Структура, функции и анализ деятельности Отделения Социального фонда России по Мурманской области в сфере пенсионного обеспечения (2023–2025 гг.)

Отчет по практике

Социальное обеспечение граждан, выступая одной из важнейших функций современного государства, находится в процессе непрерывного реформирования. Наиболее значимым институциональным изменением последних лет стало создание Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (Социального фонда России, СФР), который начал функционировать с 1 января 2023 года. Этот процесс объединения Пенсионного фонда (ПФР) и Фонда социального страхования (ФСС) ознаменовал переход к унифицированной системе администрирования социальных обязательств и единому социальному тарифу, что требует всестороннего академического изучения.

Актуальность темы обусловлена не только масштабностью проведенной реорганизации, но и спецификой функционирования территориальных органов СФР в регионах Крайнего Севера, к которым относится Мурманская область. В условиях Заполярья система пенсионного обеспечения выполняет не только социальную, но и важную демографическую функцию, поскольку напрямую влияет на миграционные процессы и региональную экономику. Изучение деятельности Отделения СФР по Мурманской области (ОСФР по Мурманской области) позволяет оценить эффективность новой структуры и выявить региональные особенности применения федеральных норм, а также проанализировать актуальные показатели уровня жизни пенсионеров в условиях Арктической зоны.

Объектом исследования выступает Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Мурманской области.

Предметом исследования являются правовые основы, организационная структура, ключевые функции в сфере пенсионного обеспечения, а также актуальные статистические и социально-экономические показатели деятельности ОСФР по Мурманской области в период 2023–2025 годов.

Целью работы является комплексный анализ структуры, функций и результатов деятельности регионального отделения СФР в Мурманской области, а также критическая оценка современного состояния пенсионного обеспечения в регионе. Для достижения поставленной цели в работе последовательно раскрываются правовые и организационные основы СФР, детально анализируются нововведения в администрировании страховых взносов и персонифицированного учета, а также проводится статистический анализ динамики численности и уровня жизни пенсионеров.

6 стр., 2848 слов

Роль и функции Социального Фонда России (СФР) в современной системе ...

... сбережений (ПДС). Теоретико-правовые основы функционирования Социального Фонда России Основные модели пенсионного обеспечения в мире Современные пенсионные системы в мировой практике классифицируются на основе ... от общего объема расходов Фонда. Это отражает приоритет обязательств по пенсионному обеспечению. Значительные средства также направляются на программы социальной поддержки, например, расходы ...

Глава 1. Правовые и организационные основы деятельности Социального фонда России

Становление и правовой статус Социального фонда России (СФР)

Социальный фонд России (СФР) является принципиально новым институтом в системе государственных внебюджетных фондов, объединившим функции двух ключевых структур, ранее действовавших раздельно: Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР) и Фонда социального страхования Российской Федерации (ФСС).

Правовой основой создания СФР стал Федеральный закон от 14 июля 2022 года № 236-ФЗ «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации». Согласно данному акту, СФР начал свою операционную деятельность 1 января 2023 года, приняв на себя все права, обязанности и функции обоих реорганизованных фондов. Таким образом, СФР выступает единым правопреемником в сфере пенсионного обеспечения, обязательного социального страхования и предоставления мер социальной защиты (поддержки) гражданам.

Главная цель реорганизации заключалась в повышении эффективности управления государственными средствами социального страхования, унификации административных процедур и создании «единого окна» для граждан и страхователей, что соответствует принципам клиентоцентричности в государственном управлении. СФР является некоммерческой организацией, подведомственной Правительству Российской Федерации, которое осуществляет функции и полномочия его учредителя.

Органы управления Фонда включают:

  1. Председатель Фонда: Осуществляет единоличное руководство деятельностью. С 14 декабря 2022 года эту должность занимает Сергей Александрович Чирков (Распоряжение Правительства РФ № 3907-р).
  2. Правление Фонда: Выступает в качестве коллегиального органа управления, ответственного за стратегическое планирование и контроль. Численность Правления составляет 35 человек, включая представителей ключевых финансовых и социальных ведомств (Минтруд, Минфин, Банк России), а также законодательных органов (Госдума, Совет Федерации), что обеспечивает межведомственную координацию.

Организационная структура Отделения СФР по Мурманской области

Организационная структура СФР представляет собой централизованную вертикаль управления, включающую центральный аппарат и разветвленную сеть территориальных органов. В каждом субъекте Российской Федерации функционирует Отделение Фонда.

6 стр., 2870 слов

Организационно-правовые основы и проблемы пенсионного обеспечения ...

