Задачами производственной практики являются:
1. Ознакомление с основными структурами системы управления: объектом управления, управляемым объектом и субъектно — объектными отношениями;
2. Изучение характера взаимодействия субъекта и объекта управления, способов и инструментария управленческих взаимодействий субъекта на управляемый объект;
3. Оценка подготовленности субъекта управления к внедрению прогрессивных методов, технологий, инструментов управления;
4. Закрепление профессиональных навыков систематизации и обобщения информации о состоянии управляемого объекта.
Целями производственной практики являются:
1. Углубление понимания теоретико-методологических основ функционирования системы управления;
2. Приобретение навыков самостоятельного выявления проблем при анализе определённых ситуаций, нахождения приемлемых способов их решения и оценки, желаемых результатов, профессиональной аргументации правильности собственных выводов и предложений при разработке стандартных ситуаций в сфере предстоящей деятельности;
3. Развитие умения критически оценивать с разных сторон субъектно-объектные отношения, складывающиеся в управленческом процессе, анализировать многообразие тенденций в развитии управляемого объекта в сфере будущей профессиональной деятельности для выявления и оценки результативности управленческого воздействия.
Таким образом, поставленные цели и задачи обусловили следующую структуру отчёта по производственной практике: он состоит из введения; двух глав; заключения. В первой главе даётся характеристика деятельности министерства экономического развития и торговли: функции, задачи, права и ответственность, а также организационная структура управления министерства. Вторая глава освещает деятельность отдела развития малого и среднего бизнеса, задачи, функции и организационную структуру. Содержание отчёта изложено на 34 страницах машинописного текста и содержит также два приложения.
1. Характеристика деятельности Министерства экономического развития и торговли Саратовской области.
Министерство экономического развития и торговли Саратовской области является органом исполнительной власти Саратовской области и образуется постановлением Правительства Саратовской области.
В своей деятельности Министерство руководствуется Конституцией РФ, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительство РФ, правовыми актами Губернатора области, органов государственной власти Саратовской области и Положением о Министерстве экономического развития и торговли.
Кредитные операции коммерческих банков и перспективы их развития
... не стали критериями в деятельности банков. Объективно был необходим второй этап банковской реформы, направленный на комплексную реконструкцию системы экономических отношений в области кредита . Он был ... определении целей, условий и сроков кредитования, уровня процентных ставок, развитии разнообразных форм банковской деятельности, в использовании полученной прибыли, определении штатов и уровня оплаты ...
Министерство обладает правами юридического лица, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета получателя бюджетных средств, печать с изображением Государственного герба РФ и своим наименованием, пользуется правами и несёт обязанности в соответствии с действующим законодательством.
Финансирование расходов на содержание Министерства осуществляется за счёт областного бюджета.
1.1 Содержание положения Министерство экономического развития и торговли Саратовской области.
Основные функции Министерства.
Основными функциями Министерства являются:
- Разработка и проведение единой экономической политики органов исполнительной власти области, направленной на обеспечение устойчивого социально-экономического развития области;
- Анализ экономического положения области и определение на его основе принципов и методов регулирования в социально-экономической сфере;
- Разработка принципов, методов и форм реализации инвестиционной политики в области;
- Экономическое обоснование государственных нужд области;
- Участие в мероприятиях по мероприятиях по обеспечению благоприятных условий для доступа товаров, производимых предприятиями области, на внешний и внутренний рынки;
- Разработка в установленном порядке предложений о заключении договоров и соглашений о сотрудничестве с иными субъектами РФ;
- Обеспечение реализации государственной ценовой политики области, осуществление государственного регулирования цен в соответствии с компетенцией Министерства;
- Организация и обеспечение воинского учёта и бронирования на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе и работающих в Министерстве.
Основные задачи Министерства.
Министерство выполняет следующие задачи:
1. В сфере стратегического планирования и организационного развития:
- Внедряет и совершенствует методы стратегического планирования в практику работы органов исполнительной власти области и органов местного самоуправления;
- Организует в установленном порядке публикации информационно- аналитических материалов;
- Проводит экспертизу и участвует в разработке программно-плановых и концептуальных документов долгосрочного характера, вносимых органами исполнительной власти области на рассмотрение Правительства области и областной Думы.
