Тендеры в Российской Федерации: Комплексный анализ правового регулирования, процедур, проблем и перспектив развития контрактной системы (на примере 44-ФЗ и 223-ФЗ)

Курсовая работа

Введение в систему государственных и корпоративных закупок

Контрактная система в сфере закупок является одним из ключевых элементов государственного регулирования экономики, обеспечивая эффективное и прозрачное расходование бюджетных средств, а также нужд крупнейших государственных и окологосударственных корпораций. По данным на 2025 год, совокупный объем закупок, регулируемых Федеральными законами № 44-ФЗ и № 223-ФЗ, составляет триллионы рублей, что делает эту сферу критически важной для изучения как с экономической, так и с юридической точки зрения.

Актуальность темы обусловлена постоянным реформированием законодательства, направленным на повышение прозрачности, снижение коррупционных рисков и максимальную цифровизацию процессов. Для академического сообщества и практикующих специалистов необходимо систематическое и глубокое понимание сложной архитектуры регулирования, представленной двумя фундаментально разными, но взаимосвязанными законами. Это гарантирует, что участники рынка смогут эффективно использовать правовые инструменты для достижения своих целей.

Целью настоящего исследования является проведение комплексного анализа и систематизация информации о проведении и организации тендеров (конкурентных процедур) в Российской Федерации, включая их сущность, классификацию, правовое регулирование, процедуры и проблемы.

Задачи исследования:

  1. Установить и четко разграничить ключевые термины, используемые в сфере закупок.
  2. Провести сравнительный анализ правовой базы, в частности, Федеральных законов № 44-ФЗ и № 223-ФЗ.
  3. Детально проанализировать требования к участникам закупок, установленные 44-ФЗ.
  4. Систематизировать классификацию закупочных процедур и пошаговый порядок их организации.
  5. Изучить методы оценки поставщиков, включая неценовые критерии.
  6. Выявить и классифицировать основные проблемы и риски для заказчиков и поставщиков.
  7. Обозначить современные тенденции развития контрактной системы, акцентируя внимание на цифровизации.

Структура работы включает теоретико-правовой обзор, сравнительный анализ двух ключевых федеральных законов, описание процедурных аспектов, анализ проблемных зон и обзор перспектив развития системы.

15 стр., 7392 слов

Кредитование малого бизнеса в России: Комплексный академический ...

... этот нацпроект претерпевает существенную трансформацию, интегрируясь в более масштабную федеральную программу в рамках нового национального проекта «Эффективная и ... Настоящая курсовая работа посвящена углубленному анализу текущего состояния, проблем, перспектив и различных форм финансирования ... и роль малого бизнеса в системе госзакупок. Объем закупок крупнейших госкомпаний у малого бизнеса в РФ за ...

Теоретико-правовые основы и категориальный аппарат сферы закупок

Успешное академическое исследование в области контрактной системы требует предельной точности в терминологии. Сфера закупок оперирует множеством понятий, многие из которых, хотя и используются в обиходе как синонимы, имеют строгое юридическое значение.

Сущность и терминология: «Тендер», «Торги», «Конкурс», «Аукцион»

Несмотря на широкое распространение, термин «тендер» не имеет законодательного закрепления в российском правовом поле. Он является англоязычным заимствованием (от англ. tender — предложение) и в профессиональной среде выступает синонимом конкурентной формы отбора предложений на поставку товаров, выполнение работ или оказание услуг по заранее объявленным условиям.

В официальных документах и законодательстве РФ используется более широкое понятие — торги. Торги представляют собой общее понятие для конкурентных процедур, которые в Российской Федерации подразделяются на открытые и закрытые, могут проводиться в один или два этапа, и выступают в двух основных формах:

  1. Конкурс — это форма торгов, ключевой особенностью которой является то, что победителем признается участник, предложивший лучшие условия исполнения контракта в целом, а не только минимальную цену. При оценке конкурсных заявок учитываются неценовые критерии, такие как квалификация, опыт, качество предложения. Конкурс может быть открытым, закрытым или проводиться в электронной форме.
  2. Аукцион — это форма торгов, где ключевым и зачастую единственным критерием оценки является цена. Побеждает участник, предложивший наименьшую цену контракта. По 44-ФЗ аукционы в основном проводятся в электронной форме.
  3. Запрос котировок — это упрощенный способ закупки, при котором ключевым критерием выбора поставщика является цена. По 44-ФЗ запрос котировок также проводится только в электронной форме и используется для закупок небольшого объема.

