Кредитная система Российской Федерации: Структура, регулирование и тренды развития в условиях мегарегулятора и цифровой трансформации (2020–2025 гг.)

Курсовая работа

Начало второго десятилетия XXI века стало периодом беспрецедентной трансформации для финансовой системы Российской Федерации. Если в предыдущие годы основное внимание уделялось гармонизации с международными стандартами («Базель III»), то период 2020–2025 годов ознаменовался переходом к модели «мегарегулятора» с доминирующей ролью Центрального банка РФ (Банка России), введением жесткой денежно-кредитной политики (ДКП) и стратегической адаптацией к геополитическим вызовам.

Ключевым структурным изменением, иллюстрирующим радикальную перестройку сектора, является факт того, что к середине 2025 года доля десяти крупнейших по величине активов банков впервые превысила 80,9% в совокупных активах всего сектора. Эта цифра не просто демонстрирует интенсивный процесс консолидации и укрупнения, но и сигнализирует о фундаментальном сдвиге в институциональной архитектуре, где именно крупные игроки определяют вектор развития кредитования и устойчивости всей системы, что неминуемо повышает требования к качеству надзора за ними.

Актуальность темы обусловлена необходимостью комплексного анализа кредитной системы в условиях, когда традиционные экономические принципы сталкиваются с регуляторными ограничениями (такими как макропруденциальные лимиты — МПЛ) и технологическими прорывами (Цифровой рубль, ESG-скоринг).

Глубокое академическое исследование требует не только описания структуры, но и оценки эффективности регуляторных мер и рыночной адаптации в динамично меняющейся среде.

Цель исследования заключается в комплексном анализе современного состояния кредитной системы Российской Федерации, выявлении ключевых тенденций ее развития, а также оценке влияния макропруденциального регулирования и цифровой трансформации на кредитный процесс в 2020–2025 годах.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать правовые основы и раскрыть современную трехуровневую институциональную структуру кредитной системы РФ.
  2. Исследовать роль Банка России как мегарегулятора и оценить влияние инструментов ДКП и МПЛ на динамику кредитного рынка.
  3. Оценить динамику рынка банковского и непрямого кредитования (лизинг, факторинг) и выявить ключевые противоречия в их развитии.
  4. Рассмотреть современные методы управления кредитным риском в условиях цифровизации, включая интеграцию ESG-факторов.
  5. Определить основные проблемы и перспективы развития кредитной системы РФ в условиях санкций и внедрения новых технологий (ЦР, исламский банкинг).

Объект исследования — кредитная система Российской Федерации в целом.

6 стр., 2524 слов

Система кредитного мониторинга системно значимого банка: от регуляторных ...

... банковской группы) Ключевым принципом, заложенным в систему управления кредитным риском в крупных российских банках, является принцип функционального разделения или & ... разрозненных методологий и централизации управления рисками. Результатом стало развитие специализированных департаментов для разных сегментов портфеля (корпоративный, ... Проблемное поле исследования охватывает три взаимосвязанных ...

Предмет исследования — экономические отношения, возникающие в процессе формирования, функционирования и регулирования кредитных операций и институтов в РФ.

Методологическая база базируется на системном подходе, методах сравнительного и факторного анализа, а также статистического наблюдения. Особое внимание уделяется анализу действующей редакции Федеральных законов РФ («О Центральном банке РФ», «О банках и банковской деятельности»), нормативных актов Банка России, а также актуальной банковской статистике и аналитическим обзорам за период 2023–2025 годов.


Глава 1. Институциональные основы и консолидация кредитной системы РФ

Правовое регулирование и понятийный аппарат

Фундамент кредитной системы Российской Федерации заложен в Конституции РФ, а ее детализация — в специализированном законодательстве, прежде всего в Федеральном законе от 03.02.1996 № 17-ФЗ «О банках и банковской деятельности» и Федеральном законе от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Ключевым элементом системы является кредитная организация (КО). Согласно ФЗ № 17-ФЗ, это юридическое лицо, которое для извлечения прибыли на основании лицензии Банка России имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные данным законом.

