По итогам 2024 года, общие расходы на здравоохранение в Российской Федерации составили приблизительно 6,7 трлн рублей. При этом доля добровольного медицинского страхования (ДМС) в общем объеме финансирования составила значимые 4,9% (или 328,3 млрд рублей).
Эта цифра, с одной стороны, демонстрирует устойчивое положение ДМС как третьего по значимости источника финансирования (после ОМС и личных средств граждан), а с другой — подчеркивает его высокую зависимость от экономических циклов и регуляторной среды.
Добровольное медицинское страхование представляет собой один из наиболее динамично развивающихся секторов российского страхового рынка, выполняющий критически важную функцию в системе социальной защиты населения и компенсации дефицита государственных гарантий. В условиях кадрового дефицита и растущих требований к социальному пакету, корпоративное ДМС становится не просто финансовым инструментом, но стратегическим ресурсом для бизнеса, позволяющим эффективно управлять лояльностью персонала.
Цель настоящего исследования заключается в проведении глубокого академического анализа текущего состояния рынка Добровольного Медицинского Страхования в Российской Федерации, выявлении ключевых факторов роста и сдерживающих проблем, а также определении перспектив его развития на примере деятельности одного из лидеров рынка — ПАО СК «Росгосстрах».
Для достижения поставленной цели сформулированы следующие **задачи**:
- Раскрыть экономико-правовую сущность ДМС, его законодательное регулирование и функциональную роль в сравнении с ОМС.
- Провести двухфакторный анализ количественных и структурных показателей рынка ДМС за 2023–2024 гг. с выделением органического роста.
- Оценить влияние налоговых стимулов на формирование спроса в корпоративном сегменте.
- Провести кейс-анализ ПАО СК «Росгосстрах», определив его позицию, продуктовую линейку и особенности операционной модели.
- Сформулировать обоснованные выводы и рекомендации по совершенствованию системы ДМС.
Исследование основывается на актуальных статистических данных Банка России и отраслевых агентств за 2024 год, а также на нормативно-правовых актах Российской Федерации. Структура работы включает теоретическую главу, аналитическую главу по рынку и практическую главу, посвященную конкретному страховщику и проблемам отрасли.
Глава 1. Теоретико-правовые основы и место Добровольного Медицинского Страхования в системе здравоохранения РФ
Экономико-правовая сущность ДМС и нормативное регулирование
Добровольное медицинское страхование (ДМС) по своей правовой природе относится к видам личного страхования и является формой социальной защиты имущественных интересов граждан. В соответствии с Законом РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации», ДМС — это вид страхования, осуществляемый на основании договора между страхователем и страховой медицинской организацией. Объектом ДМС выступают имущественные интересы застрахованных лиц, связанные с оплатой организации и оказания медицинской, лекарственной помощи и проведения профилактических мероприятий.
Российский рынок автострахования (ОСАГО и КАСКО, 2015–2025 гг.): ...
... –2025 гг.) Поэтапная либерализация тарифов ОСАГО как ключевой фактор развития рынка Ключевой вехой в развитии российского рынка обязательного страхования стало отступление от жесткого государственного контроля тарифов, начавшееся после ...
Договор медицинского страхования, как гражданско-правовая сделка, регулируется общими положениями Гражданского кодекса РФ (глава 48 «Страхование»).
В дополнение к этому, регулирование осуществляется Законом РФ №4015-I «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и специальными программами ДМС, утверждаемыми страховщиками.
Ключевой особенностью ДМС является его добровольность. Договор заключается исключительно по желанию гражданина (индивидуальное ДМС) или страхователя в его пользу (корпоративное ДМС), обеспечивая получение дополнительных медицинских и иных услуг сверх объема, гарантированного государством в рамках программы обязательного медицинского страхования (ОМС).
Только благодаря добровольности, потребитель может выбирать не только перечень услуг, но и уровень клиник, существенно сокращая сроки ожидания.
