Эпоха реформ в российском социальном страховании достигла своего апогея в период 2023–2025 годов, кардинально изменив учетный ландшафт для всех хозяйствующих субъектов. Если до 2017 года компании взаимодействовали с четырьмя фондами, а до 2023 года — с тремя, то с 1 января 2023 года произошла беспрецедентная консолидация: Пенсионный фонд России (ПФР) и Фонд социального страхования (ФСС) были объединены в единый Социальный Фонд России (СФР).
Этот мощный административный сдвиг совпал с введением Единого Социального Взноса (ЕСВ), унифицированного тарифа и единой предельной базы, что теоретически должно упростить расчеты, но на практике требует от бухгалтеров глубокого переосмысления методологии, начиная от Плана счетов и заканчивая формами отчетности (РСВ и ЕФС-1).
И что из этого следует? Для бизнеса это означает не просто смену реквизитов, но повышение рисков штрафов, связанных с ошибками в персонифицированных данных и нарушением жестких сроков информационного обмена с СФР.
Данное исследование имеет своей целью не просто описать произошедшие изменения, но и провести академический, глубокий анализ современной нормативно-правовой базы, разработать корректную методологию бухгалтерского учета (особенно в части счета 69) и предложить научно обоснованную систему внутреннего контроля, способную минимизировать риски в условиях сложного проактивного механизма выплат пособий СФР.
Глава 1. Теоретико-правовые основы и современная архитектура системы социального страхования в РФ
Эволюция системы: от ПФР/ФСС к Социальному Фонду России (СФР)
Реформа социального страхования, кульминацией которой стало создание Социального Фонда России (СФР) 1 января 2023 года, является ответом государства на запрос об унификации и цифровизации административных процессов. Ранее разрозненные функции Пенсионного фонда (ОПС) и Фонда социального страхования (ВНиМ) были объединены под эгидой СФР.
Юридическим фундаментом, закрепившим эту трансформацию, стал Федеральный закон от 14.07.2022 № 236-ФЗ «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации». Создание СФР преследовало две основные цели:
- Снижение административной нагрузки: Работодатели получили единого оператора для сдачи большей части персонифицированной отчетности и взаимодействия по вопросам страхования.
- Повышение эффективности выплат: Переход к проактивному (беззаявительному) механизму начисления пособий.
В то время как в обиходе часто используется термин «Единый Социальный Взнос» (ЕСВ), с юридической точки зрения речь идет о совокупности страховых взносов (СВ) на обязательное пенсионное страхование (ОПС), обязательное медицинское страхование (ОМС) и обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ВНиМ), которые уплачиваются по единому тарифу. Администрированием этих взносов занимается Федеральная Налоговая Служба (ФНС) с момента их консолидации, поэтому в практическом учете нужно четко разделять администраторов.
Модель Бисмарка: Критический анализ финансовой устойчивости и ...
... что усиливает мотивацию к труду. Принцип Самоуправления (Корпоративизм). Фонды социального страхования (больничные кассы, пенсионные фонды) не являются прямыми государственными структурами, а управляются на ... касаются пересмотра пенсионного возраста. Актуальное обсуждение, начавшееся в октябре 2025 года, демонстрирует остроту проблемы. Научный консультативный совет при Федеральном министерстве ...
Нормативно-правовое регулирование расчетов по страховым взносам в 2023–2025 гг.
Фундаментальной правовой основой для исчисления и уплаты страховых взносов в Российской Федерации служит Глава 34 Налогового кодекса РФ. Именно НК РФ определяет объект обложения, базу для исчисления, тарифы, порядок и сроки уплаты СВ.
Ключевые законодательные акты, регулирующие систему расчетов в 2023–2025 годах, представлены в таблице:
| Нормативный акт | Сфера регулирования | Примечание (Актуальность 2025 г.) |
|---|---|---|
| Глава 34 Налогового кодекса РФ | Порядок исчисления и уплаты СВ (ОПС, ОМС, ВНиМ), единый тариф, предельная база, налоговая отчетность (РСВ). | Фундамент расчета ЕСВ, администрируемого ФНС. |
| Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ | Общие правила ведения бухгалтерского учета, в т.ч. учета обязательств. | Определяет необходимость корректного и полного отражения расчетов по счету 69. |
| Федеральный закон от 14.07.2022 № 236-ФЗ | Создание СФР, его функции и структура. | Закрепляет архитектуру нового объединенного Фонда. |
| Федеральный закон от 22.12.2005 № 179-ФЗ | Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний («на травматизм»). | Взносы регулируются и администрируются СФР отдельно от ЕСВ. |
| Постановление Правительства РФ от 31.10.2024 № 1457 | Установление Единой предельной величины базы для исчисления СВ на 2025 год. | Критический документ для расчета взносов с учетом лимитов. |
Концепция и механизм проактивных выплат пособий
Одним из наиболее значимых нововведений, изменивших роль бухгалтера в расчетах по социальному обеспечению, стал проактивный механизм выплат.
