Обоснование актуальности и концептуальная рамка исследования
Российский автомобильный рынок переживает беспрецедентную структурную перезагрузку, которая делает неактуальными многие классические модели дилерского бизнеса. На фоне геополитической турбулентности, ухода западных брендов и доминирования новых игроков, традиционные маркетинговые стратегии, основанные на экстенсивном росте, перестали работать. Компании, не способные к быстрой и глубокой адаптивной реструктуризации, сталкиваются с риском дефолта, усугубленным высокой ключевой ставкой Центрального банка РФ и снижением покупательской способности населения. Это подчеркивает критичность ситуации, поскольку без адекватного ответа на макроэкономические вызовы даже стабильные дилеры теряют устойчивость.
Актуальность настоящего исследования обусловлена необходимостью разработки комплексной, научно обоснованной и практически применимой стратегии маркетинговой реструктуризации для региональных предприятий, функционирующих в условиях высокой неопределенности.
Цель работы — разработать комплексный, актуальный (на 2025 год) стратегический и методологический план для глубокого исследования роли и практического применения маркетинговых стратегий в процессе стратегической реструктуризации компании, с акцентом на анализ и современные рекомендации для конкретного регионального предприятия (автодилер ООО «ФССК»).
Объектом исследования выступает деятельность автодилера ООО «ФССК», функционирующего на региональном автомобильном рынке (Томская область).
Предметом исследования являются маркетинговые стратегии и их влияние на повышение эффективности и устойчивости компании в процессе антикризисной реструктуризации.
Ключевые задачи исследования включают систематизацию теоретических основ антикризисного маркетинга, проведение детального анализа текущего состояния и трендов российского авторынка в 2025 году, выявление критических изменений в поведении потребителей и разработку прикладных, методологически обоснованных рекомендаций по корректировке маркетингового комплекса (4P/7P) для ООО «ФССК».
Теоретико-методологические основы стратегического маркетинга в антикризисном управлении
Функции и роль стратегического маркетинга в процессе реструктуризации предприятия
В традиционном понимании реструктуризация часто воспринимается как сугубо финансовый или операционный процесс, направленный на сокращение издержек или оптимизацию активов. Однако современные исследования, особенно в контексте российского рынка, подтверждают, что стратегический маркетинг играет ключевую роль в процессе реструктуризации, оказывая влияние как на формирование ее концепции, так и на возможности повышения стоимости компании.
Комплексный экономико-маркетинговый анализ и разработка антикризисной ...
... ниже точки безубыточности. Конъюнктура рынка деревообработки и стратегический маркетинговый анализ Чтобы разработать стратегию выхода из кризиса, необходимо понять, в каких внешних условиях функционирует предприятие. Рынок ... Цель настоящего комплексного исследования — провести детализированный экономико-маркетинговый анализ деятельности предприятия, выявить корневые причины его кризисного ...
Стратегический маркетинг в данном контексте выступает в трех критически важных ролях:
- Диагностическая роль: Маркетинг обеспечивает точную и своевременную оценку внешних и внутренних факторов, определяющих саму необходимость реструктуризации (например, падение доли рынка, снижение лояльности, неадекватность продуктового портфеля новым условиям).
Он идентифицирует перспективные, но недооцененные рыночные сегменты и возможности для сбыта, что является основой для любой новой стратегии.
- Формирующая роль: Антикризисный маркетинг предполагает активное формирование способов реагирования на экономические изменения, а не просто пассивное наблюдение. Он определяет, каким образом компания будет позиционироваться на изменившемся рынке, какие новые ценностные предложения будут сформированы, и как эти предложения будут способствовать росту, даже на падающем рынке.
- Инструментальная роль: Маркетинг предоставляет инструменты (ценовая политика, каналы сбыта, коммуникации) для оперативной реализации намеченной стратегии реструктуризации. Его задача — обеспечить необходимый денежный поток и оборачиваемость в критический период, что является жизненно важным для автодилера в условиях высоких процентных ставок.
Таким образом, реструктуризация без сильного стратегического маркетинга рискует стать лишь «косметическим ремонтом», не затрагивающим глубинных проблем взаимодействия с рынком. Отсюда следует, что единственной гарантией выживания является глубокая интеграция маркетинга в саму структуру антикризисного управления.
