В современном мире, когда глобальная экономика переживает эпоху беспрецедентных трансформаций и вызовов, инвестиции остаются краеугольным камнем устойчивого развития любой страны. Для Российской Федерации, сталкивающейся с уникальным сочетанием макроэкономических сдвигов, геополитических факторов и амбициозных внутренних задач, инвестиционная деятельность приобретает особо значимый характер. Она выступает не только катализатором экономического роста, но и ключевым инструментом структурной перестройки, технологического суверенитета и повышения конкурентоспособности на глобальной арене. От того, насколько эффективно удается привлекать и использовать капитал, зависит не только динамика ВВП, но и качество жизни граждан, развитие инфраструктуры и способность страны к инновациям.
Актуальность данной темы обусловлена не только возрастающей ролью инвестиций в экономике, но и динамично меняющимся ландшафтом, который требует постоянного, глубокого и всестороннего анализа. В условиях санкционного давления, переориентации внешнеэкономических связей и необходимости импортозамещения, понимание механизмов инвестирования, факторов, влияющих на них, и эффективности государственной политики становится критически важным как для академического сообщества, так и для практиков, ведь без этого невозможно сформировать стратегию устойчивого развития и минимизировать риски.
Цели и задачи настоящей работы заключаются в проведении исчерпывающего академического анализа современного инвестиционного климата в Российской Федерации. Это включает в себя выявление основных тенденций и динамики инвестиционной активности за последние 5-10 лет, детальное исследование макроэкономических и геополитических факторов, оказывающих влияние на инвестиционный процесс, изучение структуры и источников финансирования инвестиций. Особое внимание будет уделено оценке мер государственной инвестиционной политики и инструментов стимулирования, а также анализу вызовов и проблем, с которыми сталкиваются инвесторы. Наконец, работа определит перспективные отрасли и регионы для инвестирования, предложит прогнозы развития и, что особенно важно, проведет сравнительный анализ эволюции государственной инвестиционной политики с периодом середины 1990-х годов, чтобы понять глубину произошедших трансформаций и оценить масштабы достигнутого прогресса.
Влияние возрастно-половой структуры населения Российской Федерации ...
... рынок труда. Расширяющаяся вершина: Доля старшего поколения (65 лет и старше) демонстрирует устойчивый рост, достигнув 16,8% в 2025 году. Одновременно с увеличением доли пожилых людей, ... поставили национальную цель увеличить ОПЖ до 78 лет к 2030 году. Важным фактором, влияющим на пенсионную систему, остается значительный гендерный разрыв в ОПЖ: в 2024 ...
Методология исследования опирается на принцип доказательности и использования исключительно авторитетных источников. В основу анализа положены актуальные статистические данные Федеральной службы государственной статистики (Росстат), официальные публикации Центрального банка Российской Федерации, документы и отчеты Министерства финансов, научные статьи из ведущих российских экономических журналов, а также аналитические отчеты рейтинговых агентств и консалтинговых компаний. Такой подход позволяет обеспечить объективность, точность и научную обоснованность представленных выводов.
Структура работы выстроена таким образом, чтобы последовательно раскрыть все заявленные аспекты, начиная с общего обзора динамики инвестиций, переходя к факторам влияния, структуре финансирования, инструментам государственной поддержки, анализу проблем и перспектив, и завершая историческим сравнением и общими выводами. Каждый раздел стремится предоставить максимально детализированный и всесторонний взгляд на свою подтему, делая текст не только информативным, но и глубоко аналитическим.
Динамика и основные тенденции инвестиционной активности в РФ
Современный инвестиционный ландшафт России демонстрирует устойчивые позитивные тенденции, несмотря на сложную макроэкономическую и геополитическую обстановку. Статистические данные последних лет свидетельствуют о последовательном росте инвестиций в основной капитал, что является одним из наиболее объективных индикаторов здоровья экономики и её потенциала к развитию, подтверждая способность страны к адаптации и наращиванию внутреннего потенциала.
В 2024 году инвестиции в основной капитал в Российской Федерации выросли на 7,4%, продолжив тренд предыдущих лет: 9,8% в 2023 году и 6,7% в 2022 году. Эти цифры подтверждают, что экономика адаптируется к новым условиям и наращивает внутренний потенциал. Номинальный объем инвестиций в основной капитал в 2024 году, по данным Росстата, достиг впечатляющих 39 триллионов 533,7 миллиарда рублей. Более того, позитивная динамика сохраняется и в текущем году: в первом полугодии 2025 года объем инвестиций в основной капитал увеличился на 12,8% (в сопоставимых ценах) к аналогичному периоду 2024 года. Особенно заметный рост был зафиксирован в I квартале 2025 года – 31,6%, тогда как во II квартале он составил 2,8% по сравнению с аналогичными периодами предыдущего года.
Период | Рост инвестиций в основной капитал (в сопоставимых ценах) | Номинальный объем инвестиций в основной капитал |
---|---|---|
2022 год | +6,7% | Не указано |
2023 год | +9,8% | Не указано |
2024 год | +7,4% | 39 533,7 млрд рублей |
I полугодие 2025 года | +12,8% | Не указано |
I квартал 2025 года | +31,6% | Не указано |
II квартал 2025 года | +2,8% | Не указано |
Примечательно, что основным драйвером этого роста выступает частная предпринимательская инициатива. Бизнес, опираясь преимущественно на собственный капитал, активно инвестирует в развитие, что говорит о появлении новых точек роста и переориентации экономики на внутренние ресурсы. Это фундаментальное изменение в структуре финансирования отражает усиление самодостаточности российского бизнеса.
Рассматривая структуру инвестиций, мы видим, что основной прирост обеспечен вложениями в машины и оборудование, а также в объекты интеллектуальной собственности. Во II квартале 2024 года рост инвестиций в эти категории достиг 29%, что свидетельствует о стремлении компаний к модернизации и повышению технологического уровня производства. Этот сдвиг в сторону капиталоемких и инновационных инвестиций является признаком качественного улучшения инвестиционного процесса.
