Введение в Проблематику Геронтопсихологии и Адаптации
В условиях глобального демографического сдвига, характеризующегося устойчивым старением населения, проблема социально-психологической адаптации людей к периоду выхода на пенсию приобретает статус ключевого вызова для социальной политики и геронтопсихологии. Современный пожилой человек сталкивается не только с биологическими изменениями, но и с глубокой трансформацией социального статуса, изменением структуры ролей и внезапным дефицитом структурированного времени. Эти изменения могут привести к серьезной дезадаптации, если индивид не готов к осознанному пересмотру жизненных приоритетов.
Целью данного аналитического обзора является глубокое изучение теоретических основ, современных социально-демографических тенденций и эмпирически подтвержденных факторов, определяющих успешность адаптации пожилых людей к посттрудовому периоду в Российской Федерации, а также разработка научно обоснованных рекомендаций по психопрофилактической работе.
Определения ключевых понятий
Для обеспечения методологической корректности необходимо установить рабочие определения основных категорий, используемых в геронтопсихологии:
- Геронтопсихология — это раздел возрастной психологии, который фокусируется на изучении психических процессов, поведения, динамики личности и особенностей межличностных отношений у лиц пожилого и старческого возраста. Предмет ее изучения охватывает сложную взаимосвязь между физиологическим процессом старения и психологическим состоянием, включая личностные сдвиги, вызванные изменением характера деятельности, в том числе, выходом на пенсию.
- Социальная адаптация пожилых людей представляет собой многомерный процесс, направленный на освоение индивидом новых социальных ролей, соответствующих статусу пенсионера, а также на принятие и овладение ценностями, нормами и эталонами как общества в целом, так и группы пожилых. Это процесс восстановления равновесия между личностью и изменяющейся социальной средой.
- Концепция «Успешного старения» — нормативный конструкт, предполагающий сохранение высокого уровня субъективного благополучия, удовлетворенности жизнью и самореализации, несмотря на естественный физиологический спад. Ключевыми элементами успешного старения являются позитивная установка, способность к формированию новых, личностно значимых целей и поддержание активного участия в жизни общества.
Теоретико-Методологические Основы Изучения Адаптации к Старости
Анализ адаптации к старости невозможен без обращения к классическим социологическим и психологическим теориям, которые заложили основу для понимания динамики жизненного цикла и ролевых трансформаций.
Синдицированное кредитование в России: текущее состояние, динамика, ...
... инвестиционных проектов. Эти последовательные шаги законодателя свидетельствуют о системной работе по адаптации российского правового поля к лучшим мировым практикам синдицированного кредитования, а ... рынка. Динамика, тенденции и структура рынка синдицированного кредитования в России и в мире История российского рынка синдицированного кредитования представляет собой увлекательную хронику адаптации, ...
Классические Теории Старения «Первого Поколения»
В середине XX века появились две основополагающие, но диаметрально противоположные концепции, пытавшиеся объяснить механизмы адаптации к старости:
1. Теория активности (Р. Хэвихерст, 1953 г.)
Эта теория утверждает, что успешное старение эквивалентно активному старению. Согласно Хэвихерсту, пожилые люди должны стремиться поддерживать активные социальные роли и, в случае утраты прежних (например, профессиональных), развивать новые интересы и занятия, что является критически важным для поддержания позитивного самоимиджа и высокого уровня удовлетворенности жизнью. По сути, эта теория призывает к компенсации утраченных ролей.
2. Теория разобщения (Э. Каминг и У. Генри, 1961 г.)
В противоположность теории активности, концепция разобщения (или освобождения) рассматривает процесс последовательного разрушения социальных связей и взаимное отдаление индивида и общества как неизбежный, нормальный и даже желательный процесс старения. Общество постепенно освобождает пожилого человека от ответственности, а сам индивид сосредоточивается на своем внутреннем мире. Сторонники этой теории полагали, что такое «освобождение» снижает стресс и позволяет старикам приготовиться к завершению жизни. Однако, почему же многие пожилые люди, вынужденно изолируясь, напротив, чувствуют себя несчастными? Эмпирические данные, полученные позднее, показали, что вынужденное разобщение, как правило, приводит к снижению удовлетворенности жизнью и дезадаптации.
Теория Непрерывности и Концепция Успешного Старения
Теория непрерывности (Р. Эчли, 1971 г.) возникла как попытка синтезировать и критически переосмыслить предыдущие модели.
