Введение: Актуальность, цели и задачи исследования
По итогам 2023 года объем нового бизнеса на российском рынке лизинга составил 3,59 трлн рублей, продемонстрировав беспрецедентный рост на 81% к предыдущему году. Эта мощная цифра, однако, не должна вводить в заблуждение: она отражает не столько устойчивый рост, сколько реализацию отложенного спроса на фоне постсанкционной адаптации. В 2024 году рынок столкнулся с новыми, более жесткими вызовами, главным из которых стала высокая ключевая ставка Банка России, достигавшая пиковых значений, что неминуемо повысило стоимость фондирования для всех участников рынка.
В условиях жесткой денежно-кредитной политики (ДКП) и сохраняющегося геополитического давления, лизинг сохраняет свою роль ключевого инструмента инвестирования в основные фонды и механизм финансовой поддержки реального сектора экономики. Тем не менее, рынок переживает период структурной трансформации, который затронул как его правовые основы, так и операционную модель, требуя от лизинговых компаний беспрецедентной гибкости.
Целью настоящего исследования является проведение комплексного анализа текущего состояния, особенностей, правового регулирования, ключевых сегментов и актуальных перспектив развития рынка лизинга в Российской Федерации (2024–2025 гг.).
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Систематизировать теоретические основы лизинга и проанализировать ключевые изменения в законодательном и учетном регулировании (ФСБУ 25/2018, НК РФ).
- Оценить динамику и отраслевую структуру рынка лизинга, выявив наиболее кризисные и перспективные сегменты.
- Раскрыть влияние макроэкономических факторов (ключевая ставка, санкции) на стоимость фондирования и структуру сделок.
- Провести сравнительный анализ преимуществ и рисков лизинга для малого и среднего предпринимательства (МСП) в сравнении с банковским кредитованием.
- Определить стратегические тенденции и сформулировать прогноз развития рынка на среднесрочную перспективу (2025–2028 гг.).
Работа основана на актуальных положениях Гражданского кодекса РФ, Федерального закона № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)», изменениях в Налоговом кодексе РФ, а также свежих статистических данных Центрального банка РФ и ведущих рейтинговых агентств.
Методы расчёта лизинговых платежей и сравнительный анализ финансовой ...
... расчеты. Детализировать структуру современного лизингового платежа и представить методологию дисконтирования обязательств по ФСБУ 25/2018. Проанализировать динамику российского рынка лизинга в 2024–2025 гг. и влияние ключевой ставки на стоимость ...
Теоретические основы и современное правовое регулирование лизинговой деятельности
Лизинг (финансовая аренда) представляет собой сложный финансово-правовой институт, сочетающий элементы аренды, кредита и инвестиционной деятельности. Согласно Федеральному закону № 164-ФЗ, лизинг определяется как совокупность экономических и правовых отношений, возникающих в связи с реализацией договора лизинга, предусматривающего приобретение лизингодателем имущества и предоставление его лизингополучателю за плату во временное владение и пользование.
Ключевой особенностью лизинга является наличие трех сторон (лизингодатель, лизингополучатель, продавец) и его инвестиционная направленность, отличающая его от традиционной аренды. В зависимости от условий договора и распределения рисков, выделяют финансовый, оперативный и возвратный лизинг. Следует отметить, что в России доминирует финансовый лизинг, направленный на приобретение активов с последующим их выкупом, что фактически приравнивает его к целевому инвестиционному кредитованию.
На протяжении 2020–2025 гг. лизинговая отрасль претерпела ряд кардинальных изменений в правовом и, что особенно важно, в учетном поле, что принципиально изменило подходы к оценке активов и формированию финансовой отчетности.
Эволюция бухгалтерского учета лизинга: ФСБУ 25/2018
Наиболее значимым методологическим сдвигом в учете стало обязательное применение с 2022 года Федерального стандарта бухгалтерского учета (ФСБУ) 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды». Этот стандарт, разработанный на основе принципов Международного стандарта финансовой отчетности (МСФО) IFRS 16, устранил возможность выбора учетного подхода, введя единый, экономически более обоснованный механизм отражения лизинговых операций.
Изменения для лизингодателя:
С даты передачи имущества лизингодатель перестает отражать его как собственный актив. Вместо этого, он признает новый вид актива — «Инвестицию в аренду» (ИвА). ИвА оценивается как сумма приведенной стоимости будущих лизинговых платежей и негарантированной ликвидационной стоимости. Главное следствие: доход лизингодателя теперь признается не всей суммой лизингового платежа, а в виде процентных начислений на остаток ИвА. Этот подход обеспечивает равномерное признание финансового дохода на протяжении всего срока действия договора, что делает структуру выручки лизинговых компаний более соответствующей финансовому характеру сделки.