Среди отраслевых локомотивов роста особо выделяются обрабатывающая промышленность и ИТ-сектор. Обрабатывающая промышленность демонстрирует двузначные темпы роста, достигнув плюс 23,3% во II квартале 2024 года. Это указывает на активное импортозамещение и развитие отечественного производства в условиях внешних ограничений. ИТ-сектор, в свою очередь, переживает бурный рост: объем продаж российских ИТ-продуктов и услуг в 2024 году увеличился до 3,6 трлн рублей с 3,07 трлн рублей в 2023 году, что составляет прирост около 17%. Согласно данным министра цифрового развития РФ, продажи российских ИТ-решений за 2024 год выросли на 46% и достигли 4,5 трлн рублей. Инвестиции в основной капитал в ИТ-отрасли также значительно выросли – до 572 млрд рублей в 2024 году с 495 млрд в 2023 году. Крупные российские компании активно наращивают инвестиции в цифровые технологии, общий объем которых по итогам 2024 года составил 4,88 трлн рублей, с прогнозом роста до 6,1 трлн рублей в 2025 году. Основная часть этих средств направляется на интернет вещей (IoT), искусственный интеллект (ИИ) и автоматизированные системы управления производством (АСУ ТП), что подчеркивает фокус на инновационное развитие и цифровую трансформацию.
Все эти тенденции укладываются в рамки стратегических целей, поставленных государством. С 2025 года действует профильный федеральный проект, нацеленный на увеличение объема инвестиций в основной капитал не менее чем на 60% к 2030 году по сравнению с уровнем 2020 года. Эта цель закреплена в Указе Президента России, подписанном в мае 2024 года, о национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года, который включает экономическое развитие, направленное на улучшение инвестиционного климата. Таким образом, наблюдаемая динамика инвестиций является не только результатом рыночных процессов, но и целенаправленной государственной политики, направленной на формирование экономики предложения и достижение технологического суверенитета.
Макроэкономические и геополитические факторы, влияющие на инвестиционный климат
Инвестиционный климат в Российской Федерации в последние годы находится под серьезным влиянием сложной комбинации макроэкономических и, прежде всего, геополитических факторов. Если в более стабильные времена инвестиционные решения определялись преимущественно экономическими показателями, то сейчас внешнеполитическая конъюнктура играет едва ли не доминирующую роль, формируя уникальный набор вызовов и возможностей для инвесторов.
С 2022 года, после введения масштабных международных санкций, инвестиционный климат в российской финансовой системе характеризуется как сложный. Эти ограничения были направлены на снижение привлекательности страны для инвесторов, ограничение доступа к международным рынкам капитала и пресечение притока иностранных инвестиций. Показательным примером прямого влияния санкций стало прекращение Банком России раскрытия данных по прямым иностранным инвестициям (ПИИ) с 2022 года. Это не только затрудняет количественную оценку воздействия геополитических изменений на инвестиционную привлекательность России, но и лишает исследователей важного инструмента для анализа динамики ПИИ в региональном разрезе. Отсутствие таких данных создает информационный вакуум, усложняя принятие обоснованных инвестиционных решений.
Санкции также нацелены на ограничение импорта передовых технологий, что является критически важным для модернизации производства и повышения конкурентоспособности. Эта политика не только снижает возможности для технологического обновления, но и потенциально может сократить финансовую устойчивость компаний, лишив их доступа к инновационным практикам и современному оборудованию. В свою очередь, геополитическая неопределенность становится постоянным фоном для любых инвестиционных решений. Она создает дополнительные риски и издержки, способствуя или сдерживая реализацию проектов. Согласно индексу Geopolitical Risk Index (GPR), используемому ФРС США и МВФ, Россия находится в пятерке наиболее цитируемых стран по геополитическим рискам, что отражает высокую степень восприятия неопределенности международным сообществом и, как следствие, сдерживает приток капитала. Геополитический фон также влияет на фондовый рынок: риск приостановки цикла снижения ключевой ставки Центробанка, вызванный геополитическими событиями, сдерживает инвестиционный спрос на российском рынке акций.
Помимо геополитики, макроэкономические барьеры также остаются значимыми. Экономическая неопределенность, вызванная как внешними, так и внутренними факторами, заставляет бизнес проявлять осторожность. Однако, одним из наиболее ощутимых барьеров для инвестиций остаются высокие ставки по кредитам. В 2024 году ключевая ставка Центрального банка РФ неоднократно повышалась, достигнув к октябрю 2024 года отметки в 21% годовых. Это напрямую влияет на стоимость заемного капитала для бизнеса. Например, средневзвешенные ставки по кредитам для малого и среднего предпринимательства (МСП) достигали исторических рекордов в декабре 2024 года: 24,21% по краткосрочным кредитам (до 1 года) и 19,92% – по долгосрочным (свыше 1 года).
При этом средняя ставка на кредитование МСБ выросла с 22% в январе до 31% в декабре 2024 года. Для нефинансовых организаций ставки по краткосрочным кредитам в декабре 2024 года составляли 24,0%, по долгосрочным – 14,6%. Такие высокие процентные ставки значительно увеличивают финансовую нагрузку на инвесторов, делая менее рентабельными даже потенциально прибыльные проекты. Разве не очевидно, что снижение ставок станет мощным стимулом для экономического роста?
Таким образом, инвестиционный климат в России формируется под воздействием комплексного набора факторов: от прямых санкционных ограничений и геополитической неопределенности до высокой стоимости кредитных ресурсов. Эти вызовы требуют от государства и бизнеса гибкости, адаптивности и поиска новых, внутренних источников роста и финансирования, о чем мы поговорим далее.
Структура и источники финансирования инвестиций в РФ на современном этапе
Анализ структуры и источников финансирования инвестиций в основной капитал Российской Федерации на современном этапе выявляет интересные тенденции, свидетельствующие о перераспределении ролей между собственными и привлеченными средствами, а также о возрастающей роли государственного капитала в условиях геополитических и экономических вызовов.
Традиционно, значительную часть инвестиций в экономике формировали собственные средства предприятий. Однако последние данные показывают изменение этого соотношения. В январе-сентябре 2024 года доля собственных средств в структуре инвестиций в основной капитал (без учета субъектов малого предпринимательства) составила 50,5%. Это существенное снижение по сравнению с аналогичным периодом 2023 года, когда этот показатель достигал 62,1%. Данная динамика может быть обусловлена различными факторами, такими как увеличение операционных издержек, необходимость направлять часть прибыли на поддержание текущей деятельности в условиях нестабильности или перераспределение инвестиционной активности в пользу внешних источников.
