Эволюция и трансформация системы защиты прав инвесторов в Российской Федерации: Правовой и экономический анализ в контексте современных финансовых вызовов

Магистерская работа

По итогам 2024 года, в результате мер поведенческого надзора Банка России, кредитные организации вернули или аннулировали задолженности на сумму 4,8 млрд рублей. Эта внушительная цифра служит прямым доказательством того, что активное административное регулирование и надзор являются не просто теоретическим инструментом, но и обладают реальной, измеримой эффективностью в защите имущественных интересов потребителей финансовых услуг и инвесторов. Однако, несмотря на эти успехи, динамичный рост числа розничных инвесторов и беспрецедентная скорость появления новых, высокорисковых FinTech-продуктов ставят перед регулятором новые, системные вызовы, требующие критического переосмысления всей архитектуры правовой защиты.

Введение: Методологические основы и актуальность исследования

Современный российский финансовый рынок характеризуется высокой динамикой: число розничных инвесторов растет, а вместе с ним увеличивается и сложность предлагаемых финансовых инструментов — от структурированных облигаций до цифровых финансовых активов (ЦФА).

В этих условиях задача обеспечения надежной и адекватной защиты прав инвесторов становится краеугольным камнем стабильности и доверия к национальной финансовой системе, поскольку без уверенности в защите капитала невозможно привлечение долгосрочных внутренних инвестиций.

Данное исследование имеет комплексный, юридико-экономический характер и направлено на разработку концептуальной базы для совершенствования системы защиты прав инвесторов в Российской Федерации. Цель работы — не только проанализировать текущее состояние правового регулирования, но и выявить исторические пробелы, критически оценить эффективность действующих механизмов и сформулировать конкретные предложения по адаптации законодательства к вызовам, создаваемым современной цифровой экономикой.

Структура работы построена на последовательном анализе: от теоретических основ и институционального каркаса до оценки эффективности процессуальных механизмов и формулирования рекомендаций, опирающихся на передовой зарубежный опыт и актуальные законодательные инициативы 2024–2026 годов.

5 стр., 2297 слов

Актуализация финансового и налогового механизма страховых компаний ...

... и конечную платежеспособность. Цель настоящего исследования — провести деконструкцию и углубленный анализ финансового и налогового механизма функционирования страховых компаний, акцентируя внимание на актуальном составе и методологии расчета ...

Теоретико-правовые основы и институциональный каркас системы защиты инвесторов в РФ

Система защиты прав инвесторов — это сложный конгломерат норм публичного и частного права, механизмов контроля и надзора, а также процессуальных инструментов, направленных на минимизацию рисков, связанных с недобросовестными действиями участников рынка и системными сбоями. Ее правовой каркас заложен в федеральных законах и актах мегарегулятора.

Правовой режим и дефиниции инвестора

Ключевым актом, определяющим специфику защиты инвесторов в России, является Федеральный закон от 05.03.1999 N 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг». Однако базовая дефиниция инвестора как лица, осуществляющего инвестиции, тесно связана с Федеральным законом от 22.04.1996 N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (ФЗ N 39-ФЗ).

В контексте финансового рынка, инвестор — это владелец ценных бумаг и иных финансовых инструментов, который вкладывает капитал с целью получения дохода. Юридическое различие между инвесторами-физическими и юридическими лицами лежит в основе всего современного регулирования, особенно с учетом внедрения института квалифицированного инвестора (КИ). КИ, согласно статье 51.2 ФЗ N 39-ФЗ, обладает достаточными знаниями, опытом и финансовыми возможностями для оценки рисков и доступа к более сложным и высокорисковым инструментам, что, соответственно, подразумевает для него меньший объем регуляторной защиты.

Роль Банка России как мегарегулятора и субъекта защиты прав

С 2013 года, после объединения функций регулирования, Банк России (ЦБ РФ) стал ключевым мегарегулятором финансового рынка. Его роль в защите прав инвесторов выходит за рамки классического банковского надзора и охватывает публично-правовые и административные функции.

