ПРИОРИТЕТНЫЙ ФАКТ: Прямая роль государства как инвестора в основной капитал в январе-сентябре 2024 года составила 34,3% от общего объема инвестиций (включая средства федерального и региональных бюджетов).
Эта беспрецедентно высокая доля, характерная для посткризисного периода, прямо указывает на качественное изменение парадигмы: государство перестало быть исключительно регулятором, превратившись в центрального драйвера и гаранта инвестиционного процесса, подчиненного целям технологического и экономического суверенитета.
Настоящая работа посвящена комплексному анализу роли государства в инвестиционной сфере Российской Федерации в период глубокой трансформации национальной экономики (2022–2025 гг.).
Это время характеризуется переходом от классической смешанной рыночной модели к экономике, функционирующей в условиях геополитических ограничений и острой необходимости обеспечения технологической независимости.
Исследование ставит целью выявить и оценить ключевые теоретические подходы, механизмы и инструменты государственного регулирования инвестиций, а также провести критический анализ их фактической эффективности и выявить структурные проблемы, препятствующие реализации долгосрочных инвестиционных целей, установленных до 2030 года.
Глава 1. Теоретические основы и новая парадигма государственного участия в инвестиционном процессе
Эволюция теоретических подходов к роли государства в смешанной экономике
Традиционно экономическая наука рассматривает роль государства в инвестиционном процессе через призму двух доминирующих парадигм: либеральной и кейнсианской.
Либеральная (неоклассическая) парадигма отводит государству минимальную роль, ограничивая его функции созданием стабильной правовой среды, защитой прав собственности и обеспечением макроэкономической стабильности. Инвестиционная активность здесь является прерогативой частного сектора, а государственное вмешательство рассматривается как фактор искажения рыночных сигналов.
Кейнсианский подход, напротив, обосновывает необходимость активного государственного вмешательства, особенно в периоды спада или стагнации. Государство выступает как «инвестор последней инстанции» (или «компенсирующий инвестор»), способный через бюджетное финансирование и фискальное стимулирование выравнивать циклические колебания, создавая тем самым спрос и повышая мультипликативный эффект частных инвестиций.
Роль Инвестиций в Современной Экономике России: Количественный ...
... глубокое академическое исследование роли инвестиций в современной России. Он сфокусирован на детализированном анализе государственной политики и применении ... качество инвестиционной активности, а также роль государства в ее стимулировании. Структура инвестиций в основной капитал (без ... анализ инвестиций в основной капитал (ИОК) служит фундаментом для понимания текущих экономических процессов. Период с ...
Однако с 2022 года инвестиционная политика Российской Федерации демонстрирует отход от этих классических моделей, формируя качественно новый подход, который можно описать как стратегический инвестиционный интервенционизм. Он продиктован не столько циклическими колебаниями, сколько экзистенциальными вызовами, и его эффективность напрямую зависит от координации действий всех уровней власти.
Концепция «Санкционно-мобилизационной экономики» как основа новой инвестиционной политики
Кардинальное изменение геополитического и макроэкономического ландшафта после февраля 2022 года потребовало актуализации теоретического фундамента, легшего в основу инвестиционной политики. Ключевыми концепциями стали «Санкционно-мобилизационная экономика» и «Технологический суверенитет».
Концепция «Санкционно-мобилизационной экономики» предполагает, что государство отходит от исключительно либерально-рыночной идеологии. В этой модели экономическая деятельность, в том числе инвестиционная, подчиняется приоритетным задачам национальной безопасности и долгосрочного развития. Это включает:
- Централизованное определение приоритетов: Государство не просто стимулирует, но и направляет инвестиционные потоки в критически важные секторы.
 - Роль главного инвестора: Государство принимает на себя риски запуска долгосрочных, капиталоемких и, возможно, планово-убыточных проектов, которые частный капитал не способен или не желает реализовывать в условиях высокой неопределенности.
 
Эти теоретические предпосылки находят прямое статистическое подтверждение. В январе-сентябре 2024 года доля прямых государственных инвестиций в основной капитал составила впечатляющие 34,3% от общего объема. Это включает средства федерального (26,1%), региональных (7,2%) и местных бюджетов (1,0%).
Такая доля указывает на то, что государственный сектор является не просто крупным, а доминирующим инвестором, который целенаправленно генерирует спрос на инвестиционные товары и услуги.
