Отчет по учебной/ознакомительной практике в Отделении Социального фонда России (СФР) по Псковской области: Правовые основы и управленческая специфика (2025 г.)

Отчет по практике

Начало 2023 года ознаменовалось крупнейшей реформой в системе социального обеспечения Российской Федерации: произошло слияние Пенсионного фонда (ПФР) и Фонда социального страхования (ФСС).

Эта интеграция привела к созданию Социального фонда России (СФР) — государственного внебюджетного фонда, который в 2024 году оперировал совокупным бюджетом в размере свыше 16 триллионов рублей по доходам и расходам. Этот колоссальный финансовый объем, превышающий бюджеты многих стран, наглядно демонстрирует стратегическое значение СФР как ключевого инструмента реализации социальных гарантий и главного субъекта государственного управления в этой сфере.

Именно поэтому изучение структуры и функций СФР, особенно на региональном уровне (на примере Отделения по Псковской области), является критически важным для специалистов в области Государственного и муниципального управления (ГиМУ), поскольку здесь теория государственного администрирования встречается с реальной практикой предоставления жизненно важных услуг населению. Более того, понимание специфики работы СФР позволяет оценить эффективность перераспределения национального дохода и степень выполнения государством своих социальных обязательств перед гражданами.

Введение: Целеполагание и актуальность практики

Текущая учебная/ознакомительная практика проходила в период радикальных структурных и функциональных изменений в системе социального обеспечения, что делает тему максимально актуальной. Преобразование двух крупнейших внебюджетных фондов в единую структуру — Социальный фонд России — не просто техническое объединение, а стратегический шаг, направленный на оптимизацию, централизацию и повышение эффективности предоставления государственных услуг в формате «одного окна». Этот процесс позволил добиться немедленной синергии в работе.

6 стр., 2928 слов

Индивидуальный (персонифицированный) учет в системе Социального ...

... и как эта трансформация влияет на реализацию конституционных прав граждан на социальное обеспечение. Научная актуальность исследования обусловлена необходимостью критической оценки организационно-правовых ... пенсий. Функциональная консолидация отчетности: ЕФС-1 Главным практическим результатом объединения фондов стало устранение избыточного документооборота. До 2023 года страхователи были обязаны ...

Актуальность работы обусловлена необходимостью анализа нового управленческого механизма, созданного на основе Федерального закона № 236-ФЗ от 14 июля 2022 года. Для специалиста ГиМУ важно понять, как происходит управление столь масштабными финансовыми и человеческими ресурсами на уровне субъекта Российской Федерации, и какие инструменты используются для обеспечения финансовой устойчивости системы в долгосрочной перспективе.

Цель практики и отчета: Изучение правовых, организационных и функциональных основ деятельности Отделения Социального фонда России по Псковской области в условиях 2025 года, анализ специфики реализации государственных услуг (в том числе цифровых) и получение практических навыков, соответствующих профессиональным компетенциям в сфере ГиМУ.

Задачи:

  1. Определить актуальный правовой статус и организационную структуру СФР и его регионального отделения.
  2. Проанализировать концептуальные основы ГиМУ, применимые к управлению государственным внебюджетным фондом.
  3. Изучить и систематизировать ключевые управленческие функции и спектр государственных услуг, предоставляемых Отделением СФР по Псковской области.
  4. Оценить степень цифровизации процессов и эффективность работы клиентских служб.
  5. Собрать и проанализировать актуальные статистические данные по деятельности Отделения СФР в регионе.
  6. Сформулировать полученные практические навыки, релевантные профилю «Государственное и муниципальное управление».

Глава 1. Правовые и организационные основы деятельности Социального фонда России

Статус и нормативно-правовая база СФР

Социальный фонд России (СФР), или Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, представляет собой уникальный для российского государственного аппарата субъект, объединяющий принципы социального страхования и государственного администрирования. Его создание с 1 января 2023 года стало результатом объединения Пенсионного фонда (ПФР) и Фонда социального страхования (ФСС).

Правовой основой деятельности СФР является Федеральный закон от 14 июля 2022 года № 236-ФЗ «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации». Этот закон закрепил двойственный статус Фонда:

  1. Организационно-правовая форма: Государственный внебюджетный фонд. Это означает, что его финансовые ресурсы не входят в состав федерального бюджета, но при этом находятся в государственной собственности и используются строго на цели, определенные законом.
  2. Учредитель и управление: Учредителем Фонда от имени Российской Федерации выступает Правительство РФ. Это подчеркивает, что СФР является ключевым инструментом исполнительной власти в реализации конституционного права граждан на социальное обеспечение.

