На 1 сентября 2025 года внутренний государственный долг Российской Федерации достиг беспрецедентного уровня в 26 триллионов 835 миллиардов 95 миллионов рублей, а внешний долг, наоборот, сократился до минимума за 19 лет, составив 290,393 миллиарда долларов США. Эти цифры красноречиво свидетельствуют о трансформации подходов к управлению государственными финансами и растущей роли государственного кредита в современной российской экономике. В условиях постоянно меняющейся глобальной экономической конъюнктуры, санкционного давления и внутренних вызовов, государственный кредит становится не просто инструментом покрытия бюджетного дефицита, но и мощным рычагом макроэкономического регулирования, способным влиять на финансовую стабильность, инвестиционный климат и социальное благополучие страны.
Актуальность настоящего исследования обусловлена необходимостью всестороннего анализа сущности государственного кредита, его форм, методов управления и макроэкономических последствий в контексте современных реалий Российской Федерации. В условиях возрастающего значения государственных заимствований для финансовой системы страны, глубокое понимание механизмов их функционирования и воздействия на экономику приобретает стратегическое значение. Недостаточное внимание к этим вопросам может привести к неверным управленческим решениям и усилению системных рисков.
Проблема исследования заключается в сложности и многогранности института государственного кредита, а также в наличии теоретических и практических пробелов в его понимании и регулировании, что требует систематизации знаний и актуализации данных для выработки эффективных рекомендаций.
Объектом исследования выступают экономические отношения, возникающие в процессе формирования и использования государственного кредита в Российской Федерации.
Предметом исследования являются сущность, виды, принципы, формы и методы управления государственным кредитом, а также его текущая динамика и влияние на финансовую систему и инвестиционный климат России.
Цель работы — разработка комплексного исследования сущности, видов, принципов, форм и методов управления государственным кредитом в Российской Федерации, а также анализ его текущей динамики и влияния на финансовую систему.
Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
- Раскрыть теоретические подходы к пониманию государственного кредита, его места в системе финансов и актуальные научные дискуссии.
- Детально рассмотреть нормативно-правовую базу, регулирующую государственный кредит, и классифицировать его формы и инструменты.
- Представить актуальный анализ динамики и структуры государственного долга РФ, а также рассмотреть применяемые методы управления.
- Оценить влияние активного использования государственного кредита на финансовую стабильность и инвестиционный климат РФ, учитывая современные экономические условия.
- Провести глубокий сравнительный анализ регулирования и управления государственным долгом в США, Китае и Германии, выявив применимый для России опыт.
Структура работы включает введение, пять глав, последовательно раскрывающих теоретические и практические аспекты государственного кредита, заключение с выводами и рекомендациями, а также список использованных источников.
Государственный кредит и долг в Российской Федерации: Теоретико-правовые ...
... "государственный кредит", "государственный заем" и "государственный долг" не являются синонимами, а представляют собой последовательные этапы развития финансово-правовых отношений. В соответствии с Бюджетным кодексом Российской ... и иных кредитных организаций. Синдицированные кредиты российских банков. Эта структуризация крайне важна, так как управление каждым видом обязательств требует различных ...
Методологическая основа исследования базируется на системном подходе, методах анализа и синтеза, индукции и дедукции, статистического анализа, а также сравнительно-правового и исторического методов. Использованы нормативно-правовые акты Российской Федерации, научные монографии, статьи из рецензируемых журналов и официальные данные Министерства финансов РФ и Центрального банка РФ.
Глава 1. Теоретические основы и сущность государственного кредита в Российской Федерации
Взгляд на государственный кредит в Российской Федерации неизбежно начинается с его фундаментального определения, которое, казалось бы, должно быть однозначным, но на деле порождает множество дискуссий, поскольку это не просто финансовая операция, а сложный комплекс экономических отношений, где государство выступает в трех ипостасях: заемщика, кредитора или гаранта, что делает государственный кредит одним из самых гибких и в то же время неоднозначных инструментов государственного регулирования экономики.
Понятие, признаки и функции государственного кредита
По своей сути, государственный кредит – это совокупность экономических отношений, возникающих между государством (в лице его органов власти и управления) и различными субъектами, включая юридические и физические лица внутри страны, а также иностранные государства и международные организации. В этих отношениях государство может принимать на себя роль заемщика, привлекая временно свободные денежные средства для финансирования своих расходов, роль кредитора, предоставляя займы другим субъектам, или роль гаранта, обеспечивая выполнение обязательств третьих сторон.
Ключевыми характеристиками, отличающими государственный кредит от других финансовых операций, являются:
- Добровольность: Участие в государственных заимствованиях, как правило, основывается на свободном волеизъявлении кредиторов, хотя в истории встречались и принудительные формы.
- Возвратность: Основная сумма и проценты по государственному кредиту подлежат обязательному возврату, что отличает его от безвозвратных бюджетных ассигнований.
- Срочность: Государственный кредит всегда предоставляется на определенный срок, по истечении которого обязательства должны быть погашены.
- Платность: За использование привлеченных средств государство, как правило, выплачивает проценты, что является платой за пользование кредитом.
Государственный кредит выполняет несколько важнейших функций, каждая из которых отражает его многогранное воздействие на экономику страны:
Управление кредитным риском и обеспечение возвратности кредитов ...
... реального влияния регулятора на качество активов. Динамика и факторы роста проблемных кредитов (NPL 90+) в российском банковском секторе Несмотря на общее оздоровление банковского сектора, в розничном ... NPL (Non-Performing Loans) — неработающие кредиты, под которыми обычно понимаются ссуды с просрочкой платежа свыше 90 дней (NPL 90+). В российском контексте классификация неработающих активов строго ...
1. Распределительная функция. Эта функция проявляется в перераспределении финансовых ресурсов в экономике.
- Формирование централизованных денежных фондов: Государство привлекает средства для формирования бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, что является жизненно важным для обеспечения государственных функций.
- Покрытие дефицита бюджета: В современных условиях государственные займы являются вторым по значимости, после налогов, источником формирования бюджета и финансирования его расходов. Они позволяют покрывать временные кассовые разрывы и структурный дефицит.
- Перераспределение финансов: Государство может перераспределять привлеченные средства между субъектами РФ, обеспечивая сбалансированное развитие регионов.
2. Регулирующая функция. Государственный кредит является мощным инструментом воздействия на макроэкономические процессы.
- Воздействие на денежное обращение: Путем эмиссии или выкупа государственных ценных бумаг государство может регулировать объем денежной массы в обращении.
- Влияние на уровень процентных ставок: Объемы государственных заимствований и доходность государственных ценных бумаг оказывают прямое влияние на процентные ставки на денежном рынке и рынке капиталов, формируя ориентиры для коммерческого сектора.
- Стимулирование или сдерживание производства и занятости: Привлеченные средства могут быть направлены на финансирование государственных программ, инфраструктурных проектов, что способствует росту производства и созданию новых рабочих мест, или, наоборот, при чрезмерном заимствовании может вытеснять частные инвестиции.
3. Контрольная функция. Эта функция обеспечивает дисциплину и эффективность в управлении государственными финансами.
- Обеспечение полноты и своевременности погашения обязательств: Государство обязано строго контролировать исполнение своих долговых обязательств, чтобы поддерживать доверие кредиторов.
- Эффективное и целевое использование привлеченных средств: Контроль за расходованием заемных средств позволяет обеспечить их максимальную отдачу и предотвратить нецелевое использование.
Место государственного кредита в финансовой системе и дискуссионные вопросы
Государственный кредит, как экономическая категория, находится на пересечении двух ключевых областей денежных отношений – финансов и кредита, вбирая в себя черты обеих. Это звено финансовой системы, которое обслуживает процессы формирования и использования централизованных денежных фондов государства, то есть бюджетов и внебюджетных фондов всех уровней. В этом смысле, он тесно интегрирован в государственные финансы, будучи одним из ключевых источников их пополнения.
Актуальный анализ государственной социальной политики РФ в отношении ...
... в Российской Федерации базируется на принципах обязательного пенсионного страхования и государственного социального обеспечения. Ее правовой фундамент составляют ключевые федеральные законы, ... обеспечение: Назначение и выплата всех видов пенсий (страховых, социальных, по государственному обеспечению). Социальное страхование: Обеспечение по обязательному социальному страхованию (больничные, ...
Однако, несмотря на очевидную значимость, в российской научной литературе отмечается недостаточная исследованность вопроса места и роли государственных кредитов в финансовой системе страны. Это проявляется в отсутствии единого мнения по ряду ключевых теоретических и практических вопросов. Например, активно дискутируется само понятие «государственный кредит» и его взаимосвязь с такими, казалось бы, близкими, но все же отличными категориями, как «государственный долг» и «бюджетный кредит».
- Государственный кредит – это процесс привлечения и использования государством заемных средств, а также предоставления им кредитов и гарантий. Он описывает активную деятельность государства на кредитном рынке.
- Государственный долг – это совокупность накопленных и непогашенных обязательств государства, возникших в результате осуществления государственного кредита. Это результат, следствие кредитной деятельности.