Полномочия ЦБ РФ в этой сфере можно разделить на три ключевых направления:

  1. Нормотворчество и лицензирование: Установление стандартов деятельности профессиональных участников рынка (брокеров, дилеров, управляющих компаний), определение требований к раскрытию информации и порядку совершения сделок.
  2. Надзор и контроль (Административное право): Осуществление постоянного контроля за соблюдением законодательства. В случае выявления нарушений ЦБ РФ применяет меры административного воздействия, вплоть до отзыва лицензии.
  3. Судебная защита (Публичное право): Согласно статье 14 ФЗ N 46-ФЗ, Банк России наделен уникальным правом выступать в судебных процессах. Он вправе:
    • Вступать в судебные процессы по собственной инициативе для дачи заключения по делу.
    • Обращаться в суд с исками и заявлениями в защиту государственных, общественных интересов и, что особенно важно, охраняемых законом интересов инвесторов-физических лиц.
    • Обращаться в суд с исками о ликвидации юридических лиц, осуществляющих профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг без лицензии.

Таким образом, ЦБ РФ действует не только как администратор, но и как публичный адвокат розничного инвестора, что является важным элементом системы, частично компенсирующим слабость частных процессуальных механизмов.

Критическая оценка эволюции законодательства и ключевые нерешенные проблемы

Исторический путь развития российского фондового рынка был тернист и сопровождался периодами высокой волатильности и кризисов, что не могло не отразиться на формировании системы защиты инвесторов. Каким образом, собственно, эти исторические кризисы повлияли на текущее состояние правового поля, и что было сделано для предотвращения повторения ошибок прошлого?

Этапы развития: От основ до современных актов

Становление правового регулирования инвестиций началось с момента формирования рынка в 1990-е годы. Знаковым шагом, задавшим вектор развития, стал Указ Президента РФ N 1157 от 1995 года, который, хотя и не создал сразу идеальную систему, впервые обозначил необходимость разработки механизмов защиты.

Принятие Федерального закона «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» в 1999 году стало ключевой вехой, установившей базовые права инвесторов и обязанности профессиональных участников. Однако даже после его принятия, практическое применение норм осложнялось недостатком эффективных институциональных гарантий и слабым развитием судебной практики.

Критический пробел: Перспективы создания системы гарантирования инвестиций

Главным историческим и до сих пор нерешенным системным пробелом российского законодательства является отсутствие эффективной и широкомасштабной системы гарантирования инвестиций розничных инвесторов по аналогии с давно функционирующей системой страхования банковских вкладов (ССВ).

Контрастный анализ с ССВ:

Параметр Система страхования вкладов (ССВ) Система гарантирования инвестиций (до 2025 г.)
Регулирующий акт ФЗ «О страховании вкладов…» Отсутствует единый закон
Объект страхования Банковские вклады Не подлежат страхованию
Максимальное возмещение (нач. 2025) 1,4 млн рублей (стандарт) 0 рублей (за исключением отдельных случаев)
Повышенный лимит (с августа 2025 г.) До 2,8 млн рублей (для долгосрочных вкладов) Отсутствует

Эта разница долгое время подрывала доверие инвесторов, особенно тех, кто переводил средства из банковских депозитов на брокерские счета. Именно поэтому активная работа по созданию финансовых гарантий критически важна для стимулирования притока долгосрочных сбережений в экономику.

Актуальные законодательные инициативы 2025 года:

Критический пробел, существовавший почти три десятилетия, наконец-то начал закрываться благодаря активной работе законодателей и регулятора.

