Страховые пенсии в Российской Федерации: Глубокий правовой и аналитический обзор системы на 2025 год

Курсовая работа

Введение в систему пенсионного обеспечения РФ

Современная система социального обеспечения в России является сложным механизмом, основанным на принципе обязательного страхования. В центре этой системы находится страховая пенсия, призванная компенсировать гражданам утраченный заработок после достижения ими определенного возраста, наступления инвалидности или в случае потери кормильца. Актуальность изучения данной темы в 2025 году обусловлена продолжающимся переходным периодом пенсионной реформы, значительными изменениями в администрировании социальных выплат (создание Социального Фонда России – СФР) и возвращением индексации пенсий для работающих граждан.

Объектом настоящего исследования выступает система обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, а предметом — комплекс правовых норм, регулирующих условия назначения, расчета и выплаты страховых пенсий, а также анализ экономических и демографических вызовов, стоящих перед этой системой.

Целью работы является предоставление исчерпывающего, научно обоснованного анализа актуальных положений пенсионного законодательства, включая детальный разбор формул и критериев 2025 года. Наш анализ позволит выявить ключевые тенденции и оценить финансовую устойчивость системы в контексте последних реформ, что имеет критическое значение для планирования личного финансового будущего.

Правовые и структурные основы функционирования системы страховых пенсий

Источники правового регулирования (ФЗ-400 и подзаконные акты)

Правовая основа системы страховых пенсий в Российской Федерации базируется на конституционных гарантиях социального обеспечения и регулируется целым комплексом нормативно-правовых актов. Центральным столбом этой системы является Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (ФЗ-400).

Этот закон определяет виды страховых пенсий, условия их назначения, порядок расчета индивидуальных пенсионных коэффициентов (ИПК), а также порядок установления и выплаты фиксированной выплаты.

ФЗ-400 постоянно подвергается изменениям, отражая динамику экономической и демографической ситуации. Например, последние редакции закона были внесены в связи с повышением пенсионного возраста и созданием нового консолидированного администратора — СФР. Дополнительное регулирование осуществляется постановлениями Правительства РФ, которые ежегодно утверждают ключевые финансовые параметры: стоимость одного пенсионного коэффициента (СПК), размер фиксированной выплаты (ФВ) и предельную базу для начисления страховых взносов. Таким образом, система социального обеспечения формируется по принципу «законодательная основа — подзаконный акт — ежегодный финансовый параметр», что требует от исследователя постоянной актуализации данных, поскольку незначительные изменения в этих параметрах могут существенно влиять на итоговый размер пенсии.

14 стр., 6627 слов

Всесторонний анализ системы пенсионного обеспечения в РФ за особые ...

... пенсию или установлению инвалидности с соответствующими выплатами, что является важнейшим элементом социальной защиты. Эволюция и современное состояние законодательства РФ о досрочном пенсионном обеспечении Пенсионное обеспечение в России – это динамичная система, ... вид стажа открывает работникам путь к досрочному назначению страховой пенсии по старости, а также является основанием для предоставления ...

Социальный Фонд России (СФР): Новая модель администрирования

С 1 января 2023 года в России произошла институциональная трансформация: функции Пенсионного фонда России (ПФР) и Фонда социального страхования (ФСС) были объединены в единую структуру — Социальный Фонд России (СФР).

Правовое положение и порядок деятельности СФР определены Федеральным законом от 14 июля 2022 г. N 236-ФЗ «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации» (ФЗ-236).

СФР является государственным внебюджетным фондом, созданным Правительством РФ, и выступает в качестве ключевого администратора обязательного социального страхования.

Основные цели и функции СФР:

Направление деятельности Суть функции Отличие от прежней модели
Администрирование пенсий Назначение, перерасчет и выплата всех видов страховых и государственных пенсий. Консолидация в одном ведомстве, упрощение обращения граждан.
Социальное страхование Обеспечение обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также от несчастных случаев на производстве. Объединение потоков ФСС и ПФР, стандартизация процессов.
Персонифицированный учет Ведение индивидуальных лицевых счетов граждан, учет страхового стажа и ИПК. Продолжение персонифицированного учета для обеспечения прозрачности пенсионных прав.
Инвестиционная деятельность Управление пенсионными накоплениями граждан, не выбравших НПФ (через ВЭБ.РФ). Выступает страховщиком по накопительной пенсии для «молчунов».

