Страховая пенсия по старости в Российской Федерации: правовое регулирование, методология исчисления и перспективы развития

Курсовая работа

Введение

Пенсионная система Российской Федерации на протяжении последних десятилетий претерпела значительные трансформации, ключевыми этапами которых стали реформы 2015 года (переход от трудовых пенсий к страховым с введением индивидуального пенсионного коэффициента — ИПК) и 2019 года (поэтапное повышение пенсионного возраста).

Эти изменения были продиктованы как необходимостью адаптации к современным экономическим реалиям, так и стремлением обеспечить долгосрочную финансовую устойчивость системы в условиях нарастающего демографического дисбаланса, поскольку без своевременного реагирования на эти вызовы система могла бы утратить свою платежеспособность.

Предметом настоящего исследования является совокупность норм права, регулирующих условия назначения и порядок исчисления страховой пенсии по старости. Объектом выступают общественные отношения, возникающие в процессе реализации конституционного права граждан на социальное обеспечение по старости.

Цель работы — провести глубокий юридико-аналитический обзор действующего правового регулирования страховой пенсии по старости с учетом последних нормативных актов и сложившейся правоприменительной практики.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Раскрыть современную правовую природу страховой пенсии и ее отличия от других видов пенсионного обеспечения.
  2. Проанализировать актуальные условия (возраст, стаж, ИПК) назначения пенсии, установленные Федеральным законом №400-ФЗ от 28.12.2013 г.
  3. Детализировать методологию исчисления размера страховой пенсии, включая механизм формирования ИПК и применения ключевых финансовых параметров на 2025 год.
  4. Выявить типичные проблемы правоприменения, связанные с зачетом страхового стажа, и оценить перспективы развития пенсионной системы в контексте финансовой устойчивости и демографических вызовов.

Данное исследование базируется на методологической основе, включающей диалектический, формально-юридический, сравнительно-правовой и статистический методы анализа, что соответствует требованиям к академическому исследованию в области Права социального обеспечения.

Глава 1. Правовой статус и условия назначения страховой пенсии по старости

Понятие, правовая природа и источники регулирования

Страховая пенсия по старости представляет собой краеугольный камень российской системы обязательного пенсионного страхования (ОПС).

7 стр., 3282 слов

Страховая пенсия по старости в Российской Федерации: нормативно-правовое ...

... 1.2. Основные правовые категории: Страховая пенсия, стаж и ИПК Понимание системы страховых пенсий невозможно без точного определения ключевых терминов, которые формируют каркас пенсионных прав. Страховая пенсия по старости Согласно статье 3 ФЗ ...

Согласно Федеральному закону №400-ФЗ «О страховых пенсиях», это ежемесячная денежная выплата, предназначенная для компенсации застрахованным лицам утраченной заработной платы и иных выплат в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости. Сущностное отличие страховой пенсии заключается в ее компенсационном характере и прямой зависимости права на получение от участия гражданина в системе ОПС.

Источником финансирования страховой пенсии являются не напрямую федеральный бюджет, а средства бюджета Социального фонда России (СФР), формируемые преимущественно за счет обязательных страховых взносов, уплачиваемых работодателями. Это подчеркивает ее страховую природу: право на выплату возникает при условии, что в течение трудовой деятельности гражданин и/или его работодатель формировали его индивидуальные пенсионные права.

С точки зрения доктрины Права социального обеспечения, ключевым моментом является презумпция утраты трудоспособности: наступление пенсионного возраста, при наличии требуемого стажа и ИПК, автоматически влечет право на пенсию, и гражданину не требуется доказывать фактическую утрату заработка. Что это означает для гражданина? Это гарантирует, что при выполнении формальных критериев он защищен от необходимости доказывать свою неспособность работать.

Отличия от иных видов пенсий:

Признак сравнения Страховая пенсия по старости Социальная пенсия Государственная пенсия
Правовая природа Компенсация утраченного заработка (страховой риск) Социальная помощь (гарантия минимального дохода) Компенсация за особые заслуги или вред здоровью
Условие назначения Страховой стаж и ИПК Отсутствие права на страховую пенсию Принадлежность к особой категории граждан (военнослужащие, пострадавшие в ЧС)
Финансирование Бюджет СФР (страховые взносы) Федеральный бюджет Федеральный бюджет
Возраст назначения Повышенный (65/60 лет, с учетом переходного периода) Назначается на 5 лет позже возраста для страховой пенсии Определяется особыми условиями

Ключевые условия назначения на общих основаниях

Право на страховую пенсию по старости (на общих основаниях) возникает при одновременном соблюдении трех ключевых критериев, установленных статьей 8 Федерального закона №400-ФЗ:

  1. Достижение общеустановленного возраста.
  2. Наличие требуемой продолжительности страхового стажа.
  3. Накопление минимальной величины индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК).

