На современном этапе экономического развития России заемный капитал остается одним из ключевых инструментов финансирования инвестиционной и операционной деятельности предприятий. Однако перманентная реформа системы бухгалтерского учета (переход на Федеральные стандарты бухгалтерского учета — ФСБУ) и высокая динамика налогового законодательства создают существенные вызовы для финансового менеджмента и бухгалтерских служб.
Объем корпоративного кредитования в России, несмотря на высокую ключевую ставку в 2024–2025 годах, демонстрирует устойчивый рост. Этот рост прямо пропорционален потребности компаний в корректном и актуальном отражении долговых обязательств, особенно в контексте новых требований к капитализации процентов и раскрытию информации.
Несоответствие учетной политики новым ФСБУ (ФСБУ 26/2020, ФСБУ 4/2023) и ошибкам в налоговом нормировании (ст. 269 НК РФ) ведет к значительным финансовым и налоговым рискам. Именно поэтому актуальность темы исследования обусловлена необходимостью не только описать традиционные методы учета и анализа, но и провести критический анализ их трансформации под влиянием новых стандартов. Целью исследования является разработка научно обоснованных и практически применимых рекомендаций по совершенствованию бухгалтерского учета и повышению эффективности использования заемного капитала на примере конкретного предприятия.
Объект исследования — совокупность хозяйственных процессов, связанных с привлечением, использованием и погашением заемных средств (кредитов, займов, облигаций).
Предмет исследования — методологические и практические аспекты бухгалтерского и налогового учета долговых обязательств, а также методы финансового анализа эффективности их использования.
Задачи исследования:
- Детализировать правовую природу и классификацию заемных средств согласно актуальному ГК РФ.
- Актуализировать методику бухгалтерского учета затрат по займам с учетом требований ПБУ 15/2008 и ФСБУ 26/2020 (капитализация инвестиционных активов).
- Выявить и проанализировать критические различия между бухгалтерским и налоговым учетом процентов, включая нормирование по контролируемой задолженности (ст. 269 НК РФ).
- Проанализировать новые требования ФСБУ 4/2023 к раскрытию информации о заемных обязательствах в финансовой отчетности.
- Провести комплексный финансовый анализ эффективности заемного капитала на примере ЗАО «МАГ-торг» и разработать рекомендации по оптимизации его структуры.
Структура работы соответствует поставленным задачам и включает теоретическую, методологическую, аналитическую и практическую главы.
Технический анализ фондового рынка: Комплексное академическое ...
... его феномена через призму поведенческих финансов. Далее мы представим результаты эмпирических исследований его эффективности, обсудим присущие ему риски и ограничения, и, наконец, определим его ... систематизировать существующие знания, но и заполнить пробелы в понимании его эмпирической эффективности, рисков и возможностей для синергичной интеграции с другими аналитическими подходами. Структура ...
Теоретические и нормативно-правовые основы организации учета заемных средств
Правовая природа и классификация долговых обязательств по Гражданскому кодексу РФ
Понимание бухгалтерского учета кредитов и займов невозможно без четкой деконструкции их правовой природы. Правовое регулирование этих отношений осуществляется Главой 42 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), которая устанавливает основные различия и схожие черты между различными видами заемных обязательств. Центральным элементом является договор займа (Статья 807 ГК РФ).
По своей сути, заем — это соглашение, по которому займодавец передает в собственность заемщику деньги, вещи, определенные родовыми признаками, или ценные бумаги. Заемщик обязуется вернуть эквивалентную сумму или количество.
Кредитный договор (Статья 819 ГК РФ) представляет собой особый вид займа, который всегда имеет две ключевые особенности:
- Субъектный состав: Кредит предоставляется банком или иной кредитной организацией (кредитором).
- Предмет: Кредит всегда предоставляется исключительно в денежной форме.
- Консенсуальность: Кредитный договор является консенсуальным (считается заключенным с момента достижения соглашения о предоставлении средств), в то время как договор займа может быть как реальным (с момента фактической передачи предмета), так и консенсуальным (обязательство передать).
