Введение: Актуальность, цели и предмет исследования
В условиях нарастающей макроэкономической волатильности и глубоких структурных изменений на российском финансовом рынке управление активами Негосударственных Пенсионных Фондов (НПФ) приобретает критическое значение. НПФ выступают не только как системообразующие институты, обеспечивающие финансовую стабильность граждан в старости, но и как крупнейшие институциональные инвесторы, влияющие на развитие фондового рынка.
Актуальность настоящего исследования определяется двумя ключевыми факторами:
- Изменение регуляторной среды: Центральный банк Российской Федерации (Банк России) как мегарегулятор постоянно корректирует инвестиционные требования, стремясь, с одной стороны, обеспечить максимальную сохранность пенсионных средств, а с другой — повысить их реальную доходность. Запуск с 1 января 2024 года Программы долгосрочных сбережений (ПДС) радикально изменил структуру пенсионных резервов и стимулировал приток новых средств, что требует немедленного пересмотра инвестиционных стратегий НПФ.
- Проблема реальной доходности: Долгосрочная доходность пенсионных накоплений остается предметом острых дискуссий. В последние годы значительная часть НПФ с трудом обеспечивала доходность выше инфляции, что ставит под вопрос эффективность долгосрочного приумножения средств граждан.
Цель работы состоит в проведении комплексного анализа принципов формирования, правового регулирования и методов управления инвестиционным портфелем НПФ в Российской Федерации с учетом актуальных нормативно-правовых актов и финансовой статистики 2024–2025 годов.
Для достижения поставленной цели в работе будут проанализированы ключевые нормативно-правовые акты (Федеральные законы, Указания Банка России), теоретические модели портфельного инвестирования (Марковиц, Шарп), а также официальные статистические данные Банка России и Росстата.
Теоретические и нормативно-правовые основы управления портфелем НПФ
Ключевой тезис: Инвестиционный процесс НПФ сочетает классические теории управления портфелем с жестким фидуциарным и регуляторным контролем, без которого невозможно обеспечение долгосрочных обязательств.
Понятие и структура средств НПФ: Пенсионные накопления (ПН) и Пенсионные резервы (ПР)
Деятельность НПФ основана на раздельном учете и управлении двумя принципиально разными категориями средств, что напрямую определяет инвестиционные ограничения и риски.
Инвестиционная политика страховых компаний РФ в 2024–2025 гг.: ...
... Действующую нормативно-правовую базу, установленную Банком России. Актуальные принципы и структурные сдвиги в инвестиционных портфелях. Прямое ... позволит покрыть инфляцию, операционные расходы и обеспечить доходность для клиентов (особенно в сегменте страхования жизни). ... своевременности выплат по страховым случаям. Диверсификация: Распределение средств между различными классами активов, эмитентами и ...
Пенсионные накопления (ПН) – это средства обязательного пенсионного страхования (ОПС), право собственности на которые принадлежит застрахованным лицам. Их инвестирование регулируется наиболее строго, поскольку Фонд выступает здесь в роли управляющего средствами ОПС, переданными в доверительное управление.
Пенсионные резервы (ПР) – это средства негосударственного пенсионного обеспечения (НПО), включая средства, полученные по договорам НПО с физическими и юридическими лицами, а также средства, сформированные в рамках запущенной с 2024 года Программы долгосрочных сбережений (ПДС).
С 1 января 2024 года в РФ заработала ПДС, которая стала ключевым фактором ускорения роста совокупного объема пенсионных средств НПФ. К концу 2024 года к ПДС присоединилось 2,8 млн человек, что является мощным сигналом для рынка и демонстрирует высокий уровень доверия граждан к новым сберегательным продуктам. Более того, в ожидании развития сегмента впервые за 10 лет были созданы 4 новых НПФ.
Разграничение ПН и ПР имеет фундаментальное значение для инвестиционной политики, поскольку требования к структуре активов и лимитам для ПН более жесткие, в то время как ПР, за счет их договорной природы, допускают более широкий перечень инструментов и больший горизонт планирования.
Правовое регулирование состава и структуры инвестиционного портфеля
Правовой фундамент деятельности НПФ заложен в Федеральном законе от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах». Детализация, касающаяся состава и структуры инвестиционного портфеля, устанавливается регулятивными актами Банка России:
- Для Пенсионных резервов (ПР): Указание Банка России от 05.12.2019 № 5343-У.