Последние реформы ввели поэтапное повышение требований к стажу и ИПК, а также возраста.

Актуальные числовые параметры на 2025 год

Для назначения страховой пенсии по старости, если бы не действовали переходные положения о возрасте (см. ниже), гражданину необходимо иметь:

  • Страховой стаж: не менее 15 лет.
  • Минимальный ИПК (пенсионные баллы): не менее 30 баллов.

Достижение минимально необходимого страхового стажа (15 лет) и минимального ИПК (30 баллов) является обязательным цензом, который подтверждает участие гражданина в системе ОПС на протяжении достаточного времени. Если эти условия не соблюдены, гражданин имеет право только на социальную пенсию, назначаемую в более позднем возрасте.

Особенности пенсионного обеспечения в переходный период (Реформа 2019) и досрочное назначение

В соответствии с Федеральным законом №350-ФЗ от 03.10.2018 г., установившим поэтапное повышение пенсионного возраста, общеустановленный возраст к 2028 году достигнет 65 лет для мужчин и 60 лет для женщин.

Переходный период 2025 года:

Из-за принципа поэтапного повышения и «шага» в полтора-два года, в 2025 году на общих основаниях, то есть по достижении нового возраста, на пенсию не выходит ни одна категория граждан. Следующий выход на общих основаниях запланирован только на 2026 год (мужчины 1962 г.р. в 64 года, женщины 1967 г.р. в 59 лет).

Досрочное назначение страховой пенсии:

Законодательство сохраняет и расширяет ряд оснований для досрочного выхода на пенсию, которые позволяют определенным категориям граждан оформить пенсионное обеспечение раньше достижения общеустановленного возраста:

  1. По длительному стажу: Граждане, имеющие значительную продолжительность страхового стажа, могут выйти на пенсию на два года ранее достижения нового общеустановленного пенсионного возраста (но не ранее 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин).
    • Требуемый стаж: 42 года для мужчин и 37 лет для женщин.
  2. Для многодетных матерей: Женщины, родившие и воспитавшие детей до достижения ими возраста 8 лет, имеют право на досрочное назначение пенсии при наличии минимального стажа и ИПК:
    • С пятью и более детьми: 50 лет.
    • С четырьмя детьми: 56 лет.
    • С тремя детьми: 57 лет.

Глава 2. Методология исчисления размера страховой пенсии

Формула расчета и актуальные числовые параметры на 2025 год

Методология исчисления размера страховой пенсии по старости, введенная реформой 2015 года, полностью основана на индивидуальном пенсионном коэффициенте (ИПК).

Это позволило отойти от сложной системы, основанной на стаже и заработной плате, к более прозрачной балльной системе.

Размер страховой пенсии (СП) определяется путем суммирования накопленных пенсионных коэффициентов, умноженных на их стоимость, и фиксированной выплаты (ФВ).

При этом формула расчета выглядит следующим образом:

СП = ИПК × СИПК + ФВ

Где:

  • СП — размер страховой пенсии.
  • ИПК — сумма всех накопленных индивидуальных пенсионных коэффициентов.
  • СИПК — стоимость одного индивидуального пенсионного коэффициента.
  • ФВ — фиксированная выплата к страховой пенсии.

Актуальные параметры на 2025 год:

Государство ежегодно индексирует ключевые финансовые параметры, чтобы поддерживать покупательную способность пенсий. Согласно прогнозным данным, с 1 января 2025 года установлены следующие значения:

Параметр Значение (руб.) Основание
Стоимость одного ИПК (СИПК) 145,69 Ежегодная индексация выше уровня инфляции
Размер фиксированной выплаты (ФВ) 8 907,70 Ежегодная индексация

Пример расчета минимальной пенсии (2025 год):

Рассчитаем размер пенсии для гражданина, который минимально выполнил требования для выхода на пенсию в 2025 году (то есть накопил ровно 30 ИПК):

Минимальная СП = 30 × 145,69 рубля + 8 907,70 рубля = 4 370,70 рубля + 8 907,70 рубля = 13 278,40 рубля.