  1. Законопроект о страховом фонде для инвесторов: В июле 2025 года Государственная Дума одобрила в первом чтении законопроект о создании в России централизованного страхового фонда. Предполагается, что этот фонд будет выплачивать компенсации инвесторам напрямую в случае банкротства или отзыва лицензии у брокера. Ожидаемый срок выплаты — до 12 месяцев.
  2. Фонд компенсаций НАУФОР для ИИС: Параллельно с государственными инициативами, Саморегулируемая организация (СРО) НАУФОР анонсировала создание собственного компенсационного фонда. Фокус данного фонда — покрытие потерь, понесенных на Индивидуальных инвестиционных счетах (ИИС), что является важным шагом для защиты наиболее социально значимой категории розничных инвесторов.

Эти инициативы знаменуют собой переход от чисто административного контроля к созданию реальных институциональных финансовых гарантий, что критически важно для повышения долгосрочного доверия к российскому фондовому рынку.

Дифференциация инвесторов и адаптация системы к новым финансовым вызовам

В условиях усложнения финансового ландшафта, вызванного FinTech-революцией, ключевым инструментом защиты остается принцип дифференциации инвесторов, направленный на ограничение доступа неквалифицированных инвесторов (НКИ) к высокорисковым инструментам.

Динамика критериев квалифицированного инвестора (2025–2026 гг.)

Институт КИ, введенный с учетом зарубежного опыта, постоянно эволюционирует. ЦБ РФ активно пересматривает критерии, стремясь сделать их более гибкими, но при этом более надежными.

Текущие и будущие критерии для физических лиц (ФЗ N 39-ФЗ, ст. 51.2):

Критерий Текущие условия (2024 г.) Прогноз / Планы ЦБ РФ (2025–2026 гг.)
Имущественный ценз (Активы) 6 млн рублей Увеличение до 12 млн рублей (нач. 2025 г.), а затем до 24 млн рублей (с 01.01.2026)
Критерий сделок (Опыт) Объем сделок ≥ 6 млн рублей за год (не реже 10 раз/квартал и 1 раз/месяц) Сохраняется, но усиливается контроль за реальным опытом
Новые комбинированные критерии (Указание ЦБ РФ, 2025 г.) Не применяются Профильное высшее образование или ученая степень + пониженный имущественный критерий (6 млн рублей)
Критерий дохода (Новый) Отсутствует Средний годовой доход не менее 12 млн рублей за последние два года (как самостоятельный критерий)

Расширение критериев ЦБ РФ в 2025 году, включающее квалификацию на основе образования и дохода, свидетельствует о переходе к многоуровневой, компетентностной оценке инвестора, а не только к оценке его имущественного положения. Это позволяет более тонко балансировать между защитой НКИ и предоставлением свободы доступа профессионалам.

Правовое регулирование цифровых финансовых активов (ЦФА)

Появление цифровых финансовых активов (ЦФА) и криптовалют стало одним из наиболее острых вызовов для системы защиты. Эти инструменты характеризуются крайней волатильностью, сложностью и повышенным риском вовлечения в незаконный оборот.

Правовой ответ был дан в Федеральном законе N 259-ФЗ (2020 г.) «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте…», который легализовал и установил основы регулирования ЦФА.

Для защиты НКИ были введены строгие лимиты. На данный момент объем инвестиций НКИ в высокорисковые ЦФА не может превышать 600 000 рублей в течение одного календарного года.

Динамика регулирования лимитов ЦФА (2025 г.):

Банк России, демонстрируя адаптивность, вынес на обсуждение проект, согласно которому годовой лимит для неквалифицированных инвесторов на покупку ЦФА будет увеличен с 600 тыс. до 1 млн рублей. Это решение отражает стремление регулятора не только ограничивать, но и обеспечивать контролируемый доступ к новым инструментам по мере институционализации рынка.

Однако, как отмечается в доктрине, несмотря на раннюю институционализацию рынка ЦФА, в развитии цифровых активов в России сохраняется проблема «зоопарка» не связанных между собой платформ и нелогичности текущих законодательных рамок, что требует дальнейшей унификации.