- Для Пенсионных накоплений (ПН): Указание Банка России от 23.09.2016 № 4139-У (ред. от 06.03.2024).
Ключевая цель регулирования — фидуциарная ответственность, то есть обеспечение максимальной сохранности средств. Это достигается путем установления жестких требований к ликвидности, диверсификации и качеству активов.
Ключевые ограничения на инвестирование средств НПФ:
Категория актива | Пенсионные Накопления (ПН) | Пенсионные Резервы (ПР) | Нормативная база |
---|---|---|---|
Государственные ценные бумаги (ГЦБ) РФ | Не менее 30% | До 100% | № 5343-У, № 4139-У |
Облигации российских хозяйственных обществ | С высоким кредитным рейтингом, лимиты | До 80% активов | № 5343-У |
Акции российских эмитентов | Ограниченный перечень (Индекс МосБиржи) | Лимит устанавливается ЦБ | № 5343-У |
Иностранные активы | Очень жесткие лимиты | Суммарно не более 30% активов | № 5343-У |
Запрещенные операции | Приобретение нерегулируемых активов, безвозмездное отчуждение, большинство операций займа/репо (кроме установленных ЦБ). | Аналогичные | ФЗ №75-ФЗ, ст. 25.1 |
Таким образом, портфель НПФ — это высокоструктурированный и строго лимитированный набор активов, где основу составляют инструменты с низким кредитным риском (ГЦБ, корпоративные облигации с высоким рейтингом).
Какова практическая выгода для вкладчика? Она заключается в том, что, несмотря на ограниченную потенциальную доходность, риск потери капитала сведен к минимально возможному уровню, что является краеугольным камнем пенсионного обеспечения.
Применимость классических моделей оптимального портфеля
Несмотря на жесткие регуляторные рамки, в основе управления активами НПФ лежат классические теории портфельного инвестирования, призванные обеспечить оптимальное соотношение риска и доходности.
Модель Гарри Марковица (Mean-Variance Model):
Модель Марковица лежит в основе современной портфельной теории и предлагает метод построения эффективного множества портфелей, которые при данном уровне риска максимизируют ожидаемую доходность.
Для НПФ, чья деятельность ограничена регулятором, эта модель применима следующим образом:
- Ограниченное множество активов: Вместо полного спектра рыночных инструментов НПФ используют ограниченный, но высококачественный набор разрешенных активов (ГЦБ, облигации 1-го эшелона, ликвидные акции).
- Долгосрочный горизонт: Поскольку НПФ оперируют долгосрочными обязательствами, модель используется для минимизации долгосрочной волатильности (стандартного отклонения) и обеспечения стабильной, пусть и не всегда максимальной, доходности.
Модель оценки капитальных активов (CAPM) и Коэффициент Шарпа:
Модель CAPM и производные от нее показатели (например, коэффициент Шарпа) помогают оценить, насколько эффективно Фонд использует систематический (рыночный) риск. Могут ли математические модели, созданные для неограниченных рынков, быть полезны в условиях столь жестких ограничений?
Как отмечают эксперты, модели Марковица и Шарпа весьма эффективны применительно к долгосрочной стратегии НПФ, поскольку позволяют оптимизировать портфель по критерию «доходность-риск» на основе доступных классов активов и обеспечивают выбор оптимальной диверсификации, ограниченной нормами ЦБ РФ. Таким образом, регуляторные ограничения выступают как внешние контуры, внутри которых управляющие компании НПФ используют математические модели для построения оптимальной структуры, соответствующей фидуциарным обязательствам.
Анализ структуры, динамики и эффективности инвестирования средств НПФ (2020–2025 гг.)
Ключевой тезис: Проанализировать фактическую структуру портфелей и сравнить доходность НПФ с уровнем инфляции за последние годы, что критически важно для оценки покупательной способности будущих пенсий.
Объем и сегментация средств НПФ по состоянию на II квартал 2025 года
Негосударственные Пенсионные Фонды остаются одним из ключевых сегментов финансового рынка. По итогам II квартала 2025 года совокупный объем средств, находящихся под управлением НПФ, достиг 6,0 трлн рублей (без учета средств Социального фонда).
