Приложение 2……………………………………………………………..68
Приложение 3……………………………………………………………..70
Розыск в рамках исполнительного производства это мало разработанный в научном плане и скудно оформленный на законодательном уровне институт исполнительного производства. Подтверждением этому служит интервью Директора Федеральной службы судебных приставов России Артура Парфенчикова, которое он дал Российской газете
- Отвечая на вопросы журналистов, Директор ФССП РФ, разъясняет основные принципы работы исполнительного розыска предусмотренного ст. 65 ФЗ «Об исполнительном производстве»
[2]
, определяя его как «исполнительно-процессуальный розыск». Данное определение исполнительного розыска, данное Директором ФССП РФ указывает на то, что одного Административного регламента
[3]
регулирующего исполнительный розыск не достаточно, в идеале было бы хорошо на законодательном уровне принять именно «процессуальный нормативный правовой акт», наподобие УПК РФ, для регулирования деятельности приставов исполнителей по розыску.
Помимо чисто практических проблем исполнительного розыска, имеется также ряд проблем теоретического характера, которые, прежде всего, связаны со слабой научной разработанность вопросов указанного розыска.
Согласно указанной хронологии институт судебных приставов является сравнительно молодым на этапе Российской государственности (постсоветской) ему всего 14 лет. (с 1997 г. по 2011 г.), это и является одной из причин его недостаточной разработанности на научном уровне и в практическом плане.
Согласно ч.1. ст. 4 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах» судебные приставы в зависимости от исполняемых ими обязанностей подразделяются на судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов и судебных приставов-исполнителей. Одним из видов судебных приставов исполнителей является – пристав по розыску должника и имущества. Именно этот субъект осуществляет государственную функцию по организации должников и их имущества или розыск ребенка, именно правовое регулирование деятельности данного субъекта является пробельным.
Также тема нашего диплома актуальна, потому как на сегодняшний день все указанные недостатки института розыска должников и имущества или розыска ребенка существуют и являются помехой в работе как всего корпуса судебных приставов исполнителей в целом, так и отдельно приставов по розыску.
Проблема розыска должников и их имущества судебными приставами
... т. е. правоотношения, возникающие в процессе организации розыска должников судебными приставами исполнителями. Предметом исследования является практика осуществления розыска должников и имущества в исполнительном производстве. Целью данной работы является изучение практики ...
Целью нашей дипломной работы является научное исследование и анализ в области правового регулирования исполнения государственной функции по организации розыска должников и их имущества, формулирование по этой теме соответствующих выводов и предложений.
Для достижения цели дипломной работы будут решены следующие задачи:
- исследовать понятие, а также выделены и раскрыты признаки розыска должников и их имущества;
— определить место института розыска должников и их имущества среди правоохранительной деятельности государства;
- дать характеристику субъектам розыска должников и их имущества, или розыска ребенка;
- проанализировать стадии розыска.
Объект исследования – общественные отношения, возникающие, существующие и изменяющиеся при организации розыска должников в исполнительном производстве.
Предмет исследования – законодательство Российской Федерации об исполнительном производстве и положения теории связанной с исполнительным производством по проблемам института розыска должника, имущества или ребенка и иными институтами гражданского законодательства, касающимися института розыска.
Методологическую базу дипломного исследования составляет диалектический метод научного познания объективного мира и вытекающие из него общенаучные и частнонаучные методы: теоретического анализа, догматический, исторический, сравнительно-правовой, системно-структурный, логико-юридический, сравнительного анализа результатов исследований, проведенных другими авторами по вопросам, близким к разрабатываемой проблеме.
Научная новизна исследования определена выбором темы, недостаточно разработанной в гражданско-правовой литературе посвященной исполнительному розыску и практической значимостью правильного уяснения и разрешения целого комплекса различных вопросов исполнительного права, связанных с проблемой дипломного исследования, носящих дискуссионный характер, что, по мысли дипломанта, в дальнейшем должно способствовать совершенствованию уголовного законодательства и его единообразному применению.
Научная новизна исследования данной дипломной работы заключается в том, что оно представляет собой попытку комплексного анализа понятия исполнительного розыска, определение института розыска среди правоохранительной деятельности государства, на основе анализе теоретико-правовых концепций теории государства и права, выделение субъектов исполнительного производства, причины выделения участников розыска как субъектов, на основе административного регламента выделение стадий розыска.
В данном параграфе дипломной работы определено две проблемы, точнее два пробела один из них отсутствие понятия розыска должника как комплексного явления исполнительного производства и отсутствие анализа признаков исполнительного розыска.
Остановимся подробнее на данных проблемах. В процессе работы над понятием розыска должника и его имущества, или розыска ребенка, был проанализирован научный материал по теме и установлено, что в анализируемом материале авторы либо не давали определение розыска имущества и должника либо рассматривали отдельно розыск в том аспекте, в котором он соотносится с уголовно-процессуальным розыском. В нашей дипломной работе, в текущем параграфе будет дано понятие розыска должника, имущества и ребенка, как комплексного явления состоящего из различных составляющих частей. В завершение материала нами будет произведен синтез составляющих частей в цельное определение.
Арест имущества должника
... имущества должника, кроме изъятых у него и переданных в банк ценностей, производится путем продажи на комиссионных началах через торговые организации в месте нахождения имущества. Перевозка имущества ... не несут ответственность по обязательствам собственника их имущества. Следовательно, по исполнительному листу, выданному против собственника имущества унитарного предприятия, взыскание не может быть ...
Второй проблемой данного параграфа является тот факт, что по причине малоизученности и неразработанности розыска имущества, должника и ребенка, авторы комментариев, научных статей и монографий не выделяют признаки данного института исполнительного производства, данный пробел нами будет устранен путем выделения сущностных признаков розыска имущества должника, должника или ребенка.
От установленных проблем перейдем к их решению. Для определения понятия розыска должников и их имущества, а также признаков указанного исполнительного действия, необходимо рассмотреть и проанализировать следующие связанные с розыском обстоятельства.
Чем является розыск в рамках исполнительного производства? А.В. Агапов определяет его следующим образом:
Это совершенно справедливо, так как автор, определяя розыск имущества должника, его имущества или ребенка не рассмотрел все вопросы, связанные с данным видом розыска, ответы на данные вопросы и являются слагаемыми определения розыска. Определить розыск в исполнительном производстве только как комплекс действий и мероприятий, осуществляемых уполномоченными государственными органами, и при этом достичь того, чтобы определение раскрывало сущность указанного розыска, не представляется возможным, потому как определение будет поверхностным. Центральной фигурой розыска является не просто как, в общем, определил А.В. Агапов – уполномоченный государственный орган, по видимому ссылаясь на анализ п. 4 ст. 65 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»
в которой указывается на то что розыск должника-организации, имущества должника-организации и имущества должника-гражданина осуществляется Федеральной службой судебных приставов по заявлению взыскателя в соответствии с законодательством Российской Федерации, а именно судебный пристав-исполнитель по розыску – должностное лицо ФССП, лицо действия которого в процессе розыска регулируются «Административным регламентом по исполнению государственной функции организации розыска должника-организации и имущества должника (гражданина или организации)» утвержденным Приказом Минюста РФ от 21 сентября 2007 г. № 192
[15]
Для того чтобы наглядно продемонстрировать, чем пристав ФССП отличается от пристава ФССП по розыску, хотя тот и тот являются должностными работниками, как называет ФССП Агапов А.В. – «уполномоченного государственного органа (в области исполнительного производства», рассмотрим информацию с официального сайта УФССП России по Красноярскому краю. На странице указанного сайта посвященного розыску, расположена следующая информация: «организация работы по розыску должников и их имущества в Управлении ФССП России по Красноярскому краю возложена на отдел организации работы по розыску должников и их имущества.
Порядок обращения взыскания на имущество должника
... других исполнительных документов. Исполнение возлагается на особых должностных лиц судебных приставов-исполнителей. 2. Обращение взыскания на имущество граждан .1 Понятие обращения взыскания на имущество должника Обращение взыскания на имущество должника является ...
Отдел создан Приказом Управления Минюста России по Красноярскому краю от18.09.2001 г. № 179 и является самостоятельным структурным подразделением аппарата Управления.
В своей деятельности отдел руководствуется Положением об отделе, утвержденным приказом Управления от 23.04.2009 г. № 245.
Как можно увидеть, что розыском имущества и должника занимается пристав, на которого возложены данные обязанности, нормативными актами в данном случае Минюста России по Красноярскому краю, а не пристав исполнитель, обладающий обычным набором полномочий в рамках исполнительного производства.
Хотя согласно п.2 ст. 64 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» устанавливающей виды исполнительных действий в рамках исполнительного производства, в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе совершать следующие исполнительные действия запрашивать необходимые сведения, в том числе персональные данные, у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки. Данные запросы являются одним из методов работы судебного пристава по розыску
В ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 02.10.2007г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» не упоминается специальный субъект исполнительного производства – пристав исполнитель по розыску, все исполнительные действия, которые полномочен, совершать пристав по розыску, полномочен совершать и обычный пристав.
Согласно п. 10 ч.1 ст. 64 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» пристав также вправе производить розыск должника, его имущества, розыск ребенка самостоятельно или с привлечением органов внутренних дел, то есть, по сути, обычный пристав наделен всем набором полномочий пристава по розыску, хотя пристав по розыску как специальный субъект предусмотрен только в Административном регламенте, и на уровне Приказов Управлений Минюста России в субъектах федерации, в ФЗ № 229 такого специального субъекта нет, есть только полномочия для приставов – исполнителей совершать исполнительные действия по розыску должника или розыску имущества, а также розыску ребенка.
