690 266,95 рубля — такова актуальная минимальная сумма материнского (семейного) капитала, которую Социальный фонд России (СФР) проактивно, то есть без заявления, назначает семьям. Этот факт является наиболее яркой иллюстрацией кардинальных изменений, произошедших в системе социального обеспечения страны с 1 января 2023 года. Создание СФР путем слияния Пенсионного фонда (ПФР) и Фонда социального страхования (ФСС) стало ключевой административной реформой, направленной на унификацию процедур, централизацию учета и массовый переход на цифровой, беззаявительный формат оказания услуг. Следовательно, изучение деятельности этого института в период его становления критически важно для понимания современного государственного и муниципального управления.
Обновление системы: Обоснование выбора базы практики и цели исследования
Актуальность изучения СФР как главного института соц. обеспечения
Выбор территориального органа Социального фонда России в качестве базы для прохождения производственной практики обусловлен его стратегическим значением в системе государственного и муниципального управления. СФР является ключевым звеном в реализации социальной политики государства, охватывая обязательное пенсионное страхование, социальное страхование на случай временной нетрудоспособности, материнства, а также страхование от несчастных случаев на производстве. Изучение деятельности СФР в период его становления и активной цифровой трансформации позволяет получить уникальный опыт, сочетающий знание социального права, бюджетных финансов и современных информационных технологий в сфере ГМУ.
Цели и задачи практики
Главной целью прохождения практики является закрепление теоретических знаний, полученных по дисциплинам «Социальное право», «Государственное и муниципальное управление» и «Финансы бюджетных учреждений», а также формирование практических навыков работы с нормативно-правовыми актами и первичной документацией в условиях государственного учреждения.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
- Изучить актуальную правовую основу и организационную структуру территориального органа СФР.
- Проанализировать ключевые законодательные реформы 2023–2025 гг., включая введение Единого тарифа страховых взносов и формы ЕФС-1.
- Освоить порядок осуществления ключевых государственных услуг СФР, уделяя особое внимание проактивным (беззаявительным) форматам.
- Изучить применяемые информационные системы (АИС СФР, ЕГИССО) и специализированную терминологию (ИПК, СНИЛС).
- Собрать и систематизировать материал для последующей подготовки выпускной квалификационной работы (ВКР).
Краткая характеристика Отчета: структура и методология
Настоящий Отчет основан на принципах методологической корректности и аналитического расширения. Методологическую основу составляют Федеральный закон от 14 июля 2022 г. № 236-ФЗ «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации», Постановления Правительства РФ, а также внутренние нормативные акты СФР.
Розничные каналы продаж в российском страховании (2023–2025): ...
... его доля сокращается под давлением Банка России, который стремится уменьшить практику навязывания кредитного страхования и обеспечить право потребителя на выбор. Агентский канал (16,1%) ... сокращается. Комбинированный коэффициент убыточности (ККУ): Методология и общий тренд В страховании ином, чем страхование жизни (Non-life), ключевым интегральным индикатором финансовой эффективности является ...
Структурно Отчет разделен на четыре главы: первая посвящена правовому статусу и структуре, вторая — анализу реформ, третья — практической деятельности и цифровым услугам, четвертая — информационным технологиям и статистике. Такой подход позволяет перейти от общей теории к глубокому анализу практических аспектов работы организации.
Глава 1. Теоретико-правовые основы и организационная структура Социального фонда России (СФР)
Правовой статус и основные задачи СФР
Исторически система социального обеспечения в России развивалась по двум основным направлениям: пенсионное обеспечение (ПФР) и социальное страхование (ФСС).
Однако с 1 января 2023 года эта двухкомпонентная система была заменена единым институтом.
Социальный фонд России, или Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, был создан путем реорганизации государственного учреждения — Пенсионного фонда Российской Федерации с одновременным присоединением к нему Фонда социального страхования Российской Федерации.