Внутри категории КО выделяются два основных вида:

  1. Банк: Это кредитная организация, обладающая исключительным правом осуществлять в совокупности три ключевые операции, которые определяют его уникальную роль в экономике:
    • Привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц.
    • Размещение этих средств от своего имени на условиях возвратности, платности, срочности.
    • Открытие и ведение банковских счетов.
  2. Небанковская кредитная организация (НКФО): Это КО, которая имеет право осуществлять только отдельные банковские операции, допустимое сочетание которых устанавливается Банком России. Как правило, НКФО специализируются на расчетах (расчетные НКО) или инкассации.

Данные определения закрепляют правовой статус и функционал участников рынка, подчеркивая монополию банков на привлечение депозитов и комплексное кредитование.

Современная структура и тенденции институционального развития

Традиционно кредитную систему РФ описывают как двухуровневую, состоящую из Банка России (первый уровень — централизованное регулирование) и совокупности кредитных организаций (второй уровень — коммерческая деятельность).

Однако в институциональном контексте более корректно говорить о трехуровневой структуре, включающей также небанковские финансовые организации (НФО), которые, не являясь КО, активно участвуют в кредитных и инвестиционных процессах (микрофинансовые организации, страховые компании, пенсионные фонды, лизинговые и факторинговые компании).

Уровень системы Институты Функционал и роль
I уровень (Центральный) Банк России (ЦБ РФ) Мегарегулятор, эмиссия, ДКП, банковский надзор, обеспечение финансовой стабильности.
II уровень (Коммерческий) Банки (Универсальные/Базовые лицензии), НКФО Посредничество в кредите, расчетно-кассовое обслуживание, привлечение депозитов, управление активами.
III уровень (Небанковские финансы) НФО (МФО, СК, ПФ, лизинговые компании) Дополнительное кредитование, страхование рисков, долгосрочные инвестиции, специализированное финансирование.

Тенденция к консолидации

За период с 2020 по 2025 год кредитная система РФ демонстрировала устойчивую тенденцию к укрупнению и консолидации. Политика Банка России, направленная на оздоровление сектора, повышение его устойчивости и внедрение дорогостоящих регуляторных стандартов («Базель III», цифровизация), привела к сокращению числа игроков.

Количественный анализ институциональной трансформации:

По состоянию на 1 октября 2025 года в России действует 306 банков. Из них 212 обладают универсальной лицензией (право на все виды операций, соответствие высоким требованиям к капиталу и ликвидности), а 94 — базовой лицензией (ограниченный перечень операций, фокус на региональном и малом бизнесе).

Сокращение числа кредитных организаций, особенно обладающих базовой лицензией, является прямым признаком того, что мелкие и региональные банки либо покидают рынок, либо поглощаются крупными игроками, что, разумеется, снижает ценовую конкуренцию для конечного потребителя.

Самым ярким показателем этой тенденции является рост концентрации активов. Как уже было отмечено, к середине 2025 года на долю десяти крупнейших банков приходилось 80,9% в совокупных активах сектора, что прогнозируется к росту до 81,5% к концу года. Столь высокая концентрация активов, хотя и повышает системную устойчивость за счет более жесткого надзора за крупнейшими игроками, одновременно усиливает олигополистические риски, ограничивает конкуренцию, особенно в региональном сегменте, и создает эффект «Too Big to Fail» (Слишком большой, чтобы рухнуть), требующий специальных механизмов государственного вмешательства.


Глава 2. Регуляторный механизм и динамика кредитного рынка

Роль Банка России в реализации денежно-кредитной и макропруденциальной политики

Банк России, выполняя функцию мегарегулятора, использует широкий арсенал инструментов для обеспечения финансовой стабильности и достижения целевого уровня инфляции. В соответствии с «Основными направлениями единой государственной денежно-кредитной политики на 2025 год и период 2026 и 2027 годов», ключевой задачей остается возвращение инфляции к таргету в 4%. Для этого Банк России вынужден поддерживать жесткие денежно-кредитные условия, используя высокую ключевую ставку, что является основным инструментом трансмиссионного механизма ДКП.

Помимо традиционных инструментов ДКП, ЦБ РФ осуществляет пруденциальное регулирование, внедряя международные стандарты и адаптируя их к российским условиям.