2 В сфере прогнозирования социально-экономического развития области:
- Организует и координирует разработку, осуществляет обоснование социально-экономической и межрегиональной политики Правительства области и приоритетных направлений развития экономики области;
- Анализирует проведение экономической реформы, определяет стратегические направления и тактические задачи её реализации, а также подготавливает предложения по организационно-правовому обеспечению её проведения;
- Осуществляет текущие анализ и оценку тенденций социально-экономического развития области, подготавливает годовые и ежеквартальные доклады о состоянии экономики области, выявляет диспропорции в её развитии и определяет пути их устранения, а также осуществляет контроль за выполнением принятых Правительством области решений по развитию экономики области проведению экономической реформы;
- Организует и координирует разработку комплексного прогноза социально-экономического развития области, её муниципальных образований, отраслей экономики на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы, осуществляет прогнозные расчёты общеэкономических показателей;
- Разрабатывает мероприятия по обеспечению экономического роста во всех отралях экономики области, по повышению реального жизни населения области;
- Разрабатывает баланс доходов и расходов населения области;
- Разрабатывает сводный баланс трудовых ресурсов области, сводный баланс занятости населения области, осуществляет анализ и разработку прогноза объёмов оборота розничной торговли и платных услуг населению, прогноза фонда оплаты труда, среднемесячной заработной платы, задолженности по заработанной плате, прогноза реальных доходов населения;
- Обеспечивает учёт, согласование и координацию социально-экономических интересов области и муниципальных образований;
- Составляет проект плана развития государственного сектора экономики области;
- Составляет прогноз сводного финансового баланса области;
- Осуществляет методического руководство в составлении плана развития муниципального сектора экономики в муниципальных образованиях области;
- Осуществляет мониторинг финансовых балансов муниципальных образований области и отраслей экономики;
- Осуществляет анализ и разработку прогноза валового регионального продукта;
- Участвует в разработке и реализации социальной политики Правительства области, включая вопросы поддержки отраслей социальной сферы, насыщения потребительского рынка области, определения направлений политики Правительства области в сфере доходов и потребления населения области, демографии, миграции, занятости населения, создания рабочих мест, социального партнёрства и социальной поддержки населения с учётом экономических возможностей области;
3 В сфере инвестиционной политики и координации разработки и реализации целевых программ на территории области:
Деятельность Департамента инвестиционных программ строительства ...
... области жилищного строительства. Предмет исследования – методы и средства, используемые Департаментом инвестиционных программ ... Федерации, осуществляемой в форме ... стратегических целей развития современного российского ... инвестиционных программ строительства ... инвестиционные программы и ... нормального развития экономики, ... Развитие рыночной экономики придаёт новый характер инвестиционной деятельности. Развитие ...
- Разрабатывает мероприятия по развитию инвестиционной деятельности на территории области и обеспечению её эффективности;
- Разрабатывает и реализует меры по привлечению в экономику области инвестиций;
- Организует и проводит конкурсный отбор программ и проектов хозяйствующих субъектов для оказания поддержки за счёт средств областного бюджета;
- Составляет адресную инвестиционную программу;
- Организует распределение средств капитальных расходов областного бюджета;
- Осуществляет контроль за реализацией инвестиционных проектов с использованием централизованных капитальных расходов;
- Совместно с финансовым органом области осуществляет контроль за освоением лимитов капитальных расходов на строительство объектов непроизводственной сферы, включённую в областную адресную инвестиционную программу;
- Совместно с финансовым органом области формирует ежеквартальные планы финансирования капитальных расходов областного бюджета;
- Проводит анализ состояния кредиторской задолжности областного бюджета по объектам, строительство которых осуществляется за счёт средств областного бюджета;
- Готовит отчёты о реализации на территории области федеральных целевых программ;
- Осуществляет организационно- методическое руководство и координацию работ по реализации на территории области федеральных целевых и федеральной адресной инвестиционной программ;
- Осуществляет сбор и анализ предложений отраслевых органов исполнительной власти области по включению конкретных объектов, проектов и программ в бюджетные заявки на ассигнования из федерального бюджета в рамках реализации федеральных целевых программ;
- Осуществляет обеспечение деятельности областной комиссии по инвестиционным вопросам;
- Координирует работы по разработке и реализации областных целевых программ, анализирует эффективность их реализации;
- Вносит в установленном порядке предложения по совершенствованию нормативных правовых актов по вопросам инвестиционной деятельности;
- Формирует сводную бюджетную заявку на участие организаций области в федеральных целевых и адресной инвестиционной программах на соответствующий финансовый год;
- Осуществляет веление единого реестра областных целевых программ;
- Подготавливает ежегодную информацию о ходе реализации областных целевых программ и вносит в установленном порядке предложения по их корректировке или прекращению;
- Оказывает консультационную помощь юридическим лицам в подготовке инвестиционных проектов для последующего предоставления их потенциальным инвесторам;
4 В сфере развития инфраструктуры рынка и предпринимательства:
Развитие государственных ипотечных программ в современной России
... которые предполагают выдачу ипотечных кредитов по льготной процентной ставке. При реализации социальных программ агентства, ориентированных на выдачу ипотечных кредитов, в приоритете находятся ... посредством ипотечных программ. Информационную базу реферата составили источники периодической печати, посвященные вопросам банковского дела, нормативно-правовые документы в области регулирования системы ...