Сравнительный анализ антикризисных стратегий: «Ожидание» vs. «Агрессивное наступление»
В условиях кризиса перед руководством компании встает фундаментальный выбор между двумя полярными стратегиями антикризисного маркетинга: стратегией «ожидания» (пассивная или оборонительная) и стратегией «агрессивного наступления» (активная или инициативная).
| Критерий сравнения | Стратегия «Ожидания» (Оборонительная) | Стратегия «Агрессивного наступления» (Инициативная) |
|---|---|---|
| Основная цель | Минимизация рисков, сокращение расходов, сохранение текущего положения. | Захват доли рынка, использование кризиса для роста, создание событий. |
| Маркетинговая активность | Сдерживание оборота, сокращение рекламных бюджетов, фокусировка на лояльных клиентах. | Активное инвестирование в релевантные каналы, поиск новых ниш, агрессивная ценовая политика там, где это оправдано. |
| Позиция на рынке | Реакция на изменения. | Создание изменений и событий. |
| Риск | Риск стагнации, потери доли рынка в пользу более активных конкурентов. | Высокий риск неверного инвестирования, но высокий потенциал для занятия лидерства. |
В контексте автомобильного рынка 2025 года, где высокая неопределенность сочетается с кардинальной сменой брендового ландшафта, чистая стратегия «ожидания» губительна. Пока региональный дилер ждет, более агрессивные конкуренты, особенно дилеры китайских марок, активно осваивают новые сегменты и захватывают клиентскую базу.
Задача активной маркетинговой стратегии состоит именно в создании событий, а не в реакции на них. Это позволяет ООО «ФССК» обратить негативные факторы (уход брендов, ослабление позиций старых конкурентов) во благо развития бизнеса и завоевать лидерство в своем регионе. Соответственно, для ООО «ФССК» обосновывается выбор Стратегии «Агрессивного наступления», сфокусированной на захвате новых ниш (например, сервисное обслуживание ушедших брендов) и активном использовании цифровых каналов. А не упускается ли здесь важный нюанс, связанный с необходимостью жесткого контроля ликвидности при агрессивных инвестициях?
Модель трех ценностных дисциплин (М. Трейси и Ф. Вирсемы) как ориентир для реструктуризации дилерского бизнеса
Для определения стратегического фокуса в рамках «Агрессивного наступления» целесообразно использовать концепцию трех ценностных дисциплин Мишеля Трейси и Фреда Вирсемы. Согласно этой модели, компания должна фокусироваться на достижении превосходства только в одной из трех дисциплин, сохраняя при этом приемлемый уровень в двух других.
| Ценностная Дисциплина | Суть | Применимость к ООО «ФССК» в 2025 г. |
|---|---|---|
| 1. Лидерство в продуктах (Product Leadership) | Предложение клиентам самых передовых, инновационных или высокопроизводительных продуктов. | Низкий приоритет. В условиях смены брендов и контроля импортеров над ассортиментом, дилер не может диктовать продуктовые инновации. |
| 2. Операционное превосходство (Operational Excellence) | Предоставление безупречного качества по минимально возможной цене и с минимальными неудобствами для клиента. Фокус на эффективности и цене. | Средний/Высокий приоритет. Критически важно для конкуренции с китайскими дилерами и в сегменте сервиса. Позволяет снижать издержки и предлагать конкурентные цены. |
| 3. Близость к клиентам (Customer Intimacy) | Построение долгосрочных отношений с клиентом, глубокое понимание его индивидуальных потребностей и предоставление персонализированных решений. | Наивысший приоритет. В условиях, когда цикл сделки удлиняется, а стоимость привлечения клиента (CPL) растет, удержание существующей базы и повышение пожизненной ценности клиента (LTV) становится основой выживания. |
Для регионального дилера ООО «ФССК», действующего в условиях сужения рынка и роста стоимости лида, стратегическим ориентиром в реструктуризации должна стать Близость к клиентам, подкрепленная Операционным превосходством (особенно в секторе послепродажного обслуживания), что позволяет обеспечить стабильный денежный поток и лояльность, независимую от брендов.