Внедрение Базель III и новые нормативы ликвидности

Внедрение стандартов «Базель III» в части расчета достаточности капитала регулируется Положением Банка России от 04.07.2018 № 646-П, которое устанавливает более жесткие требования к качеству и структуре капитала.

В ответ на санкционные риски и необходимость повышения устойчивости российских финансовых институтов к внешним шокам, Банк России приступил к постепенному отказу от некоторых международных нормативов в пользу национальных.

Критически важным изменением является переход системно значимых кредитных организаций (СЗКО) на Национальный норматив краткосрочной ликвидности (ННКЛ), который должен заменить международный норматив LCR (Liquidity Coverage Ratio).

Данное изменение, вступающее в силу с 30 октября 2025 года, призвано адаптировать требования к ликвидности к условиям ограниченного доступа к западным рынкам и валютам, снижая зависимость от внешних оценок и инструментов, и позволяет Банку России более гибко управлять внутренним валютным и рублевым рынком.

Макропруденциальные лимиты (МПЛ): механизмы и влияние на кредитование

В последние годы Банк России активно применяет макропруденциальную политику — набор мер, направленных на снижение системных рисков, а не рисков отдельного банка. Ключевым инструментом стали Макропруденциальные лимиты (МПЛ), которые ограничивают выдачу высокорисковых кредитов.

Механизм действия МПЛ:

МПЛ устанавливают количественные ограничения для банков по объему выдаваемых кредитов заемщикам с высокой долговой нагрузкой (показатель долговой нагрузки — ПДН).

Цель — предотвратить перегрев рынка, избыточную закредитованность населения и накопление банками высокорисковых активов. Но не приведет ли столь жесткое регулирование к уходу части спроса в нерегулируемый сектор, например, в МФО?

Влияние МПЛ на розничное кредитование

Введенные регулятором лимиты оказали немедленное и существенное влияние на структуру розничного кредитования:

  • Потребительские кредиты: Доля выдаваемых необеспеченных потребительских кредитов заемщикам с ПДН более 50% резко снизилась. Если во II квартале 2023 года эта доля составляла около 60%, то ко II кварталу 2025 года она упала до 22%. Это свидетельствует о прямом воздействии регулятора на снижение агрессивного кредитования наиболее уязвимых слоев населения.
  • Автокредитование: Сочетание высокой ключевой ставки и МПЛ привело к замедлению в сегменте автокредитов. Объем выдач в июне 2025 года составил 131,98 млрд рублей (97,66 тыс. кредитов), что означает снижение объема на 40% и количества на 34% по сравнению с июнем 2024 года.

Расширение применения МПЛ

Стремясь купировать риски в наиболее быстрорастущих и потенциально опасных сегментах, Банк России продолжает расширять применение МПЛ. С 1 октября 2025 года регулятор впервые установил МПЛ:

  1. В сегменте ипотечных кредитов на индивидуальное жилищное строительство (ИЖС).
  2. На нецелевые потребительские кредиты под залог недвижимости.

Эти меры направлены на предотвращение использования залогового имущества для получения потребительских кредитов под низкий процент и охлаждение сегмента ИЖС, который активно развивался при поддержке государственных программ, тем самым повышая общую финансовую дисциплину на рынке.

Динамика рынка и развитие непрямого кредитования (лизинг, факторинг)

Жесткие денежно-кредитные условия 2024–2025 годов замедлили темпы роста традиционного банковского кредитования, но вызвали неоднородную динамику в сегменте непрямого финансирования.

Кредитный портфель

Общая задолженность по кредитам юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на 01.09.2025 достигла 79,7 трлн рублей, при этом годовой темп прироста замедлился до 10,3%. Важной особенностью стала структура прироста: в мае 2025 года более половины прироста корпоративного портфеля приходилось на валютные кредиты, выданные компаниям-экспортерам для хеджирования валютных рисков.

Общий объем кредитного портфеля физических лиц к апрелю 2025 года составил 38,87 трлн рублей, с замедлением годового темпа прироста до 9,8% (минимум с начала 2023 года), что является прямым следствием высоких ставок и действия МПЛ.

Инструменты непрямого кредитования

Инструменты непрямого кредитования, такие как лизинг и факторинг, стали важными альтернативами классическому банковскому кредиту, особенно в условиях высоких ставок.