- Разрабатывает мероприятия по реализации политики Правительства области в сфере развития предпринимательства и институтов рыночной инфраструктуры на территории области;
- Разрабатывает основные принципы развития и формирования рыночных отношений в области инфраструктуры рынка;
- Разрабатывает проекты нормативно-правовых актов, направленных на развитие предпринимательства и рыночной инфраструктуры, уменьшение административных барьеров при развитии предпринимательства;
- Прогнозирует развитие малого предпринимательства в области;
- Осуществляет взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями в целях формирования благоприятных условий для развития предпринимательства и рыночной инфраструктуры на территории области;
- Организует работу по информационному обеспечению деятельности субъектов предпринимательской деятельности;
- Осуществляет в установленном порядке отбор организаций для участия в реализации областных целевых программ по страхованию;
- Проводит в установленном порядке открытые конкурсы по отбору страховщиков для осуществления страхования за счёт средств областного бюджета;
- Проводит в установленном порядке конкурсы на право проведения обязательных аудиторских проверок областных государственных унитарных предприятий.
5 В сфере организации закупок продукции, товаров, работ и услуг для государственных нужд области:
- Составляет прогноз объёмов продукции, закупаемой для государственных нужд области и муниципальных нужд;
- Проводит анализ информации отраслевых органов исполнительной власти области по производству, остаткам, ввозу и вывозу основных видов продукции по номенклатуре региональных прогнозов и осуществляет расчёт регионального прогноза спроса и предложения основных видов продукции по области;
- Осуществляет регистрацию, ведёт реестр, проводит анализ хода исполнения заключённых договоров на поставку продукции для государственных нужд области, осуществляет контроль за соблюдением уровня цен, установленных по результатам конкурсов, за правильностью выбора способа осуществления закупок для государственных нужд области, а также порядка проведения указанных конкурсов;
- Оказывает методическую помощь органам исполнительной власти области по вопросам проведения конкурсов на закупку товаров, работ и услуг для государственных нужд области;
- Координирует работу по подготовке, переподготовке и повышению квалификации специалистов органов исполнительной власти области по проведению конкурсов по закупке продукции для государственных нужд области;
- Осуществляет разработку прогнозных показателей спроса и предложений по важнейшим видам продукции.
6 В сфере развитии торговли и потребительского рынка области:
Кредит на развитие малого бизнеса с нуля
... предпринимательства. Для этого необходимо принятие ряда законов, которые обеспечат регулирование финансовой сферы с учётом её индивидуальных особенностей. Кредит на развитие ... старте проекта). Контроль Фонд осуществляет проверку целого расходования ... властей существует понимание того, что МСП является одним важнейших факторов политической и экономической стабильности. Предпринимательство, ...
- Реализует государственную политику по развитию потребительского рынка области, направленную на насыщение потребительского рынка области товарами и услугами местного производства с высокими потребительскими свойствами, защиту товарных рынков области;
- Участвует в разработке и реализации концепций и программ, направленных на создание благоприятных экономических и организационно-правовых условий, для эффективности, рентабельности и устойчивого функционирования хозяйствующих субъектов на потребительском рынке области, в создании логистических систем, способствующих доведению товаров и услуг до конечного потребителя с наименьшими затратами;
- В пределах своей компетенции участвует в разработке и осуществлении мероприятий по защите прав потребителей;
- Осуществляет в соответствии с действующим законодательством лицензирование некоторых видов деятельности;
- Осуществляет в соответствии с законодательством РФ контроль за соблюдением условий действия лицензий, приостанавливает в установленном порядке действие лицензий, ведёт реестр выданных, приостановленных и аннулированных лицензий, подготавливает материалы в судебные органы для аннулирования лицензий;
- Составляет в соответствии с законодательством РФ протоколы об административных правонарушениях;
- Осуществляет в установленном порядке согласование размещение на территории Саратовской области организаций или их структурных подразделений, осуществляющих производство, оборот и (или) хранение этилового спорта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, для получения ими федеральных лицензий;
- Оказывает хозяйствующим субъектам консультационную и методическую помощь по вопросам лицензирования отдельных видов деятельности;
- Осуществляет регистрацию организаций в качестве центров технического обслуживания контрольно-кассовых машин, организует работу областной аттестационной комиссии по проверке указанных центров;
- Организует и проводит выставки, выставки-продажи, покупательские конференции и другие мероприятия среди предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания и сферы платных услуг;
- Организует работу по привлечению в область товаров, не производимых на предприятиях области;
- Проводит аккредитацию предприятий, осуществляющих поставки алкогольной продукции для розничной торговли и общественного питания;
- В установленном порядке реализует меры государственного регулирования в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
- Организует работу по формированию инфраструктуры товарных рынков, проводит маркетинговые исследования отдельных товарных рынков;
- Осуществляет разработку продовольственного баланса области, контроль за товарными потоками и запасами продовольствия.
7 В сфере проведения государственной ценовой политики:
Кредитование малого бизнеса в Республике Казахстан
... государственных программ поддержки и развития малого бизнеса. Реализация государственных программ поддержки и развития предпринимательства позволила заложить основы для становления и развития частного предпринимательства в Казахстане и ... ученые, предлагающие считать малым бизнес, в котором 1 или 2 человека уполномочены принимать все стратегические решения в области финансов, бухгалтерского учета, ...