Правовой статус СФР определяется Федеральным законом от 14 июля 2022 г. № 236-ФЗ. Согласно закону, СФР является государственным внебюджетным фондом, находящимся при Правительстве Российской Федерации. Это определяет его ключевые черты:
- Некоммерческий статус: СФР является некоммерческой организацией, государственным учреждением.
- Целевое финансирование: Средства Фонда формируются за счет страховых взносов и используются строго по целевому назначению (выплата пенсий, пособий, компенсаций).
- Государственное управление: Высшими органами управления являются Председатель Фонда и Правление Фонда. Центральный аппарат Фонда находится в Москве, а его Председателем (по состоянию на конец 2024 года) является Сергей Александрович Чирков, назначенный распоряжением Правительства России.
СФР выступает в роли страховщика по трем ключевым видам обязательного социального страхования, что является его главной функциональной особенностью после объединения:
- Обязательное пенсионное страхование (ОПС);
- Обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ОСС на ВНиМ);
- Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ОСС от НСП и ПЗ).
Таким образом, Фонд консолидировал все финансовые потоки, связанные с социальными выплатами, под единым административным контролем, что должно повысить эффективность администрирования страховых взносов и упростить получение услуг для граждан. Каково же следствие этой консолидации для конечного потребителя социальных услуг? Это означает, что гражданам больше не нужно обращаться в разные ведомства за получением связанных между собой выплат, что сокращает время ожидания и снижает вероятность отказа из-за бюрократических проволочек.
Организационная структура территориального органа СФР
Организационная структура СФР представляет собой единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. Эта вертикаль гарантирует единообразие применения законодательства на всей территории России, что критически важно для равного доступа граждан к социальным гарантиям. С помощью этой вертикали осуществляется координация между центральным аппаратом, региональными отделениями и местными клиентскими службами, обеспечивая строгое соблюдение федеральных стандартов.
Вертикаль управления состоит из трех уровней:
- Центральный аппарат Фонда (Москва) — разработка стратегии, методология, контроль.
- Отделения СФР по субъектам РФ (например, Отделение по Иркутской области) — региональное управление, координация, контроль за местными подразделениями.
- Местные подразделения (Клиентские службы) — непосредственное оказание государственных услуг населению на уровне районов/муниципалитетов.
Детализация внутренней структуры исследуемого Отделения
Внутренняя структура территориального органа СФР (на уровне Отделения субъекта РФ) строится по функциональному принципу. Несмотря на общее унифицированное Положение, конкретные названия отделов могут варьироваться, но их функциональная взаимосвязь остается неизменной:
№ | Наименование Отдела (Пример) | Ключевые Функции | Подчиненность |
---|---|---|---|
1 | Отдел по работе с застрахованными лицами и страхователями | Персонифицированный учет, прием отчетности (ЕФС-1), администрирование страховых взносов. | Непосредственно руководителю Отделения. |
2 | Отдел назначения, перерасчета и выплаты пенсий | Прием заявлений, проверка права, расчет и назначение всех видов пенсий (страховых, государственных). | Заместителю руководителя по пенсионному блоку. |
3 | Отдел социальных выплат и МСК | Назначение и выплата пособий (пособия по беременности, родам, уходу за ребенком), выдача сертификатов Материнского капитала. | Заместителю руководителя по социальному блоку. |
4 | Отдел информационных технологий | Обеспечение функционирования АИС СФР, техническая поддержка, взаимодействие с ЕГИССО и ЕПГУ. | Заместителю руководителя по цифровизации. |
5 | Клиентская служба (отдел приема граждан) | Первичный прием граждан, консультации, работа с МФЦ, прием заявлений по всем видам услуг. | Отделу по работе с обращениями. |
Такая структура отражает не только объединение функций ПФР (пенсии, персонифицированный учет) и ФСС (пособия, страхование от НСП и ПЗ), но и усиление блока информационных технологий, что критически важно для реализации стратегии проактивного обслуживания.