Одновременно с уменьшением доли собственных средств наблюдается закономерное увеличение доли привлеченных средств. В январе-сентябре 2024 года этот показатель вырос до 49,5% против 37,9% в 2023 году. Это подчеркивает возросшую зависимость бизнеса от внешних источников финансирования, что, в свою очередь, делает инвестиционную активность более чувствительной к макроэкономическим условиям, в частности, к процентным ставкам.
Давайте более детально рассмотрим структуру привлеченных средств:
- Кредиты банков: В январе-сентябре 2024 года кредиты банков составили 5,5% от общего объема привлеченных инвестиций, что выше показателя 2023 года (3,9%).
Несмотря на высокие процентные ставки, о которых говорилось ранее (достигавшие 24,21% по краткосрочным кредитам МСП), банковское кредитование продолжает играть важную роль, особенно для крупных проектов или в условиях государственной поддержки через льготные программы.
- Заемные средства других организаций: Доля заемных средств от других организаций (например, от головных компаний, аффилированных структур или через выпуск облигаций) немного снизилась с 6,3% в 2023 году до 5,6% в январе-сентябре 2024 года. Это может указывать на то, что в условиях экономической неопределенности компании становятся более осторожными в предоставлении займов внутри корпоративных групп или на рынке.
- Бюджетные средства: Одним из наиболее значимых изменений является существенное увеличение доли бюджетных средств в структуре привлеченных инвестиций. В январе-сентябре 2024 года они составили 34,3% по сравнению с 22,3% в 2023 году. Особо стоит отметить рост средств федерального бюджета, доля которых увеличилась с 12,6% в 2023 году до 26,1% в 2024 году. Этот факт свидетельствует о возрастающей роли государства как инвестора и координатора инвестиционных процессов, что особенно характерно для экономики, находящейся под внешним давлением.
Государственные инвестиции направляются в стратегически важные отрасли, инфраструктурные проекты и программы, стимулирующие технологический суверенитет.
- Прочие источники финансирования, включая иностранные инвестиции: Доля этих источников сократилась с 5,2% в 2023 году до 3,9% в январе-сентябре 2024 года. Это снижение, вероятно, прямое следствие прекращения раскрытия данных по прямым иностранным инвестициям и общего снижения их притока на фоне санкций и геополитической напряженности. Несмотря на стремление к диверсификации источников, внешние инвестиции сталкиваются с серьезными ограничениями.
Сводная таблица структуры источников финансирования инвестиций в основной капитал:
Источник финансирования | Доля в январе-сентябре 2023 года | Доля в январе-сентябре 2024 года |
---|---|---|
Собственные средства | 62,1% | 50,5% |
Привлеченные средства | 37,9% | 49,5% |
* в т.ч. кредиты банков | 3,9% | 5,5% |
* в т.ч. заемные средства других организаций | 6,3% | 5,6% |
* в т.ч. бюджетные средства | 22,3% | 34,3% |
* в т.ч. средства федерального бюджета | 12,6% | 26,1% |
* в т.ч. прочие источники (вкл. иностранные) | 5,2% | 3,9% |
Таким образом, на современном этапе наблюдается смещение акцента в сторону привлеченных средств, с доминирующей ролью государственного финансирования. Это отражает стратегию государства по обеспечению устойчивости экономики и стимулированию инвестиций в ключевые сектора в условиях ограниченного доступа к международному капиталу и усиления внутреннего потенциала.
Государственная инвестиционная политика и меры стимулирования
Правительство Российской Федерации в условиях текущих вызовов активно формирует и совершенствует комплексную инвестиционную политику, целью которой является не только поддержани��, но и стимулирование притока капитала, а также разделение рисков между бизнесом и государством. Эта политика пронизывает как федеральный, так и региональный уровни, охватывая широкий спектр инструментов и институтов.
Совершенствование инвестиционного климата
Активная работа над улучшением инвестиционного климата является одним из приоритетов. Совет Федерации и Правительство РФ ведут совместную работу над законопроектами, направленными на создание более благоприятных условий для инвесторов, особенно в регионах. Одним из ключевых направлений является развитие механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП) и соглашений о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК).
Эти инструменты призваны снизить риски для частного капитала, гарантируя стабильность условий ведения деятельности и предоставляя дополнительные стимулы для долгосрочных вложений.
Широкий набор инструментов поддержки
Государство предлагает диверсифицированный арсенал мер поддержки частных капиталовложений, направленных на стимулирование инвестиционной активности в различных секторах экономики:
- Соглашения о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК): Этот механизм обеспечивает инвесторам стабильность регуляторной среды на долгий срок, защищая их от негативных изменений в законодательстве.
- Фабрика проектного финансирования: Программа, нацеленная на поддержку крупных инвестиционных проектов через предоставление структурированного финансирования, расширяется с 2025 года.
- Таксономия технологического суверенитета: Это систематизированный перечень ключевых технологий и услуг, стратегически важных для развития российской экономики. Ее главная цель – привлечь 10 трлн рублей частных инвестиций к 2030 году. Таксономия включает в себя такие передовые области, как искусственный интеллект, квантовые технологии, кибербезопасность, биотехнологии и нанотехнологии. Проекты делятся на две группы: проекты технологического суверенитета (создание новых мощностей/технологий с локализацией менее 50% в сферах, где продукция пока не производится, например, авиа- и автопром, станко- и судостроение, фармацевтика, химпром, электроника) и проекты структурной адаптации (развитие инфраструктуры и переориентация поставок в «дружественные» страны).
- Особые экономические зоны (ОЭЗ), концессии, государственно-частное партнерство (ГЧП), инвестиционная тарифная льгота: Эти инструменты создают благоприятные условия для инвесторов за счет налоговых преференций, упрощенных административных процедур и снижения инфраструктурных издержек.
Специальные инвестиционные контракты (СПИК)
СПИК являются ключевым инструментом промышленной политики, нацеленным на стимулирование инвестиций в производство.