- Проводит анализ ценовой ситуации в области и факторов, влияющих на динамику цен;
- Проводит мониторинг цен на товары и услуги;
- Разрабатывает областные индексы-дефляторы цен;
- Проводит ценовую экспертизу проектов нормативных правовых актов органов исполнительной власти области, а также проектов нормативных правовых актов, вносимых в установленном порядке в областную Думу;
- Осуществляет ведение реестра предприятий, на товары и услуги которых в соответствии с действующим законодательством может быть введено государственное регулирование цен и тарифов;
- Осуществляет в соответствии с действующим законодательством контроль за применением государственных регулируемых цен и тарифов;
- Применяет в соответствии с действующим законодательством санкции за нарушение государственной дисциплины цен;
- Рассматривает в соответствии с действующим законодательством дела об административных правонарушениях.
8 В сфере реализации налоговой политики на территории области:
- Осуществляет мониторинг федерального законодательства и законодательства области о налогах и сборах;
- Разрабатывает методические рекомендации для органов местного самоуправления в сфере налогообложения;
- Осуществляет мониторинг исполнения доходной части областного и консолидированного бюджетов в разрезе муниципальных образований, отраслей и предприятий-недоимщиков;
- Осуществляет в порядке, установленном действующим законодательством, анализ финансово-экономического состояния муниципальных образований области, крупных предприятий-недоимщиков по платежам в областной бюджет и организаций государственного сектора экономики;
- Подготавливает предложения по выравниванию уровня социально-экономического развития муниципальных образований области.
1. В сфере развития межрегиональных связей области:
- Организует работу по подготовке соглашений о сотрудничестве с иными субъектами РФ, контроль за их реализацией;
- Разрабатывает и реализует мероприятия по развитию взаимовыгодных связей области с другими субъектами РФ.
2. В сфере развития внешнеэкономических связей области:
- Участвует в реализации государственных программ, межправительственных соглашений в сфере внешнеэкономической деятельности;
- Разрабатывает и согласовывает проекты соглашений и других двусторонних документов в сфере внешнеэкономической деятельности;
- Принимает участие в организации и проведении международных торгово-экономических мероприятий в регионе, Российской Федерации и за рубежом;
- Содействует развитию внешнеэкономических связей организаций области путём оказания содействия в продвижении на внешние рынки, оказания консультаций по вопросам осуществления внешнеэкономической деятельности;
- Принимает участие в разработке и реализации мероприятий, связанных с развитием приграничного торгово-экономического сотрудничества;
- Принимает участие в формировании и реализации региональных программ внешнеэкономической деятельности.
3. В иных сферах:
- Выполняет мероприятия по организации работ по мобилизационной подготовке и мобилизации, воинскому учёту, бронированию военнообязанных и созданию условий по защите сведений, составляющих государственную тайну;
- Осуществляет государственную регистрацию уставов муниципальных образований области;
- Осуществляет иные функции в соответствии с законодательством РФ и области.
1.2 Права Министерства
Министерство для осуществления возложенных на него задач и функций имеет право:
1. Запрашивать и получать в установленном порядке от органов государственной власти, предприятий и организаций материалы, необходимые для решения вопросов, входящих в его компетенцию;
2. Готовить в пределах своей компетенции проекты правовых актов;
3. Принимать приказы по вопросам своей компетенции;
4. Разрабатывать методические материалы и рекомендации по вопросам, входящим в его компетенцию;
5. Участвовать в подготовке и заключении соглашений между Правительством области и органами государственной власти других субъектов РФ, а также с другими юридическими лицами;
6. Определять в пределах средств, выделяемых Министерству на научные исследования, перечень важнейших научных работ в сфере экономики, привлекать в установленном порядке для разработки вопросов, входящих в его компетенцию, научные учреждения области, предприятия, организации, а также отдельных учёных и специалистов, участвовать в распределении финансовых ресурсов, выделяемых на эти цели;
7. Созывать совещания по вопросам, входящим в его компетенцию, с привлечением руководителей и специалистов других органов государственной власти, предприятий, учреждений, организаций.
1.3 Организационная структура управления Министерства экономического развития и торговли Саратовской области.
Министерство возглавляет министр экономического развития и торговли области, который назначается на должность и освобождается от неё Губернатором области.
Заместители Министра назначаются на должность и освобождаются от должности Губернатором области по представлению Министра.
Министр:
- Руководит деятельностью Министерства, распределяет обязанности между своими заместителями;
- Вносит на рассмотрение Губернатора области и Правительства области проекты правовых актов по вопросам, входящим в компетенцию Министерства;
- Утверждает положения о структурных подразделениях, устанавливает обязанности руководителей структурных подразделений и работников Министерства;
- Издаёт в пределах своей компетенции приказы;
- Заключает и подписывает в соответствии с законодательством договоры и соглашения с органами государственной власти других субъектов РФ по вопросам, входящим в его компетенцию;
- В установленном порядке назначает на должность и освобождает то неё работников Министерства;
- Отвечает за организацию работ и создание условий по защите государственной тайны в Министерстве, за исполнение возложенных на него обязанностей в области мобилизационной подготовки и мобилизации, за несоблюдение установленных законодательством ограничений по ознакомлению со сведениями, составляющих государственную тайну;
- Осуществляет другие функции в соответствии в соответствии с действующим законодательством.