Необходимо определить, кто согласно законодательству РФ является судебным приставом исполнителем, и какой нормативный акт регулирует статус данного должностного лица.
Выше мы рассмотрели информацию об отделе организации работы по розыску должников и их имущества Управления ФССП России по Красноярскому краю, который создан Приказом Управления Минюста России по Красноярскому краю от 18.09.2001 г. № 179.
Минюст России осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных ему ФСИН России и ФССП России.
Возвращаясь к розыску, отметим, что розыск должников и их имущества, а также розыск ребенка это профессиональная деятельность,
Итак, подытоживая все проанализированное выше, можем указать, что розыск должников и их имущества или розыск ребенка это профессиональный розыск, осуществляемый должностными лицами Федеральной службы судебных приставов, на которых возложены обязанности по розыску
Судебный пристав исполнитель по розыску – это профессия должностного лица ФССП, и поэтому розыск, осуществляемый данным субъектом исполнительного производства является профессиональным.
Особенности оценки стоимости имущества, арестованного на основании ...
... характеристике продаваемого имущества. В рамках исполнительного производства это условие нарушено, т. е., имеют место чрезвычайные обстоятельства. Имущество должника (собственника) в рамках исполнительного производства может ... принудительную ликвидационную стоимость. Срок реализации арестованного имущества определен в ст. 54 Федерального закона РФ «Об исполнительном производстве» №119-ФЗ от 21 июля ...
Розыск имущества должника имеет свою специфику, по сути он является именно розыскным мероприятием в рамках законодательство об исполнительном производстве, основывающемся на детальной регламентации указанного мероприятия Административным регламентом.
Федерального закона от 12.08.1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».
Ст. 6 Федерального закона от 12.08.1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» указывает, что п ри осуществлении оперативно-розыскной деятельности проводятся следующие оперативно-розыскные мероприятия:
1. Опрос.
2. Наведение справок.
3. Сбор образцов для сравнительного исследования.
4. Проверочная закупка.
5. Исследование предметов и документов.
6. Наблюдение.
7. Отождествление личности.
8. Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.
9. Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений.
10. Прослушивание телефонных переговоров.
11. Снятие информации с технических каналов связи.
12. Оперативное внедрение.
13. Контролируемая поставка.
14. Оперативный эксперимент.
1. Органов внутренних дел Российской Федерации.
2. Органов федеральной службы безопасности.
3. Утратил силу с 1 июля 2003 г.
4. Федеральных органов государственной охраны.
5. Утратил силу с 1 июля 2003 г.
6. Таможенных органов Российской Федерации.
7. Службы внешней разведки Российской Федерации.
8. Федеральной службы исполнения наказаний;
9. Органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Данный список является исчерпывающим (то есть, нет слов и другим подразделениям) и подразделения Федеральной службы судебных приставов в нем не указаны.
Можно подытожить данную часть исследования данного параграфа выводом о том, что розыск имущества должника в рамках исполнительного производства имеет свою специфику, многие действия судебного пристава исполнителя по розыску напоминают оперативно-розыскные мероприятия, проводимые компетентными органами на основании ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», но ими не являются и не могут являться в силу прямого запрета закона осуществлять оперативно-розыскную деятельность иным государственным органам, чем перечисленным в ст. 13 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». Основным процессуальным документом, в котором содержатся общие указания на дозволенные действия в рамках исполнительного производства является Административный регламент по исполнению государственной функции организации розыска должника-организации и имущества должника (гражданина или организации) утвержденный Приказом Минюста РФ от 21 сентября 2007 г. № 192.
В данной части нашей дипломной работы укажем законодательную базу, на которой основывается деятельность судебного пристава исполнителя по розыску, помимо обозначенного выше Регламента.
Круг законодательства об исполнительном производстве определён в ст. 3 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Обращение на имущество граждан
... меры обращения на взыскание имуществ должника-гражданина. Предметом исследования являются нормы исполнительного права, регламентирующие порядок обращения взыскания на имущество должника. В ходе ... Это обусловлено тем, что обособленное имущество является материальной основой любой экономической деятельности . Понятие «имущество» в российском праве используется различных отраслях. Кроме того, ...
Указывая правовые акты, осуществляющие регулирование, порядок и условия осуществления исполнительного производства и совершения исполнительных действий, Винниченко Н.А. пишет: «согласно ч. 1 ст. 3 настоящей статьи к числу правовых актов, регулирующих порядок и условия осуществления исполнительного производства и совершения исполнительных действий, помимо Закона об исполнительном производстве и Закона о судебных приставах, можно отнести целый ряд других федеральных законов. В частности, круг их очерчен в Федеральном законе от 02.10.2007 г. № 225-ФЗ: АПК
, ГПК
[25]
, УПК
[26]
, УИК
[27]
, ГК, КоАП
[28]
, Закон о банковской деятельности
[29]
, Закон о рынке ценных бумаг
[30]
, Закон о регистрации прав
[31]
, Закон о банкротстве
[32]
, Закон о полиции
[33]
, Основы законодательства о нотариате
[34]
и др. Например, УК
[35]
устанавливает основания уголовной ответственности за преступления в сфере исполнительного производства»
[36]
Помимо российского внутреннего законодательства исполнительное производство регулируется международно-правовыми документами, содержащими правила исполнительного производства (ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).
Рассмотрим объекты (или предметы) розыска.
Название ст. 65 ФЗ «Об исполнительном производстве, указывает на предметы исполнительного розыска, ими являются
а) должника;
- б) имущества;
- в) ребенка.
Данные предметы розыска должны обладать обязательными признаками:
- а) отсутствие сведений об их местонахождении;
- б) взаимосвязь указанных предметов исполнительного розыска с требованиями исполнительного листа, вынесенного компетентными государственными органами, на основании которого возбуждается исполнительное производство.
Должник как объект исполнительного-розыска, является также субъектом исполнительного розыска, и будет рассмотрен в параграфе дипломной работы посвященной субъектам розыска, укажем лишь, что Должники бывают двух видов – физические и юридические лица или как они обозначены в ФЗ «Об исполнительном производстве» — организация.
Понятие имущества полностью определяется гражданским кодексом РФ, объем понятия имущества гражданским кодексом без изменений используется в исполнительном производстве, но в данном – исполнительном правоотношении имущество это объект исполнительных действий, по его изъятию, как правило.
Основания ограничения прав собственности на землю
... подлежат следующие ограничения (обременения) прав на землю: аренда; ипотека; сервитут; доверительное управление; ограничения прав на землю, установленные актами исполнительных органов государственной власти, актами органов ... власти субъектов РФ и органов местного самоуправления). 2. Залог (ипотека) недвижимого имущества, в том числе земельных участков, регулируется нормами Гражданского кодекса РФ ( ...
Рассмотрим, что понимается под имуществом в гражданском праве. Раскрывая тему имущества в гражданском праве Суханов Е.А. пишет: «основная часть гражданских правоотношений носит имущественный характер, имея объектом то или иное имущество. В строгом смысле слова имущество представляет собой совокупность принадлежащих субъекту гражданского права вещей, имущественных прав и обязанностей.
Принадлежащие лицу вещи и имущественные права (например, право получения объявленного дивиденда по принадлежащим ему акциям или право требовать возврата данных взаймы другому лицу денег) составляют актив его имущества (иногда называемый также наличным имуществом), а обязанности (долги) составляют пассив этого имущества.
Состав и стоимость (объем) принадлежащего субъекту гражданского права имущества важны, прежде всего потому, что его активом (наличным имуществом) прямо или косвенно определяются пределы возможной ответственности этого субъекта по долгам перед другими участниками гражданских правоотношений, а тем самым и реальные возможности его участия в гражданском (имущественном) обороте, ибо здесь мало кто захочет иметь дело с имущественно несостоятельным субъектом. Поэтому у каждого участника гражданского оборота непременно есть какое-то имущество, причем одно (единое).
Иное дело, что наличное имущество конкретного лица может быть как весьма значительным, так и ничтожно малым или обремененным большим количеством долгов, поэтому его контрагенты в обороте либо удостоверяются в наличии определенного имущества, либо несут риск невозможности удовлетворения своих потенциальных требований.
Как можно увидеть понятие имущества для нужд гражданского права многозначно. В зависимости от вида имущества в исполнительном производстве существуют некоторые особенности его взыскания регламентированные Главой 8 ФЗ «Об исполнительном производстве» например:
- статья 73. Особенности обращения взыскания на денежные средства и ценные бумаги профессионального участника рынка ценных бумаг и его клиентов;
- статья 73.1. Особенности обращения взыскания на эмиссионные ценные бумаги должника;
- статья 78.
Обращение взыскания на заложенное имущество и т.п.
Подводя итог данного параграфа, на основе исследованного материала определим понятие розыска, и укажем его признаки.