Механизм формирования индивидуального пенсионного коэффициента

ИПК (пенсионный балл) — это показатель, отражающий объем пенсионных прав, сформированных гражданином. Его величина напрямую зависит от суммы уплаченных за него страховых взносов.

Расчет годового ИПК производится по формуле, которая соотносит сумму фактически уплаченных страховых взносов с максимальной суммой взносов, уплачиваемых с предельной величины базы для начисления страховых взносов, и умножается на 10.

Чем выше официальная заработная плата гражданина, тем больше страховых взносов поступает в СФР и тем больше ИПК он зарабатывает за год. Для обеспечения справедливости и финансовой устойчивости системы, законодательно установлен максимальный годовой ИПК. Начиная с 2021 года, максимальное значение годового ИПК составляет 10,0.

Для достижения этого максимума в 2025 году необходимо, чтобы годовая заработная плата превышала установленную Правительством РФ предельную базу для исчисления страховых взносов, которая в 2025 году составляет 2 759 000 рублей. Если доход превышает эту сумму, взносы с суммы превышения не идут на формирование страховой пенсии, и, следовательно, не увеличивают ИПК.

Учет "нестраховых" периодов и правоприменительный выбор

Федеральный закон №400-ФЗ предусматривает включение в страховой стаж и начисление ИПК за так называемые «нестраховые» периоды — социально значимые периоды, в течение которых гражданин фактически не работал и за него не уплачивались взносы, но которые признаются государством как общественно полезные.

К таким периодам относятся:

  1. Военная служба по призыву.
  2. Отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет (но не более шести лет в общей сложности).
  3. Уход за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или лицом, достигшим 80 лет.

За каждый полный год такого периода начисляется фиксированный ИПК:

Нестраховой период ИПК за полный год
Воинская служба по призыву 1,8
Уход за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом, лицом 80+ 1,8
Уход за первым ребенком до 1,5 лет 1,8
Уход за вторым ребенком до 1,5 лет 3,6
Уход за третьим и последующими детьми до 1,5 лет 5,4

Правоприменительный выбор:

Критически важный аспект возникает, когда нестраховой период (например, отпуск по уходу за ребенком) совпадает с периодом работы, за который работодатель уплачивал страховые взносы. В этом случае, согласно законодательству, гражданину предоставляется право выбора, какие пенсионные баллы учесть при назначении пенсии:

  • Баллы, начисленные за работу (на основе фактических взносов);
  • Баллы, начисленные за нестраховой период (фиксированное значение 1,8, 3,6 или 5,4).

Сотрудники СФР обязаны при назначении пенсии провести расчет по обоим вариантам и учесть тот, который дает гражданину более высокий размер пенсии. Разве не для этого и создавалась система ИПК, чтобы максимально учесть интересы застрахованного лица?

Стимулирующие механизмы: отсрочка назначения и добровольные взносы

Государство стимулирует граждан к более позднему обращению за пенсией после возникновения права на нее, а также предоставляет возможность добровольно увеличить свой пенсионный капитал.

1. Повышающие коэффициенты за отсрочку

Если гражданин, имеющий право на пенсию, не обращается за ней, размер его ИПК и фиксированной выплаты ежемесячно увеличивается за счет применения премиальных повышающих коэффициентов (KИПК и KФВ).

Например, при отсрочке обращения на 5 полных лет (60 месяцев) повышающие коэффициенты достигают значения 1,36.

Эффект отсрочки:

Если бы наш минимальный пенсионер (СП = 13 278,40 руб.) отложил выход на пенсию на 5 лет, размер его пенсии увеличился бы следующим образом:

СП (через 5 лет) = (30 ИПК × 1,36) × 145,69 руб. + (8 907,70 руб. × 1,36) = 5 944,15 руб. + 12 114,47 руб. = 18 058,62 рубля.

(Рост на 36% при сохранении актуальных параметров 2025 года).

2. Добровольные взносы

Граждане, не имеющие официальной работы (например, самозанятые, временно неработающие) или желающие увеличить будущую пенсию, могут добровольно уплачивать страховые взносы в СФР, чтобы заработать дополнительный стаж и ИПК.

Параметры добровольных взносов (2025 год):

Минимальный добровольный взнос, необходимый для зачета одного года страхового стажа, рассчитывается как 22% от одного МРОТ, умноженного на 12. В 2025 году этот минимальный взнос составляет 59 241,60 рубля, за который начисляется 0,975 ИПК.