Объединение ПФР и ФСС позволило Фонду централизовать полномочия по оказанию 69 мер социальной поддержки, ранее предоставлявшихся субъектами Российской Федерации. Цель реформы состояла не только в сокращении административных издержек, но и в формировании единого источника компетенций по всем социальным выплатам, что является прямым шагом к повышению клиентоориентированности государственного аппарата.

5 стр., 2163 слов

Отчет о деятельности Отделения Социального фонда России по Чувашской ...

... управление Отделением СФР по Чувашской Республике Место Отделения в структуре СФР и его руководство На региональном уровне правопреемником упраздненных ПФР и ФСС является Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации ...

Актуальная организационная структура СФР и его регионального Отделения

Организационная структура СФР построена по классическому принципу вертикали власти, обеспечивающей единообразие применения законодательства на всей территории страны. Отделение СФР по Псковской области служит наглядной иллюстрацией этого принципа, эффективно интегрируя федеральные директивы в региональную практику.

Уровни управления СФР:

  1. Центральный аппарат (Федеральный уровень): Осуществляет стратегическое управление, разработку регламентов, актуарное оценивание, управление финансовыми потоками и информационными системами.
  2. Правление и Наблюдательный совет: Выполняют функции контроля, стратегического планирования и коллегиального принятия решений. Наблюдательный совет обеспечивает общественный и государственный надзор за использованием средств Фонда.
  3. Территориальные Отделения (Региональный уровень): Отделение СФР по Псковской области является примером такого территориального органа. Оно обеспечивает непосредственную реализацию функций Фонда на территории субъекта.
  4. Подведомственные учреждения: Важной, но часто упускаемой из виду частью структуры являются подведомственные учреждения, в частности, Реабилитационные центры СФР. Они отвечают за медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию лиц, пострадавших, например, от несчастных случаев на производстве.

Структура Отделения СФР по Псковской области (Региональный уровень):

Региональное отделение, являясь ключевым звеном, обеспечивает прямое взаимодействие с гражданами и страхователями. Его структура включает:

  • Руководство (Управляющий и заместители).
  • Управление по администрированию страховых взносов.
  • Управление установления пенсий и социальных выплат.
  • Управление по работе с клиентами и обращениями (Клиентские службы).
  • Финансово-экономическое и юридическое управления.

Ключевым изменением после объединения стало функциональное слияние: если ранее гражданин обращался в ПФР за пенсией, а в ФСС — за пособием по больничному, то теперь все услуги централизованы в рамках единой Клиентской службы регионального Отделения.

Глава 2. Функционально-управленческая специфика СФР в контексте ГиМУ

Социальное обеспечение как категория ГиМУ и право

Социальное обеспечение — это фундаментальная категория, которая находится на стыке административного права, конституционных гарантий и государственного управления.

С точки зрения права, социальное обеспечение — это система распределительных отношений, направленная на удовлетворение потребностей физических лиц в случае наступления социальных рисков (старость, болезнь, инвалидность, утрата кормильца).

С позиции ГиМУ, СФР выступает в качестве главного администратора этих распределительных отношений. Реализация конституционного права граждан на социальное обеспечение требует сложной управленческой деятельности, которая включает:

  1. Нормотворчество и Регламентация: Разработка внутренних инструкций и регламентов, обеспечивающих единообразное применение федеральных законов.
  2. Регистрация и Учет: Ведение индивидуального (персонифицированного) учета в системах обязательного страхования.
  3. Контроль и Надзор: Обеспечение соблюдения законодательства о страховых взносах и целевом использовании средств.
  4. Прогнозирование и Актуарное оценивание: Ключевая управленческая функция, требующая долгосрочного прогнозирования демографической ситуации, уровня инфляции и финансового состояния систем обязательного пенсионного и социального страхования.

Таким образом, деятельность СФР — это прямое воплощение функций государства по перераспределению национального дохода и реализации социальной политики. Однако, достижима ли эффективность в этом процессе без полной цифровой интеграции всех смежных ведомств?

Управление внебюджетными фондами: финансовая составляющая

Управление государственным внебюджетным фондом является специфической формой государственного финансового управления, отличающейся от управления средствами федерального бюджета.

Масштаб финансового управления СФР:

Финансовые показатели Фонда демонстрируют его критическое значение для экономики страны. Бюджет СФР сопоставим с бюджетами крупнейших мировых держав.