Изменения для лизингополучателя:
ФСБУ 25/2018 отменил возможность учитывать лизинг «за балансом». Лизингополучатель теперь обязан признать в своем учете два взаимосвязанных объекта:
- «Право пользования активом» (ППА): Отражается в активе баланса как внеоборотный актив, который подлежит амортизации.
- «Обязательство по аренде» (ОА): Отражается в пассиве баланса, представляя собой приведенную (дисконтированную) стоимость будущих лизинговых платежей.
Таким образом, новый стандарт делает лизинговые операции более «прозрачными» для инвесторов и кредиторов, поскольку лизинговое обязательство теперь отражается на балансе, увеличивая долговую нагрузку лизингополучателя и, соответственно, влияя на ключевые финансовые мультипликаторы (например, отношение долга к собственному капиталу, Debt-to-Equity).
Гражданско-правовое регулирование договора финансовой аренды ...
... ФЗ-164 с учетом их эволюции, выявив ключевые изменения, произошедшие после 2010 года. Проанализировать правовой режим предмета лизинга, включая ограничения для имущества, изъятого и ограниченного ... обязан продолжать вносить лизинговые платежи в полном объеме, несмотря на невозможность использования предмета лизинга. Этот принцип отражает инвестиционную природу лизинга: платежи являются возмещением ...
Ключевые изменения в налоговом регулировании (2022-2025 гг.)
Параллельно с изменениями в бухгалтерском учете, с 1 января 2022 года вступили в силу существенные поправки в Налоговый кодекс РФ (Федеральный закон № 382-ФЗ от 29.11.2021), которые унифицировали правила налогового учета лизинга.
Отмена права выбора балансодержателя и амортизация:
Ключевым изменением стала отмена права сторон договора лизинга выбирать балансодержателя для целей налогового учета. Утратил силу пункт 10 статьи 258 НК РФ, что привело к следующему:
- С 2022 года амортизацию для целей налога на прибыль начисляет исключительно лизингодатель.
- Лизингодатель сохраняет право применять коэффициент ускоренной амортизации до 3 (в зависимости от группы амортизируемого имущества).
- Лизингополучатель включает в прочие расходы всю сумму лизинговых платежей, но при этом из них должна быть исключена часть, приходящаяся на выкупную стоимость предмета лизинга (пп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Освобождение от налога на имущество:
Критически важным преимуществом лизинга для лизингополучателя стало его освобождение от уплаты налога на имущество организаций в отношении активов, полученных по лизингу (п. 3 ст. 378 НК РФ).
Это правило действует независимо от того, на чьем балансе числится объект для целей налогового учета. Почему этот аспект настолько важен? Эта льгота значительно повысила привлекательность лизинга по сравнению с покупкой имущества в кредит, поскольку экономия может составлять до 2,2% от среднегодовой стоимости имущества ежегодно, что является существенным фактором снижения операционных расходов.
Динамика и отраслевая структура российского рынка лизинга (2023–2025 гг.)
Российский рынок лизинга демонстрирует высокую степень волатильности, отражая как адаптацию к внешним шокам, так и влияние внутренней денежно-кредитной политики. Последние два года характеризуются рекордными показателями на фоне «точки излома» в 2024 году.
Общие показатели рынка: объем и концентрация
По итогам 2023 года объем нового бизнеса (НБ) достиг исторического максимума — 3,59 трлн рублей, что стало результатом реализации отложенного спроса после 2022 года и активной замены западной техники. Однако уже в 2024 году наметилось замедление. Объем нового бизнеса за полный 2024 год составил 3,3 трлн рублей, что означает снижение на 7% к показателю 2023 года. Это падение было особенно выражено в IV квартале 2024 года, где сокращение составило 36% к аналогичному периоду предыдущего года.
Совокупный лизинговый портфель рынка продолжает расти за счет ранее заключенных сделок. По состоянию на 01.10.2024, его объем достиг 12,5 трлн рублей.
