Развитие кредитных отношений в Российской Федерации

Курсовая работа

Одна из главных проблем в нынешних условиях — обеспечение стабильного функционирования денежной системы, составной частью которой является денежно-кредитная политика. В настоящее время ситуация в кредитной сфере определяется двумя факторами. Во-первых, кризисными процессами в экономике, во-вторых, недостаточной отработанностью самих кредитных отношений, переживающих новый этап своего функционирования в рыночной среде.

В рыночной экономике деньги должны находиться в постоянном обороте, совершать непрерывное обращение. Временно свободные денежные средства должны незамедлительно поступать на рынок ссудных капиталов, аккумулировать в кредитно-финансовых учреждениях, а затем эффективно пускаться в дело, размещаться в тех отраслях экономики, где есть потребность в дополнительных капиталовложениях. Кредит представляет собой движение ссудного капитала, осуществляемое на началах срочности, возвратности и платности.

Кредитная система как совокупность кредитно-финансовых институтов аккумулирует свободные денежные капиталы, доходы и сбережения различных слоев населения и предоставляет их в ссуду фирмам, правительству и частным лицам. Кредитная система регулирует денежное обращение в стране. Предоставляет различные услуги юридическим и физическим лицам, при этом возникают кредитные экономические отношения.

Таким образом, актуальность выбранной темы определяется значимостью, которую имеют кредитные отношения в финансовой и общей экономической политике любого государства.

Цель курсовой работы — исследование развития кредитных отношений в Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • определить понятие и теоретические характеристики кредитных отношений;
  • выявить состояние кредитных отношений в России;
  • наметить пути развития кредитных отношений в нашей стране.

Объектом исследования является категория кредитных отношений в России.

Предметом исследования являются отношения, интересы и противоречия, связанные с формированием кредитных отношений в нашей стране.

Структура курсовой работы. Цели и задачи исследования определили структуру работы. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы.

кредитная система финансовая

Глава 1. Теоретическая характеристика кредитных отношений

1.1 Сущность и законы кредита

Формой проявления кредитных отношений является кредит (слово «кредит» происходит от латинского «credere», что означает «верить, доверять» [21] ).

36 стр., 17502 слов

Обоснование выделения коллекторов методами геофизических исследований скважин

... отнесения пласта к неколлектору. В таких случаях требуется проведение дополнительных (повторных) исследований. К сожалению, прямые исследования в нашей стране, за исключением отдельных регионов (Якутия. Республики Башкортостан ... создающих условия для экономически оправданного освоения запасов нефти и газа. В некоторых работах к коллекторам относят только те породы, в которых жидкости и газы ...

Гражданский кодекс Российской Федерации (далее — ГК РФ) определяет кредит как разновидность заемных отношений. По договору займа займодавец передает в собственность заемщика деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить займодавцу такую же сумму денег или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества (ст.807 ГК РФ) [1] .

При всей очевидности той пользы, которую приносит кредит, его воздействие на экономику оценивается не однозначно. По мнению некоторых специалистов, он разрушает экономику, поскольку за него надо платить, что подрывает финансовое положение заемщика, приводит к его банкротству [18; с.11]. Однако возникновение кредита следует искать не в сфере производства продуктов для их внутреннего потребления, а в сфере обмена, где владельцы товаров противостоят друг другу как собственники, юридически самостоятельные лица, готовые выступить в экономические отношения [17; с.789]. Товарообмен как перемещение товара из рук в руки, обмен услугами являются той почвой, где могут возникнуть и возникают отношения по поводу кредита. Движение стоимости — ядро движения кредита[8; с.190] .

Конкретной экономической основой, на которой появляются и развиваются кредитные отношения, выступает кругооборот и оборот средств (капитала) [12; с.24]. На базе неравномерности кругооборота и оборота капиталов естественным становится появление отношений, которые устраняют несоответствие между временем производства и временем обращения средств, разрешают относительное противоречие между временным оседанием средств и необходимостью их использования в экономике. Таким отношением и является кредит. Так кредит становится неизбежным атрибутом экономики.