Максимально возможный добровольный взнос в 2025 году ограничен суммой, в 8 раз превышающей минимальный взнос, и составляет 473 932,80 рубля, за который можно получить 7,8 ИПК.

Глава 3. Проблемы правоприменения и перспективы развития пенсионной системы

Типичные проблемы правоприменения и оспаривание решений СФР

Несмотря на детализированное законодательное регулирование, процесс назначения страховой пенсии по старости часто сопровождается конфликтами и спорами, которые в большинстве случаев сводятся к вопросу зачета страхового стажа или подтверждения заработка для конвертации пенсионных прав, накопленных до 2002 года.

Основные причины отказа СФР:

  • Недостаточность требуемого минимального страхового стажа (15 лет).
  • Недостаточность минимальной величины ИПК (30 баллов).

Сложности доказывания стажа (90-е годы):

Особую правоприменительную проблему представляет подтверждение периодов работы, осуществленной до введения системы персонифицированного учета (т.е. до 2002 года).

В период массовых преобразований, банкротств и нерегулярной уплаты взносов в 1990-х годах, многие предприятия не сохранили архивные документы или записи в трудовых книжках были оформлены некорректно.

В таких случаях граждане вынуждены обращаться в суд для установления юридического факта работы и обязания СФР включить спорные периоды в страховой стаж. Судебная практика, включая обзоры Верховного Суда РФ, занимает позицию защиты пенсионных прав граждан, если факт работы подтверждается косвенными доказательствами (свидетельскими показаниями, ведомостями, приказами о приеме/увольнении).

Это дает гражданам мощный инструмент для восстановления справедливости, когда формальные документы утеряны.

Проблема незачета периода учебы:

Устойчивая судебная практика, основанная на строгом толковании ФЗ №400-ФЗ, исключает периоды обучения в высших и средних специальных учебных заведениях из страхового стажа, поскольку это не является периодом работы или иной деятельности, за которую уплачивались страховые взносы. Исключения составляют лишь те случаи, когда законодательство прямо предусматривало включение учебы в стаж (что характерно для старого советского законодательства), однако для назначения страховой пенсии по старости такие периоды не засчитываются.

Финансовая устойчивость и демографические вызовы (Юридико-экономический анализ)

Необходимость пенсионной реформы 2019 года была вызвана не только экономическими причинами, но и острым демографическим давлением. Сокращение доли трудоспособного населения и рост числа пенсионеров ставят под угрозу принцип солидарности поколений, на котором основана распределительная часть пенсионной системы.

Демографический дисбаланс: В условиях, когда коэффициент замещения (соотношение пенсионеров к работающим) ухудшается, для поддержания адекватного размера пенсий требуется либо резкое повышение страховых взносов, либо значительное увеличение трансфертов из федерального бюджета. Иначе говоря, без этих мер, нагрузка на работающее население становится чрезмерной, а пенсионные выплаты — недостаточными.

Финансовая зависимость СФР:

Анализ бюджета Социального фонда России (СФР) на 2025 год демонстрирует, что, несмотря на усилия по повышению собираемости взносов и повышению пенсионного возраста, система сохраняет существенную зависимость от федеральной казны.

Согласно утвержденным параметрам, общий объем доходов СФР в 2025 году составит 16,623 трлн рублей. При этом объем межбюджетных трансфертов из федерального бюджета достигнет 4,022 трлн рублей.

Удельный вес трансфертов в доходах СФР (2025):

Трансферты (%) = (Объем трансфертов / Общий объем доходов СФР) × 100%

Трансферты (%) = (4,022 трлн руб. / 16,623 трлн руб.) × 100% ≈ 24,2%

Тот факт, что почти четверть доходной части СФР обеспечивается за счет прямых вливаний из федерального бюджета, свидетельствует о дефиците пенсионной системы и подчеркивает ее гибридный характер, сочетающий страховые и государственные гарантии.

Основные направления и прогнозные перспективы развития

Главная цель государства, сформулированная после реформы 2019 года, — обеспечение роста доходов пенсионеров, превышающего инфляцию, для поддержания их покупательной способности и снижения уровня бедности.