Теория непрерывности предполагает, что личность, ее ценности, предпочтения, основные шаблоны поведения и способы реагирования на стресс остаются последовательными на протяжении всей жизни. Старость в этом контексте — это не радикальный перелом, а борьба за сохранение прежнего стиля жизни и внутреннего равновесия, несмотря на внешние ролевые изменения.
Успешная адаптация достигается тогда, когда пожилой человек использует свои устоявшиеся личностные черты, стратегии и сложившуюся сеть отношений для создания новых, но внутренне согласованных жизненных смыслов. Эта концепция закладывает основу для понимания конструктивного типа адаптации, который характеризуется реалистичной самооценкой, оптимизмом и способностью к самоорганизации, что позволяет индивиду активно формировать новые цели и сохранять высокий уровень удовлетворенности жизнью, опираясь на свои прошлые достижения и стиль жизни. Из этого следует, что успешная старость — это не смена, а расширение жизненного сценария, который уже был написан.
Социально-Демографический Контекст и Психосоциальный Кризис Выхода на Пенсию в РФ
Выход на пенсию — это не просто смена рабочего статуса; по классификации Л.И. Анцыферовой, это рассматривается как кризисный период в жизни человека, связанный с высоким уровнем стресса, который потенциально разрушает физическое, психологическое и социальное здоровье. В Российской Федерации этот кризис усугубляется специфической демографической динамикой и законодательными изменениями последних лет.
Демографическая Динамика и Нагрузка
Россия, как и большинство развитых стран, переживает процесс демографического старения, что подтверждается актуальными данными Росстата на 2025 год.
На начало 2025 года численность пожилых людей в возрасте 65 лет и старше составляла 17,7% от общей численности населения страны. Это наглядно демонстрирует, что доля старших возрастов постоянно растет, трансформируя структуру общества. Важным экономическим и социальным показателем является демографическая нагрузка старшими возрастами (старше трудоспособного) на 1000 человек трудоспособного возраста.
Год | Показатель демографической нагрузки (чел. на 1000 трудоспособных) | Комментарий |
---|---|---|
2019 | 464 | Показатель до начала активной фазы пенсионной реформы |
2025 | 436 | Снижение нагрузки за счет повышения пенсионного возраста |
2025 (гипотетический, без реформы) | 525 | Расчетное значение, если бы пенсионный возраст не повышался |
Снижение показателя до 436 человек на 1000 трудоспособных в 2025 году является прямым следствием поэтапного повышения пенсионного возраста, что, с одной стороны, облегчает экономическое бремя, но, с другой, заставляет людей дольше оставаться в трудовом процессе, требуя от них длительной профессиональной и психологической готовности к работе.
Влияние Пенсионной Реформы на Задачи Профессиональной Адаптации
Пенсионная реформа 2019 года и сопутствующий рост продолжительности жизни радикально изменили характер кризиса выхода на пенсию. Если раньше кризис был связан с внезапным «обрывом» активности, то сейчас он трансформируется в кризис длительной предпенсионной неопределенности и необходимости профессиональной ресоциализации.
По данным Росстата за 2023 год, ожидаемая продолжительность жизни в возрасте 55 лет достигла 24,34 года. Это означает, что человек, завершающий трудовую деятельность (или готовящийся к этому), имеет в запасе более двух десятилетий активной жизни. В этих условиях, задача государства и общества — трансформировать процесс старения из демографической проблемы в ресурс. Профессиональная адаптация и образовательные стратегии для лиц предпенсионного возраста (чье число в 2024 году достигло 30% населения) становятся ключевыми. Психосоциальный кризис теперь включает не только переживание потери статуса, но и необходимость поддерживать конкурентоспособность или осваивать новые области деятельности для обеспечения финансовой и социальной устойчивости на протяжении этого увеличенного посттрудового периода. Насколько готовы мы к тому, что эти 24 года станут периодом расцвета, а не угасания?
Типологии Адаптационных Стратегий и Дифференциация Удовлетворенности Жизнью
Реакция человека на кризис выхода на пенсию не является универсальной; она зависит от его личностных особенностей, жизненного опыта и выбранной стратегии адаптации. Изучение типологий позволяет понять, какие поведенческие паттерны приводят к высокому, а какие — к низкому уровню субъективного благополучия.