Глава 2. Анализ ключевых реформ и функций СФР в посткризисный период (2023-2025 гг.)
Создание СФР стало не просто сменой вывесок, а триггером для масштабных законодательных изменений, направленных на упрощение взаимодействия бизнеса и государства, а также на расширение социальных гарантий. Неужели эти реформы действительно привели к упрощению взаимодействия, или же они лишь переложили административную нагрузку с одной системы на другую?
Единый тариф и отчетность (ЕФС-1)
Ключевым изменением для страхователей (работодателей) стало внедрение Единого тарифа страховых взносов и унифицированной отчетности.
Единый тариф страховых взносов
До 2023 года работодатели рассчитывали и уплачивали взносы отдельно в ПФР, ФСС и ФОМС по разным ставкам. С 1 января 2023 года был введен единый тариф, упрощающий расчеты.
Распределение Единого тарифа (в пределах базы):
Общий тариф составляет 30% от выплат в пользу работника, пока начисленная сумма не превысит установленную законодательством Единую предельную базу.
Согласно Постановлению Правительства РФ № 1883 от 10.11.2023, Единая предельная база для исчисления страховых взносов в 2024 году установлена в размере 2 225 000 рублей.
Распределение 30% Единого тарифа происходит следующим образом:
- 22% — на обязательное пенсионное страхование (ОПС);
- 5,1% — на обязательное медицинское страхование (ОМС);
- 2,9% — на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ОСС на ВНиМ).
Если выплаты превышают 2 225 000 рублей, общий тариф снижается до 15,1% (из которых 10% — ОПС, 5,1% — ОМС).
Эта система направлена на повышение собираемости взносов и их эффективное распределение внутри единого Фонда.
Единая форма сведений (ЕФС-1)
Административным ответом на объединение фондов стало введение Единой формы сведений (ЕФС-1). Эта форма заменила собой сразу четыре ранее действовавших отчета: СЗВ-ТД (сведения о трудовой деятельности), СЗВ-СТАЖ (сведения о стаже), 4-ФСС (взносы на травматизм) и ДСВ-3 (дополнительные взносы).
Структура ЕФС-1:
- Титульный лист (общие сведения о страхователе).
- Раздел 1: Сведения о трудовой деятельности, стаже, дополнительных страховых взносах. Этот раздел наиболее важен для пенсионного блока, так как на его основе формируются индивидуальные пенсионные коэффициенты (ИПК) застрахованных лиц.
- Раздел 2: Сведения о начисленных взносах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний (блок бывшего ФСС).
Практическая работа территориального органа СФР теперь в значительной степени завязана на корректном приеме, проверке и обработке ЕФС-1, что требует от сотрудников высокой квалификации в сферах и пенсионного, и социального законодательства.
Новые правила социального страхования для гражданско-правовых договоров (ГПХ)
Одно из наиболее значимых социальных изменений, введенных с 2023 года, касается защиты прав граждан, работающих по договорам гражданско-правового характера (ГПХ), например, по договорам подряда или оказания услуг.
До 2023 года исполнители по договорам ГПХ не подлежали обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Они не имели права на оплачиваемый больничный лист или пособия по беременности и родам.
После 2023 года ситуация изменилась:
Работники по ГПХ теперь подлежат обязательному социальному страхованию, что означает обязанность заказчика (работодателя) уплачивать за них страховые взносы по единому тарифу (30%).
Однако право на получение пособий по ОСС (например, по временной нетрудоспособности или в связи с материнством) возникает не автоматически, а при выполнении специфического условия:
Условие возникновения права на пособия: Сумма страховых взносов, начисленных с выплат работника по ГПХ за предшествующий календарный год, должна составлять не менее стоимости страхового года.
Детализация расчета стоимости страхового года (пример 2024 года):
Стоимость страхового года рассчитывается как произведение минимального размера оплаты труда (МРОТ), ставки взносов на ОСС на ВНиМ (2,9%) и количества месяцев в году (12).