Сравнительный анализ ОМС и ДМС как форм финансирования медицинских услуг
Функциональная роль ДМС не может быть полностью оценена без его сопоставления с системой обязательного медицинского страхования. Эти два института, хотя и являются формами медицинского страхования, базируются на принципиально разных экономических и социальных основах.
| Критерий сравнения | Обязательное медицинское страхование (ОМС) | Добровольное медицинское страхование (ДМС) |
|---|---|---|
| Правовая основа | Федеральный закон №326-ФЗ; часть государственного социального страхования. | Гражданский кодекс РФ; Закон №4015-I; договорное право. |
| Принцип | Социальные гарантии, равенство доступа к базовому объему помощи. | Экономическая выгода, договорной объем услуг, персонализация. |
| Источник финансирования | Обязательные отчисления работодателей, трансферты из бюджета. | Страховые премии страхователей (граждан или работодателей). |
| Объем услуг | Базовая программа государственных гарантий. | Дополнительные услуги, повышенный комфорт, доступ к лучшим клиникам, сокращение сроков ожидания. |
Место ДМС в финансировании здравоохранения.
Как было отмечено, ДМС занимает третье место по объему финансирования системы здравоохранения РФ. Однако, его важность продиктована не только объемом, но и тем, что оно выступает инструментом компенсации ограничений, присущих ОМС.
Анализ финансового состояния ОМС подтверждает рост спроса на дополнительные медицинские услуги. Так, бюджет Федерального фонда ОМС (ФФОМС) на 2024 год был утвержден с дефицитом в размере 147 млрд рублей. Этот дефицит, наряду с относительно низким среднероссийским подушевым нормативом финансирования медицинской помощи по программе ОМС, который в 2024 году составил около 23 093 рублей на одно застрахованное лицо, объективно ограничивает возможности системы.
Вследствие этого, ДМС становится необходимостью для граждан, стремящихся к получению своевременной и качественной помощи, выходящей за рамки гарантированного объема. Принцип экономической выгоды в ДМС обеспечивает больший контроль над качеством услуг и их целесообразностью, что особенно ценится в корпоративном секторе.
Налоговые стимулы и факторы спроса на корпоративное ДМС
Исторически основной объем рынка ДМС (около 70%) приходится на коллективное, или корпоративное, страхование. Спрос на корпоративное ДМС определяется не только социальными потребностями работников, но и мощными экономическими стимулами для работодателя. На фоне выраженного дефицита кадров в ряде секторов экономики, ДМС является одним из наиболее эффективных инструментов удержания и привлечения ценных сотрудников. Расширение социального пакета, включающего ДМС, напрямую повышает лояльность персонала и конкурентоспособность компании на рынке труда.
Налоговые стимулы для работодателя.
Российское налоговое законодательство предоставляет существенные преференции для компаний, инвестирующих в здоровье своих сотрудников через ДМС:
- Налог на прибыль (НП): Согласно пункту 16 статьи 255 Налогового кодекса РФ, расходы компании на уплату страховых взносов по договорам ДМС работников могут быть включены в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.
- Критический норматив: Применение этой льготы строго ограничено: сумма взносов, относимая на расходы, не должна превышать 6% от общей суммы расходов на оплату труда. Если компания превышает этот норматив, сумма превышения не учитывается при расчете налога на прибыль. Договор страхования при этом должен быть заключен на срок не менее одного года.
- Налог на доходы физических лиц (НДФЛ): В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 213 НК РФ, страховые взносы по договорам ДМС, которые работодатель уплачивает за работника, не облагаются НДФЛ. Это делает ДМС более выгодным инструментом вознаграждения, чем прямая денежная премия.
- Налог на добавленную стоимость (НДС): Взносы и выплаты по договорам страхования освобождены от НДС (подпункт 7 пункта 3 статьи 149 НК РФ).