Регулирование краудфандинговых платформ

Краудфандинг (или инвестиционное финансирование) является еще одним быстрорастущим сегментом, требующим специфической защиты. Здесь инвестор, как правило, вкладывается в стартапы или малый бизнес, несущий высокие риски потери капитала.

Для упорядочивания этого механизма Госдума приняла в первом чтении законопроект, направленный на совершенствование механизма привлечения инвестиций и повышение защиты прав участников.

Ключевые изменения в краудфандинге (Законопроект 2025 г.):

  1. Повышение лимита для физлиц: Годовой лимит инвестиций для физических лиц повышается с 600 тыс. до 1 млн рублей.
  2. Ограничение предложения: Устанавливается, что разница между максимальной и минимальной суммами в инвестиционном предложении не должна превышать 25% от максимального объема привлечения. Это требование направлено на повышение прозрачности и предсказуемости инвестиционной кампании для потенциальных инвесторов.

Сравнительно-правовой опыт и эффективность правоприменительной практики

Релевантный зарубежный опыт защиты инвесторов

Сравнительный анализ показывает, что российская система защиты инвесторов заимствовала многие ключевые элементы у ведущих мировых юрисдикций, особенно США и стран ЕС.

Модель США и Канады: Система этих стран часто рассматривается как эталон, поскольку она сочетает строгие правила раскрытия информации на первичном рынке (проспект эмиссии, имплементированный и в РФ) с «деликатным» регулированием профессиональных участников. Основной принцип — инвестор должен быть информирован, но не всегда должен быть защищен от собственных ошибок. Институт КИ в РФ был введен именно с учетом этого зарубежного опыта.

Защита иностранных инвесторов: В контексте геополитических и экономических вызовов, защита иностранных инвесторов приобретает особую актуальность. Она гарантируется международными договорами РФ и ФЗ «Об иностранных инвестициях» (1999 г.), которые гарантируют стабильность работы и защиту от незаконного вмешательства. Так, Россия одобрила соглашение с Китаем о взаимной защите и поощрении инвестиций, которое предусматривает компенсацию при экспроприации и решение споров через арбитраж или суд. Это подчеркивает стремление России соответствовать международным стандартам инвестиционной безопасности.

Оценка эффективности механизмов защиты (Административные и судебные)

Оценка эффективности системы защиты должна опираться не только на наличие законов, но и на результативность их применения.

Административный контроль (ЦБ РФ):

Банк России выступает мощным фильтром для недобросовестной деятельности. Статистика подтверждает его активность:

  • В 2024 году в Банк России поступило 338 тыс. жалоб от потребителей финансовых услуг и инвесторов (+3,9% к 2023 году).

    Рост числа жалоб является не только показателем недовольства, но и показателем растущего доверия к регулятору как к последней инстанции.

  • При этом, количество жалоб, касающихся непосредственно некредитных финансовых организаций (НФО) и участников рынка ценных бумаг, сократилось на 22,9%, составив 87,6 тыс. обращений за год. Это может свидетельствовать об улучшении качества поведенческого надзора в сегменте РЦБ.

Судебная практика и доктринальные позиции:

Судебные механизмы остаются наиболее сложными для инвестора. Верховный Суд РФ (ВС РФ) регулярно выпускает обзоры практики, например, по спорам, связанным с защитой иностранных инвесторов, однако разрешение споров требует высокой квалификации и значительных временных затрат. С доктринальной точки зрения, ученые-юристы (например, А.В. Габов) акцентируют внимание на необходимости совершенствования корпоративного законодательства. Защита инвестора как акционера требует более четкого регулирования таких аспектов, как сделки с заинтересованностью, правила поглощения акционерных обществ и порядок реализации миноритарных прав. Разве не очевидно, что без упрощения судебного процесса многие потенциально успешные иски так и останутся нереализованными, что подрывает само понятие справедливости на рынке?