- Бюджетный кредит – это форма государственного кредита, когда государство (или субъект РФ, муниципальное образование) предоставляет денежные средства юридическим лицам или другим публично-правовым образованиям на возвратной и возмездной основе из бюджета. То есть, это одна из форм, в которой государство выступает кредитором.
Размытость границ и нечеткость в определениях приводят к практическим сложностям в правоприменении и анализе. Например, когда речь идет о макроэкономическом воздействии, часто смешиваются последствия самого кредитного процесса (привлечение средств) и последствия накопленного долга (обслуживание, влияние на ставки).
Проблемы правовой регламентации института государственного кредита
Наряду с теоретическими дискуссиями, существуют и существенные проблемы в правовой регламентации института государственного кредита в России. Несмотря на наличие базовых норм в Конституции РФ и Бюджетном кодексе РФ, отсутствует комплексный, всеобъемлющий законодательный акт, который бы системно регулировал все аспекты государственного кредита.
Основные проблемы правовой регламентации:
- Отсутствие законодательного закрепления базовых аспектов: Многие фундаментальные понятия, принципы и механизмы государственного кредита не имеют четкого и исчерпывающего определения в федеральном законодательстве. Это создает правовую неопределенность, затрудняет толкование и применение норм, а также открывает простор для различных подзаконных актов, которые не всегда формируют единую и непротиворечивую систему.
- Дискуссия о месте государственного кредита в системе финансового права: Вопрос о том, является ли государственный кредит исключительно публично-правовым институтом или имеет элементы частного права, остается открытым. С одной стороны, государство как суверен устанавливает правила заимствования и регулирует рынок государственных ценных бумаг (ГЦБ), что является сферой публичного права. С другой стороны, отношения по договору государственного займа с частными лицами регулируются положениями гражданского законодательства, что указывает на наличие частноправовых элементов. Эта "двойственность" усложняет формирование единой правовой доктрины и практики.
- Фрагментарность регулирования: Правовое регулирование государственного кредита осуществляется целым рядом нормативно-правовых актов различного уровня – от Конституции и Бюджетного кодекса до федеральных законов, постановлений Правительства и актов Центрального банка. Эта фрагментарность приводит к потенциальным коллизиям, дублированию норм или, наоборот, к пробелам в регулировании.
В свете этих проблем многие исследователи и практики предлагают разработку отдельного Федерального закона РФ «О государственном кредите Российской Федерации». Такой закон мог бы комплексно урегулировать все аспекты этого института, включая:
Государственный долг и кредит Российской Федерации: Анализ динамики, ...
... финансово-правовые отношения, возникающие в процессе формирования и обслуживания государственного долга Российской Федерации. Объектом исследования являются конкретные инструменты и стратегии управления госдолгом, ... разработка и глубокий анализ теоретических основ и практики управления государственным кредитом и государственным долгом РФ, а также оценка эффективности выбранных инструментов и ...
- Единое определение понятия «государственный кредит» и его соотношения с «государственным долгом» и «бюджетным кредитом».
- Четкое закрепление принципов государственного кредитования.
- Систематизацию форм и видов государственных займов и гарантий.
- Порядок эмиссии, обращения и погашения государственных ценных бумаг.
- Правовые основы управления государственным долгом.
- Полномочия различных органов власти в сфере государственного кредита.
Принятие такого закона позволило бы устранить существующие пробелы и противоречия, повысить прозрачность и предсказуемость в сфере государственных заимствований, а также укрепить правовую основу финансовой системы России.
Глава 2. Правовое регулирование и формы государственного кредита в Российской Федерации
Система государственного кредита в Российской Федерации представляет собой сложный механизм, эффективно функционирующий благодаря строгому правовому регулированию. Этот механизм охватывает как внутренние, так и внешние заимствования, а также предоставление гарантий, являясь ключевым элементом государственной финансовой политики, при этом без чёткого законодательного акта, риски правовой неопределённости возрастают, как мы увидели в предыдущей главе.
Нормативно-правовая база государственного кредита
Правовую основу государственного кредита в России формирует многоуровневая система нормативно-правовых актов. Венцом этой системы является Конституция Российской Федерации, которая закладывает фундаментальные принципы. Согласно части 4 статьи 75 Конституции РФ, государственные займы выпускаются в порядке, определяемом федеральным законом, и размещаются на добровольной основе. Это положение гарантирует добровольность участия граждан и организаций в государственных заимствованиях, что является краеугольным камнем доверия к государственному кредиту.
Основным нормативным актом, детально регулирующим государственный и муниципальный долг, является Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ), в частности, его Глава 14. БК РФ устанавливает общий порядок и принципы осуществления государственных заимствований, а также механизмы погашения и обслуживания государственного долга.
Особое внимание следует уделить ряду статей БК РФ, которые регламентируют ключевые аспекты государственного кредита:
- Статья 125 БК РФ определяет Программу предоставления государственных кредитов. Этот документ представляет собой перечень предоставленных и/или предоставляемых государственных финансовых и экспортных кредитов на очередной финансовый год и плановый период. Она является важным инструментом планирования и контроля за кредитной деятельностью государства как кредитора.
- Статья 115 БК РФ признает государственные и муниципальные гарантии как способ обеспечения гражданско-правовых обязательств. Эти гарантии позволяют государству поддерживать важные проекты и субъекты экономики, принимая на себя риски заемщиков.
- Правительство РФ наделено правом принимать решения о предоставлении государственных гарантий РФ в форме акта Правительства РФ, но строго в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год и плановый период. Это подчеркивает бюджетную дисциплину и подконтрольность процесса выдачи гарантий.
Регулирование государственных внешних заимствований и международного кредитования имеет свои особенности. Статья 6 БК РФ определяет внешний долг как обязательства, выраженные в иностранной валюте. Статья 108 БК РФ детализирует Программу государственных внешних заимствований РФ, которая является перечнем всех внешних заимствований на очередной финансовый год и плановый период, с разделением на несвязанные (финансовые) и целевые иностранные заимствования.
Согласно статье 103 БК РФ, государственные внешние заимствования РФ понимаются как привлечение заемных средств в федеральный бюджет путем размещения государственных ценных бумаг и в форме кредитов от кредитных организаций, иностранных государств, международных финансовых организаций и иных субъектов международного права, а также иностранных юридических лиц, по которым возникают долговые обязательства, выраженные в иностранной валюте.
Важную роль в регулировании договора государственного займа играет Гражданский кодекс РФ, в частности статья 817. ��на устанавливает общие правила, применимые к отношениям займа, когда одной из сторон выступает Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование.
Отдельного внимания заслуживает роль Центрального банка Российской Федерации (Банка России). Федеральный закон от 02.12.1990 N 394-1 «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» устанавливает его статус, задачи, функции, полномочия и принципы деятельности. В контексте государственного кредита Банк России выступает генеральным агентом по обслуживанию государственного внутреннего долга и активно регулирует рынок государственных ценных бумаг, выполняя функции по их размещению, погашению и выплате доходов.
Наконец, практические аспекты предоставления государственных кредитов иностранным государствам регулируются подзаконными актами, таким как Постановление Правительства РФ от 16.09.2020 N 1456-50, которое утверждает Правила предоставления Российской Федерацией государственных кредитов иностранным государствам-заемщикам.
Классификация форм государственного кредита и государственные ценные бумаги
Государственный кредит, будучи многофункциональным инструментом, проявляется в различных формах, которые можно классифицировать по нескольким критериям.
По источникам заемных средств:
- Внутренний государственный кредит: В этом случае кредиторами выступают граждане, юридические и физические лица, а также кредитные организации, расположенные внутри страны. Этот вид кредита формирует внутренний государственный долг.
- Внешний (международный) государственный кредит: Здесь кредиторами являются иностранные граждане, институции, государства или международные организации (например, МВФ, Всемирный банк).
Он формирует внешний государственный долг.
По уровню заемщика:
- Централизованный государственный кредит: Заемщиком выступает Российская Федерация в лице федеральных органов власти (например, Министерство финансов РФ).
- Субфедеральный (региональный) кредит: Заемщиками являются субъекты Российской Федерации.
- Муниципальный кредит: Заемщиками выступают местные органы власти.
Основной и наиболее распространенной формой государственного кредита являются государственные займы. Они реализуются преимущественно через эмиссию государственных ценных бумаг.
Государственные ценные бумаги (ГЦБ) являются ключевым инструментом внутренних заимствований. Эмитентом этих бумаг выступает государство в лице Министерства финансов РФ. ГЦБ используются для решения целого ряда государственных задач:
- Финансирование дефицита государственного бюджета.
- Покрытие кассовых разрывов в бюджете.
- Привлечение средств для финансирования крупных инвестиционных проектов.
- Рефинансирование и погашение ранее выпущенных государственных ценных бумаг.
Среди ГЦБ особо выделяются Облигации федерального займа (ОФЗ). Они выпускаются Министерством финансов РФ и являются наиболее ликвидным и распространенным инструментом на российском рынке государственного долга. ОФЗ делятся на несколько видов, отличающихся условиями выплаты дохода и погашения:
- ОФЗ-ПД (с постоянным доходом): Предполагают фиксированный купонный доход, который выплачивается регулярно в течение всего срока обращения облигации.
- ОФЗ-ПК (с переменным купонным доходом): Доход по таким облигациям привязан к рыночной процентной ставке, чаще всего к ставке RUONIA (индикатор межбанковского рынка).