Вся система закупок в России разделяется на два основных блока, регулируемых разными законами:

Термин Регулирующий закон Сущность
Государственные закупки Федеральный закон № 44-ФЗ Процесс приобретения ТРУ для обеспечения государственных и муниципальных нужд, финансируемый из государственного бюджета. Регулируется строго.
Корпоративные закупки Федеральный закон № 223-ФЗ Закупки, осуществляемые отдельными видами юридических лиц (госкорпорации, субъекты естественных монополий, компании с госдолей от 50%), которые имеют большую свободу в определении процедур.

Правовое регулирование: Система источников и подзаконные акты

Правовая основа регулирования закупок в Российской Федерации представляет собой многоуровневую систему, вершиной которой является Конституция РФ, а базовыми актами — Гражданский кодекс РФ и федеральные законы.

Федеральный закон № 44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе…» является основополагающим для государственных и муниципальных закупок. Он устанавливает строгие правила для всего цикла: от планирования до исполнения контракта, формируя единую Контрактную систему.

Федеральный закон № 223-ФЗ от 18.07.2011 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» регулирует корпоративные закупки, предоставляя заказчикам большую автономию в разработке своих правил, которые фиксируются во внутреннем документе — «Положении о закупке».

Помимо законов, критически важную роль играют подзаконные нормативно-правовые акты:

  • Для 44-ФЗ: Система детализирована Постановлениями и Распоряжениями Правительства РФ.
    • Пример: Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок…» устанавливает методику оценки заявок по неценовым критериям в конкурсах.
    • Пример: Постановление Правительства РФ от 08.11.2013 № 1005 регулирует вопросы банковских гарантий.
    • Пример: Распоряжение Правительства РФ от 18.09.2017 № 1995-р определяет источники информации для обоснования начальной максимальной цены контракта (НМЦК).
  • Для 223-ФЗ: Правовую основу дополняют Гражданский кодекс РФ и Федеральный закон № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а также упомянутые выше Положения о закупке самих заказчиков, которые, по сути, являются локальными регуляторами.

Сравнительный анализ Федеральных законов № 44-ФЗ и № 223-ФЗ

Сравнение двух основных законов позволяет понять методологическую разницу между закупками, финансируемыми напрямую из бюджета (44-ФЗ), и закупками, осуществляемыми крупными коммерческими структурами с государственным участием (223-ФЗ).

Различия в целях и сфере применения законов

Федеральный закон № 44-ФЗ, являясь законом о Контрактной системе, преследует цель обеспечения государственных и муниципальных нужд, что требует максимальной прозрачности и контроля за расходованием бюджетных средств. Его принципы включают открытость информации, обеспечение конкуренции, профессионализм заказчиков и, самое главное, ответственность за результативность закупок. 44-ФЗ устанавливает строгие и единые правила, минимизируя субъективизм. Следовательно, любые отклонения от процедуры рассматриваются как серьезное нарушение финансовой дисциплины.

Федеральный закон № 223-ФЗ (закон о закупках отдельными видами ЮЛ) нацелен на обеспечение нужд самих корпораций и компаний, среди которых — госкорпорации, госкомпании с долей участия государства более 50%, субъекты естественных монополий, а также бюджетные учреждения, закупающие за счет грантов или собственных средств. Главный принцип 223-ФЗ — гибкость и эффективность. Заказчикам предоставляется возможность разрабатывать собственные конкурентные процедуры, исходя из специфики их деятельности, при условии, что эти процедуры закреплены в их Положении о закупке и не противоречат основам законодательства.