Направления совершенствования российского законодательства и правоприменительной практики

Комплексный анализ системы защиты инвесторов выявляет, что наибольшего внимания требуют не столько материальные нормы, сколько процессуальные инструменты, позволяющие инвесторам эффективно защищать свои права.

Внедрение и стимулирование эффективных процессуальных механизмов

Современный финансовый рынок требует механизмов, которые позволяют решать споры массово и эффективно. На данный момент судебная защита инвесторов-физических лиц остается разрозненной.

Групповые и косвенные иски: Необходимо законодательное закрепление и развитие институтов групповых (коллективных) и косвенных исков как ключевого инструмента частного стимулирования защиты прав.

  • Групповой иск позволяет объединить требования множества пострадавших инвесторов к недобросовестному эмитенту или брокеру в рамках одного судебного процесса. Это снижает расходы на правовую помощь и повышает шансы на успех.
  • Косвенный иск (в интересах корпорации) необходим для защиты прав миноритарных акционеров, позволяя им оспаривать решения органов управления АО, наносящие ущерб обществу.

Внедрение этих механизмов повысит не только доступность правосудия, но и уровень корпоративной ответственности на рынке, поскольку участники рынка будут осознавать, что могут столкнуться с массовым преследованием в случае нарушений.

Институциональные и нормативные предложения

Для комплексного совершенствования системы предлагается ряд нормативных и институциональных мер:

  1. Прозрачность IPO и раскрытие информации: Необходимо усиление стандартов раскрытия информации эмитентами, особенно при первичном публичном предложении (IPO).

    Информация должна быть максимально доступной и понятной, чтобы неквалифицированный инвестор не был вынужден выступать в роли «следователя», пытаясь разобраться в сложных финансовых отчетах.

  2. Упорядочение деятельности инвестиционных советников: Регулятору следует продолжить работу по ужесточению требований к инвестиционным советникам, внедряя стандарты их ответственности за некачественные или недобросовестные рекомендации.
  3. Пересмотр уголовного законодательства: Необходимо внесение изменений в уголовное законодательство для установления четких, недвусмысленных составов преступлений на финансовом и фондовом рынках (например, за манипулирование рынком и инсайдерскую торговлю), что позволит усилить превентивную функцию права.
Направление совершенствования Целевой эффект Статус (2025 г.)
Создание страхового фонда для инвесторов Финансовые гарантии при банкротстве брокера Законопроект (одобрен в I чтении)
Внедрение групповых и косвенных исков Повышение эффективности частной защиты Требует активного законодательного развития
Изменение критериев КИ (2026 г.) Более точная дифференциация по риску Активная фаза имплементации ЦБ РФ
Увеличение лимитов ЦФА и краудфандинга Контролируемый доступ НКИ к новым рынкам Предложения ЦБ РФ и законопроекты в Госдуме

Заключение

Система защиты прав инвесторов в Российской Федерации находится в фазе глубокой трансформации, вызванной беспрецедентным притоком розничных инвесторов и появлением новых, высокорисковых FinTech-продуктов. Проведенный анализ подтверждает, что теоретико-правовая основа системы, закрепленная в ФЗ N 46 и ФЗ N 39, является достаточно развитой, а Банк России эффективно использует свои публично-правовые полномочия в качестве мегарегулятора и защитника прав.

Однако ключевой исторический пробел — отсутствие финансовых гарантий — активно устраняется благодаря актуальным инициативам 2025 года по созданию страхового фонда для инвесторов. Одновременно с этим, система защиты адаптируется к вызовам цифровой экономики через гибкую дифференциацию инвесторов: происходит постоянный пересмотр критериев квалификации (с учетом новых комбинированных критериев и повышения имущественного ценза до 24 млн рублей к 2026 году) и регулирование доступа к ЦФА и краудфандингу. Ключевым направлением для дальнейшего совершенствования остается повышение эффективности правоприменительной практики. Внедрение и стимулирование использования групповых и косвенных исков критически необходимо для перехода от чисто административной защиты к полноценному частноправовому механизму. Только комплексное сочетание надежных институциональных гарантий, гибкой дифференциации и эффективных процессуальных инструментов обеспечит долгосрочное доверие инвесторов и устойчивое развитие российского финансового рынка.