Таким образом, СФР не просто заменил ПФР, но и стал «единым окном» для получения большинства социальных услуг, что, по замыслу законодателя, должно повысить эффективность и доступность социального обеспечения. Важно подчеркнуть, что в отличие от СФР, Негосударственные пенсионные фонды (НПФ) остаются частными организациями под контролем Центрального банка, специализирующимися исключительно на управлении пенсионными накоплениями.

Виды страховых пенсий и условия их назначения на 2025 год

Система страховых пенсий в РФ включает три основных вида, каждый из которых имеет свои специфические условия назначения:

  1. Страховая пенсия по старости (СПст).
  2. Страховая пенсия по инвалидности (СПинв).
  3. Страховая пенсия по случаю потери кормильца (СПпк).

Страховая пенсия по старости: Условия и переходный период

Страховая пенсия по старости является наиболее распространенным видом выплаты и назначается гражданам, достигшим установленного пенсионного возраста и накопившим необходимый страховой стаж и ИПК.

Условия назначения СПст в 2025 году:

Критерий Требование на 2025 год Комментарий
Минимальный страховой стаж Не менее 15 лет Требование к стажу достигло своего максимума согласно реформе.
Минимальное количество ИПК Не менее 30,0 баллов Требование к ИПК достигло своего максимума согласно реформе.
Пенсионный возраст Мужчины — 64 года; Женщины — 59 лет Важно: В 2025 году, согласно переходному периоду, на пенсию по старости на общих основаниях (без учета льгот) не сможет выйти ни один гражданин. Выход предусмотрен только в 2026 году (для мужчин, родившихся в 1963 г., и женщин, родившихся в 1968 г., достигших возраста 63 и 58 лет соответственно).

Целью повышения пенсионного возраста, которое завершится к 2028 году (65 лет для мужчин и 60 лет для женщин), является стабилизация финансового положения пенсионной системы в условиях растущей продолжительности жизни, что прямо влияет на сокращение дефицита Социального Фонда России.

Пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца

Страховая пенсия по инвалидности назначается гражданам, признанным инвалидами I, II или III группы. Важным условием является наличие хотя бы одного дня страхового стажа (причина инвалидности, период и продолжительность трудовой деятельности не имеют значения).

Размер пенсии по инвалидности напрямую зависит от размера фиксированной выплаты (ФВ), которая устанавливается в зависимости от группы инвалидности и наличия иждивенцев.

Актуальные размеры фиксированной выплаты к СПинв на 2025 год (при базовом значении ФВ 8907,70 руб.):

Группа инвалидности Размер ФВ (доля от базовой ФВ) Фиксированная выплата (руб.)
I группа 200% ФВ 17 815,40
II группа 100% ФВ 8 907,70
III группа 50% ФВ 4 453,85

Страховая пенсия по случаю потери кормильца назначается нетрудоспособным членам семьи умершего, которые находились на его полном иждивении. Право на эту пенсию возникает, если кормилец имел хотя бы один день страхового стажа. Размер выплаты зависит от накопленных кормильцем ИПК и фиксированной выплаты (которая устанавливается в размере 50% от базовой ФВ).

Формула расчета страховой пенсии и актуальные финансовые параметры

Расчет размера страховой пенсии по старости (СПст) осуществляется на основе трех ключевых переменных, которые ежегодно индексируются государством:

Формула расчета страховой пенсии по старости:

СПст = ИПК × СПК + ФВ

Где:

  • СПст — размер ежемесячной страховой пенсии по старости.
  • ИПК — индивидуальный пенсионный коэффициент (сумма накопленных баллов).
  • СПК — стоимость одного пенсионного коэффициента.
  • ФВ — фиксированная выплата к страховой пенсии.

Актуальные финансовые параметры на 2025 год:

Параметр Значение на 2025 год (с 1 января) Источник увеличения
Стоимость одного ИПК (СПК) 145,69 рубля Индексация
Размер фиксированной выплаты (ФВ) 8 907,70 рубля Индексация

Используя минимальные требования 2025 года (30 ИПК), можно рассчитать минимальный размер страховой пенсии по старости, на который может претендовать гражданин, выходящий на пенсию с минимальным стажем и баллами:

СПмин = (30 × 145,69) + 8 907,70 = 4 370,70 + 8 907,70 = 13 278,40 рубля

Этот расчет показывает, что минимальная страховая пенсия по старости на 2025 год составит 13 278,40 рубля, не включая доплаты до прожиточного минимума, если таковые требуются по региональному законодательству. Важно понимать, что эта сумма является нижним порогом, устанавливаемым государством, и не отражает реальный доход высокооплачиваемых специалистов.

Индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПК) и досрочные пенсии

Порядок начисления ИПК

Индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПК), или пенсионный балл, является ключевым элементом формулы. Он отражает вклад гражданина в систему обязательного пенсионного страхования. ИПК начисляется за каждый год трудовой деятельности, в течение которого работодатель уплачивал страховые взносы.

Количество ИПК, которое можно заработать за год, напрямую зависит от размера заработной платы. Оно не может превышать установленный законом максимум. В 2025 году максимальное количество ИПК, которое можно заработать за один календарный год, составляет 10 баллов.

Для получения максимальных 10 баллов в 2025 году необходимо, чтобы годовая заработная плата работника (до вычета НДФЛ) была достаточно высокой для уплаты взносов с суммы, равной единой предельной величине базы для исчисления страховых взносов. В 2025 году эта предельная величина установлена в размере 2 759 000 рублей. Чем выше доход работника и чем ближе он к этому пределу, тем больше пенсионных баллов он накапливает. Не следует ли из этого, что граждане с высоким доходом должны уделять особое внимание контролю за своевременностью и полнотой уплаты взносов работодателем?

Учет социально значимых периодов

Законодательство стимулирует граждан к социально значимому поведению, начисляя дополнительные ИПК за периоды, когда человек не работал, но осуществлял общественно важную деятельность. Эти периоды, называемые «нестраховыми», засчитываются в стаж и влияют на итоговый размер пенсии.

Начисление ИПК за полный год социально значимого периода:

  • Срочная служба в армии, уход за инвалидом I группы, или лицом старше 80 лет — 1,8 балла.
  • Отпуск по уходу за первым ребенком до 1,5 лет — 1,8 балла.
  • Отпуск по уходу за вторым ребенком до 1,5 лет — 3,6 балла.
  • Отпуск по уходу за третьим и последующими детьми до 1,5 лет — 5,4 балла.

Эти «баллы» позволяют существенно увеличить итоговую сумму ИПК, особенно для многодетных матерей, чья трудовая деятельность прерывалась, обеспечивая им тем самым компенсацию за социально важную функцию.

Досрочное назначение пенсий

Несмотря на общее повышение пенсионного возраста, законодательство сохраняет ряд льгот, позволяющих выйти на пенсию досрочно:

  1. Длительный страховой стаж. Граждане, накопившие особо длительный стаж — не менее 42 лет для мужчин и 37 лет для женщин — имеют право выйти на пенсию на два года раньше общеустановленного возраста, но не ранее 60 и 55 лет соответственно.
  2. Многодетные матери. Для матерей, воспитавших троих и более детей, сохраняется право на досрочный выход на пенсию при наличии 15 лет страхового стажа и необходимого количества ИПК:
    • С тремя детьми — в 57 лет.
    • С четырьмя детьми — в 56 лет.
    • С пятью и более детьми — в 50 лет.
  3. Жители присоединенных регионов. С 1 июля 2025 года вводится особый, упрощенный порядок расчета трудового стажа для жителей новых субъектов РФ: за каждый полный год работы будет начисляться 1 пенсионный коэффициент.

Экономические механизмы и особенности индексации в 2025 году

Индексация пенсионных выплат является ключевым инструментом поддержания покупательной способности пенсионеров в условиях инфляции. 2025 год ознаменован значительным изменением в этом механизме, связанным с возобновлением индексации для работающих пенсионеров.

Порядок индексации неработающим и социальным пенсионерам

Пенсии неработающих пенсионеров индексируются ежегодно с 1 января на уровень, превышающий уровень инфляции.

  • Страховые пенсии неработающих пенсионеров в 2025 году проиндексированы на 9,5%. В результате суммарной индексации средний размер страховой пенсии по старости составит порядка 24,9 тыс. руб.
  • Социальные пенсии (выплачиваемые гражданам, не набравшим минимального стажа или ИПК) индексируются с 1 апреля. В 2025 году индексация составит 14,75%. Ожидается, что средний размер социальной пенсии достигнет 15 456 рублей.