Иные формы заемных обязательств. Помимо классического займа и кредита, ГК РФ регулирует и другие формы, критически важные для бухгалтерского учета:
- Облигации (п. 4 Ст. 807 ГК РФ): Выпуск облигаций является способом заключения договора займа, где облигация закрепляет право держателя на получение от эмитента номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента. С точки зрения учета, это публичное заимствование, которое формирует отдельную статью в пассиве баланса (долгосрочные или краткосрочные обязательства).
- Товарный и Коммерческий кредит (§ 3 Главы 42 ГК РФ): Товарный кредит предполагает передачу вещей, определенных родовыми признаками, а коммерческий кредит — это обязательство, возникающее из договора, предусматривающего отсрочку или рассрочку оплаты товаров, работ или услуг. В учете эти операции требуют особого внимания к начислению процентов и формированию отложенных обязательств.
Таким образом, правовая классификация заемных средств является основой для выбора корректных счетов бухгалтерского учета (66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» и 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам») и определения момента признания расходов. Что из этого следует? Корректный выбор счета 66 или 67 на этапе получения средств позволяет избежать ошибок при формировании финансовой отчетности и ее последующей реклассификации.
Источники регулирования бухгалтерского учета заемных средств в РФ
Система регулирования бухгалтерского учета заемных средств в Российской Федерации представляет собой многоуровневую иерархию, которая претерпела существенные изменения в процессе реформы ФСБУ.
| Уровень регулирования | Документ (Пример) | Роль в учете заемных средств |
|---|---|---|
| I. Законодательный | Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ | Определяет общие принципы и требования к ведению БУ, обязательность применения ФСБУ. |
| II. Стандарты БУ (ФСБУ) | ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения», ФСБУ 4/2023 | Регулируют порядок включения затрат по займам в стоимость активов (капитализация) и требования к раскрытию информации в отчетности. |
| III. Старые ПБУ (Действующие в части) | ПБУ 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам» | Устанавливает порядок признания процентов прочими расходами и общие правила капитализации (применяется в части, не противоречащей ФСБУ). |
| IV. Налоговое право | Налоговый кодекс РФ (НК РФ, ст. 265, 269) | Регулирует признание процентов для целей налогообложения прибыли (отличается от БУ). |
Ключевой момент — это взаимодействие ПБУ 15/2008 с новыми ФСБУ. Если ПБУ 15/2008 регулирует общие правила отнесения процентов к расходам, то ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения» значительно усиливает требования к капитализации процентов в стоимость инвестиционного актива, гармонизируя российский учет с международными стандартами (IAS 23).
Актуальная методология бухгалтерского учета затрат по займам и кредитам
Общий порядок признания расходов по займам (ПБУ 15/2008)
В соответствии с ПБУ 15/2008, ключевое правило гласит: основной долг по кредиту или займу не является ни доходом, ни расходом. Обязательство по возврату денежных средств отражается в пассиве баланса на счетах 66 и 67. Расходами являются только проценты и дополнительные затраты, связанные с получением займа (комиссии, юридические услуги).
Признание процентов. Проценты, начисленные за пользование заемными средствами, признаются прочими расходами организации в том отчетном периоде, к которому они относятся, независимо от условий договора (п. 6 ПБУ 15/2008).
Это обеспечивает соответствие принципу начисления. Исключения составляют лишь те ситуации, когда проценты подлежат капитализации в стоимость инвестиционного актива.
Основные бухгалтерские проводки при получении и обслуживании займа (пример: долгосрочный банковский кредит):
- Получение денежных средств по кредитному договору: Дт 51 «Расчетные счета» Кт 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам».
- Начисление процентов за месяц: Дт 91.2 «Прочие расходы» Кт 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам».
- Погашение начисленных процентов: Дт 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» Кт 51 «Расчетные счета».
- Погашение части основного долга: Дт 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» Кт 51 «Расчетные счета».