Концепция Технологического суверенитета определена как стратегическая цель, требующая создания и внедрения собственной отечественной технологической базы, независимой от внешних разработок. Это означает, что инвестиции в высокотехнологичные и наукоемкие производства (от IT до нефтегазового машиностроения) становятся не просто желательными, а обязательными, инициируемыми сверху. А разве не это является ключевым условием сохранения долгосрочной конкурентоспособности страны?
Инвестиции, согласно Федеральному закону № 69-ФЗ «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации» (ФЗ о ЗПК), понимаются как денежные средства, ценные бумаги или иное имущество, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности с целью получения прибыли и/или достижения иного полезного эффекта. В условиях мобилизационной экономики, «иной полезный эффект» (например, обеспечение технологической безопасности) приобретает приоритет над сугубо коммерческой прибылью.
Глава 2. Макроэкономический контекст и динамика инвестиционного климата РФ
Динамика и структура инвестиций в основной капитал
Несмотря на беспрецедентное санкционное давление, инвестиционный процесс в России продемонстрировал устойчивость, поддерживаемую государственными вливаниями и переориентацией бизнеса.
По официальным данным, рост инвестиций в основной капитал в реальном выражении составил 9,8% в 2023 году (номинальный объем превысил 34 трлн рублей) и 7,4% в 2024 году (номинальный объем составил 39,5337 трлн рублей).
Этот рост свидетельствует о высокой инвестиционной активности, которая, однако, имеет специфическую структуру.
Ключевым источником финансирования инвестиций в основной капитал выступают российские источники, что является прямым следствием выхода западных компаний и ограничения доступа к глобальным финансовым рынкам. В структуре инвестиций за январь-сентябрь 2024 года:
| Источник финансирования | Доля от общего объема инвестиций | 
|---|---|
| Собственные средства организаций | 50,5% | 
| Привлеченные средства – всего | 49,5% | 
| В том числе бюджетные средства (прямые госинвестиции) | 34,3% | 
| Кредиты банков и прочие заемные средства | 15,2% | 
Таблица 1. Структура инвестиций в основной капитал по источникам финансирования (Январь-Сентябрь 2024 г.).
Как видно из Таблицы 1, более половины инвестиций формируются за счет реинвестирования прибыли самими компаниями (собственные средства).
При этом, доля прямых государственных инвестиций (34,3%) остается критически важной, обеспечивая почти треть всего инвестиционного потока. Объемы иностранных инвестиций остаются на минимальном уровне, что окончательно закрепляет ориентацию на внутренние ресурсы, следовательно, устойчивость инвестиционного процесса теперь полностью зависит от эффективности внутреннего перераспределения капитала.
Влияние денежно-кредитной политики и фискальный ответ государства
Одной из самых острых проблем для инвестиционного климата в 2023–2025 гг. стало ужесточение денежно-кредитной политики Банка России, направленное на сдерживание инфляции.
Влияние монетарной политики: Цикл повышения ключевой ставки привел к достижению пикового значения в 21% в октябре 2024 года. Несмотря на последующее смягчение (снижение до 17% к сентябрю 2025 года), общая стоимость банковского кредитования для бизнеса остается крайне высокой. Высокие ставки прямо пропорционально увеличивают стоимость привлеченных инвестиционных ресурсов и ставят под сомнение рентабельность долгосрочных проектов.
Фискальный ответ: В условиях, когда монетарная политика ограничивает доступность кредитов, государство вынуждено компенсировать этот эффект усилением фискальных мер поддержки. Это стало ключевым противоречием в макроэкономическом регулировании: с одной стороны, ЦБ борется с инфляцией, с другой – Правительство стимулирует инвестиции, субсидируя процентные ставки и предоставляя налоговые преференции.
Наиболее ярким примером фискального ответа является введение с 2025 года Федерального инвестиционного налогового вычета (ФИНВ), который призван снизить налоговое бремя для компаний, активно инвестирующих в основной капитал, тем самым делая их проекты более окупаемыми, несмотря на высокие кредитные ставки. Более детально инструменты стимулирования рассмотрены в Главе 3.