Рынок лизинга РФ характеризуется высокой степенью концентрации капитала. Крупнейшие игроки, зачастую аффилированные с государственными банками и корпорациями, продолжают укреплять свои позиции. На топ-3 игроков (ГТЛК, «Газпромбанк Лизинг», «Сбербанк Лизинг») приходилось 57% совокупного портфеля на 01.10.2024, что свидетельствует о существенных барьерах входа для новых, небанковских лизинговых компаний.
Структурный анализ и кризисные сегменты
Традиционно доминирующий сегмент автолизинга начал сдавать позиции. Впервые с 2019 года доля автолизинга (грузовые и легковые автомобили) в объеме нового бизнеса снизилась с 53% до 49% по итогам 9 месяцев 2024 года. Это снижение было вызвано резким сжатием ключевых корпоративных сегментов:
Сегмент | Доля в НБ (9 мес. 2024 г.) | Динамика НБ (9 мес. 2024 г. к 9 мес. 2023 г.) | Объем падения (млрд руб.) | Ключевой фактор |
---|---|---|---|---|
Автотранспорт (Общий) | 49% | Снижение | — | Высокая ключевая ставка, удорожание импорта |
Грузовые автомобили | ≈59% от автолизинга | Сжатие на 11% | ≈ -90 млрд руб. | Замедление логистики, высокая стоимость фондирования |
Строительная техника | 14% | Снижение на 23% | ≈ -69 млрд руб. | Замедление темпов строительства, завершение льготной ипотеки |
Авиационный транспорт | < 1% | Падение на 56% | — | Санкционные ограничения, невозможность импорта |
Морские/речные суда | < 1% | Падение на 59% | — | Достижение минимального уровня с 2009 года |
Легковые автомобили | ≈36% от автолизинга | Рост (за счет китайского импорта) | — | Переориентация на азиатские бренды |
- Грузовой транспорт: Сегмент грузовых автомобилей показал сжатие объема нового бизнеса на 11% в денежном выражении.
Это напрямую связано с увеличением стоимости финансирования и общим замедлением темпов роста в логистике и промышленности, чувствительных к процентным ставкам.
- Строительная техника: Снижение объема нового бизнеса составило 23%, или 69 млрд рублей. Причиной послужило замедление темпов роста строительного сектора на фоне сворачивания масштабных льготных ипотечных программ и роста стоимости кредитов.
- Кризисные сегменты: Наиболее драматичное падение зафиксировано в сегментах, критически зависящих от импорта, — авиационном (-56%) и морских/речных судах (-59%), которые практически достигли минимального уровня активности с 2009 года из-за невозможности обслуживания и замены западного парка.
Влияние макроэкономических факторов и адаптация рынка
Российский рынок лизинга находится под двойным давлением: геополитические ограничения, влияющие на предложение, и жесткая денежно-кредитная политика, влияющая на спрос и стоимость фондирования. Почему же в таких сложных условиях лизинговые компании не теряют своей актуальности для бизнеса?
Стоимость фондирования и ключевая ставка ЦБ РФ
Главным вызовом для рынка в 2024–2025 гг. является беспрецедентно высокая ключевая ставка Банка России. В период 2024-2025 гг. ключевая ставка достигала своего пикового значения в 21% годовых (установлено 28.10.2024 г.) в рамках борьбы с инфляцией.
Лизинговые компании, как правило, фондируются за счет банковских кредитов или эмиссии облигаций, стоимость которых напрямую привязана к ключевой ставке. Рост ключевой ставки мгновенно транслируется в рост стоимости лизинговых сделок для конечного потребителя, что можно описать следующей формулой:
Ставка лизинга = Стоимость фондирования + Маржа лизингодателя + Премия за риск
Высокая стоимость фондирования привела к росту ежемесячных лизинговых платежей на 15–30% по сравнению с 2023 годом. Это значительно снижает доступность лизинга, вынуждая МСП откладывать инвестиционные проекты.
В условиях роста стоимости фондирования лизингодатели были вынуждены идти на повышение рисков для удержания клиентской базы, что выразилось в снижении среднего уровня требуемого аванса (с 14% в первой половине 2023 года до 11% в 2024 году).
Этот шаг увеличивает кредитный риск для лизинговых компаний.
Геополитическая переориентация и импортозамещение
Санкционные ограничения и уход западных производителей привели к дефициту и резкому удорожанию импортной техники и оборудования. Ситуация усугубилась ростом утилизационного сбора, который с 1 октября 2024 года увеличился на 70–85% на импортные автомобили.