Это позволяет защитить инвесторов от инфляции и изменения процентных ставок.
- ОФЗ-ИН (с индексируемым номиналом): Номинальная стоимость этих облигаций индексируется на уровень инфляции, что обеспечивает защиту капитала инвесторов от обесценения. Купонный доход также рассчитывается от индексированного номинала.
- ОФЗ-АД (с амортизацией долга): Погашение основной суммы долга по этим облигациям происходит частями в течение срока их обращения, а не единовременно в конце срока.
Важно отметить, что долговые обязательства Российской Федерации, выраженные в государственных ценных бумагах, обеспечиваются всем имуществом, находящимся в собственности государства, что придает им высокий уровень надежности.
Кроме государственных займов, формой долговых обязательств являются государственные гарантии Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальные гарантии. Они выступают как способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, позволяя государству косвенно поддерживать стратегически важные отрасли или предприятия.
Процедура эмиссии ценных бумаг в России строго регламентируется Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» и Федеральным законом «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг». Кроме того, ключевую регулирующую и контролирующую роль в этом процессе играет Банк России, который устанавливает стандарты, регистрирует выпуски и обеспечивает прозрачность рынка.
Глава 3. Динамика, структура и методы управления государственным долгом Российской Федерации (2020-2025 гг.)
Период с 2020 по 2025 годы стал для Российской Федерации временем значительных экономических трансформаций, что нашло прямое отражение в динамике и структуре государственного долга. В условиях геополитической напряженности, санкционного давления и необходимости финансирования приоритетных государственных программ, управление государственным долгом стало одним из центральных элементов макроэкономической политики.
Динамика и структура государственного долга Российской Федерации (2020-2025 гг.)
Внутренний государственный долг России в рассматриваемый период демонстрировал устойчивый и существенный рост. Эта тенденция обусловлена необходимостью финансирования дефицита федерального бюджета, который формировался под влиянием как внешних, так и внутренних факторов.
Давайте проследим эту динамику в конкретных цифрах:
Дата | Объем внутреннего государственного долга РФ, трлн руб. |
---|---|
01.01.2020 | 10,172 |
01.01.2021 | 14,790 |
01.01.2022 | 16,486 |
01.01.2023 | 18,781 |
01.01.2024 | 20,813 |
01.01.2025 | 23,742 |
01.09.2025 | 26,836 |
Как видно из таблицы, за неполные шесть лет внутренний государственный долг увеличился более чем в 2,6 раза. На 1 сентября 2025 года он достиг своего максимального значения, что свидетельствует об активном использовании внутренних заимствований как основного источника финансирования государственных расходов. А ведь это означает, что потребность в ликвидности для бюджета постоянно возрастает, что налагает определённые риски на финансовую систему.
В структуре внутреннего государственного долга по состоянию на 01.10.2025 г. государственные ценные бумаги составили внушительные 26 триллионов 657 миллиардов 399 миллионов рублей. Это подтверждает, что ОФЗ остаются ключевым инструментом для привлечения средств на внутреннем рынке. Дополнительно, государственные гарантии Российской Федерации в валюте РФ составили 602 миллиарда 459 миллионов 543,8 тысяч рублей на 01.09.2025 г., что также является существенной частью долговых обязательств.
Параллельно с ростом внутреннего долга, наблюдалась противоположная тенденция во внешнем долге России. К 1 января 2025 года он сократился до 290,393 миллиарда долларов США, что является минимумом за 19 лет. Это на 8,7% (или 27,5 миллиарда долларов США) ниже показателя предыдущего года (317,893 миллиарда долларов США).
Анализ структуры внешнего долга показывает следующие изменения:
- Долговая нагрузка органов госуправления (собственно госдолг) в 2024 году сократилась наиболее значительно – на 42,5%, с 32,710 млрд долларов США до 18,817 млрд долларов США. Это обусловлено уменьшением объема российских суверенных ценных бумаг в распоряжении нерезидентов, что является прямым следствием геополитических событий и санкционного давления.
- Внешний долг Центрального банка и российских банков к 1 января 2025 года уменьшился символически – с 94,757 млрд долларов США до 94,427 млрд долларов США.
- Корпоративный долг отечественных компаний («прочие секторы»), несмотря на снижение на 7% (с 190,426 млрд долларов США до 177,149 млрд долларов США), по-прежнему оставался наиболее значительным сегментом внешних обязательств.
Сокращение внешней задолженности было обусловлено снижением задолженности по суверенным ценным бумагам (как в национальной, так и в иностранной валютах) и уменьшением обязательств прочих секторов по привлеченным кредитам и займам.
Отношение государственного долга к ВВП у России на 2023 год составило 14,90%, что является одним из самых низких показателей среди крупных экономик мира. Министр финансов РФ Антон Силуанов заявил, что в 2025 году Минфин продолжит наращивать госдолг выше планового уровня, но не ожидает «больших дисбалансов для бюджета», подчеркивая, что российский госдолг «чуть меньше, может, 15% от валового внутреннего продукта (ВВП)». Это свидетельствует о контролируемом подходе к управлению долгом и наличии значительного запаса прочности.
Ключевой тенденцией является снижение доли внешнего долга и соответствующий рост доли внутреннего долга в общей структуре государственного долга РФ. На 1 января 2025 года объем государственного внутреннего долга РФ составил 23,74 трлн рублей, а его доля в общем объеме госдолга РФ увеличилась с 81,3% до 81,8% за 2024 год. Согласно закону о федеральном бюджете, прогнозировалось, что доля внутреннего долга в общем объеме госдолга составит 81,6% в 2023 году, 82,4% в 2024 году и 83,5% в 2025 году. При этом на 1 января 2025 года внешний госдолг РФ составил 52,109 млрд долларов США (или 49,9 млрд евро).
Эта структурная перестройка отражает стратегию по уменьшению зависимости от внешних рынков капитала и опоре на внутренние источники финансирования.
Методы управления государственным долгом в России
Управление государственным долгом – это сложный и непрерывный процесс, направленный на достижение двух основных целей: минимизация расходов на его обслуживание и оптимизация структуры долга таким образом, чтобы обеспечить его устойчивость и соответствие макроэкономическим задачам страны. В России применяются как традиционные, так и специфические методы управления государственными обязательствами.
Основными методами управления государственным долгом являются:
- Рефинансирование: Этот метод предполагает погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов. Это позволяет перераспределить долговую нагрузку во времени, избежать пиковых выплат и, при благоприятной рыночной конъюнктуре, снизить стоимость обслуживания долга за счет привлечения новых займов по более низким процентным ставкам или на более длительный срок. В российской практике рефинансирование преимущественно осуществляется через пролонгацию обязательств – отсрочку выплаты основной суммы и процентов путем обмена старых ценных бумаг на новые или выпуска новых займов для погашения старых. Однако такие методы, как капитализация долга (перепродажа государственных облигаций частным инвесторам) и секьюритизация долга (перепродажа долговых обязательств посредникам), для государственного долга в российской практике применяются реже или носят преимущественно теоретический характер, в отличие от корпоративного или ипотечного кредитования.
- Конверсия: Исторически конверсия могла включать изменение условий погашения, например, товарными поставками. В современной российской практике конверсия государственного долга проявляется преимущественно через реструктуризацию путем обмена одних государственных ценных бумаг на другие с измененными условиями, например, с более длительными сроками погашения или изменением доходности. Это позволяет государству адаптировать структуру долга к текущим потребностям бюджета и рыночным условиям.
- Консолидация: Этот метод предполагает пересмотр условий погашения задолженности, который может быть реализован путем изменения сроков погашения или объединения процентных купонов с первоначальными займами. Консолидация позволяет упростить управление долгом, унифицировать условия по разным выпускам и снизить административные издержки.
- Унификация: Заключается в объединении нескольких ранее выпущенных займов в один. Это упрощает администрирование долга, повышает его ликвидность на рынке и делает его более привлекательным для инвесторов.
- Отсрочка: Перенос сроков погашения долга на более поздний период. Этот метод применяется в условиях финансовых затруднений или для сглаживания пиковых нагрузок на бюджет.
- Аннулирование (дефолт): Полный или частичный отказ государства от обязательств по выпущенным займам. Это крайний и крайне нежелательный метод, который ведет к потере доверия кредиторов, ухудшению кредитного рейтинга страны и серьезным макроэкономическим последствиям. Российская Федерация избегает применения этого метода в отношении государственного долга.
Помимо этих классических методов, эмиссия государственных ценных бумаг (например, ОФЗ) является активно используемым методом для привлечения средств и управления государственным долгом, особенно для покрытия дефицита бюджета. Это позволяет государству оперативно привлекать необходимые ресурсы с рынка, регулируя объемы и сроки заимствований.
Особое внимание следует уделить российской практике списания долговых обязательств. Согласно статье 98.1 Бюджетного кодекса РФ, долговое обязательство Российской Федерации считается полностью прекращенным и списывается с государственного внутреннего долга, если оно не предъявлено к погашению в течение трех лет с даты, следующей за датой погашения. После истечения указанных сроков Министерство финансов РФ издает соответствующий акт о списании.