Критерий сравнения Федеральный закон № 44-ФЗ Федеральный закон № 223-ФЗ
Регулируемые субъекты Органы власти, государственные/муниципальные учреждения. Госкомпании (≥50% госдоли), монополии, бюджетные учреждения (за счет грантов/собственных средств).
Основная цель Эффективность и контроль расходования бюджетных средств, прозрачность. Эффективность, экономичность, гибкость.
Регулирование Максимально жесткое, детальная регламентация каждого этапа. Рамочное, заказчик сам разрабатывает Положение о закупке.
Способы закупки Закрытый перечень (конкурс, аукцион, котировки, ед. поставщик). Определяются заказчиком в Положении (конкурс, аукцион, запрос предложений, котировок и др.).

Единые и дополнительные требования к участникам закупки по 44-ФЗ

Одним из наиболее строгих и детализированных аспектов 44-ФЗ являются требования к потенциальным поставщикам, призванные обеспечить, чтобы бюджетные средства расходовались только на добросовестных контрагентов. Эти требования делятся на единые и дополнительные.

Единые требования к участникам закупки установлены частью 1 статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ и являются обязательными для всех заказчиков:

  1. Соответствие требованиям законодательства: Участник должен иметь правомерную возможность поставлять товар, выполнять работу или оказывать услугу (например, наличие лицензий или членства в СРО).
  2. Отсутствие ликвидации/банкротства: Участник (юридическое лицо) не должен находиться в процессе ликвидации или быть признанным арбитражным судом банкротом.
  3. Отсутствие крупных налоговых задолженностей: Отсутствие недоимки по налогам, сборам и иным обязательным платежам, размер которых превышает 25% балансовой стоимости активов за прошедший календарный год.
  4. Отсутствие судимости и дисквалификации: Отсутствие судимости у руководителя и главного бухгалтера за преступления в сфере экономики и коррупционные преступления. Также отсутствие дисквалификации.
  5. Отсутствие конфликта интересов: Между заказчиком и участником не должно быть конфликта интересов (например, наличие родственных связей или аффилированности).
  6. Отсутствие статуса иностранного агента: Это относительно новое требование (Пункт 10.1).
  7. Непривлечение к административной ответственности за незаконное вознаграждение от имени юридического лица.

Кроме того, согласно части 1.1 статьи 31 44-ФЗ, заказчик вправе установить требование об отсутствии информации об участнике в Реестре недобросовестных поставщиков (РНП).

В отличие от 44-ФЗ, закон № 223-ФЗ рамочно определяет требования к участникам (юридические, физические лица, ИП), а конкретные критерии устанавливаются в Положении о закупке корпорации.

Особенности изменения условий контракта в рамках двух законов

Вопросы изменения условий контракта во время его исполнения демонстрируют ключевую разницу в подходах двух законов к гибкости процедур.

В рамках 44-ФЗ действует принцип максимальной жесткости и стабильности условий. Изменение существенных условий контракта (цена, сроки, объем) во время его исполнения, как правило, запрещено. Исключения строго регламентированы частью 1 статьи 95 44-ФЗ и касаются, например, случаев снижения цены без изменения объема, изменений, связанных с регулированием тарифов, или существенного, не зависящего от сторон изменения обстоятельств (например, мобилизация или внешние санкции).

Эта строгость призвана исключить коррупционную составляющую и обеспечить целевое расходование бюджетных средств. Но, следует отметить, что такая строгость часто приводит к сложностям при реализации долгосрочных проектов в условиях быстро меняющегося рынка.

В рамках 223-ФЗ заказчик обладает значительно большей свободой. Он имеет возможность изменять сроки, объем и цену товаров, работ и услуг, если такая возможность и условия этих изменений описаны в его положении о закупках. Это позволяет крупным корпорациям оперативно реагировать на рыночные изменения и корректировать планы закупок без необходимости прохождения длительных бюрократических процедур.

