения: 07.10.2025).
  13. Возрастная жизнеспособность в геронтологии и гериатрии (обзор) // ResearchGate. URL: https://rrmedicine.ru/ (дата обращения: 07.10.2025).
  14. Гаврилов Л.А. Может ли человек жить дальше? М.: Наука, 1985.
  15. Галкин Р.А., Гехт И.А., Ларионов Г.П. и др. Браки, заключаемые в старших возрастных группах // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2001. №1. С. 8–11.
  16. Галкин Р.А., Гехт И.А., Котельников Г.П. Некоторые обоснования необходимости медико-социальной адаптации к старости // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 1999. №2. С. 15–19.
  17. Геронтопсихология успешного старения: магистерская программа // УрФУ. URL: https://urfu.ru/ (дата обращения: 07.10.2025).
  18. Гехт И.А. Организация методико-социальной помощи пожилым и старым людям // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2001. №4. С. 45–47.
  19. Говоров В.С. Жить долго. Краснодар: Книжное издательство, 1988. 127 с.
  20. Грегор О. Не стареть это искусство. М.: Прогресс, 1986. 128 с.
  21. Губачев Д.М., Макиенко В.В. Гериатрические проблемы семейной медицины. СПб.: Фолиант, 2000. 69 с.
  22. Гуфеланд Х. Время жить: искусство преодоления жизни. СПб.: Кронверк, 1996.
  23. Дмитриев А.В. Социальные проблемы людей пожилого возраста. Л.: Наука, 1980. 102 с.
  24. Емельянова Е.А. Организация медицинской помощи лицам пожилого и старческого возраста // Здравоохранение. 1995. №5. С. 36–34.
  25. Жизненный опыт как потенциал успешного старения // CyberLeninka. URL: https://cyberleninka.ru/ (дата обращения: 07.10.2025).
  26. Карсаевская Т.В. Человек стареющий. Л.: Наука, 1989.
  27. Карсаевская Т.В., Шаталов А.Т. Философские аспекты геронтологии. М.: Медицина, 1978. 216 с.
  28. Концепция «Успешное старение» как нормативный конструкт: научная статья // CyberLeninka. URL: https://cyberleninka.ru/ (дата обращения: 07.10.2025).
  29. Королькова Т.Н. Современные теории старения человека: Обзор // Вестник дерматологии и венерологии. 2001. №5. С. 15–22.
  30. Краснова О.В. Теоретические вопросы подготовки людей к выходу на пенсию // Психология зрелости и старения. 2000. №4(12).

    С. 5–31.

  31. Кристоль Р. Секреты молодости. Минск: Беларусь, 1995. 116 с.
  32. Крикштопайтис М.И. Проблемы физиологических основ предупреждения раннего старения человека // Физиология человека. 1993. Том 16, №5. С. 161–167.
  33. Крутько В.Н. Профилактика старения: контуры новой науки // Физиология человека. 2000. №5. С. 137–144.
  34. Курцмен Дж., Гордон Ф. Да сгинет смерть! Победа над старением и продление человеческой жизни. М.: Прогресс, 1987.
  35. Максимова С.Г. Социально-психологические аспекты дезадаптации лиц пожилого возраста и старческого возраста // Клиническая геронтология. 2000. №5–6. С. 58–63.
  36. Максимова С.Г., Луницин Б.Г. Социальные фрустрации лиц пожилого и старческого возраста в контексте социально-психологической дезадаптации // Клиническая геронтология. 2001. №7. С. 38–45.
  37. Марковина С.Г. Особенности адаптации пожилых // Социологические исследования. 1977. №12. С. 48–56.
  38. Медико-демографическая ситуация в России: Долгосрочные тенденции [Электронный ресурс]. URL: https://fcrisk.ru/ (дата обращения: 07.10.2025).
  39. Медведев Ж.А. Парадоксы геронтологии // Будь здоров. 1999. №3. С. 8–13.
  40. Миколайчук Е.Н. Пожилой человек в современном обществе // Медицинская консультация. 1999. №4. С. 1–5.
  41. Мотыгина И.А. Психологические и психические аспекты медицинской помощи пожилым и старикам // Медицинская помощь. 1999. №2. С. 9–11.
  42. Обучение и адаптация пожилых людей в университетах третьего возраста: региональный опыт // RRpedagogy.ru. URL: https://rrpedagogy.ru/ (дата обращения: 07.10.2025).