В случае отсутствия Министра в связи с отпуском, командировкой, болезнью, его обязанности выполняет один из его заместителей.
Для рассмотрения социально-экономических проблем в Министерстве могут образовываться коллегия, научно-практические советы и комиссии с участием представителей органов государственной власти области, предприятий, учреждений и организаций, учёных и специалистов.
2. Характеристика и организационные особенности отдела развития малого и среднего бизнеса управления предпринимательства министерства экономического развития и торговли Саратовской области.
Отдел развития малого и среднего бизнеса является структурным подразделением управления развития предпринимательства министерства экономического развития и торговли Саратовской области.
Общее руководство деятельностью отдела осуществляет заместитель министра — начальник Управления развития предпринимательства министерства. Непосредственное руководство деятельностью отдела осуществляет заместитель начальника Управления — начальник отдела.
В своей работе отдел руководствуется Конституцией РФ, федеральными законами, указами и распоряжениями Правительства РФ, правовыми актами органов государственной власти Саратовской области, а также положением об отделе развития малого и среднего бизнеса.
Отдел осуществляет свою деятельность во взаимодействии со структурными подразделениями министерства, а также с другими областными министерствами и ведомствами, администрациями муниципальных образований Саратовской области.
2.1 Основные задачи и функции отдела развития малого и среднего бизнеса.
Задачами отдела являются:
- Разработка и реализация государственной политики Саратовской области в сфере развития малого и среднего бизнеса на территории Саратовской области, направленной на обеспечение прав и свобод субъектов предпринимательской деятельности;
- Совершенствование нормативной правовой базы Саратовской области по вопросам развития предпринимательства, уменьшения административных барьеров при развитии предпринимательства;
- Содействие развитию предпринимательства в приоритетных отраслях экономики посредством формирования и реализации областной программы развития предпринимательства;
Для решения возложенных задач отдел выполняет следующие функции:
1. Анализ состояния малого предпринимательства в Саратовской области, эффективности мер его государственной поддержки, подготовка прогнозов развития малого предпринимательства, предложений по проведению необходимых мероприятий органами государственной власти в сфере развития и поддержки предпринимательства;
2. Взаимодействие с органами исполнительной власти Саратовской области по вопросам развития и поддержки предпринимательства, а также другими специализированными организациями, осуществляющими поддержку малого предпринимательства в Саратовской области;
3. Оказание содействия развитию информационной, консультационной и кадровой инфраструктуры поддержки малого предпринимательства Саратовской области;
4. Проведение согласований прогнозных показателей развития экономики Саратовской области в сфере малого предпринимательства, представляемых администрациями муниципальных образований Саратовской области;
5. Разработка проектов нормативных правовых актов, направленных на развитие предпринимательства, совершенствование форм государственной поддержки малого предпринимательства;
6. Разработка предложений по созданию условий для обеспечения доступа предпринимателей к финансовым и имущественным ресурсам Саратовской области;
7. Разработка предложений по регулированию инвестиционной и инновационной деятельности малого предпринимательства;
8. Принятие участия в осуществлении контроля за целевым и эффективным использованием средств, направляемых на государственную поддержку малого предпринимательства Саратовской области;
9. Организация проведения совещаний, заседаний по вопросам развития малого бизнеса, конференций, семинаров, круглых столов;
10. Оказание помощи в организации и обеспечении деятельности союзов, ассоциаций и других объединений субъектов предпринимательства;
11. Подготовка статистических материалов, справок, информаций о развитии предпринимательства, планов работы отдела и отчётов о проделанной работе за соответствующие периоды;
12. Осуществление информационной поддержки предпринимательства в Саратовской области, поддержание положительного имиджа предпринимательства;
13. Осуществление функционирования «горячей линии» для предпринимателей;
14. Осуществление контроля над организациями и проведение региональных, муниципальных и стимулирующих лотерей;
15. Разработка и проведение образовательных мероприятий для малого бизнеса;
16. Использование инструментов малого предпринимательства для развития приоритетных отраслей экономики;
17. Взаимодействие с Министерством экономического развития и торговли РФ по вопросам реализации проектов, направленных на развитие малого бизнеса;
18. Разработка и участие в реализации программ государственной поддержки малого бизнеса;
19. Организация проведения опросов субъектов предпринимательства в Саратовской области по оценке эффективности мер по развитию малого предпринимательства, выявлению проблем развития предпринимательства в Саратовской области.
2.2 Организационная структура отдела развития малого и среднего бизнеса.
Руководство деятельностью отдела осуществляет заместитель начальника Управления — начальник отдела, назначаемый на должность и освобождаемый от неё приказом министра экономического развития и торговли Саратовской области.