Комплексный анализ российского и регионального автомобильного рынка: Вызовы 2024–2025 годов
Динамика рынка новых легковых автомобилей и структурные сдвиги (Янв-Сен 2025)
На сегодняшний день российский автомобильный рынок находится в состоянии глубокой структурной перезагрузки. Доминировавшие ранее западные и японские бренды либо полностью покинули рынок, либо существенно сократили присутствие.
Согласно актуальной статистике ОАР, общая картина рынка в 2025 году выглядит критически:
Объем продаж новых легковых автомобилей за январь-август 2025 года сократился на 23,4% по сравнению с аналогичным периодом 2024 года, составив всего 761 285 единиц.
Этот спад происходит не только из-за ограниченного предложения, но и из-за макроэкономических факторов. Высокая ключевая ставка ЦБ РФ (влияющая на автокредиты, достигающие 25–40% годовых) и снижение реальных доходов населения сдерживают спрос.
Аналитики прогнозируют, что наиболее вероятным сценарием на конец 2025 года является снижение общего объема рынка до уровня 1,38 млн новых автомобилей. Это станет одним из самых низких показателей с начала 2000-х годов (исключая самые острые кризисные 2022–2023 гг.), что подчеркивает критичность ситуации.
Дополнительным тревожным сигналом является рост цен. Средний чек на покупку нового автомобиля в России вырос на 5% в январе-сентябре 2025 года по сравнению с 2024 годом, достигнув 2,33 млн рублей. Это означает, что рынок сместился в сторону более дорогих моделей, поставляемых по схемам параллельного импорта или новых китайских марок, что ведет к сужению целевой аудитории и фактическому уходу массового потребителя, который не может позволить себе такие кредитные нагрузки.
Доминирование китайских брендов и кризис дилерской сети «второго эшелона»
Самым значимым структурным сдвигом 2025 года стало тотальное доминирование китайских автопроизводителей.
В сентябре 2025 года в России было продано 88 948 новых китайских автомобилей. Совокупная доля китайских брендов в топ-10 составила 45,2%. Лидером среди иномарок по доле на рынке в сентябре стал Haval с показателем 13,8%.
Общая доля китайских брендов на рынке, включая дистрибьюторов второго эшелона, достигает 60–68%. Однако эта ситуация породила и новые вызовы для дилеров:
- Сверхконкуренция: Насыщение рынка «китайцами» привело к тому, что в первом квартале 2025 года закрылось 213 дилерских центров китайских марок. Это были в основном дилеры, которые не смогли обеспечить требуемые объемы продаж или получили менее популярные бренды.
- Давление на маржу: Высокая конкуренция заставляет дилеров китайских марок активно использовать ценовые рычаги, снижая свою маржинальность, что ставит под угрозу финансовую устойчивость дилеров, не имеющих операционного превосходства.
- Неопределенность с Lada: Доля российских марок (преимущественно Lada) по итогам первых семи месяцев 2025 года составила 33,8%. Однако и их продажи упали на 19% за этот период. Региональным дилерам, работающим с Lada или другими отечественными марками, необходимо активно бороться за своего традиционного, чувствительного к цене потребителя.
Трансформация потребительского поведения и рост стоимости привлечения клиента
Ключевые изменения в поведении потребителей в 2025 году напрямую влияют на маркетинговую стратегию ООО «ФССК»:
- Удлинение цикла сделки: Покупатель стал «еще дороже» и более осторожен. Цикл сделки для дилеров стал в несколько раз дольше, так как покупатель постоянно мониторит доступность, ситуацию по госпрограммам и предложения разных производителей. Рынок стал «рынком покупателя», требующим от дилера терпения и высокого профессионализма в отделе продаж.
- Рост стоимости лида (CPL): Жесткая конкуренция, особенно в онлайн-пространстве, привела к резкому удорожанию маркетинга.
Рост конкуренции в аукционах контекстной рекламы привел к увеличению стоимости лида (CPL) в среднем на 25–40% для автодилеров.
Для регионального дилера с ограниченными ресурсами это означает, что традиционные каналы (контекст, таргет) становятся менее рентабельными. Необходимо смещать фокус на удержание и конвертацию уже привлеченного трафика.
- Потребительский экстремизм: В дилерском бизнесе актуализировалась проблема «потребительского экстремизма», когда клиенты, осведомленные о тонкостях законодательства, пытаются получить необоснованную выгоду. Это требует от автосалонов внедрения четких регламентов, систем видео- и аудиоподтверждения, что, в свою очередь, увеличивает операционные издержки и требует дополнительного обучения персонала (People).
