Важным средством увеличения финансовых возможностей государства выступает государственный кредит, который является вторым после налогов методом финансирования расходов бюджета. Не для кого не секрет, что всё мировое сообщество берёт в долг. Берёт для нужд собственного государства, для покрытия государственного дефицита, для финансирования каких-то социальных программ. Рациональное использование иностранных займов, кредитов и помощи способствует ускорению экономического развития, решению социально-экономических проблем.
Результатом государственных заимствований является государственный долг. Отсутствие целостной государственной политики по привлечению и использованию внешних финансовых ресурсов ведет к образованию внешней задолженности, которая становится серьезным препятствием на пути экономических преобразований.
Проблема обслуживания государственного внешнего долга – один из ключевых факторов макроэкономической стабильности в стране. От характера решения долговой проблемы будет зависеть бюджетная дееспособность России, состояние ее валютных резервов, а, следовательно, стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок, инвестиционный климат, характер поведения всех сегментов отечественного финансового рынка.
В наши дни проблема внешней задолженности приобрела глобальный характер. В целом должниками промышленно развитых стран сегодня являются свыше 140 государств мира. Актуальность данной темы состоит в том, что сейчас как никогда важно рациональное управление международных валютно-кредитных отношений в целом и внешним долгом в частности.
Проблема долга также важна для нас простых граждан, потому что пока государство не выплатит государственный долг, оно не сможет вкладывать больше денег в социальную сферу: в образование, в здравоохранение, в увеличение оплаты социальных нужд и т.д.
Целью данной курсовой работы является выявление проблем внешней задолженности России, ее зависимость от этого долга и перспективы развития ситуации.
Достижению цели способствует решение следующих задач:
-
знакомство с понятием внешнего долга;
-
изучение сущности внешнего долга;
-
анализ структуры и динамики внешнего долга;
-
рассмотрение способов управления внешним государственным долгом.
Объектом исследования курсовой работы выступает внешний государственный долг. Изучение проводится методом описания основных характеристик и анализа его структуры и динамики.
Государственное регулирование инвестиций
... счет государственных внешних заимствований РФ; предоставление инвестиционных налоговых кредитов; возмещение из федерального бюджета разницы процентных ставок по кредитам, предоставление отсрочки по уплате долгов или списание долгов перед государственными предприятиями ...
В данной работе рассмотрены причины возникновения внешнего долга, современное состояние государственной и корпоративной внешней задолженности РФ. Особое внимание уделено проблеме наследования обязательств России от СССР.
Работа состоит из двух глав. В первой главе рассмотрены общие теоритические вопросы внешнего долга, а также его нормативно — правовая база. Во второй главе представлен тщательный анализ структуры и динамики внешнего долга.
ГЛАВА 1. Характеристика внешнего долга РФ
В международной практике существуют два принципиально разных определения внешнего долга: либо как совокупный долг нерезидентам, либо как задолженность, выраженная в иностранной валюте. Так, в комментариях к расчетам, осуществляемым МВФ, говорится, что различие между внутренним и внешним долгом основывается, где возможно, на принципе, является ли заемщик резидентом или нет. Однако в иных случаях используется принцип валюты, в которой выражены долговые обязательства.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ внешний государственный долг — это долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, выраженные в иностранной валюте.
Таким образом, в России главным критерием деления долга на внутренний и внешний является валюта, в которой выражены «долговые обязательства.[7,304]
Также, государственные внешние заимствованиями РФ можно охарактеризовать как государственные займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации, и кредиты, привлекаемые от кредитных организаций, иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации, выраженные в
Государственные внешние заимствования Российской Федерации осуществляются в целях финансирования дефицита (нефтегазового дефицита) федерального бюджета, а также для погашения государственных долговых обязательств Российской Федерации. Право осуществления государственных внешних заимствований Российской Федерации и заключения договоров о предоставлении государственных гарантий для привлечения внешних кредитов (займов) принадлежит Российской Федерации. От имени Российской Федерации осуществлять внешние заимствования может Правительство Российской Федерации либо уполномоченное им Министерство финансов Российской Федерации.
В объем государственного внешнего долга Российской Федерации включаются:
1) номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации, обязательства по которым выражены в
2) объем основного долга по кредитам, которые получены Российской Федерацией, и обязательства по которым выражены в иностранной валюте, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям), привлеченным под государственные гарантии Российской Федерации;
3) объем обязательств по государственным гарантиям Российской Федерации, выраженным в иностранной валюте.
На мировом финансовом рынке государство, прибегая к внешним заимствованиям, выступает в качестве заемщика, а предоставляя кредиты иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям, становится кредитором. Внешние займы, так же как и внутренние, предоставляются на условиях срочности, платности и возвратности.
Государственный долг и способы его финансирования
... по текущим статьям платежного баланса может выступать основным ограничителем во внешних заимствованиях и управлении инвалютным долгом, а при определенных обстоятельствах - даже диктовать необходимость отсрочки ... государственных расходов и, как следствие, увеличению дефицита бюджета. Чем обременительнее накопленный внешний долг для страны, тем больше его обслуживание вовлекается во взаимодействие с ...
В официальной статистике внешнего долга Банк России выделяет четыре категории заемщиков: органы государственного управления (включающие федеральные органы и субъекты Российской Федерации), органы денежно-кредитного регулирования (в лице Банка России), банки и прочие секторы (ранее именовались нефинансовыми предприятиями).
Задолженность органов государственного управления и денежно-кредитного регулирования принято относить к государственному долгу, задолженность банков и прочих заемщиков считается долгами негосударственного (частного) сектора. Долг бывшего СССР как часть государственного долга, естественно, входит в задолженность федеральных органов управления, все остальное — это новый российский долг, государственный или частный.
При принятии бюджета на очередной финансовый год определяются:
-
верхний предел государственного внешнего долга РФ;
-
верхний предел внешнего долга перед РФ;
-
предел предоставления гарантий третьим лицам.
Предельный размер государственных внешних заимствований,
как правило, не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и выплате основной суммы государственного внешнего долга.
При разработке проекта бюджета на очередной финансовый год в обязательном порядке должна быть разработана и одобрена Программа государственных внешних заимствований. Эта программа представляет собой перечень внешних заимствований федерального бюджета на очередной финансовый год с указанием цели, источников, сроков возврата, общего объема заимствований, объема использованных средств по займу до начала финансового года и объема заимствований в данном финансовом году. В программе государственных внешних заимствований РФ должны быть отдельно предусмотрены все займы и государственные гарантии, величина которых превышает сумму, эквивалентную 10 млн. долл., на весь срок займа.
Правительство РФ имеет право на осуществление внешних заимствований, не включенных в Программу, только в том случае, если указанные внешние заимствования осуществляются в процессе реструктуризации государственного внешнего долга РФ, которая приводит к снижению расходов на обслуживание государственного внешнего долга. Данное право распространяется исключительно на несвязанные (финансовые) государственные внешние заимствования РФ.
В Программу государственных внешних заимствований РФ в обязательном порядке включаются соглашения о займах, заключенных в предыдущие годы, если такие соглашения не утратили силу в установленном порядке.