Суть механизма: Система перешла от заявительного принципа (когда работник подавал документы работодателю, а тот направлял их в фонд) к беззаявительному. Большинство пособий (по временной нетрудоспособности, по беременности и родам) теперь назначаются и выплачиваются СФР напрямую застрахованному лицу, минуя работодателя.
Роль работодателя в СЭДО (Социальный Электронный Документооборот):
Работодатель остается ключевым звеном в передаче сведений. Процесс строится следующим образом:
- Медицинская организация формирует и направляет в СФР электронный листок нетрудоспособности (ЭЛН).
- СФР автоматически уведомляет работодателя об открытии, продлении или закрытии ЭЛН через систему СЭДО.
- Получив уведомление, работодатель обязан в течение 3 рабочих дней направить в СФР недостающие сведения, необходимые для расчета пособия (например, сведения о стаже, периодах работы, величине среднего заработка).
- СФР, получив эти данные, рассчитывает и перечисляет пособие напрямую работнику.
Таким образом, если раньше бухгалтер рассчитывал и выплачивал всю сумму пособия (за исключением части, выплачиваемой за счет работодателя), а затем ожидал возмещения, то теперь его основная задача — оперативно обмениваться информацией с СФР через СЭДО, что требует высочайшей дисциплины и соблюдения жестких сроков. Какой важный нюанс здесь упускается? Упускается то, что пропуск этого трехдневного срока может привести к задержке выплаты пособия работнику и, соответственно, к административным штрафам и репутационным рискам для самой организации.
Глава 2. Методология учета и исчисления страховых взносов по единому тарифу
Актуальные тарифы и применение единой предельной базы на 2025 год
Корректное исчисление страховых взносов в 2025 году требует строгого соблюдения нормативов, установленных Главой 34 НК РФ и ежегодными постановлениями Правительства РФ.
1. Единая Предельная Величина Базы (ЕПВБ):
На 2025 год, согласно Постановлению Правительства РФ от 31.10.2024 № 1457, установлена Единая предельная величина базы для исчисления СВ в размере 2 759 000 рублей нарастающим итогом в отношении каждого застрахованного лица.
2. Общий Единый Тариф СВ:
Единый тариф, объединяющий взносы на ОПС, ОМС и ВНиМ, применяется дифференцированно:
| Величина выплат | Единый Тариф СВ |
|---|---|
| Не превышает ЕПВБ (2 759 000 руб.) | 30,0% |
| Превышает ЕПВБ (свыше 2 759 000 руб.) | 15,1% |
Важное методологическое замечание: Расчет СВ ведется нарастающим итогом с начала года по каждому работнику. Как только совокупная база выплат превышает 2 759 000 рублей, применяется пониженная ставка 15,1% ко всей сумме превышения. При этом многие бухгалтеры забывают, что корректное применение ставки 15,1% требует ежедневного мониторинга базы.
Особенности применения пониженных тарифов (МСП, IT-сектор)
Законодательство РФ предусматривает ряд пониженных тарифов для поддержки определенных категорий бизнеса. Их применение усложняет учет, поскольку требует порогового расчета.
1. Пониженный тариф для субъектов МСП (Малого и Среднего Предпринимательства):
Согласно статье 427 НК РФ, субъекты МСП могут применять пониженный тариф к части выплат, превышающей федеральный МРОТ.
- МРОТ на 1 января 2025 года: 22 440 рублей (Федеральный закон от 29.10.2024 № 365-ФЗ).
- Правило расчета: Пониженный тариф применяется к части ежемесячных выплат, превышающей 1,5 МРОТ.
Расчет порогового значения:
1,5 × 22 440 руб. = 33 660 руб.