Классическая Типология Адаптации к Старости (Д.Б. Бромли)
Д.Б. Бромли (1966, 1988) выделил пять основных типов приспособления к старости, которые отражают различия в эмоциональном фоне, отношении к прошлому и степени активности:
- Конструктивный тип (аналог успешного старения). Характеризуется реалистичной самооценкой, оптимистичным взглядом на жизнь, внутренней готовностью к принятию изменений и созданию новых смыслов. Такие люди обычно сохраняют активные социальные связи и не испытывают враждебности к окружающим или к своей старости. Они полностью соответствуют принципам Теории непрерывности.
- Зависимый тип. Личности, склонные к пассивности и зависимости от близких, часто преувеличивают свои болезни и проблемы. Их адаптация считается успешной, только если они находят опекающего человека, способного взять на себя ответственность за их жизнь.
- Оборонительный тип. Эти люди не принимают факт старения, стремятся сохранить прежний образ жизни и чрезмерно активны. Они избегают разговоров о старости и смерти, часто маскируют тревогу внешней деятельностью. Их удовлетворенность жизнью неустойчива, так как их адаптация базируется на отрицании реальности.
- Враждебный тип. Характеризуется агрессивностью, подозрительностью и обвинением окружающих (общества, государства, семьи) в своих неудачах. Эти люди склонны к изоляции и демонстрируют низкую удовлетворенность жизнью.
- Самоненавидящий тип. Эти люди направляют агрессию на себя. Они считают свою жизнь неудачной, винят себя за ошибки прошлого и демонстрируют выраженное чувство одиночества и безнадежности. Этот тип является наиболее дезадаптационным.
Типология Посттрудовой Адаптации (И.С. Кон)
И.С. Кон, анализируя посттрудовую адаптацию, классифицировал пожилых людей на шесть типов, разделяя их на благополучные и отрицательные (дезадаптационные):
Благополучные типы | Описание |
---|---|
Активная творческая старость | Сохранение активного участия в общественной жизни, профессиональной деятельности или творчестве. Высокая удовлетворенность жизнью. |
Старость, направленная на себя | Переключение активности на самообразование, путешествия, самопознание. Умеренная удовлетворенность, связанная с реализацией отложенных планов. |
«Женский» тип (Семья) | Сосредоточение жизненных интересов на семье, воспитании внуков, ведении хозяйства. Удовлетворенность жизнью определяется семейными связями. |
«Мужской» тип (Здоровье) | Чрезмерное внимание к своему здоровью, участие в оздоровительных мероприятиях. Адаптация определяется объективным и субъективным состоянием здоровья. |
Отрицательные (дезадаптационные) типы | Описание |
«Агрессивные ворчуны» | Схожи с враждебным типом Бромли. Скептицизм, критика, обвинение окружающих. |
«Разочарованные в себе неудачники» | Схожи с самоненавидящим типом Бромли. Чувство вины, отказ от деятельности, депрессивные настроения. |
Для современных российских пенсионеров характерно, что удовлетворенность жизнью связана не столько с характером семейной ситуации (что часто превалировало в советской геронтологии), сколько с активной жизненной позицией и вовлеченностью в общественную деятельность, что подтверждает актуальность как Теории активности, так и Конструктивного типа адаптации. Следовательно, стимулирование социальной активности должно стать приоритетом в государственной политике.
Психологические Предикторы Успешной Адаптации
Эмпирические исследования последних лет показывают, что успешность адаптации пожилого человека в посттрудовом периоде определяется не столько внешними обстоятельствами (размер пенсии, наличие семьи), сколько мобилизацией так называемых субъектных способностей личности.
Роль Интернального Локуса Контроля и Субъектных Способностей
Одним из наиболее значимых психологических предикторов высокого уровня удовлетворенности жизнью является интернальный локус контроля (ЛК), или субъективный контроль.
Интернальный ЛК — это убежденность человека в том, что его жизненная ситуация, его поведение и отношения с окружающими контролируются им самим, а не внешними силами (судьбой, правительством, случаем).
Российские исследования (Щукина М.А., Ширман Л.А., 2022), использующие методику СЖО Д.А. Леонтьева, выявили значимые корреляции между удовлетворенностью жизнью пожилых людей и шкалами «Локус контроля-Я» (убежденность в способности контролировать свою жизнь) и «Локус контроля-жизнь».