Структура кредита включает кредитора, заемщика и ссуженную стоимость. Кредитор — сторона кредитных отношений, предоставляющая ссуду. Заемщик — сторона кредитных отношений, получающая кредит и обязанная возвратить полученную ссуду. Объектом передачи выступает ссуженная стоимость, как особая часть стоимости. Прежде всего, она представляет собой своеобразную нереализованную стоимость. Высвободившаяся стоимость, оседающая у одного из субъектов кредитных отношений, характеризует замедление ее движения, невозможность в данный момент вступить в новый хозяйственный цикл. Благодаря кредиту стоимость, временно остановившаяся в своем движении, продолжает путь, переходя к новому владельцу, у которого обозначилась потребность в ее использовании на нужды производства и обращения.

Для того чтобы возможность кредита стала реальностью, нужны определенные условия [6; с.31]: участники кредитной сделки — кредитор и заемщик — должны выступать как юридически самостоятельные субъекты, материально гарантирующие выполнение обязательств, вытекающих из экономических связей; кредит становится необходимым в том случае, если происходит совпадение интересов кредитора и заемщика.

Кредитные отношения в экономике функционируют в соответствии с основными принципами, которые наряду с элементами кредита раскрывают его сущность. Основные принципы кредита: возвратность; срочность; платность; обеспеченность; целевой характер; дифференцированность.

3 стр., 1211 слов

Потребительский кредит и страхование заемщика

... к которому имеют отношения следующие направления: страхование залога движимого (недвижимого) имущества заемщика; страхование жизни и здоровья заемщика; страхование коммерческих кредитов; страхование от рисков, связанны с использованием кредитных карт и ...

Формы кредита можно рассматривать в зависимости от характера: ссуженной стоимости; кредитора и заемщика; целевых потребностей заемщика. В зависимости от ссуженной стоимости целесообразно различать товарную, денежную и смешанную (товарно-денежную) формы кредита.

В зависимости от того, кто в кредитной сделке является кредитором, выделяются следующие формы кредита: банковская, хозяйственная (коммерческая), государственная, международная, гражданская (частная, личная).

Вместе с тем в кредитной сделке участвует не только кредитор, но и заемщик; в кредитной сделке они равноправные субъекты. Предложение ссуды исходит от кредитора, спрос — от заемщика. Банковская форма кредита — наиболее распространенная форма. В зависимости от целевых потребностей заемщика выделяются две формы: производительная и потребительская формы кредита. Производительная форма кредита связана с особенностью использования полученных от кредитора средств. Этой форме кредита свойственно использование ссуды на цели производства и обращения, на производительные цели. Потребительская форма кредита в отличие от его производительной формы используется населением на цели потребления, он не направлен на создание новой стоимости, преследует цель удовлетворить потребительские нужды заемщика.

Итак, как экономическая категория кредит представляет собой определенный вид общественных отношений, связанных с движением стоимости (в денежной форме).

Это движение предполагает передачу денежных средств — ссуды на время, причем за ссудополучателем сохраняется право собственности. Основные принципы кредита используются участниками кредитных отношений (заемщиками и кредиторами) для воздействия на все стадии производственного цикла (само производство товаров, реализацию и их потребление, а также сферу денежного оборота).

Знание и учет законов кредита выступают наиболее важной задачей государства и банков в регулировании экономики страны [23].

1.2 Содержание кредитных отношений

Кредитные отношения действуют в экономической системе. В их основе — движение такого вида средств, как ссудный капитал. Они представляют собой обособленную часть, связанную с предоставлением средств в ссуду и её возвратом с определённым процентом.