Список использованной литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ.
  2. Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».
  3. Федеральный закон от 05.03.1999 № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг».
  4. Федеральный закон от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в РФ».
  5. Федеральный закон от 29.11.2001 № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах».
  6. Федеральный закон от 27.07.2010 № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
  7. Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».
  8. Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».
  9. Указ Президента РФ от 18.11.1995 № 1157 «О некоторых мерах по защите прав вкладчиков и акционеров».
  10. Приказ ФСФР от 18.03.2008 № 08-12/пз-н «Об утверждении положения «О порядке признания лиц квалифицированными инвесторами»».
  11. Закон Амурской области от 05.09.2007 № 374-ОЗ «Об инвестиционной деятельности в Амурской области».
  12. Закон Новгородской области от 28.03.2016 N 945-ОЗ «Об инвестиционной деятельности в Новгородской области и защите прав инвесторов».
  13. Закон Красноярского края от 30.09.2004 № 12-2278 «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Красноярском крае».
  14. Распоряжение Администрации Кемеровской области от 07.08.1996 № 723-р «О создании Кузбасского территориального отделения федерального общественно-государственного фонда по защите прав вкладчиков и акционеров».
  15. Закон США о ценных бумагах (Securities Act) 1933 г.
  16. Обзор практики разрешения судами споров, связанных с защитой иностранных инвесторов (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 12.07.2017) // СПС «КонсультантПлюс».
  17. Устав Всероссийского союза страховщиков: протокол № 1 от 15.03.1994. Утвержден Решением Общего собрания членов ВСС протокол № 15 от 28.05.2015.
  18. Федеральный закон «О цифровых финансовых активах и цифровой валюте» от 31.07.2020 № 259-ФЗ.
  19. Алексеева И.А., Звягинцева Н.А. Регулирование рынка ценных бумаг Российской Федерации. Иркутск, 2006.
  20. Алёхин Б.И. Защита инвесторов в США и Канаде // США. Канада: Экономика. Политика. Культура. 1999. № 9. 124 с.
  21. Апокин А. Повышение стимулов для инвестиций в основной капитал и технологии: основные направления экономической политики // Вопросы экономики. 2011. № 6.
  22. Айриева А.Н. Государственное финансовое стимулирование инвестиционной деятельности в Российской Федерации. Саратов, 2010.
  23. Аюшиев А.Д., Филиппов В.И., Аюшиев А.А. Инвестиции: учеб. пособие. Иркутск: Изд-во ИГЭА, 1996. 183 с.
  24. Богуславский М.М. Иностранные инвестиции: правовое регулирование. М.: БЕК, 2005. 462 с.
  25. Бутнси В.В. К понятию механизма защиты гражданских прав // Субъективное право: Проблемы осуществления и защиты. Владивосток, 2010. С. 10.