Классификация и порядок проведения тендерных процедур

Конкурентные процедуры в РФ структурированы для обеспечения максимального выбора и эффективности закупки в зависимости от ее предмета и сложности.

Классификация закупочных процедур: Конкурентные и неконкурентные способы

Законодательство РФ о закупках предусматривает четкое деление на конкурентные и неконкурентные способы определения поставщика.

Конкурентные способы (по 44-ФЗ, Статья 24):

  1. Электронный конкурс (открытый, с ограниченным участием, двухэтапный): Предполагает оценку не только по цене, но и по неценовым критериям.
  2. Электронный аукцион: Основной способ, где выбор определяется исключительно наименьшей ценой. Применяется, как правило, для типовых товаров и услуг, включенных в «аукционный перечень» (Распоряжение Правительства РФ № 471-р).
  3. Электронный запрос котировок: Упрощенная процедура с быстрым сроком проведения, используемая для закупок с невысокой начальной ценой.

Кроме того, торги могут быть:

  • Открытыми: Доступны для участия всем желающим, информация публикуется на ЕИС.
  • Закрытыми: Используются в специфических случаях (государственная тайна, оборона), информация доступна только приглашенным участникам.

Неконкурентный способ — это закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
По 44-ФЗ, она допускается только в строго ограниченных случаях, предусмотренных частью 1 статьи 93 (например, закупка на малую сумму, монопольные услуги, ликвидация последствий ЧС).

По 223-ФЗ случаи закупки у единственного поставщика определяются самим заказчиком в его Положении.

Пошаговый алгоритм организации закупки для Заказчика

Процесс государственных закупок по 44-ФЗ — это строгий, многоступенчатый процесс, в котором каждый этап является обязательным и контролируемым.

1. Планирование закупок:
Заказчик обязан заранее определить потребность, количество, цену и характеристики товаров (работ, услуг).

Ключевым элементом планирования является обоснование начальной максимальной цены контракта (НМЦК). НМЦК должна быть рассчитана и обоснована на основе рыночных данных, с учетом методических рекомендаций (например, Распоряжение Правительства РФ № 1995-р).

Неверное обоснование НМЦК является серьезным нарушением.

2. Размещение извещения о закупке:
Вся информация о предстоящих торгах (по 44-ФЗ и 223-ФЗ) публикуется на едином портале госзакупок (zakupki.gov.ru). Извещение должно содержать полную информацию об объекте закупки, требованиях к участникам, порядке подачи заявок и критериях оценки.

3. Подача заявок:
Поставщики, зарегистрированные в Единой информационной системе (ЕИС) и аккредитованные на федеральных электронных торговых площадках (ЭТП), подают заявки. Например, для электронного аукциона заявка подается в две части:

  • Первая часть — описание характеристик товара/услуги и согласие с условиями.
  • Вторая часть — документы, подтверждающие соответствие участника требованиям статьи 31 44-ФЗ.

4. Рассмотрение и оценка заявок (Определение поставщика):
Заказчик рассматривает заявки на соответствие требованиям. В аукционе на этом этапе происходит ценовое соревнование. В конкурсе оценка проводится по совокупности ценовых и неценовых критериев.

5. Заключение контракта:
Контракт с победителем по 44-ФЗ составляется и заключается в электронном виде на электронной площадке, что является частью процесса цифровизации.

Обеспечение заявки и исполнения контракта

Механизмы обеспечения служат для защиты интересов заказчика от недобросовестного или безответственного поведения поставщика.

Обеспечение заявки:
Требуется для подтверждения серьезности намерений участника.

  • По 44-ФЗ: Размер обеспечения составляет от 0,5% до 5% от начальной цены контракта (НМЦК).

    Обеспечение может быть внесено денежными средствами или в форме независимой гарантии.

  • По 223-ФЗ: Заказчики не обязаны устанавливать обеспечение заявки, но вправе это сделать. При этом в закупках для МСП оно не может превышать 2% от цены договора.

Обеспечение исполнения контракта (ОИК):
Это гарантия того, что победитель тендера выполнит свои обязательства.