1. Рынок лизинга:

Лизинг (финансовая аренда) демонстрировал опережающие темпы роста до начала 2024 года, что отражало потребность бизнеса в обновлении основных фондов. В 2023 году объем нового лизингового бизнеса достиг рекордных 3,59 трлн рублей, показав невероятный рост на 81% по сравнению с 2022 годом. Доля лизинга в ВВП России достигла примерно 1,6%.

Однако в первом полугодии 2025 года ситуация кардинально изменилась:

Объем нового лизингового бизнеса сократился на 45% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Это резкое падение является ярким примером влияния ужесточения ДКП: высокие процентные ставки увеличили стоимость фондирования для лизинговых компаний и привели к ухудшению платежеспособности клиентов, тем самым обнулив рекордные темпы роста, достигнутые в 2023 году, и обнажив зависимость этого сегмента от дешевых денег.

2. Рынок факторинга:

Факторинг (финансирование под уступку денежного требования) показал устойчивость и способность к росту в условиях экономической неопределенности. Рынок факторинга продолжил траекторию роста, наблюдавшуюся в предыдущие годы.

Показатель рынка факторинга Значение (2024 год) Динамика (к 2023 г.)
Оборот рынка 10,5 трлн рублей Рост на 36%
Совокупный портфель (на 01.01.2025) 2,96 трлн рублей Рост на 31%

Рост факторинга обусловлен его ролью в управлении дебиторской задолженностью и потребностью компаний в оперативном пополнении оборотного капитала, что критически важно в условиях высокой инфляции и разрывов в цепочках поставок.


Глава 3. Управление рисками и перспективы развития в условиях новых вызовов

Цифровизация кредитного процесса и внедрение Big Data

Цифровая трансформация стала ключевым фактором повышения эффективности и снижения кредитных рисков в банковском секторе РФ. Основной инструмент, который изменил процесс оценки кредитоспособности в розничном сегменте, — это скоринговые системы.

Скоринг представляет собой математическую модель, которая на основе статистических данных присваивает потенциальному заемщику баллы, отражающие вероятность дефолта. В современных условиях скоринговые системы вышли за рамки простого анализа кредитной истории. Банки активно используют методы «больших данных» (Big Data), которые включают анализ неструктурированной информации (данные о поведении в сети, транзакционная активность, геолокация, данные мобильных операторов).

Применение Big Data позволяет банкам:

  1. Повысить точность оценки: Более широкий массив данных снижает риск ошибок, особенно при работе с клиентами, не имеющими обширной кредитной истории.
  2. Ускорить процесс: Автоматизированный анализ позволяет принимать решение о выдаче кредита в считанные минуты.
  3. Снизить кредитные риски: За счет более глубокого профилирования заемщиков и динамического мониторинга их финансового состояния.

Цифровизация кредитного процесса является не только вопросом эффективности, но и требованием регулятора в части удаленной идентификации (ЕБС) и борьбы с отмыванием денег (комплаенс).

Интеграция ESG-факторов в оценку кредитоспособности корпоративных заемщиков

В условиях глобального тренда на устойчивое развитие (ESG – Environmental, Social, Governance) российские банки начали ак��ивно интегрировать нефинансовые факторы в процесс оценки кредитных рисков корпоративных клиентов.

Регуляторное стимулирование: Банк России инициировал оценку ESG-качества кредитного портфеля, включая стресс-тестирование на предмет климатических рисков, что стимулирует кредитные организации к разработке собственных ESG-метрик.

Количественная связь ESG и кредитоспособности:
Анализ, проведенный рейтинговыми агентствами, подтверждает, что эффективность управления ESG-рисками является значимым фактором кредитоспособности.

По результатам анализа, проведенного по состоянию на ноябрь 2024 года, был установлен коэффициент корреляции 0,68 между уровнями ESG-рейтингов и кредитными рейтингами кредитных организаций.

Этот высокий коэффициент корреляции (0,68) доказывает, что компании с лучшими практиками в области экологии, социальной ответственности и корпоративного управления демонстрируют меньший кредитный риск, поскольку они более устойчивы к регуляторным, репутационным и операционным шокам. Это ли не самый сильный аргумент в пользу ответственного инвестирования?