Стоимость страхового года = МРОТ × 2,9% × 12
Применяя актуальные данные (МРОТ в 2024 году = 19 242 рубля, без учета районных коэффициентов):
Стоимость страхового года = 19 242 × 0,029 × 12 = 6 696,22 рубля
Это означает, что для получения права на пособие в 2024 году, заказчик должен был уплатить за исполнителя по ГПХ в 2023 году взносы на ОСС на ВНиМ в размере не менее 6 696,22 рубля. Этот сложный, но социально значимый механизм теперь является частью ежедневной консультационной работы территориальных органов СФР, гарантируя социальную защиту даже фрилансерам.
Глава 3. Практическая деятельность территориального органа СФР и анализ цифровых услуг
Практическая деятельность СФР характеризуется переходом от заявительного принципа к проактивному, что требует не только внедрения новых ИТ-систем, но и перестройки мышления сотрудников.
Проактивное назначение пенсий и социальных выплат
Проактивный формат — это назначение выплаты или предоставление услуги без личного обращения гражданина, на основании данных, уже имеющихся в распоряжении государственных информационных систем.
Анализ процедуры проактивного назначения страховой пенсии по инвалидности
Ранее для оформления пенсии по инвалидности гражданину требовалось личное обращение с заявлением, предоставление справки МСЭ и других документов. Сегодня процедура максимально упрощена:
- Поступление сведений: Федеральное бюро медико-социальной экспертизы (ФБ МСЭ) направляет сведения о признании гражданина инвалидом в Федеральный реестр инвалидов (ФРИ).
- Автоматическое назначение: СФР получает данные из ФРИ. В срок не позднее 5 рабочих дней с момента поступления этих сведений территориальный орган СФР обязан назначить страховую пенсию по инвалидности.
- Уведомление: Гражданину направляется уведомление о назначении пенсии в его личный кабинет на ЕПГУ, либо по почте.
Аналогичный механизм используется для назначения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости (компенсация за уход), которая назначается без заявления лицам, достигшим возраста 80 лет, а также инвалидам I группы. В Хакасии, например, более 10 тысяч пенсионеров старше 80 лет получают эту компенсацию, назначенную проактивно, что демонстрирует прямое снижение бюрократической нагрузки на социально незащищенные слои населения.
Беззаявительная выдача сертификата Материнского (семейного) капитала (МСК)
Выдача сертификата МСК — один из самых успешных примеров цифровизации в СФР.
Порядок выдачи:
- Возникновение права: Право на МСК возникает при рождении (усыновлении) ребенка.
- Поступление данных: Сведения о рождении поступают в СФР автоматически из федеральной государственной информационной системы «Единый государственный реестр записи актов гражданского состояния» (ЕГР ЗАГС).
- Принятие решения: Территориальный орган СФР принимает решение о выдаче сертификата в беззаявительном порядке.
- Доставка: Электронный сертификат МСК направляется в личный кабинет гражданина на ЕПГУ (Госуслуги).
Актуальный размер МСК (2025 год):
В результате ежегодной индексации (с учетом данных, действующих с 1 февраля 2025 года) размер капитала составляет:
- На первого ребенка: 690 266,95 рубля.
- На второго ребенка (если за первого не получали): 912 162,09 рубля.
- Размер доплаты (если за первого ребенка уже назначалась выплата): 221 895,14 рубля.
Работа стажера и документооборот
В рамках прохождения практики стажер был прикреплен к Отделу назначения, перерасчета и выплаты пенсий.
Перечень и описание конкретных практических задач
Практические задачи, выполняемые стажером, были направлены на ознакомление с регламентами обработки документов и освоение процедур в АИС СФР:
- Верификация данных в АИС СФР: Проверка полноты и корректности сведений в индивидуальных лицевых счетах (ИЛС) граждан, обратившихся за назначением пенсии, на предмет соответствия данным из трудовых книжек и справок о стаже.