  • По 44-ФЗ: Размер ОИК может достигать 30% от суммы контракта. Если поставщик не выполнит свои обязательства, заказчик вправе удержать эту сумму или обратиться к гаранту.

Наличие таких механизмов является серьезным финансовым барьером для недобросовестных компаний и важным элементом снижения рисков для заказчиков.

Методы оценки поставщиков и анализ рисков в сфере закупок

Эффективность контрактной системы во многом зависит от того, насколько объективно и комплексно заказчик может оценить предложение поставщика.

Критерии оценки заявок и роль неценовых факторов

Для обеспечения эффективности закупки, особенно сложных работ или услуг (проектирование, НИОКР, строительство), недостаточно ориентироваться только на цену. Для таких случаев применяется конкурсная процедура с учетом неценовых критериев.

Система оценки заявок регулируется Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085. Критерии оценки подразделяются на:

  1. Ценовые критерии: Стоимость контракта, расходы на эксплуатацию и ремонт (если применимо).
  2. Неценовые критерии:
    • Квалификация участников: Опыт выполнения аналогичных работ, наличие материально-технической базы, наличие квалифицированного персонала.
    • Качество товаров, работ, услуг: Функциональные, потребительские и экологические характеристики.

Аналитический вывод: Использование неценовых критериев позволяет заказчику выбрать не просто самого дешевого, но самого квалифицированного поставщика, что критически важно для высокотехнологичных или сложных проектов. Однако неценовые критерии являются потенциальным источником субъективизма и коррупционных рисков, поэтому их оценка должна быть максимально прозрачной и обоснованной, согласно методике, прописанной в Постановлении № 1085.

Систематизация проблем и рисков для Заказчика

Проблемы, с которыми сталкиваются государственные и корпоративные заказчики, можно систематизировать по этапам закупочного процесса:

Этап Проблема/Риск Аналитический комментарий
Планирование Неверное обоснование НМЦК. Завышение или занижение цены ведет к неэффективному расходованию средств или отсутствию заявок. Требование 44-ФЗ об использовании Распоряжения № 1995-р частично минимизирует этот риск.
Проведение Ошибки в документации. Приводят к жалобам в ФАС, аннулированию закупки и потере времени.
Исполнение Недобросовестное исполнение поставщиком. Поставка некачественного товара, нарушение сроков или односторонний отказ от исполнения. Компенсируется за счет обеспечения исполнения контракта (ОИК) и включения поставщика в РНП.
Контроль Коррупционные риски. Возникают на этапе разработки ТЗ (заточки под конкретного поставщика) или оценки неценовых критериев в конкурсе.

Проблемы и риски для Поставщика и роль Реестра недобросовестных поставщиков (РНП)

Участие в тендерах сопряжено с серьезными рисками для поставщиков, особенно в условиях строгих требований 44-ФЗ: разве не стоит каждому потенциальному поставщику оценить свою готовность к этим строгим правилам?

  1. Риск отклонения заявки: Самая распространенная проблема — несоответствие заявки формальным требованиям. Строгость 44-ФЗ означает, что даже технические ошибки (например, неполное раскрытие информации по статье 31) могут привести к отклонению.
  2. Потеря обеспечения заявки: Если участник, выигравший аукцион, уклоняется от заключения контракта, он теряет обеспечение заявки.
  3. Включение в Реестр недобросовестных поставщиков (РНП): Это наиболее серьезный риск. Поставщик попадает в РНП, если он уклонился от заключения контракта или если контракт с ним был расторгнут по решению суда или в одностороннем порядке из-за существенного нарушения условий. Нахождение в РНП (срок — 2 года) фактически блокирует возможность участия в большинстве государственных закупок по 44-ФЗ.
  4. Недобросовестные действия заказчика: Например, необоснованное затягивание сроков приемки, предъявление чрезмерных требований при исполнении или попытка расторгнуть контракт по надуманным причинам. В таких случаях поставщик вынужден обращаться в ФАС или суд.