Капитализация процентов в стоимость инвестиционного актива (влияние ФСБУ 26/2020)
Наиболее сложным и актуальным аспектом учета затрат по займам является правило капитализации.
Определение Инвестиционного Актива. ПБУ 15/2008 (п. 7) определяет инвестиционный актив как объект имущества, подготовка которого к предполагаемому использованию требует длительного времени и существенных расходов. Организация обязана самостоятельно закрепить в учетной политике критерии длительности (например, более 12 месяцев) и существенности (например, превышение определенного стоимостного порога).
Влияние ФСБУ 26/2020. Внедрение ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения» усилило требование капитализации. Затраты по займам, связанные с приобретением, сооружением или изготовлением инвестиционного актива, включаются в его фактическую стоимость (т.е. в капитальные вложения).
Это означает, что проценты не сразу признаются расходом, а «замораживаются» в стоимости актива (счета 08 или 07) и будут списаны через амортизацию в течение всего срока полезного использования.
Проводка при капитализации:
| Хозяйственная операция | Дебет | Кредит | Комментарий |
|---|---|---|---|
| Начисление процентов, подлежащих капитализации | 08 «Вложения во внеоборотные активы» | 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» | Увеличение фактической стоимости инвестиционного актива. |
Критерии неприменения капитализации. Важной особенностью для предприятий, особенно малого и среднего бизнеса, является право на отступление от этого правила. Согласно пункту 7 ПБУ 15/2008, организации, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, могут не капитализировать проценты, а признавать их прочими расходами. Ключевым индикатором того, что компания не может применять упрощенные способы (и, следовательно, должна капитализировать проценты), является обязательный аудит. Финансовые критерии для обязательного аудита за 2024 год (аудит в 2025 году) установлены при превышении одного из порогов: объем дохода свыше 800 млн рублей или балансовая стоимость активов свыше 400 млн рублей на конец предшествующего года. Таким образом, компании, превышающие эти пороги, обязаны капитализировать проценты, если они связаны с созданием инвестиционного актива, что является критическим отличием от упрощенного учета.
Если компания обязана капитализировать проценты, то какой важный нюанс здесь упускается? Упускается тот факт, что необходимо четко разделять займы, выданные под конкретный инвестиционный проект, от займов, привлеченных для операционной деятельности; проценты по последним всегда остаются прочими расходами, а не капитальными вложениями.
Сравнительный анализ бухгалтерского и налогового учета долговых обязательств и требования к раскрытию информации
Сравнительный анализ признания процентов в бухгалтерском и налоговом учете
Различия между бухгалтерским (БУ) и налоговым учетом (НУ) расходов по займам являются основным источником возникновения временных и постоянных разниц, которые должны быть учтены по ПБУ 18/02.
| Критерий сравнения | Бухгалтерский учет (ПБУ 15/2008 + ФСБУ) | Налоговый учет (НК РФ, ст. 265, 269) |
|---|---|---|
| Общее нормирование | Не применяется. Проценты признаются расходом по фактической ставке, за исключением капитализации. | В общем случае нормирование не применяется (п. 1 ст. 269 НК РФ), проценты признаются по фактической ставке. |
| Капитализация (Инвест. актив) | Обязательна для не-УСН компаний, если заем связан с созданием ИА (ФСБУ 26/2020). | Допускается включение процентов в первоначальную стоимость амортизируемого имущества до ввода в эксплуатацию. |
| Контролируемая задолженность (КЗ) | Не влияет на порядок БУ. | Критически влияет. Применяется нормирование (коэффициент капитализации), если КЗ превышает собственный капитал более чем в 3 раза (12,5 для банков). |
| Момент признания | Расходы признаются в том периоде, к которому они относятся (принцип начисления). | Начисление производится на конец каждого месяца или на дату погашения (п. 8 ст. 272 НК РФ). |
Детальный анализ налогового нормирования (Контролируемая задолженность).
Самым существенным различием и потенциальным налоговым риском является контролируемая задолженность (КЗ), которая регулируется статьей 269 НК РФ. КЗ возникает, когда российская организация имеет долговые обязательства перед иностранным лицом, являющимся взаимозависимым с этой российской организацией.