Это ключевое отличие российской практики от зарубежной, где метод списания чаще применяется к заемщикам с «критическими» уровнями кредитных рисков. Например, в международной практике списание может быть частью программ помощи странам, находящимся на грани дефолта, или в рамках реструктуризации долга с целью восстановления их платежеспособности. Это может выражаться в высоких показателях отношения государственного долга к ВВП или внешнего долга к экспорту товаров и услуг. Российская же норма статьи 98.1 БК РФ является скорее техническим механизмом, направленным на очистку баланса от обязательств, по которым кредиторы не обратились в установленный срок, нежели инструментом антикризисного управления долгом в широком смысле.
Таким образом, управление государственным долгом в России представляет собой динамичный процесс, сочетающий традиционные финансовые инструменты с учетом специфики национальной экономики и правового регулирования, направленный на обеспечение устойчивости государственных финансов.
Глава 4. Макроэкономические последствия государственного кредита и инвестиционный климат России
Государственный кредит, являясь мощным инструментом финансовой политики, оказывает комплексное воздействие на макроэкономическую стабильность и инвестиционный климат страны. В условиях современной российской экономики, характеризующейся высокой степенью неопределенности и внешними вызовами, анализ этих последствий приобретает особое значение.
Влияние государственного кредита на макроэкономическую стабильность
Государственные заимствования – это двуликий Янус экономики. Они могут быть как спасительным кругом в трудные времена, так и источником долгосрочных проблем.
Положительное влияние:
- Смягчение экономических спадов: В периоды кризисов или рецессий государственные заимствования позволяют правительству увеличивать расходы, стимулируя совокупный спрос и препятствуя более глубокому падению экономики. Это может проявляться в финансировании инфраструктурных проектов, поддержке занятости или социальных выплат.
- Финансирование инвестиций и будущего роста: Привлеченные средства могут быть направлены на капиталоемкие проекты, развитие инноваций, модернизацию экономики, что закладывает основу для будущего экономического роста. Например, инвестиции в транспортную или энергетическую инфраструктуру, научные исследования и разработки, образование. Государственные займы, таким образом, могут стать катализатором экономического развития.
Отрицательное влияние:
- Рост неравенства в доходах: Государственные облигации, как правило, приобретаются состоятельными гражданами и институциональными инвесторами. Выплата процентов по этим бумагам приводит к перераспределению доходов от широких слоев населения (через налоги) к держателям долга, что может усугублять социальное и экономическое неравенство.
- Возможное повышение налогов: Растущий государственный долг требует значительных средств на его обслуживание и погашение. В долгосрочной перспективе это может привести к необходимости повышения налогов для населения и бизнеса, что негативно скажется на их покупательной способности и инвестиционной активности.
- Отток капитала из страны: Если инвесторы теряют доверие к способности государства обслуживать свой долг или предлагают более привлекательные условия в других странах, это может вызвать отток капитала, что оказывает давление на валютный курс и золотовалютные резервы.
- Сокращение инвестиций: Чрезмерное развитие рынка государственного долга может привести к так называемому "эффекту вытеснения" (crowding-out effect), когда государство, активно занимая на рынке, повышает процентные ставки, делая заемные средства менее доступными и более дорогими для частного сектора. Это вынуждает правительство ограничивать инвестиции в национальное хозяйство, так как их вытесняют более "гарантированные" государственные займы.
- Влияние ключевой ставки ЦБ: Рост государственного долга в России косвенно влияет на инвестиционный климат через влияние Центрального банка на ключевую ставку. Высокая ключевая ставка, направленная на сдерживание инфляции, приводит к удорожанию кредитов и, как следствие, снижению инвестиционной активности предприятий.
- Сокращение расходов на развитие и социальные нужды: Значительные средства федерального бюджета направляются на обслуживание государственного долга. Это может приводить к сокращению расходов на развитие национального производства (образование, здравоохранение, наука) и социальные нужды, негативно отражаясь на уровне жизни населения и долгосрочном потенциале роста.
- Отток средств нерезидентов и курс рубля: Отток средств нерезидентов, особенно после 2014 года и усиления санкционного давления после 2022 года, отрицательно сказывается на валютном курсе рубля, что негативно влияет на финансовую стабильность российской экономики. Банк России ввел ограничения на операции с иностранной валютой, такие как переводы за рубеж и снятие наличной валюты, для поддержания финансовой стабильности и предотвращения чрезмерного ослабления рубля. Тем не менее, крепкий курс рубля, который может быть результатом таких мер, может негативно сказаться на бюджетных доходах (привязанных к ценам на экспортируемые товары в валюте), что потенциально ведет к увеличению дефицита бюджета и, как следствие, к дальнейшему росту госдолга.
Государственный кредит и инвестиционный климат России
Благоприятный инвестиционный климат является фундаментальным условием для устойчивого роста капитальных вложений, диверсификации экономики и повышения ее конкурентоспособности. Он определяется совокупностью политических, экономических, социальных, юридических, социокультурных и организационно-правовых условий. Долговая политика России направлена на развитие инвестиционного рынка с целью сохранения государственного долга на безопасном уровне для экономики страны. Но всегда ли текущие меры адекватны для достижения этой цели?
Однако, существуют факторы, препятствующие развитию инвестиционной активности в России:
- Правовая нестабильность: Частые изменения в законодательстве, непредсказуемость правоприменительной практики создают неопределенность для инвесторов.
- Неразвитая инфраструктура: Дефицит качественной транспортной, энергетической, телекоммуникационной инфраструктуры увеличивает издержки ведения бизнеса.
- Коррупция и криминализация: Эти явления подрывают доверие к государственным институтам и создают недобросовестную конкуренцию.
- Слабый внутренний спрос и замедление экономического роста: Эти факторы, особенно в условиях антироссийских санкций 2022-2023 годов, осложняют привлечение как иностранных, так и внутренних инвестиций.
Актуальные данные мониторинга Банка России за первое полугодие 2025 года свидетельствуют о замедлении инвестиционной активности бизнеса. Основными факторами, ограничивающими инвестиционную деятельность, предприятия назвали недостаток собственных средств и рост доли предприятий, указавших низкий спрос на продукцию. Весной 2025 года доля предприятий, осуществлявших инвестиционные проекты, упала до 49,7% с 63,7% весной 2024 года, что напрямую связывают с удорожанием кредитов (влияние высокой ключевой ставки).
В то же время, правительство РФ предпринимает усилия по улучшению инвестиционного климата. В 2025 году Национальное рейтинговое агентство (АСИ) представило итоги Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в регионах России. Лидерами стали Москва, Республика Татарстан, Нижегородская область, Республика Башкортостан и Московская область, что указывает на успешные практики на региональном уровне. Президент РФ Владимир Путин заявил о стратегической цели – войти в двадцатку лучших стран по условиям ведения бизнеса к 2030 году. Это амбициозная задача, требующая комплексных реформ и улучшения всех аспектов инвестиционного климата, включая более осторожное и эффективное управление государственным кредитом.
Таким образом, государственный кредит в России играет двойственную роль. С одной стороны, он является необходимым инструментом для финансирования государственных расходов и поддержки экономики. С другой – его активное использование порождает риски для макроэкономической стабильности и может оказывать негативное влияние на инвестиционный климат, особенно в условиях высокой ключевой ставки и санкционного давления. Баланс между необходимостью заимствований и минимизацией их негативных последствий – ключевая задача для правительства и Банка России.
Глава 5. Сравнительные аспекты регулирования государственного кредита в ведущих мировых державах и возможности применения опыта в РФ
Проблема управления государственным долгом не является уникальной для Российской Федерации; она актуальна для всех стран мира, независимо от уровня их экономического развития. Изучение опыта ведущих мировых держав позволяет выявить как универсальные принципы, так и специфические подходы к регулированию государственного кредита, а также оценить потенциал их применения в российских реалиях.
Опыт США в управлении государственным долгом
Соединенные Штаты Америки представляют собой яркий пример страны с крупнейшим в мире государственным долгом, который к лету 2025 года превысил 37 триллионов долларов США. Отношение госдолга к ВВП США в настоящее время составляет более 120%. Эти цифры внушительны и часто вызывают опасения.
Ключевые аспекты американского опыта:
- Масштаб и устойчивость: Несмотря на астрономический размер долга, американская экономика традиционно демонстрирует удивительную устойчивость к такому финансовому состоянию. Это объясняется статусом доллара как мировой резервной валюты, высоким доверием инвесторов к экономике США и глубоким, ликвидным рынком казначейских облигаций.
- Дефицитный бюджет: Бюджет США является дефицитным уже более 20 лет. Нехватка средств регулярно покрывается за счет заимствований на внутреннем и международном рынках.
- Рост расходов на обслуживание долга: В 2024 финансовом году выплаты по процентам впервые превысили 1 триллион долларов США, что составляет около 20% доходов страны за год. Это создает растущую нагрузку на бюджет и потенциально ограничивает возможности для финансирования других важных государственных программ.
- Рейтинговые риски: Государственный долг США продолжает расти, превысив 36,6 трлн долларов США к апрелю 2025 года, что составляет более 122% ВВП. Расходы на обслуживание долга в 2025 году прогнозируются на уровне 952 млрд долларов США, что превышает оборонные расходы. Рейтинговые агентства уже понижают кредитные рейтинги США, ссылаясь на ухудшение бюджетной ситуации и рост долговой нагрузки. Это свидетельствует о том, что даже для крупнейших экономик существуют пределы наращивания долга.