Внешняя задолженность Российской Федерации унаследована от СССР после его распада, когда РФ приняла на себя долг в размере 102 млрд. долл., в дальнейшем к этим обязательствам быстро стали прибавляться новые долги, сделанные Российской Федерацией уже в качестве независимого государства.
В условиях масштабного погашения внешних государственных долговых обязательств Российской Федерации значительный рост совокупных долговых обязательств был обусловлен интенсивным привлечением заемных средств в корпоративный сектор российской экономики.
Проблемы внешней задолженности Российской Федерации
... В результате облигации, выпущенные в рамках зарплаты, оказались бумажками. 2. Рынок внешнего долга Российской Федерации. Лет десять тому назад вряд ли кто-нибудь мог предположить, что ... и продавать долговые облигации, привели к высокой ликвидности внешнего долгового инструмента. За четыре года работы российского рынка внешнего долга был выработан торговый механизм. Сделка, заключаемая посредниками, ...
Правительство РФ может осуществлять внешние займы, не включенные в программу, если это приводит к сокращению расходов по обслуживанию внешнего долга. В нее включаются соглашения о займах, заключенные в предыдущие годы.
Предельный объем внешнего государственного долга, пределы внешних заимствований России на очередной финансовый год утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.
Предельный размер государственных внешних заимствований не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению внешнего долга РФ. Правительство может превышать размер внешних заимствований, если это ведет к сокращению расходов по обслуживанию внешнего долга [8, с. 283].
Исторически внешний долг Российской Федерации сформировался из двух частей. Первую часть – долг бывшего СССР. Вторая часть – новый российский долг – долговые обязательства перед нерезидентами, возникшие за время существования новой России.
В динамике российского внешнего долга выделяют три этапа:
Первый этап (1992 – 1998 гг.) отличался тем, что быстрые темпы нарастания внешней задолженности, главным образом, за счет новых заимствований, никак не соответствовали возможностям ее нормального урегулирования и погашения. К концу этого этапа общая сумма долга превысила 188 млрд.долл., т.е. почти удвоилась. Прирост в размере около 92 млрд.долл. пришелся на долю новых долгов, да и долг бывшего СССР не только не сократился, но несколько возрос. В конце 1993г., внешний долг России превышал ее тогдашние международные валютные резервы в 13 раз, а пересчитанный в рубли по текущему валютному курсу составлял около 91% величины ВВП этого года. Уже в конце 1998г. внешний долг России превысил валютные резервы (несколько возросшие) в 15 раз, тогда как в рублевом исчислении он почти на 48% превосходил размеры ВВП.
Второй этап (1999 – 2001 гг.) период после валютно-финансового кризиса и дефолта, когда России как неплатежеспособной стране фактически перекрыли доступ к мировым кредитным ресурсам. Новые заимствования свелись к минимуму, а по прежним займам так или иначе приходилось платить. В итоге за три года новый российский долг уменьшился на четверть – с 90,2 до 67,9 млрд.долл.. Благодаря реструктуризации и частичному списанию долг бывшего СССР также сократился до 78,4 млрд.долл., так что общий внешний долг РФ снизился до 146,3 млрд.долл.
Третий, нынешний этап (начиная с 2002 г.) отличается беспрецедентным нарастанием внешнего долга России, причем исключительно за счет новых заимствований.
Внешние долги России – в преобладающей части наследие бывшего Советского Союза. Круг западных кредиторов России достаточно велик – в него входят около 600 коммерческих банков из 24 стран, а также Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития, Европейский банк реконструкции и развития. Основной массив долгов приходится на банки 6 стран – Германии (крупнейший кредитор), Италии, США, Франции, Австрии, Японии.
Нынешние российские долги Западу включают четыре категории. Первая и самая большая – задолженность перед так называемыми официальными кредиторами, т. е. перед коммерческими банками западных стран, предоставляющими средства взаймы под гарантии соответствующих правительств или при страховании кредитов в государственных структурах. Регулирование задолженности подобного рода входит в компетенцию Парижского клуба – особого координирующего органа, в который входят официальные представители основных стран международных кредиторов.
Вторая группа – это кредиты, предоставленные коммерческими банками западных стран уже самостоятельно, без государственных гарантий. Задолженность по таким кредитам регулируется так называемым Лондонским клубом, объединяющим банкиров-кредиторов на неофициальной основе. Третью группу образует задолженность различным западным коммерческим структурам по фирменным кредитам, связанным с поставкой товаров и оказанием услуг, четвертую группу – долги международным валютно-финансовым организациям (МВФ, МБРР, ЕБРР).
Нынешний внешний долг России не ограничивается задолженностью перед кредиторами из западных стран. Как правопреемница Советского Союза она взяла на себя долги перед некоторыми странами из числа бывших членов СЭВ – Венгрией, Чехией, Словакией. Сюда же примыкает валютный долг собственным российским предприятиям и банкам, образовавшийся в результате блокирования средств на валютных счетах в бывшем Внешэкономбанке СССР. Формально эта задолженность именуется внутренним долгом, однако она оплачивается конвертируемой валютой (долларами) и с этой точки зрения практически ничем не отличается от внешнего долга.
Правовые основы системы государственных займов заложены в Конституции и Гражданском кодексе Российской Федерации. Полномочия Правительства Российской Федерации по вопросам управления государственным долгом были определены Федеральным конституционным Законом от 17 декабря 1997 года №2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).
В соответствии с положениями вышеуказанного закона Правительство Российской Федерации осуществляет управление государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации. При этом отдельные вопросы, связанные с управлением государственным долгом, операциями с государственными долговыми обязательствами и учетом этих операций регулировались и продолжают в настоящее время прописываться в нормативных документах Правительства Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации и соответствующих нормативных актах Банка России и Внешэкономбанка.
До введения в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации законодательную основу в сфере управления государственным долгом составляли два основных закона: «О государственном внутреннем долге Российской Федерации» от 13 ноября 1992 года №3877-1 и «О государственных внешних заимствованиях Российской Федерации и государственных кредитах, предоставляемых Российской Федерацией иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям» от 17 декабря 1994 года №76-ФЗ.
С введением в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации впервые на законодательном уровне было прописано понятие единой системы учета и регистрации государственных долговых обязательств.
Однако, по сути, единой, целостной системы управления государственным долгом до настоящего времени не создано, и первостепенную роль в этой ситуации играет несовершенство российского законодательства. В правовом регулировании нуждается порядок применения операции реструктуризации, обмена долговых обязательств на инвестиции, а также конверсии и консолидации займов. В большей согласованности нуждается политика управления активными и пассивными долгами. В действующем законодательстве также отсутствует система ответственности за эффективность принимаемых решений при осуществлении государственной политики заимствований и управления государственным долгом. Необходимым является четкое определение в законодательстве процедур и механизмов взаимодействия и координации, функций и сопряженной с ними ответственности, а также обмена информацией между государственными органами, осуществляющими валютную, денежно-кредитную, долговую и бюджетную политику. При этом необходимо придать большую четкость бюджетным документам, и этим снять имеющую в них место правовую неопределенность. Как показывают результаты проверок Счетной палаты, учет долговых обязательств в значительной степени разобщен, а единая база данных государственных долговых обязательств отсутствует.