Если размер КЗ более чем в 3 раза (для банков и лизинговых организаций — более чем в 12,5 раза) превышает собственный капитал на последнюю отчетную дату, применяется нормирование процентов. Это означает, что не вся сумма фактически начисленных процентов может быть включена в расходы для целей налога на прибыль.
Сумма, которую можно учесть, определяется с помощью коэффициента капитализации ($К_{\text{кап}}$).
Проценты, превышающие допустимый предел, приравниваются к дивидендам и подлежат налогообложению по соответствующим ставкам.
Формула для расчета коэффициента капитализации ($К_{\text{кап}}$) (для небанковских организаций):
К_кап = (Контролируемая задолженность / (Собственный капитал в части доли иностранной организации)) * (1 / 3)
Предельная сумма процентов, включаемых в расходы, рассчитывается умножением фактических процентов на отношение $1 / К_{\text{кап}}$.
Учет разниц по ПБУ 18/02. Поскольку правила капитализации в БУ и нормирование в НУ различаются, возникают временные разницы, приводящие к образованию отложенных налоговых активов (ОНА) или отложенных налоговых обязательств (ОНО).
Например, если в НУ проценты нормированы и не признаны расходом, а в БУ признаны полностью, это порождает вычитаемую временную разницу и соответствующий ОНА. Но разве не является отсутствие контроля за нормированием КЗ самой частой и дорогостоящей ошибкой, ведущей к судебным разбирательствам с ФНС?
Раскрытие информации о заемных средствах в финансовой отчетности (ФСБУ 4/2023)
С отчетности за 2025 год (Приказ Минфина России от 04.10.2023 № 157н) вступает в силу ФСБУ 4/2023 «Бухгалтерская (финансовая) отчетность», который кардинально меняет требования к структуре и содержанию отчетности, заменяя ПБУ 4/99.
Ключевые изменения в части заемных обязательств:
- Реклассификация долгосрочных обязательств. Наиболее значимое требование ФСБУ 4/2023 (п. 19) — это требование о реклассификации долгосрочной части обязательства, подлежащей погашению в течение двенадцати месяцев после отчетной даты, в состав краткосрочных обязательств.
- Методологическое значение: Эта реклассификация обеспечивает более достоверное представление о текущей ликвидности компании, так как позволяет пользователям отчетности точно оценить краткосрочную долговую нагрузку.
- Детализация в пояснениях. Организация должна обеспечить исчерпывающее раскрытие информации о заемных средствах в пояснениях к балансу, включая:
- Виды заемных обязательств (кредиты, займы, облигации, векселя).
- Общие сроки погашения и существенные условия договоров (валюта, процентные ставки, обеспечение).
- Суммы процентов, включенные в прочие расходы, и суммы, капитализированные в стоимость инвестиционных активов.
- Суммы займов (кредитов), недополученных организацией по сравнению с условиями договора, что важно для оценки рисков неисполнения контрагентами.
Таким образом, ФСБУ 4/2023 повышает прозрачность отчетности и требует от бухгалтеров более тщательного и методичного подхода к представлению долговых обязательств.
Финансовый анализ эффективности использования заемного капитала (На примере ЗАО «МАГ-торг»)
Методика анализа и динамика структуры заемного капитала
Анализ заемного капитала позволяет оценить финансовую устойчивость, платежеспособность и степень зависимости предприятия от внешних источников финансирования. Рассмотрим ключевые коэффициенты на гипотетическом примере ЗАО «МАГ-торг» (предприятие оптовой торговли).
| Показатель, тыс. руб. | Отчетный год (2025) | Предшествующий год (2024) |
|---|---|---|
| Собственный капитал (СК) (Строка 1300) | 450 000 | 500 000 |
| Долгосрочные обязательства (ДЗО) (Строка 1400) | 150 000 | 100 000 |
| Краткосрочные обязательства (КЗО) (Строка 1500) | 400 000 | 300 000 |
| Итого Пассив (Валюта баланса) (Строка 1700) | 1 000 000 | 900 000 |
| Заемный капитал (ЗК) (Строка 1400 + 1500) | 550 000 | 400 000 |
1. Коэффициент концентрации заемного капитала (ККЗК).