Показатель бюджета СФР Утвержденные данные на 2024 год Фактическое исполнение за 2024 год
Доходы 16,019 трлн рублей 16,8 трлн рублей
Расходы 16,178 трлн рублей 16,3 трлн рублей
Основная статья расходов Выплата страховых пенсий (свыше 10 трлн рублей) Выплата страховых пенсий

Источник: Данные бюджета СФР на 2024 год, утвержденные и фактические.

Управленческая задача регионального Отделения СФР по Псковской области в этом контексте заключается не только в распределении, но и в эффективном администрировании сбора страховых взносов, а также в обеспечении адресности и своевременности выплат.

Актуарное оценивание является краеугольным камнем финансового управления СФР. Это математико-статистический метод, используемый для определения текущих и будущих финансовых обязательств фонда. Для специалиста ГиМУ, это означает, что решения о повышении или индексации выплат принимаются не спонтанно, а на основе строгих расчетов, обеспечивающих финансовую устойчивость системы на десятилетия вперед. Например, формула для расчета текущей стоимости обязательств (РV) может быть представлена как:

PV = Σ(Bᵢ / (1 + r)ⁱ)

Где: Bᵢ — будущая выплата в году i; r — ставка дисконтирования; i — год. Очевидно, что точность актуарных моделей прямо влияет на макроэкономическую стабильность государства.

Глава 3. Анализ реализации ключевых государственных услуг и цифровизации (на примере Псковской области)

Единое окно и спектр мер социальной поддержки

Реформа 2023 года была нацелена на создание принципа «единого окна», что радикально упростило жизнь гражданам. Региональное Отделение СФР по Псковской области реализует полный спектр функций, ранее разделенных между ПФР и ФСС.

СФР выступает единым провайдером для предоставления 121 федеральной меры социальной поддержки. За 2024 год Фондом было оказано 280 миллионов услуг по различным направлениям. И что из этого следует? Следует то, что гражданин, обратившийся в Фонд, получает комплексное решение своего социального вопроса, а не сталкивается с необходимостью посещения двух разных инстанций.

Ключевые управленческие функции и услуги регионального Отделения СФР:

Направление Типовые государственные услуги
Пенсионное обеспечение Назначение, перерасчет и выплата всех видов пенсий (страховые, по государственному обеспечению).
Материнство и Детство Выдача сертификатов на материнский (семейный) капитал (МСК), распоряжение средствами МСК, назначение Единого пособия.
Социальное страхование Назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, пособий по уходу за ребенком.
Персонифицированный учет Ведение индивидуальных лицевых счетов граждан, информирование о состоянии счетов (через ЕПГУ).
Технические функции Взаимодействие с МФЦ, выдача справок, консультирование.

Пример из практики: С начала 2024 года Отделение СФР по Псковской области оплатило свыше 46,1 тысячи листков нетрудоспособности, направив на эти цели более 478 миллионов рублей. Эта функция, ранее ассоциировавшаяся с ФСС, теперь полностью интегрирована в работу регионального Отделения СФР, что требует от специалистов универсальных знаний и высокой степени взаимозаменяемости.

Работа «Клиентской службы» и цифровизация

Самым наглядным проявлением реформы для населения стала трансформация клиентских служб.

Концепция «Единого офиса»: «Клиентские службы» СФР, в том числе в Псковской области, функционируют как единые офисы, где специалисты обучены консультированию граждан по всему спектру услуг Фонда — от оформления пенсии до получения средств реабилитации.

Цифровизация взаимодействия:

  1. Цифровые зоны самообслуживания: В Клиентских службах созданы зоны с гостевыми компьютерами, позволяющие гражданам самостоятельно получать выписки, подавать заявления через портал Госуслуг или сайт Фонда. Это снижает нагрузку на сотрудников и способствует повышению цифровой грамотности населения.
  2. Межведомственное электронное взаимодействие: Наглядный пример эффективности: с 2023 года при оформлении выплат по больничному листу гражданину больше не требуется предоставлять справку о зарплате от прежнего работодателя. СФР самостоятельно получает эти сведения от Федеральной налоговой службы (ФНС).

    Это демонстрирует высокий уровень интеграции информационных систем, что критически важно для повышения качества ГиМУ.

  3. Единый контакт-центр: Консультационная работа централизована через Единый контакт-центр (8-800-100-00-01).