Схема расчета для МСП:
| База исчисления | Тариф СВ (ОПС, ОМС, ВНиМ) |
|---|---|
| Выплаты, не превышающие 1,5 МРОТ (33 660 руб.) | 30,0% |
| Выплаты, превышающие 1,5 МРОТ (свыше 33 660 руб.) | 15,0% |
Примечание: При превышении общей Единой предельной базы (2 759 000 руб.) применяется тариф 15,1% или 15% соответственно, но поскольку тариф 15% для МСП ниже, чем 15,1%, на практике он используется до конца года, при условии, что выплата превышает пороговое значение 1,5 МРОТ.
2. Пониженный тариф для IT-компаний:
Для аккредитованных IT-компаний при соблюдении условий о доле доходов и численности, установлен наиболее льготный тариф.
- Тариф с 2025 года: 7,6% (применяется к общей сумме выплат).
- Важное изменение: Этот тариф применяется как в пределах, так и сверх Единой предельной базы. Ранее действовавший нулевой тариф для выплат сверх базы был отменен.
Организация аналитического учета расчетов по счету 69
Для обеспечения методологической корректности и возможности формирования отчетности (РСВ для ФНС и ЕФС-1 для СФР), необходимо четко структурировать активно-пассивный счет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению».
Рекомендуется использовать следующую детализированную структуру субсчетов, позволяющую разделять администраторов (ФНС и СФР) и виды взносов:
| Рекомендуемый субсчет | Назначение | Администратор |
|---|---|---|
| 69.един | Учет начисления страховых взносов по единому тарифу (ОПС, ОМС, ВНиМ). | ФНС |
| 69.травм | Учет начисления взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев и профзаболеваний. | СФР |
| 69.пособ | Учет расчетов по социальному страхованию, связанных с пособиями и расходами, подлежащими возмещению. | СФР |
Такая детализация критически важна, поскольку взносы по единому тарифу (69.един) уплачиваются через Единый Налоговый Платеж (ЕНП) в ФНС, в то время как взносы «на травматизм» (69.травм) уплачиваются отдельным платежным поручением непосредственно в СФР. Мы должны спросить себя: можно ли позволить себе не вести такой детальный учет, учитывая, что ФНС и СФР теперь требуют совершенно разной информации?
Глава 3. Практические аспекты бухгалтерских проводок и отчетности в условиях реформы
Типовые бухгалтерские проводки по начислению и уплате ЕСВ
Бухгалтерский учет начисления страховых взносов отражает увеличение обязательств предприятия и включение этих расходов в себестоимость продукции, работ или услуг (или в расходы на продажу).
1. Начисление страховых взносов по единому тарифу (ЕСВ):
| Дебет | Кредит | Содержание операции | Сумма |
|---|---|---|---|
| Дт 20, 25, 26, 44 | Кт 69.един | Начислены страховые взносы по единому тарифу (ОПС, ОМС, ВНиМ) на выплаты работникам. | Расчетная сумма 30% / 15,1% |
2. Начисление взносов «на травматизм»:
| Дебет | Кредит | Содержание операции | Сумма |
|---|---|---|---|
| Дт 20, 25, 26, 44 | Кт 69.травм | Начислены взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев (по тарифу класса риска). | Расчетная сумма (0,2% – 8,5%) |
3. Уплата ЕСВ через Единый Налоговый Платеж (ЕНП):
С 2023 года обязательства по ЕСВ отражаются на Едином налоговом счете (ЕНС), который учитывается на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам» (субсчет ЕНП).
| Дебет | Кредит | Содержание операции |
|---|---|---|
| Дт 69.един | Кт 68 субсчет «ЕНП» | Перенос обязательства по страховым взносам на ЕНС. |
| Дт 68 субсчет «ЕНП» | Кт 51 | Перечисление Единого налогового платежа в бюджет. |
Отражение в учете социальных пособий и исключительных возмещаемых выплат
Проактивный механизм выплат кардинально изменил учет пособий. Поскольку СФР перечисляет большую часть пособий напрямую работнику, счет 69 используется работодателем в ограниченном объеме.
1. Пособие по временной нетрудоспособности (ВНиМ):
Работодатель обязан выплатить пособие только за первые три дня болезни (ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ).
| Дебет | Кредит | Содержание операции |
|---|---|---|
| Дт 20 (26, 44) | Кт 70 | Начислено пособие по временной нетрудоспособности за счет средств работодателя (первые 3 дня). |
| Дт 70 | Кт 51 | Выплачено пособие работнику. |
Начисление пособия за счет СФР (начиная с 4-го дня) в учете организации не отражается, так как денежный поток идет напрямую от СФР к работнику, а не через счета работодателя.