Структура и объем ESG-кредитования:
Объем портфеля ответственного финансирования (зеленые, адаптационные и ESG-кредиты) в российском банковском секторе демонстрирует стремительный рост. К началу 2025 года он достиг 7 трлн рублей (рост на 27% за год) и составляет около 8% от общего объема корпоративного кредитования.

В структуре ESG-кредитов наибольшая доля приходится на:

  • Кредиты, привязанные к ключевым показателям эффективности (КПЭ) устойчивого развития (Sustainability Linked Loans): 49,6%.
  • «Зеленые» кредиты (финансирование проектов, направленных на снижение негативного воздействия на окружающую среду): 41,5%.

Сдерживающие факторы:
Несмотря на рост, развитие ESG-кредитования сталкивается с серьезными препятствиями:

  • Отсутствие необходимой и стандартизированной ESG-информации со стороны заемщиков (30,4% опрошенных банков).
  • Сложность подсчета нефинансовых метрик и отсутствие внутренней экспертизы в банках.

Геополитические и технологические вызовы: Цифровой рубль и исламский банкинг

Современная кредитная система РФ функционирует в условиях беспрецедентного геополитического давления.

Адаптация к санкциям

Введение санкций в 2022 году вызвало блокирование значительной части активов российских банков, трудности с проведением трансграничных платежей в недружественных валютах и закрытие корсчетов. Для обеспечения бесперебойного функционирования финансового рынка была укреплена отечественная инфраструктура:

  • Национальная система платежных карт (НСПК): Обеспечила суверенитет внутрироссийских платежей.
  • Система передачи финансовых сообщений (СПФС): Стала российским аналогом SWIFT, используемым для обмена информацией как внутри страны, так и с дружественными юрисдикциями.

Ключевой перспективой стала переориентация финансового рынка с западных направлений на страны Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока и Латинской Америки. Это сопровождается ростом трансграничных расчетов в национальных валютах, что снижает зависимость от доллара и евро.

Технологические перспективы: Цифровой рубль (ЦР)

Внедрение Цифрового рубля (ЦР) — третьей формы национальной валюты — является одним из самых значимых технологических вызовов для коммерческих банков. ЦР, эмитируемый Банком России на платформе распределенного реестра, предназначен для платежей и переводов.

Влияние на коммерческие банки:
Основное опасение коммерческих банков связано с риском оттока ликвидности. Если корпоративные и розничные клиенты начнут активно переводить средства со счетов в коммерческих банках на свои электронные кошельки ЦР, это может сократить ресурсную базу банков, увеличив стоимость их фондирования. Однако Банк России планирует управлять этим риском путем введения лимитов на остатки ЦР на счетах.

Институциональные перспективы: Исламский банкинг

В целях диверсификации финансового рынка и привлечения капитала из стран исламского мира, Российская Федерация запустила эксперимент по внедрению партнерского финансирования (исламского банкинга), который основан на принципах шариата (запрет ссудного процента — риба, разделение рисков).

Эксперимент регулируется Федеральным законом от 4 августа 2023 г. № 417-ФЗ «О проведении эксперимента…» и проводится в четырех регионах: Башкирии, Дагестане, Татарстане и Чечне.

Первоначально эксперимент был рассчитан до 2025 года, но в июле 2025 года был подписан закон о его продлении на три года – до 1 сентября 2028 года. Это решение подчеркивает стратегическую важность данного направления для развития финансовых связей с государствами, придерживающимися принципов исламского финансирования, а также для создания дополнительных инструментов для граждан, проживающих в этих регионах.


Заключение

Кредитная система Российской Федерации к октябрю 2025 года представляет собой высококонсолидированный, технологически зрелый и жестко регулируемый механизм, который находится в активной фазе адаптации к новым внутренним и внешним экономическим условиям.