    По состоянию на октябрь 2025 года, контакт-центр оказал более 100 миллионов консультаций. Важно отметить, что до 20% запросов решаются виртуальным ассистентом без привлечения оператора. Это пример эффективного использования ИТ-решений для снижения операционных расходов и ускорения предоставления информации.

Ключевые статистические показатели Отделения СФР по Псковской области (2024-2025 гг.)

Анализ статистических данных позволяет оценить реальный масштаб деятельности Отделения и его социальное воздействие в регионе.

Таблица 2. Основные показатели деятельности Отделения СФР по Псковской области (2024-2025 гг.)

Показатель Значение (на 2024-2025 гг.) Комментарий
Общее количество пенсионеров 190 000 жителей Отражает основную нагрузку по выплатам.
Средний размер страховой пенсии (январь 2024 г.) 22 245 рублей Индексация для 140,2 тыс. неработающих пенсионеров составила 7,5%.
Корректировка пенсий работающим пенсионерам (август 2025 г.) Увеличена для 42,7 тыс. жителей Зависит от суммы уплаченных страховых взносов.
Получатели Единого пособия (июль 2025 г.) 45,6 тыс. детей Самая востребованная новая мера социальной поддержки.
Получатели Единого пособия (беременные) (июль 2025 г.) 900 женщин Дополнительная адресная поддержка.
Размер Единого пособия (дети) (2025 г.) От 8 514,50 до 17 029 рублей 50%, 75% или 100% регионального прожиточного минимума.
Размер Единого пособия (беременные) (2025 г.) От 9 568 до 19 136 рублей 50%, 75% или 100% регионального прожиточного минимума.

Источник: Официальные пресс-релизы и статистические данные Отделения СФР по Псковской области (2024–2025 гг.).

Эти данные показывают, что Отделение СФР по Псковской области является не только администратором пенсионной системы, но и ключевым распределителем средств для семей с детьми и беременных женщин. Реализация Единого пособия, которое имеет дифференцированный размер (50%, 75%, 100% прожиточного минимума), требует от специалистов глубокого знания социального законодательства и точной оценки нуждаемости, что является сложной задачей для государственного управления, ведь даже небольшая ошибка в расчетах может иметь значительные социальные последствия для конкретной семьи.

Глава 4. Практические результаты и полученные компетенции

Описание подразделения и должностных обязанностей (по опыту практики)

Практика проходила в Отделении СФР по Псковской области, преимущественно в отделе по работе с обращениями граждан и Клиентской службе. Основной задачей было ознакомление с регламентом предоставления услуг в формате «единого окна».

Ключевые направления ознакомления:

  1. Нормативно-правовая база: Изучение Федерального закона № 236-ФЗ и подзаконных актов, регулирующих назначение пенсий и пособий.
  2. Процедура приема граждан: Ознакомление с работой электронной очереди, принципами консультирования по смежным вопросам (пенсии + ФСС), использование цифровых зон.
  3. Документооборот и ИС: Изучение механизмов ведения персонифицированного учета и работы в единой информационной системе Фонда.
  4. Специфика Единого пособия: Изучение методики расчета и условий назначения Единого пособия, требующего комплексной оценки нуждаемости семьи.

Полученные практические навыки и предложения по оптимизации

Практика в Отделении СФР позволила приобрести набор навыков, напрямую коррелирующих с компетенциями специалиста ГиМУ:

Компетенция ГиМУ Полученный практический навык
Правоприменительная Навык оперативного поиска и применения актуальных нормативно-правовых актов (НПА) для решения конкретных ситуаций граждан, с учетом различий между старым законодательством (ПФР/ФСС) и новым (СФР).
Управленческая (Контроль) Понимание принципов межведомственного электронного взаимодействия (например, проверка данных о доходах через ФНС для назначения пособий) и контроля над целевым использованием средств (например, маткапитал).
Коммуникативная Опыт работы с населением в условиях стресса и высокой нагрузки, отработка навыков консультирования по комплексному спектру услуг (ранее — две структуры, теперь — одна).
Информационно-аналитическая Навык работы с большими данными и информационными системами СФР для ведения персонифицированного учета и формирования выписок.

Предложения по оптимизации (в рамках ГиМУ):

  1. Дальнейшее снижение документооборота: Несмотря на существенный прогресс в цифровизации, остается ряд процедур, требующих бумажного подтверждения. Предлагается максимально унифицировать и перевести в электронный вид предоставление справок, которые могут быть получены из других государственных реестров (например, подтверждение факта проживания).
  2. Повышение эффективности виртуального ассистента: Хотя виртуальный ассистент уже решает до 20% запросов, для критически важных вопросов (например, о прекращении выплат) граждане часто предпочитают сразу обращаться к оператору. Необходимо расширить базу знаний виртуального ассистента, добавив персонифицированные ответы на общие вопросы (без раскрытия личных данных), что позволит еще больше снизить нагрузку на операторов Клиентского центра и повысить скорость обработки обращений.