2. Исключительные возмещаемые выплаты (СФР):
Некоторые выплаты, связанные с социальным обеспечением, по-прежнему могут осуществляться работодателем с последующим возмещением СФР, и требуют использования субсчета 69.пособ:
- Оплата дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом.
- Расходы на предупредительные меры по охране труда.
| Дебет | Кредит | Содержание операции |
|---|---|---|
| Дт 69.пособ | Кт 70, 73 | Начисление оплаты дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом. |
| Дт 70, 73 | Кт 51 | Выплата работнику. |
| Дт 51 | Кт 69.пособ | Поступление возмещения от СФР. |
Анализ требований к актуальным формам отчетности (РСВ и ЕФС-1)
В 2023–2025 годах работодатели обязаны представлять отчетность по страховым взносам в две инстанции: в ФНС (Расчет по страховым взносам) и в СФР (Единая форма сведений ЕФС-1).
А. Расчет по страховым взносам (РСВ)
РСВ сдается ежеквартально в ФНС (Приказ ФНС от 13.09.2024 № ЕД-7-11/739@).
| Отчетный период | Срок представления | Назначение |
|---|---|---|
| Квартал, полугодие, 9 месяцев, год | Не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным периодом | Расчет сумм страховых взносов по единому тарифу (ОПС, ОМС, ВНиМ) |
Ключевые разделы РСВ:
- Раздел 1: Сводные данные об обязательствах по ЕСВ.
- Подраздел 1 Раздела 1: Расчет СВ по единому тарифу.
- Раздел 3: Персонифицированные сведения о застрахованных лицах, включая данные о выплатах и исчисленных СВ.
Изменения с 2025 года: Уточнены правила отражения сведений о лицах, работающих по договорам гражданско-правового характера (ГПХ), что требует особого внимания при заполнении Раздела 3. В частности, введена отдельная строка для детализации таких выплат.
Б. Единая форма сведений (ЕФС-1)
ЕФС-1 сдается в СФР (Приказ СФР от 17.11.2023 № 2281) и является консолидированной формой, заменившей СЗВ-ТД, СЗВ-СТАЖ, 4-ФСС и ДСВ-3.
| Подраздел | Содержание сведений | Срок представления |
|---|---|---|
| Подраздел 1.1 (Сведения о трудовой деятельности) | Прием, увольнение, заключение/расторжение договора ГПХ | Не позднее следующего рабочего дня |
| Подраздел 1.1 (Сведения о трудовой деятельности) | Перевод, переименование, установление второй/новой профессии | Не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным |
| Раздел 2 | Сведения о взносах на травматизм (бывшая 4-ФСС) | Ежеквартально, не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом |
| Подраздел 1.2 (Сведения о страховом стаже) | Сведения о стаже (аналог СЗВ-СТАЖ) | Ежегодно, не позднее 25 января года, следующего за отчетным |
Проблемная зона при заполнении ЕФС-1 заключается в необходимости отслеживания различных сроков сдачи для разных подразделов, что значительно повышает риск ошибки и наложения штрафов. В этой связи, система внутреннего контроля должна включать обязательную календаризацию и автоматизированное оповещение о приближении каждого критического срока.
Глава 4. Проблемные зоны, судебная практика и совершенствование внутреннего контроля
Анализ спорных выплат: границы объекта обложения страховыми взносами
Несмотря на кажущу��ся унификацию, на практике сохраняется острая проблема определения объекта обложения страховыми взносами, особенно в отношении компенсационных выплат.
Согласно статье 420 НК РФ, объектом обложения СВ признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и договоров ГПХ. При этом статья 422 НК РФ содержит исчерпывающий перечень выплат, не подлежащих обложению. Спорные ситуации возникают, когда компенсационные выплаты фактически маскируют оплату труда.
Судебный прецедент (Определение ВС РФ № 306-ЭС23-25757 от 04.03.2024):
Верховный Суд РФ регулярно рассматривает споры, связанные с компенсациями за использование личного имущества работников (например, автомобиля или телефона).
В упомянутом Определении Суд подтвердил позицию налогового органа о доначислении СВ в случае, если: 1) Размер компенсации не подтвержден документально (чеками, путевыми листами, договорами); 2) Размер компенсации не соответствует экономически обоснованным расходам и, фактически, привязан к производственным результатам или установлен в фиксированной ежемесячной сумме, не зависящей от реального использования имущества.