Государственная книга внешнего долга Российской Федерации служит только для документальной регистрации соглашений по предоставляемым займам и не содержит данных об исполнении обязательств по соглашениям обеими сторонами (изменение объемов долговых обязательств и их погашение), а также о приостановлении или аннулировании соглашений. Классификация источников внешнего финансирования дефицитов федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации не сопоставима с классификацией видов государственных внешних долгов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, что затрудняет оценку соответствия операций с внешними долговыми обязательствами изменениям объемов и структуры государственного внешнего долга.
Бюджетным кодексом Российской Федерации предусмотрено деление государственного долга только по валюте обязательств. При таком подходе понятие «внешний долг» носит условный характер, так как объемы обязательств в валюте в полном объеме не являются внешними по отношению к Российской Федерации. Принцип деления долга, принятый в международной практике развитых стран по признаку резидентства, Минфином России не применяется. Отсутствие единой методологии учета государственного долга и единой интегрированной базы данных, обеспечивающей достоверный учет по всем видам долговых обязательств и контроль за состоянием государственного долга в целом, в значительной степени препятствует проведению обоснованной долговой стратегии и эффективной бюджетной политики
ГЛАВА 2. Анализ внешнего долга России
2.1. Текущее состояние государственного долга РФ
Внешний долг отражает обязательства государства, финансовых учреждений и компаний страны перед зарубежными кредиторами. По итогам 2011 года внешний долг России вырос на 50 миллиардов (11,5 процента) до 545,15 миллиарда долларов. На 1 апреля 2012 года внешний долг России составил 565,25 миллиарда долларов, увеличившись с 1 января на 20,1 миллиарда. Совокупный внешний долг России вырос в 2012 г. на 15,4%, достигнув $623,963 млрд. То есть за год долг вырос на $83,4 млрд. По итогам IV квартала 2012 г. долг страны вырос на 4,9%. Органы государственного управления за год увеличили внешнюю задолженность на 28,9% до $44,721 млрд.Банки увеличили внешний долг на 28% до $208,368 млрд, а предприятия небанковского сегмента — на 7,4% до $356,097 млрд.
В 2012 году Россия вышла на рынок внешних заимствований. Правительство разместило облигации на сумму в семь миллиардов долларов. Аукцион состоялся в конце марта, на нем спрос на российские долговые бумаги превзошел предложение. Россия 10 лет не занимала средства в валюте за рубежом, разместив в 2010 году долларовые облигации на 5,5 миллиарда.
По данным Счетной палаты РФ в 2012 г. объем внешнего долга России вырос на 22% и достиг рекордного уровня в $624 млрд.(10,5% ВВП), превысив на 16,1% объем золотовалютных резервов страны. В пересчете на каждого российского гражданина задолженность составила $4200. Расходы на обслуживание внешнего долга повысились до 32 млрд. руб. Наибольшую озабоченность вызывает рост корпоративного долга, составившего порядка 90% – совокупный внешний долг РФ на конец 2012 года составил 624 млрд. долларов и на 16,1% превысил объем золотовалютных резервов страны. Формально ни Минфин, ни правительство не несет ответственности по долгам госкомпаний. Но это формально. Фактически речь идет именно о квазигосударственных долгах, а заемщики из числа госкорпораций могут привлекать средства по более низким ставкам, так как риски невозврата кредиторами практически не закладываются.
Как отмечают эксперты речь о кризисной ситуации не идет. На долю корпоративного сектора приходится около 90% объема совокупного внешнего долга РФ. Но доля госдолгов ежегодно сокращается еще с 2000 года. Причины увеличения задолженности частных компаний просты: они вынуждены брать кредиты за рубежом, где они намного дешевле.
Опасения могут появиться, если накопленный объем кредитов станет очень большим и, например, превысит 80-100% от ВВП. Но до этого пока далеко, текущий объем равен 30% от ВВП. По любым международным меркам, это немного.
Однако кредиты берутся в долларах и евро, а основной денежный поток может быть в рублях. В этом случае при резком ослаблении рубля у компании резко растет стоимость обслуживания долга. Пока большинство стран борется за снижение курса своей валюты, в России такого нет. В связи с этим возникают подозрения в неэффективности политики ЦБ, которая мешает деньгам идти в развитие.
Известно, что государство способно платить по долгам, если ВВП данной страны растёт на 4-5% в год. Российская экономика последние годы показывает рост в 6-7% ВВП. Будем надеяться, что данная позитивная ситуация закрепиться.
Но не будем забывать, что Россия является также крупнейшим кредитором. Объём задолженности перед Российской Федерацией сопоставим с объёмом её внешнего долга. Но в большинстве своём это просроченная и безнадёжная задолженность. Однако именно эти средства могут стать механизмом регулирования долгом. Списывая или реструктурируя задолженность перед нашими должниками, Россия может ждать ответных позитивных мер в отношении собственного долга. Лишь недавно в конце ноября мы списали 80% задолженности Ирака, но следует напомнить, что все 100% задолженности считались безнадёжными, но теперь оставшиеся 20% Россия может направить на выплату суверенного долга.
Таким образом, проведенный анализ показывает, что уменьшение совокупного размера внешней задолженности России является задачей стратегического характера. Без ее решения практически невозможно обеспечить необходимые условия для долгосрочного хозяйственного подъема и поддержания устойчивости всей социально-экономической системы страны. Поэтому усилия, предпринимаемые в настоящее время российским правительством в этом направлении, следует признать не просто верными и оправданными, но и по сути дела безальтернативными. Причем речь не обязательно должна идти о списании долга. Необходима активная проработка всех возможных вариантов существенного снижения внешнедолгового бремени России.
2.2. Динамика и анализ внешнего долга РФ
В ближайшие годы, прогнозируют эксперты, российские долговые обязательства продолжат расти. С их дальнейшим наращиванием Россия утрачивает одно из немногих своих нынешних преимуществ, обусловленных незначительными объемами внешних займов.
Таблица1
Динамика объема внешнего долга РФ
На 1 января 2010 года |
На 1 января 2011 года |
На 1 января 2012 года |
На 1 января 2013 года |
На 1 января 2014 года |
Изменение 2013 г. к 2010 г. |
||
отчет 2009 г |
Закон №308-(с изм.) |
млрд. руб. |
% |
||||
Государственный внешний долг, млрд. руб. |
1 138,4 |
1 590,0 |
1 696,3 |
2 000,4 |
2 344,0 |
754,0 |
47,4 |
% к ВВП |
2,9 |
3,5 |
3,4 |
3,5 |
3,8 |
http://www.protown.ru
Увеличение внешнего государственного долга ведет к тому, что долговая нагрузка на федеральный бюджет возрастет. В целях определения безопасных уровней объемов и структуры государственного долга в мировой практике используется ряд показателей, имеющих определенные пороговые значения.