Разработка прикладной маркетинговой стратегии реструктуризации для ООО «ФССК»
В соответствии с выбранной Стратегией «Агрессивного наступления» и фокусом на Близости к клиентам (Customer Intimacy), ООО «ФССК» должно провести глубокую корректировку своего маркетингового комплекса.
Приоритеты корректировки маркетингового комплекса (4P/7P) в условиях реструктуризации
Фокус должен быть смещен с традиционных P (Product/Place) на рычаги, которые дилер может контролировать: Price, Promotion, People, Process, Physical Evidence.
1. Ценовая политика и продвижение (Price/Promotion)
В условиях снижения спроса дилеры вынуждены использовать ценовые рычаги, но делать это нужно с хирургической точностью, чтобы не потерять маржу.
- Распродажа остатков: Для повышения оборачиваемости запасов (Inventory Turnover), что критически важно при высоких ставках, необходимо проводить агрессивные распродажи «старых» или низколиквидных моделей. Однако следует учесть, что средний размер скидки на новые автомобили в III квартале 2025 года снизился и составляет теперь 30–170 тысяч рублей (в зависимости от класса).
ООО «ФССК» должно четко рассчитать, где предел рентабельности.
- Стимулирование Trade-In: Активное стимулирование обмена старых автомобилей на новые, а также использование госпрограмм (если применимо к брендам дилера) позволяет снизить финансовую нагрузку на покупателя и обойти высокие кредитные ставки.
- Фокус на F&I (Финансы и Страхование): Реструктуризация должна включать пересмотр роли F&I-отдела как центра прибыли, способного компенсировать сокращение маржи от новых продаж.
2. Послепродажное обслуживание (Service) как стратегический центр прибыли и инструмент удержания клиента
Сектор послепродажного обслуживания (Service) — это ключевой рычаг реструктуризации, который конкуренты часто недооценивают, фокусируясь исключительно на продажах новых авто.
В 2025 году рынок автосервисов переживает бум:
Объем рынка автосервисов в 2025 году прогнозируется на уровне более 700 млрд рублей, что на 20% превысит показатели 2024 года. Спрос на услуги автосервисов во II квартале 2025 года вырос на 28%.
Это прямое следствие ухода официальных дилеров и необходимости обслуживать парк автомобилей, завезенных по параллельному импорту, а также стареющий парк. А ведь именно благодаря сервису дилер может создать независимый от бренда денежный поток.
Рекомендации для ООО «ФССК»:
- Создание мультибрендового сервиса: Реструктуризация должна включать перепозиционирование Service-центра как мультибрендового хаба, способного качественно обслуживать популярные на рынке китайские, корейские и даже ушедшие европейские марки.
- Программы лояльности в Service: Внедрение агрессивных программ по удержанию клиентов (персонализированные скидки, накопительные бонусы, годовые абонементы на ТО).
Задача: обеспечить гарантированный, устойчивый денежный поток, который может поддерживать операционную деятельность дилера в периоды спада продаж новых автомобилей.
- Персонал (People): Инвестиции в обучение технического персонала, способного работать с новыми технологиями и брендами. Именно качество обслуживания в Service-центре определяет Близость к клиенту и его LTV.
3. Внедрение технологических рычагов (Process/People) для оптимизации трафика и работы с клиентом
Учитывая, что стоимость лида (CPL) выросла на 25–40%, основной задачей маркетинга становится не привлечение нового, а максимальная конверсия и удержание текущего трафика. Это достигается через оптимизацию процессов (Process) и повышение квалификации персонала (People).
Ключевым рычагом в условиях неопределенности становится фокус на клиенте и использование технологий для отработки и удержания трафика.
Рекомендации по технологиям и процессам:
- Контент-маркетинг (Content Marketing): Вместо дорогой контекстной рекламы, которая приносит холодных лидов, ООО «ФССК» должно инвестировать в создание экспертного контента. Темы: обслуживание новых китайских марок, особенности параллельного импорта, сравнение моделей. Это генерирует органический, более лояльный трафик, снижая зависимость от платных каналов.
