Введение
С 1 января 2023 года социальное обеспечение в Российской Федерации вступило в качественно новую фазу, ознаменованную созданием Социального фонда России (СФР) путем реорганизации Пенсионного фонда (ПФР) и Фонда социального страхования (ФСС).
Эта трансформация, закрепленная Федеральным законом от 14.07.2022 № 236-ФЗ, стала ответом на запрос общества об упрощении процедур получения государственных услуг и реализации принципа «одного окна».
Актуальность темы производственной практики обусловлена необходимостью осмысления этой масштабной реформы. Для специалиста в области социального обеспечения или управления критически важно понимать не только теоретические основы, но и практические механизмы функционирования нового мегарегулятора, его обновленную структуру, цифровые инструменты и актуальный порядок предоставления ключевых мер поддержки, поскольку именно от корректной настройки этих процессов зависит уровень социальной защищенности миллионов граждан.
Цель данной работы — детальное изучение правовой основы, организационной структуры, основных функций и практической деятельности территориального органа СФР в условиях действующего законодательства 2025 года.
Для достижения поставленной цели в ходе практики были решены следующие задачи:
- Анализ нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность СФР.
- Изучение внутренней структуры и функционала Отделения СФР по Приморскому краю.
- Освоение порядка назначения ключевых социальных выплат, включая использование принципа проактивности.
- Изучение правил взаимодействия СФР со страхователями в рамках Единой формы сведений (ЕФС-1) и системы Социального Электронного Документооборота (СЭДО).
- Получение практического опыта работы с автоматизированными системами Фонда.
Структура Отчета соответствует целям практики и включает анализ правовых основ, функционально-финансовой деятельности, цифровизации процессов и подробное описание результатов практической работы в территориальном органе СФР.
Глава 1. Правовые и организационные основы деятельности Социального фонда России
Правовой статус и структура СФР как государственного внебюджетного фонда
Социальный фонд России (СФР), или полное наименование — Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, представляет собой уникальный консолидированный орган. Его создание с 1 января 2023 года стало крупнейшей реформой в системе социального обеспечения за последние десятилетия, объединив все публичные обязательства ПФР и ФСС.
Отчет по практике в Социальном фонде России (СФР): Методологическая ...
... Правовые и организационные основы деятельности СФР Правовой статус и основные функции Социального фонда России Социальный фонд России (СФР) является уникальным государственным внебюджетным фондом, который с 1 января 2023 года взял на себя ...
СФР обладает статусом государственного внебюджетного фонда, что означает его полную финансовую автономию от федерального бюджета (хотя и находится под управлением Правительства РФ) и целевой характер расходования средств. Именно эта независимость позволяет Фонду гарантировать своевременность и полноту выплат, даже в условиях экономического давления.
Ключевым нормативно-правовым актом, определяющим правовой статус и порядок деятельности СФР, является Федеральный закон от 14.07.2022 № 236-ФЗ. Этот закон установил, что Фонд является правопреемником по всем обязательствам упраздненных ПФР и ФСС, тем самым обеспечив непрерывность предоставления услуг гражданам и страхователям.
Высшее руководство Фонда:
- Председатель Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации: Сергей Александрович Чирков (назначен Распоряжением Правительства РФ от 14 декабря 2022 года № 3907-р).
Структура СФР построена по принципу вертикальной интеграции:
- Центральный аппарат Фонда (формирует общую политику и методологию).
- Территориальные Отделения СФР в субъектах РФ (управляют финансовыми потоками и контролируют исполнение законодательства на уровне региона).
- Клиентские службы (непосредственное взаимодействие с гражданами, реализация принципа «одного окна»).
Организационная структура и задачи территориального органа (на примере ОСФР по Приморскому краю)
Производственная практика проходила на базе территориального органа — Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Приморскому краю (ОСФР по Приморскому краю), основной вид деятельности которого классифицируется по ОКВЭД2 84.30 — «Деятельность в области обязательного социального обеспечения».
Функционирование территориального органа, расположенного в административном центре, г. Владивостоке, направлено на исполнение федеральных задач СФР на региональном уровне, включая управление региональными финансовыми ресурсами и непосредственное обслуживание граждан. Роль ОСФР по Приморскому краю заключается в обеспечении бесперебойного и корректного начисления и выплаты всех видов социальных гарантий, а также в эффективном взаимодействии с 250 тысячами пенсионеров и более чем 50 тысячами страхователей на территории региона.