Вывод для бухгалтера: Для исключения риска доначисления СВ, необходимо строго документировать все компенсационные выплаты, четко разделять их от заработной платы и иметь подтверждающие документы, обосновывающие фактические расходы работника. И что из этого следует? Следует, что отсутствие первичных документов, доказывающих производственную необходимость и фактический размер расхода, превращает компенсацию в скрытую часть заработной платы, которая облагается ЕСВ в полном объеме.
Разработка риск-ориентированной программы внутреннего контроля расчетов с СФР
Внедрение проактивного механизма и ЕНП требует пересмотра системы внутреннего контроля, смещая акцент с «правильности расчета» на «своевременность и полноту передачи сведений».
Предлагается следующая риск-ориентированная программа контроля:
| Риск | Мера внутреннего контроля | Критический срок | Инструмент контроля |
|---|---|---|---|
| Нарушение срока подачи сведений для пособий (Проактив) | Установление регламента оперативного (в течение 1 рабочего дня) получения уведомлений СФР через СЭДО. | 3 рабочих дня для подачи «Сведений о застрахованном лице» (Приказ СФР № 643) | Журнал регистрации входящих запросов СФР и исходящих ответов. |
| Некорректное применение тарифов | Ежемесячная сверка совокупной базы выплат по каждому сотруднику с Единой предельной базой (2 759 000 руб.). | Ежемесячно | Автоматизированный расчет в учетной системе. |
| Риск доначисления СВ на компенсации | Введение обязательной визы юриста/финансового директора на всех внутренних документах (приказы, положения) о компенсационных выплатах, которые не являются прямым возмещением расходов. | При утверждении положения | Проверка обоснованности и непроизводственного характера выплаты. |
| Ошибки в персонифицированной отчетности (ЕФС-1) | Внедрение двойного контроля и обязательной внешней проверки отчетности с использованием программ СФР (перед сдачей по ТКС). | До 25-го числа отчетного периода, до следующего рабочего дня (для кадровых событий). | Программное обеспечение для проверки формата (ТКС-оператор). |
| Проблемы с ЕНП | Ежемесячная сверка сальдо ЕНС с ФНС и контроль за своевременной подачей Уведомлений об исчисленных суммах СВ. | Сроки уплаты (28-е число) и уведомления (25-е число). | Сверка с личным кабинетом налогоплательщика. |
Пути автоматизации учета и контроля за актуальностью нормативной базы
В условиях постоянных законодательных изменений (2023–2025 гг.) ручной учет расчетов по социальному страхованию становится не только трудозатратным, но и высокорисковым. Автоматизация выступает не просто удобством, но и требованием методологической корректности. Почему же многие компании до сих пор используют устаревшие методы, игнорируя прямой путь к минимизации ошибок?
1. Использование специализированного бухгалтерского ПО (например, «1С:Бухгалтерия», SAP):
Современные учетные системы обеспечивают:
- Актуализацию нормативов: Автоматическое обновление тарифов и предельных баз (2 759 000 руб. на 2025 год) сразу после публикации Постановлений Правительства РФ.
- Сложный расчет тарифов: Корректное применение пониженных ставок (например, 15% для МСП к выплатам свыше 1,5 МРОТ), включая пороговый расчет, который сложно отслеживать вручную.
- Формирование проводок: Автоматическое создание проводок с использованием детализированных субсчетов (69.един, 69.травм), что обеспечивает разделение обязательств ФНС и СФР.
2. Интеграция с информационными системами СФР и ФНС:
Ключевым фактором повышения контроля является прямое подключение к СЭДО через операторов электронного документооборота (Контур, СБИС и др.).
Это позволяет:
- Автоматически получать ЭЛН: Мгновенное уведомление об открытии/закрытии больничного.
- Формировать ответы СФР: Оперативно создавать и отправлять сведения о застрахованном лице, минимизируя риск пропуска 3-дневного срока.
- Проверка отчетности: Использование внутренних контрольных соотношений и программ проверки СФР, встроенных в системы ТКС, для предотвращения логических и форматных ошибок в ЕФС-1 и РСВ до их фактической отправки.
Заключение
Реформа социального страхования 2023–2025 годов, выразившаяся в создании СФР, консолидации взносов в ЕСВ и переходе к проактивному механизму выплат, стала одним из самых значительных событий для отечественного бухгалтерского учета за последнее десятилетие. В условиях проактивного взаимодействия с фондом, способность учетного аппарата быстро адаптироваться к новым правилам приобретает критическое значение.