- Персонализированные многоканальные решения: Внедрение CRM-системы с функцией прогнозирования данных в реальном времени. Инструменты:
- Персонализированные email-рассылки: Сегментация базы по бренду, возрасту автомобиля, дате последнего ТО.
- Мобильные приложения с push-уведомлениями: Напоминание о необходимости ТО, предложение сезонных акций, прямой доступ к записи в сервис.
- Обучение персонала (People): Внедрение стандартов по работе с «потребительским экстремизмом» и удлиненным циклом сделки. Продавцы должны быть обучены работе с возражениями, связанными с высокой ставкой и неопределенностью.
Оценка долгосрочной эффективности стратегической реструктуризации ООО «ФССК»
Методологический подход к оценке: Адаптация Сбалансированной системы показателей (Balanced Scorecard)
Для объективной оценки долгосрочной эффективности стратегической реструктуризации ООО «ФССК» необходимо отойти от исключительно финансовых показателей и внедрить Сбалансированную систему показателей (ССП, Balanced Scorecard). ССП позволяет оценить прогресс по четырем ключевым перспективам, интегрируя финансовые результаты с факторами, создающими будущую стоимость.
| Перспектива ССП | Цель реструктуризации | Ключевые показатели эффективности (KPI) |
|---|---|---|
| 1. Финансы | Обеспечение финансовой устойчивости и повышение доходности. | Чистая прибыль (NP), Коэффициент покрытия долга (DCR), Рентабельность собственного капитала (ROE), Оборачиваемость запасов (Inventory Turnover). |
| 2. Клиенты | Повышение лояльности и пожизненной ценности клиента (LTV). | Доля рынка в Service-сегменте, Удовлетворенность клиентов (CSAT), Индекс лояльности (NPS), Показатель удержания клиентов (Retention Rate). |
| 3. Операционная деятельность | Оптимизация внутренних процессов и повышение качества обслуживания. | Время цикла сделки (для новых авто и сервиса), Процент выполнения ТО в срок, Стоимость привлечения лида (CPL), Коэффициент конверсии трафика. |
| 4. Рост и обучение | Развитие персонала, технологий и знаний. | Количество часов обучения персонала (особенно в части новых брендов и Service), Инвестиции в CRM-системы, Уровень удовлетворенности сотрудников (ESAT). |
Критические финансовые и нефинансовые метрики в условиях высокой неопределенности
В условиях 2025 года, когда высокие процентные ставки и сбои в логистике создают риск дефолтов, критически важны два операционных финансовых показателя:
1. Оборачиваемость запасов (Inventory Turnover)
Высокая оборачиваемость означает, что дилер эффективно продает автомобили, не допуская их затоваривания на складе. Низкая оборачиваемость означает замораживание капитала и рост финансовых рисков.
Формула оборачиваемости запасов:
Оборачиваемость запасов = Себестоимость проданных товаров / Средняя стоимость запасов
Пример (гипотетический): Если ООО «ФССК» имеет среднегодовую себестоимость продаж 500 млн руб. и средний запас в 100 млн руб., оборачиваемость составит 5 раз. В условиях реструктуризации, цель — увеличить этот показатель до 6–7 раз, что требует агрессивных продаж (Promotion) и точного прогнозирования спроса (Process).
2. Коэффициент покрытия долга (Debt Coverage Ratio, DCR)
Этот показатель является ключевым для оценки способности автодилера обслуживать свои обязательства, особенно кредиты на пополнение оборотных средств.
Формула DCR:
DCR = Чистый операционный доход / Общая сумма обслуживания долга
Автодилер должен стремиться к DCR выше 1,25–1,5. Если DCR падает ниже 1,0, это означает, что компания не генерирует достаточный денежный поток для оплаты процентов и тела кредита, что прямо указывает на риск дефолта и требует немедленной маркетинговой реструктуризации (например, за счет смещения фокуса на высокомаржинальный Service).
Таким образом, маркетинговая реструктуризация ООО «ФССК» должна быть нацелена на:
- Повышение DCR через увеличение доходов Service-сегмента.
- Увеличение Inventory Turnover через эффективные программы Trade-In и распродажи.
- Повышение CSAT и NPS через Близость к клиентам (Customer Intimacy), что обеспечит устойчивый поток доходов в долгосрочной перспективе.