Основные направления развития:

  1. Продолжение индексации выше инфляции: Планы правительства предусматривают, что стоимость пенсионного коэффициента (СИПК) будет расти темпами, опережающими прогнозный уровень потребительских цен.
  2. Повышение прозрачности системы: Дальнейшая цифровизация и внедрение электронных сервисов СФР (СФР.Госуслуги) для упрощения процесса назначения пенсии и повышения осведомленности граждан о своих пенсионных правах.
  3. Стимулирование накопительных механизмов: Перезапуск добровольных накопительных систем (например, через негосударственные пенсионные фонды) для снижения нагрузки на распределительную часть системы.

Прогнозные показатели СИПК на 2027 год:

Для подтверждения курса на опережающий рост пенсий, заложены следующие прогнозные значения стоимости одного ИПК:

Дата индексации Прогнозная стоимость СИПК (руб.)
1 января 2025 года 145,69
1 февраля 2027 года 163,03
1 апреля 2027 года 168,57

Планируемое двойное повышение ИПК в 2027 году демонстрирует долгосрочное намерение правительства увеличить вес страховой составляющей в структуре пенсионного обеспечения, что является ключевым элементом для обеспечения финансовой устойчивости системы в долгосрочной перспективе, чего, по сути, и добивались инициаторы последних реформ.

Заключение

Страховая пенсия по старости в Российской Федерации представляет собой сложный правовой и экономический институт, регулируемый, прежде всего, Федеральным законом №400-ФЗ. Современная система, сформированная реформами 2015 и 2019 годов, отошла от чистой распределительной модели, приняв черты комбинированной, где право на выплату жестко привязано к индивидуальным пенсионным коэффициентам (ИПК), накопленным за счет страховых взносов.

Ключевые выводы по правовому регулированию и исчислению:

  1. Правовая природа страховой пенсии — это компенсация утраченного заработка, финансируемая преимущественно за счет ОПС, что принципиально отличает ее от государственных и социальных пенсий.
  2. Назначение пенсии в 2025 году требует соблюдения строгих условий: не менее 15 лет страхового стажа и не менее 30 ИПК.
  3. Методология исчисления четко формализована: СП = ИПК × 145,69 руб. + 8 907,70 руб. (параметры 2025 г.).
  4. Система предусматривает стимулирующие механизмы (повышающие коэффициенты за отсрочку) и учитывает социально значимые нестраховые периоды, предоставляя гражданам право выбора наиболее выгодного расчета ИПК при совпадении периодов.

Оценка результатов реформ и перспективы:

Пенсионные реформы, особенно повышение возраста, были непопулярными, но необходимыми мерами для купирования нарастающего демографического кризиса. Однако юридико-экономический анализ показывает, что система остается финансово уязвимой: доля межбюджетных трансфертов в доходах СФР составляет значительные 24,2% (2025 г.).

Это указывает на то, что устойчивость системы в значительной степени поддерживается за счет федерального бюджета.

Дальнейшее совершенствование законодательства должно быть направлено на повышение реального размера пенсий (через опережающую индексацию ИПК, как запланировано до 2027 года) и на упрощение процедур доказывания стажа, особенно для граждан, трудовая деятельность которых пришлась на период до введения персонифицированного учета. Научное исследование в данной области должно сосредоточиться на анализе эффективности накопительного элемента и дальнейшего снижения финансовой зависимости СФР от государственного бюджета.