- Уроки дерегулирования: В прошлом дерегулирование финансовой системы США способствовало возникновению кризисов, например, из-за роста ипотечного кредитования ненадежным заемщикам. Это подчеркивает важность эффективного надзора и регулирования для предотвращения системных рисков.
Для России опыт США, несмотря на различия в масштабах экономик, демонстрирует важность развития внутреннего рынка капитала и поддержания высокого доверия инвесторов. Однако он также служит предостережением от чрезмерного наращивания долга, даже при, казалось бы, благоприятных условиях, поскольку в конечном итоге это приводит к росту расходов на обслуживание и снижению гибкости бюджета.
Опыт Китая и его актуальность для России
Китай, как одна из крупнейших и наиболее динамично развивающихся экономик мира, представляет собой интересный кейс в управлении государственным кредитом, имеющий значительную актуальность для России.
Особенности китайского опыта:
- Многоуровневое формирование долга: Государственный долг Китая формируется на нескольких уровнях, включая заимствования центрального правительства и активное использование кредитов местными правительствами у государственных банков. Это позволяет гибко финансировать региональные проекты, но также создает риски скрытого долга и неконтролируемого роста обязательств.
- Сходство облигационных рынков: Облигационные рынки Китая и России схожи высокой степенью государственного влияния; около 80% облигаций выпущены органами власти или имеют государственные гарантии. На рынке государственных облигаций Китая в феврале 2021 года государственные облигации занимали около 54% объема рынка, при этом 22% приходилось на облигации муниципалитетов и около 17% на казначейские бумаги. Сроки погашения китайских государственных облигаций разнообразны, с новыми выпусками в сентябре 2025 года, имеющими сроки погашения от 2025 до 2032 года. Это указывает на доминирующую роль государства как эмитента и регулятора.
- Краткосрочный характер рынков: Общей проблемой для Китая и России является относительно краткосрочный характер рынков облигаций и кредитования. Развитие долгосрочных инструментов является важной задачей для обеих стран.
- "Панда-бонды" и альтернативные заимствования: Российские энергетические компании рассматривают возможность выпуска "панда-бондов" (облигаций, номинированных в юанях и размещаемых на внутреннем рынке Китая) для привлечения капитала в условиях высоких процентных ставок в России и санкций. Это демонстрирует практическую применимость китайского рынка для российских заемщиков и стремление к диверсификации источников финансирования.
- Конвергенция банковских и платежных систем: Российская банковская система типологически близка китайской, и на уровне институциональной модели между ними происходит постепенная конвергенция. Центральные банки России и Китая активно обсуждают решения для упрощения платежей, включая возможность объединения платежных систем и использование альтернативных механизмов, таких как "Китайский маршрут" (China Track) для обхода западных санкций и проведения расчетов в юанях. Это является прямым примером институциональных заимствований и углубления финансового сотрудничества.
Опыт Китая показывает, что в условиях жесткого государственного контроля и масштабной экономики можно эффективно управлять значительным долгом, используя его для стимулирования роста. Для России это представляет собой возможность изучения моделей финансирования инфраструктуры, а также развития внутренних финансовых инструментов в юанях.
Опыт Германии и потенциал для российских финансовых институтов
Германия, как крупнейшая экономика Европейского союза, демонстрирует иной подход к государственному кредиту, основанный на принципах социальной рыночной экономики.
Особенности немецкого опыта:
- Социальная рыночная экономика: Экономическая система Германии представляет собой социальную рыночную экономику, где государство решает задачу упорядочения отношений между субъектами хозяйствования, определяя общие условия рыночных процессов, а не напрямую управляет инвестициями. Это означает, что государственный кредит используется для поддержания стабильности и создания благоприятных условий для частного сектора, а не для прямого финансирования крупных государственных проектов, как в Китае.
- Контролируемый долг: Государственный долг Германии вырос до 2 523 308 млн евро в первом квартале 2025 года, что отражает влияние глобальных кризисов. Однако, Германия традиционно придерживается политики бюджетной дисциплины и стремится к снижению долговой нагрузки.
- Развитое правовое регулирование: Правовое регулирование в сфере защиты прав потребителей в Германии развито очень широко. Государство старается повысить защиту прав заемщиков при совершении сложных финансовых сделок, включая потребительское кредитование. Это может быть примером для России в части повышения прозрачности и защиты интересов граждан при взаимодействии с финансовыми институтами.
- Потенциал для банковского контроля: Обсуждаются возможности заимствования опыта Германии для оптимизации российских финансовых институтов, в частности, в сфере банковского контроля, путем изучения и сравнения принципов работы Банка России и Бундесбанка. Это может способствовать повышению эффективности регулирования и надзора за финансовым сектором.
Немецкий опыт ценен для России в части поддержания бюджетной дисциплины, создания предсказуемых условий для частного бизнеса и обеспечения высокого уровня защиты потребителей финансовых услуг.
Институциональные структуры управления государственным долгом и бюджетная консолидация
В мировой практике для эффективного управления государственным долгом используются различные институциональные структуры. Это могут быть как специализированные отделы в государственных органах (например, Казначейство в США), так и независимые агентства по управлению долгом. Создание специализированных структур позволяет сосредоточить экспертизу, повысить профессионализм и прозрачность в управлении государственными обязательствами. Для России, с учетом растущего объема внутреннего долга, вопрос оптимизации институциональных механизмов управления долгом остается актуальным.
Бюджетная консолидация является наиболее распространенным в мировой практике методом восстановления долговой устойчивости. Этот метод предполагает сокращение бюджетного дефицита за счет увеличения доходов (например, повышение налогов) или сокращения расходов (оптимизация государственных программ).
Например, Китай в 2025 году согласовал выпуск специальных гособлигаций на рекордные 3 трлн юаней (411 млрд долларов США) для стимулирования спроса и снижения долговой нагрузки местных властей. Хотя это, казалось бы, увеличивает долг, в долгосрочной перспективе это позволяет реструктурировать и консолидировать разрозненные обязательства, делая их более управляемыми.
Сравнительный анализ показывает, что Россия может извлечь уроки из опыта различных стран:
- От США: важность развития ликвидного внутреннего рынка капитала и поддержания доверия инвесторов, но с осторожностью относиться к чрезмерному накоплению долга.
- От Китая: возможности использования государственного кредита для масштабных проектов и развития внутренних финансовых инструментов, а также углубление финансового сотрудничества и создание альтернативных платежных систем.
- От Германии: принципы бюджетной дисциплины, эффективного правового регулирования и защиты потребителей.
Таким образом, адаптация лучшего мирового опыта, с учетом специфики российской экономики, правовой системы и геополитической обстановки, является важной задачей для совершенствования системы управления государственным кредитом.
Заключение
Исследование государственного кредита в Российской Федерации выявило его многогранный характер и ключевую роль в современной финансовой системе страны. За период с 2020 по 2025 годы мы стали свидетелями значительной трансформации в подходах к управлению государственными финансами, что нашло отражение в динамике и структуре государственного долга.
Ключевые выводы исследования:
- Сущность и теоретические основы: Государственный кредит – это сложный комплекс экономических отношений, в которых государство выступает заемщиком, кредитором или гарантом, характеризующийся добровольностью, возвратностью, срочностью и платностью. Он выполняет важнейшие распределительную, регулирующую и контрольную функции. Несмотря на его значимость, в российской научной литературе сохраняется дискуссия о соотношении понятий «государственный кредит», «государственный долг» и «бюджетный кредит», а также отмечается недостаточная исследованность правового регулирования.
- Правовое регулирование: Нормативно-правовая база государственного кредита в РФ фрагментарна, но имеет прочную основу в Конституции РФ и Бюджетном кодексе РФ. Детализированные статьи БК РФ (125, 115, 103, 108) регулируют программы кредитов и гарантий, а также внешние заимствования. Центральный банк РФ выступает генеральным агентом по обслуживанию внутреннего долга. Тем не менее, отсутствие единого Федерального закона «О государственном кредите Российской Федерации» создает сложности в правоприменении и требует комплексного урегулирования.
- Формы государственного кредита: Внутренний и внешний кредит, а также централизованные, субфедеральные и муниципальные займы, являются основными формами. Ключевым инструментом внутренних заимствований выступают государственные ценные бумаги, прежде всего Облигации федерального займа (ОФЗ) различных видов (ПД, ПК, ИН, АД), обеспечиваемые всем имуществом государства. Государственные гарантии также играют важную роль как форма долговых обязательств.
- Динамика и структура государственного долга (2020-2025 гг.): Внутренний государственный долг демонстрировал устойчивый рост, достигнув 26,8 трлн рублей к сентябрю 2025 года, преимущественно за счет государственных ценных бумаг. В то же время, внешний долг сократился до 290,393 млрд долларов США к январю 2025 года, что является минимумом за 19 лет, в основном за счет сокращения обязательств органов госуправления. Наблюдается четкая тенденция к снижению доли внешнего долга и соответствующему росту доли внутреннего долга, что отражает стратегию снижения зависимости от внешних рынков. Отношение госдолга к ВВП России (около 15% в 2025 году) остается на безопасном уровне.