Сложный механизм индексации для работающих пенсионеров

После почти десятилетнего перерыва, с 1 января 2025 года возобновляется индексация страховых пенсий работающим пенсионерам. Однако механизм этой индексации имеет принципиальные юридические и экономические особенности, которые необходимо понимать.

Ключевой нюанс: Индексация в размере 9,5% будет применяться не к той сумме пенсии, которую пенсионер получает сейчас (поскольку она не учитывала предыдущие индексации), а к ее установленному размеру.

Разъяснение механизма:

  1. Установленный размер пенсии: Это сумма, которую пенсионер получал бы, если бы не работал, то есть с учетом всех пропущенных индексаций за период трудовой деятельности (с 2016 по 2024 год).
  2. Применение индексации: Индексация 9,5% применяется к этому установленному размеру пенсии.
  3. Фактическая прибавка: Полученная сумма прибавки (разница между проиндексированным установленным размером и неиндексируемым размером) добавляется к текущей выплачиваемой пенсии.

Это означает, что работающие пенсионеры получат реальную прибавку, рассчитанную от суммы, которая фактически выше той, что им выплачивалась до 2025 года. Полный размер пенсии, включающий все индексации, работающий пенсионер начнет получать только после прекращения трудовой деятельности. Это решение, которое долго обсуждалось, не только восстанавливает социальную справедливость, но и должно стать дополнительным стимулом для лиц пенсионного возраста продолжать трудовую деятельность, тем самым поддерживая экономику.

Формирование и управление пенсионными накоплениями

Накопительная пенсия, несмотря на действующий мораторий, остается важной частью пенсионной системы, поскольку средства, сформированные до 2014 года, сохраняются и инвестируются.

Мораторий и источники формирования накоплений

Федеральный закон от 05 декабря 2022 г. N 472-ФЗ продлил действие моратория на формирование накопительной части пенсии до конца 2025 года. Это означает, что все страховые взносы, уплачиваемые работодателем (6%), направляются исключительно на формирование страховой пенсии, а не накопительной.

Пенсионные накопления граждан, сформированные до введения моратория, могут состоять из следующих источников:

  1. Отчисления работодателя (с 2002 по 2014 год).
  2. Добровольные взносы граждан (в том числе по программе государственного софинансирования).
  3. Средства материнского капитала, направленные на финансирование будущей пенсии (с 2024 года возмо��но направление как на пенсию матери, так и отца).
  4. Инвестиционный доход, полученный от управления этими средствами.

Виды выплат и критерии назначения

Получить средства пенсионных накоплений можно в различных формах, в зависимости от их общего размера и источников формирования.

1. Накопительная пенсия (ежемесячная пожизненная выплата):
Назначается, если размер накопительной пенсии, рассчитанный путем деления общей суммы накоплений на ожидаемый период выплаты, превышает 10% месячного прожиточного минимума для пенсионеров.

  • Ожидаемый период выплаты в 2025 году: 270 месяцев.
  • Месячный прожиточный минимум для пенсионеров в 2025 году: 15 250 рублей.

2. Единовременная выплата:
Предоставляется, если размер накопительной пенсии равен или меньше 10% месячного прожиточного минимума пенсионера. Также доступна для граждан, которые достигли пенсионного возраста (55 лет для женщин, 60 лет для мужчин), но не набрали минимального стажа и ИПК для назначения страховой пенсии по старости.

3. Срочная пенсионная выплата:
Возможна только для средств, сформированных за счет добровольных взносов или материнского капитала. Период выплаты гражданин определяет самостоятельно, но он должен быть не менее 10 лет.

Сравнение управления СФР и НПФ

Пенсионные накопления могут управляться либо Социальным Фондом России (через государственную управляющую компанию), либо Негосударственным пенсионным фондом (НПФ).

Критерий Социальный Фонд России (СФР / ВЭБ.РФ) Негосударственные пенсионные фонды (НПФ)
Управляющая компания Государственная управляющая компания ВЭБ.РФ Частные управляющие компании
Инвестиционная стратегия Консервативная (государственные облигации, депозиты, облигации крупнейших компаний).

Направлена на минимизацию рисков.

Более рискованные активы (акции, корпоративные облигации).