Заместитель начальника Управления – начальник отдела в установленном порядке:
1. Представляет министру на утверждение проекты положения об отделе и должностных инструкций работников отдела;
2. Распределяет функции между работниками отдела;
3. Организует и осуществляет контроль за своевременным и качественным исполнением работниками отдела должностных обязанностей и служебных поручений, исполнением документов;
4. Участвует в проводимых министром совещаниях и заседаниях по вопросам, входящим в компетенцию отдела.
Работа отдела организуется во исполнение утверждаемых еженедельных и ежемесячных планов.
Таким образом, организационная структура отдела развития малого и среднего бизнеса представляет собой:
Консультант
Главный специалист
2.3 Ответственность
Заместитель начальника Управления — начальник отдела несёт персональную ответственность за качество и своевременность выполнения возложенных на отдел задач с учётом предоставленных ему прав и обязанностей в соответствии с действующим законодательством.
Работники отдела несут ответственность с учётом предоставленных им прав и возложенных на них обязанностей в соответствии с действующим законодательством.
3. Состояние и основные показатели развития малого бизнеса в Саратовской области.
В мировой практике считается нормой государственное поощрение развития приоритетных направлений бизнеса в интересах нации. При этом задача не сводится только к тому, чтобы на льготных условиях предоставлять мелким и средним фирмам финансовые, технические и прочие ресурсы и поддерживать частную инициативу любой ценой. Главное, это создать такой правовой и экономический климат, который позволит бизнесу развиваться, совершенствоваться, повышать конкурентоспособность собственной продукции, расширять рынки сбыта.
Одним из направлений обеспечения устойчивости экономического роста, многократно подтвержденным мировой практикой, является развитие малого бизнеса – наиболее мобильного, рискованного и конкурентоспособного сегмента экономики любой страны. За все годы реформ фактически именно малый бизнес был единственным растущим сектором экономики. Масштабы продукции и услуг, производимые на предприятиях малого бизнеса способны, во-первых, насытить рынок конкурентоспособной продукцией, во-вторых, создать новые рабочие места, в-третьих, приступить к формированию основы общества — среднего класса.
Малый бизнес является неотъемлемым элементом инновационно — ориентированной экономики. В этой связи меры по поддержке малого предпринимательства стали одним из главных приоритетов Правительства России и субъектов Российской Федерации на современном этапе.
В Саратовской области практически ежегодно расширяются формы и механизмы поддержки предпринимательской деятельности. Это финансовая, имущественная, налоговая и информационно-консультационная поддержка, сформированы правовые условия для развития инвестиционной деятельности.
В каждом министерстве действуют программы и проекты развития приоритетных направлений развития отрасли.
Девятый год на территории Саратовской области действует программа государственной поддержки предприятий и организаций, реализующих инвестиционные и инновационные проекты — «бюджет развития».
Это пример реально действующего государственно — частного партнерства, реализуемого на территории области. Предприятие и государство совместно финансируют инвестиционные проекты, в реализации которых заинтересованы.
В период прохождения производственной практики, были проведены подсчёты основных показателей и анализ малого бизнеса в период 2004-2007гг.: вклад малых предприятий в ВРП области увеличился с 6,6% в 2004 году до 13 процентов в 2007 году;
- по итогам 2007 года количество малых предприятий к уровню 2006 года увеличилось на 18 процентов и составило 13,8 тыс. единиц;
- в основном малый бизнес сосредоточен в торговле – 44,5 процента от общей отраслевой структуры малых предприятий, 12,2 процентов заняты строительством, 11,8 – обрабатывающим производством.
отраслевая структура произведенной малыми предприятиями продукции: доля торговли и услуг сократилась с 23,3 процента в 2004 году до 9,6 процента в 2007 году, доля производственного сектора экономики увеличилась с 60,6 до 76,5 процента;
- значительно выросла средняя зарплата работников малых предприятий области с 2,4 тыс. рублей в 2004 году до 6,5 тыс. рублей в 2007 году;
— инвестиции в основной капитал малого предпринимательства области по сравнению с 2004 годом увеличились в 3,3 раза и составили в 2007 года – 1 741,9 млн. рублей.
Наименование показателей | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 |
2007 в % к 2004 |
|
Инвестиции в основной капитал малых предприятий, млн. рублей | область | 550,5 | 620,3 | 1486,6 | 1741,9 | 316,4 |
Инвестиции в основной капитал, % к каждому предыдущему году | область | — | 112,7 | 239,7 | 117,2 |
почти в 2,6 раза по сравнению с 2004 годом увеличилась сумма налоговых платежей по специальным налоговым режимам от субъектов малого предпринимательства области в бюджетную систему области (с 711 849 млн. рублей в 2004 году до 1 626 730 млрд. рублей в 2007 году).
