Отчет о деятельности Отделения Социального фонда России по Чувашской Республике: Правовые основы, организационная структура и анализ реализации социальной политики в 2024-2025 гг.

Отчет по практике

Введение: Цели, задачи и актуальность исследования деятельности СФР

С 1 января 2023 года в Российской Федерации произошла масштабная институциональная трансформация в сфере социального обеспечения: упраздненные Пенсионный фонд России (ПФР) и Фонд социального страхования (ФСС) были объединены в единую структуру — Социальный фонд России (СФР), или Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации. Данная реформа стала ответом государства на запрос граждан о централизации и упрощении доступа к мерам социальной поддержки.

Актуальность настоящего исследования обусловлена необходимостью анализа деятельности правопреемника этих двух ключевых фондов на региональном уровне, в частности, на примере Отделения СФР по Чувашской Республике – Чувашии. Учитывая, что в ведении СФР находится более 40 видов выплат, включая совершенно новые продукты, такие как Единое пособие, а также внедрение инновационных проактивных механизмов обслуживания, критически важно оценить организационную готовность и функциональную эффективность регионального отделения в условиях этой реформы.

Цель работы — провести исчерпывающий анализ правового статуса, организационной структуры, ключевых функций и экономических показателей деятельности Отделения СФР по Чувашской Республике – Чувашии в 2024–2025 годах.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие ключевые задачи:

  1. Определить нормативно-правовую базу, регулирующую создание и функционирование СФР.
  2. Детализировать организационную структуру регионального Отделения, включая его территориальные органы и руководство.
  3. Проанализировать реализацию концепции «Единого окна» и особенности предоставления новых социальных выплат (включая Единое пособие).
  4. Исследовать степень цифровизации процессов и внедрение проактивных (беззаявительных) схем предоставления услуг в регионе.
  5. Представить актуальные экономические и социальные показатели деятельности Отделения СФР по Чувашской Республике.

Правовой статус и институциональные основы Фонда пенсионного и социального страхования

Федеральный закон № 236-ФЗ: Реорганизация и правовая форма

Институциональные преобразования, приведшие к созданию Социального фонда России, закреплены в Федеральном законе от 14 июля 2022 г. № 236-ФЗ «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации». Этот закон стал краеугольным камнем реформы, официально закрепив с 1 января 2023 года слияние Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР) и Фонда социального страхования Российской Федерации (ФСС).

9 стр., 4462 слов

Страхование в Средние века: Исторические, Экономические и Правовые ...

... и рассветом Нового времени, формировались уникальные формы взаимной помощи и страхования, которые отражали специфику экономической, социальной и правовой жизни того времени. Настоящее учебное исследование призвано ... ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Это стало мощным стимулом для создания коллективных фондов и систем, направленных на возмещение ущерба, ведь без таких мер восстановление ...

СФР создан в организационно-правовой форме государственного внебюджетного фонда. Это означает, что, несмотря на свою некоммерческую природу, он является частью финансовой системы государства, а его бюджет не входит в состав федерального бюджета, но подлежит утверждению и контролю на федеральном уровне. Учредителем Фонда от имени Российской Федерации является Правительство Российской Федерации.

Юридическая природа СФР как государственного внебюджетного фонда позволяет ему аккумулировать страховые взносы и направлять их строго на целевые социальные нужды, обеспечивая тем самым финансовую стабильность всей системы социального обеспечения.

Цели и основные направления деятельности Фонда

Создание единого Фонда было продиктовано стремлением повысить эффективность управления социальными ресурсами и упростить процесс получения услуг для граждан.

Основными целями создания СФР являются:

  1. Осуществление государством пенсионного обеспечения (включая страховые и государственные пенсии).
  2. Обязательное пенсионное страхование.
  3. Обязательное социальное страхование (на случай временной нетрудоспособности, в связи с материнством, а также от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний).
  4. Предоставление мер социальной защиты (поддержки) отдельным категориям граждан, включая реализацию нового механизма комплексной поддержки семей с детьми.

Таким образом, СФР стал единственным администратором всех социальных выплат и страховых взносов, которые ранее распределялись между двумя структурами, что значительно сократило бюрократические издержки.

Организационная структура и управление Отделением СФР по Чувашской Республике

Место Отделения в структуре СФР и его руководство

На региональном уровне правопреемником упраздненных ПФР и ФСС является Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике – Чувашии (ОСФР по Чувашской Республике – Чувашии). Данное Отделение, как и Фонд в целом, является некоммерческой организацией, действующей в сфере обязательного социального обеспечения.