- Методы управления государственным долгом: В России активно применяются рефинансирование (преимущественно через пролонгацию и обмен ценных бумаг), конверсия (реструктуризация ГЦБ), консолидация, унификация, отсрочка и эмиссия новых ценных бумаг. Ключевое отличие российской практики – списание долговых обязательств по статье 98.1 БК РФ после трех лет непредъявления к погашению, что является техническим, а не антикризисным инструментом.
- Макроэкономические последствия и инвестиционный климат: Государственный кредит оказывает двойственное влияние: он способен смягчать экономические спады и финансировать инвестиции, но при чрезмерном использовании может приводить к росту неравенства, увеличению налогов, оттоку капитала, сокращению инвестиций и напряженности на валютном рынке. Высокая ключевая ставка ЦБ косвенно влияет на инвестиционную активность, замедляя ее. Инвестиционный климат России, несмотря на позитивные региональные инициативы, по-прежнему сталкивается с вызовами, такими как правовая нестабильность, инфраструктурные ограничения и санкционное давление.
- Сравнительные аспекты: Опыт США показывает пределы наращивания долга, несмотря на статус резервной валюты. Опыт Китая демонстрирует возможности использования государственного кредита для стимулирования роста и углубления финансового сотрудничества (панда-бонды, конвергенция платежных систем с РФ).
Германия предлагает уроки бюджетной дисциплины и развитого правового регулирования. Мировой опыт указывает на эффективность специализированных институциональных структур для управления долгом и бюджетной консолидации.
Обобщенные рекомендации по совершенствованию системы управления государственным кредитом и долгом в России:
- Законодательное совершенствование: Разработка и принятие комплексного Федерального закона «О государственном кредите Российской Федерации» для систематизации правового регулирования, устранения пробелов и противоречий, четкого определения понятий и принципов.
- Углубление анализа рисков: Проведение более детального анализа макроэкономических рисков, связанных с наращиванием внутреннего долга, включая оценку влияния на инфляцию, процентные ставки и потенциальный эффект вытеснения частных инвестиций.
- Диверсификация инструментов: Продолжение работы по диверсификации инструментов внутреннего государственного заимствования, включая развитие долгосрочных облигаций и инструментов, привлекательных для широкого круга инвесторов.
- Укрепление внутреннего рынка капитала: Принятие мер по дальнейшему развитию внутреннего фондового рынка, повышению его ликвидности и привлекательности для отечественных и дружественных иностранных инвесторов, что позволит снизить зависимость от внешних заимствований.
- Институциональная оптимизация: Изучение возможности создания специализированных структур или усиления координации между существующими ведомствами для более эффективного и профессионального управления государственным долгом, опираясь на лучший мировой опыт.
- Улучшение инвестиционного климата: Комплексное улучшение инвестиционного климата за счет повышения предсказуемости правовой среды, борьбы с коррупцией, развития инфраструктуры и стимулирования внутреннего спроса. Особенно важно учитывать влияние решений ЦБ по ключевой ставке на инвестиционную активность и искать баланс между инфляционным таргетированием и стимулированием экономического роста.
- Использование зарубежного опыта: Активное изучение и адаптация применимого зарубежного опыта, в частности, развитие механизмов финансового сотрудничества с Китаем (например, через выпуск "панда-бондов", унификацию платежных систем), а также изучение немецких подходов к бюджетной дисциплине и регулированию финансового сектора.
Перспективы дальнейших исследований:
Дальнейшие исследования могли бы быть сосредоточены на более глубоком количественном анализе взаимосвязи между ростом государственного долга и динамикой инвестиционной активности в различных секторах российской экономики. Актуальным представляется также изучение влияния санкционного давления на структуру и стоимость обслуживания государственного долга, а также разработка моделей прогнозирования долговой устойчивости в условиях геополитической неопределенности. Сравнительный анализ эффективности различных методов управления долгом в России и за рубежом с использованием эконометрических моделей также является перспективным направлением.
Список использованной литературы
- Гражданский кодекс Российской Федерации от 18.12.2006 № 230-ФЗ.
- Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 28.10.2024).
- Закон РФ от 13.11.1992 N 3877-1 «О государственном внутреннем долге Российской Федерации» (утратил силу).
- Федеральный закон от 10.05.1995 № 73-ФЗ «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации».
- Федеральный закон от 06.07.1996 № 87-ФЗ «О порядке формирования и использования целевых иностранных кредитов (заимствований) и о внесении изменения в статью 3 Закона Российской Федерации «О государственном внутреннем долге Российской Федерации»».
- Федеральный закон от 22.02.1999 № 36-ФЗ «О Федеральном бюджете на 2007 год».
- Указ Президента Российской Федерации от 01.12.2016 № 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации».
- Постановление Правительства РФ от 16.09.2020 № 1456-50 «Об утверждении Правил предоставления Российской Федерацией государственных кредитов иностранным государствам — заемщикам».
- Указание ЦБ РФ от 16.12.2024 N 6960-У «О внесении изменений в Положение Банка России от 29 мая 2017 года N 590-П «О порядке формирования кредитной истории»».
- Российская газета от 31 июля 2007 г.
- Борисов, С. М. Внешние долги России / С. М. Борисов // Деньги и кредит. – 2006. – № 2.
- Вавилов, Ю. А. Государственный кредит: прошлое и настоящее. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 453 с.
- Дадашев, В. Финансовая система России. – М.: Инфра-М, 2006. – 342 с.
- Калашникова, Н. Проблема госдолга — чисто финансовая // Деловой мир. – 2007. – №7.
- Ольга Чуприс о законодательстве в урегулировании вопросов неплатежеспособности: задача – помочь выйти из кризиса // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – 2025. – 8 октября.
- Семенкова, Е. В. Реструктуризация государственной задолженности / Е. В. Семенкова, В. М. Алексанян // Финансы. – 2006. – №5.
- Финансовое право. – 2006. – № 2.
- Финансовое право. – 2007. – № 2.
- Финансы. Денежное обращение. Кредит / Под ред. проф. Л. А. Дробозиной. – М., 1997. – 346 с.
- Финансы. Финансовые политика, маркетинг, менеджмент. Финансовый риск – менеджмент. Ценные бумаги. Страхование / Под ред. Глущенко В.В. – НПЦ “Крылья”, 1998. – 411 с.
- Что такое государственный кредит: условия получения и виды. – URL: https://rb.ru/news/state-credit/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Сущность и значение государственного и муниципального кредита. – URL: https://gecoms.ru/efr/1169-sushchnost-i-znachenie-gosudarstvennogo-i-municipalnogo-kredita.html (дата обращения: 08.10.2025).
- Сущность государственного кредита, его классификация. – URL: https://studme.org/194468/finansy/suschnost_gosudarstvennogo_kredita_klassifikatsiya (дата обращения: 08.10.2025).
- Функции государственного кредита. – URL: https://www.banki.ru/wikibank/funktsii_gosudarstvennogo_kredita/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Государственный кредит: виды, обеспечение и функции. – URL: https://journal.sovcombank.ru/gosudarstvennyiy-kredit (дата обращения: 08.10.2025).
- Принципы государственного кредита. – URL: https://studme.org/193214/pravo/printsipy_gosudarstvennogo_kredita (дата обращения: 08.10.2025).
- Понятие, функции и принципы государственного кредита как правового института. – URL: https://fin-pravo.ru/gosudarstvennyj-kredit/ponjatie-funkcii-i-principy-gosudarstvennogo-kredita-kak-pravovogo-instituta/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Место государственного кредита в финансово-кредитной системе России // КиберЛенинка. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mesto-gosudarstvennogo-kredita-v-finansovo-kreditnoy-sisteme-rossii (дата обращения: 08.10.2025).
- Что такое государственный кредит: его отличия банковского кредитования // Мокка Блог. – URL: https://mokka.ru/blog/chto-takoe-gosudarstvennyy-kredit/ (дата обращения: 08.10.2025).
- ЛЕКЦИЯ Государственный кредит.doc. – URL: https://studfiles.net/preview/4561081/page:4/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Правовое регулирование государственного и муниципального кредита // Финансовое право (Шаков Е.Е., 2008).
– URL: https://www.bibliotekar.ru/finansovoe-pravo-5/39.htm (дата обращения: 08.10.2025).
- О государственном внутреннем долге Российской Федерации от 13 ноября 1992. – URL: https://docs.cntd.ru/document/9002235 (дата обращения: 08.10.2025).
- Программа предоставления государственных кредитов // Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
– URL: https://docs.cntd.ru/document/901714407/f693 (дата обращения: 08.10.2025).
- Принципы государственного кредита. – URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23956 (дата обращения: 08.10.2025).
- Тема 9. Правовое регулирование государственного кредита. – URL: https://studfile.net/preview/1021798/page:4/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Государственный кредит. Государственный долг Российской Федерации. – URL: https://www.be5.biz/finansy/gkdolg/index.html (дата обращения: 08.10.2025).