В ответ на эти вызовы рынок продемонстрировал быструю структурную переориентацию, которая стала ключевым фактором, поддержавшим объем нового бизнеса:
- Параллельный импорт: Обеспечил поставки европейских и японских брендов, но с высокими логистическими и ценовыми рисками.
- Доминирование Азии: Произошел массированный переход на китайских производителей.
Доля китайских брендов в сегментах, передаваемых в лизинг, стала определяющей:
- В сегменте нового легкового транспорта их доля превысила 60% по итогам 2024 года.
- В сегменте новой специализированной и грузовой техники этот показатель достиг 65–70%.
Этот сдвиг в сторону азиатских поставщиков позволил лизинговым компаниям сохранить объемы в сегментах автотранспорта и спецтехники, несмотря на общую макроэкономическую нестабильность.
Сравнительный анализ лизинга и кредита для малого и среднего предпринимательства
Для малого и среднего предпринимательства (МСП) выбор между лизингом и банковским кредитом является ключевым стратегическим решением, определяющим структуру их капитальных расходов. В текущих условиях преимущества лизинга, связанные с налогообложением и доступностью, часто перевешивают его недостатки, особенно при наличии государственных программ поддержки.
Преимущества лизинга для МСП
Преимущество | Детализация в текущих условиях (2024-2025 гг.) |
---|---|
Налоговая оптимизация | Лизинговые платежи (за вычетом выкупной стоимости) относятся на расходы, снижая налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. Отмена налога на имущество для лизингополучателя (п. 3 ст. 378 НК РФ) является существенной экономией. |
Ускоренная амортизация | Лизингодатель может применять ускоряющий коэффициент до 3, что позволяет быстрее переносить стоимость актива на расходы и получать дополнительную налоговую экономию. |
Доступность финансирования | Лизинг не требует дополнительного залога, так как сам предмет лизинга служит обеспечением. Это критически важно для МСП, которые часто не имеют достаточных ликвидных активов для банковского залога. |
Сохранение оборотного капитала | Требуется меньший первоначальный взнос (аванс) по сравнению с собственными капитальными вложениями или первоначальным взносом по кредиту, что позволяет МСП сохранять оборотные средства. |
Роль льготных программ Корпорации МСП (УИП)
В условиях, когда ключевая ставка превышает 15%, государственные программы поддержки становятся критическим фактором, делающим лизинг для МСП доступным. Льготные лизинговые программы, реализуемые Корпорацией МСП, предоставляют предпринимателям уникальное инвестиционное преимущество (УИП).
В 2024 году малый бизнес получил оборудование на сумму более 3,37 млрд рублей в рамках этих программ.
Критически важно, что финансирование предоставляется по фиксированным ставкам, которые более чем в два раза ниже ключевой ставки ЦБ РФ.
- 6% годовых — для российского оборудования.
- 8% годовых — для зарубежного оборудования.
Эти ставки обеспечивают МСП возможность инвестировать в обновление фондов, несмотря на общее ужесточение ДКП.
Риски и недостатки лизинга (в сравнении с кредитом)
Недостаток | Описание и влияние |
---|---|
Общая стоимость | Из-за включения маржи лизингодателя, страховок и административных расходов, общая сумма выплат по лизингу может оказаться выше, чем по прямому банковскому кредиту (без учета налоговых льгот). |
Ограничение прав собственности | До момента полного выкупа имущество остается в собственности лизингодателя. Это ограничивает право лизингополучателя распоряжаться активом (продавать, сдавать в субаренду, вносить значительные изменения). |
Ускоренный возврат актива | В ��лучае неплатежей или нарушения условий договора, лизинговая компания имеет право изъять предмет лизинга. Механизм изъятия, как правило, более быстрый и менее забюрократизированный, чем судебные процедуры в случае банковского кредитования с залогом. |
Стратегические тенденции и перспективы развития рынка (2025–2028 гг.)
В среднесрочной перспективе рынок лизинга будет находиться под влиянием двух основных сил: сохраняющейся дороговизны фондирования и необходимости повышения операционной эффективности для сохранения конкурентоспособности. Можно ли в таких условиях ожидать возвращения к двузначным темпам роста?
Прогноз и концентрация рынка
Прогноз рейтингового агентства «Эксперт РА» предполагает дальнейшее сокращение объемов нового бизнеса в 2025 году на 15–25%. Если этот прогноз реализуется, это впервые с 2015 года приведет к нисходящему тренду на рынке в течение двух лет подряд.