Смена наименования и организационно-правовой формы произошла 01 января 2023 года. Центральный офис Отделения, выполняющий функции управления и контроля, расположен по адресу: г. Чебоксары, ул. Константина Иванова, д. 87.

Централизованное управление региональным Отделением осуществляется Управляющим. По состоянию на октябрь 2025 года, руководителем (Управляющим Отделением) является Николаев Валерий Петрович. Именно на него возложена ответственность за финансово-хозяйственную деятельность, контроль за своевременностью и полнотой социальных выплат, а также за внедрение цифровых технологий на территории республики.

Система клиентских служб и территориальное управление

Организационная структура ОСФР по Чувашской Республике – Чувашии построена по иерархическому принципу, чтобы обеспечить максимальную доступность услуг для населения. В ведении центрального Отделения находятся территориальные органы Фонда, которые функционируют в формате клиентских служб по муниципальным образованиям Чувашской Республики.

Клиентские службы являются точками непосредственного взаимодействия с гражданами и страхователями. Они выполняют следующие ключевые функции:

  • Прием заявлений на назначение пенсий и социальных выплат (хотя большинство из них переводится в проактивный режим).
  • Консультационное обслуживание граждан и разъяснение положений законодательства.
  • Прием ежемесячной отчетности от страхователей (работодателей).
  • Проведение заблаговременной работы по подготовке документов для будущих пенсионеров.

Переход к единой структуре позволил унифицировать стандарты обслуживания, обеспечив принцип «одного окна» на уровне каждой клиентской службы, где гражданин может получить консультацию и оформить документы как по пенсионным вопросам, так и по вопросам социального страхования. Не это ли является доказательством того, что централизация процессов действительно повышает удобство для конечного пользователя?

Реализация принципа "Единого окна" и ключевые функции в сфере социальных выплат

Назначение и выплата Единого пособия: Правовые и экономические аспекты

Ключевым функциональным изменением, возникшим в результате объединения ПФР и ФСС, стало внедрение концепции «Единого окна». Это позволило централизовать управление всеми мерами социальной поддержки, что привело к появлению универсальных социальных продуктов. Самым значимым из них стало Единое пособие (ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка).

Правовая основа для его назначения закреплена в Федеральном законе от 21 ноября 2022 г. № 455-ФЗ и детально регулируется Постановлением Правительства РФ от 16 декабря 2022 г. № 2330.

Единое пособие предоставляется:

  1. Семьям с детьми в возрасте до 17 лет.
  2. Беременным женщинам, вставшим на учет в ранние сроки.

Ключевым критерием назначения является комплексная оценка нуждаемости, включающая:

  • Доход семьи не должен превышать величину регионального прожиточного минимума (ПМ) на душу населения. В Чувашской Республике в 2025 году среднедушевой ПМ составляет 15 428 рублей.
  • Оценка имущественного положения семьи (правило «нулевого дохода»).

Размер Единого пособия устанавливается в дифференцированном размере, что является инструментом более точечной социальной поддержки:

Размер пособия Условия назначения
50% от регионального ПМ Если среднедушевой доход семьи ниже ПМ, но при получении 50% ПМ все равно остается ниже ПМ.
75% от регионального ПМ Если среднедушевой доход семьи ниже ПМ, но при получении 75% ПМ доход все равно остается ниже ПМ.
100% от регионального ПМ Если среднедушевой доход семьи ниже ПМ, и даже при получении 75% ПМ доход не достигает регионального ПМ.

Региональная статистика (2025 г.):
Деятельность Отделения СФР по Чувашской Республике в части Единого пособия демонстрирует высокую социальную значимость: пособие назначено на 71 тысячу детей и 1,8 тысячи будущих матерей республики. Столь высокий охват показывает масштаб государственной поддержки семей в регионе, подтверждая, что механизм комплексной оценки нуждаемости работает эффективно, направляя средства тем, кто в них действительно нуждается.

Обеспечение техническими средствами реабилитации и другие функции социального страхования

СФР унаследовал от ФСС все функции обязательного социального страхования. Эти функции включают:

  1. Выплата пособий по обязательному социальному страхованию: по временной нетрудоспособности (больничные), по беременности и родам, единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет.
  2. Обеспечение инвалидов (ветеранов) техническими средствами реабилитации (ТСР) и протезно-ортопедическими изделиями. Эта деятельность регулируется, в частности, Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
  3. Организация мероприятий в области медицинской, социальной и профессиональной реабилитации застрахованных лиц, пострадавших на производстве.