Розыск должников и их имущества или розыск ребенка это профессиональный розыск, осуществляемый должностными лицами Федеральной службы судебных приставов, на которых возложены обязанности по розыску, имеющий свою специфику, Указанный розыск осуществляется в рамках исполнительного производства — как исполнительное действие (п. 10 ч. 1 ст. 64), , инициируемое на основании, предусмотренном законом — путем вынесения постановления о розыске судебным приставом исполнителем, либо самостоятельно, либо по заявлению взыскателя, розыск направлен на установление местонахождения должника, или его имущество, либо ребенка, имеет законодательную и организационно-техническую базы, проводится в соответствии с административным регламентом, регулирующим процессуальные моменты указанного розыска, а также с методиками, выработанными в ходе данной деятельности и обладающий рядом признаков, как то:
Проблемные вопросы принудительного взыскания алиментов с должников, ...
... имеющего денежных средств или иного имущества на территории Российской Федерации (а также если в процессе исполнительного производства установлено, что должник выехал на постоянное место жительства ... решения следующих взаимосвязанных задач: рассмотреть особенности института алиментных обязательств в зарубежном праве, а также проблемы международного исполнения судебных решений по взысканию алиментов; ...
- а) наличия объектов розыска;
- б) наличие субъектов розыска;
- в) наличие необходимых правоотношений предусмотренных законодательством об исполнительном производстве, достаточных для организации розыскного дела в рамках исполнительного производства.
Отметим, что тема данного параграфа работы была выбрана, по той причине, что в ее рамках существует важная проблема исполнительного производства – самостоятельность данной деятельности ФССП и независимость ее от рамок права на судебную защиту, в которые исполнительное производство помещают большинство авторов научных исследований. Исполнительный розыск есть элемент исполнительного производства, его неотъемлемая часть и судьба главного понятия (исполнительного производства) определяет правовую судьбу, или правое положение института розыска, как зависимого от главного, элемента.
При характеристике вопроса данного параграфа дипломной работы следует раскрыть содержание категорий «институт розыска»; «правоохранительная деятельность государства».
А.В. Мелехин считает одной из важных функций правоохранительную функцию государства, он также классифицирует
А.В. Мелехин выделяет в зависимости от критерия классификации, такого как критерий формы реализации функций:
- правотворческие;
- правоохранительные,
- правоприменительные.
То есть правотворческие – законодательная, правоохранительные – исполнительные органы и правоприменительная судебная ветвь власти.
А.В. Мелехин характеризует правоохранительную деятельность следующим образом: «Правоохранительная функция, или функция по установлению и охране правопорядка, — это деятельность государства по обеспечению точного и полного выполнения своих предписаний всеми гражданами, организациями, государственными органами. Она включает в себя также обеспечение общественного и правового порядка, защиту и охрану прав и интересов граждан и организаций, защиту конституционного строя и государства от противоправных посягательств. Для выполнения этой функции применяются различные методы, такие как правотворчество и правоприменение (деятельность компетентных органов по применению мер юридической ответственности).
Общественный порядок охраняется государственными органами, общественными организациями и гражданами. Особая роль в обеспечении общественного порядка принадлежит органам внутренних дел, милиции.
Охрана прав и свобод граждан гарантируется Конституцией Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами.
В центре правоохранительной деятельности государства — гражданин, его безопасность, социальные и имущественные права.
Для целей нашего дипломного исследования нам необходимо рассмотреть только правоохранительную деятельность государства в срезе защиты и охраны право и интересов граждан и организаций. В нашем случае это взыскатели (или по гражданскому праву – кредиторы ст. ГК РФ?), которым требуется охрана их имущественных интересов от недобросовестного исполнения своих обязательств противоположной стороной отношений – контрагентов (например, банк давший кредит — кредитор и недобросовестный должник не желающий возвращать данный кредит).
Понятие и права должника
... цель ограничений правосубъектности должника в процедуре распоряжения имуществом заключается в сохранении как имущественных активов должника, так и хозяйствующего субъекта как одного целого. Осуществление и защита гражданских прав при несостоятельности ...
А.В. Мелехин указывает, что правоохранительная функция государства включает в себя защиту и охрану прав граждан от противоправного посягательства, но уклонение должником от исполнения материальной обязанности указанной в исполнительном листе это вряд ли можно называть противоправным посягательством, скорее это уклонение от выполнения своих обязанностей предусмотренных законодательством.
А.В. Мелехин указывает, что реализация правоохранительной функции государства может быть реализована при помощи правотворчества и переобременении. В нашем случае в розыске имущества должника нет указанных А.В. Мелехиным методов по применению юридической ответственности, потому что, разыскивая имущество, пристав осуществляет свои полномочия по восстановлению нарушенного баланса прав между добросовестным кредитором и недобросовестным должником.
Мы указали на возможность недобросовестности кредитора, такое тоже возможно, данные действия кредитора могут быть обусловлены пробельснотью гражданского законодательства РФ, недостаточностью выработанности его норм. В каком случае возможна социальная несправедливость при защите прав кредитора? Когда несправедливым является сам договор построенный на обмане или злоупотреблении доверием, и дальше по цепочке любые органы которые буду как бы на законном основании фиктивно требовать исполнения закона по обязательствам из несправедливого договора будут умалять и разрушать основы правоохранительной функции, в том числе и приставы которые будут по такому договору разыскивать имущество должника, который, в самом деле может, является жертвой бандитского рейдерства и судебные приставы будут втянуты также в цепь формально законных но, по сути, противным основам морали и нравственности действиям.
Из данного анализа мы можем сделать абстрактный вывод о том, что правоохранительная деятельность судебного пристава-исполнителя по розыску имущества должника является производной от судебной правоприменительной деятельности.
Необходимо рассмотреть правоохранительную деятельность государства с позиции или точнее в аспекте участия в ней государственных органов власти, в нашем случае – ФССП.
То есть правоохранительная деятельность является внешним фактором по отношением к праву и направлена на защиту права, в частности институт розыска должника также направлен на защиту права и является внешним фактором по отношению к праву. Необходимо указать, что внешним фактором по отношению к праву, правоохранительная деятельность является по той причине, что Савюк Л.К. подразумевает деятельность субъекта правоохраны – в нашем случае это орган исполнительной власти — ФССП, естественно он не может быть правом, он есть внешний фактор по отношению к праву, но институт розыска является частью права и он направлен на защиту права как деятельность ФССП в рамках, которой существует институт розыска должника. Налицо диалектическая взаимосвязь правовых явлений объективного мира.
В правоохранительной деятельности мы можем выделить
а) деятельность государственных органов по охране права (как правоохранительная функция государства);
- б) закрепление правоохранительных институтов, законодательными органами, направленных на защиту права (правоохрану), в частности такого института как розыск должника – процессуальный розыск.
Отметим, что правоохранительный институт розыска, оформляет или как бы устанавливает правовые рамки правоохранительной деятельности ФССП, которая в свою очередь является элементом правоохранительной деятельности государства.
От рассмотрения правоохранительной деятельности необходимо перейти к рассмотрению института розыска. Институт розыска это частная разновидность института права. Рассмотрение проблем связанных с институтом розыска должника необходимо с рассмотрения понятия «института права». Институт права это элемент системы права.
Мы придерживаемся той позиции что, исполнительное производство регулируется нормами исполнительного права и является самостоятельным видом деятельности государственного органа – ФССП (орган исполнительной власти РФ), именно его принадлежность к исполнительной ветви власти еще раз обосновывает нашу позицию о самостоятельности исполнительного права, как комплексную отрасль права. Многие авторы придерживаются именно такой позиции, но новацией нашего дипломного исследования является тот факт, что мы нашли еще одно подтверждение этому, рассмотрев исполнительное производство, как деятельность органа исполнительной власти, не судебной, что отличает деятельность ФССП от деятельности суда, поэтому утверждения авторов, что институт исполнительного производства и как его часть институт розыска, являются частью права на судебную защиту неосновательны. Например один из авторов интернет издания высказывает такую позицию по данному вопросу (по вопросу самостоятельности исполнительного производства):»нормы, которыми регулировалось исполнительное производство, составляли содержание самостоятельного раздела ГПК. Следовательно, исполнительное производство регулировалось гражданским процессуальным законодательством и являлось частью гражданского судопроизводства – его заключительной стадией.
Однако от остальных стадий гражданского судопроизводства исполнительное производство существенно отличается. Отличие заключается в том, что исполнительное производство возбуждается не только в связи с производством в суде гражданского дела. В исполнительном производстве исполняются также приговоры, определения, постановления по уголовным делам в части имущественных взысканий, исполнительные надписи нотариальных органов, решения арбитражных судов в предусмотренных законом случаях, решения Международного коммерческого арбитража и других третейских судов.
Поэтому в правоведении было высказано мнение о том, что производство, возбуждаемое по исполнению указанных актов, нельзя рассматривать как часть гражданского судопроизводства (его стадию), поскольку в таком случае гражданского судопроизводства просто не существует. Исполнительное производство является самостоятельным производством, а регулирующие его нормы образуют самостоятельную комплексную отрасль права – исполнительное право.
Как видим, данный автор обосновывает позицию независимости исполнительного производства, отличая его от гражданского судопроизводства или точнее выделяя его, мы же соглашаясь с этой научной гипотезой в своем дипломе добавляем свое доказательство с позиции принадлежности ФССП к исполнительной власти, а не к судебной, что по нашему мнению является более весомым доказательством, чем отличение исполнительного производства от гражданского судопроизводства.