Глава 3. Анализ современных инструментов государственной поддержки инвестиций
Государственная инвестиционная политика в РФ опирается на комплекс законодательных, административных и фискальных инструментов, направленных на достижение цели, поставленной Указом Президента РФ от 07.05.2024 № 309 — прирост инвестиций в основной капитал не менее чем на 60% к 2030 году относительно уровня 2020 года.
Законодательная основа стимулирования (СЗПК, СПИК)
Ключевыми инструментами прямого регулирования, обеспечивающими гарантии для инвесторов, являются:
- Соглашение о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК): Этот механизм, введенный ФЗ № 69-ФЗ, предоставляет инвесторам так называемую «стабилизационную оговорку». Она гарантирует неизменность налоговых и регуляторных условий (например, ставок налога на прибыль, НДС, земельного налога) на срок до 20 лет, в зависимости от объема инвестиций. СЗПК снижает регуляторный риск, который является одним из главных барьеров для долгосрочных вложений. Кроме того, СЗПК предусматривает возможность компенсации затрат инвестора на создание необходимой обеспечивающей инфраструктуры.
 - Специальный Инвестиционный Контракт (СПИК 2.0): СПИК является инструментом промышленной политики. Государство обязуется обеспечить стабильные условия ведения деятельности, а также предоставить льготы (например, по налогу на прибыль, имущество) в обмен на обязательство инвестора реализовать проект по внедрению или освоению производства современной технологии. СПИК наиболее активно применяется в обрабатывающих отраслях, стимулируя импортозамещение и технологический переход.
 
Новейшие фискальные инструменты: Федеральный инвестиционный налоговый вычет (ФИНВ)
В условиях, когда прежние инструменты оказались недостаточными для компенсации высокой стоимости заемных средств, Правительством РФ был введен новый, мощный фискальный стимул.
Федеральный инвестиционный налоговый вычет (ФИНВ), введенный с 2025 года, является одним из наиболее значимых нововведений. В отличие от ранее существовавшего регионального ИНВ, который позволял снижать лишь часть налога, зачисляемого в бюджет субъекта РФ, ФИНВ позволяет снижать налог на прибыль, зачисляемый в федеральный бюджет (ставка 3%).
Механизм ФИНВ: Налогоплательщик в приоритетных отраслях (определенных Правительством РФ) может уменьшить налог на прибыль на сумму до 50% от расходов на приобретение или создание основных средств (ОС) и нематериальных активов (НМА).
При этом максимальный размер вычета по налогу в федеральный бюджет составляет 3% от стоимости приобретенного имущества.
Внедрение ФИНВ значительно повышает привлекательность инвестиционного налогового вычета в целом. Если региональным ИНВ воспользовались 224 предприятия, то дополнение его федеральной частью делает инструмент системным и более выгодным для крупного бизнеса, позволяя эффективно снижать фискальную нагрузку на инвестирующих предприятиях. Это прямой ответ на ограничения монетарной политики, позволяющий субсидировать инвестиции через налоговую систему.
Структурная проблема: Фрагментарность мер поддержки и низкий уровень их использования
Несмотря на изобилие инструментов (более 40 федеральных мер), их фактическое применение сталкивается с серьезными структурными проблемами, что было подтверждено анализом Счетной палаты РФ.
Ключевые функциональные барьеры, снижающие эффективность государственного стимулирования:
- Отсутствие единого администрирования: Нет единого федерального органа, ответственного за комплексное администрирование всех мер поддержки.
 - Недоступность информации: Отсутствие единого реестра мер поддержки затрудняет для инвесторов поиск и комплексное применение наиболее выгодных сочетаний льгот.
 - Низкий уровень проникновения: Анализ показал, что федеральные меры стимулирования не применяются в 29 субъектах Российской Федерации. Это свидетельствует о неравномерности доступа к поддержке, сложности бюрократических процедур и, возможно, о недостаточной координации между федеральным центром и регионами.
 
Таким образом, государство создало обширный арсенал инструментов, но его эффективность снижается из-за фрагментарности, сложности навигации и административных барьеров, требующих немедленного устранения.
Глава 4. Государственное регулирование стратегических инвестиций и структурные дисбалансы
Приоритеты технологического суверенитета (IT-сектор и ТЭК)
В условиях мобилизационной экономики государство сосредоточило инвестиционные усилия на отраслях, обеспечивающих технологический суверенитет.