Таким образом, корпоративное ДМС обеспечивает двойную выгоду: социальную (улучшение здоровья и лояльности сотрудников) и финансовую (оптимизация налоговой базы).
Финансовая эффективность ДМС для работодателя, помимо сокращения дней нетрудоспособности, напрямую зависит от возможности включения страховых взносов в расходы, уменьшающие налогооблагаемую базу по НП, при строгом соблюдении 6%-го норматива.
Глава 2. Анализ количественных и структурных показателей рынка ДМС Российской Федерации (2023-2024 гг.)
Динамика и ключевые финансовые показатели рынка ДМС (2023-2024 гг.)
Рынок ДМС в России демонстрировал в 2024 году значительный рост, однако анализ этой динамики требует критического подхода, поскольку общий прирост был обусловлен разнородными факторами. По данным Банка России, объем страховых премий по ДМС в России по итогам 2024 года достиг 328,3 млрд рублей, что ознаменовало впечатляющий номинальный рост на 29,5% по сравнению с показателями 2023 года.
В то же время, страховые выплаты по ДМС в 2024 году составили 191,9 млрд рублей, увеличившись на 13,5%. Отношение выплат к взносам (коэффициент убыточности) по итогам 2024 года составило 58%. Это является наименьшим показателем за последние пять лет (для сравнения, в 2022 году он составлял 73%).
Снижение убыточности указывает на две возможные тенденции: либо страховщики более эффективно управляют рисками и ценообразованием, либо значительная часть роста премий приходится на низкоубыточные программы (например, страхование заемщиков).
Какой важный нюанс здесь упускается, если убыточность падает при номинальном росте рынка?
| Показатель | 2023 г. (млрд руб.) | 2024 г. (млрд руб.) | Темп роста, % |
|---|---|---|---|
| Объем страховых премий | ~253,5 | 328,3 | +29,5% |
| Страховые выплаты | ~169,1 | 191,9 | +13,5% |
| Коэффициент убыточности | ~66,7% | 58% | -8,7 п.п. |
| Количество договоров (млн) | ~13,8 | 15,4 | +11,5% |
Двухфакторный анализ роста рынка: органический сегмент vs. банковский канал
Номинальный рост рынка ДМС на 29,5% в 2024 году является, по сути, искаженным показателем, что требует проведения двухфакторного анализа. В 2024 году произошло резкое увеличение продаж ДМС через банковский канал, в первую очередь в форме страхования заемщиков (кредитное страхование), которое по классификации Банка России относится к ДМС.
Критический анализ структуры роста:
- Доля банковского канала: По итогам 2024 года, доля продаж ДМС через банковский канал выросла до 21% от общего объема премий, что соответствует 69,3 млрд рублей. Годом ранее этот показатель составлял всего 4%.
- Органический прирост: Для получения объективной картины необходимо исключить этот неорганический, высокомаржинальный сегмент.
- Общий объем премий: 328,3 млрд руб.
- Премии через банковский канал: 69,3 млрд руб.
- Объем органического рынка (корпоративное и индивидуальное ДМС): 328,3 — 69,3 = 259 млрд руб.
Следовательно, если исключить взносы, поступившие через банковский канал, органический прирост рынка ДМС в 2024 году составил бы всего 6,1% (до 259 млрд рублей).
Этот показатель отражает реальный рост корпоративного и индивидуального сегмента, который, хотя и является положительным, значительно ниже общего номинального роста. Данный двухфакторный анализ позволяет сделать ключевой вывод:
основной рост рынка ДМС в 2024 году был обеспечен не за счет расширения традиционных программ медицинского обслуживания, а за счет включения в статистику низкоубыточных кредитных продуктов.
Структура рынка по страхователям и географическое распределение
Доминирование корпоративного сегмента.
Структура рынка ДМС остается стабильно ориентированной на корпоративный сектор. По итогам 2024 года, доля договоров, заключенных работодателями в пользу своих работников (коллективное ДМС), составила 68,9% от общего объема премий (226,1 млрд рублей).