- Подготовка макетов пенсионных дел: Систематизация входящей документации для формирования электронного макета дела (сканирование, классификация, привязка документов к ИЛС в системе).
- Консультационная работа (под контролем): Объяснение гражданам порядка расчета страховой пенсии, минимальных требований к стажу и ИПК, а также причин отказа в назначении (например, из-за неполного подтверждения трудового стажа).
- Обработка заявлений: Ознакомление с порядком регистрации заявлений о назначении пенсии по старости, потере кормильца или перерасчете, поданных через МФЦ или ЕПГУ.
Анализ обезличенных рабочих документов
Основой документооборота территориального органа СФР является работа с персональными данными и правоустанавливающими документами.
Тип Документа (Обезличенный) | Назначение в процессе СФР | Место в документообороте |
---|---|---|
Заявление о назначении страховой пенсии по старости | Инициирует процедуру назначения пенсии. Содержит сведения о стаже, местах работы и периодах, требующих подтверждения. | Входящий документ. Регистрируется в АИС СФР, запускает процесс проверки права и расчета. |
Справка о заработной плате (до 2002 г.) | Подтверждает размер заработной платы для расчета пенсии по старости (до введения персонифицированного учета). | Документ-доказательство. Требует верификации подлинности и соответствия законодательным нормам. |
Протокол о проактивном назначении пенсии по инвалидности | Внутренний распорядительный документ СФР, фиксирующий факт назначения пенсии без заявления гражданина, на основании данных ФРИ. | Итоговый внутренний документ. Подтверждает выполнение услуги в проактивном формате. |
Работа стажера показала, что ключевой сложностью является не сам расчет, а верификация права на получение услуги, особенно в отношении стажа, требующего документального подтверждения. Вот почему необходимо уделять такое пристальное внимание работе с архивными документами и их оцифровкой.
Глава 4. Информационные технологии и экономические показатели СФР
Эффективность работы СФР напрямую зависит от уровня цифровизации и способности Фонда управлять колоссальными объемами данных.
Информационные системы и терминология
Переход к проактивному обслуживанию был бы невозможен без мощного информационного фундамента.
Роль АИС СФР и ЕГИССО
Автоматизированная информационная система Социального фонда России (АИС СФР) является ядром операционной деятельности. Она представляет собой развитие предыдущих систем ПФР (АИС ПФР-2/3) и интегрирует в себя все функции по социальному и пенсионному блокам.
Ключевые подсистемы АИС СФР:
- «Персонифицированный учет пенсионных прав застрахованных лиц»: Учет СНИЛС, страхового стажа, ИПК и страховых взносов, поступающих от работодателей через ЕФС-1.
- «Назначение, перерасчет и выплата пенсий и иных социальных выплат»: Непосредственно расчетные и платежные функции.
- «Материнский (семейный) капитал»: Учет выданных сертификатов и контроль за расходованием средств.
Единая государственная информационная система социального обеспечения (ЕГИССО)
ЕГИССО является надведомственной системой, созданной для учета и анализа предоставления всех мер социальной защиты (поддержки) в России, независимо от того, кто их оказывает (Федерация, регионы, муниципалитеты).
Роль СФР в ЕГИССО — передача данных о пенсионных и социальных выплатах, что позволяет государству видеть полную картину социального обеспечения каждого гражданина.
Объяснение ключевых терминов
Работа в СФР требует четкого понимания специфической терминологии, используемой для расчета пенсий:
- Индивидуальный лицевой счет (ИЛС): Электронный «счет» каждого гражданина в системе ОПС. Ведется с помощью СНИЛС (страховой номер индивидуального лицевого счета).
ИЛС содержит все данные о стаже, местах работы и начисленных страховых взносах.
- Индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПК) или Пенсионный балл: Показатель, используемый при расчете страховой пенсии. ИПК формируется за счет ежегодного отчисления страховых взносов. Чем выше официальная зарплата, тем больше ИПК накапливает гражданин.