Потенциально более высокая доходность.

Гарантии Сохранность номинала накоплений гарантирована государством через Агентство по страхованию вкладов (АСВ). Гарантия сохранности номинала.
Пример доходности Доходность расширенного портфеля ВЭБ.РФ за 2023 год составила 7,61% годовых, превысив инфляцию (7,42%). Доходность варьируется; часто выше, но с большими колебаниями.

Выбор между СФР и НПФ — это, по сути, выбор между консервативной надежностью и потенциально более высокой, но рискованной доходностью. Если цель гражданина — максимальная сохранность, то СФР предпочтительнее; если же цель — активный рост капитала, несмотря на возможность временных потерь, то стоит обратить внимание на НПФ.

Проблемы, вызовы и перспективы развития пенсионной системы РФ

Демографический вызов и финансовый дефицит

Ключевой проблемой, угрожающей финансовой устойчивости российской пенсионной системы, является демографический дисбаланс, характерный для большинства развитых стран. Система страховых пенсий в РФ построена по распределительному принципу, где текущие взносы работающих граждан идут на выплаты нынешним пенсионерам.

Критическое соотношение:

Демографические данные показывают, что в России на каждого пенсионера приходится чуть более полутора человек трудоспособного возраста (примерно 1,7). Это соотношение крайне низко для обеспечения финансовой стабильности распределительной системы. Снижение рождаемости и рост ожидаемой продолжительности жизни в долгосрочной перспективе ведут к существенному увеличению коэффициента демографической нагрузки.

Старение населения создает двойной удар по бюджету:

  1. Рост расходов на пенсии: Увеличение числа получателей выплат.
  2. Рост расходов на медицину: Потребность в специализированном медицинском обслуживании для пожилого населения.

В результате, государственный бюджет вынужден субсидировать Социальный Фонд России для покрытия растущего финансового дефицита, что подтверждает системную проблему. Анализируя эту динамику, становится очевидно, что без фундаментальных изменений в экономике и демографии, зависимость СФР от бюджетных трансфертов будет только усиливаться.

Пути совершенствования и международный опыт

Для обеспечения долгосрочной устойчивости пенсионной системы необходимо комплексное экономическое и социальное вмешательство.

Возможные пути решения:

  1. Повышение пенсионного возраста: Это наиболее прямой и уже частично реализованный путь, позволяющий увеличить как число плательщиков взносов, так и сократить период получения выплат. Однако дальнейшее повышение (за пределы 65/60 лет) является политически чувствительным.
  2. Стимулирование рождаемости и снижение смертности: Это наиболее оптимистичный, но самый долгосрочный путь. Комплексные социальные гарантии, улучшение здравоохранения и поддержка семьи могут положительно сказаться на возрастной структуре населения в перспективе 20-30 лет.
  3. Развитие накопительного элемента: Переход к полноценной многоуровневой пенсионной системе, где граждане несут большую ответственность за формирование собственной пенсии (через НПФ, инвестиции).

    Это снижает нагрузку на распределительную государственную часть.

Международный опыт показывает, что развитые страны, сталкиваясь с аналогичными демографическими вызовами (Япония, страны ЕС), либо продолжают повышать пенсионный возраст, либо резко увеличивают налоговую нагрузку на фонд оплаты труда. Российский подход — балансирование между повышением возраста и государственным субсидированием — требует постоянного поиска новых источников финансирования и повышения эффективности администрирования через структуры, подобные СФР.

Заключение

Система страховых пенсий в Российской Федерации на 2025 год представляет собой динамично развивающийся правовой и экономический механизм, находящийся в стадии глубокой трансформации.

Проведенный анализ подтверждает, что законодательная база системы является сложной, но исчерпывающей, базирующейся на ФЗ-400 и обновленной с учетом создания Социального Фонда России (СФР), который консолидировал функции ПФР и ФСС (на основе ФЗ-236).

Ключевыми параметрами для назначения пенсии по старости в 2025 году являются минимальный стаж (15 лет) и ИПК (30 баллов), а также соблюдение графика переходного периода повышения пенсионного возраста, что привело к отсутствию выхода на пенсию на общих основаниях в текущем году.