Ключевые структурные подразделения ОСФР по Приморскому краю и их функции:
| Название Подразделения | Основные Функции |
|---|---|
| Клиентская служба (КС) | Первичный прием граждан, консультирование по всем видам услуг (пенсии, пособия, МСК), прием заявлений, выдача справок. Реализация принципа «одного окна». |
| Отдел организации назначения и перерасчета пенсий | Организационно-методическая работа, контроль за правильностью применения пенсионного законодательства, формирование электронных макетов пенсионных дел, анализ стажевых периодов. |
| Отдел социальных выплат | Назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, материнству, Единого пособия, а также работа с материнским капиталом. |
| Отдел администрирования страховых взносов и взыскания задолженности | Контроль за поступлением сведений от ФНС о страховых взносах, работа со страхователями по отчетности ЕФС-1 (в части травматизма), учет индивидуальных лицевых счетов. |
| Отдел по работе с инвалидами | Обеспечение граждан с инвалидностью техническими средствами реабилитации (ТСР), санаторно-курортное лечение, работа с Федеральным реестром инвалидов (ФРИ). |
Глава 2.
Функциональный и финансовый анализ деятельности СФР
Основные функции: пенсионное обеспечение и меры социальной поддержки
Создание СФР привело к консолидации всех видов обязательного социального страхования под единым управлением. Функциональная палитра Фонда охватывает практически все сферы жизни граждан, требующие государственной поддержки. Фонд выступает ключевым инструментом реализации национальных приоритетов в области демографии и поддержки социально незащищенных слоев населения.
Ключевые функциональные направления СФР:
- Обязательное пенсионное страхование (ОПС): Назначение, перерасчет и выплата страховых пенсий (по старости, инвалидности, потере кормильца).
- Государственное пенсионное обеспечение: Выплата социальных пенсий и пенсий по государственному обеспечению (военнослужащим, участникам ВОВ, гражданам, пострадавшим от радиационных катастроф).
- Обязательное социальное страхование (ОСС): Выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет.
- Социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний: Финансирование мероприятий по реабилитации и ежемесячные страховые выплаты пострадавшим.
- Меры социальной поддержки (МСП):
- Выдача и реализация средств Материнского (семейного) капитала (МСК).
- Предоставление Единого пособия (ЕП) для беременных и семей с детьми до 17 лет.
- Обеспечение инвалидов Техническими средствами реабилитации (ТСР) и санаторно-курортным лечением.
- Новое направление: Организация социальных выплат и компенсаций, связанных с поддержкой участников Специальной военной операции (СВО) и членов их семей, что требует оперативного межведомственного взаимодействия.
Бюджетная деятельность и финансовое обеспечение СФР
Финансовая устойчивость СФР критически важна для выполнения всех социальных обязательств. Бюджет Фонда формируется на трехлетний период и имеет сложную структуру, основанную на целевых поступлениях.
Источники доходов СФР:
Основным источником доходов являются страховые взносы, которые с 2023 года собираются Федеральной налоговой службой (ФНС) по единому тарифу страховых взносов (ЕСТ) и затем передаются в Фонд. Введение ЕСТ упростило расчеты для работодателей, но возложило на СФР более сложную задачу по корректному распределению этих средств по видам страхования (ОПС, ОСС, ОМС).
В 2025 году финансовое обеспечение СФР определяется следующими параметрами:
- Основной Единый Тариф Страховых Взносов (ЕСТ):
- 30,0% — с суммы выплат работнику, не превышающей предельную величину базы.
- 15,1% — с суммы превышения предельной величины базы.
- Предельная величина базы для исчисления единых страховых взносов в 2025 году установлена в размере 2 759 000 рублей.