Наименование показателей | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 |
2007 в % к 2004 |
|
Единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, тыс. руб. | область | 248 842 | 359 062 | 491 625 | 739 142 | 297,0 |
Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, тыс. руб. | область | 463 007 | 682 465 | 820 514 | 887 588 | 191,7 |
Всего по специальным налоговым режимам, тыс. руб. |
область | 711 849 | 1 041 527 | 1 312 139 | 1 626 730 | 228,5 |
Всего по специальным налоговым режимам, в % к предыдущему году | область | — | 146,3 | 125,9 | 123,9 |
А также был составлен прогноз развития малого и среднего бизнеса на 2009-20011гг.
Показатели | 2009 год | 2010 год | 2011 год |
Число малых предприятий, ед. | 14 000 | 14 250 | 14 500 |
в % к предыдущему году | 101,7 | 101,8 | 101,8 |
Доля малого предпринимательства в ВРП области, в % | 18,0 | 20,0 | 22,0 |
Доля занятых в малом и среднем предпринимательстве в численности занятых в экономике области, в % | 15,8 | 16,5 | 17,0 |
Инвестиции в основной капитал, млн. руб. | 2 400 | 3 000 | 3 200 |
в % к предыдущему году | 129,2 | 125,0 | 106,7 |
Расходы областного бюджета на мероприятия по поддержке предпринимательства, млн. руб. |
73,15 | 76,90 | 80,00 |
Областное Правительство среди приоритетов развития региональной экономики выделяет повышение инвестиционной привлекательности области, переориентация экономики области на инновационный путь развития, стимулирование деловой активности предпринимателей, создание условий для роста жизненного уровня населения.
Объем расходов областного бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малому и среднему бизнесу, увеличился с 39,0 млн. руб. в 2004 году до 140,6 млн. руб. в 2007 году.
А в связи с переориентацией экономики области на инновации, количество и объемы государственной поддержки, оказанный хозяйствующим субъектам малого и среднего предпринимательства, реализующим инновационные проекты увеличился с 6,4 млн.руб. в 2004 году с. до 33,7 млн.руб. в 2007 году или в 5,2 раза.
В Саратовской области заложен базис институтов, которые будут жить долгие годы и приносить положительные дивиденды качественного роста экономики. Это – запуск первого корпуса областного бизнес-инкубатора для вновь созданных или работающих менее года малых предприятий. В настоящее время десять субъектов малого предпринимательства, отобранные на конкурсной основе, разместились в стенах областного бизнес-инкубатора. Основные приоритеты конкурса – принадлежность претендентов к научно-технической, производственной и инновационной сфере экономики; создание гарантийного и венчурного фондов.
В рамках областной целевой программы «Развитие малого предпринимательства в Саратовской области на 2005-2007 годы» осуществлялись мероприятия по микрофинансированию в части субсидирования 2/3 процентной ставки рефинансирования ЦБ РФ сельскохозяйственным потребительским кредитным кооперативам Саратовской области по займам, полученным в коммерческих банках. Повсеместно осуществлялась информационная, консультационная и правовая поддержка малого предпринимательства с использованием печатных и телекоммуникационных средств массовой информации.
Осуществлялась организация и проведение обучающих семинаров для руководителей и кадрового состава субъектов малого предпринимательства области.
В рамках информационной работы МЭРТ области с субъектами малого предпринимательства на канале RENTB еженедельно выходит специализированная передача, посвященная вопросам малого и среднего бизнеса.
В 2007 году разработана и принята областная целевая программа «Развитие малого предпринимательства в Саратовской области на 2008-2010 годы», которая является логическим продолжением предыдущей. Будет завершено создание инфраструктурных организаций и предполагается развитие и наполнение этой инфраструктуры содержанием.
В ходе реализации программы будет обеспечено:
1) привлечение научного и интеллектуального потенциала региона к решению вопросов развития предпринимательской деятельности;
2) увеличение доли промышленной и наукоемкой продукции в общем объеме продукции, произведенной малыми предприятиями области;
3) увеличение объема инвестиций в экономику наукоемких малых предприятия области.
В этом году МЭРТ выделены федеральные средства в размере 4,6 млрд. руб. на поддержку малого бизнеса. В рамках выделенного лимита мы можем претендовать в 2009 году на порядка 55 млн. руб. федеральных средств.
В целом, нужно сказать, что деятельность МЭРТ и в особенности отдела по развитию малого и среднего бизнеса эффективна. Очень активно работают по внедрению в эту рискованную, но крайне перспективную сферу экономики – малый и средний бизнес – инновационных основ, проводят мероприятия по его инвестиционной привлекательности и собственно области, активно работают со СМИ, предоставляя субъектам малого и среднего бизнеса актуальную информацию о ситуации в стране, на рынках и другую ощутимую государственную поддержку предпринимательству. Но в деятельности как министерства, так и отдела имеет место быть и большая бумажная волокита, бюрократия — отсюда часто невыдержанные сроки по выполнению планов. Информация, которая предоставляется субъектам предпринимательства зачастую бывает недоступна основной её массе, что закрывает выход на рынки малодоходным, но перспективным предприятиям.