... Понятие, сущность и принципы военного пенсионного обеспечения Военное пенсионное обеспечение занимает уникальное место в системе права социального обеспечения. Его специфика обусловлена неразрывной ... осмысления, поскольку от этих факторов напрямую зависит финансовая стабильность тысяч российских семей. Целью дипломной работы является проведение комплексного юридического исследования, направленного ...

Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Мурманской области (ОСФР по Мурманской области) является территориальным органом СФР, реализующим его функции на региональном уровне. Его место в общефедеральной системе СФР определяется прямым подчинением центральному аппарату Фонда. Несомненно, несмотря на централизованное руководство, структура ОСФР по Мурманской области адаптирована к административно-территориальному делению и демографическим особенностям региона.

В условиях Крайнего Севера, характеризующихся значительной удаленностью населенных пунктов (Кольский полуостров) и сложной логистикой, территориальные органы СФР обеспечивают доступность услуг посредством сети клиентских служб, расположенных в ключевых городах (Мурманск, Апатиты, Североморск, Мончегорск и др.).

Ключевые структурные подразделения ОСФР включают:

  • Управление по назначению и перерасчету пенсий (ядро деятельности по ОПС).
  • Управление персонифицированного учета (обеспечивает сбор и хранение данных о пенсионных правах).
  • Управление по администрированию страховых взносов и взысканию задолженности.
  • Управление социальных выплат (включая выплаты по ФСС).
  • Контрольно-ревизионное управление.

Таким образом, региональное отделение СФР выступает комплексным административным центром, который консолидирует как пенсионные, так и социальные функции, что ранее требовало обращения в две разные структуры, существенно повышая при этом удобство для граждан.

Глава 2. Ключевые функции и особенности административной деятельности СФР в сфере пенсионного обеспечения

Обязательное пенсионное страхование и персонифицированный учет: правовая база

Деятельность СФР в сфере пенсионного обеспечения базируется на системе обязательного пенсионного страхования (ОПС).

Обязательное пенсионное страхование (ОПС) — это система, создаваемая государством с целью компенсации гражданам утраченного заработка (выплат, вознаграждений), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения. Правовое регулирование ОПС осуществляется Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Ключевым инструментом реализации прав граждан в системе ОПС является индивидуальный (персонифицированный) учет.

Персонифицированный учет представляет собой организацию и ведение учета сведений о каждом зарегистрированном лице (застрахованном), необходимых для обеспечения реализации его прав. Правовая основа учета закреплена в Федеральном законе от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ. Значение персонифицированного учета в новой системе СФР многократно возросло, поскольку он служит единой информационной базой не только для пенсионного, но и для социального страхования.

Сведения, собираемые в рамках этого учета, включают данные о трудовой деятельности, периодах уплаты страховых взносов, размере начисленных сумм и стаже. Это позволяет СФР:

  1. Обеспечивать прозрачность формирования пенсионных прав граждан.
  2. Автоматизировать процесс проактивного назначения пенсий и пособий.
  3. Осуществлять контроль за полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов страхователями.

Нововведения в администрировании страховых взносов и отчетности

Одним из ключевых результатов реорганизации фондов стало реформирование системы администрирования страховых взносов, которое было направлено на упрощение процедур для бизнеса.

Единый тариф страховых взносов (ЕТСВ)

С 2023 года был установлен Единый тариф страховых взносов (ЕТСВ), объединивший ранее раздельные взносы на обязательное пенсионное, социальное (на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством) и медицинское страхование. ЕТСВ регулируется статьей 425 Налогового кодекса РФ.

Основной тариф составляет 30% (в пределах установленной единой предельной величины базы) и 15,1% (свыше предельной величины).

Важнейшим экономическим показателем, используемым при расчете взносов, является Единая предельная величина базы (ЕПВБ) для исчисления страховых взносов. Ее динамика за последние два года отражает инфляционные ожидания и рост фонда заработной платы:

Период Единая предельная величина базы (ЕПВБ) Нормативный акт
2023 год 1 917 000 руб. Постановление Правительства РФ от 25.11.2022 № 2143
2024 год 2 225 000 руб. Постановление Правительства РФ от 10.11.2023 № 1883

Расчет ЕПВБ проводится с учетом прогнозного роста среднемесячной заработной платы. Например, для 2024 года расчет базировался на прогнозе среднемесячной зарплаты (80 618 руб.), умноженной на 12 месяцев и повышающий коэффициент 2,3: ЕПВБ2024 = 80 618 руб. × 12 × 2,3 ≈ 2 225 000 руб.