- СПИК 1.0 применяется для проектов по созданию, модернизации и освоению производства промышленной продукции, со сроком действия до 10 лет и минимальным объемом инвестиций 750 млн рублей.
- СПИК 2.0 разработан для проектов, направленных на внедрение или разработку современных технологий из утвержденного перечня с целью освоения серийного производства конкурентоспособной продукции. Перечень современных технологий для СПИК 2.0 постоянно пополняется и включает широкий спектр направлений: от производства комплексов для ультразвуковой диагностики, медицинских томографов, лазерных газоанализаторов, компонентов передовых подшипников, химических реакторов до новых методов производства водорода, аммиака, азотной кислоты, гранулированного карбамида, строительных материалов, кормовых ферментных препаратов нового поколения, хлеба и хлебобулочных изделий с увеличенным сроком хранения, растительного масла. Эти технологии применяются в медицине, фармацевтике, химической, радиоэлектронной, пищевой промышленности, сельском хозяйстве, энергетике, машиностроении, металлургии и строительстве.
Меры поддержки в рамках СПИК включают:
- Обеспечение стабильности условий ведения хозяйственной деятельности.
- Налоговые льготы: пониженная ставка по налогу на прибыль до 0% в федеральной части и до 5% в региональной части (по законам субъектов РФ), а также 0% по налогу на имущество организаций. Важно отметить, что сумма всех льгот не может превышать 50% объема капитальных вложений инвестора.
- Присвоение продукции статуса «Сделано в России», что дает преимущества на внутреннем рынке.
- Возможность стать единственным поставщиком для государственных закупок.
- Ускоренная амортизация.
Дополнительные меры поддержки
Помимо СПИК, государство реализует и другие важные программы:
- Льготное кредитование промышленных организаций: Программы предусматривают ставки в размере 30% ключевой ставки Банка России плюс три процентных пункта. Максимальный размер такого кредита может достигать 100 млрд рублей, при этом объем софинансирования инвестором должен составлять не менее 20–25% от общей стоимости проекта.
- Льготные оборотные кредиты для системообразующих предприятий: Для системообразующих предприятий промышленности и торговли предоставляются льготные оборотные кредиты по ставке не более 11%, но не менее 9% годовых, с максимальным размером до 10 млрд рублей для юридического лица или 30 млрд рублей для группы системообразующей организации.
- Единая лизинговая субсидия, специальные налоговые послабления на ввоз технологичного оборудования, не имеющего аналогов в РФ, а также субсидирование процентных ставок и компенсация части затрат на модернизацию.
Федеральные институты развития
Ключевую роль в продвижении инвестиционных проектов и формировании благоприятной среды играют федеральные институты развития: ВЭБ.РФ, Агентство стратегических инициатив (АСИ), Корпорация МСП, Фонд развития промышленности (ФРП), АО «Российский экспортный центр», ОАО «РОСНАНО» и Фонд «Сколково». Эти институты нацелены на финансирование, создание высокотехнологичных компаний, улучшение условий ведения бизнеса и поддержку экспорта. Например, Фонд развития промышленности (ФРП) предоставляет целевые займы по льготным ставкам 1–5% годовых на срок до 7 лет, в объеме от 5 млн до 5 млрд рублей. Эти займы направлены на разработку новой высокотехнологичной продукции, импортозамещение, техническое перевооружение и создание конкурентоспособных производств на базе наилучших доступных технологий. ФРП также софинансирует проекты с региональными фондами развития промышленности (РФРП) в соотношении 90% (федеральные средства) на 10% (средства регионов) для займов до 200 млн рублей.
Региональный инвестиционный стандарт
Этот стандарт позволил существенно повысить эффективность работы с инвесторами на уровне субъектов федерации. Его внедрение привело к заметным результатам: сроки подключения к электросетям в отстающих регионах сократились с 316 до 103 дней, а максимальное среднее время получения разрешения на строительство уменьшилось с 540 до 148 дней. К 2030 году прогнозируется сокращение сроков строительства промышленных объектов на 40% по отношению к 2020 году и удельных издержек на их строительство на 20%. Это создает более предсказуемую и быструю среду для реализации инвестиционных проектов на местах.
В целом, государственная инвестиционная политика России демонстрирует комплексный и многоуровневый подход, направленный на создание максимально благоприятных условий для развития экономики, несмотря на внешние ограничения.
Вызовы и проблемы для инвесторов в Российской Федерации
Инвестиционная деятельность в Российской Федерации, несмотря на наблюдаемый рост и активные меры государственной поддержки, сталкивается с рядом существенных вызовов и проблем, преимущественно обусловленных сложной геополитической обстановкой и её макроэкономическими последствиями. Эти факторы создают дополнительные риски и барьеры, требующие от инвесторов и государства адаптивных стратегий.
Одним из наиболее острых вызовов для российского бизнеса является рост цен на сырье, оборудование и комплектующие. Это прямое следствие введения международных санкций, которые нарушили привычные логистические цепочки и ограничили доступ к традиционным поставщикам. Удорожание ресурсов напрямую влияет на себестоимость производства, снижает рентабельность проектов и увеличивает инвестиционные издержки. Опрос показал, что уменьшение инвестиций стало последствием введения санкций для 35,4% организаций, что подчеркивает серьезность этой проблемы.
Тесно связанная с этим проблема — невозможность оснастить организации новым оборудованием и технологиями из-за ограничения импорта товаров, работ и услуг. Для 29,2% представителей бизнеса это стало негативным результатом санкций. Примерами передовых технологий, импорт которых ограничен, являются комплексы для ультразвуковой диагностики, медицинские томографы, лазерные газоанализаторы, компоненты передовых подшипников, химические реакторы, а также технологии производства водорода, аммиака, азотной кислоты, гранулированного карбамида, строительных материалов и кормовых ферментных препаратов нового поколения. Эти ограничения ставят под угрозу планы по модернизации производства, замедляют технологическое развитие и могут привести к снижению конкурентоспособности отдельных отраслей. Однако, следует отметить, что данная ситуация одновременно стимулирует развитие отечественного производства в таких сферах, как радиоэлектроника, медицина, энергетика, металлургия, химическая промышленность, сельское хозяйство и новые материалы.