Современные тенденции и перспективы развития контрактной системы РФ

Основным вектором развития контрактной системы в России является масштабная цифровизация, призванная максимально автоматизировать процессы, повысить их прозрачность и снизить человеческий фактор.

Цифровизация закупок: Переход на электронную форму и структурированные контракты

Цифровизация контрактной системы — это не просто перевод документов в электронный формат, а глубокая технологическая трансформация, которая меняет сам способ взаимодействия заказчика и поставщика.

  • Начало электронного формата (2019): С 1 января 2019 года большинство конкурентных процедур по 44-ФЗ стали проводиться исключительно в электронной форме на восьми аккредитованных федеральных ЭТП (Сбербанк-АСТ, Росэлторг, РТС-тендер и др.).
  • Электронное актирование (2022): Внедрение электронной приемки товаров, работ, услуг, при которой документы о приемке (акты, счета-фактуры) формируются и подписываются в ЕИС.
  • Структурированное описание и заявки (2023): Внедрение требования о подаче структурированных заявок и описаний объекта закупки, что позволяет системе автоматически проверять соответствие и сокращает возможности для субъективных ошибок.
  • Обязательные цифровые (структурированные) контракты (2024): С 1 апреля 2024 года цифровые контракты стали обязательными для всех конкурентных процедур по 44-ФЗ. Система ЕИС автоматически формирует до 95% сведений контракта на основе данных из извещения и протокола определения поставщика. Это исключает разночтения и упрощает процедуру заключения.

Планы по полной электронизации и роль ЕИС/ЭТП

Процесс цифровизации продолжается, охватывая все этапы контрактной системы, включая неконкурентные процедуры и процесс изменения условий контракта.

Актуальные планы на 2025–2026 годы:

  • 2025 год — Цифровые изменения контрактов: С 1 января 2025 года становится обязательным формирование в ЕИС цифровых соглашений об изменении и расторжении контрактов. Это позволит контролировать даже те изменения, которые ранее оформлялись на бумаге, обеспечивая единство информации.
  • Расширение цифровых контрактов: С 1 января 2025 года право заказчиков заключать контракты через ЕИС распространилось на все виды неконкурентных закупок (у единственного поставщика), за исключением некоторых закупок малого объема до середины 2026 года.
  • Полная электронизация (2026): Министерство финансов РФ планирует завершить полную электронизацию всей системы госзакупок к 2026 году.

Единая информационная система (zakupki.gov.ru) выступает центральным хабом, обеспечивающим прозрачность и доступность информации. Закупки проводятся на ограниченном и контролируемом списке из восьми федеральных электронных торговых площадок (ЭТП), включая Сбербанк-АСТ, Росэлторг и РТС-тендер.

Роль контрольно-надзорных органов (ФАС) в обеспечении добросовестной конкуренции

В условиях динамично развивающейся контрактной системы, роль Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) как главного контрольно-надзорного органа остается критически важной.

ФАС России обеспечивает соблюдение законодательства о закупках и защите конкуренции. Основные функции ФАС включают:

  1. Контроль за соблюдением правил проведения торгов: Проверка законности действий заказчиков, специализированных организаций и операторов ЭТП.
  2. Рассмотрение жалоб: Участники закупок по 44-ФЗ имеют право подавать жалобы через личный кабинет ЕИС, оспаривая положения извещения, действия заказчика или оператора ЭТП. Механизм жалоб является основным инструментом защиты прав поставщиков и оперативного устранения нарушений.
  3. Ведение Реестра недобросовестных поставщиков (РНП): Принятие решений о включении или невключении поставщиков, уклонившихся от заключения или исполнения контракта.

Эффективная работа ФАС является ключевым фактором в поддержании принципов открытости и добросовестной конкуренции, заложенных в 44-ФЗ.

Заключение

Проведенное исследование подтверждает, что сфера проведения и организации тендеров в Российской Федерации представляет собой сложный, но строго регламентированный механизм, основанный на двух ключевых правовых актах: жестком и централизованном Федеральном законе № 44-ФЗ (Контрактная система) и рамочном, гибком Федеральном законе № 223-ФЗ (Корпоративные закупки).