Предиктор | Влияние на Адаптацию | Механизм действия |
---|---|---|
Интернальный Локус Контроля | Высокий уровень удовлетворенности жизнью, низкая тревожность. | Пожилой человек воспринимает выход на пенсию не как фатальную потерю, а как новую, подконтрольную ему фазу, где он сам выбирает новые роли и цели. |
Субъектные способности | Активное освоение новых ролей, принятие ответственности. | Способность к переопределению структуры значимостей и преодолению ситуации неопределенности. |
Личности с выраженным интернальным ЛК демонстрируют большую способность к выбору новых социальных ролей (волонтер, студент У3В, наставник) и принятию ответственности за их исполнение. Это означает, что для успешной адаптации необходимо работать не с внешними условиями, а с внутренними установками личности, обучая людей брать ответственность за собственное благополучие.
Значимость Социально-Активной Жизненной Позиции
Социальная активность выступает мощным буфером против дезадаптации и одиночества. Успешная адаптация требует поддержания и расширения сети межличностных отношений, а также продуктивного использования свободного времени.
Эмпирически доказано, что уровень удовлетворенности жизнью пожилых людей значимо выше при их вовлеченности в социально-значимую волонтерскую деятельность. Волонтерство предоставляет пожилым людям возможность:
- Сохранить чувство собственной значимости и полезности.
- Поддерживать социальный статус и расширять круг общения.
- Продуктивно использовать свой богатый личностный ресурсный комплекс (опыт, знания, жизнестойкость).
Таким образом, наиболее значимыми сферами для успешной адаптации являются сохранение частичной занятости (или профессиональной деятельности), активное вовлечение в общественную жизнь и умение самостоятельно и продуктивно организовывать свое время.
Научно-Обоснованные Методы Психопрофилактики и Ресоциализации
Учитывая демографические вызовы и высокий риск развития дезадаптации, разработка и реализация научно-обоснованных программ психопрофилактики становится критически важной.
«Университеты Третьего Возраста» (У3В): Критический Анализ Охвата и Программ
«Университет третьего возраста» (У3В) — это широко распространенная форма работы, направленная на ресоциализацию и повышение качества жизни пожилых людей.
Цели У3В:
- Изменение стереотипа поведения (переход от пассивной позиции к активной).
- Развитие коммуникативных, цифровых навыков и финансовой грамотности.
- Активация творческого потенциала и пропаганда здорового образа жизни.
Региональный опыт показывает, что систематическая реализация образовательных программ У3В в течение 8–10 месяцев приводит к достоверным положительным изменениям: росту соматической адаптации и субъективной удовлетворенности жизнью у участников.
Однако, несмотря на позитивный эффект, в системе У3В в России существуют серьезные проблемы, снижающие их общенациональную эффективность:
Проблема | Актуальные Данные и Критика |
---|---|
Низкий охват | По экспертным оценкам, в образовательный процесс У3В в России вовлечено менее 1% пожилого населения. Это значительно ниже показателей европейских стран (например, Польша, Франция). |
Дублирование программ | Программы У3В, реализуемые при высших учебных заведениях, часто повторяют содержание курсов, предлагаемых центрами социального обслуживания, не используя в полной мере академический и кадровый потенциал вузов. |
Фокусировка на обучении | Часто программы сосредоточены только на передаче знаний (компьютерные курсы, садоводство), упуская обязательную психологическую поддержку и работу с экзистенциальными кризисами. |
Таким образом, У3В — это эффективный, но пока маломасштабный инструмент, который требует системного расширения и включения обязательного психологического компонента.
Эмпирически Эффективные Методы Психологической Коррекции
Для работы с уже сформировавшейся социально-психологической дезадаптацией (тревожность, низкая самооценка, изоляция) необходимо применение специализированных, научно подтвержденных методов психологической коррекции.
В российской практике, в качестве высокоэффективного метода, доказавшего свою способность снижать тревожность, гармонизировать эмоциональный фон и стимулировать когнитивную активность, показала себя арт-терапия.
Арт-терапия использует творчество для выражения эмоций, с которыми пожилым людям сложно работать вербально. Эффективные техники включают:
- Изотерапия (рисование, работа с цветом) — используется для проекции внутренних конфликтов и снятия напряжения.
- Песочная терапия — помогает в работе с травматическим опытом и восстановлении ощущения контроля и порядка в жизни (что особенно важно для лиц с экстернальным ЛК).
- Альбомы-раскраски (мандалы) — способствуют концентрации внимания, снижению уровня тревоги и улучшению мелкой моторики, опосредованно повышая соматическую адаптацию.