Анализ бюджета СФР на 2025 год:
| Показатель | Объем (трлн руб.) | Доля (%) | Примечание |
|---|---|---|---|
| Общий объем доходов | 16,60 | 100,0% | Включает страховые взносы и трансферты из федерального бюджета. |
| Общий объем расходов | 17,00 | 102,4% | Расходы превышают доходы, что создает дефицит. |
| Прогнозируемый дефицит | 0,36952 | — | Покрытие дефицита осуществляется за счет ранее накопленных резервов. |
| Расходы на финансирование страховых пенсий | 11,137 | 65,5% | Ключевая статья расходов. |
| Расходы на пособия по ВН и материнству | 1,169 | 6,9% | Включает выплаты по ОСС. |
Анализ показывает, что, несмотря на прогнозируемый дефицит, финансовая деятельность СФР характеризуется колоссальными объемами, где абсолютное большинство средств направляется на выполнение базовых пенсионных обязательств. Финансовая устойчивость мегарегулятора обеспечивается гибким механизмом дотирования из федерального бюджета и использованием резервов, накопленных в предыдущие периоды.
Глава 3. Цифровизация процессов и современный документооборот
Проактивное назначение выплат и применение государственных информационных систем
Одним из наиболее прогрессивных направлений в работе СФР является переход к проактивному (беззаявительному) назначению выплат. Этот принцип подразумевает, что гражданину не требуется подавать заявление для получения положенной меры поддержки; Фонд самостоятельно инициирует процесс, используя данные из государственных информационных систем (ГИС).
Если прежде гражданин тратил время на сбор справок, то теперь Фонд сам инициирует процесс назначения пенсии по инвалидности или Материнского капитала, что кардинально меняет восприятие государственных услуг.
Проактивный режим СФР действует для следующих выплат:
| Вид выплаты | Основание для назначения | СИСТЕМА / Реестр |
|---|---|---|
| СНИЛС | Регистрация новорожденного в органах ЗАГС | ГИС Загс |
| Сертификат на Материнский капитал (МСК) | Регистрация рождения второго (или последующего) ребенка | ГИС Загс |
| Пенсия по инвалидности | Сведения из медико-социальной экспертизы | Федеральный реестр инвалидов (ФРИ) |
| Повышенная фиксированная выплата | Достижение получателем пенсии возраста 80 лет | Внутренние базы данных СФР |
| Пособия по ОСС | Электронный листок нетрудоспособности (ЭЛН) | Система СЭДО |
Материнский (семейный) капитал (МСК) в 2025 году:
Проактивное оформление сертификата на МСК происходит автоматически после регистрации рождения. Размер капитала, проиндексированный с 1 февраля 2025 года, является важным показателем социальной политики:
- На первого ребенка: 690 266,95 рублей.
- На второго ребенка (если ранее право не возникало): 912 162,09 рублей.
- Разница, если семья ранее получала выплату на первого ребенка: 221 895,14 рублей.
Для назначения Единого пособия (ЕП), которое также администрирует СФР, используется комплексная оценка нуждаемости. Специалисты Фонда применяют «правило нулевого дохода», проверяют имущественное положение семьи, а размер пособия (50%, 75% или 100% от регионального прожиточного минимума) зависит от уровня среднедушевого дохода. Для этого СФР активно взаимодействует с Единой государственной информационной системой социального обеспечения (ЕГИССО).
Взаимодействие со страхователями: ЕФС-1 и система СЭДО
Реорганизация Фонда повлекла за собой радикальное изменение системы отчетности для страхователей (работодателей).
Почему это так важно для бизнеса? Потому что унификация отчетности снижает риски ошибок и штрафов, значительно упрощая взаимодействие с государством.
Введение Единой формы сведений (ЕФС-1):
С 1 января 2023 года отменено большинство ранее действовавших форм (СЗВ-ТД, СЗВ-СТАЖ, 4-ФСС и др.).
Они были заменены единым унифицированным отчетом — Единой формой сведений (ЕФС-1). Эта форма объединяет сведения для персонифицированного учета и данные о взносах на травматизм.
| Подраздел ЕФС-1 | Содержание сведений | Срок представления |
|---|---|---|
| Подраздел 1.1 (Сведения о трудовой деятельности) | Прием, увольнение, перевод, приостановление/возобновление трудового договора. | Не позднее следующего рабочего дня (при приеме/увольнении). |
| Подраздел 1.2 (Сведения о страховом стаже) | Страховой стаж, особые условия труда. | Ежегодно, до 25 января года, следующего за отчетным. |
| Раздел 2 (Взносы на травматизм) | Сведения о начисленных взносах на ОСС от НС и ПЗ. | Ежеквартально, не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. |
Система Социального Электронного Документооборота (СЭДО):
Ключевую роль в цифровом взаимодействии с работодателями играет система СЭДО. Она обеспечивает обмен юридически значимыми электронными документами и сведениями, необходимыми для проактивного назначения выплат по ОСС (больничные, пособия по БиР).