Однако мы не должны забывать, что нам необходимо определить место института розыска должника и имущества, а это лишь элемент исполнительного производства или его институт. Для того чтобы выработать точку зрения по данному вопросу и обосновать ее, мы должны принимать в расчет следующие общепринятые в теории государства и права понятия, такие как:
- а) отрасль права;
- б) предмет правового регулирования;
- в) подотрасль права;
- г) правовой институт.
Рассмотрим определения данных понятий данное А.В. Мелехиным «Отрасль права — эта систематизированная совокупность основных норм, образующих самостоятельную часть системы права, которые регулируют качественно своеобразный вид общественных отношений своим специфическим методом. Критериями деления права на отрасли являются предмет и метод правового регулирования.
Предмет правового регулирования выступает основным критерием деления права на отрасли. Он представляет собой качественно определенный вид общественных отношений, на который направлено воздействие данной отрасли права (например, сфера управленческих отношений в административном праве).
Метод правового регулирования — это дополнительный критерий, который представляет собой сочетание юридических средств и приемов, осуществляющих воздействие права на поведение людей, общественные отношения. Для урегулирования общественных отношений используются, главным образом, два метода: диспозитивный и императивный. Используя эти два критерия, право подразделяется на следующие отрасли: государственное, административное, уголовное, гражданское, уголовно-процессуальное и другие. Отрасль права может включать в себя подотрасли.
Подотрасль права — это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения определенного вида, которые составляют часть предмета правового регулирования отрасли права. Иными словами, это группа родственных институтов права в составе определенной отрасли права. Например, авторское и патентное право в гражданском праве. Внутри отраслей имеются правовые институты.
Правовой институт — это группа норм права, которые регулируют близкие по своему характеру и содержанию общественные отношения, отличающиеся существенными особенностями. Например: институты права собственности в гражданском праве; в уголовном праве — институты необходимой обороны и крайней необходимости.
Выделяются следующие виды правовых институтов:
- а) внутриотраслевые — состоят из норм одной отрасли права;
- б) межотраслевые — состоят из норм двух и более отраслей (институты опеки и попечительства;
- собственности);
- в) простой институт;
- г) сложный институт, или комплексный (институт поставки — включает в себя институты штрафа, неустойки, ответственности);
- д) регулятивные;
- е) охранительные;
- В завершение данного параграфа дипломной работы, необходимо сделать вывод.
Место института розыска определяется в соответствии с местом органа осуществляющего данный вид правоохранительной деятельности (ФССП, как служба подчиненная Минюсту), указанный институт как элемент правоохранительной деятельности государства является самостоятельным институтом и в то же время выполняющим общие задачи, стоящие перед государством в области правоохраны.
Вначале рассмотрения параграфа нашей дипломной работы посвященного субъектам исполнительного розыска, отметим, что субъекты розыска должников не могут существовать как вещь в себе, они существуют в рамках правоотношений связанных с исполнительным производством.
Согласно теории права правоотношения бывают двух видов конкретные и абстрактные.
В правоотношениях связанных с исполнительным производством, по участвующим в них субъектам выделяются правоотношения, где есть управомоченный и обязанный субъект, то есть конкретные правоотношения. Управомоченным субъектом является взыскатель, который на основании ст. 65 может потребовать (путем подачи заявления) от пристава завести розыскное дело в рамках исполнительного производства.
Для характеристики субъектов розыска в данной главе нашей работы необходимо рассмотреть понятие субъектов права, с позиции теории государства и права.
Рассматривая субъектов права, Комаров С.А. пишет: «субъект права — это социальный субъект — лицо, орган, организация, наделенные государством способностью быть носителями юридических прав и обязанностей. Отсюда понятие правосубъектности, которое включает такие свойства субъекта, как правоспособность и дееспособность. Отметим, что эти свойства юридические, определяемые законом, а не присущи субъектам от природы, они формулируются в субъективном праве. В целом это признание правом способностей субъектов к социальному действию.
Рассмотрев данное определение субъектов права, и применив его к теме нашего дипломного исследования, отметим, что правоспособность и дееспособность субъектов исполнительного розыска также является установленной нормативно правовыми актами, регулирующими отношения связанные с розыском имущества должника.
В рамках рассмотрения данного вопроса необходимо также рассмотреть такой признак субъектов права как правосубъектность.
То есть главный субъект исполнительного розыска – судебный пристав исполнитель по розыску, который имеет комплекс прав и обязанностей субъекта исполнительного права, вытекающий непосредственно из закона (главные акты ФЗ «Об исполнительном производстве», ФЗ «О судебных приставах исполнителях»), данный комплекс прав и обязанностей является частью правового статуса указанного субъекта.
Продолжая рассматривать тему, связанную с субъектами права Комаров С.А. отмечает: «круг, и виды субъектов права непосредственно зависят от сферы общественных отношений, которые подвержены правовому регулированию, от глубины и характера творческого воздействия права. В системе субъектов права преломляются все черты и характеристики, присущие праву данного типа и данной правовой системе.
Субъектами права являются:
1) физические (частные) лица (граждане, должностные лица, иностранцы, лица без гражданства в пределах предоставленных им прав);
2) юридические лица (организации, государственные органы, государственные предприятия и учреждения, их объединения, общественные организации и т. п.);
3) государство, субъекты федерации, муниципальные образования.
То есть согласно определению, данному С.А. Комаровым субъектами регулируемых правом отношений могут быть те субъекты, чья деятельность регулируется этими нормами права.
Нормы права, то есть ст. 65 ФЗ «Об исполнительном производстве» регулирует деятельность субъектов права, указанных в данной норме, то есть субъектами розыска могут быть только участники, указанные в ст. 65 ФЗ «Об исполнительном производстве». Круг субъектов исполнительного производства в сравнение с к кругом субъектов процессуального розыска шире.
Потому что ФЗ «Об исполнительном производстве» регулирует отношения связанные со всем исполнительным производством, а розыск должника, имущества должника, а также розыск ребенка это исполнительное действие в рамках исполнительного производства. Например, специалист уже не является участником (субъектом) правоотношений по розыску, но является субъектом исполнительного производства согласно ч. 3 ст. 48 ФЗ «Об исполнительном производстве».
Для большей ясности необходимо определить можно ли к субъектам розыска отнести государство, или ФССП, по тому признаку, что государство это направляющее субъектов розыска посредство своих уполномоченных органов, а ФССП это субъект, в штате которого находится пристав по розыску, данные субъекты правоотношений можно только абстрактно считать субъектами розыска, в ст. 65 они не указаны, указаны лишь: должник, взыскатель, судебный пристав. Данные три субъекта являются участниками правоотношений связанных с розыском.
В ч. 1 ст. 65 ФЗ «Об исполнительном производстве» регулирующей исполнительный розыск указывается, что в случае отсутствия сведений о местонахождении должника по исполнительным документам, содержащим требования о защите интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и далее по тексту статьи. Согласно анализу данной нормы субъектами розыска должника и его имущества или ребенка могут быть
а) Российская Федерация;
- б) субъекты Российской Федерации;
- в) муниципальные образования.
Но суть того, что данный вид субъекта исполнительных отношений – это взыскатель а юридическое лицо это должник, позволяет сделать вывод, что есть общие субъекты исполнительного-розыска
а) взыскатель
б) должник;
- в) судебный пристав исполнитель;
И существуют виды субъектов исполнительного розыска:
- а) взыскатель физическое лицо;
- б) взыскатель юридическое лицо;
- в) взыскатель государственный орган, представляющий административно-территориальное образование (муниципальное, субъекта РФ, РФ).
Виды должников;
- а) юридическое лицо;
- б) физическое лицо;
- в) государственный орган, муниципальный, либо орган федеральный, либо орган субъекта федерации, которые в свою очередь представляют административно-территориальное образование.
Виды приставов-исполнителей:
- а) судебный пристав (выносит постановление о розыске должника п. 2.4. Административного регламента);
- б) судебный пристав по розыску;
- в) старший судебный пристав (утверждает постановление о розыске согласно п.
2.4. Административного регламента);
- Рассмотрев в общих чертах и выделив субъектов розыска имущества, должника и ребенка, остановимся на рассмотрении данных субъектов более подробно.
Основным субъектом розыска должников является судебный пристав исполнитель. Но в нашем дипломном исследовании рассматривается пристав-исполнитель с особым набор задач, прав и обязанностей, вытекающих из его функционального назначения, это судебный пристав исполнитель по розыску. Данный субъект осуществляет функции по розыску предметов розыска – должника, имущества должника, или ребенка.
Согласно п. 2.2. приказа Минюста № 192 Организационно-методическое обеспечение деятельности по розыску должника-организации и имущества должника (гражданина или организации) осуществляют:
- в центральном аппарате ФССП России — отдел организации работы по розыску имущества должников Управления организации работы по реализации имущества должников;
- в территориальном органе ФССП России — самостоятельный отдел (группа в составе отдела) аппарата управления территориального органа ФССП России, на который возложены функции по организации работы розыска должников и их имущества.
Непосредственное осуществление функций по розыску должника-организации и имущества должника (гражданина или организации) возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов ФССП России, наделенных приказом (распоряжением) за подписью руководителя территориального органа ФССП России полномочиями по розыску должника-организации и имущества должника (гражданина или организации) (далее — судебные приставы-исполнители по розыску).