Системное применение арт-терапии в групповом формате позволяет пожилым людям преодолеть изоляцию, почувствовать себя частью сообщества и восстановить продуктивное использование личностного ресурсного комплекса. Успешная профессиональная адаптация предпенсионеров в условиях реформы также требует, чтобы гибкие образовательные программы включали не только профессиональное обучение, но и обязательную психологическую поддержку, направленную на повышение стрессоустойчивости и формирование интернального локуса контроля, тем самым закладывая прочный фундамент для будущего благополучия.
Заключение и Практические Рекомендации
Выводы
- Кризис трансформируется: Процесс выхода на пенсию в РФ в условиях демографического старения (17,7% населения 65+) и повышения ОПЖ в 55 лет (до 24,34 года) превратился из кризиса внезапного «обрыва» в кризис длительной профессиональной и социальной неопределенности.
- Личностные предикторы доминируют: Успешная адаптация в посттрудовом периоде определяется не столько внешними условиями, сколько внутренними, субъектными факторами. Ключевым предиктором высокого уровня удовлетворенности жизнью является интернальный локус контроля, который позволяет индивиду реализовывать конструктивный тип старения (по Бромли и Кон).
- Активность и смыслы — основа: Благополучие прямо коррелирует с активной жизненной позицией, вовлеченностью в социально-значимую деятельность (волонтерство) и способностью к созданию новых смыслов.
- Профилактика требует развития: Новые формы ресоциализации, такие как «Университет третьего возраста», обладают доказанной эффективностью, но их охват критически низок (<1% пожилого населения РФ) и требует системного развития и обогащения психологическим контентом.
- Эффективность арт-терапии: Методы психологической коррекции, такие как арт-терапия, показали высокую эмпирическую эффективность в работе с социально-психологической дезадаптацией пожилых людей (снижение тревожности, гармонизация фона).
Рекомендации
Для повышения успешности адаптации пожилых людей в РФ и развития научно-обоснованной психопрофилактики, предлагаются следующие рекомендации:
- Развитие Интернального ЛК: Разработать и внедрить в центрах социального обслуживания специальные тренинговые программы, направленные на повышение субъективного контроля и осмысленности жизни, используя техники когнитивно-поведенческой терапии и методы работы с ценностно-смысловой сферой (например, методику СЖО Д.А. Леонтьева для диагностики прогресса).
- Интеграция психологической поддержки в У3В: Обязательно включать в программы «Университетов третьего возраста» (У3В) модули психологической поддержки и коррекции, используя групповые формы работы, включая арт-терапию и тренинги по развитию цифровой и финансовой грамотности. Необходимо увеличить охват У3В, сделав их более доступными и привлекательными.
- Стимулирование социально-значимой активности: Разработать региональные программы стимулирования волонтерской деятельности для пенсионеров, предоставляя им возможности для реализации своего профессионального опыта в роли наставников или консультантов, тем самым поддерживая их социальный статус и чувство полезности.
- Системный подход к предпенсионной адаптации: Обеспечить обязательную психологическую поддержку лиц предпенсионного возраста (начиная с 50–55 лет) в рамках программ профессионального переобучения, фокусируясь на преодолении стресса, связанного с необходимостью долгосрочной трудовой активности и пересмотром жизненных планов.
Список использованной литературы
- Агаджанан Н.А., Катков А.Ю. Резервы нашего организма. М.: Знание, 1990.
- Авербух Е.С. Неврозы и неврозоподобные состояния в позднем возрасте. Л.: Медицина, 1976. 159 с.
- Авербух Е.С. Расстройства психической деятельности в позднем возрасте. Л.: Медицина, 1969. 285 с.
- Адаптация к пенсионному периоду жизни [Электронный ресурс]. URL: https://ddmfo.ru/esse/adaptatsiya-k-pensionnomu-periodu-jizni/ (дата обращения: 07.10.2025).
- Александрова М.Д. Очерк о психофизиологии старения. Л.: Изд-во ЛГУ, 1965.
- Александрова М.Д. Проблемы социальной и психологической геронтологии. Л.: Изд-во ЛГУ, 1974. 135 с.
- Альперович В.Д. Геронтология. Старость. Социокультурный портрет. М.: Academia, 1998.
- Анцыферова Л.И. Психология старости: особенности развития личности в период поздней взрослости // Психологический журнал. 2001. Том 22, №3. С. 3–15.
- Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопросы психологии. 1989. №1.