Структура этих средств демонстрирует постепенное смещение баланса между обязательным и добровольным пенсионным обеспечением, что во многом связано с заморозкой накопительной части пенсии и активным развитием ПДС.
Таблица 1. Структура средств НПФ (II квартал 2025 г.)
Категория средств | Объем (трлн руб.) | Доля (%) | Динамика и особенности |
---|---|---|---|
Пенсионные накопления (ПН) | 3,5 | 58,3% | Средства ОПС, рост замедлен, жесткие инвестиционные лимиты. |
Пенсионные резервы (ПР) | 2,5 | 41,7% | Включают НПО и ПДС. Динамичный рост за счет притока в ПДС. |
Итого | 6,0 | 100% | Значительный рост объемов ускорился в 2024–2025 гг. |
Особого внимания заслуживает Программа долгосрочных сбережений (ПДС).
Совокупный приток средств по ПДС к концу II квартала 2025 года составил 291,2 млрд рублей. Этот объем включает 187,9 млрд рублей сберегательных взносов и 103,3 млрд рублей единовременных взносов, что подтверждает успех новой инициативы в качестве нового источника ликвидности для Фондов.
Динамика структуры портфеля и влияние денежно-кредитной политики
Структура инвестиционного портфеля НПФ в 2024–2025 годах продемонстрировала высокую чувствительность к циклу ужесточения денежно-кредитной политики (ДКП) Банка России. Повышение ключевой ставки сделало инструменты денежного рынка (депозиты, сделки репо) более привлекательными по сравнению с долгосрочными облигациями и акциями, доходность которых в условиях высокой ставки и волатильности снижается.
Тенденция 2024 года (Жесткая ДКП):
В IV квартале 2024 года наблюдалось сокращение доли вложений в корпоративные облигации и акции в пользу инструментов денежного рынка (репо, депозиты).
Этот сдвиг был классической реакцией управляющих на рост волатильности и стремление минимизировать риск, фиксируя высокую краткосрочную доходность.
Тенденция I–II квартала 2025 года (Адаптация):
Во II квартале 2025 года НПФ начали адаптироваться к новым условиям и вновь наращивать объемы вложений в государственные ценные бумаги (ОФЗ) и акции, снижая долю вложений в корпоративный долг. Доля ОФЗ в портфеле ПН выросла до 48,1%. Данная тенденция свидетельствует о том, что управляющие видят потенциал для стабилизации рынка и готовы возвращаться к более долгосрочным, но менее рисковым инструментам, поддерживаемым государством.
Оценка доходности инвестирования в сравнении с инфляцией
Ключевым критерием эффективности деятельности НПФ является обеспечение реальной доходности, то есть превышение полученного инвестиционного дохода над уровнем инфляции.
Анализ финансовых результатов за 2024 год показывает неоднозначную картину:
Показатель доходности (2024 г.) | Средневзвешенная доходность | Медианная доходность |
---|---|---|
Пенсионные накопления (ПН) | 9,0% | 10,1% |
Пенсионные резервы (ПР) | 8,2% | 10,3% |
Инфляция (Индекс потребительских цен) | 9,52% | 9,52% |
Сравнение показывает, что средневзвешенная доходность по ПН (9,0%) и ПР (8,2%) за 2024 год оказалась ниже официального уровня инфляции (9,52%). Это означает, что в среднем НПФ не смогли полностью сохранить покупательную способность пенсионных средств граждан за отчетный год. Однако медианная доходность (10,1% и 10,3%) превысила инфляцию, что указывает на высокую дифференциацию результатов: более половины фондов смогли обеспечить положительную реальную доходность. В 2024 году доходность выше инфляции обеспечили 16 из 25 фондов по ОПС и 24 из 37 фондов по НПО/ПДС.
Долгосрочная проблема:
Наиболее острая проблема заключается в долгосрочном периоде. Накопленная доходность ПН НПФ с начала 2017 года по I квартал 2024 года составила 53,5%. За тот же период накопленная инфляция достигла сопоставимого уровня. Фактически, за более чем семилетний период реального приумножения средств ОПС не произошло. Это подтверждает, что жесткие регуляторные ограничения, направленные на минимизацию риска (и, как следствие, ограничивающие вложения в высокодоходные инструменты), могут приводить к систематическому отставанию от инфляции в периоды высокой ценовой волатильности.