То есть существуют два вида субъектов судебных приставов занимающихся организацией розыска должника и имущества должника:
- а) приставы, осуществляющие организационно-методическое обеспечение деятельности по розыску должника-организации и имущества должника (гражданина или организации), в лице отдела организации работы по розыску имущества должников Управления организации работы по реализации имущества должников;
- а также в лице самостоятельного отдела (группы в составе отдела) аппарата управления территориального органа ФССП России, на который возложены функции по организации работы розыска должников и их имущества.
б) Непосредственно осуществляющие функции по розыску должника судебные приставы-исполнители структурных подразделений территориальных органов ФССП России наделенные приказом (распоряжением) за подписью руководителя территориального органа ФССП России полномочиями по розыску должника-организации и имущества должника (гражданина или организации) (судебные приставы-исполнители по розыску).
Относительно участия отделов организации как субъектов необходимо также выделить специфику, но то, что они не являются субъектами розыска, это очевидно, так как они только осуществляют организационно-методическое обеспечение деятельности по розыску должника-организации и имущества должника (гражданина или организации), но к самому исполнительному процессу и процессу розыска должника, имущества и ребенка как исполнительному действию отношения не имеют.
В данном параграфе нашей работы, мы не только выделим субъектов исполнительного-розыска, но также проведем сравнение указанных субъектов с общим субъектным составом гражданского права, сравнив два вида указанных субъектов. Данное решение поможет более точно определить какими правами и обязанностями обладают субъекты розыска в сравнение с обычными правами и обязанностями субъектов гражданского права.
Взыскатель, так как может розыск по заявлению взыскателя инициироваться.
Должник. Есть два вида (должник организация, должник гражданин, виды должников отражены в ч. 6 ст. 65 ФЗ. Об исполнительном производстве).
Должник это понятие лишь используемое в исполнительном производстве, понятие должника дается в ГК РФ.
Для целей нашего дипломного исследования мы выделим должника исполнительно-процессуального, и должника гражданского.
У должника исполнительно процессуального существует ряд прав и обязанностей отличающихся от гражданско-правовых прав должника.
Понятие должника содержится в Общей части обязательственного права – Раздел III ГК РФ, ст. 307 ГК РФ, данная норма указывает, что В силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
Согласно ст. 308 ГК РФ на стороне должника может выступать несколько лиц. Возможно, что исполнительный лист может быть выдан только на взыскание долга с одного лица – одного должника. У должника могут быть как долевые, так и солидарные обязательства, впрочем, как и у кредитора, он может требовать от нескольких лиц исполнения обязательств.
Права и обязанности должника и взыскателя исполнительно-процессуального вытекают из прав участников исполнительного производства. Так согласно ст. 49 ФЗ «Об исполнительном производстве: устанавливающей стороны исполнительного производства: Взыскателем и должником могут быть гражданин или организация, а также объединение граждан, не являющееся юридическим лицом. К указанному объединению применяются нормы настоящего Федерального закона, определяющие участие организаций в исполнительном производстве, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, взыскателем и должником могут быть Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования.
Взыскателем является гражданин или организация, в пользу или в интересах, которых выдан исполнительный документ.
Должником является гражданин или организация, обязанные по исполнительному документу совершить определенные действия (передать денежные средства и иное имущество, исполнить иные обязанности или запреты, предусмотренные исполнительным документом) или воздержаться от совершения определенных действий.
В исполнительном производстве могут участвовать несколько взыскателей или должников (соучастников).
Каждый из них участвует в исполнительном производстве самостоятельно. Соучастник может поручить представлять свои интересы в исполнительном производстве другому соучастнику с его согласия.
Получается, что по гражданскому праву в обязательстве участвуют только два лица должник и кредитор, если возникают исполнительные отношения, то появляется третье лицо, которое выступает на стороне кредитора (взыскателя) пристав исполнитель, в нашем случае пристав по розыску это одно из лиц которое участвует в розыске имущества, когда должник не только не исполняет свои обязанности по возврату долга, но и его местонахождение неизвестно, либо местонахождение его имущества неизвестно, либо неизвестно местонахождение ребенка.
Отметим, что хотя ребенок и является физическим лицом, но он не является субъектом отношений по розыску, для права он является предметом розыска, наравне с имуществом и должником.
Должник организация.
Ч. 2 ст. 33 ФЗ «Об исполнительном производстве» если должником является организация, то исполнительные действия совершаются, и меры принудительного исполнения применяются по ее юридическому адресу, местонахождению ее имущества или по юридическому адресу ее представительства или филиала.
Организации, указанные в ФЗ «Об исполнительном производстве» это суть юридические лица. Юридические лица регламентированы ст. ст. 48 – 115 ГК РФ. В данных нормах предусмотренные различные организационно правовые формы юридических лиц, как-то: ООО, ЗАО, и т.п. Для исполнительного производства не имеет значения организационно правовая форма юридического лица, нет особенностей взыскания долга обусловленных исполнительным производством, например с ООО и с ОАО, для исполнительного производства это должники организации.
Должник физическое лицо, как субъект розыска.
Ч. 1 ст. 33 ФЗ «Об исполнительном производстве» указывает, если должником является гражданин, то исполнительные действия совершаются, и меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем по его месту жительства, месту пребывания или местонахождению его имущества.
То есть если согласно ст. 2 Закон РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», место пребывания (гражданина) — гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, — в котором он проживает временно, то соответственно при розыскных мероприятиях судебный пристав по розыску будет разыскивать гражданина и делать запросы в такие заведения (указанные в ст. 2).
Органы внутренних это предусмотрено ч. 3 ст. 65 ФЗ об исполнительном производстве. Являются с нашей точки зрения, факультативным субъектов розыска имущества, так как могут участвовать в розыске должника-гражданина или розыске ребенка, а может судебный пристав разыскивать сам указанные объекты (предметы) розыска.
В заключение данного параграфа сделаем необходимые выводы.
Главный субъект исполнительного розыска – судебный пристав исполнитель по розыску, который имеет комплекс прав и обязанностей субъекта исполнительного права, вытекающий непосредственно из закона (главные акты ФЗ «Об исполнительном производстве», ФЗ «О судебных приставах исполнителях»), данный комплекс прав и обязанностей является частью правового статуса указанного субъекта.
Общие субъекты исполнительного-розыска
а) взыскатель
б) должник;
- в) судебный пристав исполнитель;
И существуют виды субъектов исполнительного розыска:
- а) взыскатель физическое лицо;
- б) взыскатель юридическое лицо;
- в) взыскатель государственный орган представляющий административно-территориальное образование (муниципальное, субъекта РФ, РФ).
Виды должников;
- а) юридическое лицо;
- б) физическое лицо;
- в) государственный орган, муниципальный, либо орган федеральный, либо орган субъекта федерации, которые в свою очередь представляют административно-территориальное образование.
Виды приставов-исполнителей:
- а) судебный пристав (выносит постановление о розыске должника п. 2.4. Административного регламента);
- б) судебный пристав по розыску;
- в) старший судебный пристав (утверждает постановление о розыске согласно п.
2.4. Административного регламента);
- Факультативным субъектом розыска имущества, являются органы ОВД.
Стадии розыска должника выработаны в Административном регламенте по исполнению государственной функции организации розыска должника-организации и имущества должника (гражданина или организации) утвержденный Приказом Минюста РФ от 21 сентября 2007 г. № 192. (далее Административный регламент) в разделе II регламентирующей Административные процедуры, в главе упорядочивающей выполнение мероприятий по розыску должника-организации и имущества должника (гражданина или организации), п. 2.12 – 2.18.
Но в данном случае, чтобы верно отразить все стадии розыска должника, имущества должника или ребенка, необходимо учитывать также Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», ч.1 ст. 65 указанного нормативно-правового акта регламентирует, что судебный пристав-исполнитель по своей инициативе или по заявлению взыскателя выносит постановление о розыске должника, которое утверждается старшим судебным приставом. В таком же порядке выносится постановление о розыске имущества должника или розыске ребенка.
Таким образом, первой стадией розыска должника, имущества должника или ребенка будет вынесение постановление о розыске должника судебным приставом исполнителем. Отметим, что написание взыскателем заявления с просьбой начать розыск имущества должника стадией розыска не является, он предшествует розыску и является его основанием в случае установленном ч. 1 ст. 65 ФЗ «Об исполнительном производстве».
Согласно п. 2.12. Административного регламента основанием для проведения розыскных мероприятий является утвержденное старшим судебным приставом постановление о розыске судебного пристава-исполнителя, на исполнении у которого находится исполнительное производство.
Следовательно, для того чтобы розыск начался необходимо утверждение старшим судебным приставом постановления о розыске, без данного утверждения розыск не может быть инициирован.
Следовательно, второй стадией розыска является утверждение старшим судебным приставом постановления о розыске.
Далее согласно п. 2.5. Административного регламента по исполнению государственной функции организации розыска должника-организации и имущества должника (гражданина или организации) утвержденный Приказом Минюста РФ от 21 сентября 2007 г. № 192., на основании постановления судебного пристава-исполнителя о розыске (приложение № 2) судебный пристав-исполнитель по розыску выносит постановление о заведении розыскного дела (приложение № 3).
Следовательно, следующей стадией розыска будет являться вынесение постановления о заведении розыскного дела приставом-исполнителем по розыску
На данной стадии судебный пристав исполнитель по розыску, обязан совершить действие, указанное в п.2.5 Административного регламента, согласно которому, копии постановления о заведении розыскного дела не позднее следующего дня после его вынесения направляются судебному приставу-исполнителю, на исполнении у которого находится исполнительное производству, и взыскателю.