  26. Бусыгин Ю.Н. Финансирование и кредитование инвестиций: учебно-метод. комплекс. Мн.: Изд-во МИУ, 2012. 184 с.
  27. Батычко В.Т. Международное частное право. Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2013.
  28. Вершинин А.П. Судебная форма защиты // Субъективное право: проблемы осуществления и защиты. Владивосток, 2013.
  29. Дмитриева Г.К., Филимонова М.В. Международное частное право. М., 2009. С. 84.
  30. Добровольский В.И. Правовой статус решения собрания акционеров // Современное право. 2013. №3. URL.: СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 19.04.2016).
  31. Габов А.В. Компенсационные схемы (программы, фонды) на рынке ценных бумаг // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2011. №1. С. 45.
  32. Грибанов В.П. Пределы осуществления и защиты гражданских прав. URL: http://civil.consultant.ru/elib/books/1/page_2.html
  33. Елисеева М. Раскрытие информации: соблюдение требований российских и западных инвесторов // Рынок ценных бумаг. 2009. № 6. С. 44-46.
  34. Жуков Е.Ф. Деньги. Кредит. Банки: учебник для вузов / Е.Ф. Жуков, Л.М. Максимова, А.В. Печникова. М.: ЮНИТИ, 2011. 625 с.
  35. Звягинцева Н. А. Генезис регулятивных процедур в сфере защиты прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг Российской Федерации // Вестник Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления. 2014. № 6. С. 127-133.
  36. Звягенцева Н.А. Совершенствование государственного регулирования рынка ценных бумаг Российской Федерации в области защиты прав инвесторов // Теория и практика общественного развития. 2013. № 3.
  37. Илюхина Е. Иностранные инвестиции [Электронный ресурс]. 2013.
  38. Котов В. Методология государственного управления инвестициями в системе рыночных отношений // БОСС: Бизнес, организация, стратегия, системы. 2011. № 3.
  39. Макконнелл К., Брю С. Экономикс: Принципы, проблема и политика: в 2-х т. Пер. с англ. М.: Республика, 1996. Т.2. 399 с.
  40. Марголин А.М., Быстряков А.Я. Экономическая оценка инвестиций. М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ»: Изд-во «ЭКМОС», 2001.
  41. Морозова Л. Инсайд не убьешь // Российская Бизнес-газета. 2009. № 2-3. С. 3.
  42. Ломакин Д.В. Корпоративные правоотношения: общая теория и практика ее применения в хозяйственных обществах. М: Статут, 2008. 350 с.
  43. Карагусов Ф.С. Ценные бумаги и деньги в системе объектов гражданских прав. Алматы: Жети Жаргы, 2010. 427 с.
  44. Ковалев В.В. Курс финансового менеджмента: учебник. М.: Проспект, 2011. 448 с.
  45. Кураков Л.П. Российская экономика: состояние и перспективы. М.: ЛОГОС, 1998. 576 с.
  46. Кругман П.Р., Обстфельд М. Международная экономика: Теория и политика / Пер. с. англ. М.: Изд-во МГУ, ЮНИТИ, 1997. 799 с.
  47. Ливенцев Н.Н., Костюнина Г.М. Международное движение капитала (инвестиционная политика зарубежных стран).