  43. Особенности социально-психологической адаптации пожилых людей: статья // CyberLeninka. URL: https://cyberleninka.ru/ (дата обращения: 07.10.2025).
  44. По оценкам на начало 2024 года численность пожилых людей… // Демоскоп Weekly. URL: http://demoscope.ru/ (дата обращения: 07.10.2025).
  45. Петрилл С. Генетические и средовые связи между общими и специальными когнитивными способностями у престарелых // Иностранная психология. 2001. №14. С. 17–24.
  46. Петрова Н.Н. Психо-социальная адаптация в кризисном периоде // Журнал прикладной психологии. 1999. №4. С. 17–20.
  47. Полищук Ю.И. Старение личности // Социальная и клиническая психиатрия. 1994. Том 4, вып. 3. С. 108–115.
  48. Полищук Ю.И., Баранская И.В. Разрушение высших личностных смыслов как важный фактор развития невротических расстройств в позднем возрасте // Клиническая геронтология. 2001. №5. С. 17–21.
  49. Проблема психологической адаптации личности в период выхода на пенсию // CyberLeninka. URL: https://cyberleninka.ru/ (дата обращения: 07.10.2025).
  50. Профессиональная адаптация и образовательные стратегии для лиц предпенсионного возраста // ResearchGate. URL: https://researchgate.net/ (дата обращения: 07.10.2025).
  51. Пухальская Б. Старость как фаза развития человека // Старость. Популярный справочник. М.: [Б.и.], 1996. С. 33–41.
  52. Психологические предикторы удовлетворенности жизнью людей старшего возраста // CyberLeninka. URL: https://cyberleninka.ru/ (дата обращения: 07.10.2025).
  53. Реан А.А. К проблеме социальной адаптации личности // Вестник СПбГУ. Сер. 6. 1995. Вып. 3. С. 39–74.
  54. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ УНИВЕРСИТЕТОВ ТРЕТЬЕГО ВОЗРАСТА // CyberLeninka. URL: https://cyberleninka.ru/ (дата обращения: 07.10.2025).
  55. Сачук Н.Н., Панина Н.В., Москалец Г.М. Проблемы адаптации к выходу на пенсию // Геронтология и гериатрия. 1981. С. 141–145.
  56. Специальная демографическая операция: формирование тренда многодетности в России 2024. URL: https://roscongress.org/ (дата обращения: 07.10.2025).
  57. Старение и работоспособность. М.: Медицина, 1995. 71 с.
  58. Старость и ее закономерности / под ред. Н.С. Косинской. Л.: Медгиз, 1963. 381 с.
  59. Сусловская М. Психологические проблемы старого человека // Старость. Популярный справочник. М.: [Б.и.], 1996. С. 41–47.
  60. Тарнавский Ю.Б. Чтобы осень была золотой. М.: Знание, 1988. 110 с.
  61. Толстых А. Возрасты жизни. М.: Молодая гвардия, 1988. 223 с.
  62. Филд Д. Социальные связи в старости: результаты Боннского и Берлинского лонгитюдных исследований // Иностранная психология. 1997. №8. С. 52–63.
  63. Холл У.Дж. Новое в геронтологии: Обзор // Международный журнал медицинской практики. 2000. №5. С. 37–44.
  64. Хрисанфова Е.Н. Основы геронтологии. М.: ВЛАДОС, 1999. 192 с.
  65. Чеботарев Д.Ф. Слово о старости. М.: Наука, 1992. 62 с.
  66. Чикин С.Я. Сколько жить человеку. М.: Знание, 1988. 144 с.
  67. Шапиро В.Д. Человек на пенсии. М.: Мысль, 1980. 173 с.
  68. Шапиро В.Д. Социальная активность пожилых людей в СССР. М.: Наука, 1983.
  69. Шахматов Н.Ф. Психическое старение: счастливое и болезненное. М.: Медицина, 1996. 303 с.
  70. Щавель С.С. Социализация и социальная защита пенсионеров // Общество и экономика. 1999. №1. С. 153–168.
  71. Эйтнер С., Эйтнер А. Некоторые социально-генетические вопросы геронтологии // Советское здравоохранение. 1978. №4. С. 65–69.
  72. Bromley D. B. The Psychology of Human Ageing. London: Penguin Books, 1996. 201 р.