Таким образом, СФР выступает не только как «пенсионный» фонд, но и как ключевой социальный оператор, отвечающий за поддержку граждан, временно утративших трудоспособность или имеющих ограничения здоровья.

Цифровизация и проактивный подход в предоставлении государственных услуг

Реформа СФР сделала ставку на цифровизацию и переход к проактивным формам обслуживания, что кардинально меняет клиентский опыт: гражданину больше не нужно подавать заявление для получения многих выплат, они назначаются автоматически, на основании имеющихся в системе данных.

Проактивный порядок назначения выплат: СЭДО и ЭЛН

Суть проактивной (беззаявительной) схемы заключается в том, что СФР самостоятельно получает необходимые сведения из государственных информационных систем и реестров для принятия решения о выплате.

Проактивный порядок распространяется на большинство пособий по обязательному социальному страхованию, включая:

  • Пособия по временной нетрудоспособности (больничные).
  • Пособия по беременности и родам.
  • Единовременное пособие при рождении ребенка.

Ключевую роль в этом процессе играет система Социального электронного документооборота (СЭДО). СЭДО обеспечивает автоматизированный обмен информацией между СФР, работодателями и медицинскими организациями. Например, когда гражданину оформляется электронный листок нетрудоспособности (ЭЛН) в поликлинике, информация о нем моментально поступает в СФР через СЭДО. Фонд, получив сведения от медицинского учреждения и данные о заработной плате от работодателя, сам рассчитывает и перечисляет пособие, без участия работника. Это означает, что гражданин, по сути, становится пассивным получателем услуги, а не ее активным заявителем.

Заблаговременная работа и межведомственное взаимодействие (ЕГИССО/Госуслуги)

Для обеспечения прозрачности и информирования граждан используются единые государственные информационные системы:

  1. Единая государственная информационная система социального обеспечения (ЕГИССО): Вся информация о назначении, размере и сроках выплаты пособий и пенсий автоматически размещается в ЕГИССО.
  2. Портал Госуслуг: Уведомления о назначении выплат и состоянии социального счета направляются в личный кабинет гражданина.

Проактивный подход распространяется и на пенсионное обеспечение. Примеры автоматического назначения и перерасчета:

  • Автоматический перерасчет страховых пенсий работающим пенсионерам, который традиционно проводится с 1 августа каждого года, основываясь на поступивших страховых взносах. В Чувашской Республике данный перерасчет затрагивает более 76 тысяч работающих пенсионеров.
  • Проактивное повышение фиксированной части страховой пенсии по старости гражданам, достигшим возраста 80 лет.

Отделение СФР по Чувашии активно реализует заблаговременную работу по подготовке документов для назначения пенсий. Это означает, что сотрудники Отделения заранее, до достижения гражданином пенсионного возраста, собирают, проверяют и вносят в систему все необходимые сведения о стаже и заработке. По состоянию на 2025 год, Отделение СФР по Чувашии проактивно подготовило документы для назначения пенсий для более чем 6 тысячам жителей республики, существенно сократив сроки ожидания пенсии для этих граждан.

Также в рамках межведомственного взаимодействия СФР самостоятельно запрашивает сведения при назначении Единого пособия и ежемесячной выплаты из средств материнского капитала, снимая с заявителя обязанность по сбору справок.

Экономические и социальные показатели деятельности Отделения СФР по Чувашской Республике (2024-2025 гг.)

Анализ экономических и социальных показателей позволяет оценить масштаб деятельности регионального Отделения СФР и его вклад в социально-экономическое развитие Чувашской Республики.

Структура активов и обязательств Фонда (на конец 2024 года)

Финансовая деятельность ОСФР по Чувашской Республике отражает его роль как крупного финансового администратора. Согласно бухгалтерской отчетности за 2024 год, ключевые показатели Отделения выглядят следующим образом:

Финансовый показатель Сумма (рублей) Описание
Совокупные активы 2 257 194 744,16 Отражают общую стоимость имущества и прав требования Отделения, используемых для осуществления уставной деятельности.
Кредиторская задолженность по выплатам 797 908 686,22 Представляет собой обязательства Фонда перед получателями по начисленным, но еще не выплаченным социальным пособиям и пенсиям на отчетную дату.

Кредиторская задолженность в данном контексте не является признаком финансовой нестабильности, а отражает нормальный операционный цикл Фонда, связанный с начислением и выплатой огромного объема социальных обязательств.