Данная стадия (стадия вынесения постановления о заведении розыскного дела приставом-исполнителем по розыску) включает в себя действия судебного пристава исполнителя, по розыску указанные в п. 2.13 Административного регламента, который регламентирует следующее: судебный пристав-исполнитель по розыску в течение трех дней после получения копии постановления о розыске судебного пристава-исполнителя, на исполнении у которого находится исполнительное производство:
- выносит постановление о заведении розыскного дела;
- разрабатывает при возможном участии взыскателя план проведения розыскных мероприятий по розыску должника-организации и имущества должника (гражданина или организации);
- регистрирует розыскное дело в журнале учета розыскных дел, информационных карт ИК-1.
При регистрации розыскному делу присваивается порядковый номер;
- заполняет информационную карту ИК-1 для занесения в базу данных информации о должнике-организации и имуществе должника (гражданина или организации).
Постановление о заведении розыскного дела и план мероприятий по розыску должника-организации или имущества должника (гражданина или организации) утверждаются старшим судебным приставом.
Можно сказать, что в стадии вынесения постановления о заведении розыскного дела приставом-исполнителем по розыску, существуют свои подстадии, как например тот факт, что пристав исполнитель по розыску разрабатывает при возможном участии взыскателя план проведения розыскных мероприятий по розыску должника-организации и имущества должника (гражданина или организации), данный план является частью подстадии выделенной нами стадии (стадия № 3).
Далее на основе анализа п. 2.14 можно выделить стадию розыска, и обозначить ее как стадию действий.
Данная стадия включает в себя имманентно ей присущие подстадии, которые являются содержанием данной стадии, находящимся с ней в неразрывной связи:
- а) запрос и получение информации;
- б) проверку информации;
- в) в необходимых случаях направление сведений в другие структурные подразделения территориального органа ФССП России в котором возбуждено исполнительное производство;
- г) анализ полученной информации, поступившей из государственных органов, осуществляющих контрольные, надзорные и регистрирующие функции, а также иных организаций сведений о должнике-организации и имуществе должника (гражданина или организации), с целью уточнения направлений розыска и повышения его эффективности (п.2.14.4 Административного регламента);
— Далее согласно п. 2.14.5. Административного регламента, судебный пристав-исполнитель по розыску, докладывает старшему судебному приставу районного отдела территориального органа ФССП России о результатах розыска, а также по мере необходимости готовит соответствующие предложения:
- о расширении розыска с привлечением сил и средств других структурных подразделений территориальных органов ФССП России (в случае необходимости и по вновь открывшимся обстоятельствам);
- о составлении плана дополнительных мероприятий по розыску (в случае необходимости и по вновь открывшимся обстоятельствам);
- о прекращении розыскного дела по основаниям, предусмотренным настоящим Регламентом.
На основании рассмотрения данной нормы, мы можем ее обозначить как отчетную стадию:
В зависимости от исхода розыскного дела, необходимо прохождение различных предусмотренных Административным регламентом вариантов стадий розыска, так например стадии могут варьироваться в зависимости от нахождения имущества должника, и тогда будет пройден один вид стадии, либо об отсутствии информации, либо об отсутствии имущества должника, в этом случае будет другой вариант развития событий связанных с розыском, и установленный в Административном регламенте.
В зависимости от исхода розыскного дела (можно называть это развитие событий связанных с розыском), также необходимо осуществляются
Данные стадии начинаются, совершаются после стадии № 4 — стадии осуществления действий по розыску.
Согласно п. 2.14.6. Административного регламента, при получении сведений о месте нахождения должника-организации и имущества должника (гражданина или организации) передает их судебному приставу-исполнителю, на исполнении у которого находится исполнительное производство
Таким образом, из анализа данной нормы, можно выделить стадию передачи сведений о месте нахождения должника-организации и имущества должника (гражданина или организации), полученных в ходе розыскных мероприятий, судебному приставу исполнителю (Стадия 4.1.).
Согласно п. 2.14.7 Административного регламента, в случае получения сведений о месте нахождения должника-организации и имущества должника (гражданина или организации) на территории, подведомственной территориальному органу ФССП России другого субъекта Российской Федерации не позднее следующего дня направляет в данный территориальный орган розыскное задание (приложение № 10) с целью подтверждения указанной информации.
При подтверждении информации о месте нахождения должника-организации и имущества должника (гражданина или организации) на территории, подведомственной территориальному органу ФССП России другого субъекта Российской Федерации, не позднее следующего дня уведомляет об этом судебного пристава-исполнителя, на исполнении у которого находится исполнительное производство, для решения вопроса о направлении исполнительного документа в соответствующий территориальный орган ФССП России в порядке, установленном Федеральным законом «Об исполнительном производстве».
На основании данной нормы, мы можем выделить стадию направления разыскного задания в территориальный орган, на подведомственной территории которого возможно находится (по полученным сведениям в ходе розыска), имущество должника (стадия 4.1.1.).
В случае подтверждения информации, о местонахождении имущества должника, судебный пристав по розыску совершает действие, которое мы можем обозначить как подстадию указанной стадии, то есть стадию 4.1.2 в ходе которой судебный пристав по розыску уведомляет об этом судебного пристава-исполнителя, на исполнении у которого находится исполнительное производство, для решения вопроса о направлении исполнительного документа в соответствующий территориальный орган ФССП России в порядке, установленном Федеральным законом «Об исполнительном производстве.
Эту подстадию можно обозначить как — стадия уведомления судебного пристава исполнителя, судебным приставом-исполнителем по розыску о подтверждении информации, указанной в п. 2.14.7.
Согласно п. 2.15. Административного регламента, розыск должника-организации и имущества должника (гражданина или организации) прекращается вынесением судебным приставом-исполнителем по розыску постановления о прекращении розыскного дела, утверждаемого старшим судебным приставом (приложение № 11).
Данный процессуальный момент мы можем определить как стадию № 6 — прекращение розыскного дела.
Далее п. 2.17. Административного регламента, указывает, что по результатам проведения розыскных мероприятий судебный пристав-исполнитель по розыску составляет справку, утверждаемую старшим судебным приставом, копии которой вместе с копиями постановления о прекращении розыскного дела направляются взыскателю и судебному приставу-исполнителю, на исполнении у которого находится исполнительное производство.
Как можно увидеть в данном случае, регламентирована заключительная стадия — стадия составления справки судебным приставом-исполнителем по розыску по результатам проведения розыскных мероприятий (стадия № 7).
Стадия составления справки судебным приставом-исполнителем по розыску по результатам проведения розыскных мероприятий, является даже более поздним этапом, чем прекращение розыскного дела, в данной справке отражаются в случае необходимости (если они были в наличие) результаты проведения розыскных мероприятий, в том числе результаты которые могли послужить причиной прекращения розыскного дела.
Помимо выделения конкретных стадий розыска, необходимо дать определение стадий исполнительного розыска.
Стадии розыска должника это совершаемые в определенной последовательности (стадийной последовательности
исполнительные действия уполномоченного на розыск должностного лица (пристав исполнитель по розыску), имеющие свои качественные особенности, позволяющие их выделить в отдельные элементы указанного процессуального действия.
На основе анализа нормативно правовой базы регламентирующей деятельность судебных приставов исполнителей, в процессе совершения ими исполнительных действий можем выделить следующие стадии розыска должника:
- Стадия № 1 — вынесение постановление о розыске должника судебным приставом исполнителем (ч.1 ст. 65 ФЗ «Об исполнительном производстве»);
- Стадия № 2 — утверждение старшим судебным приставом постановления о розыске;
Стадия № 3 — вынесение постановления о заведении розыскного дела приставом-исполнителем по розыску
Стадия № 4 стадия осуществления действий по розыску, включающая в себя:
- а) запрос и получение информации;
- б) проверку информации;
- в) в необходимых случаях направление сведений в другие структурные подразделения территориального органа ФССП России в котором возбуждено исполнительное производство;
- г) анализ полученной информации, поступившей из государственных органов, осуществляющих контрольные, надзорные и регистрирующие функции, а также иных организаций сведений о должнике-организации и имуществе должника (гражданина или организации), с целью уточнения направлений розыска и повышения его эффективности (п.2.14.4 Административного регламента);
- Стадия № 5. Отчетная стадия (выражается в докладе старшему судебному приставу районного отдела территориального органа ФССП России о результатах розыска);
Стадии розыска в зависимости от развития розыскного дела:
- Стадия 4.1. стадия передачи сведений о месте нахождения должника-организации и имущества должника (гражданина или организации), полученных в ходе розыскных мероприятий, судебному приставу исполнителю;
- Стадия 4.1.1.
направление розыскного задания в территориальный орган, на подведомственной территории которого возможно находится (по полученным сведениям в ходе розыска), имущество должника.
Стадия 4.1.2. уведомления судебного пристава исполнителя, судебным приставом-исполнителем по розыску о подтверждении информации, указанной в п. 2.14.7.
Стадия № 6 — прекращение розыскного дела.
Стадия № 7 составление справки судебным приставом-исполнителем по розыску по результатам проведения розыскных мероприятий
Помимо выделения конкретных стадий розыска, необходимо дать определение стадий исполнительного розыска.
Стадии розыска должника это совершаемые в определенной последовательности (стадийной последовательности
исполнительные действия уполномоченного на розыск должностного лица (пристав исполнитель по розыску), имеющие свои качественные особенности, позволяющие их выделить в отдельные элементы указанного процессуального действия.