Ключевые выводы исследования:

  1. Терминологическая строгость: Необходимо четко разграничивать термины «тендер» (обиходный) от «торгов», «конкурса» и «аукциона» (юридически закрепленные процедуры).
  2. Фундаментальное различие в регулировании: Контраст между 44-ФЗ (строгие единые требования, закрытый перечень способов, невозможность изменения условий контракта) и 223-ФЗ (гибкость, собственное Положение о закупке) определяет всю логику закупочного процесса.
  3. Жесткие требования к участникам: 44-ФЗ предъявляет исчерпывающий перечень единых требований к поставщикам (Статья 31), направленных на исключение аффилированных лиц, банкротов и недобросовестных контрагентов.
  4. Важность неценовых критериев: Для сложных закупок конкурсные процедуры, регулируемые Постановлением № 1085, позволяют отойти от критерия минимальной цены и выбрать поставщика, основываясь на его квалификации и опыте.
  5. Цифровизация как главный тренд: Система госзакупок находится в фазе глубокой цифровой трансформации. Внедрение электронного актирования и обязательных структурированных контрактов (2024–2025 гг.) и планы по полной электронизации к 2026 году направлены на повышение прозрачности и автоматический контроль.

Для дальнейших академических исследований перспективными направлениями являются анализ эффективности использования неценовых критериев в контексте предотвращения коррупции, а также оценка влияния полной цифровизации на снижение административных барьеров для малого и среднего предпринимательства. Успешное функционирование контрактной системы является прямым отражением экономической эффективности государства и требует постоянного мониторинга и анализа со стороны научного сообщества.