Объем социальных выплат и региональные метрики

Социальная эффективность Отделения СФР по Чувашской Республике подтверждается следующими статистическими данными:

  1. Прожиточный минимум: В 2025 году среднедушевой прожиточный минимум в Чувашской Республике, используемый как ключевой порог для оценки нуждаемости (в том числе при назначении Единого пособия), установлен на уровне 15 428 рублей.
  2. Выплаты из материнского капитала: По состоянию на октябрь 2025 года, Отделение СФР осуществляет ежемесячную выплату из средств материнского капитала 1 493 семьям региона, что позволяет поддерживать семьи с низким доходом.
  3. Поддержка медицинских работников: В рамках специальных мер поддержки в 2024 году на специальные социальные выплаты для 8 тысяч медицинских работников Чувашской Республики было направлено 1,3 млрд рублей. Эта выплата является важным элементом поддержки ключевых социальных кадров.

Кроме того, для лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (например, самозанятые), установлена фиксированная сумма взноса. В 2025 году для получения права на страховое обеспечение в 2025 году необходимо было уплатить 6696,22 рубля до конца 2024 года, что представляет собой минимальный порог для доступа к системе социального страхования.

Заключение

Институциональная реформа 2023 года, приведшая к созданию Социального фонда России (СФР), ознаменовала собой переход к централизованной и клиентоориентированной системе социального обеспечения. Деятельность Отделения СФР по Чувашской Республике – Чувашии, правопреемника ПФР и ФСС, является ярким примером успешной региональной реализации этой реформы.

Проведенный анализ подтверждает, что Отделение СФР функционирует в строгом соответствии с Федеральным законом № 236-ФЗ, являясь мощным государственным внебюджетным фондом с четкой организационной структурой, управляемой из центрального офиса в Чебоксарах через разветвленную сеть клиентских служб.

Ключевые выводы, подтверждающие эффективность Отделения, включают:

  1. Реализация «Единого окна»: Успешное внедрение концепции подтверждается массовым назначением новых унифицированных продуктов, таких как Единое пособие, которое в Чувашии получают более 72 тысяч заявителей.
  2. Цифровая трансформация: Применение систем СЭДО, ЭЛН и ЕГИССО позволило перейти к проактивному (беззаявительному) порядку назначения большинства страховых пособий. Заблаговременная работа Отделения по подготовке более 6 тысяч пенсионных дел свидетельствует о высокой степени автоматизации и планирования, что позволяет существенно сократить сроки получения гражданами своих законных выплат.
  3. Социально-экономический вклад: Объем активов и обязательств Фонда, а также конкретные социальные метрики (1,3 млрд рублей на выплаты медикам, поддержка 76 тыс. работающих пенсионеров) демонстрируют значительную роль Отделения в финансовом обеспечении социальной стабильности региона, подтверждая его статус ключевого администратора социальной сферы.

Таким образом, Отделение СФР по Чувашской Республике – Чувашии является не просто административным органом, а централизованным, высокотехнологичным администратором социальных услуг, полностью соответствующим целям реформы и обеспечивающим граждан республики необходимыми мерами социальной поддержки в максимально упрощенном и эффективном порядке. Каким же должен быть следующий шаг в развитии региональных отделений, чтобы полностью исключить необходимость личного обращения граждан?

Список использованной литературы

  1. Федеральный закон от 14.07.2022 N 236-ФЗ «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  2. Федеральный закон от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»: [принят Государственной Думой 30 ноября 2001 года]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  3. О Фонде // Социальный фонд России (СФР): официальный сайт. URL: https://sfr.gov.ru/ (дата обращения: 09.10.2025).
  4. Отделение по Чувашской Республике – Чувашии (Контакты) // Социальный фонд России (СФР): официальный сайт. URL: https://sfr.gov.ru/branches/chuvashia/ (дата обращения: 09.10.2025).
  5. Постановление Верховного Совета РСФСР от 27 декабря 1991 г. № 2122-1 «Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)». Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
  6. Постановление Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 года № 442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  7. Проактивный режим выплаты пособий // Социальный фонд России (СФР): официальный сайт. URL: https://sfr.gov.ru/ (дата обращения: 09.10.2025).
  8. Проактивные выплаты от СФР: что это и как с ними работать // Клерк.ру: [сайт]. URL: https://www.klerk.ru/ (дата обращения: 09.10.2025).
  9. Социальный фонд России по Чувашской Республике: официальная страница в социальной сети «ВКонтакте». URL: https://vk.com/ (дата обращения: 09.10.2025).

Оставьте комментарий

Капча загружается...