Таблица 2
Основные показатели, характеризующие степень долговой устойчивости России
Показатели |
2009 г |
2010 г |
2011 г |
2012 г |
2013 г |
Государственный долг в % к ВВП |
8,3 |
11,8 |
13,6 |
16 |
18 |
Предельное значение — 60 — 80 % к ВВП |
|||||
Расходы по обслуживанию госдолга в % к расходам бюджета |
1,8 |
2,7 |
3,7 |
4,6 |
4,9 |
Предельное значение — 20 — 30 % к расходам бюджета |
Продолжение таблицы 2
Основные показатели, характеризующие степень долговой устойчивости России
Показатели |
2009 г |
2010 г |
2011 г |
2012 г |
2013 г |
Отношение государственного внешнего долга к объему экспортной выручки в % |
11 |
12,3 |
12,4 |
13,8 |
15,4 |
Предельное значение — 220 %; умеренное — менее 220 %, но выше 132 %; небольшое — менее 132 % |
|||||
Отношение бюджетных ассигнований на обслуживание и погашение долга к доходам федерального бюджета (ликвидность бюджета) |
5,5 |
8,4 |
10 |
11,7 |
12,4 |
Предельное значение — 10 % |
|||||
Государственный долг в % к доходам федерального бюджета |
44,1 |
68,3 |
77,4 |
94,5 |
107,6 |
Предельное значение 250 % |
http://www.protown.ru
Приведенные данные свидетельствует, что возросшие объемы заимствований в плановом периоде увеличат нагрузку на федеральный бюджет, однако по числу большинства индикаторов, рассчитанных в соответствии с международной методикой, бюджетная устойчивость сохранится. Вместе с тем в связи с ростом бюджетных ассигнований федерального бюджета на исполнение расходных обязательств по обслуживанию и погашению долга в 2012 — 2013 годах наблюдается превышение предельного значения (10 %) показателя ликвидности федерального бюджета (отношение бюджетных ассигнований на обслуживание и погашение долга к доходам федерального бюджета) в 2012 году — на 1,7 процентного пункта, в 2013 году — на 2,4 процентных пункта. Верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 января 2012 года установлен законопроектом в размере 55,6 млрд. долларов США, или 44,9 млрд. евро, или 3,4 % ВВП, что превышает на 2,6 млрд. долларов США, или на 4,9%, показатель, утвержденный на 1 января 2011 года (53 млрд. долларов США, или 41,7 млрд. евро).
Таблица 3
Динамика объема и структуры внешнего долга
На 01.01. 2010г |
На 01.01. 2011г |
На 01.01. 2012г |
На 01.01. 2013г |
На 01.01 2014 года |
2013 г. к 2010 г. % |
||||||
отчет |
Закон № 308-ФЗ (с изм.) |
проект |
проект |
проект |
|||||||
млрд. долл. США |
структура,% |
млрд. долл. США |
cтруктура,% |
млрд. долл. США |
структура,% |
млрд. долл. США |
структура,% |
млрд. долл. США |
структура,% |
||
Государственный внешний долг, всего |
37,6 |
100 |
53,0 |
100 |
55,6 |
100 |
65,2 |
100 |
75,6 |
100 |
142,6 |
в том числе: |
Продолжение таблицы 3
Динамика объема и структуры внешнего долга
На 01.01. 2010г |
На 01.01. 2011г |
На 01.01. 2012г |
На 01.01. 2013г |
На 01.01 2014 года |
2013 г. к 2010 г. % |
||||||
отчет |
Закон № 308-ФЗ (с изм.) |
проект |
проект |
проект |
|||||||
млрд. долл. США |
структура,% |
млрд. долл. США |
структура,% |
млрд. долл. США |
структура,% |
млрд. долл. США |
структура,% |
млрд. долл. США |
структура,% |
||
кредиты иностранных государств, кредиты МФО, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц в иностранной валюте |
8,7 |
23,1 |
7,3 |
13,8 |
6,1 |
11 |
5,5 |
8,4 |
4,8 |
6,3 |
65,7 |
государственные ценные бумаги Российской Федерации, номинированные в иностранной валюте |
28,0 |
74,5 |
34,2 |
64,5 |
38,2 |
68,7 |
43,9 |
67,4 |
49,8 |
65,7 |
145,6 |
гарантии Российской Федерации в иностранной валюте |
0,9 |
2,4 |
11,5 |
21,7 |
11,3 |
20,3 |
15,8 |
24,2 |
21,1 |
28 |
183,5 |
http://www.protown.ru
Анализ динамики показывает, что объем государственного внешнего долга в долларовом эквиваленте в 2011 году увеличился по сравнению с 2010 годом на 2,6 млрд. долларов США, или на 4,9 %, в 2013 году — в 1,4 раза.
Объем государственного внешнего долга в рублевом выражении увеличился с 3,5 % ВВП в 2010 году до 3,8 % ВВП в 2013 году, или на 0,3 процентных пункта.
Увеличение внешнего долга обусловлено заимствованиями на внешних финансовых рынках путем размещения государственных ценных бумаг (еврооблигационных займов), а также увеличением объемов предоставляемых гарантий в иностранной валюте.
Доля задолженности по государственным ценным бумагам, номинированным в иностранной валюте, в 2011 году сократилась по сравнению с 2010 годом на 4,2 процентных пункта и составила 68,7 %, в конце 2013 года составит 65,7 %.
Законопроектом (пункт 4 статьи 16) установлены верхние пределы государственного внешнего долга Российской Федерации по указанным гарантиям: на 1 января 2012 года -11,3 млрд. долларов США, на 1 января 2013 года — 15,8 млрд. долларов США, на 1 января 2014 года — 21,1 млрд. долларов США.
Доля задолженности по гарантиям Российской Федерации в иностранной валюте в общем объеме внешнего долга увеличилась с 21,7% в 2010 году до 28 % в 2013 году, или на 6,3 процентных пункта.
Прослеживается снижение в 2011 — 2013 годах доли задолженности по кредитам правительств иностранных государств и МФО с 13,8 % до 6,3 %.
До конца 2013 года Правительство Российской Федерации должно будет полностью рассчитаться с задолженностью по межправительственным соглашениям с Германией (срок погашения 2013 год).
2.3. Влияние внешней задолженности на российскую экономику
Россия, как и многие страны мира испытывает недостаток собственных финансовых ресурсов для осуществления внутренних платежей, покрытия дефицита государственного бюджета, проведение социально- экономической политики и выполнение обязательств по уже осуществлённым внешним заимствованиям. В разных странах соотношение привлечённых и предоставленных средств неодинаково, однако практически везде, в том числе и в России, сложилась экономическая система, во многом основанная на внешних заимствованиях.
Эта ситуация соответствует современным тенденциям, которые свидетельствуют о том, что мировая экономика дефицитна и имеет ярко выраженные долговые черты.
В настоящее время внешняя задолженность оказывает негативное воздействие на развитие национальной экономики России по нескольким направлениям:
-
Усиливает зависимость РФ от иностранных государств, предоставивших кредиты, при принятии решений в области экономической политики;
-
Происходит сокращение объёма средств, которые могут быть направлены на инвестирование, что серьёзно ограничивает экономический рост или вовсе приводит к стагнации;
-
Ослабляет мотивацию к достижению наилучших макроэкономических показателей, которые привлекут за собой требования о современном погашении долга в полном объёме;
-
Сокращает объём средств, которые могут быть направлены на развитие социальной сферы, усиливается социальная напряженность;
-
Дестабилизирует денежно- кредитную ситуацию;
-
Ослабляет позиции России на мировых рынках товаров и капиталов.