СЭДО позволяет Фонду оперативно запрашивать у работодателя недостающие сведения (например, о стаже или заработке) для расчета пособия, что является основой механизма «Прямых выплат».
Глава 4. Содержание и результаты производственной практики в ОСФР
Изучение нормативной базы и консультирование граждан
Производственная практика позволила перейти от абстрактного изучения законодательства к его прикладному применению. В Отделе организации назначения и перерасчета пенсий и в Клиентской службе (КС) была проведена работа по систематизации и изучению ключевой нормативно-правовой базы СФР.
Особое внимание уделялось:
- Федеральному закону № 236-ФЗ — для понимания правового статуса Фонда и его полномочий.
- Постановлениям Правительства РФ, регулирующим порядок назначения Единого пособия (ЕП).
Это требовало освоения критериев комплексной оценки нуждаемости, включая проверку доходов и имущества, а также механизмов применения «правила нулевого дохода».
Практическая деятельность в КС:
Под контролем наставника практикант участвовал в первичном приеме и консультировании граждан. Специфика консультирования в 2025 году заключалась в разъяснении гражданам: процесса перехода от ПФР/ФСС к СФР и принципа «одного окна», порядка проактивного назначения СНИЛС, МСК и пенсий по инвалидности, а также условий получения и расчета размера Единого пособия. Данный этап работы позволил закрепить теоретические знания и освоить навыки юридически грамотного и корректного общения с заявителями.
Освоение автоматизированных рабочих процессов
Ключевой задачей практики являлось освоение внутреннего программного обеспечения Фонда, без которого невозможно эффективное управление социальными обязательствами. В современных реалиях без глубокого понимания цифровых инструментов невозможно претендовать на экспертный уровень в области социального обеспечения.
- Работа с ПТК КС (Программно-технический комплекс «Клиентская служба»):
Основной программный комплекс Фонда, являющийся модернизированным правопреемником систем ПФР. Практикант освоил принципы работы с электронными макетами пенсионных дел, внесения и проверки данных о стаже и заработке, необходимых для расчета и перерасчета пенсий. - Использование ГИС:
Изучались принципы межведомственного взаимодействия через ГИС, такие как ЕГИССО (Единая государственная информационная система социального обеспечения) и ФРИ (Федеральный реестр инвалидов).Эти системы являются основой для проактивного назначения выплат.
- Взаимодействие через СЭДО:
Практикант участвовал в процессе формирования запросов страхователям через систему Социального Электронного Документооборота (СЭДО). Например, для назначения пособия по временной нетрудоспособности в проактивном режиме необходимо было отправить запрос работодателю о предоставлении сведений о размере заработной платы, если таковые отсутствовали в автоматизированной базе данных.
Индивидуальное задание: примеры выполненных работ
В рамках индивидуального задания, согласованного с руководителем практики, были выполнены следующие работы:
- Анализ стажевых периодов для назначения пенсии:
Проведена выборочная проверка документов, подтверждающих страховой стаж (трудовые книжки, справки о заработной плате) по пяти условным пенсионным делам. Задача состояла в корректном переносе стажевых периодов в электронный макет дела и их классификации с учетом льготного стажа, что прямо связано с правильным заполнением и анализом данных, которые работодатели предоставляют в подразделах ЕФС-1. - Формирование электронных макетов дел для проактивной выплаты МСК:
Подготовлены проекты писем-уведомлений о выдаче сертификатов на Материнский (семейный) капитал (МСК) на основании проактивных данных, поступивших из ЗАГС, с указанием актуального размера выплаты на 2025 год. - Систематизация данных о Едином пособии:
Проведен анализ 15 заявлений на Единое пособие, поступивших через портал Госуслуг, с целью проверки полноты пакета документов и выявления оснований для применения «правила нулевого дохода». Результаты были использованы для обучения в Отделе социальных выплат.