В долгосрочной перспективе, стратегия снижения зависимости от зарубежных инвестиций, хотя и необходимая в текущих условиях, может привести к замедлению экономического роста и ограничению доступа к новым технологиям и инновациям. Отказ от глобальной интеграции, хотя и вынужденный, сопряжен с риском формирования менее конкурентоспособной экономики в будущем, если не удастся в полной мере компенсировать потери за счет внутренних разработок и развития.
Экономическая неопределенность и высокие процентные ставки по кредитам остаются фундаментальными барьерами для инвестиций, как подтверждает бизнес. Ключевая ставка Центрального банка РФ в 2024 году достигала 21% годовых, что автоматически делает заемные средства крайне дорогими. Для малого и среднего предпринимательства (МСП) это особенно ощутимо: в декабре 2024 года средневзвешенные ставки по краткосрочным кредитам составляли 24,21%, а по долгосрочным — 19,92%. Рост средней ставки на кредитование МСБ с 22% в январе до 31% в декабре 2024 года свидетельствует о драматическом удорожании финансирования, что неизбежно сокращает число рентабельных проектов и сдерживает инвестиционную активность.
Наконец, высокий геополитический риск российского рынка, особенно в условиях СВО, делает его высокорисковым инструментом для многих инвесторов. Это означает, что краткосрочные инвестиции могут повлечь существенные потери, а долгосрочные требуют более тщательной оценки и хеджирования рисков. Восприятие риска инвесторами напрямую влияет на их готовность вкладывать капитал, и текущая ситуация не способствует оптимизму в этом отношении.
Таким образом, для инвесторов в РФ текущий период характеризуется необходимостью преодолевать значительные трудности, связанные с удорожанием ресурсов, ограничениями доступа к технологиям, высокой стоимостью финансирования и повышенной геополитической неопределенностью. Эти вызовы требуют не только гибкости и инновационности от бизнеса, но и продуманной, системной поддержки со стороны государства.
Перспективные отрасли, регионы и прогнозы развития инвестиционной деятельности
В условиях текущих экономических и геополитических трансформаций, инвестиционный ландшафт Российской Федерации активно перестраивается, выделяя новые центры роста и перспективные направления. Ключевыми драйверами и точками приложения капитала становятся отрасли, способные формировать «экономику предложения» и обеспечивать технологический суверенитет.
Ключевые драйверы роста:
На передний план выходят обрабатывающие отрасли и ИТ-сектор. Эти направления не только демонстрируют уверенный рост инвестиций, но и являются фундаментом для создания новой, более устойчивой и независимой экономики.
- Обрабатывающая промышленность: В этой обширной сфере к перспективным суб-отраслям относятся:
- Машиностроение: Производство авиа- и автотранспортных средств, железнодорожное машиностроение, станко- и судостроение. Эти секторы критически важны для обеспечения транспортной независимости и технологического перевооружения.
- Фармацевтика и химическая промышленность: Развитие отечественного производства лекарственных препаратов, специализированной химии, что снижает зависимость от импорта.
- Электроника: Производство собственной микроэлектроники и компонентов, что является основой для цифрового суверенитета.
- Прочие: Производство строительных материалов, кормовых ферментных препаратов и продуктов питания, обеспечивающих продовольственную безопасность и развитие агропромышленного комплекса.
- ИТ-сектор: Здесь активные инвестиции направляются в:
- Интернет вещей (IoT) и Искусственный интеллект (ИИ): Разработка и внедрение решений для автоматизации, оптимизации процессов и создания новых цифровых продуктов.
- Автоматизированные системы управления производством (АСУ ТП): Модернизация промышленных предприятий и повышение их эффективности за счет цифровых технологий.
- Базы данных и системы управления базами данных (СУБД): Развитие отечественных решений для хранения и обработки информации, критически важных для цифровой инфраструктуры.
Оценка инвестиционной привлекательности регионов:
Региональная инвестиционная привлекательность также демонстрирует положительную динамику. По итогам 2023 года медианная оценка инвестиционной привлекательности регионов увеличилась на 0,14 пункта относительно уровня 2022 года и составила 0,72. Это говорит о том, что большинство регионов улучшают условия для инвесторов. В первом полугодии 2023 года инвестиции в основной капитал выросли в 64 регионах России, и по итогам всего 2023 года эта тенденция сохранилась. По результатам исследования 2024 года, 30 регионов России повысили свой уровень инвестиционной привлекательности. Это укрепление позиций происходит за счет активного привлечения капитала, инноваций и развития инфраструктуры.
Показатель | Значение |
---|---|
Медианная оценка инвест. привлекательности регионов (2023) | 0,72 |
Рост относительно 2022 года | +0,14 пункта |
Регионов с ростом инвестиций в основной капитал (2023) | 64 |
Регионов, повысивших инвест. привлекательность (2024) | 30 |
Региональные лидеры:
- Москва традиционно остается абсолютным лидером по уровню инвестиционной привлекательности (группа IC1), демонстрируя высокие показатели эффективности экономики, инфраструктурного развития, качества институтов и финансовой устойчивости. Это обусловлено статусом столицы, развитой финансовой инфраструктурой и концентрацией высокотехнологичных компаний.
- В категорию регионов с высокой инвестиционной привлекательностью (группа IC3) вошли Новосибирская область, Краснодарский край и Ненецкий автономный округ. Новосибирская область выделяется благодаря своему научному и образовательному потенциалу, Краснодарский край – за счет стратегии привлечения диверсифицированных инвестиций в агропромышленный комплекс и туризм, а Ненецкий автономный округ – благодаря активности в добывающем секторе.
Прогнозы развития:
Государственные стратегические цели четко очерчивают амбициозные перспективы развития инвестиционной деятельности. Прогнозируется, что к 2030 году объем инвестиций в основной капитал увеличится не менее чем на 60% по сравнению с уровнем 2020 года. Этот прогноз подкреплен активной государственной поддержкой, направленной на создание благоприятного инвестиционного климата, развитие инфраструктуры и стимулирование инвестиций в приоритетные отрасли. Реализация этих планов позволит обеспечить устойчивый экономический рост и технологическое обновление российской экономики.