Список использованной литературы

  1. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России: Учебник. 2-е изд., испр. и перераб. М.: Издательство БЕК, 2002. 560 с.
  2. Долженкова Г. Д. Право социального обеспечения: конспект лекций. М.: Юрайт-Издат, 2007. 187 с.
  3. Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 28.02.2025) «О страховых пенсиях» // LegalActs.ru. URL: https://legalacts.ru/doc/FZ-400-2013/ (дата обращения: 08.10.2025).
  4. Какие бывают пенсии в России: кому положены выплаты и на каких условиях // Sberbank.com. URL: https://www.sberbank.com/ (дата обращения: 08.10.2025).
  5. ОТЛИЧИЯ СТРАХОВОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПЕНСИЙ // Chistopol.tatarstan.ru. URL: http://chistopol.tatarstan.ru/ (дата обращения: 08.10.2025).
  6. Условия выхода на пенсию в 2025 году // Mfckbr.ru. URL: https://mfckbr.ru/ (дата обращения: 08.10.2025).
  7. Страховая пенсия в 2025 году: условия назначения и размеры выплат // Mail.ru. URL: https://mail.ru/ (дата обращения: 08.10.2025).
  8. Страховые и государственные пенсии – в чем отличие? // Torbeevo-rm.ru. URL: http://torbeevo-rm.ru/ (дата обращения: 08.10.2025).
  9. Разница между страховой и социальной пенсией // Sfr.gov.ru. URL: https://sfr.gov.ru/ (дата обращения: 08.10.2025).
  10. Какие пенсии существуют // Gosuslugi.ru. URL: https://www.gosuslugi.ru/ (дата обращения: 08.10.2025).
  11. Страховая пенсия в 2025 году // Xn—d1aqf.xn--p1ai. URL: http://xn--d1aqf.xn--p1ai/ (дата обращения: 08.10.2025).
  12. Как формируется и рассчитывается будущая пенсия // Sfr.gov.ru. URL: https://sfr.gov.ru/ (дата обращения: 08.10.2025).
  13. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Cyberleninka.ru. URL: https://cyberleninka.ru/ (дата обращения: 08.10.2025).
  14. В 2027 году вырастет стоимость пенсионного коэффициента // Xn—d1aqf.xn--p1ai. URL: http://xn--d1aqf.xn--p1ai/ (дата обращения: 08.10.2025).
  15. Пенсионный возраст и увеличенный стаж для выхода на пенсию в 2025 году // Glavbukh.ru. URL: https://www.glavbukh.ru/ (дата обращения: 08.10.2025).
  16. Данные для лиц, имеющих право на страховую пенсию по старости по достижении соответствующего возраста // Consultant.ru. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 08.10.2025).
  17. Решение по делу № 2-1014/2023 // Sudrf.ru. URL: https://sudrf.ru/ (дата обращения: 08.10.2025).
  18. Страховая пенсия // Sfr.gov.ru. URL: https://sfr.gov.ru/ (дата обращения: 08.10.2025).
  19. Современные тенденции и перспективы развития пенсионного законодательства // Sfr.gov.ru. URL: https://sfr.gov.ru/ (дата обращения: 08.10.2025).
  20. Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ // Kremlin.ru. URL: http://kremlin.ru/ (дата обращения: 08.10.2025).
  21. Пенсионный балл с 2025 года: стоимость и влияние на пенсию // 26-2.ru. URL: https://26-2.ru/ (дата обращения: 08.10.2025).
  22. Статья 8. Условия назначения страховой пенсии по старости // Garant.ru. URL: https://www.garant.ru/ (дата обращения: 08.10.2025).
  23. «Пенсионная реформа в России: каких результатов ждать от непопулярных мер?» // Obsfr.ru. URL: https://obsfr.ru/ (дата обращения: 08.10.2025).
  24. Судебное делопроизводство (дело № 88-34907/2023) // Sudrf.ru. URL: https://sudrf.ru/ (дата обращения: 08.10.2025).
  25. Пенсионная реформа-2019: детерминанты, последствия, альтернативы // Cyberleninka.ru. URL: https://cyberleninka.ru/ (дата обращения: 08.10.2025).
  26. Страховой стаж для досрочной пенсии // Consultant.ru. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 08.10.2025).
  27. Как увеличить пенсию в 2025 году. Собрали 13 способов // Banki.ru. URL: https://www.banki.ru/ (дата обращения: 08.10.2025).
  28. Российская пенсионная система в контексте долгосрочных вызовов и национальных целей развития // Hse.ru. URL: https://www.hse.ru/ (дата обращения: 08.10.2025).
  29. Как оспорить отказ в пенсии: Включение недостающих рабочих периодов в стаж // Samara-news.ru. URL: https://samara-news.ru/ (дата обращения: 08.10.2025).
  30. Рост пенсий быстрее инфляции: в России могут увеличить пенсионный коэффициент // Ura.news. URL: https://ura.news/ (дата обращения: 08.10.2025).
  31. О назначении досрочной пенсии в связи с длительным стажем (Дело № 33-3150/2023) // Uloblsud.ru. URL: https://uloblsud.ru/ (дата обращения: 08.10.2025).
  32. Степанов А.Г. Все о пенсиях. URL: http://fictionbook.ru/author/alekseyi_gennadevich_stepanov/vse_o_pensiyah/read_online.html?page=1 (дата обращения: 08.10.2025).
  33. Пенсионный фонд. Раздел о пенсиях. URL: http://www.ypensioner.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=1937:2011-07-17-18-01-54&catid=206&Itemid=219 (дата обращения: 08.10.2025).