Это означает, что принятие большинства экономических решений на государственном уровне тесно связано, или даже зависит, от возможностей по погашению и обслуживанию внешнего долга. Внешние заимствования представляют собой источник финансовых ресурсов для органов власти. Их особенность заключается в том, что, хотя всеми правами в сфере привлечения и использования международных кредитов обладают органы исполнительной и законодательной власти, бремя ответственности за ошибочное решение ложится на граждан страны, которые через систему налогов передают субъектам власти средства, необходимые для погашения внешней задолженности. Таким образом, внешний долг оказывает серьёзное влияние на налоговую нагрузку и социальную ситуацию.
Для успешного решения проблемы задолженности хотя бы в перспективе необходимо сочетание двух факторов: с одной стороны, активного и эффективного экономического развития, создающего материальную основу для выплат по задолженности, а с другой — грамотной и рациональной политики в области внешних заимствований, проводимой в соответствии с главной целью деятельности любого государства — повышением благосостояния граждан.
Именно поэтому построение грамотной, научно обоснованной стратегии и тактики управления внешней задолженностью и их увязка с другими направлениями экономической политики государства является на современном этапе задачей исключительной важности.
Для принятия решения о внешнем займе должны быть учтены, как минимум, четыре фактора:
-
финансовые возможности страны по погашению взятых кредитов в будущем;
-
возможные потери от невыполнения или неполного выполнения тех задач, для которых привлекаются средства из-за рубежа;
-
цена внешних финансовых ресурсов;
-
степень зависимости от внешних кредиторов при принятии решений в дальнейшем.
Ни один из этих факторов не учитывался в полной мере при привлечении зарубежных кредитов в последние 10-15 лет, что привело к катастрофическому нарастанию внешней задолженности, проблемы с которой мы не можем решить по сей день.
Однозначно можно сказать, что внешний долг не способствует благоприятной экономической ситуации в стране. Ведь эти суммы денег могли бы идти на уменьшение налогового бремени, увеличение рабочих мест, на заработную плату рабочим, благоустройство городов и на благотворительные цели.
2.4. Проблемы управления внешним долгом России
Управление государственным долгом является составной частью финансовой политики любой страны. Управление государственным долгом — это совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов, определению условий выпуска новых государственных ценных бумаг [8, 287].
Управление и обслуживание внешнего долга РФ возложено на Центральный банк РФ и Федеральное казначейство при Министерстве финансов РФ. Все затраты по обслуживанию долга осуществляются за счет государственного бюджета.
Вопросы управления государственным внешним долгом в последние годы стали одними из центральных в экономической и политической жизни Российской Федерации. Это было обусловлено как быстрым увеличением объема государственного внешнего долга Российской Федерации, так и значительным ростом уровня расходов по его погашению и обслуживанию.
Управление внешним долгом имеет свою специфику: чрезмерный рост внешнего долга угрожает безопасности страны, означает фактически ее банкротство. Управление внешним долгом должно осуществляться на стадии привлечения внешних займов, их использования и погашения. Управление внешним долгом на стадии привлечения кредитов в России осуществляется путем установления предельных размеров внешнего долга и государственных гарантий в Законе о бюджете на соответствующий финансовый год.
В рамках бюджетного планирования определяется объем доходов и расходов бюджета, а также объем дефицита, основным источником покрытия которого являются заемные средства. Сегодня уже принято говорить не просто об управлении долгом, а о долговой политике, являющейся частью бюджетной политики и определяющей объемы и формы привлечения заимствований.
Элементами управления долгом являются разработка общей стратегии внутренних и внешних заимствований, снижение стоимости заимствований, эффективное использование заемных ресурсов, комплекс мер по обеспечению своевременного выполнения долговых обязательств.
В процессе управления внешней задолженностью перед Россией встаёт необходимость решения следующих задач:
-
Поддержание внешнего долга на уровне, обеспечивающем сохранение экономической безопасности
-
Контроль за графиком долговых выплат с тем, чтобы в нём отсутствовали периоды пиковых нагрузок, а основные выплаты приходились бы на моменты ожидаемого роста экономики;
-
Минимизации стоимости долга за счёт удлинения срока заимствований и снижения доходности;
-
Своевременное и полное выполнение обязательств с целью избежать начисления штрафов за просрочки и обеспечить стране репутацию первоклассного заёмщика;
-
Обеспечение эффективного целевого использования привлечённых средств;
-
Обеспечение предсказуемости и стабильности рынка долговых обязательств.
Несмотря на сегодняшнюю положительную ситуацию в сфере долговых выплат для снижения угрозы внешней задолженности национальной экономики России требуется реализация ряда дополнительных мер:
-
отказ от привлечения международных кредитов на государственном уровне;
-
разработка комплексной и ясной нормативной базы по вопросам внешних заимствований;
-
создание единой системы управления внешним долгом для координации мер по снижению уровня задолженности и обеспечения более эффективного контроля за привлечением и использованием средств из-за рубежа;
-
согласование политики по обслуживанию внешнего долга с финансовой и экономической политикой в целом, в особенности с денежно-кредитной и валютной.
Из всего многообразия существующих методов управления государственным долгом в Бюджетном кодексе Российской Федерации получил определение только метод реструктуризации. Реструктуризация — основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств. Другими словами, реструктуризация – это составление нового, более выгодного для должника графика выплаты долга, чем это предусмотрено первоначальным соглашением. При этом обычно предоставляется льготный период, когда уплачиваются только проценты, а также увеличивается срок выплаты основного долга. Происходит перенос на более поздние сроки платежей по краткосрочным долгам. Реструктуризация внешнего долга может быть проведена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга. Основанием для списания кредитором долговых обязательств полностью или частично может стать весьма низкая вероятность, а точнее, практическое отсутствие возможностей погашения долговых обязательств в связи со снижением стоимости реальных активов.
Статья 101 Бюджетного кодекса «Управление государственным долгом» посвящена только организационному аспекту управления государственным долгом. Согласно статье 101 Бюджетного кодекса управление государственным долгом Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, а управление государственным долгом субъекта Российской Федерации осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. «Организационно в настоящее время система управления государственным внешним долгом реализована на базе Министерства финансов Российской Федерации и Внешэкономбанка как агента Министерства финансов Российской Федерации. Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, если указанные обязательства не были гарантированы Российской Федерацией. В свою очередь, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования не отвечают по долговым обязательствам Российской Федерации.
2.5. Оптимальная стратегия снижения бремени внешнего долга
Тот факт, что Россия не относиться к странам с исключительно высоким уровнем внешней задолженности, не означает, что этот уровень является приемлемым. Бремя государственного внешнего долга может и должно быть сокращено.
Долговые платежи, как правило, не препятствуют экономическому росту России, платежи по внешнему долгу выступают в качестве одного из факторов экономического роста.