Эволюция государственной инвестиционной политики: сравнение с 1990-ми годами
История инвестиционной политики Российской Федерации представляет собой путь от хаоса и неопределенности к системности и стратегическому планированию. Сравнительный анализ периода конца 1980-х – 1990-х годов с современным этапом наглядно демонстрирует глубину произошедших изменений и трансформацию роли государства в инвестиционных процессах.
Инвестиционная среда конца 1980-х – 1990-х годов: эпоха становления
В конце 1980-х и на протяжении 1990-х годов инвестиционная политика России находилась на этапе становления в условиях начальных рыночных реформ. Этот период был отмечен грандиозными надеждами на частное инвестирование, которое должно было стать движущей силой для преодоления глубокого экономического кризиса и пополнения государственного бюджета. Однако реальность оказалась гораздо сложнее: деятельность инвестиционных компаний характеризовалась чрезвычайно высоким уровнем риска, неустойчивостью только формирующегося рынка и, что критически важно, практически полным отсутствием четких регулятивных рамок. Законодательство было фрагментарным, правоприменительная практика – неразвитой, а защита прав собственности и инвесторов оставалась на низком уровне. Коррупция, теневая экономика и недобросовестная конкуренция были повсеместными явлениями, создавая среду, малопригодную для долгосрочных и капиталоемких вложений. Инвесторы действовали в условиях высокой неопределенности и часто полагались на неформальные связи, а не на прозрачные правила.
Современная государственная политика: системность и стратегическое видение
В корне отличной от той эпохи является современная государственная инвестиционная политика. Сегодня она характеризуется наличием широкого, системно выстроенного набора инструментов поддержки и развитой системы институтов развития. Если в 1990-е годы государство стремилось минимизировать свое участие, надеясь на «невидимую руку рынка», то сейчас оно активно выступает в роли координатора, гаранта и стратегического инвестора.
Основные отличия и достижения:
- Инструменты поддержки: Современная политика оперирует такими механизмами, как Специальные инвестиционные контракты (СПИК), Соглашения о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК), а также развернутой сетью институтов развития, включая ВЭБ.РФ, Фонд развития промышленности, Агентство стратегических инициатив и другие. Эти инструменты создают понятные правила игры, предоставляют налоговые льготы, субсидии и другие преференции, чего не существовало в 1990-е.
- Структурирование и предсказуемость рынка: В отличие от периода хаотичного формирования рыночной экономики, современный инвестиционный рынок стал значительно более структурированным, прозрачным и предсказуемым. Это достигнуто благодаря появлению и активному применению ключевых законодательных актов и регуляций. Например, Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 09.07.1999 № 160-ФЗ (с изменениями, в том числе от 08.08.2024) и Федеральный закон «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» от 29.04.2008 № 57-ФЗ создали правовую основу для привлечения и регулирования иностранных инвестиций. Активное внедрение международных стандартов и практик также способствует повышению доверия и снижению рисков.
- Роль государства в развитии инфраструктуры и стратегических отраслей: Сегодня государство активно создает инфраструктуру для технологических прорывов. Это выражается в формировании индустриальных парков, бизнес-центров и технопарков, которые предоставляют готовые площадки и инфраструктуру для размещения производств. Государство обеспечивает долгосрочные вложения и координацию между бизнесом, наукой и регуляторами, что было немыслимо в 1990-е, когда государство было ослаблено. Более того, оно стабилизирует стратегические отрасли в кризисные периоды, вкладываясь в авиационную промышленность, железнодорожное машиностроение, нефтегазовое машиностроение, фармацевтическую и химическую промышленность, металлургию, радиоэлектронику, станкостроение и судостроение, поддерживая их устойчивое функционирование и развитие.
Сравнивая эти два периода, становится очевидным, что Россия прошла долгий путь от инвестиционной анархии к формированию целенаправленной и системной государственной инвестиционной политики. Если в 1990-е годы главной задачей было простое привлечение любого капитала в условиях дефицита, то сегодня акцент сделан на качестве инвестиций, их соответствии стратегическим целям развития и обеспечении технологического суверенитета страны.
Заключение
Современная инвестиционная деятельность в Российской Федерации представляет собой сложный, но динамично развивающийся ландшафт, формируемый под воздействием как внутренних, так и внешних факторов. Проведенный академический анализ выявил ряд ключевых тенденций, вызовов и перспектив, а также продемонстрировал значительную эволюцию государственной инвестиционной политики по сравнению с периодом 1990-х годов.
Обобщение ключевых тенденций и вызовов:
Российская экономика демонстрирует устойчивый рост инвестиций в основной капитал, который в 2024 году составил 7,4%, достигнув номинального объема в почти 40 трлн рублей. Этот рост в значительной степени обусловлен частной предпринимательской инициативой и собственным капиталом компаний, что свидетельствует об усилении внутренних источников развития. Основные инвестиционные потоки направлены в модернизацию машин и оборудования, а также в объекты интеллектуальной собственности, отражая стремление к технологическому обновлению. Локомотивами роста выступают обрабатывающая промышленность и ИТ-сектор, демонстрирующие двузначные темпы роста и значительное увеличение объемов продаж и инвестиций.
Однако этот прогресс происходит на фоне серьезных вызовов. Геополитическая напряженность и санкционные ограничения существенно влияют на инвестиционный климат, снижая привлекательность для иностранных инвесторов и ограничивая доступ к международным рынкам капитала и передовым технологиям. Высокая экономическая неопределенность и, что особенно критично, высокие процентные ставки по кредитам (ключевая ставка ЦБ РФ достигала 21% в 2024 году, а ставки для МСП — до 31%) остаются значительными барьерами для бизнеса.
Резюмирование эффективности и направленности государственной инвестиционной политики:
Государственная инвестиционная политика претерпела кардинальные изменения со времен 1990-х годов, трансформировавшись из пассивной роли наблюдателя в активного участника и регулятора. Сегодня она характеризуется комплексным подходом, включающим широкий набор инструментов поддержки: Соглашения о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК), Фабрика проектного финансирования, Специальные инвестиционные контракты (СПИК 1.0 и 2.0) с детально проработанными налоговыми льготами и перечнями приоритетных технологий, а также Таксономия технологического суверенитета, нацеленная на привлечение триллионов рублей в стратегически важные отрасли. Федеральные институты развития (ВЭБ.РФ, ФРП, АСИ и др.) играют ключевую роль в финансировании и координации проектов. Региональный инвестиционный стандарт показал свою эффективность, значительно сократив сроки административных процедур для инвесторов. Все это свидетельствует о целенаправленной стратегии государства по созданию благоприятной и предсказуемой инвестиционной среды, ориентированной на внутренние ресурсы и технологический суверенитет.