Унификация отчетности (Форма ЕФС-1)

Для снижения административной нагрузки на страхователей была введена Единая форма сведений (ЕФС-1), которая заменила собой четыре ранее действовавшие формы, сдаваемые в ПФР и ФСС:

  1. СЗВ-ТД (сведения о трудовой деятельности).
  2. СЗВ-СТАЖ (сведения о стаже).
  3. 4-ФСС (сведения о взносах на травматизм).
  4. ДСВ-3 (сведения о дополнительных взносах).

Введение ЕФС-1 стало ключевым шагом в цифровизации и интеграции данных, что значительно упростило взаимодействие работодателей с СФР и сделало процесс учета более прозрачным и оперативным. Разве не этого ждал бизнес от масштабной реорганизации?

Специфические функции ОСФР по Мурманской области

Территориальные органы СФР по Мурманской области, действуя в условиях Крайнего Севера, выполняют ряд функций, специфичных для этого региона и закрепленных федеральным законодательством, включая специальные режимы пенсионного обеспечения.

1. Северные льготы и досрочный выход на пенсию. ОСФР осуществляет назначение и перерасчет досрочных страховых пенсий по старости гражданам, проработавшим определенное количество лет в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Эти льготы значительно корректируют общие правила пенсионного возраста, что требует от регионального отделения специфических компетенций в учете «северного» стажа.

2. Компенсация расходов на проезд к месту отдыха. Одной из уникальных социальных функций, возложенных на ОСФР по Мурманской области, является предоставление неработающим пенсионерам, проживающим в районах Крайнего Севера, компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха на территории РФ и обратно. Данная процедура является важным элементом социальной поддержки, учитывающим географическую удаленность региона, и позволяет северянам поддерживать связь с другими регионами страны.

3. Администрирование и взыскание задолженности. В части администрирования страховых взносов, ОСФР по Мурманской области, как и другие региональные отделения, осуществляет регистрацию и снятие с учета страхователей. Важным элементом контрольной деятельности является взыскание задолженности. Процедура строго регламентирована:

  • По страховым взносам на ОПС, ОСС и ОМС: Постановление о взыскании принимается СФР в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате, если общая сумма превышает 3 000 рублей.
  • По взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев (согласно ФЗ № 125-ФЗ): Решение о взыскании принимается не позднее двух месяцев после истечения срока требования, если сумма взыскания более 3 000 руб.; или в течение 1 года и 2 месяцев, если сумма взыскания не превышает 3 000 руб.

Эти процедуры обеспечивают финансовую устойчивость фонда и защиту пенсионных прав застрахованных лиц.

Глава 3. Анализ актуальных показателей пенсионного обеспечения в Мурманской области и оценка реформ

Динамика численности пенсионеров и миграционные факторы (2021-2025 гг.)

Анализ демографических и социальных показателей в Мурманской области позволяет оценить эффективность региональной пенсионной политики и выявить ключевые социально-экономические тенденции. За последние годы в Мурманской области наблюдается устойчивая тенденция к сокращению общей численности пенсионеров:

Год Численность пенсионеров (тыс. чел.) Динамика к предыдущему году (%)
2021 260
2022 254 -2,3%
2023 230 -9,4%
2024 226 -1,7%
01.06.2025 225 -0,4%

Наиболее значительное падение численности произошло в 2023 году (на 24 тыс. человек).

Этот процесс не является результатом только естественной убыли населения.

Ключевой фактор сокращения численности — это миграционная убыль. Мурманская область, как субъект Крайнего Севера, традиционно сталкивается с оттоком населения, особенно лиц старше трудоспособного возраста. Пенсионеры, получив северный стаж и право на повышенное пенсионное обеспечение, часто стремятся переехать в регионы с более благоприятным климатом и развитой социальной инфраструктурой (Центральная Россия, Юг).

Этот процесс поддерживается различными государственными программами переселения, что приводит к значительному уменьшению числа зарегистрированных пенсионеров, обслуживаемых ОСФР по Мурманской области. Таким образом, сокращение числа пенсионеров в регионе является не только демографическим, но и социально-экономическим индикатором, отражающим региональную диспропорцию в качестве жизни.

Анализ среднего размера пенсии и уровня жизни

Важнейшим показателем деятельности СФР является фактический уровень пенсионного обеспечения граждан. Благодаря применению северных коэффициентов и надбавок, средний размер пенсии в Мурманской области традиционно выше среднероссийского показателя.