Это подтверждает роль ДМС как ключевого элемента политики управления персоналом.
Проблема географической концентрации.
Несмотря на общий рост рынка, наблюдается крайне неравномерное географическое распределение страховых премий и застрахованных лиц. Рынок ДМС в значительной степени сконцентрирован в столичных регионах (Москва и Санкт-Петербург, а также Московская и Ленинградская области).
Аналитические данные показывают, что доля столичных регионов в портфелях ведущих страховщиков составляет от 50% до 90%.
Таблица 2. Географическая структура рынка ДМС (Оценочно)
| Регион | Доля в общем объеме премий (Оценка) | Факторы концентрации |
|---|---|---|
| Столичные регионы (МСК, СПб и области) | 50% – 90% | Высокая концентрация крупного бизнеса, высокий уровень доходов, развитая сеть частных клиник. |
| Регионы РФ | 10% – 50% | Низкое проникновение, недостаток качественной коммерческой медицинской инфраструктуры, низкая осведомленность. |
Низкое проникновение в субъекты РФ указывает на существенный потенциал для роста, но одновременно отражает проблему недостаточного развития коммерческой медицинской инфраструктуры за пределами крупных экономических центров, и потому реализация этого потенциала требует значительных инвестиций и изменения стратегии страховщиков.
Глава 3. Кейс-анализ ПАО СК «Росгосстрах» и перспективы развития рынка
Позиция ПАО СК «Росгосстрах» и анализ продуктовой линейки ДМС
ПАО СК «Росгосстрах» является одним из старейших и крупнейших участников российского страхового рынка. Компания стабильно входит в число лидеров рынка ДМС, удерживая позиции в ТОП-5 крупнейших страховщиков в этом сегменте.
Критический анализ позиции.
Несмотря на лидирующие позиции, анализ динамики 2024 года показывает нестандартную картину: объем премий ПАО СК «Росгосстрах» по ДМС составил 12,7 млрд рублей, что демонстрирует снижение премий на 15,1% по сравнению с предыдущим годом. Этот факт требует критического осмысления, поскольку он произошел на фоне общего роста рынка (29,5%) и органического роста корпоративного сегмента (6,1%).
Снижение, вероятно, связано с пересмотром стратегии компании в отношении низкорентабельных или высокоубыточных корпоративных клиентов, либо с потерей крупных контрактов в период активной конкуренции.
Продуктовая линейка.
«Росгосстрах» ориентирован преимущественно на корпоративное ДМС, предлагая гибкую градацию программ, что позволяет клиентам адаптировать покрытие под конкретный бюджет и потребности. Типовая линейка включает следующие уровни:
- «Премиум»: Максимальное покрытие, включающее ведущие коммерческие клиники, стационар повышенной комфортности, расширенную стоматологию, санаторно-курортное лечение (по отдельному договору).
- «Бизнес»: Стандартный набор услуг с доступом к сети партнерских клиник среднего и высокого уровня, амбулаторное обслуживание, скорая помощь, госпитализация.
- «Стандарт» и «Эконом»: Базовый набор услуг, как правило, ограниченный амбулаторно-поликлиническим обслуживанием, предназначенный для крупных коллективов с минимальным бюджетом.
Типовая продуктовая линейка включает амбулаторно-поликлиническое обслуживание, помощь на дому/вызов врача, стоматологию, скорую помощь и плановую/экстренную госпитализацию.
Конкурентные преимущества и модель организации медицинской помощи
Ключевое конкурентное преимущество ПАО СК «Росгосстрах» кроется в его операционной модели — в организации и контроле качества медицинской помощи. В отличие от некоторых крупных конкурентов, которые создают вертикально интегрированные холдинги с собственными лечебными учреждениями (ЛПУ), «Росгосстрах» использует модель медицинского ассистанса и широкой сети партнерских клиник.