Список использованной литературы

  1. Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» // КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_116960/ (дата обращения: 09.10.2025).
  2. Тендер (торги) // Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B5%D0%BD%D0%B4%D0%B5%D1%80_(%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B8) (дата обращения: 09.10.2025).
  3. 44‑ФЗ простым языком. Часть 1. Основные принципы госзакупок // Контур.Закупки. URL: https://zakupki.kontur.ru/articles/44-fz-prostym-yazykom-chast-1-osnovnye-principy-goszakupok-31742 (дата обращения: 09.10.2025).
  4. 223-ФЗ простыми словами: полное руководство по правилам и этапам проведения закупки для поставщиков и начинающих участников тендеров // Точка. URL: https://tochka.com/Delo/pro-biznes/223-fz-prostymi-slovami-polnoe-rukovodstvo-po-pravilam-i-etapam-provedeniya-zakupki-dlya-postavshchikov-i-nachinayushchih-uchastnikov-tenderov/ (дата обращения: 09.10.2025).
  5. Закупки по 223‑ФЗ: основные правила, о которых нужно знать // Контур. URL: https://zakupki.kontur.ru/articles/zakupki-po-223-fz-osnovnye-pravila-o-kotoryh-nuzhno-znat-31711 (дата обращения: 09.10.2025).
  6. Закупки по 44-ФЗ и 223-ФЗ: ключевые отличия // OTC.RU. URL: https://otc.ru/articles/chem-otlichaetsya-44-fz-ot-223-fz (дата обращения: 09.10.2025).
  7. Закупки по №44-ФЗ и №223-ФЗ: в чём отличия // Инфотекс Интернет Траст. URL: https://iit.ru/media/articles/zakupki-po-44-fz-i-223-fz-v-chem-otlichiya/ (дата обращения: 09.10.2025).
  8. Отличия федеральных законов № 44-ФЗ и № 223-ФЗ // Удостоверяющий центр Контур. URL: https://uc.kontur.ru/articles/44-fz-i-223-fz-v-chem-otlichiya-8260 (дата обращения: 09.10.2025).
  9. Особенности 44-ФЗ для поставщиков: что необходимо знать для успешного участия в госзакупках // Маркер. URL: https://markr.ru/blog/osobennosti-44-fz-dlya-postavshchikov (дата обращения: 09.10.2025).
  10. Особенности 223-ФЗ для поставщиков: ключевые аспекты для успешного участия в закупках // Маркер. URL: https://markr.ru/blog/osobennosti-223-fz-dlya-postavshchikov (дата обращения: 09.10.2025).
  11. Тендер, аукцион, конкурс, торги: общее и особенное // Audit-it.ru. URL: https://www.audit-it.ru/articles/account/otrasl/a107/877717.html (дата обращения: 09.10.2025).
  12. Госзакупки по 44‑ФЗ и 223‑ФЗ: рассказываем простым языком, в чем разница // ЭТП. URL: https://etp-ets.ru/blog/goszakupki-po-44-fz-i-223-fz-rasskazyvaem-prostym-yazykom-v-chem-raznitsa (дата обращения: 09.10.2025).
  13. В чем отличие 44-ФЗ от 223-ФЗ // Сравни.ру. URL: https://www.sravni.ru/enciklopediya/chem-otlichaetsja-44-fz-ot-223-fz/ (дата обращения: 09.10.2025).
  14. Закон 223-ФЗ для чайников: правила закупки простыми словами // Про-Госзаказ.Ру. URL: https://pro-goszakaz.ru/articles/239-zakon-223-fz-dlya-chajnikov (дата обращения: 09.10.2025).
  15. Чем различаются понятия тендер, конкурс и торги? // Bicotender.ru. URL: https://bicotender.ru/articles/chem-razlichayutsya-ponyatiya-tender-konkurs-i-torgi (дата обращения: 09.10.2025).
  16. 44 ФЗ “О закупках”: проведение и осуществление закупок, требования // Закупки-Контур. URL: https://zakupki-kontur.ru/wiki/44-fz/ (дата обращения: 09.10.2025).
  17. Разница между тендером, конкурсом и аукционом в РК // МЦФЭР. URL: https://goszakupki.mcfr.kz/article.aspx?aid=1004118 (дата обращения: 09.10.2025).
  18. Особенности и основные этапы проведения закупки по ФЗ-44 // БелИнфоНалог. URL: https://belinfonalog.ru/articles/osobennosti-i-osnovnye-etapy-provedeniya-zakupki-po-fz-44 (дата обращения: 09.10.2025).
  19. Тендерное право // ИжТендер. URL: https://izhtender.ru/articles/tendernoe-pravo.html (дата обращения: 09.10.2025).
  20. Способы закупок: конкурсы, тендеры и аукционы // Банковская гарантия по 44-ФЗ. URL: https://banki.ru/garantii/stati/konkursy-i-auktsiony-po-44-fz-skhodstva-i-otlichiya-sposobov-zakupok (дата обращения: 09.10.2025).
  21. Главное о закупках по 223-ФЗ: положения, особенности и требования к участию // СБИС. URL: https://sbis.ru/articles/electronic_bidding/223-fz-glavnoe (дата обращения: 09.10.2025).
  22. Что такое тендер. Основные моменты тендерных закупок // Сбербанк. URL: https://www.sberbank.com/ru/s_m_business/pro_business/chto-takoe-tender (дата обращения: 09.10.2025).
  23. Правовое регулирование и особенности государственных закупок // Bicotender.ru. URL: https://bicotender.ru/articles/pravovoe-regulirovanie-i-osobennosti-gosudarstvennyh-zakupok (дата обращения: 09.10.2025).
  24. Российский государственный университет правосудия. Правовые основы регулирования публичных закупок [Учебно-методический комплекс]. URL: https://rgup.ru/rp/svedeniya-ob-obrazovatelnoj-organizacii/obrazovanie/uchebnye-plany/kafedra-grazhdanskogo-prava/uchebno-metodicheskoe-obespechenie-disciplin/uchebno-metodicheskiy-kompleks-po-discipline-pravovye-osnovy-regulirovaniya-publichnyh-zakupok/ (дата обращения: 09.10.2025).

Оставьте комментарий

Капча загружается...