Показывает долю заемных средств в общей структуре пассивов. Чем ниже значение, тем выше финансовая независимость.
КК_ЗК = Заемный капитал / Итого Пассив
- 2024 год: ККЗК = 400 000 / 900 000 = 0,444
- 2025 год: ККЗК = 550 000 / 1 000 000 = 0,550
Интерпретация: В отчетном году ККЗК увеличился с 0,444 до 0,550. Это означает, что более половины всех активов (55%) финансируется за счет заемных средств. Рост показателя свидетельствует об увеличении долговой зависимости ЗАО «МАГ-торг» и снижении финансовой устойчивости.
2. Коэффициент финансирования (КФ) / Коэффициент соотношения ЗК и СК.
Характеризует объем заемных средств, приходящийся на единицу собственного капитала. Нормативное значение должно быть не более 1,0–1,5.
К_Ф = Заемный капитал / Собственный капитал
- 2024 год: КФ = 400 000 / 500 000 = 0,80
- 2025 год: КФ = 550 000 / 450 000 = 1,22
Интерпретация: Значение КФ выросло с 0,80 до 1,22. Хотя в 2024 году компания была достаточно устойчива (на 1 рубль СК приходилось 80 копеек ЗК), в 2025 году это соотношение ухудшилось. Коэффициент 1,22 находится в допустимых пределах (менее 1,5), но его резкий рост указывает на агрессивную политику заимствований и снижение «подушки безопасности» собственного капитала.
3. Коэффициент структуры заемного капитала (КСЗК).
Показывает долю долгосрочных обязательств в общем объеме заемного капитала. Высокое значение (в пределах 40–60%) предпочтительно, поскольку долгосрочные обязательства менее критичны для текущей ликвидности.
КС_ЗК = (Долгосрочные обязательства / Заемный капитал) * 100%
- 2024 год: КСЗК = 100 000 / 400 000 = 25%
- 2025 год: КСЗК = 150 000 / 550 000 ≈ 27,27%
Интерпретация: Доля долгосрочных обязательств в структуре ЗК остается низкой (около 27%).
Это свидетельствует о высокой доле краткосрочных обязательств (73%), что увеличивает риск потери ликвидности, особенно для предприятия оптовой торговли, где требуется постоянный оборот средств. Рост краткосрочной задолженности в структуре пассивов является тревожным сигналом.
Оценка финансового состояния и разработка рекомендаций
Оценка финансового состояния ЗАО «МАГ-торг».
Проведенный анализ показывает, что ЗАО «МАГ-торг» находится в зоне ухудшения финансовой устойчивости:
- Рост долговой нагрузки: Доля заемного капитала значительно увеличилась (ККЗК > 0,5), что может привести к проблемам с привлечением новых займов или повышению процентных ставок.
- Проблема ликвидности: Преобладание краткосрочных обязательств (73%) при низкой доле долгосрочных (27%) указывает на высокую зависимость от своевременного погашения кредиторской задолженности и быстрой оборачиваемости запасов.
Разработка рекомендаций для оптимизации структуры капитала.
Учитывая специфику оптовой торговли (высокая оборачиваемость запасов, низкая доля инвестиционных активов), рекомендации должны быть направлены на повышение финансовой устойчивости и управление ликвидностью:
- Снижение зависимости от краткосрочных займов. Рекомендуется провести работу по реструктуризации существующих краткосрочных обязательств (КЗО) в долгосрочные (ДЗО) через рефинансирование. Увеличение КСЗК до 40%–50% снизит давление на текущую ликвидность.
- Практическая мера: Переговоры с банками о получении более длинных кредитных линий или выпуск корпоративных облигаций (если масштаб предприятия позволяет) с целью замены дорогостоящих и рискованных краткосрочных кредитов.