По результатам исследования сделаны следующие ключевые выводы:

  1. Институциональная трансформация: Кредитная система демонстрирует ярко выраженную тенденцию к укрупнению. На долю ТОП-10 банков приходится более 80,9% активов, что повышает системную устойчивость, но требует особого внимания к антимонопольному регулированию и конкуренции. Нормативно-правовая база, основанная на ФЗ № 17-ФЗ и ФЗ № 86-ФЗ, остается актуальной, но постоянно дополняется нормами ЦБ РФ в части пруденциального надзора.
  2. Эффективность Регулирования: Жесткая ДКП и агрессивное применение Макропруденциальных лимитов (МПЛ) доказали свою эффективность в снижении системных рисков. Снижение доли высокорисковых потребительских кредитов (ПДН > 50%) с 60% до 22% является прямым доказательством этого влияния. При этом ЦБ РФ продолжает адаптацию регуляторики, вводя с 01.10.2025 новые МПЛ на ИЖС-ипотеку и готовясь к переходу СЗКО на ННКЛ с конца 2025 года.
  3. Динамика Рынка: Высокая ключевая ставка привела к замедлению традиционного кредитования, но вызвала противоречивую динамику в непрямом финансировании. Лизинг, показав рекордный рост в 2023 году, столкнулся с резким спадом на 45% в I полугодии 2025 года, что иллюстрирует высокую чувствительность этого рынка к стоимости фондирования. В то же время, рынок факторинга продемонстрировал устойчивый рост (оборот 10,5 трлн рублей в 2024 году).
  4. Риск-менеджмент и ESG: Цифровизация (скоринг, Big Data) остается ключевым фактором снижения кредитных рисков в рознице. В корпоративном сегменте активно внедряются ESG-метрики, что подтверждается значительным объемом портфеля ESG-кредитов (7 трлн рублей) и установленной количественной связью между ESG-рейтингами и кредитоспособностью (коэффициент корреляции 0,68).
  5. Перспективы: Главные перспективы развития связаны с адаптацией к геополитическим изменениям (укрепление НСПК, СПФС, переориентация на Восток/Юг) и технологическим прорывом. Внедрение Цифрового рубля станет катализатором изменений на платежном рынке, а продление эксперимента по партнерскому финансированию до 01.09.2028 года открывает новый сегмент для привлечения инвестиций и диверсификации финансовых услуг.

Кредитная система РФ на 09.10.2025 находится под двойным давлением: с одной стороны, жесткие макропруденциальные ограничения и высокая стоимость денег; с другой — необходимость освоения новых технологий и рынков. Успех дальнейшего развития будет зависеть от способности банков эффективно управлять ликвидностью в условиях новых регуляторных стандартов (ННКЛ) и быстро интегрировать новые финансовые инструменты (ЦР, партнерское финансирование) в свою операционную деятельность, обеспечивая тем самым устойчивость и конкурентоспособность в новой экономической реальности.