Особое внимание уделено финансовым параметрам 2025 года: установлена стоимость ИПК в 145,69 руб. и фиксированная выплата в 8907,70 руб. Критически важным нововведением стало возобновление индексации для работающих пенсионеров (9,5%), при этом механизм расчета требует понимания: индексация применяется к установленному размеру пенсии, а не к текущей выплате.

Несмотря на наличие сформированных правовых механизмов, система сталкивается с фундаментальными демографическими и финансовыми проблемами. Соотношение 1,7 работника на 1 пенсионера создает долгосрочную угрозу для распределительного принципа, требуя постоянного государственного финансирования дефицита СФР. Перспективы устойчивости системы напрямую зависят от эффективности мер по стимулированию рождаемости и реализации программ, направленных на развитие накопительного элемента, который, несмотря на продление моратория до конца 2025 года, остается важным компонентом для будущих поколений.

Список использованной литературы

  1. Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (в ред. от 11.11.2003 № 141-ФЗ).
  2. Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
  3. Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
  4. Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (с изменениями на 28 февраля 2025 года).

    Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

  5. Буянова М. О., Кобзева С. И. Право социального обеспечения. Москва, 2008.
  6. Галаганов В. П. Право социального обеспечения: учебник. Москва, 2009.
  7. Ершов В. А. Право социального обеспечения: учебное пособие. Москва, 2009.
  8. Захаров М. Л., Тучкова Э. Г. Право социального обеспечения России: учебник. 3-е изд., перераб. и доп. Москва, 2008.
  9. Мачульская Е. Е., Добромыслов К. В. Право социального обеспечения: учебник для вузов. Москва, 2005.
  10. Никонов Д. А., Стремоухов А. В. Право социального обеспечения России. 2-е изд., перераб. и доп. Москва, 2008.
  11. Шайхатдинов В. Ш. Право социального обеспечения. Издательство Юрайт, 2011. 576 с.
  12. Право социального обеспечения: учеб. пособие для вузов / М. О. Буянова, С. И. Кобзева, З. А. Кондратьева. 2-е изд., стер. Москва, 2006.
  13. Анализ демографических факторов, влияющих на финансовую устойчивость пенсионных систем России и стран – участниц Организации экономического сотрудничества и развития // КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-demograficheskih-faktorov-vliyayuschih-na-finansovuyu-ustoychivost-pensionnyh-sistem-rossii-i-stran-uchastnits-organizatsii-ekonomicheskogo-sotrudnichestva-i-razvitiya (дата обращения: 09.10.2025).
  14. Влияние демографической ситуации на пенсионную систему России // КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-demograficheskoy-situatsii-na-pensionnuyu-sistemu-rossii (дата обращения: 09.10.2025).
  15. Главное о пенсиях в 2025 году // Сбербанк. URL: https://www.sberbank.com/ru/person/s_cares/pension_programms/main_info (дата обращения: 09.10.2025).
  16. Госуслуги. Как и когда можно получить пенсионные накопления. URL: https://www.gosuslugi.ru/life/details/pension_savings_money (дата обращения: 09.10.2025).
  17. Госуслуги. Кому полагается пенсия по старости. URL: https://www.gosuslugi.ru/situation/pension/who_gets_retirement_pension (дата обращения: 09.10.2025).
  18. Госуслуги. Что такое пенсионные коэффициенты. URL: https://www.gosuslugi.ru/life/details/pension_points (дата обращения: 09.10.2025).
  19. Индексация пенсий в 2025–2026 годах: процент, таблица // Экономика и жизнь. URL: https://www.eg-online.ru/article/503432/ (дата обращения: 09.10.2025).
  20. Как рассчитывается страховая пенсия по старости в 2025 году // Вечерний Курьер. URL: https://vkurier.ru/kak-rasschityvaetsya-strahovaya-pensiya-po-starosti-v-2025-godu/ (дата обращения: 09.10.2025).