Выводы и заключение
Проведенное исследование подтверждает, что в условиях структурной перезагрузки российского автомобильного рынка 2025 года, стратегический маркетинг перестает быть поддерживающей функцией и становится ключевым инструментом антикризисной реструктуризации. Для регионального автодилера ООО «ФССК» критически важно отказаться от пассивной стратегии «Ожидания» и принять Стратегию «Агрессивного наступления», основанную на дисциплине Близости к клиентам (Customer Intimacy).
Основными выводами, соответствующими поставленным задачам, являются:
- Роль маркетинга: Стратегический маркетинг должен формировать новую концепцию реструктуризации, фокусируясь на поиске новых рыночных возможностей, а не только на сокращении издержек.
- Рыночный сдвиг: Рынок характеризуется резким падением продаж (-23,4%), доминированием китайских брендов (доля 45,2% в Топ-10) и критическим ростом стоимости привлечения клиента (CPL на 25–40%).
- Ключевой рычаг: Послепродажное обслуживание (Service) является стратегическим центром прибыли. Прогнозируемый рост рынка автосервисов до 700+ млрд рублей (+20%) позволяет ООО «ФССК» создать устойчивый денежный поток, компенсирующий падение маржи от продаж новых авто.
- Технологическая необходимость: Для снижения эффективности дорогого лида необходимо внедрять контент-маркетинг и персонализированные многоканальные решения (Process/People), обеспечивающие максимальную конверсию и удержание существующей клиентской базы.
- Методология оценки: Долгосрочная эффективность реструктуризации должна оцениваться с помощью Сбалансированной системы показателей (ССП), интегрирующей финансовые (DCR, Inventory Turnover) и нефинансовые (NPS, CSAT) метрики.
Детализированная дорожная карта внедрения рекомендованных маркетинговых мероприятий для ООО «ФССК»
| Этап | Мероприятие | Ожидаемый эффект | KPI для контроля |
|---|---|---|---|
| I. Перепозиционирование Service (1–3 мес.) | Создание мультибрендового сервисного центра, способного обслуживать ушедшие европейские и новые китайские марки. Запуск агрессивной программы лояльности в Service. | Увеличение загрузки сервиса на 30–40% за счет новых клиентов. Стабилизация денежного потока. | Доля дохода Service в общей выручке; CSAT Service; Рост Retention Rate. |
| II. Оптимизация продаж (2–4 мес.) | Внедрение агрессивной политики Trade-In и фокус на F&I для повышения маржи. Проведение точечных распродаж низколиквидных запасов. | Повышение оборачиваемости запасов (Inventory Turnover) на 15%. Увеличение среднего чека сделки за счет F&I. | Inventory Turnover; Процент F&I в общей прибыли; Снижение DCR (покрытие долга). |
| III. Внедрение Customer Intimacy (3–6 мес.) | Запуск контент-маркетинга (экспертные статьи, видеообзоры) и персонализированных рассылок через CRM. Обучение персонала по работе с удлиненным циклом сделки и потребительским экстремизмом. | Снижение CPL (стоимости лида) из органического трафика на 10–15%. Повышение NPS и LTV. | NPS (Net Promoter Score); Снижение CPL; Уровень конверсии лида в продажу. |
Ожидаемый экономический эффект от внедрения данного плана реструктуризации заключается в повышении финансовой устойчивости ООО «ФССК» за счет диверсификации источников дохода (рост Service-сегмента), снижении операционных рисков (повышение DCR и Inventory Turnover) и формировании лояльной клиентской базы, независимой от текущего брендового ландшафта рынка.
Список использованной литературы
- Баринов В.А. Антикризисное управление. М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2002. 178 с.
- Божко Л. М. Необходимость использования маркетинга в управлении преобразованиями предприятия // Тезисы докладов и выступлений. СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2002. С. 38.
- Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика. СПб.: ПИТЕР, 2004. 212 с.
- Беляев В.И. Маркетинг: Основы теории и практики. М.: КНОРУС, 2005. 289 с.
- Федько В.П., Федько Н.Г. Основы маркетинга. Ростов н/Д: Феникс, 2005. С. 182.
- Федько В.П., Федько Н.Г. Основы маркетинга. Ростов н/Д: Феникс, 2005. С. 183.