Риск-менеджмент и перспективы развития инвестиционной деятельности НПФ
Ключевой тезис: Современные методики оценки эффективности позволяют точно измерить, насколько управляющие компании справляются с поставленной задачей в условиях жестких регуляторных ограничений.
Методы оценки эффективности управления инвестиционным портфелем
Оценка эффективности управления активами НПФ должна выходить за рамки простого измерения номинальной доходности. Основная задача — понять, насколько полученная доходность оправдывает принятый риск. Для этого в академической и практической среде используются следующие общепринятые методики:
1. Коэффициент Шарпа (Sharpe Ratio)
Этот показатель оценивает скорректированную на риск доходность портфеля, измеряя размер премии за риск, которую получил инвестор за каждую единицу общего (совокупного) риска (волатильности).
Формула:
S = (Rp - Rf) / σp
Где:
- Rp — доходность портфеля НПФ.
- Rf — безрисковая ставка (например, доходность краткосрочных ОФЗ).
- σp — стандартное отклонение доходности портфеля (мера риска).
Чем выше значение коэффициента Шарпа, тем лучше результаты фонда по отношению к принятым рискам.
2. Коэффициент Трейнора (Treynor Ratio)
В отличие от коэффициента Шарпа, Трейнор использует в качестве меры риска не общее стандартное отклонение, а только рыночный (систематический) риск, измеряемый бета-коэффициентом (βp).
Формула:
T = (Rp - Rf) / βp
Этот показатель особенно актуален для оценки эффективности активного управления портфелем относительно рынка в целом.
3. Альфа Дженсена (Jensen’s Alpha)
Альфа Дженсена измеряет сверхдоходность (или недополученную доходность) портфеля по сравнению с тем, что ожидалось бы от портфеля с данным уровнем систематического риска, согласно модели CAPM.
Положительная Альфа Дженсена свидетельствует о том, что управляющий Фондом смог превзойти рынок (получить избыточную доходность) благодаря успешному выбору активов, не связанному с общим движением рынка. Это — прямой индикатор качества работы команды риск-менеджмента.
Ключевые риски и меры их митигации
При управлении долгосрочными активами НПФ сталкиваются с многоуровневой системой рисков, митигация которых является приоритетом для Банка России.
1. Макроэкономические и инфляционные риски:
- Сущность: Высокая волатильность процентных ставок, резкие скачки инфляции (как в 2024 году), геополитическая нестабильность.
- Митигация: Переход к инструментам денежного рынка и ГЦБ в периоды ужесточения ДКП, как это наблюдалось в 2024 году. Главная цель — фиксация доходности, превышающей или хотя бы сравнимой с инфляцией.
2. Регуляторные риски:
- Сущность: Риск неблагоприятного изменения требований Банка России, что может потребовать срочной реструктуризации портфеля.
- Митигация: НПФ вынуждены постоянно мониторить проекты указаний ЦБ РФ и поддерживать портфель с запасом прочности относительно установленных лимитов.
3. Риск концентрации:
- Сущность: Чрезмерная зависимость результатов портфеля от финансового состояния одного эмитента, группы лиц или одного класса активов.
- Митигация: Банк России уделяет этому риску особое внимание. В сентябре 2024 года было анонсировано предложение по уменьшению лимита на вложение в активы одного лица или группы лиц с 10% до 5% от стоимости пенсионных резервов (ПР).
Реализация этого требования запланирована к 2030 году, что даст фондам время на дополнительную диверсификацию.
Перспективы и изменения в инвестиционных возможностях НПФ
Понимание того, что жесткие регуляторные ограничения могут препятствовать получению реальной доходности, побудило Банк России к разработке проектов по либерализации инвестиционных возможностей, особенно для Пенсионных резервов (ПР) (НПО и ПДС).
Проект смягчения правил инвестирования (Актуально н�� 2025 год):
- Расширение списка акций: Проект изменений Банка России от 17 июня 2025 года предусматривает расширение перечня акций, доступных НПФ, с 47 ценных бумаг (акции из Индекса МосБиржи) до примерно 107 ликвидных акций. Добавляются торгуемые на бирже акции эмитентов с кредитным рейтингом. Это позволит НПФ активнее участвовать в росте отечественного фондового рынка и повысит потенциальную доходность.