Локомотивами роста инвестиций в 2024 году стали обрабатывающие производства и IT-сектор, ориентированные на формирование экономики предложения. В январе-сентябре 2024 года рост инвестиций в обрабатывающие производства составил 135,6% в сопоставимых ценах к аналогичному периоду 2023 года.
Для достижения стратегических целей Правительством РФ утверждены 13 приоритетных направлений проектов, нацеленных на структурную адаптацию и технологический суверенитет, включая:
- Авиационную промышленность.
 - Автомобилестроение.
 - Фармацевтику.
 - Нефтегазовое машиностроение и химическую промышленность.
 
В секторе ТЭК, ключевом для российской экономики, государство стимулирует частный сектор к консолидации усилий. Например, ведущие российские компании («Газпром нефть», «Газпром», «НОВАТЭК» и др.) учредили АНО «Консорциум технологической независимости индустриального программного обеспечения» (КТН ИПО). Цель консорциума – достижение полного суверенитета по 12 ключевым направлениям промышленного ПО к 2026–2028 годам, что требует колоссальных совместных инвестиций в разработку отечественных решений.
Актуальное регулирование IT-сектора (Льготная ставка 5% с 2025 г.)
IT-отрасль до 2025 года пользовалась беспрецедентными налоговыми льготами, включая нулевую ставку налога на прибыль (0%) с 1 января 2022 года. Эта мера была призвана обеспечить массовый приток инвестиций в отечественные разработки в условиях ухода западных вендоров.
С 1 января 2025 года фискальная политика в отношении IT-сектора была скорректирована. Федеральным законом № 176-ФЗ от 12 июля 2024 года нулевая ставка налога на прибыль отменена. Вместо нее для аккредитованных IT-компаний установлена льготная ставка налога на прибыль в размере 5% (до 31 декабря 2030 года).
При этом сохранена пониженная ставка страховых взносов (7,6%).
Это изменение отражает стремление государства, с одной стороны, сохранить стимулы для развития отрасли, а с другой – постепенно нормализовать налоговое бремя, учитывая высокий уровень бюджетных расходов на иные стратегические цели. Льготная ставка в 5% остается конкурентной на мировом уровне и значительно ниже стандартной (20%), подтверждая стратегический приоритет IT-сектора.
Структурный сдвиг инвестиций как следствие санкционных ограничений
Анализ структуры инвестиций в основной капитал выявляет существенный структурный дисбаланс, вызванный санкционными ограничениями на импорт высокотехнологичного оборудования.
В условиях, когда импорт машин, оборудования и транспортных средств затруднен (из-за логистических проблем, вторичных санкций и ухода поставщиков), инвестиции концентрируются в менее технологически сложных компонентах:
| Компонент инвестиций | Доля в структуре (2024 г.) | 
|---|---|
| Строительство (здания, сооружения и улучшение земель) | 57,5% | 
| Машины, оборудование и транспортные средства | 36,7% | 
| Прочие | 5,8% | 
Таблица 2. Структура инвестиций в основной капитал по видам основных фондов (2024 г.).
Доля строительной компоненты (57,5%) является доминирующей, что отражает следующие процессы:
- Инвестирование в создание новых производственных площадок и логистической инфраструктуры для целей импортозамещения.
 - Сложности с приобретением и монтажом сложного импортного оборудования.
 
Снижение доли инвестиций в машины и оборудование (36,7%) является структурной проблемой, поскольку именно эта компонента обеспечивает технологическое обновление и повышение производительности труда. Государственное регулирование должно быть нацелено на преодоление этого дисбаланса путем стимулирования производства отечественного оборудования и создания альтернативных каналов его импорта (параллельный импорт, кооперация со странами БРИКС+), ведь без этого невозможно обеспечить подлинный технологический суверенитет.
Глава 5. Несовершенство законодательства и предложения по повышению эффективности
Несовершенство правового определения «бюджетных инвестиций»
Одним из системных противоречий, тормозящих эффективность государственного регулирования, является несовершенство законодательной базы, касающейся бюджетных инвестиций.
Согласно Бюджетному кодексу РФ (статьи 79 и 80), четкое определение самого понятия «бюджетные инвестиции» отсутствует. Статьи лишь определяют формы их осуществления:
- Капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности (ст. 79).
 - Взносы в уставные капиталы юридических лиц, не являющихся государственными или муниципальными учреждениями (ст. 80).