- Собственный Медицинский Контакт-центр и Ассистанс: Организация медицинской помощи, контроль качества и целесообразности оказания услуг осуществляется силами собственных медицинских специалистов. Этот ассистанс обеспечивает:
- Круглосуточную поддержку застрахованных.
- Координацию лечения и маршрутизацию пациента в наиболее подходящее партнерское ЛПУ.
- Медико-экономическую экспертизу: Проверка счетов и обоснованности назначений, что является критически важным для контроля убыточности.
- Гибкость сети: Отсутствие привязки к собственным клиникам позволяет компании быстро адаптировать сеть под нужды клиента (например, подбирать клиники в разных регионах) и оперативно исключать из работы неэффективные или недобросовестные ЛПУ.
Таким образом, мо��ель «Росгосстраха» позволяет фокусироваться на экспертизе, минимизации мошенничества и обеспечении максимального охвата, не требуя капитальных инвестиций в медицинскую инфраструктуру. Ведь если страховщик владеет собственными клиниками, не возникает ли у него конфликт интересов, связанный с максимизацией прибыли ЛПУ за счет увеличения объемов оказываемых услуг?
Проблемы, сдерживающие развитие рынка ДМС, и обоснованные перспективы
Несмотря на стабильный, хотя и неорганический, рост, рынок ДМС сталкивается с рядом системных проблем, которые сдерживают его полноценное развитие и проникновение.
Проблемы регулирования и правовой базы.
Одной из наиболее острых проблем является отсутствие единого нормативного правового акта, который бы комплексно регулировал исключительно добровольное медицинское страхование. Регулирование ДМС сегодня фрагментировано и разбросано по Гражданскому кодексу, Закону об организации страхового дела и многочисленным подзаконным актам. Это создает правовые лакуны и затрудняет стандартизацию продуктов.
Проблема низкой региональной доступности.
Как было показано в Главе 2, рынок ДМС чрезмерно сконцентрирован в столичных регионах. Низкое проникновение в субъекты РФ обусловлено:
- Недостаточным развитием коммерческой медицины в регионах.
- Низкой платежеспособностью населения и малого бизнеса вне крупных городов.
- Сложностью для страховщиков обеспечивать качественный медицинский ассистанс и контроль в удаленных территориях.
Перспективы и пути решения.
Ключевым путем решения является разработка отдельной нормативно-правовой базы, регулирующей исключительно ДМС. Это должно включать четкие требования к минимальному объему покрытия, стандарты качества услуг и требования к финансовой устойчивости страховщиков в этом сегменте. Создание единой электронной базы данных (единой информационной системы) для страховых медицинских организаций позволит более эффективно обмениваться информацией, снизить уровень мошенничества (со стороны как застрахованных, так и недобросовестных ЛПУ) и улучшить координацию лечения, особенно при региональной экспансии. Перспективы развития рынка связаны с трендом на расширение ДМС вглубь страны. Это обусловлено тем, что крупные корпорации имеют распределенные команды, и им необходимо обеспечить единый стандарт социального пакета. При этом рост будет стимулироваться развитием телемедицины и расширением сетей частных клиник в региональных центрах, что снизит зависимость от столичной инфраструктуры.
Заключение
Добровольное медицинское страхование в Российской Федерации является динамичным и стратегически важным сектором, который успешно выполняет роль дополнения к государственным гарантиям ОМС, особенно в условиях финансового дефицита ФФОМС (147 млрд рублей в 2024 году) и ограниченного подушевого норматива (23 093 рублей).
ДМС прочно утвердилось как критический инструмент удержания кадров для крупного бизнеса, чему способствуют значительные налоговые стимулы (возможность отнесения взносов на расходы при соблюдении норматива 6% от ФОТ).