Динамика среднего размера назначенных пенсий и Прожиточного минимума пенсионера (ПМП) в Мурманской области демонстрирует следующее:

Показатель 01.07.2023 (руб.) 01.01.2024 (руб.) 01.06.2025 (руб.)
Средний размер пенсии 25 930 27 702 31 474
ПМП (за год) 19 865 (2023 г.) 20 995 (2024 г.) 21 835 (2025 г.)

Примечание: ПМП на 2025 год установлен Постановлением Правительства Мурманской области № 620-ПП от 12.09.2024.

Данные на 01 июня 2025 года показывают, что средний размер пенсии достиг 31 474 рубля, демонстрируя рост к началу 2024 года на 13,6%, что связано с ежегодной индексацией и перерасчетами. Для оценки уровня жизни пенсионеров применяется коэффициент соотношения среднего размера пенсии к Прожиточному минимуму пенсионера (ПМП).

Этот коэффициент показывает, насколько среднее обеспечение превышает минимально необходимый уровень жизни, установленный в регионе.

Расчет коэффициента соотношения на 2024 год:

Коэффициент соотношения = (Средний размер пенсии) / (ПМП)

Используя данные на 01.01.2024:

Коэффициент соотношения = 27 702 руб. / 20 995 руб. ≈ 1,32

Значение коэффициента 1,32 указывает на то, что средний пенсионер в Мурманской области получает обеспечение, которое на 32% превышает установленный региональный прожиточный минимум. Этот показатель является положительным, однако он скрывает значительную дифференциацию: у неработающих пенсионеров средняя пенсия может превышать 33 тыс. руб., в то время как у работающих ��на может быть ниже (около 27 тыс. руб. на 01.06.2025) из-за отсутствия индексации.

Социально-экономические вызовы и перспективы развития

Несмотря на высокие номинальные показатели среднего размера пенсий, система социального обеспечения в Мурманской области сталкивается с серьезными вызовами, особенно в контексте проведенных федеральных реформ.

1. Влияние повышения пенсионного возраста. Научные исследования, проведенные в регионе (например, работы Баранова С.В., Скуфьиной Т.П., Гущиной И.А., 2020 г.), показали, что повышение пенсионного возраста, хотя и приостановило устойчивую тенденцию уменьшения численности трудоспособного населения, не смогло кардинально изменить структуру экономики региона. Повышение возраста не привело к ожидаемому существенному влиянию на производство валового регионального продукта (ВРП), поскольку сложившаяся экономическая структура Заполярья не генерирует достаточное количество новых рабочих мест для возрастной категории.

2. Социальная локализация бедности. Другим критическим вызовом является низкий уровень жизни значительной части пенсионеров, особенно тех, кто получает пенсию, лишь ненамного превышающую ПМП. Исследователи указывают на риск расширения «социальной локализации бедности», когда пенсия, даже с учетом северных надбавок, не позволяет поддерживать адекватный уровень жизни в условиях высокой стоимости товаров и услуг в Арктической зоне. Социологические опросы, проведенные в регионе, подтвердили крайне болезненное восприятие населением пенсионной реформы, поскольку оно считает, что изменения не отвечают интересам граждан, проживающих на Севере. Это означает, что **номинальное повышение выплат не компенсирует реальное удорожание жизни в Заполярье**.

3. Перспективы развития СФР в регионе. Основной перспективой развития деятельности ОСФР по Мурманской области является дальнейшая **цифровизация и интеграция услуг**. Введение единой формы отчетности ЕФС-1, развитие проактивного назначения пенсий и пособий, а также расширение электронного взаимодействия с гражданами через портал Госуслуг позволяют повысить оперативность работы и снизить транзакционные издержки. В условиях миграционного оттока и старения населения, цифровизация становится единственным способом поддержания высокого качества обслуживания при оптимизации административных ресурсов, что является ключевым приоритетом для Фонда.

Заключение

Проведенный анализ подтверждает, что с 1 января 2023 года Социальный фонд России (СФР), учрежденный на основании Федерального закона № 236-ФЗ, успешно выполняет функции правопреемника ПФР и ФСС, обеспечивая унифицированную систему государственного пенсионного и социального страхования.

По первой главе установлено, что организационная структура Отделения СФР по Мурманской области (ОСФР по Мурманской области) полностью соответствует федеральной вертикали управления. Региональное отделение, возглавляемое Правлением и Председателем СФР, реализует единую государственную политику, адаптируя ее под специфические нужды Крайнего Севера.