 
Эта правовая неопределенность порождает серьезные сложности в сфере финансового контроля, учета государственного имущества и классификации расходов. Недостаточная детализация понятия «бюджетные инвестиции» затрудняет оценку их эффективности и может приводить к непрозрачности расходования бюджетных средств, особенно при вложении их в уставные капиталы частных компаний. Для повышения прозрачности и методологической корректности необходимо внести в БК РФ четкое, исчерпывающее определение данного понятия.
Меры по укреплению доверия и повышению региональной эффективности
Для повышения эффективности государственного стимулирования частных инвестиций необходим комплекс мер, направленных на снятие макроэкономической неопределенности и улучшение взаимодействия с бизнесом.
- Укрепление доверия и стабильности: Долгосрочные инвестиции требуют гарантий стабильности. Государство должно не только вводить «стабилизационные оговорки» (СЗПК), но и минимизировать внезапные изменения в регуляторной и фискальной политике (как, например, отмена нулевой ставки для IT, хотя и компенсированная льготной).
Необходимо создать единую, предсказуемую и прозрачную систему администрирования мер поддержки.
 - Системное устранение фрагментарности: Критически важно создать единую цифровую платформу, которая будет выполнять функции единого реестра мер поддержки и обеспечивать инвесторам возможность подачи заявки по принципу «одного окна» для комплексного применения федеральных и региональных инструментов, тем самым устраняя функциональные барьеры, выявленные Счетной палатой.
 - Региональная компенсация монетарной политики: В условиях жесткой монетарной политики (высокая ключевая ставка), региональный уровень доказал свою эффективность в применении программ по субсидированию процентных ставок по инвестиционным кредитам. Эти программы компенсируют бизнесу значительную часть затрат на обслуживание кредитов, делая проекты рентабельными. Расширение и унификация таких региональных программ должно стать приоритетом для федерального центра, так как они являются наиболее прямым ответом на дороговизну заемных средств.
 
Заключение
Роль государства в инвестиционной сфере Российской Федерации в период 2022–2025 годов претерпела фундаментальные, качественные изменения, перейдя от роли стабилизирующего регулятора к роли стратегического инвестора и доминирующего драйвера развития. Эта трансформация полностью соответствует целям «Санкционно-мобилизационной экономики» и обеспечения «Технологического суверенитета».
Ключевые выводы исследования:
- Доминирующая роль государства: Государственные инвестиции (34,3% от общего объема в 2024 г.) стали основным фактором поддержания роста инвестиционной активности (7,4% в 2024 г.), компенсируя отток иностранного капитала и последствия жесткой денежно-кредитной политики.
 - Актуальность инструментов: На фоне дороговизны заемных средств государство усиливает фискальное стимулирование. Введение Федерального инвестиционного налогового вычета (ФИНВ) с 2025 года (до 50% от стоимости ОС/НМА) и сохранение льготной ставки налога на прибыль (5%) для IT-сектора являются ключевыми, современными мерами поддержки.
 - Структурные противоречия: Выявлены значительные системные проблемы, требующие немедленного решения:
- Дисбаланс инвестиций: Рост доли строительной компоненты (57,5%) при снижении доли инвестиций в машины и оборудование (36,7%) свидетельствует о структурной сложности импортозамещения в части высокотехнологичного капитала.
 - Фрагментация системы поддержки: Низкий уровень использования федеральных мер стимулирования (не применяются в 29 субъектах) обусловлен отсутствием единого администрирования и правовой неопределенностью (в том числе, в определении «бюджетных инвестиций» в БК РФ).
 
 
Таким образом, государство эффективно использует инструменты прямого и фискального стимулирования для достижения стратегических целей. Однако для повышения долгосрочной эффективности и реализации потенциала частного капитала, необходимо устранить системные барьеры, связанные с фрагментацией законодательства и административными сложностями, переходя от количества мер к их комплексной и прозрачной реализации.
Список использованной литературы
- Астапов К.Л. Законодательное регулирование инвестиций в Российской Федерации на федеральном и региональном уровнях // Право, политика, экономика. 2008. №5. 400 с.
 - Белякова М.Ю. Государственное регулирование инвестиционной деятельности // Справочник экономиста. 2009. №6. 457 с.