На фоне сжатия рынка продолжится тренд на усиление концентрации. Государственные лизинговые компании, имеющие доступ к более дешевому фондированию (через госбанки или прямые бюджетные инвестиции), будут играть доминирующую роль в ключевых стратегических сегментах (железнодорожная техника, авиация, крупные инфраструктурные проекты), вытесняя частных игроков. Это формирует значительный риск для здоровой конкурентной среды.
Цифровизация и повышение операционной эффективности
Цифровизация перестала быть конкурентным преимуществом и превратилась в обязательное условие выживания. В условиях, когда высокая ключевая ставка сжимает маржу, лизинговые компании вынуждены бороться за эффективность, снижая операционные издержки и сокращая цикл сделки.
Ведущие игроки активно внедряют финтех-решения:
- Онлайн-платформы и ЭДО: Переход к электронному документообороту (ЭДО) и онлайн-платформам для заключения сделок.
- Предиктивная аналитика и скоринг: Использование ИИ для оценки кредитного риска и прогнозирования износа активов.
Результатом этих процессов стало существенное сокращение времени на оформление сделок. В розничном сегменте компании переходят к мгновенному одобрению сделок, сокращая общий цикл от заявки до выдачи финансирования до 1–2 дней вместо стандартных 3–5 дней.
ESG-факторы и рост сопутствующих услуг
Лизинговые компании ищут новые источники дохода, способные компенсировать высокую стоимость фондирования и давление на процентную маржу.
- Развитие непроцентных доходов: Ожидается рост доходов, связанных с сопутствующими услугами (управление автопарком, сервисное обслуживание, телематика, топливные карты).
Основной вклад в непроцентные доходы, помимо пени и штрафов, вносят комиссии по страхованию, которые лизингодатель часто предлагает в пакете со сделкой.
- ESG-Лизинг: Наблюдается растущий интерес к финансированию проектов, связанных с экологией и устойчивым развитием. В частности, стимулируемый экологическими нормативами и удорожанием традиционного транспорта, объем сделок по лизингу электромобилей в России в 2024 году вырос в 3 раза по сравнению с 2023 годом. Хотя их доля в общем объеме нового бизнеса пока невелика (0,5–0,7%), этот сегмент демонстрирует наиболее высокую динамику, становясь новым драйвером роста.
Заключение
Рынок лизинга в Российской Федерации по состоянию на 2024–2025 гг. находится в «точке излома». Период постсанкционного восстановительного роста (2023 год, +81% НБ) сменился фазой сжатия (прогнозное снижение на 7% в 2024 году и 15–25% в 2025 году), вызванной, прежде всего, жесткой денежно-кредитной политикой, в результате которой ключевая ставка достигала 21% годовых.
Правовая и учетная база отрасли кардинально изменилась: применение ФСБУ 25/2018 и унификация налогового учета (отмена права выбора балансодержателя) требуют от компаний пересмотра финансовой стратегии. При этом налоговые преимущества лизинга, такие как освобождение лизингополучателя от налога на имущество, сохраняются, обеспечивая значительную экономию для бизнеса.
В условиях структурной перестройки рынок демонстрирует высокую адаптивность, выраженную в массовой переориентации на импорт из дружественных стран, в частности, доминировании китайских брендов (60–70% в ключевых сегментах).
Для малого и среднего предпринимательства лизинг остается критически важным инструментом инвестирования, особенно благодаря государственным программам: финансирование по фиксированным ставкам 6% и 8% годовых является единственным доступным механизмом обновления фондов в условиях дорогого коммерческого кредита.
Стратегические перспективы рынка связаны с цифровизацией (сокращение цикла сделки до 1–2 дней), развитием сопутствующих услуг для компенсации потерь маржи и постепенным ростом ESG-лизинга. Несмотря на прогнозируемое сокращение объемов, лизинг сохранит свою фундаментальную роль в российской экономике как основной канал финансирования капитальных вложений.
Список использованной литературы
- Абрамова Н. Г. Договор аренды, лизинг: учет и налоги. М.: Статус Кво, 2005. 345 с.
- Азрилян А. Н. Большой экономический словарь. 5-е изд., доп. и перераб. М.: Институт новой экономики, 2002. 1280 с.
- Галицкий В. Ю. Кредиты и займы. Правовые основы, бухгалтерский учет, налогообложение. М.: ГроссМедиа, 2005. 224 с.
- Горемыкин В. А. Лизинг: Учебник. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2003. 944 с.