- Увеличение лимита на высокорисковые активы: ЦБ РФ предлагает увеличить лимит на вложения в высокорисковые активы (например, паи закрытых ПИФов, предназначенных для квалифицированных инвесторов) с 7% до 15% от объема резервов.
Компенсация рисков:
Регулятор планирует, что смягчение инвестиционных лимитов, которое должно вступить в силу с 2027 года, будет компенсировано усилением контроля. В частности, будут ужесточены требования к стресс-тестированию портфелей НПФ. Фонды должны будут доказать, что их повышенный риск не нарушит их способности выполнять долгосрочные обязательства перед вкладчиками. Именно поэтому управляющие должны будут представить убедительные доказательства того, что даже в случае серьезного рыночного шока обязательства перед пенсионерами остаются полностью обеспеченными.
Заключение
Инвестиционный портфель Негосударственных Пенсионных Фондов в Российской Федерации представляет собой уникальное явление, в котором принципы классической теории оптимального портфеля (Марковиц, Шарп) жестко ограничены императивами фидуциарной ответственности и строгим контролем со стороны Банка России.
Основные выводы исследования:
- Сбалансированное регулирование: Правовая база (ФЗ №75-ФЗ, Указания ЦБ РФ № 5343-У и № 4139-У) обеспечивает максимальную сохранность средств, требуя преобладания низкорисковых активов (ГЦБ, высокорейтинговые облигации).
- Драйверы роста: Запуск Программы долгосрочных сбережений (ПДС) стал ключевым катализатором роста сегмента Пенсионных резервов (ПР), стимулировав приток более 291 млрд рублей к середине 2025 года и создав мощный стимул для развития рынка.
- Проблема реальной доходности: Анализ 2024 года показал, что средневзвешенная доходность НПФ (ПН 9,0%, ПР 8,2%) отстала от инфляции (9,52%).
Более того, в долгосрочной перспективе (2017–2024 гг.) накопленная доходность ПН лишь сравнялась с инфляцией, что подчеркивает ключевую проблему: необходимость повышения реальной доходности для клиентов.
- Адаптация к ДКП: Структура портфелей НПФ демонстрирует гибкость, реагируя на ужесточение ДКП в 2024 году переходом в инструменты денежного рынка, а затем, в 2025 году, наращивая долю ОФЗ и акций, что свидетельствует об активном управлении рисками.
- Перспективы либерализации: Банк России предпринимает шаги к повышению инвестиционного потенциала НПФ. Предложения по расширению списка ликвидных акций (до 107 бумаг) и увеличению лимита на высокорисковые активы до 15% (с 2027 года) нацелены на борьбу с инфляционным риском и повышение долгосрочной эффективности. При этом данные изменения будут сопровождаться ужесточением требований к стресс-тестированию и концентрации активов (снижение лимита на одного эмитента до 5% к 2030 году).
Таким образом, управление инвестиционным портфелем НПФ находится на этапе структурной трансформации, балансируя между историческим требованием к консервативности и насущной потребностью в более высокой реальной доходности для выполнения фидуциарных обязательств перед гражданами.
Список использованной литературы
- Батаев, В. В. Состояние системы негосударственных пенсионных фондов России и принципы государственного контроля // Фин. менеджмент. – 2003. – № 5.
- Батаев, В. В., Клевцова, Т. А. У негосударственных пенсионных фондов появляются государственные функции // Сборник материалов. Выпуск 2. Опыт развития рынка / под общ. ред. А. А. Берга. – М.: ИНФОРМ-ЭКОН, 2007.
- Бережной, М. П. Проблемы деятельности НПФ // Пенсионные фонды и инвестиции. – 2005. – № 2.
- Бочкарев, Д. В. Негосударственные пенсионные фонды: автореф. дис. – М., 2000.
- Братчикова, Н. В. Комментарий к Закону «О негосударственных пенсионных фондах». – М.: Юрид. дом «Юстицинформ», 2001.
- Временное положение о порядке регистрации уставов негосударственных пенсионных фондов (утв. Инспекцией негосударственных пенсионных фондов при Минтруда РФ 15 декабря 1994 г.) // Экономика и жизнь. – 1995. – № 2.
- Злобина, Е. А. Комментарий к Федеральному закону от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». – М.: Проспект, 2008.