- Бороздина Л.В., Молчанова О.Н. Особенности самооценки в позднем возрасте. [Б.и.].
- Введенская Е.С., Введенская И.И. Обоснование дифференцированных видов методико-социальной помощи пожилым // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 1993. №3. С. 19–21.
- Возможности психокоррекции социально-психологической дезадаптации лиц пожилого возраста методами арт-терапии [Электронный ресурс]. URL: https://homekid.ru/ (дата обращения: 07.10.2025).
- Возрастная жизнеспособность в геронтологии и гериатрии (обзор) // ResearchGate. URL: https://rrmedicine.ru/ (дата обращения: 07.10.2025).
- Гаврилов Л.А. Может ли человек жить дальше? М.: Наука, 1985.
- Галкин Р.А., Гехт И.А., Ларионов Г.П. и др. Браки, заключаемые в старших возрастных группах // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2001. №1. С. 8–11.
- Галкин Р.А., Гехт И.А., Котельников Г.П. Некоторые обоснования необходимости медико-социальной адаптации к старости // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 1999. №2. С. 15–19.
- Геронтопсихология успешного старения: магистерская программа // УрФУ. URL: https://urfu.ru/ (дата обращения: 07.10.2025).
- Гехт И.А. Организация методико-социальной помощи пожилым и старым людям // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2001. №4. С. 45–47.
- Говоров В.С. Жить долго. Краснодар: Книжное издательство, 1988. 127 с.
- Грегор О. Не стареть это искусство. М.: Прогресс, 1986. 128 с.
- Губачев Д.М., Макиенко В.В. Гериатрические проблемы семейной медицины. СПб.: Фолиант, 2000. 69 с.
- Гуфеланд Х. Время жить: искусство преодоления жизни. СПб.: Кронверк, 1996.
- Дмитриев А.В. Социальные проблемы людей пожилого возраста. Л.: Наука, 1980. 102 с.
- Емельянова Е.А. Организация медицинской помощи лицам пожилого и старческого возраста // Здравоохранение. 1995. №5. С. 36–34.
- Жизненный опыт как потенциал успешного старения // CyberLeninka. URL: https://cyberleninka.ru/ (дата обращения: 07.10.2025).
- Карсаевская Т.В. Человек стареющий. Л.: Наука, 1989.
- Карсаевская Т.В., Шаталов А.Т. Философские аспекты геронтологии. М.: Медицина, 1978. 216 с.
- Концепция «Успешное старение» как нормативный конструкт: научная статья // CyberLeninka. URL: https://cyberleninka.ru/ (дата обращения: 07.10.2025).
- Королькова Т.Н. Современные теории старения человека: Обзор // Вестник дерматологии и венерологии. 2001. №5. С. 15–22.
- Краснова О.В. Теоретические вопросы подготовки людей к выходу на пенсию // Психология зрелости и старения. 2000. №4(12).
С. 5–31.
- Кристоль Р. Секреты молодости. Минск: Беларусь, 1995. 116 с.
- Крикштопайтис М.И. Проблемы физиологических основ предупреждения раннего старения человека // Физиология человека. 1993. Том 16, №5. С. 161–167.
- Крутько В.Н. Профилактика старения: контуры новой науки // Физиология человека. 2000. №5. С. 137–144.
- Курцмен Дж., Гордон Ф. Да сгинет смерть! Победа над старением и продление человеческой жизни. М.: Прогресс, 1987.
- Максимова С.Г. Социально-психологические аспекты дезадаптации лиц пожилого возраста и старческого возраста // Клиническая геронтология. 2000. №5–6. С. 58–63.
- Максимова С.Г., Луницин Б.Г. Социальные фрустрации лиц пожилого и старческого возраста в контексте социально-психологической дезадаптации // Клиническая геронтология. 2001. №7. С. 38–45.
- Марковина С.Г. Особенности адаптации пожилых // Социологические исследования. 1977. №12. С. 48–56.
- Медико-демографическая ситуация в России: Долгосрочные тенденции [Электронный ресурс]. URL: https://fcrisk.ru/ (дата обращения: 07.10.2025).
- Медведев Ж.А. Парадоксы геронтологии // Будь здоров. 1999. №3. С. 8–13.
- Миколайчук Е.Н. Пожилой человек в современном обществе // Медицинская консультация. 1999. №4. С. 1–5.
- Мотыгина И.А. Психологические и психические аспекты медицинской помощи пожилым и старикам // Медицинская помощь. 1999. №2. С. 9–11.