- Хаеров Ю.В. Маркетинговая концепция реструктуризации предприятия. Магнитогорск: ГОУ ВПО «МГТУ им. Г.И.Носова», 2006. 134 с.
- Чеховская И.А. Маркетинговые стратегии реструктуризации промышленных предприятий. Волгоград: РАЕН, Волг ГТУ, 2008. С. 10.
- Чеховская И.А. Маркетинговые стратегии реструктуризации промышленных предприятий. Волгоград: РАЕН, Волг ГТУ, 2008. С. 12.
- Чеховская И.А. Маркетинговые стратегии реструктуризации промышленных предприятий. Волгоград: РАЕН, Волг ГТУ, 2008. С. 20.
- Багиев Г. Л. Организация предпринимательской деятельности [Электронный ресурс]. URL: http://www.aup.ru/books/m72/3_3.htm (дата обращения: 08.10.2025).
- Квасов Д. Автовойна [Электронный ресурс]. URL: http://www.4p.ru/main/research/103244/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Петухова А. Оценка эффективности реструктуризации компании [Электронный ресурс]. URL: http://www.leos.ru/01290036.php (дата обращения: 08.10.2025).
- Щербакова О.Н. Современные технологии оценки, используемые в рамках управления стоимостью компании [Электронный ресурс]. URL: http://www.iteam.ru/publications/strategy/section_20/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Стратегические изменения на автомобильном рынке России в период 2018–2023 годов [Электронный ресурс] // fa.ru. URL: https://fa.ru/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Сравнительный подход в анализе финансовых и нефинансовых показателей деятельности предприятия [Электронный ресурс] // cyberleninka.ru. URL: https://cyberleninka.ru/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Маркетинговая составляющая процесса реструктуризации российских предприятий [Электронный ресурс] // cyberleninka.ru. URL: https://cyberleninka.ru/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Формирование маркетинговых стратегий в антикризисном управлении предприятия [Электронный ресурс] // scienceforum.ru. URL: https://scienceforum.ru/ (дата обращения: 08.10.2025).
- ФИНАНСОВЫЕ И НЕФИНАНСОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ В СИСТЕМЕ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ ТРАНСПОРТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ [Электронный ресурс] // science-education.ru. URL: https://science-education.ru/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Прогноз рынка новых легковых автомобилей на 2024–2025 гг. [Электронный ресурс] // napinfo.ru. URL: https://napinfo.ru/ (дата обращения: 08.10.2025).
- АВТОМОБИЛЬНЫЙ РЫНОК РОССИИ В АВГУСТЕ И ЯНВАРЕ-АВГУСТЕ 2025 ГОДА [Электронный ресурс] // oar-info.ru. URL: https://oar-info.ru/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Автомобильная отрасль в России: тренды 2025 года [Электронный ресурс] // ANCOR. URL: https://ancor.ru/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Как изменился авторынок в 2025 году и почему автомобили АвтоВАЗа все еще востребованы у покупателей [Электронный ресурс] // automarketolog.ru. URL: https://automarketolog.ru/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Как рекламироваться в 2025 году: обзор рынка контекстной рекламы для автодилеров [Электронный ресурс] // automarketolog.ru. URL: https://automarketolog.ru/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Названы самые популярные российские автомобили в 2025 году. Рейтинг и объемы продаж [Электронный ресурс] // rbcautonews.ru. URL: https://rbcautonews.ru/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Продажи новых легковых автомобилей в январе 2025 года [Электронный ресурс] // Пресс-релизы | АВТОСТАТ | autostat.ru. URL: https://autostat.ru/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Продажи на российском авторынке: статистика, данные Минпромторга (2025-10-02) [Электронный ресурс] // rbcautonews.ru. URL: https://rbcautonews.ru/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Российский автомобильный рынок в 2025 году — аналитические материалы Группы [Электронный ресурс] // delprof.ru. URL: https://delprof.ru/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Российский авторынок: рост цен при снижении спроса (28 сентября 2025) [Электронный ресурс] // monocle.ru. URL: https://monocle.ru/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Сколько легковых автомобилей продадут в 2025 году [Электронный ресурс] // napinfo.ru. URL: https://napinfo.ru/ (дата обращения: 08.10.2025).