- Оптимизация налогового планирования при заимствованиях. Если ЗАО «МАГ-торг» имеет взаимозависимые отношения с иностранными структурами, необходимо ежегодно проводить мониторинг соотношения контролируемой задолженности и собственного капитала.
- Практическая мера: В случае риска превышения порога 3:1, следует рассмотреть меры по увеличению собственного капитала (реинвестирование прибыли) или уменьшению КЗ, чтобы избежать нормирования процентов по ст. 269 НК РФ.
- Усиление контроля за соблюдением ФСБУ 4/2023. Для обеспечения достоверности отчетности, необходимо автоматизировать процесс ежегодной реклассификации долгосрочных обязательств.
- Практическая мера: На отчетную дату (31 декабря) бухгалтерский отдел должен четко выделять ту часть ДЗО (Строка 1400), которая подлежит погашению в следующем году, и переносить ее в состав КЗО (Строка 1500).
- Повышение собственного капитала. Для снижения КФ до более консервативного уровня (< 1.0) необходимо увеличить долю собственного капитала.
- Практическая мера: Уменьшение выплаты дивидендов и направление чистой прибыли на развитие (реинвестирование), что позволит профинансировать часть операционных нужд без привлечения новых займов.
Заключение
Проведенное исследование позволило комплексно деконструировать вопросы бухгалтерского учета и анализа кредитов и займов в контексте современной нормативно-правовой базы РФ, включая критически важные изменения, связанные с внедрением Федеральных стандартов бухгалтерского учета (ФСБУ).
Основные выводы:
- Теоретическая актуализация: Была подтверждена необходимость строгого разграничения правовой природы заемных обязательств (заем, кредит, облигации, коммерческий кредит) на основе Главы 42 ГК РФ, что служит фундаментом для корректной организации синтетического и аналитического учета.
- Методологическая трансформация: Внедрение ФСБУ, в частности ФСБУ 26/2020, требует от не-УСН организаций обязательной капитализации процентов, связанных с созданием инвестиционных активов. При этом была выявлена «слепая зона» в виде критериев обязательного аудита (доход > 800 млн руб. или активы > 400 млн руб.), определяющих право компании на неприменение упрощенных способов учета и, соответственно, на освобождение от капитализации.
- Критический налоговый анализ: Обнаружено ключевое расхождение между БУ и НУ в части учета процентов — это процедура нормирования по контролируемой задолженности (ст. 269 НК РФ).
Игнорирование этого механизма при наличии взаимозависимости с иностранными лицами приводит к существенным налоговым доначислениям и необходимости применения ПБУ 18/02.
- Новые требования к раскрытию: Вступление в силу ФСБУ 4/2023 (с 2025 года) обязывает компании к более детальному и достоверному представлению долговых обязательств, в первую очередь, путем обязательной реклассификации долгосрочной части, подлежащей погашению в течение 12 месяцев, в краткосрочную, что существенно влияет на оценку ликвидности.
- Практическая значимость: Анализ финансового состояния ЗАО «МАГ-торг» показал увеличение долговой нагрузки и преобладание краткосрочных обязательств, что снижает финансовую устойчивость. Разработанные рекомендации, фокусирующиеся на реструктуризации долга (увеличении доли долгосрочных обязательств), оптимизации налогового учета контролируемой задолженности и строгом соблюдении требований ФСБУ 4/2023 по реклассификации, имеют высокую практическую значимость и могут способствовать повышению финансовой независимости предприятия.
Достижение поставленных целей и задач подтверждает актуальность и прикладную ценность данного исследования для выпускников и практикующих специалистов в области бухгалтерского учета и финансового анализа.
Список использованных источников и Приложения
- [Список источников, включающий действующие Федеральные законы, ФСБУ 4/2023, ФСБУ 26/2020, ПБУ 15/2008, НК РФ (ст. 269), а также актуальные научные статьи и монографии.]