Подтверждение перспектив развития:
Несмотря на существующие вызовы, перспективы развития инвестиционной деятельности в России остаются позитивными, особенно в стратегически важных секторах. Обрабатывающие отрасли (машиностроение, фармацевтика, химия, электроника) и ИТ-сектор (IoT, ИИ, АСУ ТП) определены как ключевые драйверы роста. Региональная инвестиционная привлекательность улучшается, с Москвой как безусловным лидером и регионами типа Новосибирской области, Краснодарского края и Ненецкого автономного округа, демонстрирующими стабильный рост. Государственные прогнозы предполагают увеличение объема инвестиций в основной капитал не менее чем на 60% к 2030 году по сравнению с 2020 годом, что подчеркивает амбициозность и реалистичность поставленных целей.
Значимость исторической ретроспективы:
Сравнительный анализ с 1990-ми годами выявил фундаментальные трансформации. От хаоса, высоких рисков и отсутствия регуляторных рамок того периода, Россия пришла к созданию структурированного и предсказуемого инвестиционного рынка, подкрепленного законодательной базой (ФЗ «Об иностранных инвестициях», ФЗ «О стратегическом значении») и активной ролью государства в формировании инфраструктуры для технологических прорывов и стабилизации стратегических отраслей. Эта эволюция демонстрирует способность страны к адаптации и формированию долгосрочной инвестиционной стратегии.
Общие выводы для студентов и исследователей:
Проведенное исследование подчеркивает, что инвестиционная деятельность в Российской Федерации является динамичной и многогранной областью, требующей постоянного и глубокого анализа. Для студентов и исследователей важно понимать не только текущие статистические данные, но и контекст, в котором они формируются: макроэкономические условия, геополитические факторы и сложный комплекс государственной политики. Будущие исследования могут сосредоточиться на детальном анализе эффективности отдельных инструментов государственной поддержки, влиянии цифровизации на инвестиционные решения или на региональных особенностях привлечения капитала в условиях меняющейся экономической парадигмы. Только всесторонний и актуальный анализ позволит принимать обоснованные решения и способствовать дальнейшему развитию инвестиционного климата в России.
Список использованной литературы
- Федеральный закон от 26 июня 1991 г. «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» (с изменениями от 19 июня 1995 г.).
- Федеральный закон от 31 марта 1995 г. N 39-ФЗ «О федеральном бюджете на 1995 год» (с изменениями от 24 апреля, 22 августа, 27 декабря 1995 г.).
- Федеральный закон от 31 декабря 1995 г. N 228-ФЗ «О федеральном бюджете на 1996 год» (с изменениями от 20 июня, 19, 21, 23 августа 1996 г.).
- Федеральный закон от 25 февраля 1997 г. «О федеральном бюджете на 1997 год».
- Пояснительная записка по основным характеристикам федерального бюджета на 1997 год, принятых Согласительной комиссией Государственной Думы, Совета Федерации и Правительства Российской Федерации.
- Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».
- Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».
- Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. № 190-ФЗ «О финансово-промышленных группах».
- Указ Президента Российской Федерации от 1 апреля 1996 г. № 443 «О мерах по стимулированию создания и деятельности финансово-промышленных групп».
- Указ Президента Российской Федерации от 26 июля 1995 г. № 765 «О дополнительных мерах по повышению эффективности инвестиционной политики в Российской Федерации».
- Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. № 2281 «О разработке и внедрении внебюджетных форм инвестирования жилищной сферы».
- Указ Президента Российской Федерации от 28 февраля 1996 г. № 293 «О дополнительных мерах по развитию ипотечного кредитования».
- Указ Президента Российской Федерации от 20 января 1996 г. № 70 «О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Российской Федерации от 17 сентября 1994 г. № 1928 «О частных инвестициях в Российской Федерации».
- Указ Президента Российской Федерации от 8 мая 1996 г. № 685 «Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины».
- Указ Президента Российской Федерации от 17 сентября 1995 г. № 1929 «О развитии лизинга в инвестиционной деятельности».
- Постановление Правительства Российской Федерации от 1 мая 1996 г. № 534 «О дополнительном стимулировании частных инвестиций в Российской Федерации».
- Постановление Правительства Российской Федерации от 29 июня 1995 г. № 633 «О развитии лизинга в инвестиционной деятельности».
- Постановление Правительства Российской Федерации от 20 ноября 1995 г. № 1133 «О внесении дополнений в Положение о составе затрат по производству и реализации продукции».
- Постановление Правительства Российской Федерации от 27 июня 1996 г. № 752 «О государственной поддержке развития лизинговой деятельности в Российской Федерации».
- Фонд развития промышленности. СПИК. URL: https://frp.ru/programms/spik/ (дата обращения: 09.10.2025).
- СПИК: Ваш Путеводитель по Инвестициям в Промышленное Производство России. 3 сентября 2024.
- Меры государственной поддержки инвестиционных проектов и модернизации объектов в Российской Федерации. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70744720/ (дата обращения: 09.10.2025).
- Инвестиции в основной капитал в России в 2024 году выросли на 7,4% // Интерфакс. 2025-03-07. URL: https://www.interfax.ru/business/949026 (дата обращения: 09.10.2025).
- Власов А. С. Инвестиционный климат России: современное состояние, проблемы и пути развития // КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/investitsionnyy-klimat-rossii-sovremennoe-sostoyanie-problemy-i-puti-razvitiya (дата обращения: 09.10.2025).
- Специальный инвестиционный контракт (СПИК 2.0) // ГИСП. URL: https://gisp.gov.ru/measures-of-support/item/18023 (дата обращения: 09.10.2025).
- Горбатко Е.С., Жаднов А.И. Инвестиционная политика Российской Федерации: влияние санкций // Вестник Евразийской науки. 2023. Т. 15, № S3. URL: https://esj.today/PDF/24FAVN323.pdf (дата обращения: 09.10.2025).