МЭРТ в своей работе взаимодействует и с другими субъектами управления, в частности, с Министерством инвестиционного развития в части привлечения капиталовложений в инновационные разработки предпринимателей, инвестирования областных целевых программ за счёт всех источников финансирования; с Министерством финансов в части предоставления государственных субсидий малому и среднему бизнесу, затрат на государственные инвестиции в эту сферу, налоговые отчисления и другие. Непосредственно отдел малого и среднего бизнеса работает с субъектами управления внутри самого министерства: с управлением прогнозирования — предоставляет план, прогноз и оценку развития отдельных отраслей бизнеса так и его состояние на опредёлённый период в целом; управление потребительского рынка — информация о регулирования, развития и мониторинга торговли и общественного питания, экономического сотрудничества и другие.
Таким образом, мы видим, что деятельность нашего субъекта управления высокоэффективна, плодотворно сотрудничающее со многими другими государственными структурами, занимает весомое место в структуре областного управления; работает на результат, а не на простые «отписки». Конечно, как и в любом работающем с таким потоком дел, проблем и зависимостей учреждении, существуют и минусы, о которых было сказано выше, но в целом, работу МЭРТ нужно оценить как положительную, ориентированную на перспективу.
Заключение.
пройдя производственную практику в период с 15 июня по 26 июля 2008года в отделе развития малого и среднего бизнеса Управления развития предпринимательства министерства экономического развития и торговли Саратовской области получила определённый набор практических знаний и навыков. Были изучены организационная структура и основные функции отдела, поставлены задачи и цели для последующего написания отчёта по практике.
В работе использованы основные показатели развития малого бизнеса Саратовской области, такие как численность малых предприятий, численность работников малых предприятий, средняя заработанная плата работников, количество крестьянских (фермерских) хозяйств, оборот малых предприятий, оборот розничной торговли по малым предприятиям, оборот общественного питания по малым предприятиям, инвестиции в основной капитал, доля малого бизнеса в ВРП, доля занятых в малом бизнесе и многие другие.
В ходе практики мною выполнен ряд поручений, в том числе составлены: справка о развитии малого бизнеса в Саратовской области во втором квартале 2008года, справки о численности индивидуальных предпринимателей и малых предприятий в муниципальных районах области; и рассчитаны основные показатели развития малого бизнеса Саратовской области за 2004-2007годы , а также изучена нормативно-правовая база отдела развития малого и среднего бизнеса, других структурных подразделений министерства в части аттестации, подбора и расстановки кадров, их подготовки и переподготовки (в частности, не обозначенный в отчёте Федеральный закон № 79 от 27.07.04.«О государственной и гражданской службе», в котором особое внимание на производственной практике уделила ст. 47,48, 60, 62, 63 – должностной регламент, аттестация, квалификационный экзамен, формирование кадрового состава гражданской службы ), программы и проекты областного целевого значения (областные целевые программы «Развитие малого предпринимательства в Саратовской области на 2005-207 годы» и последующая «Развитие малого предпринимательства в Саратовской области на 2008-2010 годы») и другие менее значимые поручения.
Таким образом, все основные цели и задачи, поставленные в начале отчёта по прохождению производственной практики, были достигнуты и выполнены.
Приложение 1
Государственная поддержка, оказанная хозяйствующим субъектам малого и среднего предпринимательства Саратовской области в 2004-2007 гг.
Наименование показателей |
2004 год |
2005 год | 2006 год | 2007 год | 2007 год к 2004 году, % |
Объем государственной поддержки, млн.рублей | 39,007 | 45,558 | 87,590 | 140,603 | 360,5 |
Объем государственной поддержки, % | _ | 116,8 | 192,3 | 160,5 | |
в том числе: | |||||
на инвестиционные проекты, млн.рублей | 32,607 | 36,078 | 55,262 | 53,903 | 165,3 |
инвестиционные проекты, % | _ | 110,6 | 153,2 | 97,5 | |
на инновационные проекты, млн.рублей | 6,400 | 9,480 | 14,849 | 33,700 | 526,6 |
инновационные проекты, % | _ | 148,1 | 156,6 | 227,0 | |
на проекты, реализованные за счет собственной прибыли, млн.рублей | 0,0 | 0,0 | 17,479 | 53,0 | |
проекты, реализованные за счет собственной прибыли, % | _ | _ | _ | 303,2 |
Приложение 2.
Приложение 3
Инвестиции в основной капитал предприятий малого и среднего бизнеса, осуществленные в рамках инвестиционных проектов, получивших государственную поддержку в Саратовской области в 2004- 2007гг.
2004 год | 2005 год | 2006 год | 2007 год | 2007 год к 2004 году, % | |
Привлеченные средства (кредит и (или) лизинг), млн.рублей | 735,700 | 924,600 | 1 288,700 | 1 876,200 | 255,0 |
Рост к соответствующему периоду прошлого года, % | _ | 125,7 | 139,4 | 145,6 | |
Собственные средства, млн.рублей | _ | _ | 52,370 | 133,043 | _ |
Рост к соответствующему периоду прошлого года, % | _ | _ | _ | 254,0 |