Список использованной литературы

  1. Банковское дело / под ред. В.И. Колесникова, Л.П. Кроливецкой. М.: Финансы и статистика, 1996.
  2. Банки и банковские операции / под ред. Е.Ф. Жукова. М.: Банки и биржи, 1997.
  3. Курсов В.Н., Яковлев Г.А. Бухгалтерский учёт в коммерческом банке. Новые типовые бухгалтерские проводки. М.: ИНФРА, 1998.
  4. Маковская Е. Правительство и банки обменялись крепкими рукопожатиями // Эксперт. 1997. № 16 (28.04.97).
  5. Маркова О.М., Сахарова Л.С., Сидоров В.Н. Коммерческие банки и их операции. М.: Банки и биржи, 1995.
  6. Челноков В.А. Банки: Букварь кредитования. Технологии банковских ссуд. Околобанковское рыночное пространство. М.: Антедор, 1996.
  7. Система кредитования [Электронный ресурс]. URL: https://ddmfo.ru/kursovaya/sistema-kreditovaniya/ (дата обращения: 09.10.2025).
  8. Федеральный закон от 03.02.1996 г. № 17-ФЗ «О банках и банковской деятельности» [Электронный ресурс]. URL: https://kremlin.ru/ (дата обращения: 09.10.2025).
  9. Положение Банка России от 04.07.2018 N 646-П «О методике определения собственных средств (капитала) кредитных организаций («Базель III»)» [Электронный ресурс]. URL: https://consultant.ru/ (дата обращения: 09.10.2025).
  10. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2025 год и период 2026 и 2027 годов [Электронный ресурс]. URL: https://cbr.ru/ (дата обращения: 09.10.2025).
  11. Денежно-кредитная политика: ЦБ РФ опубликовал основные направления на 2025 — 2027 годы [Электронный ресурс]. URL: https://consultant.ru/ (дата обращения: 09.10.2025).
  12. Статья 1. Основные понятия настоящего Федерального закона [Электронный ресурс]. URL: https://nalog.gov.ru/ (дата обращения: 09.10.2025).
  13. Новый год роста: перспективы факторинга и лизинга для малого бизнеса [Электронный ресурс] // BOSFERA. URL: https://bosfera.ru/ (дата обращения: 09.10.2025).
  14. Кредитование в России [Электронный ресурс] // TAdviser. URL: https://tadviser.ru/ (дата обращения: 09.10.2025).
  15. Рынок лизинга по итогам 1-го полугодия 2025 года [Электронный ресурс] // RAEX. URL: https://raexpert.ru/ (дата обращения: 09.10.2025).
  16. Кредитование юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в августе 2025 года [Электронный ресурс] // ЦБ РФ. URL: https://cbr.ru/ (дата обращения: 09.10.2025).
  17. Перспективы развития банковской сферы в Российской Федерации в условиях санкций [Электронный ресурс] // CyberLeninka. URL: https://cyberleninka.ru/ (дата обращения: 09.10.2025).
  18. РАЗРАБОТКА АЛГОРИТМА ОЦЕНКИ КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ КОРПОРАТИВНЫХ ЗАЕМЩИКОВ С УЧЕТОМ ФАКТОРОВ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ [Электронный ресурс] // CyberLeninka. URL: https://cyberleninka.ru/ (дата обращения: 09.10.2025).
  19. Проблемы, с которыми столкнулась банковская система РФ в период санкций: Финансы и кредит: адаптация и тренды развития [Электронный ресурс] // УрФУ. URL: https://urfu.ru/ (дата обращения: 09.10.2025).
  20. 5,5 трлн на устойчивость: как российские банки развивают ESG [Электронный ресурс] // RAEX. URL: https://raexpert.ru/ (дата обращения: 09.10.2025).
  21. По итогам июня 2025 года объем выдач кредитов составил 745 млрд руб. [Электронный ресурс] // Frank RG. URL: https://frankrg.com/ (дата обращения: 09.10.2025).
  22. Что такое «Структура кредитной системы» простыми словами [Электронный ресурс] // Газпромбанк. URL: https://gazprombank.ru/ (дата обращения: 09.10.2025).
  23. Структура кредитной системы [Электронный ресурс] // Banki.ru. URL: https://www.banki.ru/ (дата обращения: 09.10.2025).
  24. СТРУКТУРА БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ [Электронный ресурс] // CyberLeninka. URL: https://cyberleninka.ru/ (дата обращения: 09.10.2025).
  25. Банковский сектор России: укрупнение и консолидация банков [Электронный ресурс] // Экономический журнал. URL: http://ekam-journal.com/ (дата обращения: 09.10.2025).
  26. Банковские спартанцы [Электронный ресурс] // BOSFERA. URL: https://bosfera.ru/ (дата обращения: 09.10.2025).
  27. Оценка кредитоспособности заемщиков как инструмент снижения кредитных рисков [Электронный ресурс] // Researcher.life. URL: http://researcher.life/ (дата обращения: 09.10.2025).
  28. Кредитный Скоринг Как Инструмент Оценки Кредитоспособности Заемщиков [Электронный ресурс] // RePEc. URL: https://repec.org/ (дата обращения: 09.10.2025).
  29. Ключевая ставка Банка России. Перспективы снижения в 2025 году [Электронный ресурс] // Roscongress. URL: https://roscongress.org/ (дата обращения: 09.10.2025).
  30. Результаты работы ПАО Сбербанк за январь 2024 года [Электронный ресурс] // Сбербанк. URL: https://www.sberbank.com/ (дата обращения: 09.10.2025).
  31. Современные вызовы и перспективы развития банковской системы России в условиях цифровизации [Электронный ресурс] // LawInfo. URL: https://www.lawinfo.ru/ (дата обращения: 09.10.2025).

Оставьте комментарий

Капча загружается...