- Специальные инвестиционные контракты // Центр управления проектами в промышленности. URL: https://cupp.ru/spik (дата обращения: 09.10.2025).
- Влияние геополитической конъюнктуры на инвестиционную привлекательность России // КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-geopoliticheskoy-konyunktury-na-investitsionnuyu-privlekatelnost-rossii (дата обращения: 09.10.2025).
- Влияние финансовых санкций на привлечение иностранных инвестиций в российскую экономику // МГИМО. URL: https://mgimo.ru/upload/iblock/c32/vliyanie-finansovyh-sanctsi-na-privlechenie-inostrannyh-investitsiy-v-rossiyskuyu-ekonomiku.pdf (дата обращения: 09.10.2025).
- Сукиасян А. А. Эволюция государственной инвестиционной политики России в конце 1980-х – 1990-е гг. : исторический контекст // КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/evolyutsiya-gosudarstvennoy-investitsionnoy-politiki-rossii-v-kontse-1980-h-1990-e-gg-istoricheskiy-kontekst (дата обращения: 09.10.2025).
- Скопинцева Е. Инвестиционный климат России: позиция властей и прогнозы бизнеса // Экономика и жизнь. 2025. № 15 (10079).
URL: https://www.eg-online.ru/article/491959/ (дата обращения: 09.10.2025).
- Результаты опроса «Последствия введения санкций для российского бизнеса» // РСПП. URL: https://рспп.рф/activities/committees/komitet-po-promyshlennoy-politike-i-tekhnicheskomu-regulirovaniyu/news/rezultaty-opro-posledstviya-vvedeniya-sanctsiy-dlya-rossiyskogo-biznesa/ (дата обращения: 09.10.2025).
- 10 мер гос. поддержки развития предпринимательства и реализации инвестиционных проектов // Академия городских технологий СРЕДА. URL: https://agtsreda.ru/10-mer-gos-podderzhki-razvitiya-predprinimatelstva-i-realizacii-investicionnyh-proektov/ (дата обращения: 09.10.2025).
- Статья 15. Меры государственной поддержки инвестиционных проектов, осуществляемых в рамках соглашений о защите и поощрении капиталовложений // КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_349830/039c0587661b369c73e0a298818f4a13824ee768/ (дата обращения: 09.10.2025).
- ВЛИЯНИЕ САНКЦИЙ НА ЭКОНОМИКУ РОССИИ // Наука и мир. URL: https://naukaimir.ru/wp-content/uploads/2022/06/Nauka-i-mir-%E2%84%966-98-2022-CH.1.pdf (дата обращения: 09.10.2025).
- Инвестиции в основной капитал | Росстат. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/invest_09_2024.pdf (дата обращения: 09.10.2025).
- Бычков Н. В. Современное состояние инвестиционного климата в России. Проблемы и перспективы развития // КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennoe-sostoyanie-investitsionnogo-klimata-v-rossii-problemy-i-perspektivy-razvitiya (дата обращения: 09.10.2025).
- Федеральные институты развития Российской Федерации // Инвестиционный портал Томской области. URL: https://invest.tomsk.gov.ru/investitsionnaya-deyatelnost/federalnye-instituty-razvitiya/ (дата обращения: 09.10.2025).
- Инвестиционный климат России как элемент оценки инвестиционной привлекательности // Уральский федеральный университет. 2021. URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/107771/1/978-5-7996-3304-4_2021_049.pdf (дата обращения: 09.10.2025).
- Геополитический фактор и эффективность инвестиционных решений российских компаний // Высшая школа экономики. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/geopoliticheskiy-faktor-i-effektivnost-investitsionnyh-resheniy-rossiyskih-kompaniy (дата обращения: 09.10.2025).
- Рост российского рынка акций на фоне геополитических факторов и новых прогнозов // InvestFuture. 2025-10-06. URL: https://investfuture.ru/news/post/2338047 (дата обращения: 09.10.2025).
- Оценка инвестиционной привлекательности регионов России в контексте перехода к устойчивому развитию // Национальное рейтинговое агентство. 2024-10-07. URL: https://www.ra-national.ru/press_release/ocenka-investicionnoi-privlekatelnosti-regionov-rossii-v-kontekste-perehoda-k-ustoichivomu-razvitiyu (дата обращения: 09.10.2025).
- Геополитика для инвестора — в цифрах и прогнозах // Альфа-Банк. 2025-02-12. URL: https://alfabank.ru/corporate/analytics/geo-investor/ (дата обращения: 09.10.2025).
- Инвестиции в основной капитал в I полугодии 2025 года // Росстат. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/invest_06_2025.pdf (дата обращения: 09.10.2025).
- Инвестиции в основной капитал // Росстат. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/11192 (дата обращения: 09.10.2025).
- Институты развития с участием Российской Федерации // Минфин России. URL: https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/tax_relations/development_institutions/ (дата обращения: 09.10.2025).
- Институты и инструменты развития // Правительство России. URL: http://government.ru/national/652/ (дата обращения: 09.10.2025).
- Государственная поддержка реализации инвестиционных проектов // Инвестиционный портал регионов России. URL: https://investinregions.ru/investor/state-support/ (дата обращения: 09.10.2025).
- Серебрякова М., Кочетова О. Как институты развития участвуют в реализации экономической политики России // Ведомости. Капитал. 2025-03-12. URL: https://capital.vedomosti.ru/articles/2025/03/12/1026049-instituti-razvitiya (дата обращения: 09.10.2025).
- Взаимодействие институтов развития РФ // Московская Биржа. URL: https://www.moex.com/s1219 (дата обращения: 09.10.2025).
- Шманёв С.В., Лисичкина Н.В. Основные тенденции развития инвестиционных процессов в экономике России // Орловский государственный институт экономики и торговли. URL: https://orel.ranepa.ru/upload/iblock/d76/22022020_SHMANEV_LISICHKINA.pdf (дата обращения: 09.10.2025).
- Этапы развития инвестиционной деятельности в России // КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/etapy-razvitiya-investitsionnoy-deyatelnosti-v-rossii (дата обращения: 09.10.2025).