- Фиксированная выплата (ФВ): Гарантированная государством сумма, которая ежегодно индексируется и устанавливается к страховой пенсии. Это базовая часть страховой пенсии.
Актуальные показатели ИПК (2024–2025 гг.):
Для назначения страховой пенсии по старости на общих основаниях необходимо выполнить минимальные требования:
Показатель | 2024 год | 2025 год и далее |
---|---|---|
Минимально необходимый стаж | 15 лет | 15 лет |
Минимально необходимый ИПК (баллы) | 28,2 балла | 30 баллов |
Стоимость одного ИПК (пенсионного балла):
- С 1 января 2024 года: 133,05 рубля.
- С 1 января 2025 года: 145,69 рубля.
Формула расчета страховой пенсии (СП):
СП = ИПК × СПК + ФВ
Где СПК — стоимость пенсионного коэффициента, а ФВ — фиксированная выплата.
Статистический анализ деятельности
Статистические данные, публикуемые СФР, позволяют оценить масштаб и результативность деятельности Фонда.
Пример статистического среза (на основе официальных данных СФР):
Показатель | Значение (на начало 2024 г., примерные) | Аналитическое значение |
---|---|---|
Численность неработающих пенсионеров (РФ) | Около 33 млн. человек | Основная категория получателей выплат. |
Индексация страховых пенсий в 2024 г. | 7,5% | Отражает уровень инфляции и социальную поддержку. |
Средний размер страховой пенсии по старости (РФ) | Около 23 400 руб. | Ключевой экономический показатель деятельности Фонда. |
Объем выплаченного МСК (за год) | Десятки млрд. рублей | Оценка эффективности мер демографической поддержки. |
Для территориального органа СФР (например, в Вологодской области) статистически значимым является ежегодная индексация пенсий, которая в 2024 году затронула более 270 тысяч неработающих пенсионеров. Анализ этих показателей позволяет руководству Отделения планировать бюджетные расходы и оценивать нагрузку на Клиентские службы, обеспечивая финансовую стабильность фонда.
Заключение
Сводная оценка: Краткие выводы о достижении целей практики
Прохождение производственной практики в территориальном органе Социального фонда России позволило полностью реализовать поставленные цели и задачи. Практика подтвердила, что СФР является динамично развивающимся государственным институтом, который успешно адаптируется к масштабным реформам.
Были изучены правовые основы деятельности Фонда (ФЗ № 236-ФЗ), освоена вертикально интегрированная организационная структура, а также проанализировано влияние ключевых законодательных изменений (Единый тариф, ЕФС-1, страхование по ГПХ) на операционную работу. Самым важным выводом является успешная реализация стратегии цифровизации, выразившаяся во внедрении проактивных услуг (автоматическое назначение пенсии по инвалидности, беззаявительная выдача МСК), что является мировым трендом в сфере ГМУ.
Практическая значимость: Оценка эффективности деятельности территориального органа СФР
Деятельность исследованного территориального органа СФР продемонстрировала высокую эффективность в части:
- Администрирования реформ: Быстрый переход на прием ЕФС-1 и работу с Единым тарифом, что снизило административную нагрузку на бизнес.
- Повышения доступности услуг: Внедрение проактивных форматов существенно сократило бюрократические барьеры и сроки предоставления услуг, обеспечивая социальные гарантии гражданам своевременно.
СФР выступает как центральный оператор бюджетных и социальных потоков, что требует от его сотрудников не только юридической, но и технической грамотности в работе с системами АИС СФР и ЕГИССО.
Рекомендации
На основе анализа практической деятельности и выявленных точек роста, можно сформулировать следующие рекомендации по совершенствованию работы исследованного отдела (Отдел назначения пенсий):
- Усиление просветительской работы по ГПХ: Несмотря на законодательные изменения, многие граждане и небольшие страхователи не до конца понимают условия возникновения права на пособия по договорам ГПХ (условие достижения стоимости страхового года).