В ходе нашего дипломного исследования мы пришли к следующим выводам.
Розыск должников и их имущества или розыск ребенка это профессиональный розыск, осуществляемый должностными лицами Федеральной службы судебных приставов, на которых возложены обязанности по розыску, имеющий свою специфику, Указанный розыск осуществляется в рамках исполнительного производства — как исполнительное действие (п. 10 ч. 1 ст. 64), , инициируемое на основании, предусмотренном законом — путем вынесения постановления о розыске судебным приставом исполнителем, либо самостоятельно, либо по заявлению взыскателя, розыск направлен на установление местонахождения должника, или его имущество, либо ребенка, имеет законодательную и организационно-техническую базы, проводится в соответствии с административным регламентом, регулирующим процессуальные моменты указанного розыска, а также с методиками, выработанными в ходе данной деятельности и обладающий рядом признаков, как то:
- а) наличия объектов розыска;
- б) наличие субъектов розыска;
- в) наличие необходимых правоотношений предусмотренных законодательством об исполнительном производстве, достаточных для организации розыскного дела в рамках исполнительного производства.
Анализируя институт розыска, как правовой институт, мы пришли к выводу, что место института розыска определяется в соответствии с местом органа осуществляющего данный вид правоохранительной деятельности (ФССП, как служба, подчиненная Минюсту), указанный институт как элемент правоохранительной деятельности государства является самостоятельным институтом и в то же время выполняющим общие задачи стоящие перед государством в области правоохраны.
Проанализировав нормативный и теоретический материал по теме работы, мы пришли к следующим выводам. Главный субъект исполнительного розыска – судебный пристав исполнитель по розыску, который имеет комплекс прав и обязанностей субъекта исполнительного права, вытекающий непосредственно из закона (главные акты ФЗ «Об исполнительном производстве», ФЗ «О судебных приставах исполнителях»), данный комплекс прав и обязанностей является частью правового статуса указанного субъекта.
Общие субъекты исполнительного-розыска: а) взыскатель; б) должник; в) судебный пристав исполнитель.
И существуют виды субъектов исполнительного розыска: а) взыскатель физическое лицо; б) взыскатель юридическое лицо; в) взыскатель государственный орган, представляющий административно-территориальное образование (муниципальное, субъекта РФ, РФ).
Виды должников: а) юридическое лицо; б) физическое лицо; в) государственный орган, муниципальный, либо орган федеральный, либо орган субъекта федерации, которые в свою очередь представляют административно-территориальное образование.
Виды приставов-исполнителей: а) судебный пристав (выносит постановление о розыске должника п. 2.4. Административного регламента); б) судебный пристав по розыску; в) старший судебный пристав (утверждает постановление о розыске согласно п. 2.4. Административного регламента);
- Факультативным субъектом розыска имущества, являются органы ОВД.
Относительно стадий совершаемых в процессе исполнительного розыска, как конкретных этапов, и в теоретическом плане общего определения стадий розыска, можем определить следующее.
Стадии розыска должника это совершаемые в определенной последовательности (стадийной последовательности) исполнительные действия уполномоченного на розыск должностного лица (пристав исполнитель по розыску), имеющие свои качественные особенности, позволяющие их выделить в отдельные элементы указанного процессуального действия.
В ходе дипломного исследования были выявлены следующие проблемы, предлагаем следующее их решение.
Отсутствие названия деятельности судебного пристава исполнителя по розыску, что создает дополнительную неопределенность, требует закрепления на законодательном уровне термина «исполнительно-процессуальный розыск»;
— В соответствии с данным положением, предлагаем следующую редакцию статьи 65 ФЗ «Об исполнительном производстве»: В случае отсутствия сведений о местонахождении должника по исполнительным документам, содержащим требования о защите интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, требования о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного здоровью или в связи со смертью кормильца, требования об отобрании ребенка, судебный пристав-исполнитель по своей инициативе или по заявлению взыскателя выносит постановление о возбуждении процессуального розыска должника, которое утверждается старшим судебным приставом. В таком же порядке выносится постановление о процессуальном розыске имущества должника или розыске ребенка.
Так как на законодательном уровне отсутствует процессуальный нормативно-правовой акт, регламентирующий деятельность пристава исполнителя по розыску, только Административный регламент. Предлагаем принять ИПК РФ – исполнительной процессуальный розыск, в котором бы подробно регламентировались: статус должника и взыскателя их права и обязанности, статус должностных лиц исполняющих процессуальный розыск, определено понятие и содержание розыска в исполнительном производстве, определен исчерпывающей перечень относимых к нему действий и мероприятий.
Существует проблема отсутствия нормативного регулирования взаимодействия в сфере розыска между службой судебных приставов и правоохранительными органами, в первую очередь, конечно, органами внутренних дел; в связи с этим предлагаем дополнение к действующему ФЗ «Об исполнительном производстве», главой 18.1. Порядок взаимодействия службы судебных приставов и иными правоохранительными органами, в данной главе необходима норма 128.1 в которой бы был определен доступ к данным оперативно-справочного, розыскного и иных видов учета пристава по розыску.
В то время как исполнительный розыск не урегулирован на законодательном уровне, судебному приставу по розыску, а также ФССП как правоприменителям исполнительного законодательства необходимо:
- а) руководствоваться теоретическим разработками, касающимися розыска, выработанными в криминалистике;
- б) в части непротиворечащей законодательству использовать информационные базы ОВД;
— в) в то время как на законодательном уровне не выработаны документы о взаимодействии между службами и ведомствами в плане розыска принимать меры по взаимодействию между указанными службами и ведомствами на уровне должностных лиц начальствующего состава.
Нормативные акты:
1. Российская Федерация. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. с учетом поправок от 30.12.2008 г. [Текст] // СЗ РФ. – 2009. — № 7. – Ст. 445.
2. Российская Федерация. Законы. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации [Текст] : № 95-ФЗ от 24.07.2002 г. в ред. от 06.04.2011 г./ / СЗ РФ. — 2002. — № 30. — Ст. 3012; СЗ РФ. — 2011. — №15. — Ст. 2038.
3. Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая № 51-ФЗ от 30.11.1994 г. в ред. от 06.04.2011 г. [Текст] // СЗ РФ. – 1994. — № 32. – Ст. 3301; СЗ РФ. — 2011. — № 15. — Ст. 2038.
4. Российская Федерация. Законы. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации [Текст] : № 138-ФЗ от 14.11.2002 г. в ред. от 06.04.2011 г. // СЗ РФ. — 2002. — №46. — Ст. 4532; СЗ РФ. — 2011. — № 15. — Ст. 2040.
5. Российская Федерация. Законы. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [Электронный ресурс] : №195-ФЗ от 30.12.2001 г. в ред. от 21.04.2011 г. // СПС КонсультантПлюс. Законодательство.
6. Российская Федерация. Законы. Семейный кодекс Российской Федерации [Текст] : № 223-ФЗ от 29.12.1995 г. в ред. от 23.12.2010 г. // СЗ РФ. – 1996. — № 1. — Ст. 16; СЗ РФ. – 2010. — № 52 (ч. 1).
— Ст. 7001.
7. Российская Федерация. Законы. Уголовный кодекс Российской Федерации [Текст] : № 63-ФЗ от 13.06.1996 г. в р ед. от 04.05.2011 г./ / СЗ РФ. — 1996. — № 25. — Ст. 2954; СЗ РФ. — 2011. — № 19. — Ст. 2714.
8. Российская Федерация. Законы. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации [Текст] : № 174-ФЗ от 18.12.2001 г. в ред. от 03.05.2011 г./ / СЗ РФ. — 2001. — № 52 (ч. I).
— Ст. 4921; СЗ РФ. — 2011. — № 19. — Ст. 2712.
9. Российская Федерация. Законы. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации [Текст] : № 1-ФЗ от 08.01.1997 г. в ред. от 07.02.2011 г. // СЗ РФ. — 1997. — № 2. — Ст. 198; СЗ РФ. — 2011. — № 7. — Ст. 902.
10. Российская Федерация. Законы. О рынке ценных бумаг [Электронный ресурс] : № 39-ФЗ от 22.04.1996 г. в ред. от 07.02.2011 г. // СПС КонсультантПлюс. Законодательство.
11. Российская Федерация. Законы. О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним [Текст] : № 122-ФЗ от 21.07.1997 г. в ред. от 20.03.2011 г. // СЗ РФ.- 1997. — № 30. — Ст. 3594; СЗ РФ. — 2011. — № 13. — Ст. 1688.
12. Российская Федерация. Законы. О полиции [Текст] : № 3-ФЗ от 0 7 .02. 2011 г. // Рос. газета. — 2011. — 8 фев.
13. Российская Федерация. Законы. О несостоятельности (банкротстве) [Текст] : № 127 от 26.10.2002 г. в ред. от 27.07.2010 г.// СЗ РФ. -2002. — № 43. — Ст. 4190; СЗ РФ. — 2011. — № 19. — Ст. 2708.
14. Российская Федерация. Законы. Об исполнительном производстве [Текст] : № 229-ФЗ от 02.10.2007 г. в ред. от 21.04.2011 г.// СЗ РФ. — 2007. — № 41. — Ст. 4849; СЗ РФ. — 2011. — № 17.- Ст. 2312.