Заключение и выводы
Производственная практика в территориальном органе Социального фонда России (ОСФР по Приморскому краю) в 2025 году позволила глубоко изучить функционирование обновленной системы социального обеспечения, закрепленной Федеральным законом № 236-ФЗ.
Ключевые выводы по итогам практики:
- Структурная эффективность: Реорганизация ПФР и ФСС в СФР достигла своей основной цели — консолидации всех видов социального страхования. Функциональная структура ОСФР по Приморскому краю четко отражает принцип «одного окна», обеспечивая гражданам доступ ко всем услугам (пенсии, пособия, МСК, ТСР) в едином центре.
- Финансовая основа: Деятельность Фонда базируется на системе Единого социального тарифа (ЕСТ), что упрощает администрирование взносов и обеспечивает поступление колоссальных финансовых ресурсов (прогнозируемые расходы в 2025 году — 17 трлн руб.) для выполнения социальных обязательств.
- Цифровой прорыв: СФР активно использует цифровые технологии для реализации принципа проактивного назначения выплат (МСК, пенсия по инвалидности).
Использование ГИС (ЕГИССО, ФРИ) и внутренних систем (модернизированный ПТК КС) является основой для повышения скорости и точности предоставления услуг.
- Упрощение отчетности: Введение Единой формы сведений ЕФС-1 и системы СЭДО значительно оптимизировало взаимодействие со страхователями, снижая их административную нагрузку и ускоряя процесс обмена данными, необходимыми для расчета пособий по ОСС.
В ходе практики были получены и закреплены ключевые профессиональные навыки: аналитическая работа с актуальной нормативно-правовой базой (ФЗ № 236-ФЗ), практическое применение критериев нуждаемости (Единое пособие) и освоение специализированного программного обеспечения, используемого для формирования и анализа электронных пенсионных дел. Работа в территориальном органе СФР подтвердила, что современная система социального обеспечения в России движется по пути максимальной автоматизации, прозрачности и проактивного предоставления услуг, что соответствует мировым тенденциям в сфере государственного управления.
Список использованной литературы
- Федеральный закон от 14.07.2022 N 236-ФЗ. О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
- Постановление Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. № 442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР».
- Афанасьев М.П., Беленчук А.А., Кривогов И.В. Бюджет и бюджетная система: учебник. М.: Издательство Юрайт, 2009. 777 с. (Университеты России).
- Алехин М. С. Нужен национальный пенсионный проект // Пенсионные фонды и инвестиции. 2007. № 6. С. 14-17.
- Бончик В. М. Прогнозирование пенсионных выплат // Пенсионные фонды и инвестиции. 2008.
- Въюницин В. И. Беседы о пенсионной реформе // Финансы. 2008.
- Единое пособие на детей: условия получения и размер выплат в 2025 году // Гарант.ру. URL: https://www.garant.ru/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Общие вопросы ЕФС-1 (сроки, права, обязанности, статус и подтверждение приема отчетности) // Социальный фонд России. URL: https://sfr.gov.ru/ (дата обращения: 08.10.2025).
- ОСФР ПО ПРИМОРСКОМУ КРАЮ, Владивосток, проверка по ИНН 2504001751 // Audit-it.ru. URL: https://www.audit-it.ru/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Отдел организации назначения и перерасчёта пенсий // sprrt.ru. URL: https://sprrt.ru/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Отделение СФР по Приморскому краю // Consultant.ru. URL: https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Отчет по практике в ПФР 2025 — примеры, выполнение // otchet-po-praktike.ru. URL: https://otchet-po-praktike.ru/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Проактивные выплаты: что это и как работает // astral.ru. URL: https://astral.ru/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Социальный фонд России 2025: что это, структура, доходы и расходы СФР // t-j.ru. URL: https://t-j.ru/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Социальный фонд России: проактивное назначение выплаты // Социальный фонд России. URL: https://sfr.gov.ru/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Утвердили бюджет СФР на 2025–2027 годы // 1glss.ru. URL: https://1glss.ru/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Что такое СФР в России с 1 января 2024 года // kontur.ru. URL: https://kontur.ru/ (дата обращения: 08.10.2025).
- О Фонде // Социальный фонд России. URL: https://sfr.gov.ru/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Все больше услуг СФР граждане могут получить в проактивном режиме // mos.ru. URL: https://www.mos.ru/ (дата обращения: 08.10.2025).