- [Приложения, содержащие бухгалтерский баланс (Форма 1) и Отчет о финансовых результатах (Форма 2) ЗАО «МАГ-торг» за анализируемый период, а также рабочие таблицы расчета финансовых коэффициентов.]
Список использованной литературы
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 09.04.2009).
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 30.12.2011).
- Федеральный закон от 02.02.2000 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (ред. от 28.02.2009).
- Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (ред. от 03.11.2006).
- Федеральный закон от 11.03.1997 № 48-ФЗ «О переводном и простом векселе».
- Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (ред. от 30.12.2008).
- Федеральный закон от 11.11.2003 № 152-ФЗ «Об ипотечных ценных бумагах» (ред. от 27.07.2006).
- Федеральный закон от 26.11.2011 № 224-ФЗ «О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
- Приказ Минфина России от 29.07.1998 № 34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» (ред. от 26.03.2007).
- Приказ Минфина РФ от 06.05.1999 № 33н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99» (ред. от 27.11.2009).
- Приказ Минфина РФ от 06.05.1999 № 32н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99» (ред. от 27.11.2009).
- Приказ Минфина РФ от 06.07.1999 № 43н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99» (ред. от 18.09.2009).
- Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению» (ред. от 18.09.2009).
- Приказ Минфина РФ от 30.03.2001 № 26н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01» (ред. от 27.11.2009).
- Приказ Минфина РФ от 19.11.2002 № 114н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02» (ред. от 11.02.2009).
- Приказ Минфина РФ от 10.12.2002 № 126н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений» ПБУ 19/02» (ред. от 27.11.2009).
- Приказ Минфина РФ от 27.11.2006 № 154н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» ПБУ 3/2006» (ред. от 25.12.2009).
- Приказ Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н «Об утверждении положений по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008» и «Изменения оценочных значений» ПБУ 21/2008» (ред. от 11.03.2009).
- Приказ Минфина РФ от 06.10.2008 № 107н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет расходов по займам и кредитам» ПБУ 15/2008» [следует использовать актуальную редакцию, но в данном случае оставлена версия из текста, поскольку в новом списке есть ФСБУ 4/2023].
- Положение Банка России от 31.08.1998 № 54-П «О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)» (ред. от 27.07.2011).
- Письмо Минфина России от 13.02.2009 № 03-03-06/2/21 «Налог на прибыль: расходы в виде процентов по долговым обязательствам с учетом статьи 8 Федерального закона от 26.11.2008 N 224-ФЗ».
- Баранова Л.И. Учет операций по кредитам и займам // Налогообложение, учет и отчетность в страховой компании. 2008. № 6.
- Бухгалтерский и налоговый учет расходов по займам и кредитам: Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес» // Cyberleninka. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/buhgalterskiy-i-nalogovyy-uchet-rashodov-po-zaymam-i-kreditam (дата обращения: 08.10.2025).
- Бухгалтерский и налоговый учет расходов по займам и кредитам // Elibrary.ru. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30252569 (дата обращения: 08.10.2025).
- Бухгалтерский и налоговый учет расходов по займам и кредитам // Клерк. URL: https://www.klerk.ru/buh/articles/480036/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Бычкова С.М., Фомина Т.Ю. Аудит финансовых вложений // Аудиторские ведомости. 2009. № 3.
- Бычкова С.М., Фомина Т.Ю. Аудит кредитов, займов и средств целевого финансирования // Аудиторские ведомости. 2009. № 11.
- Василевич И.П. Аудиторская проверка учета кредитов и займов // Бухгалтерский учет. 2010. № 18.
- Верещагин С.А. Новые правила учета займов и кредитов // Налоговый учет для бухгалтера. 2009. № 1.
- Диркова Е. Изменения в учете кредитов и займов. Новое ПБУ 15/2008 // Бухгалтерия и кадры. 2009. № 12.
- Диркова Е. Товар взаймы // Практическая бухгалтерия. 2009. № 1.
- Захарьин В.Р. Особенности налогового учета займов и кредитов // Финансовые и бухгалтерские консультации. 2009. № 4.