- Клевцова, Т. Негосударственные пенсионные фонды: правовой и налоговый аспекты // Финансовая газета. – 2009. – № 12.
- Кокорев, Р. А., Трухачев, С. А. Негосударственные пенсионные фонды в России: текущее состояние, проблемы и пути развития. – Информационно-аналитический бюллетень Фонда «Бюро экономического анализа». – 2004. – № 62 (июль).
- Комментарий к Гражданскому кодексу РФ. Часть первая / под ред. Т. Е. Абовой, А. Ю. Кабалкина. – М.: Юрайт-Издат, 2009.
- Михальчук, В. Ю. Риски деятельности НПФ и объединенные гарантийные фонды // Актуальные проблемы негосударственного пенсионного обеспечения. Сборник материалов. Выпуск 1. Обязательное пенсионное страхование. – М.: ИНФОРМ-ЭКОН, 2008.
- Доходность НПФ за 2024 год / Банк России. – URL: https://www.cbr.ru/analytics/npf/npf_results_2024/ (дата обращения: 07.10.2025).
- Какая доходность у НПФ за последние 10 лет / Пенсия PRO. – URL: https://pensiya.pro/dohodnost-npf-za-poslednie-10-let/ (дата обращения: 07.10.2025).
- НПФ в 2024 г. обеспечили средневзвешенную доходность по портфелям пенсионных накоплений 9,0% / НАПФ. – URL: https://napf.ru/analitika/npf-v-2024-g-obespechili-srednevzveshennuyu-dohodnost-po-portfelyam-pensionnyh-nakopleniy-9-0/ (дата обращения: 07.10.2025).
- ЦБ предложил смягчить правила инвестирования для НПФ с 2027 года // Ведомости. – 2025. – 17 июня. – URL: https://www.vedomosti.ru/finance/articles/2025/06/17/1045237-tsb-predlozhil-smyagchit-pravila-investirovaniya-dlya-npf (дата обращения: 07.10.2025).
- КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ АКТИВАМИ НПФ / Евразийский Союз Ученых. – URL: https://euroasia-science.ru/ekonomicheskie-nauki/kriterii-ocenki-effektivnosti-upravleniya-aktivami-npf/ (дата обращения: 07.10.2025).
- Расширяются возможности НПФ по инвестированию пенсионных резервов / Банк России. – URL: https://www.cbr.ru/press/event/?id=15886 (дата обращения: 07.10.2025).
- ОБЗОР КЛЮЧЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ / Банк России. – Декабрь 2024. – URL: https://www.cbr.ru/Collection/Collection/File/49159/npf_overview_2024-12.pdf (дата обращения: 07.10.2025).
- Указание Банка России от 23.09.2016 N 4139-У (ред. от 06.03.2024) «О порядке расчета результатов инвестирования средств пенсионных накоплений…» // КонсультантПлюс. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_205047/ (дата обращения: 07.10.2025).
- Проект Указания Банка России «О внесении изменений в Указание Банка России от 5 декабря 2019 года N 5343-У» (по состоянию на 17 июня 2025 г.) // ГАРАНТ. – URL: https://base.garant.ru/58019672/ (дата обращения: 07.10.2025).
- Законодательные ограничения инвестирования / НПФ Сбербанка. – URL: https://npfsberbanka.ru/disclosure/limits/ (дата обращения: 07.10.2025).
- Пенсионные фонды и коллективные инвестиции / Банк России. – URL: https://www.cbr.ru/financial_market/collective_investment/ (дата обращения: 07.10.2025).
- Статья 25.1. Ограничения при размещении средств пенсионных резервов и инвестировании средств пенсионных накоплений // КонсультантПлюс. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_18210/685c499c33658240f968ef21d60145c22501a520/ (дата обращения: 07.10.2025).
- Модели Марковица и Шарпа весьма эффективны применительно к развитым и стабильно функционирующим фондовым рынкам / ВНИИ труда Минтруда России. – URL: https://vcot.info/upload/iblock/c38/k382m4l4319w8487771y8298v3v1191z.pdf (дата обращения: 07.10.2025).
- ФОРМИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПОРТФЕЛЯ ПО МОДЕЛИ МАРКОВИЦА // КиберЛенинка (Финансовый университет).
– URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-investitsionnogo-portfelya-po-modeli-markovitsa (дата обращения: 07.10.2025).