Из существующего множества альтернативных стратегий управления внешним долгом наиболее эффективной представляется стратегия, сочетающая некоторые варианты управления долгом. Такую стратегию можно назвать традиционной или классической . На практике она означает:
-
в отношениях с кредиторами – отказ от пересмотра ныне действующего графика платежей;
-
применительно к графику платежей – осуществление фактических выплат в соответствии с ныне действующим графиком;
-
по объёму платежей – равенство чистых выплат по долгу полным выплатам;
-
по видам средств платежа – денежные средства в наличной форме.
Для сглаживания платежей в предстоящие годы следует провести опережающее погашение части долговых обязательств. При выполнении данных условий, Россия сможет облегчить своё долговое бремя. Однако в условиях финансового кризиса сделать это будет очень трудно.
Перспективы погашения внешнего долга РФ объединяют в себе ряд приемов. В настоящий момент для России наиболее удачной представляется конверсия внешнего долга в инвестиции или акции предприятий.
Для бюджета страны схемы конверсии долга в инвестиции означают снижение издержек по обслуживанию внешнего долга в перспективе, а также увеличение доходов в результате развития отдельных отраслей национальной экономики. Еще одним преимуществом является использование национальной валюты и тем самым устранение в перспективе валютного риска, а также необходимости для правительства приобретать
Перспективным вариантом урегулирования долговой проблемы является схема обмена долга на товары. Но возможен и другой вариант — стимулирование российского экспорта и внутреннего производства в результате осуществления схем конверсии. Проблема с товарными поставками заключается в том, что страна-кредитор должна быть заинтересована в приобретении соответствующих товаров, а страна-должник — активно способствовать их продвижению на рынок
источник облегчения российской внешней задолженности -реструктуризация государственного долга, включая отсрочку платежа — секьюритизацию, т.е. перевод задолженности из краткосрочной в долгосрочную путем выпуска ценных бумаг.
Важным источником погашения внешней задолженности в РФ может стать использование наших финансовых требований к должникам из развивающихся
2.6. Проблемы обслуживания государственного долга
Наличие государственного долга предполагает его обслуживание, т.е. текущую выплату по процентам. Расходы на обслуживание госдолга определяются ставкой процента, которая обусловлена совокупным спросом и предложением кредитно-денежных ресурсов. Экономические последствия госдолга можно свести к четырем моментам:
1) Необходимость обслуживать внешний долг, что при крупном его объеме означает существенное сокращение возможностей потребления для населения данной страны.
2) Долг приводит, в определенной мере, к вытеснению частного капитала, что может ограничить дальнейший рост в экономике.
3) Увеличение налогов для оплаты растущего госдолга выступает в качестве антистимула экономической активности.
4) Перераспределение дохода в пользу держателей государственных облигаций.
Динамика внешнего государственного долга РФ определялась принятием на себя обязательств бывшего СССР, а также участием МВФ в финансировании экономических реформ в России. Следует также учитывать, что продолжительный спад производства усугубил проблему обслуживания государственного долга и уменьшения его бремени. Необходимость обслуживания долга ограничивает возможности правительства балансировать текущий бюджет или тратить средства, направляемые на обслуживание долга на другие нужды. Хотя с другой стороны, большая часть процесса обслуживания долга (внутреннего) является лишь формой перераспределения, когда средства налогоплательщиков переходят владельцам государственных ценных бумаг.
Обслуживание долга не имеет существенной альтернативной стоимости, эффект замещения (вытеснения) существенно влияет на будущее. За счет финансирования дефицита на финансовом рынке остаются недофинансированными какие-то проекты частного сектора, снижаются инвестиции. Именно здесь то и проявляется высокая альтернативная стоимость, как самих заимствований, так и всего процесса обслуживания долга в целом.
Также существует проблема соотношения величины государственного сектора и частного. Вследствие увеличенных расходов государства растет государственный сектор, а вследствие эффекта вытеснения сокращается частный сектор. Если же повышенные государственные расходы, кроме того, не сопряжены с повышенными государственными инвестициями, то из-за сокращения инвестиций пострадают будущие поколения.
Проблема внешней задолженности России и путей ее погашения является актуальной, потому что в настоящее время многих людей беспокоит возрастающий долг нашей страны, потому что отдавать его придется нашему поколению. Долговые проблемы России многоплановы: страна одновременно является крупным должником и кредитором.
Очевидно, что растущий внешний долг чреват ухудшением условий заимствований и их последующего обслуживания. При этом также обостряются риски, связанные с волатильностью национальной валюты, которая в свою очередь обусловлена зависимостью отечественной экономики от внешней конъюнктуры и, в частности, от колебаний цен на нефть.
Сам по себе внешний долг, являясь индикатором состояния отечественной экономики, указывает на наличие в ней определенных «болевых точек». К примеру, не очень хорошо, что внешний долг сейчас растет в основном за счет кредитов прямых инвесторов. Дополнительными рисками также чреваты квазигосдолг (достигший 34% в 2012 г.) и краткосрочные задолженности (13%).
Правда, положение дел по упомянутым пунктам пока выглядит стабильным, а объемы краткосрочных задолженностей снижаются. И в целом при сохранении нынешних условий текущий внешний долг, действительно, не представляет угрозы стабильности российской экономики. На сегодня накопленных резервов достаточно, для того чтобы покрыть импорт и платежи по внешнему долгу.
При ухудшении же внешнего фона и, в частности, падении цен на нефть могут пострадать отдельные компании, чрезмерно увлекшиеся внешними заимствованиями. Хотя пока сохраняется надежда на то, что наученные кризисом 2008 г. российские компании будут проводить взвешенную политику, не допуская того, чтобы темпы роста внешних займов опережали развитие экономики и их собственный рост.
По данным Центробанка пик погашения внешнего долга РФ в 2013 году придется на март: выплаты по основному долгу в этом месяце составят 19,7 миллиарда долларов, причем львиную долю должны будут заплатить компании — 15,2 миллиарда долларов. На банки в марте придется 3,7 миллиарда долларов выплат по основному долгу, на органы госуправления — 0,8 миллиарда долларов.
В целом сумма выплат по основному долгу за весь 2013 год составляет 99,7 миллиарда долларов: ежемесячные платежи колеблются в пределах 6-10 миллиардов долларов, и только на март приходится пятая часть всех годовых выплат. При этом ежемесячные платежи банковского сектора распределены достаточно равномерно в течение года, а экстремально высокие объемы выплат компаний и органов госуправления придутся на март.
Бюджетные ассигнования на обслуживание государственного долга Российской Федерации (процентные расходы) на 2011 год составили 389,9 млрд. рублей, что больше на 109,6 млрд. рублей, или на 39 %, чем в 2010 году, в 2013 году указанные расходы превысят в 2,1 раза показатель 2010 года.