15. Российская Федерация. Законы. Об оперативно-розыскной деятельности [Текст] : № 144-ФЗ от 12.08.1995г. в ред. от 28.12.2010 г./ / СЗ РФ. — 1995. — № 33. — Ст. 3349; СЗ РФ. — 2011. — № 1. — Ст. 16.
16. Российская Федерация. Законы. О судебных приставах [Текст] : № 118-ФЗ от 21.07.1997 г. в ред. от 27.07.2010 г./ / СЗ РФ. — 1997. — № 30. — Ст. 3590; СЗ РФ. — 2010.- № 31. Ст. — 4182.
17. Российская Федерация. Законы. О банках и банковской деятельности [Текст] : №395-1 от 02.12.1990 г . в ред. от 15.11.2010 г., с изм. 07.02.2011 г .// Рос. газета. — 1996. — 10 фев.; Рос. газета.- 2010. — 19 нояб .
18. Российская Федерация. Законы. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате [Текст] : ут в. ВС РФ № 4462-1 от 11.02.1993 г. в ред. от 05.07.2010 г. // Рос. газета. — 1993. — 13 март.; Рос. газета. — 2010. — 7 июл.
19. Российская Федерация. Законы. О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации [Текст] : закон РФ № 5242-I от 25.06.1993 г. в ред. от 27.07.2010 г.// Рос. газета. — 1993. — 10 авг.
20. Российская Федерация. Президент. Вопросы Федеральной службы судебных приставов [Текст] : указ Президента РФ № 1316 от 13.10.2004 г./ / СЗ РФ. — 2004. — № 42. — С т. 4111.
21. Российская Федерация. Президент . Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации [Текст] : у каз Президента РФ № 1313 от 13.10.2004 г. // СЗ РФ. — 2004. — № 42. — С т. 4108.
22. Российская Федерация. Министерство юстиции. Об утверждении Административного регламента по исполнению государственной функции организации розыска должника-организации и имущества должника (гражданина или организации [Текст] : приказ Минюста РФ № 192 от 21.09. 2007 г. // БНА федеральных органов исполнительной власти. — 2007. — № 42. -Ст. 243.
23. Методические рекомендации о порядке приема, учета, хранения, использования и уничтожения бланков исполнительных листов (утв. Генеральным директором Судебного департамента при Верховном Суде РФ 30 октября 2009 г.) [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. Законодательство.
24. Российская Федерация. Федеральная служба судебных приставов. Об утверждении Методических рекомендаций о порядке использования примерных форм процессуальных документов, необходимых для учета, ведения, формирования и хранения материалов исполнительного производства [Текст] : приказ Федеральной службы судебных приставов РФ № 26 от 30.01.2008 г. // Бюллетень Федеральной службы судебных приставов Министерства юстиции РФ. — 2008. — № 2. С. 32-34.
25. Российская Федерация. Министерство юстиции. Об организации деятельности подразделений (отделов, групп) розыска должников, имущества и взаимодействия с правоохранительными органами в службах судебных приставов территориальных органов Министерства юстиции Российской Федерации [Текст] : распоряжение Минюста РФ № 2 от 04.01.2001 г. // Сборник основных нормативных правовых актов о федеральной юстиции. — 2002. — Том 4. (Утратил силу).
Судебная практика:
26. __?_
27. __?_
28. ___?
Научная и специальная литература:
[Электронный ресурс]//URL: https://ex-zaim.ru/kursovaya/rozyisk-doljnika-ego-imuschestva-ili-rozyisk-rebenka/
29. Агапов , А.В. Розыск должника в исполнительном производстве [Электронный ресурс] /А.В. Агапов , Д.Г. Фильченко // СПС КонсультантПлюс. Комментарии законодательства.
30. Бахарев, К. В Прикамье должника поймали в Интернете [Текст] / К. Бахарев // Рос. газета. – 2009. — 4 июл.
31. Белоусов, Л.В. Комментарий к Федеральному закону «Об исполнительном производстве» и практике его применения: постатейный [Электронный ресурс] / Л.В. Белоусов, А.В. Закарлюка [и др.] / отв. ред. И.В. Решетникова // СПС КонсультантПлюс. Комментарии законодательства.
32. Борисов, А.Н. Комментарий к Федеральному закону от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве » ( постатейный ) [Электронный ресурс] / А.Н. Борисов // СПС КонсультантПлюс. Комментарии законодательства.
33. Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия [Электронный ресурс] /Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой // CD-ROM. – 2003.
34. Валеев, Д.Х. Исполнительное производство: процессуальная природа и цивилистические основы : сб. материалов Всероссийской научно-практической конференции [Электронный ресурс] / отв. ред. Д.Х. Валеев, М.Ю. Челышев // СПС КонсультантПлюс. Комментарии законодательства.
35. Винниченко, Н.А. Комментарий к ФЗ «Об исполнительном производстве» [Электронный ресурс] / Н.А. Винниченко, А.Ф. Смирнов // СПС КонсультантПлюс. Комментарии законодательства.
36. Голубева, А.Р. Комментарий к Федеральному закону от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (постатейный) [Электронный ресурс] / А.Р. Голубева, Н.В. Салькова [и др.] / под ред. Ю.А. Дмитриева // СПС КонсультантПлюс. Законодательство.
37. Гуреев, В.А. Комментарий к Федеральному закону от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах» [Электронный ресурс] / В.А. Гуреев // СПС Гарант-Максимум. Комментарии.
38. Дмитриев, Ю.А. Комментарий к ФЗ «Об исполнительном производстве» (постатейный) [Электронный ресурс] / Ю.А. Дмитриев // СПС Гарант-Максимум. Комментарии.
39. Лесницкая, Л.Ф. Комментарий к Федеральному закону «Об исполнительном производстве » [Электронный ресурс] / Л.Ф. Лесницкая // СПС КонсультантПлюс. Комментарии законодательства.
40. Исаенкова, О.В. Комментарий к Федеральному закону от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» [Электронный ресурс] / О.В. Исаенкова // СПС Гарант-Максимум. Комментарии.
41. Куликов, В. Чувство долга. Главный судебный пристав предлагает ввести декларацию об имуществе должников [Текст] / В. Куликов // Рос. газета. – 2011. – 16 март.
42. Малешин , Д.Я. Движение дела по стадиям в исполнительном производстве [Текст] / Д.Я. Малешин // Исполнительное право. — 2006. — № 1. С. 17-19.
43. Орел, А.Л. К вопросу о розыске должников и их имущества при принудительном исполнении исполнительных документов [Электронный ресурс] / А.Л. Орел // СПС КонсультантПлюс. Комментарии законодательства.
44. Шерстюк, В.М. Научно-практический комментарий к Федеральному закону «Об исполнительном производстве» (постатейный) [Электронный ресурс] / В.М. Шерстюк, М.К. Юкова // СПС КонсультантПлюс. Комментарии законодательства.
45. Ярков, В.В. Комментарий к Федеральному закону «Об исполнительном производстве» [Электронный ресурс]/ В.В. Ярков// СПС Гарант-Максимум. Комментарии.
Учебники и учебные пособия:
46. Абдулаев М.И. Теория государства и права [Электронный ресурс ] : учебник / М.И. Абдулаев // СПС КонсультантПлюс. Комментарии законодательства.
47. Гетманова, А.Д. Логика [Текст ] : учебник/ А.Д. Гетманова. — Изд. 8-е, перераб. и доп. – М.: Омега-Л, 2005. – 416 с.
48. Исаенкова, О.В. Исполнительное производство в Российской Федерации. Курс лекций [Электронный ресурс] : учеб. пособие / О.В. Исаенкова, А.Н Балашов [и др.] /под ред. О.В. Исаенковой// СПС КонсультантПлюс. Комментарии законодательства.
49. Морозова, И.Б. Исполнительное производство [Электронный ресурс] : учеб. пособие / И.Б. Морозова, А.М. Треушников // СПС КонсультантПлюс. Комментарии законодательства.
50. Комаров, С.А. Общая теория государства и права [Текст ] : учебник / С.А. Комаров. – Изд. 7-е, перераб. и доп. — СПб.: Питер, 2006. — 512 с:
51. Мелехин, А.В. Теория государства и права [Электронный ресурс]: учебник / А.В. Мелехин // СПС КонсультантПлюс. Комментарии законодательства.
52. Савюк, Л.К. Правоохранительные органы [Текст ] : учебник / Л.К. Савюк. — М.: Юристь, 2005. — 671 с.
53. Суханов , Е.А. Гражданское право [ Электронный ресурс ] : учебник в 4 т. Т. 1: Общая часть / отв. ред. — Е.А. Суханов // СПС КонсультантПлюс. Комментарии законодательства.
54. Ярков, В.В. Арбитражный процесс [Электронный ресурс ] : учебник / В.В. Ярков. – Изд. 4-е, перераб. и доп. // СПС Гарант-Максимум. Комментарии.
Интернет источники:
[Электронный ресурс]//URL: https://ex-zaim.ru/kursovaya/rozyisk-doljnika-ego-imuschestva-ili-rozyisk-rebenka/
55. Официальный сайт ФССП России. Адрес:
56. Официальный сайт УФССП России по Красноярскому краю
57. Красноярский край Официальный портал //
—
Ст. 4921; СЗ РФ.
2011. № 19. Ст. 2712.Ст. 7001.