Заключение

Отчет по учебной практике подтверждает, что Социальный фонд России является не просто преемником ПФР и ФСС, а новым, более совершенным субъектом государственного управления в сфере социального обеспечения.

С точки зрения Государственного и муниципального управления, создание СФР стало успешным кейсом оптимизации государственных финансов, централизации функций и повышения качества государственных услуг. Единый Фонд, оперирующий бюджетом в 16 триллионов рублей, демонстрирует способность к масштабному финансовому администрированию, опирающемуся на актуарное оценивание и долгосрочное планирование.

Практика в Отделении СФР по Псковской области позволила увидеть практическую реализацию этих реформ. Мы установили, что региональное отделение успешно справляется с комплексной задачей, выплачивая пенсии 190 тысячам жителей и предоставляя жизненно важные меры поддержки, такие как Единое пособие, родителям более 45 тысяч детей.

Ключевые выводы:

  • Правовая основа: СФР прочно закреплен Федеральным законом № 236-ФЗ как единственный государственный внебюджетный фонд, ответственный за социальное и пенсионное страхование.
  • Управленческая эффективность: Централизация функций и внедрение принципа «единого окна» (Клиентские службы) повысили доступность и скорость получения услуг.
  • Цифровая трансформация: Активное использование Единого контакт-центра и межведомственного электронного взаимодействия (получение данных от ФНС) являются примерами успешной цифровизации ГиМУ.

В целом, реформа СФР демонстрирует движение российского государственного аппарата к более гибкой, интегрированной и клиентоориентированной модели предоставления социальных гарантий, что соответствует современным требованиям к эффективности государственного управления. Полученные в ходе практики навыки работы с нормативной базой и информационными системами Фонда имеют высокую ценность для подготовки квалифицированного специалиста в области ГиМУ.

Список использованной литературы

  1. Федеральный закон от 14 июля 2022 г. № 236-ФЗ «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  2. Подписан закон о создании Фонда пенсионного и социального страхования РФ [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/ (дата обращения: 08.10.2025).
  3. Что такое СФР в России с 1 января 2024 года [Электронный ресурс]. URL: https://kontur.ru/ (дата обращения: 08.10.2025).
  4. Отделение СФР по Псковской области проиндексировало страховые пенсии более 140 тысяч жителей региона [Электронный ресурс]. URL: https://sfr.gov.ru/ (дата обращения: 08.10.2025).
  5. Отделение СФР по Псковской области оплатило более 46 тысяч пособий по временной нетрудоспособности жителям региона в 2024 году [Электронный ресурс]. URL: https://sfr.gov.ru/ (дата обращения: 08.10.2025).
  6. Записаться на прием в СФР: порядок записи, перенос, отмена в 2025 [Электронный ресурс]. URL: https://www.gosuslugi.ru/ (дата обращения: 08.10.2025).
  7. Онлайн-услуги Пенсионного фонда доступны в цифровых зонах клиентских служб [Электронный ресурс]. URL: https://sfr.gov.ru/ (дата обращения: 08.10.2025).
  8. 8-800-100-00-01 — новый номер телефона контакт-центра Отделения СФР по Псковской области [Электронный ресурс]. URL: https://www.pskov.ru/ (дата обращения: 08.10.2025).
  9. К вопросу об определении понятий «Социальная защита» и «Социальное обеспечение» (правовой аспект) [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/ (дата обращения: 08.10.2025).
  10. Отделение СФР по Псковской области выплачивает различные виды пенсий 190 тысячам жителей региона [Электронный ресурс]. URL: https://businesspskov.ru/ (дата обращения: 08.10.2025).
  11. Перечень услуг Социального фонда, которые можно получить в электронном виде [Электронный ресурс]. URL: https://sfr.gov.ru/ (дата обращения: 08.10.2025).
  12. Отделение СФР по Псковской области увеличило страховые пенсии более 42,7 тысяч работающих жителей региона [Электронный ресурс]. URL: https://www.pskov.ru/ (дата обращения: 08.10.2025).
  13. Основные термины и определения в области социальной защиты населения, используемые в Классификаторе [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».