Таблица 4
Динамика бюджетных ассигнований на обслуживание государственного долга (процентных расходов) в абсолютных размерах, %
2009 г. отчет |
2010 г. Закон № 308-ФЗ (с изм.) |
2011 г. проект |
2012 г. проект |
2013 г. проект |
2013 г. к 2010 г., % |
|
Бюджетные ассигнования на обслуживание государственного долга Российской Федерации |
176,2 |
280,3 |
389,9 |
518,4 |
600,7 |
214,3 |
Продолжение таблицы 4
Динамика бюджетных ассигнований на обслуживание государственного долга (процентных расходов) в абсолютных размерах, %
2009 г. отчет |
2010 г. Закон № 308-ФЗ (с изм.) |
2011 г. проект |
2012 г. проект |
2013 г. проект |
2013 г. к 2010 г., % |
|
в том числе: |
||||||
Бюджетные ассигнования на обслуживание государственного внутреннего долга |
90,2 |
196,0 |
298,6 |
416,8 |
487,1 |
248,5 |
Бюджетные ассигнования на обслуживание государственного внешнего долга |
86,0 |
84,3 |
91,3 |
101,6 |
113,6 |
134,8 |
http://www.protown.ru
Увеличение процентных расходов обусловлено, прежде всего, увеличением планируемых для финансирования дефицита федерального бюджета объемов государственных заимствований Российской Федерации на внутреннем и внешнем рынках и соответствующим ростом абсолютного размера государственного долга Российской Федерации, а также прогнозируемым укреплением доллара США по отношению к национальной валюте и повышением прогнозируемых значений плавающих процентных ставок по обслуживанию кредитов.
Законопроектом предусматрено увеличение бюджетных ассигнований на обслуживание внешнего долга, которые в 2011 году составили 91,3 млрд. рублей (3 млрд. долларов США), что на 8,3 % больше, чем в 2010 году, в 2013 году указанные ассигнования увеличатся в 1,3 раза по сравнению с 2010 годом. Этот рост обусловлен, прежде всего, увеличением объемов заимствований (выпуск и размещение еврооблигационных займов Российской Федерации на международных финансовых рынках), повышением прогнозируемых значений плавающих процентных ставок по обслуживанию кредитов в течение планового периода.
Процентные платежи по государственным ценным бумагам, номинальная стоимость которых выражена в иностранной валюте, составили в 2011 году 85,7 млрд. рублей (2,8 млрд. долларов США), в 2012 году 94,9 млрд. рублей (3,1 млрд. долларов США), в 2013 году составят 106,8 млрд. рублей (3,4 млрд. долларов США).
Процентные расходы по обслуживанию новых объемов заимствований (выпуск еврооблигаций) составили в 2011 году 232,4 млн. долларов США, в 2012 году — 693,0 млн. долларов США и в 2013 году составят 1 142,8 млн. долларов США.
Процентные платежи по кредитам, полученным Российской Федерацией от правительств иностранных государств и МФО увеличились и за период 2011 — 2013 годах и составят 5,6 млрд. рублей (185,2 млн. долларов США), 6,7 млрд. рублей (218,9 млн. долларов США), в 2013 году — 6,8 млрд. рублей (217,9 млн. долларов США) соответственно. Увеличение указанных процентных расходов связано ростом в 2011 — 2013 годах плавающих процентных ставок по долларам США и евро по кредитам, предоставленным правительствами иностранных государств и МФО: по долларам США на 12,6 процентных пунктов; по евро на 7,6 процентного пункта против уровня процентных ставок, действовавших на 1 сентября 2010 года.
Таблица 5
Процентные расходы на обслуживание ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте, млн. долларов США
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. проект |
|
Процентные расходы по обслуживанию государственного внешнего долга, млрд. руб. |
91,3 |
101,6 |
113,6 |
Процентные расходы по видам внешних долговых обязательств Российской Федерации, млн. долларов США |
2 993,60 |
3 309,70 |
3 663,00 |
в том числе: |
Продолжение таблицы 5
Процентные расходы на обслуживание ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте, млн. долларов США
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. проект |
|
Ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте |
2 808,40 |
3 090,80 |
3 445,10 |
доля в процентных расходах по внешнему долгу (%) |
93,81 |
93,39 |
94,05 |
из них: |
|||
еврооблигации |
2710,3 |
3075,5 |
3429,8 |
доля в процентных расходах по внешнему долгу (%) |
90,54 |
92,92 |
93,63 |
ОВГВЗ |
98,1 |
15,3 |
15,3 |
Кредиты иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), МФО, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц — всего |
185,2 |
218,9 |
217,9 |
доля в процентных расходах по внешнему долгу (%) |
6,19 |
6,61 |
5,95 |
МФО |
121,9 |
152,7 |
152,2 |
Кредиты правительств иностранных государств |
63,3 |
66,2 |
65,7 |
http://www.protown.ru
В структуре внешней задолженности как государственного сектора в расширенном определении, так и частного сектора преобладают долгосрочные обязательства. Наличие значительного внешнего долга у организаций различных секторов российской экономики привело к необходимости выделения около 11 млрд. долларов США из международных резервов Российской Федерации в целях предоставления кредитов в иностранной валюте ряду организаций для погашения и обслуживания иностранных долговых обязательств.
Таким образом, рост внешнего долга не только повышает зависимость экономики от внешней конъюнктуры и способствует усилению уязвимости экономического и финансового положения страны, отрицательно сказывается на макроэкономических показателях страны, но и сдерживает развитие экономики, в результате отвлечения финансовых средств на погашение и обслуживание внешней задолженности.
Резкие скачки выплат по внешнему долгу ведут к росту спроса на валюту и оказывают давление на рубль. Достигший рекордных уровней внешний долг России на сегодня не является критическим. Но в случае внешних шоков он рискует оказаться «взрывоопасным», в частности для компаний-заемщиков.
На данный момент нашей стране исправно удаётся платить по долгам в основном благодаря удачной мировой конъюнктуре. Но реструктурируя долги, правительство создало так называемые «пиковые годы», сможем ли мы отвечать по обязательствам в эти периоды, если вдруг сырьевые рынки ответят падением котировок? Ответить на все эти вопросы очень сложно. Во-первых, потому что наше государство переживает нелёгкий период в своей истории. Для того чтобы забыть о проблеме долгов, нужно прежде всего переориентировать экономику, снизить зависимость от спекуляции с ценой на нефть.
Заключение
На основании проведенного исследования мною сделано следующие заключение – проблемы дефицита бюджета и государственного долга неразрывно связаны между собой.
Рост внешнего долга влечет за собой реальные негативные экономические последствия. Существование внешнего долга предполагает передачу части созданного внутри страны продукта за рубеж (в случае выплаты процентов или сумм основного долга).
Рост внешнего долга также снижает международный авторитет страны. Однозначно можно сказать, что внешний долг не способствует благоприятной экономической ситуации в стране. Ведь эти суммы денег могли бы идти на уменьшение налогового бремени, увеличение рабочих мест, на заработную плату рабочим, благоустройство городов и на благотворительные цели. Но вместо этого мы расплачиваемся не только за свои долги, но и за весь Советский союз.
Проблема государственного долга актуальна не только в нашей стране, но и во всём мире. В настоящее время, выплаты по внешнему долгу России достаточно высоки по сравнению с другими годами. Но нельзя останавливаться на достигнутом, всегда надо стремиться к подъёму нашей страны и это в первую очередь напрямую зависит от правильной экономической политики нашего правительства. Ещё не маловажный вопрос это возврат старых кредитов выданных СССР и Россией другим странам. Это не те суммы денег, на которые можно закрыть глаза и махнуть рукой. Ведь мы отдаём, а почему не можем вернуть?