    М.: Экономистъ, 2012.

  48. Маковская А.А. Восстановление корпоративного контроля в системе защиты корпоративных прав // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 2011. №1.
  49. Малеин Н.С. Гражданский закон и права личности в СССР. М.: Юрид. лит., 1981. 216 с.
  50. Мельникова О.В. Привлечение инвестиций в национальную экономику России. М., 2009.
  51. Ожегов С.И. Словарь русского языка / под. ред. П.Ю. Шведовой. 20-е изд., стереотип. М.: 1998. С. 342.
  52. Пащенко А.А. Обеспечение защиты интересов инвесторов в системе институтов коллективного инвестирования: возможности совершенствования // Экономические науки. 2012. № 5. С. 94-96.
  53. Попова А.В. Корпоративные конфликты и их урегулирование // эж-ЮРИСТ. 2013. №3. С. 14-20.
  54. Подшиваленко Г.П. Инвестиции: учебник. М.: КноРус, 2011. 496 с.
  55. Смоленцев К.Ю. Защита прав инвесторов: зарубежный опыт // Современное право. 2010. № 1. С. 23.
  56. Сергеев И.В., Веретенникова И.И. Организация и финансирование инвестиций. М: Финансы и статистика, 2011. 272 с.
  57. Трифонова Л.А. Споры о признании недействительными крупных сделок и сделок, в которых имеется заинтересованность // Вестник федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа. 2009. №2. // СПС «Гарант» (дата обращения: 31.03.2016).
  58. Тускаева М. Р. Механизм привлечения инвестиций в реальный сектор экономики РСО-Алания // Научные труды Вольного экономического общества России. 2013. Т. 177. С. 319-328.
  59. Урбанев Л.Л., Лукьянчикова Н.П. Основные направления формирования инвестиционной политики государства // Проблемы экономики России в условиях глобализации. Иркутск: Изд-во ИГЭА, 2010. С. 259-264.
  60. Татаркин А.И. Системный подход к рыночным преобразованиям экономического базиса России // Журнал экономической теории. 2011. № 1.
  61. Тумусов Ф.С. Инвестиционный потенциал региона: Теория. Проблемы. Практика. М.: «Экономика», 1999. 272 с.
  62. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. Пер. с англ. М.: Дело, 1997. 864 с.
  63. Филлипова И.А. Особенности развития инвестиционных процессов в России за последние 10 лет // Вестн. ИНЖЕКОНА. 2011. № 2.
  64. Филиппов П.М. Судебная защита и правосудие в СССР. Саратов, 1987.
  65. Финансово-кредитный энциклопедический словарь / под общ. ред. А.Г. Грязновой. М.: Финансы и статистика, 2013. 1168 с. С. 355.
  66. Формы защиты прав инвесторов в сфере рынка ценных бумаг / Под ред. проф. Треушникова М.К. М.: Городец, 2010. 399 с.
  67. Чиненов М.В. Инвестиции: учебное пособие. М.: КНОРУС, 2010. 248 с.
  68. Шуклов Л.В. Оценка социально-значимых инвестиционных проектов // Креативная экономика. 2011. № 2. С. 64-68.
  69. Ясус М. Надлежащий субъект защиты законодательства о ценных бумагах: квалифицированные и/или неквалифицированные инвесторы? // Хозяйство и право. М., 2012. № 11. С. 48-55.
  70. Обзор практики разрешения судами споров, связанных с защитой иностранных инвесторов (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 12.07.2017).
  71. Верховный суд обобщил практику по спорам о защите иностранных инвесторов // pravo.ru.
  72. Статья 51.2. Квалифицированные инвесторы // consultant.ru.
  73. СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ ГАРАНТИРОВАНИЯ НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ // cbr.ru.
  74. Правительство РФ одобрило соглашение с Китаем о защите и поощрении инвестиций // eastrussia.ru.
  75. Статистика // Банк России (cbr.ru).
  76. Правовое положение акционера как инвестора // dissercat.com.
  77. К ВОПРОСУ О ЗАЩИТЕ ПРАВ ИНВЕСТОРОВ ПО РОССИЙСКОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ // cyberleninka.ru.
  78. Статья 14. Защита прав и законных интересов инвесторов Банком России в судебном порядке // consultant.ru.
  79. К вопросу о защите прав иностранных инвесторов в РФ // cyberleninka.ru.
  80. Центральный банк Российской Федерации как орган по защите прав инвесторов на финансовом рынке и потребителей финансовых услуг: финансово-правовые и административно-правовые аспекты // cyberleninka.ru.
  81. Квалифицированный инвестор: международный опыт // cyberleninka.ru.
  82. ЦБ в 2024 году получил на 4% больше жалоб от потребителей и инвесторов // mail.ru.
  83. В новой редакции представлен законопроект об ограниченном доступе неквалифицированных инвесторов к цифровым финансовым активам через биржи // consultant.ru.
  84. ЦБ РФ предложил новые правила для криптоинвесторов. Как изменится рынок цифровых активов? // plusworld.ru.
  85. Защита инвесторов путем совершенствования законодательства Российской Федерации // consultant.ru.
  86. Госдума одобрила в I чтении законопроект о развитии краудфандинговых платформ // fomag.ru.
  87. ЦБ РФ: почти на 4% увеличилось количество жалоб от потребителей и бизнеса // nbj.ru.