Ключевые выводы по исследованию:
- Двухфакторный анализ рынка: Общий рост страховых премий по ДМС в 2024 году на 29,5% был обусловлен преимущественно неорганическим фактором — резким увеличением продаж через банковский канал (до 21% от общего объема).
Критически важный вывод: органический рост корпоративного и индивидуального сегмента составил скромные 6,1%, что требует от страховщиков новых стратегий по стимулированию традиционного спроса.
- Доминирование корпоративного сегмента: Коллективное ДМС продолжает доминировать, составляя 68,9% премий, а географическая концентрация в столичных регионах (50–90% портфелей) указывает на низкое проникновение в субъекты РФ, что является основным сдерживающим фактором.
- Кейс ПАО СК «Росгосстрах»: Компания сохраняет место в ТОП-5, используя уникальную модель медицинского ассистанса для контроля качества, а не владения клиниками. Однако критический анализ показал снижение премий на 15,1% в 2024 году на фоне общего роста рынка, что может свидетельствовать о стратегической коррекции портфеля в сторону более рентабельных сегментов или о временной потере конкурентоспособности в борьбе за крупные корпоративные договоры.
Обоснованные рекомендации:
- Для государственного регулятора (Банк России, Минфин): Необходимо разработать и принять отдельный Нормативно-Правовой Акт (НПА), комплексно регулирующий Добровольное Медицинское Страхование. Это позволит стандартизировать продукты, повысить прозрачность и снять существующие правовые неясности, что является фундаментальной проблемой, сдерживающей развитие.
- Для страховых компаний (включая ПАО СК «Росгосстрах»): Стратегический фокус должен быть смещен на региональную экспансию. Это требует развития партнерских отношений с региональными медицинскими центрами, активного использования телемедицины для снижения операционных расходов на ассистанс и разработки более доступных, локализованных программ ДМС для малого и среднего бизнеса в субъектах РФ.
- Для бизнеса: Необходимо активно использовать налоговые льготы, строго соблюдая норматив 6% от фонда оплаты труда, чтобы максимизировать финансовую эффективность ДМС как инструмента мотивации и удержания сотрудников.
Список использованной литературы
- Налоговые льготы по ДМС для юридических лиц [Электронный ресурс] // Renins.ru. URL: https://www.renins.ru/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Механизм функционирования добровольного медицинского страхования [Электронный ресурс] // УрФУ. URL: https://urfu.ru/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Пятилетка ударного труда: рынок ДМС в России [Электронный ресурс] // Ведомости. 18.06.2025. URL: https://www.vedomosti.ru/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Доля столичных регионов в портфелях ДМС ведущих страховщиков составляет от 50% до 90%, но ситуация меняется [Электронный ресурс] // Финмаркет. URL: https://www.finmarket.ru/ (дата обращения: 08.10.2025).
- «Росгосстрах» получил кредитный рейтинг агентства НКР уровня AA.ru с позитивным прогнозом [Электронный ресурс] // Росгосстрах. 11.01.2024. URL: https://www.rgs.ru/ (дата обращения: 08.10.2025).
- ДМС (Добровольное медицинское страхование) [Электронный ресурс] // Здрав.Эксперт. URL: https://zdrav.expert/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Добровольное медицинское страхование в России: проблемы и перспективы развития [Электронный ресурс] // Cyberleninka.ru. URL: https://cyberleninka.ru/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Функциональная интеграция ДМС и ОМС как метод реформирования структуры медицинского страхования [Электронный ресурс] // Cyberleninka.ru. URL: https://cyberleninka.ru/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Налоговые льготы для компаний при оформлении ДМС [Электронный ресурс] // Клерк.Ру. URL: https://www.klerk.ru/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Добровольное медицинское страхование — купить ДМС для страхования сотрудников [Электронный ресурс] // Росгосстрах. URL: https://www.rgs.ru/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Закон Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // ТФОМС Ставропольского края. URL: https://www.tfomssk.ru/ (дата обращения: 08.10.2025).