  21. Как рассчитывают пенсию работающим пенсионерам в 2025 году // Сбербанк. URL: https://www.sberbank.com/ru/person/s_cares/pension_programms/working_pensioner (дата обращения: 09.10.2025).
  22. Как формируется и рассчитывается будущая пенсия // Социальный фонд России. URL: https://sfr.gov.ru/grazhdanam/budusch_pens/formirovanie/ (дата обращения: 09.10.2025).
  23. Как получить средства накопительной пенсии одной выплатой в 2025 году // НАПФ. URL: https://napf.ru/analitika/kak-poluchit-sredstva-nakopitelnoy-pensii-odnoy-vyplatoy-v-2025-godu (дата обращения: 09.10.2025).
  24. Какие бывают пенсии в России: кому положены выплаты и на каких условиях // Сбербанк. URL: https://www.sberbank.com/ru/person/s_cares/pension_programms/kinds (дата обращения: 09.10.2025).
  25. Кому повысят пенсии в ноябре 2025: категории, размеры и автоматический перерасчет // БезФормата. URL: https://bezformata.com/a/133095311 (дата обращения: 09.10.2025).
  26. Накопительная пенсия: кто и как может получить в 2025 году // Спроси.дом.рф. URL: https://спроси.дом.рф/instructions/nakopitelnaya-pensiya/ (дата обращения: 09.10.2025).
  27. НПФ и СФР (ПФР): отличия, где выгоднее и что лучше выбрать для хранения пенсионных накоплений в 2025 году // Выберу.ру. URL: https://www.vbr.ru/pfr/articles/npf-i-sfr-otlichiya/ (дата обращения: 09.10.2025).
  28. Определен порядок индексации пенсий в 2025 году // ГАРАНТ.РУ. URL: https://www.garant.ru/news/1706692/ (дата обращения: 09.10.2025).
  29. Пенсии в 2025 году: размер индексации, как рассчитать, когда приходит // Сбербанк. URL: https://www.sberbank.com/ru/person/s_cares/pension_programms/main_info/calculator (дата обращения: 09.10.2025).
  30. Пенсионный возраст в России в 2025 году: когда выходят на пенсию женщины и мужчины // Skillbox Media. URL: https://skillbox.ru/media/finansy/pensionnyy-vozrast-v-rossii-v-2025-godu/ (дата обращения: 09.10.2025).
  31. Реформа пенсионного возраста в России 2025 года // ВТБ. URL: https://www.vtb.ru/personal/investicii/blog/pensionnyi-vozrast-v-rossii-v-2025/ (дата обращения: 09.10.2025).
  32. Россиянам перечислили три условия для назначения страховой пенсии в 2025 году // РИА Новости. URL: https://ria.ru/20250408/pensiya-1938596001.html (дата обращения: 09.10.2025).
  33. Сколько стоит пенсионный балл в 2025 году: актуальные данные для пенсии // ВТБ. URL: https://www.vtb.ru/personal/investicii/blog/skolko-stoit-pensionnyi-ball/ (дата обращения: 09.10.2025).
  34. Сколько нужно зарабатывать в 2025 году, чтобы получить максимальную пенсию: расчет // Банки.ру. URL: https://www.banki.ru/news/lenta/?id=10998393 (дата обращения: 09.10.2025).
  35. Соцфонд назвал условия для назначения пенсии в 2025 году // Банки.ру. URL: https://www.banki.ru/news/lenta/?id=10996841 (дата обращения: 09.10.2025).
  36. Средний размер пенсий 2024 // Социальный фонд России. URL: https://sfr.gov.ru/grazhdanam/spravka/ (дата обращения: 09.10.2025).
  37. Средняя пенсия в России 2025: данные Росстата по годам и регионам // GoGov.ru. URL: https://gogov.ru/articles/pension/average-pension (дата обращения: 09.10.2025).
  38. Страховая пенсия в 2025 году // Консультационный центр ДОМ.РФ. URL: https://спроси.дом.рф/instructions/strakhovaya-pensiya-v-2025-godu/ (дата обращения: 09.10.2025).
  39. Страховая пенсия в 2025 году: условия назначения и размеры выплат // Финансы Mail. URL: https://finance.mail.ru/pension/strahovaya-pensiya-2025/ (дата обращения: 09.10.2025).
  40. Что такое страховая пенсия: размер в 2025 году и формула расчета // РБК Инвестиции. URL: https://www.rbc.ru/investments/guide/article/66046e309a794770fc78a467 (дата обращения: 09.10.2025).
  41. Яндекс Нейро. В чем разница между СФР и ПФР в контексте предоставления услуг населению? URL: https://yandex.ru/q/question/v_chem_raznitsa_mezhdu_sfr_i_pfr_v_kontekste_12c9a941/ (дата обращения: 09.10.2025).

Оставьте комментарий

Капча загружается...