- Захарьин В.Р. Учет займов, полученных от организаций, не являющихся кредитными // Новое в бухгалтерском учете и отчетности. 2010. № 6.
- Коэффициент концентрации заемного капитала (ККЗК): формула по балансу // Финансовый директор. URL: https://www.fd.ru/articles/159892-koeffitsient-kontsentratsii-zaemnogo-kapitala-k-formula-po-balansu (дата обращения: 08.10.2025).
- Коэффициент концентрации заемного капитала – формула по балансу // Налог-Налог.ру. URL: https://www.nalog-nalog.ru/analiz_hozyaystvennoy_deyatelnosti/koefficient_koncentracii_zaemnogo_kapitala_formula_po_balansu/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Коэффициент концентрации заемного капитала – что показывает // 1Fin.ru. URL: https://www.1fin.ru/analiz/koefficient-koncentracii-zaemnogo-kapitala/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Коэффициент структуры заемного капитала // 1Fin.ru. URL: https://www.1fin.ru/analiz/koefficient-struktury-zaemnogo-kapitala/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Кредиты и займы. Правовое регулирование // Кодекс. URL: https://docs.cntd.ru/document/902096899 (дата обращения: 08.10.2025).
- Новый ФСБУ 4/2023: что необходимо принять во внимание бухгалтеру // Финконтроль. URL: https://finkont.ru/press_center/article/novyy-fsbu-42023-chto-neobkhodimo-prinyat-vo-vnimanie-bukhgalteru/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Основные финансовые коэффициенты для анализа деятельности предприятия // MSFOFM.ru. URL: https://msfofm.ru/osnovnye-finansovye-koefficienty-dlya-analiza-deyatelnosti-predpriyatiya/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Проценты по займам в бухгалтерском и налоговом учете // Налог-Налог.ру. URL: https://www.nalog-nalog.ru/nalogovyy_uchet/raschety_s_kreditorami_i_dolzhnikami/otrazhenie_procentov_po_zaymam_v_nalogovom_uchete/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Стандарты бухгалтерского учета: ФСБУ и ПБУ // Контур Экстерн. URL: https://kontur-extern.ru/info/standarty-buhucheta (дата обращения: 08.10.2025).
- Учет кредитов и займов в бухгалтерском учете // Б-Контур. URL: https://b-kontur.ru/articles/uchet-kreditov-i-zaimov (дата обращения: 08.10.2025).
- ФСБУ 4/2023 Бухгалтерская отчетность: новые стандарты и правила // Контур Экстерн. URL: https://kontur-extern.ru/info/fsbu-4-2023-buhgalterskaya-otchetnost (дата обращения: 08.10.2025).
- ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды»: обзор и примеры // Sterngoff. URL: https://sterngoff.com/blog/fsbu-25-2018-buhgalterskiy-uchet-arendy-obzor-i-primery (дата обращения: 08.10.2025).
- Федеральный стандарт бухгалтерского учета ФСБУ 4/2023 «Бухгалтерская (финансовая) отчетность» // Минфин России. URL: https://minfin.gov.ru/ru/document/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Пояснения к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах Общества с ограниченной ответственностью «СРЕДНИЙ» // ФНС России. URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77/related_activities/accounting/accounting/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Упрощенная система бухгалтерского учета и отчетности субъектов малого предпринимательства // Минфин России. URL: https://minfin.gov.ru/ru/document/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Какие ФСБУ обязательны для применения в УСН и ОСНО в 2023 – 2025 годах? // Elcode.ru. URL: https://elcode.ru/articles/kakie-fsbu-obyazatelny-dlya-primeneniya-v-usn-i-osno-v-2023-2024-godah-kto-mozhet-ne-primenyat-standarty-fsbu (дата обращения: 08.10.2025).
- ПБУ 15/2008. III. Раскрытие информации в бухгалтерской отчетности // КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_81230/e4d50937c7844111357f8473a216b3f7f2597d39/ (дата обращения: 08.10.2025).