- Кабатова Е. В. Лизинг: понятие, правовое регулирование, международная унификация. М.: Наука, 2006. 132 с.
- Ковалев В. В. Учет, анализ и бюджетирование лизинговых операций: теория и практика. М.: Финансы и статистика, 2005. 512 с.
- Красева Т. А. Основы лизинга. Ростов н/Д: Феникс, 2003. 224 с.
- Левкович А. О. Формирование рынка лизинговых услуг. М.: Изд-во деловой и учебной литературы, 2004. 336 с.
- Литвинова Д. В. Лизинг. Справочное пособие. СПб.: ЗАО УКЦ «Эскорт», 2004. 80 с.
- Прилуцкий Л. Н. Финансовый лизинг. Правовые основы, экономика, практика. М.: Ось-89, 2004.
- Справочник Рейтингового агентства «Эксперт РА». Лизинговые компании России. Вып. 1. М., 2004. 303 с.
- Титаева А. В., Ледакова Ю. Н. Лизинг: правовое обеспечение, учет, налогообложение. М.: Налоговый вестник, 2004. 288 с.
- Бухгалтерский и налоговый учет лизинговых операций в 2025 году [Электронный ресурс] // Бухонлайн. URL: https://www.buhonline.ru/ (дата обращения: 09.10.2025).
- В 2024 году малый бизнес по программе льготного лизинга получил оборудование на сумму более 3 млрд рублей [Электронный ресурс] // Корпорация МСП. URL: https://corpmsp.ru/ (дата обращения: 09.10.2025).
- Гонки на грани рисков и возможностей [Электронный ресурс] // Банковское обозрение (bosfera.ru).
URL: https://bosfera.ru/ (дата обращения: 09.10.2025).
- Изменения в налогообложении договоров лизинга [Электронный ресурс] // Юникон. URL: https://unicon.ru/ (дата обращения: 09.10.2025).
- Ключевая ставка ЦБ и её влияние на лизинг в 2025 году [Электронный ресурс] // Индустрия Роста (unlease.ru).
URL: https://unlease.ru/ (дата обращения: 09.10.2025).
- Кредит для юридических лиц vs лизинг: что выбрать для бизнеса [Электронный ресурс] // Roseltorg.ru. URL: https://roseltorg.ru/ (дата обращения: 09.10.2025).
- Лизинг в условиях санкций: что нужно знать [Электронный ресурс] // ЧелИндЛизинг. URL: https://chelindleasing.ru/ (дата обращения: 09.10.2025).
- Лизинговые компании поднимают ставки по контрактам [Электронный ресурс] // Ведомости. URL: https://www.vedomosti.ru/ (дата обращения: 09.10.2025).
- Перспективы лизинговой отрасли в России на 2024 и 2025 годы [Электронный ресурс] // Т-Банк. URL: https://www.tbank.ru/ (дата обращения: 09.10.2025).
- Положения ФСБУ 25/2018, обязательные к исполнению на дату начала аренды [Электронный ресурс] // Элемент Лизинг. URL: https://elementleasing.ru/ (дата обращения: 09.10.2025).
- Правила налогообложения лизинга изменились с 1 января 2022 года [Электронный ресурс] // Федеральная налоговая служба России (nalog.gov.ru).
URL: https://www.nalog.gov.ru/ (дата обращения: 09.10.2025).
- Рынок лизинга 2025: состояние рынка, изменения, прогнозы – и спрос на услуги агрегаторов [Электронный ресурс] // All-leasing.ru. URL: https://all-leasing.ru/ (дата обращения: 09.10.2025).
- Рынок лизинга в России в 2024 году: развитие, особенности, проблемы, перспективы [Электронный ресурс] // Sber.pro. URL: https://sber.pro/ (дата обращения: 09.10.2025).
- Рынок лизинга по итогам 2024 года: ставки высоки [Электронный ресурс] // Эксперт РА. URL: https://www.raexpert.ru/ (дата обращения: 09.10.2025).
- Структура рисков и налоговые эффекты лизинга [Электронный ресурс] // Econs.online. URL: https://econs.online/ (дата обращения: 09.10.2025).
- ФСБУ 25/2018. Лизинг [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс | Хабаровск. URL: https://consultantkhv.ru/ (дата обращения: 09.10.2025).
- ФСБУ 25/2018 – как отразится на отчетности лизинговых компаний? [Электронный ресурс] // Bondholders.ru. URL: https://bondholders.ru/ (дата обращения: 09.10.2025).