Основные выводы исследования:
- Нормативно-правовая база консолидирована, но сложна: Несмотря на единый тариф, система регулируется множеством актов (Глава 34 НК РФ, ФЗ № 236-ФЗ, ФЗ № 179-ФЗ), что требует от бухгалтеров постоянного мониторинга законодательства.
- Учетная методология требует детализации: Для обеспечения прозрачности расчетов и разделения обязательств перед ФНС (ЕСВ, ЕНП) и СФР (взносы на травматизм, пособия) необходимо использовать детализированный аналитический учет на счете 69 с выделением субсчетов 69.един, 69.травм и 69.пособ.
- Роль бухгалтера трансформировалась: В условиях проактивного механизма ключевая функция бухгалтера сместилась от расчета и выплаты пособий к оперативному информационному взаимодействию с СФР через СЭДО, требуя строгого соблюдения критических сроков.
- Риски контроля возросли: Наиболее острыми проблемными зонами остаются юридически спорные выплаты (компенсации, которые могут быть переквалифицированы в оплату труда) и риск нарушения сроков при работе с проактивным механизмом (3-дневный срок подачи сведений о застрахованном лице).
Предложения по оптимизации и совершенствованию:
Предложенная риск-ориентированная программа внутреннего контроля, основанная на внедрении строгих процедур проверки сроков в СЭДО и методологическом контроле спорных выплат с учетом новейшей судебной практики (Определение ВС РФ № 306-ЭС23-25757), является эффективным инструментом минимизации штрафных санкций. Полная автоматизация учета с использованием специализированного ПО и ТКС-операторов обеспечивает не только корректность применения актуальных тарифов (30%/15,1% и пониженных тарифов МСП/IT), но и гарантию сдачи отчетности (РСВ, ЕФС-1) в требуемом формате и установленные сроки.
Эффективность реформы СФР и ЕСВ для предприятия в конечном счете зависит от способности учетного аппарата быстро адаптироваться к новым правилам, перестроив систему внутреннего контроля в соответствии с требованиями цифровой и проактивной среды.
Список использованной литературы
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ).
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (с послед. изм. и доп.).
- Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (с послед. изм. и доп.).
- Федеральный закон от 14.07.2022 № 236-ФЗ «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации».
- Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (с послед. изм. и доп.).
- Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (с послед. изм. и доп.).
- Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (с послед. изм. и доп.).
- Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (с послед. изм. и доп.).
- Постановление Правительства РФ от 24.12.2007 N 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» (с послед. изм. и доп.).
- Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению» (с послед. изм. и доп.).
- Авдеев, В. В. Пособия по социальному страхованию // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2011. №7.
- Алексеева, Г. И. Расчеты с работниками по выплате пособий // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2014. №20.
- Алексеева Г.И., Богомолец С. Р., Алавердова Т. П. Бухгалтерский учет: учебник. М. : МФПУ Синергия, 2013. 720 c.
- Беспалов, М. В. Особенности расчета и начисления взносов на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование в 2014 г. // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2014. №5.
- Бурлакова, О. В. О системе нормативного регулирования бухгалтерской финансовой отчетности в Российской Федерации // Вестник ОГУ. 2013. №8(157).
- Кек-Манджиева, З. В. Учет и внутренний контроль расчетов по оплате труда в организации // Актуальные вопросы экономических наук. 2015. №42.
- Мощенко, О. В., Усанов, А. Ю. Основные проблемы по формированию отчетной информации о состоянии и движении обязательств по социальному страхованию и обеспечению // Все для бухгалтера. 2011. №2.
- Овчаров, А. О., Матвеев, В. А. Совершенствование методики расчета страховых тарифов в системе государственного социального страхования в условиях экономической нестабильности // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2015. №23 (257).
- Саркисян, С.С., Еремина, Н. В. Учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению // Инновационная наука. 2015. №5-1.
- Семенихин, В. В. Дебиторская и кредиторская задолженность: бухгалтерский учет расчетов // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2012. №12. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/debitorskaya-i-kreditorskaya-zadolzhennost-buhgalterskiy-uchet-raschetov (дата обращения: 02.04.2017).
- НК РФ Статья 8. Понятие налога, сбора, страховых взносов [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс.
- Страховые взносы [Электронный ресурс] // Федеральная налоговая служба России (nalog.gov.ru).