 - Блинов А.О. Гарантийные механизмы и инвестиционный процесс // Финансы. 2008. №4. 386 с.
 - Данилина М.В. Современная ситуация в инвестиционной сфере России // Экономический анализ: теория и практика. 2005. №7.
 - Духаев А.Д. Совершенствование методов государственного регулирования структурно-инвестиционных процессов // Финансы и кредит. 2008. №14.
 - Жукова Г. Состояние и особенности российского инвестиционного рынка // Предпринимательство. 2007. №2.
 - Игонина Л.Л. Инвестиции: учебное пособие / под ред. В.А. Слепова. М.: Экономист, 2010. 478 с.
 - Коровяковский Д.Г. Правовые и экономические аспекты привлечения иностранных инвестиций в экономику России // Финансы и кредит. 2007. №10. С. 70-80.
 - Никитина Е.А. Проблемы государственного регулирования инвестиционной деятельности // Финансы. 2009. №9. 358 с.
 - Никитина В.Г. Взаимодействие государственных и региональных интересов в инвестиционном процессе // Финансы и кредит. 2007. №15. С. 56-
 - Ленник Л. Регулирование иностранных инвестиций в России // Вопросы экономики. 2005. №5. С. 147-148.
 - Самогородская М.И. Основные направления повышения активизации и повышения эффективности государственного управления инвестиционной деятельностью в регионе // Финансы и кредит. 2005. №10. С. 56-63.
 - Сергеев И.В., Веретенникова И.И., Яновский В.В. Организация и финансирование инвестиций: учебное пособие. 2-е изд. М.: Финансы и статистика, 2011. 400 с.
 - Хорошилова О. Прямые иностранные инвестиции в России и возможности // Инвестиции в России. 2007. №4. С. 15-19.
 - Шин Н.И. Особенности регулирования инвестиционных процессов на региональном уровне // Инвестиции в России. 2005. №5. С. 31-33.
 - Федеральный закон от 01.04.2020 г. № 69-ФЗ «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации». URL: http://kremlin.ru (дата обращения: 08.10.2025).
 - Правительство определило приоритетные направления проектов технологического суверенитета и структурной адаптации экономики России. URL: https://government.ru (дата обращения: 08.10.2025).
 - Ключевая ставка ЦБ: что это и как изменится в 2025 году. URL: https://sberbusiness.live (дата обращения: 08.10.2025).
 - Будет ли ключевая ставка ниже 10% до конца 2025 года: версии экспертов и искусственного интеллекта. URL: https://banki.ru (дата обращения: 08.10.2025).
 - Ключевая ставка ЦБ РФ на сегодня — Динамика ключевой ставки. URL: https://domclick.ru (дата обращения: 08.10.2025).
 - Ключевая ставка в 2025 году: прогноз, график заседаний и влияние на экономику. URL: https://sbercib.ru (дата обращения: 08.10.2025).
 - Инвестиции в основной капитал в России в 2024 году выросли на 7,4%. URL: https://interfax.ru (дата обращения: 08.10.2025).
 - Развитие инвестиционного климата в Российской Федерации на фоне политических и экономических санкций. URL: https://cbr.ru (дата обращения: 08.10.2025).
 - Инвестиции – драйвер развития российской экономики // Росконгресс. URL: https://roscongress.org (дата обращения: 08.10.2025).
 - Проблемы государственного регулирования инвестиционной деятельности в современной мировой обстановке. URL: https://ssau.ru (дата обращения: 08.10.2025).
 - Инвестиционная политика России на современном этапе. URL: https://moluch.ru (дата обращения: 08.10.2025).
 - ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ. URL: https://researchgate.net (дата обращения: 08.10.2025).
 - Антисанкционные меры 2022-2025 (специальные экономические меры и меры, направленные на поддержку бизнеса и граждан).
URL: https://garant.ru (дата обращения: 08.10.2025).
 - Инвестиционная привлекательность регионов: новые вызовы и возможности для инвесторов. URL: https://raexpert.ru (дата обращения: 08.10.2025).
 - НОВАЯ МОДЕЛЬ ЭКОНОМИКИ РОССИИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ ВЫЗОВОВ. URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 08.10.2025).
 - ОЦЕНКА ПРОГНОЗНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ПЕРИОД ЧАСТИЧНОЙ МОБИЛИЗАЦИИ. URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 08.10.2025).