Вторая глава детально раскрыла ключевые функции ОСФР, связанные с обязательным пенсионным страхованием и персонифицированным учетом (ФЗ № 167-ФЗ, ФЗ № 27-ФЗ).

Важнейшими административными нововведениями стали внедрение Единого тарифа страховых взносов (ЕТСВ) и унифицированной отчетности ЕФС-1, что существенно оптимизировало взаимодействие с 226 тысячами пенсионеров и тысячами страхователей в регионе. Также подтверждена реализация ОСФР специфических «северных» функций, включая предоставление компенсации проезда к месту отдыха.

В третьей главе проведен критический анализ актуальных показателей пенсионного обеспечения (2021-2025 гг.).

Было выявлено устойчивое и значительное сокращение численности пенсионеров (с 260 тыс. до 225 тыс. чел.), основной причиной которого является миграционная убыль населения, переезжающего из Заполярья в более комфортные регионы. Статистический анализ показал, что средний размер пенсии в Мурманской области достиг 31 474 рубля (на 01.06.2025), превышая региональный Прожиточный минимум пенсионера (ПМП) 2025 года (21 835 руб.) с коэффициентом соотношения 1,32. При этом социально-экономическая оценка, базирующаяся на научных исследованиях, выявила сохраняющиеся вызовы: болезненное восприятие пенсионной реформы населением Севера и риск «социальной локализации бедности», несмотря на высокие номинальные показатели. Таким образом, деятельность ОСФР по Мурманской области эффективно интегрирована в новую федеральную систему СФР, однако ее результаты должны оцениваться не только по финансовым показателям, но и с учетом уникальных демографических и социальных факторов Арктической зоны. Перспективы развития связаны с дальнейшей цифровизацией и повышением адресности социальной поддержки.

Список использованной литературы

  1. Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (с изм. и доп.).
  2. Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (последняя редакция).

    [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34448/ (Дата обращения: 08.10.2025).

  3. Федеральный закон от 14.07.2022 N 236-ФЗ «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации». URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202207140042 (Дата обращения: 08.10.2025).
  4. О Фонде // Социальный фонд России. URL: https://sfr.gov.ru/o_fonde/ (Дата обращения: 08.10.2025).
  5. Персонифицированный учет пенсионных прав граждан // Социальный фонд России. URL: https://sfr.gov.ru/grazhdanam/infosfr/~7437 (Дата обращения: 08.10.2025).
  6. Порядок регистрации и снятия с учета страхователей в территориальных органах Фонда пенсионного и социального страхования Российской. URL: https://sfr.gov.ru/files/branches/murmansk/doc/poriadok.pdf (Дата обращения: 08.10.2025).
  7. Штрафные санкции (125-ФЗ) // Социальный фонд России. URL: https://sfr.gov.ru/strahovatelyam/servis_dlya_strahovatelya/ekspertnaia_sistema/shtrafnye_sanktsii/ (Дата обращения: 08.10.2025).
  8. Влияние повышения пенсионного возраста на экономику и настроения населения Мурманской области: научная статья. 2020. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-povysheniya-pensionnogo-vozrasta-na-ekonomiku-i-nastroeniya-naseleniya-murmanskoy-oblasti (Дата обращения: 08.10.2025).
  9. Уровень жизни пенсионеров Мурманской области: научная статья. 2020. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/uroven-zhizni-pensionerov-murmanskoy-oblasti (Дата обращения: 08.10.2025).
  10. ПЕНСИИ В МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ.pdf: статистические данные (на 1 июля 2023 года) // Мурманскстат. URL: https://murmanskstat.rosstat.gov.ru/folder/33583 (Дата обращения: 08.10.2025).
  11. Численность пенсионеров в Мурманской области в 2024 году (по данным Росстата) // GoGov.ru. URL: https://gogov.ru/articles/pensioners-murmansk (Дата обращения: 08.10.2025).
  12. Перечень важнейших показателей социально-экономического развития Мурманской области. URL: https://gov-murman.ru/region/socio-economic-indicators/ (Дата обращения: 08.10.2025).
  13. Персонифицированный учет в СФР — для чего нужен, как организован // БухЭксперт8. URL: https://buhexpert8.ru/uchebnye-materialy/buhgalterskij-uchet/personificirovannyj-uchet-v-sfr.html (Дата обращения: 08.10.2025).
  14. Средний размер назначенных пенсий растет, но в реальном выражении он лишь поднялся до уровня 1990 года… // Демоскоп Weekly. URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2010/0443/barom04.php (Дата обращения: 08.10.2025).