- Обучение и адаптация пожилых людей в университетах третьего возраста: региональный опыт // RRpedagogy.ru. URL: https://rrpedagogy.ru/ (дата обращения: 07.10.2025).
- Особенности социально-психологической адаптации пожилых людей: статья // CyberLeninka. URL: https://cyberleninka.ru/ (дата обращения: 07.10.2025).
- По оценкам на начало 2024 года численность пожилых людей… // Демоскоп Weekly. URL: http://demoscope.ru/ (дата обращения: 07.10.2025).
- Петрилл С. Генетические и средовые связи между общими и специальными когнитивными способностями у престарелых // Иностранная психология. 2001. №14. С. 17–24.
- Петрова Н.Н. Психо-социальная адаптация в кризисном периоде // Журнал прикладной психологии. 1999. №4. С. 17–20.
- Полищук Ю.И. Старение личности // Социальная и клиническая психиатрия. 1994. Том 4, вып. 3. С. 108–115.
- Полищук Ю.И., Баранская И.В. Разрушение высших личностных смыслов как важный фактор развития невротических расстройств в позднем возрасте // Клиническая геронтология. 2001. №5. С. 17–21.
- Проблема психологической адаптации личности в период выхода на пенсию // CyberLeninka. URL: https://cyberleninka.ru/ (дата обращения: 07.10.2025).
- Профессиональная адаптация и образовательные стратегии для лиц предпенсионного возраста // ResearchGate. URL: https://researchgate.net/ (дата обращения: 07.10.2025).
- Пухальская Б. Старость как фаза развития человека // Старость. Популярный справочник. М.: [Б.и.], 1996. С. 33–41.
- Психологические предикторы удовлетворенности жизнью людей старшего возраста // CyberLeninka. URL: https://cyberleninka.ru/ (дата обращения: 07.10.2025).
- Реан А.А. К проблеме социальной адаптации личности // Вестник СПбГУ. Сер. 6. 1995. Вып. 3. С. 39–74.
- РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ УНИВЕРСИТЕТОВ ТРЕТЬЕГО ВОЗРАСТА // CyberLeninka. URL: https://cyberleninka.ru/ (дата обращения: 07.10.2025).
- Сачук Н.Н., Панина Н.В., Москалец Г.М. Проблемы адаптации к выходу на пенсию // Геронтология и гериатрия. 1981. С. 141–145.
- Специальная демографическая операция: формирование тренда многодетности в России 2024. URL: https://roscongress.org/ (дата обращения: 07.10.2025).
- Старение и работоспособность. М.: Медицина, 1995. 71 с.
- Старость и ее закономерности / под ред. Н.С. Косинской. Л.: Медгиз, 1963. 381 с.
- Сусловская М. Психологические проблемы старого человека // Старость. Популярный справочник. М.: [Б.и.], 1996. С. 41–47.
- Тарнавский Ю.Б. Чтобы осень была золотой. М.: Знание, 1988. 110 с.
- Толстых А. Возрасты жизни. М.: Молодая гвардия, 1988. 223 с.
- Филд Д. Социальные связи в старости: результаты Боннского и Берлинского лонгитюдных исследований // Иностранная психология. 1997. №8. С. 52–63.
- Холл У.Дж. Новое в геронтологии: Обзор // Международный журнал медицинской практики. 2000. №5. С. 37–44.
- Хрисанфова Е.Н. Основы геронтологии. М.: ВЛАДОС, 1999. 192 с.
- Чеботарев Д.Ф. Слово о старости. М.: Наука, 1992. 62 с.
- Чикин С.Я. Сколько жить человеку. М.: Знание, 1988. 144 с.
- Шапиро В.Д. Человек на пенсии. М.: Мысль, 1980. 173 с.
- Шапиро В.Д. Социальная активность пожилых людей в СССР. М.: Наука, 1983.
- Шахматов Н.Ф. Психическое старение: счастливое и болезненное. М.: Медицина, 1996. 303 с.
- Щавель С.С. Социализация и социальная защита пенсионеров // Общество и экономика. 1999. №1. С. 153–168.
- Эйтнер С., Эйтнер А. Некоторые социально-генетические вопросы геронтологии // Советское здравоохранение. 1978. №4. С. 65–69.
- Bromley D. B. The Psychology of Human Ageing. London: Penguin Books, 1996. 201 р.