Рекомендуется разработать более наглядные информационные материалы (инфографику, частые вопросы) для Клиентских служб.
- Оптимизация верификации стажа: Наибольшее время в процессе назначения пенсии занимает подтверждение стажа, особенно до 2002 года. Предлагается рассмотреть возможность создания отдельного цифрового сервиса (при наличии технической возможности) для граждан по предварительной загрузке и проверке сканов архивных документов, что позволит сократить срок рассмотрения заявлений.
Список использованной литературы
- Федеральный закон от 14.07.2022 N 236-ФЗ «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации». Доступ из справ.-правовой системы «ГАРАНТ». URL: https://base.garant.ru/405374920/ (дата обращения: 07.10.2025).
- О Фонде [Электронный ресурс] // Социальный фонд России. URL: https://sfr.gov.ru/about/ (дата обращения: 07.10.2025).
- СФР (Социальный фонд России): что такое и как работает [Электронный ресурс] // Skillbox Media. URL: https://skillbox.ru/media/finance/sfr-socialnyy-fond-rossii/ (дата обращения: 07.10.2025).
- Подписан закон о создании Фонда пенсионного и социального страхования РФ [Электронный ресурс] // ГАРАНТ. РУ. URL: https://www.garant.ru/news/1563812/ (дата обращения: 07.10.2025).
- ЕФС-1: что это, пример отчета 2024 года, заполнение сведений [Электронный ресурс] // Рег.ру. URL: https://www.reg.ru/blog/efs-1-chto-eto-i-kak-zapoiit/ (дата обращения: 07.10.2025).
- Как оформить страховую пенсию по старости [Электронный ресурс] // Социальный фонд России. URL: https://sfr.gov.ru/grazhdanam/pensions/strah_pens/~6194 (дата обращения: 07.10.2025).
- Что такое СФР в России с 1 января 2024 года [Электронный ресурс] // Контур. URL: https://kontur.ru/articles/6900 (дата обращения: 07.10.2025).
- Пенсионный коэффициент: сколько нужно стажа и баллов для выхода на пенсию [Электронный ресурс] // ВТБ. URL: https://www.vtb.ru/personal/pensii/pensionnyy-koeffitsient/ (дата обращения: 07.10.2025).
- Установление страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению [Электронный ресурс] // МФЦ Алтайского края. URL: https://mfc22.ru/services/ustanovlenie-strakhovykh-pensiy-nakopitelnoy-pensii-i-pensiy-po-gosudarstvennomu-pensionnomu-obespecheniyu/ (дата обращения: 07.10.2025).
- Социальный фонд России: история, структура и функции [Электронный ресурс] // Финансы Mail. URL: https://finance.mail.ru/sotsialnyy-fond-rossii-istoriya-struktura-i-funktsii-6323f46f56434440263f9602 (дата обращения: 07.10.2025).
- Социальный фонд России – что это такое, структура, устройство [Электронный ресурс] // Сравни.ру. URL: https://www.sravni.ru/enciklopediya/info/pfr-chto-eto-takoe/ (дата обращения: 07.10.2025).
- Статья 5. Государственный сертификат на материнский (семейный) капитал и его выдача. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_62258/ (дата обращения: 07.10.2025).
- Выдача государственного сертификата на материнский (семейный) капитал [Электронный ресурс] // МФЦ Мои Документы. URL: http://xn--15-jlcennldkec6cj0j.xn--p1ai/uslugi/socialnaya-podderzhka/vidacha-gosudarstvennogo-sertifikata-na-materinskiy-semeynyy-kapital (дата обращения: 07.10.2025).
- Об Автоматизированной информационной системе Пенсионного фонда [Электронный ресурс] // Социальный фонд России. URL: https://sfr.gov.ru/press_center/ob_ais_pfr/ (дата обращения: 07.10.2025).