Действующие правовые нормы по вопросам управления государственным долгом нуждаются в существенных дополнениях в связи с существующими экономическими и практическими реалиями. В первую очередь необходимо четко законодательно закрепить цели государственных заимствований, разграничить компетенцию, полномочия и функции органов, осуществляющих управление государственным долгом, а также порядок ведения Государственной долговой книги Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципальной долговой книги.
Принятие соответствующих изменений и дополнений действующего законодательства позволит осуществлять достоверный учет состояния государственного долга и операций по его обслуживанию, создать работоспособный механизм управления государственным долгом, повысить эффективность заемной и долговой политики, обеспечить действенный контроль по государственному долгу на основе прозрачности долговой политики для кредиторов и инвесторов, российского общества в целом.
Сложности в управлении государственным долгом для Российской Федерации создали ряд обстоятельств, отрицательно влияющих на проведение эффективной политики в области государственных заимствований и управления государственным долгом. Среди таких обстоятельств следует отметить нерыночный характер основной доли государственного долга. Внешние долговые обязательства длительное время формировались путем привлечения «связанных» кредитов правительств иностранных государств и международных финансовых организаций. Это усложняет механизм их перевода в рыночные инструменты, особенно для использования на вторичном рынке.
Приведенные обстоятельства усложняют долговое положение России в случае ухудшения мировой экономической конъюнктуры, усиливают риски при возникновении неблагоприятной ситуации в финансовой сфере. Все это обусловливает необходимость реформирования системы управления государственным долгом на основе использования мирового опыта.
Перед Российской Федерацией в области управления государственным долгом с точки зрения оптимизации его структуры и стоимости обслуживания стоят задачи поддержания его размера на экономически безопасном уровне. Это предполагает: сокращение объемов долговых обязательств и соответственно оптимизацию стоимости их обслуживания; сокращение долгов бывшего СССР, а также структуры внешнего долга, увеличение доли его рыночной составляющей.
Необходимы рефинансирование внешнего долга за счет внутренних заимствований без существенного ухудшения структуры долга по срокам платежей; повышение эффективности использования заемных средств на национальном и мировом рынках ссудного капитала.
Россия не является страной с экстремально высоким уровнем государственного долга. Однако, ситуация требует постоянного контроля. В целом пора перейти к радикальному улучшению управления государственным долгом. Требуется существенная корректировка всей политики управления государственным долгом, предусматривающая ужесточение процедур публичного финансового менеджмента. Самой существенной конструктивной мерой в области государственного долга должно стать использование заимствований для государственных капитальных вложений непосредственно в производство и в социальный комплекс. Использование различных программ и инновационных механизмов, позволит правительству в разы сократить долг. Другой важный вопрос: как распорядиться привлеченными ресурсами. При их использовании на текущее государственное потребление и выплату заработной платы новая добавленная стоимость не создается, т.е. нет основы для возврата кредитов. Она возникает только в том случае, если заемные средства будут вложены в высокодоходные инвестиционные проекты.
В заключение хотелось бы сказать о необходимости прекращения наращивания внешнего долга. Не смотря на то, что правительство России старается выплатить огромные суммы денег и как-то уменьшить общий объём долга, оно всё равно не может обойтись без новых займов у иностранных кредиторов.
Актуальность темы раскрыта. Цель курсовой работы выполнена, поставленные задачи достигнуты.
Список использованной литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://ex-zaim.ru/kursovaya/rossiya-kak-kreditor-i-investor/
-
Гражданский кодекс РФ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ) от 26.01.1996 N 14-ФЗ
-
Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (БК РФ) (с изменениями и дополнениями) .
-
Федеральный закон Российской Федерации от 3 декабря 2012 г. N 216-ФЗ «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов»
-
Федеральный закон от 05.08.2000 N 116-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации»
-
Постановление от 23 июня 2000 г. «Об урегулировании задолженности бывшего СССР перед иностранными коммерческими банками и финансовыми институтами, объединенные в Лондонский клуб кредиторов».
-
Мысляева И.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. – М.: ИНФРА-М,2003. – 268 с. – (серия «Высшее образование»).
-
Финансовое право: Учебник/ Под ред. Е.Ю. Грачева, Г.П. Толстопятенко. – М.: ООО «ТК Велби», 2003. – 536 с.
-
Колпакова Г.М. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учеб. Пособие / Ред. Колпакова Г.М.- 2-е изд., переработ. и доп.- М.: Финансы и статистика, 2003.- 496 с
-
Финансовое право: Учебник/Под ред. Н.И. Химичева. Ф59 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2002. – 600 с.
-
Шуляк П.Н., Белотелова Н.П. Финансы: Учебное пособие (с применением структурно-логических схем).
– 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский дом «Дашков и Ко», 2001. – 452 с.
-
Лебеда К. Бюджетный дефицит и государственный долг: проблемы моделирования / К. Лебеда // Теория и практика управления. – 2005
-
Финансы, денежное обращение и кредит: учебник / М.В. Романовский и др. /под ред.: М.В. Романовского, О.В. Врублевской. – М.: Юрайт-Издат, 2007 – 342 с.
-
Малеева А.В., Ушвицкий Л.И., Катренко В.С., Савцова А.В. / Государственный и муниципальный долг. – М.: Финансы и статистика. – 2007, -192 с.
-
Счетная палата РоссийскойФедерации // www.ach.gov.ru /
-
http://www.protown.ru
-
www.budgetrf.ru
-
www.minfin.ru
Приложение1 Структура государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 декабря 2012 года |
|||||||||||||||||||||
Категория долга |
млн. долларов США |
эквивалент млн. евро |
|||||||||||||||||||
Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего Союза ССР, принятые Российской Федерацией ) |
40 872,9 |
31 571,9 |
|||||||||||||||||||
Задолженность перед официальными кредиторами — членами Парижского клуба, не являвшаяся предметом реструктуризации |
345,5 |
266,9 |
|||||||||||||||||||
Задолженность перед официальными кредиторами — не членами Парижского клуба |
1 131,1 |
873,7 |
|||||||||||||||||||
Задолженность перед официальными кредиторами — бывшими странами СЭВ |
983,7 |
759,8 |
|||||||||||||||||||
Коммерческая задолженность бывшего СССР |
56,0 |
43,3 |
|||||||||||||||||||
Задолженность перед международными финансовыми организациями |
2 034,8 |
1 571,8 |
|||||||||||||||||||
Задолженность по внешним облигационным займам |
34 910,4 |
26 966,2 |
|||||||||||||||||||
внешний облигационный заем с погашением в 2015 году |
2 000,0 |
1 544,9 |
|||||||||||||||||||
внешний облигационный заем с погашением в 2017 году |
2 000,0 |
1 544,9 |
|||||||||||||||||||
внешний облигационный заем с погашением в 2018 году |
3 466,4 |
2 677,6 |
|||||||||||||||||||
внешний облигационный заем с погашением в 2020 году |
3 500,0 |
2 703,5 |
|||||||||||||||||||
внешний облигационный заем с погашением в 2022 году |
2 000,0 |
1 544,9 |
|||||||||||||||||||
Продолжение приложения 1
www.budgetrf.ru |
|||||||||||||||||||||