- Тема 6 Государственный кредит и государственный долг 4 часа. – URL: https://studfile.net/preview/17637505/page:4/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Понятие и формы государственного кредита. – URL: https://gecoms.ru/efr/2012/2/ohrana-truda/ponyatie-i-formy-gosudarstvennogo-kredita.html (дата обращения: 08.10.2025).
- ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА // КиберЛенинка. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovye-osnovy-funktsionirovaniya-gosudarstvennogo-kredita/viewer (дата обращения: 08.10.2025).
- Правовое регулирование государственного кредита // Молодой ученый. – URL: https://moluch.ru/archive/382/84308/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Банк России. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B0%D0%BD%D0%BA_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8 (дата обращения: 08.10.2025).
- Государственные кредиты Российской Федерации: проблемы теории и практики // КиберЛенинка. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennye-kredity-rossiyskoy-federatsii-problemy-teorii-i-praktiki (дата обращения: 08.10.2025).
- Список нормативных и иных актов Банка России. – URL: https://cbr.ru/anti-corruption/nd_br/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Теория денег и кредита. – URL: https://urait.ru/book/teoriya-deneg-i-kredita-497120 (дата обращения: 08.10.2025).
- Выгодский, Соломон Львович. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D1%8B%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9,_%D0%A1%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0%BD_%D0%9B%D1%8C%D0%B2%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87 (дата обращения: 08.10.2025).
- Управление государственным долгом: методы и принципы системы управления. – URL: https://xn—-7sbbj0ahb0ak0a3c.xn--p1ai/finansy-i-kredit/gosudarstvennyy-dolgoe-upravlenie-ego-metody-printsipy-sistemy.html (дата обращения: 08.10.2025).
- Методы управления государственным долгом. – URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23956 (дата обращения: 08.10.2025).
- РОССИЙСКИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЦЕННЫЕ БУМАГИ. – URL: https://fin.hse.ru/data/2012/03/09/1251341857/Тема%203.%20Государственные%20ценные%20бумаги.pdf (дата обращения: 08.10.2025).
- Какие существуют виды государственного кредита? – URL: https://yandex.ru/q/question/kakie_sushchestvuiut_vidy_gosudarstvennogo_kredita_11d7fc49/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Что такое государственный кредит: виды и функции? – URL: https://infobank.pro/chto-takoe-gosudarstvennyy-kredit/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Чем отличается российская практика прекращения и списания государственного долга. – URL: https://yandex.ru/q/question/chem_otlichaetsia_rossiiskaia_praktika_prekrashcheniia_i_spisaniia_gosudarstvennogo_dolga_d_265d3419/ (дата обращения: 08.10.2025).
- БК РФ Статья 116. Предоставление и исполнение государственных гарантий Российской Федерации. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19782/32c1e21b777a82b3d168853b0a9967d71b48b111/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Что такое гособлигации и как на них заработать // Ведомости. – 2024. – 24 мая. – URL: https://www.vedomosti.ru/finance/articles/2024/05/24/1039867-gosudarstvennie-obligatsii (дата обращения: 08.10.2025).
- Статья 115 БК РФ (действующая редакция с комментариями).
Государственные и муниципальные гарантии. – URL: https://docs.cntd.ru/document/901714407/f681 (дата обращения: 08.10.2025).
- Какие существуют способы управления государственным и муниципальным долгом? – URL: https://yandex.ru/q/question/kakie_sushchestvuiut_sposoby_upravleniia_gosudarstvennym_i_munits_f3f9f9b5/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Рефинансирование государственного долга: основные понятия и термины. – URL: https://www.finam.ru/dictionary/word00676/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Юридическая фирма «Legist». – URL: https://legist.ru/articles/predostavlenie-gosudarstvennyh-garantiy-subektov-rossiyskoy-federatsii/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Внешний долг России — 2025 // Мировые Финансы. – URL: https://global-finances.ru/vneshniy-dolg-rossii-2025/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Государственный кредит: что это, виды и функции // Ассоциация российских банков. – URL: https://arb.ru/b2b/bank_article/gosudarstvennyy-kredit-chto-eto-vidy-i-funktsii-10903823/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Государственные ценные бумаги. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D1%86%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%B1%D1%83%D0%BC%D0%B0%D0%B3%D0%B8 (дата обращения: 08.10.2025).
- МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ // КиберЛенинка. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metody-upravleniya-gosudarstvennym-dolgom (дата обращения: 08.10.2025).
- Эмиссия ценных бумаг. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BC%D0%B8%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8F_%D1%86%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D1%85_%D0%B1%D1%83%D0%BC%D0%B0%D0%B3 (дата обращения: 08.10.2025).
- Рынок государственных ценных бумаг в России // КиберЛенинка. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rynok-gosudarstvennyh-tsennyh-bumag-v-rossii (дата обращения: 08.10.2025).
- БК РФ Статья 117. Предоставление и исполнение государственных гарантий субъектов Российской Федерации, муниципальных гарантий. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19782/13603d360ef35b2e9ae296f8c7921356a524a806/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Внутренний государственный долг России: 1993 — 2025 // Мировые Финансы. – URL: https://global-finances.ru/vnutrenniy-gosudarstvennyy-dolg-rossii/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Общий внешний долг России | 1993-2025 Данные | 2026-2027 прогноз. – URL: https://tradingeconomics.com/russia/external-debt (дата обращения: 08.10.2025).
- Государственный внешний долг Российской Федерации (2011-2025 гг.).
– URL: https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/public_debt/external/structure/ (дата обращения: 08.10.2025).
- государственный долг и методы управления им. – URL: https://alley-science.ru/domains_data/files/May/gosudarstvennyy%20dolg%20i%20metody%20upravleniya%20im.pdf (дата обращения: 08.10.2025).
- Статья 115 БК РФ 2025. Государственные и муниципальные гарантии. – URL: https://www.lawmix.ru/koap/6795 (дата обращения: 08.10.2025).
- Внешний долг России. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BD%D0%B5%D1%88%D0%BD%D0%B8%D0%B9_%D0%B4%D0%BE%D0%BB%D0%B3_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8 (дата обращения: 08.10.2025).
- Внешний долг России по годам: 1994 — 2025 // Мировые Финансы. – URL: https://global-finances.ru/vneshniy-dolg-rossii/ (дата обращения: 08.10.2025).
- БК РФ Статья 121.6-1. Государственная регистрация условий эмиссии и обращения государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации и муниципальных ценных бумаг. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19782/d060a0a56247781b49f91a27e77a28e5c82ff04c/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Рефинансирование государственного долга. – URL: https://answr.pro/articles/867-refinansirovanie-gosudarstvennogo-dolga/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Что такое ОФЗ и как работают облигации федерального займа // Т-Банк. – URL: https://www.tinkoff.ru/invest/learning/courses/chto-takoe-ofz-i-kak-rabotayut-obligatsii-federalnogo-zayma/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Эмиссия ценных бумаг // Центр поддержки предпринимательства. – URL: https://pprt.ru/emissiya-tsennyh-bumag/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Государственный внутренний долг Российской Федерации // Минфин России. – URL: https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/public_debt/internal/ (дата обращения: 08.10.2025).
- В 2025 году Минфин продолжит наращивать госдолг выше планового уровня // Frank Media. – URL: https://frankrg.com/83542 (дата обращения: 08.10.2025).
- БК РФ Статья 98.1. Прекращение долговых обязательств Российской Федерации, выраженных в валюте Российской Федерации, и их списание с государственного долга Российской Федерации. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19782/32c1e21b777a82b3d168853b0a9967d71b48b111/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Россия — Государственный долг к ВВП | 1999-2024 Данные | 2025-2027 прогноз. – URL: https://tradingeconomics.com/russia/government-debt-to-gdp (дата обращения: 08.10.2025).
- Выпуск ценных бумаг. – URL: https://cbreg.ru/registratsiya_emisii_tsennyh_bumag/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Инфографика. Госдолг России в цифрах // БКС Экспресс. – URL: https://bcs-express.ru/novosti-i-analitika/infografika-gosdolg-rossii-v-tsifrah (дата обращения: 08.10.2025).
- Рефинансирование кредита и ипотеки при помощи государства в 2025 // fcbg.ru. – URL: https://fcbg.ru/refinansirovanie-ipoteki-s-gospodderzhkoy/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Мошенники маскируются под госструктуры и заманивают россиян обещаниями списания долгов по фиктивной программе // cisoclub.ru. – URL: https://cisoclub.ru/cisoclub/moshenniki-maskiruyutsya-pod-gosstruktury-i-zamanivayut-rossiyan-obeshchaniyami-spisaniya-dolgov-po-fiktivnoy-programme/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Рефинансирование долга по кредиту: нюансы процедуры. – URL: https://fczb.ru/refinansirovanie-dolga-po-kreditu-nyuansy-protsedury/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Особенности процедуры реструктуризации части долга перед кредиторами. – URL: https://nssd.su/articles/restrukturizatsiya-chasti-dolga-pered-kreditorami/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Когда долг можно не платить: что такое безнадежный займ и в каких случаях банк спишет задолженность // Банки.ру. – URL: https://www.banki.ru/news/daytheme/?id=10950376 (дата обращения: 08.10.2025).
- Основания для списания задолженности. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19782/4e3e230040682283a005086d4ae7702f3c734491/ (дата обращения: 08.10.2025).
- ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ РФ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ. – URL: https://www.saransk.ruc.su/upload/medialibrary/e7e/e7e7a8355608b61c16715f2105152a42.pdf (дата обращения: 08.10.2025).
- Влияние долговой нагрузки на российскую экономику // КиберЛенинка. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-dolgovoy-nagruzki-na-rossiyskuyu-ekonomiku (дата обращения: 08.10.2025).
- государственный долг и его влияние на развитие экономики // ВЕКТОР ЭКОНОМИКИ. – URL: https://vectoreconomy.ru/images/publications/2025/4/economyandmanagement/Bochkova_Khanova.pdf (дата обращения: 08.10.2025).
- Государственный внешний долг и макроэкономическая динамика // Проблемы современной экономики. – 2009. – № 2 (30).
– URL: https://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=3909 (дата обращения: 08.10.2025).
- Мировой опыт управления государственным долгом // КиберЛенинка. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mirovoy-opyt-upravleniya-gosudarstvennym-dolgom (дата обращения: 08.10.2025).
- МИРОВОЙ ОПЫТ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ АГЕНТСТВ ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ // Научный результат. Экономические исследования. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mirovoy-opyt-funktsionirovaniya-agentstv-po-upravleniyu-gosudarstvennym-dolgoma (дата обращения: 08.10.2025).
- Влияние государственного долга Российской Федерации на макроэкономическую устойчивость и финансовую стабильность страны // Публикации ВШЭ. – URL: https://publications.hse.ru/articles/65578704 (дата обращения: 08.10.2025).
- Государственный внешний долг России: современное состояние, динамика // Путеводитель предпринимателя. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennyy-vneshniy-dolg-rossii-sovremennoe-sostoyanie-dinamika (дата обращения: 08.10.2025).
- Государственный долг и его влияние на экономическую стабильность. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25619199 (дата обращения: 08.10.2025).
- АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА НА НАЦИОНАЛЬНУЮ ЭКОНОМИКУ // КиберЛенинка. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-vliyaniya-gosudarstvennogo-kredita-na-natsionalnuyu-ekonomiku (дата обращения: 08.10.2025).
- государственный долг и методы управления им в России и зарубежных странах // Управленческий учет. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennyy-dolg-i-metody-upravleniya-im-v-rossii-i-zarubezhnyh-stranah (дата обращения: 08.10.2025).
- Создание благоприятного инвестиционного климата. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1044/287349942a6e974917a80b1e4f4c8034d6e902b4/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Инвестиционный климат в российской Федерации: проблемы инвестиционной привлекательности национальной экономики // КиберЛенинка. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/investitsionnyy-klimat-v-rossiyskoy-federatsii-problemy-investitsionnoy-privlekatelnosti-natsionalnoy-ekonomiki (дата обращения: 08.10.2025).
- Инвестиционный климат в России // Морские вести России. – URL: https://www.morvesti.ru/magazine/archive/47285/65481/ (дата обращения: 08.10.2025).
- России, США, Китая. История госдолга. В каких странах был дефолт, в каких нет? – URL: https://www.youtube.com/watch?v=kYJzN_8y57U (дата обращения: 08.10.2025).
- Сравнение денежной кредитной системы России и Германии // Нейросеть Бегемот. – URL: https://begemot.io/article/sravnenie-denezhnoy-kreditnoy-sistemyi-rossii-i-germanii-neyroset-begemot/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Влияние государственного долга Российской Федерации на макроэкономическую устойчивость и финансовую стабильность страны // Первое экономическое издательство. – URL: https://1economic.ru/lib/100024 (дата обращения: 08.10.2025).
- Российский и зарубежный опыт управления внешним долгом в условиях санкционных ограничений // Научно-исследовательский журнал. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rossiyskiy-i-zarubezhnyy-opyt-upravleniya-vneshnim-dolgoma-v-usloviyah-sanktsionnyh-ogranicheniy (дата обращения: 08.10.2025).
- СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ И США // КиберЛенинка. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sravnitelnyy-analiz-kreditnoy-sistemy-rossii-i-ssha (дата обращения: 08.10.2025).
- Государственные процедуры по улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации: перспективы совершенствования // Управленческое консультирование. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennye-protsedury-po-uluchsheniyu-investitsionnogo-klimata-v-rossiyskoy-federatsii-perspektivy-sovershenstvovaniya (дата обращения: 08.10.2025).
- Эффективность антикризисной политики США и РФ: сравнительный анализ // КиберЛенинка. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/effektivnost-antikrizisnoy-politiki-ssha-i-rf-sravnitelnyy-analiz (дата обращения: 08.10.2025).
- ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ РОССИИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РАЗВИТИЯ // КиберЛенинка. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/investitsionnyy-klimat-rossii-sovremennoe-sostoyanie-problemy-i-puti-razvitiya (дата обращения: 08.10.2025).
- ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ И ФУНКЦИИ // КиберЛенинка. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennyy-kredit-kontseptualnye-osnovy-i-funktsii (дата обращения: 08.10.2025).
- Сравнительный анализ финансовых кризисов России и Китая // Уральский федеральный университет. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sravnitelnyy-analiz-finansovyh-krizisov-rossii-i-kitaya (дата обращения: 08.10.2025).
- Сравнительный анализ мер фискального регулирования стран G20 в эпоху коронакризиса и в посткоронавирусной перспективе // Journal of Applied Economic Research. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sravnitelnyy-analiz-mer-fiskalnogo-regulirovaniya-stran-g20-v-epohu-koronakrizisa-i-v-postkoronavirusnoy-perspektive (дата обращения: 08.10.2025).
- Сходства и различия китайского и российского рынков облигаций // АКРА. – URL: https://www.acra-ratings.ru/research/1109 (дата обращения: 08.10.2025).
- СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РОССИЙСКОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ СИСТЕМ ИПОТЕЧНОГО КРЕДИТОВАНИЯ // Международный сетевой институт. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sravnitelnyy-analiz-rossiyskoy-i-zarubezhnoy-sistem-ipotechnogo-kreditovaniya (дата обращения: 08.10.2025).
- Сравнительный анализ банковских систем в РФ и США // КиберЛенинка. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sravnitelnyy-analiz-bankovskih-sistem-v-rf-i-ssha (дата обращения: 08.10.2025).
- Сравнительный анализ российской и китайской моделей банковских систем: пять лет спустя // Проблемы прогнозирования. 2015. № 2(149).
– URL: https://www.researchgate.net/publication/274719018_Sravnitelnyj_analiz_rossijskoj_i_kitajskoj_modelej_bankovskih_sistem_pat_let_spusta_Problemy_prognozirovania_2015_2149 (дата обращения: 08.10.2025).
- Сравнительно-правовой анализ договора потребительского кредитования по законодательству Российской Федерации и Федеративной Республики Германии // КиберЛенинка. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sravnitelno-pravovoy-analiz-dogovora-potrebitelskogo-kreditovaniya-po-zakonodatelstvu-rossiyskoy-federatsii-i-federativnoy (дата обращения: 08.10.2025).
- Сравнительный анализ российской и китайской моделей банковских систем: пять лет спустя // КиберЛенинка. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sravnitelnyy-analiz-rossiyskoy-i-kitayskoy-modeley-bankovskih-sistem-pyat-let-spustya (дата обращения: 08.10.2025).
- Сходства и различия деятельности банковских систем в российской Федерации и Германии // КиберЛенинка. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/%D1%81%D1%85%D0%BE%D0%B4%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0-%D0%B8-%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%B8%D1%8F-%D0%B4%D0%B5%D1%8F%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8-%D0%B1%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85-%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC-%D0%B2-%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9-%D1%84%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8-%D0%B8-%D0%B3%D0%B5%D1%80%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B8 (дата обращения: 08.10.2025).
- Диссертация на тему «Сравнительная характеристика государственного регулирования экономик Германии и России». – URL: https://www.dissercat.com/content/sravnitelnaya-kharakteristika-gosudarstvennogo-regulirovaniya-ekonomik-germanii-i-rossii (дата обращения: 08.10.2025).
- Сравнительный анализ внедрения системы социального кредита в России и Китае: построение общества справедливости или угроза конституционному праву на неприкосновенность частной жизни // inLIBRARY. – URL: https://inlibrary.ru/articles/a-s-m-belousov/sravnitelnyy-analiz-vnedreniya-sistemy-sotsialnogo-kredita-v-rossii-i-kitae-postroenie-obshchestva-spravedlivosti-ili-ugroza-konstitutsionnomu-pravu-na-neprikosnovennost-chastnoy-zhizni/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Сравнительный анализ федеральных систем управления в России и США // Docsity. – URL: https://www.docsity.com/ru/sravnitelnyy-analiz-federalnyh-sistem-upravleniya-v-rossii-i-ssha/3474668/ (дата обращения: 08.10.2025).
- АКРА ПОДТВЕРДИЛО КРЕДИТНЫЙ РЕЙТИНГ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА УРОВНЕ A-(RU), ИЗМЕНИВ ПРОГНОЗ НА «ПОЗИТИВНЫЙ». – URL: https://www.acra-ratings.ru/press_releases/4437 (дата обращения: 08.10.2025).