В специальной литературе можно встретить различные определения понятия «кредитные отношения». «Под кредитными отношениями следует понимать доверие (credo), которое займодавец оказывает заемщику (должнику)» [14; с.86] . Кредитные отношения — «общественные отношения, возникающие между субъектами экономических отношений по поводу движения стоимости» [11;с.15]. Некоторыми авторами кредитные правоотношения понимаются в двух значениях — в широком и узком. Кредитные отношения в широком смысле — «…все правовые отношения, возникающие при предоставлении (передаче, использовании и возврате) денежных средств или других вещей, определенных родовыми признаками на условиях возврата. Кредитные отношения в узком смысле — отношения, охватываемые договором займа, кредитного договора»[13 с.411] .

Наиболее правильным представляется следующее определение: «Кредитные отношения — это обособленная часть экономических отношений, связанная с предоставлением стоимости (средств) в ссуду и возвратом ее вместе с определенным процентом» [10; с.66].

11 стр., 5126 слов

Реферат кредитная

... новые возможности для своих клиентов. Понятие кредитной линии Существует три режима кредитования (способов предоставления кредитных средств): кредит, кредитные линии, овердрафт. Каждый режим имеет свои ... по капитальному строительству объектов и оснащению их техникой. Ускоренному оформлению отношений может способствовать наличие гарантий со стороны соответствующих органов государственной власти, ...

В настоящее время значительно расширились границы кредитных отношений, обслуживающих всё большую долю товарных потоков, заменив при этом традиционные товарно-денежные отношения обмена. Кредит стал важным средством обеспечения финансово-хозяйственной деятельности.

Кредитные отношения объединили в себе две подсистемы: кредитно-товарные и кредитно-денежные отношения. Кроме того, следует различать финансовые, денежные и кредитные отношения. Денежные отношения в свою очередь самое широкое образование, связанное с измерением стоимости различных услуг и товаров. Финансовые отношения — часть денежных отношений, которая формирует, распределяет и использует денежные средства для обеспечения потребностей предприятий, населения и государства. Кредитные отношения имеют поворотный характер, участвуя в экономических процессах. Они могут возникнуть и действовать между двумя субъектами: кредитором, предоставляющим ссуду, и заёмщиком, который получает данный заём. В этом случае движущий мотив для предоставления кредита во временное пользование — получение дохода в качестве ссудного процента. Для кредитора целью является получение прибыли, а для заёмщика — удовлетворение своих временных потребностей в дополнительных финансах.

К группе кредиторов, в первую очередь, относят кредитные учреждения, среди которых главное место принадлежит банкам. Кроме банков в кредитные отношения также могут вступать такие небанковские кредитные компании, как кредитные союзы, кооперативы, кассы взаимопомощи, ломбарды, пункты проката и др.

Формой проявления кредитных отношений являются кредиты, выражающие экономические отношения между заёмщиком и кредитором, которые возникают при получения займа, пользования им и его возвращения. В качестве формы движения ссудного капитала кредит объединяет в себе такие процессы: аккумуляцию временно свободных средств, вложение и размещение этих средств.

Юридическая основа системы кредитования — кредитный договор, предусматривающий возникновение определённых обязанностей для каждой из сторон. По кредитному договору банк или иная кредитная организация обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее (ст.819 ГК РФ) [1].

В условиях рыночных отношений кредитная сделка стала обязательным атрибутом хозяйственного механизма для экономических субъектов.

Развитые кредитные отношения связаны с созданием сети специальных кредитных институтов, которые специализируются на осуществлении кредитных операций. Они занимаются организацией и обслуживанием движения ссудного капитала, обеспечивают его привлечение и перераспределение в соответствующие сферы экономики, где может возникнуть дефицит денежных средств.

Совокупность всех кредитных отношений образует кредитную систему. Кредитная система является неотъемлемой и важной частью экономики любой страны, так как от ее функционирования зависит форма и динамика развития страны, и в первую очередь в экономическом плане.

Кредитную систему можно рассматривать в двух аспектах проявления: во-первых, кредитная система как совокупность кредитных отношений, форм, способов и типов кредитования; во-вторых, кредитная система как совокупность банковских и иных кредитных организаций, работающих в правовом поле, определенном законодательными актами.

3 стр., 1307 слов

Страхование в системе финансово-кредитных отношениях

... перспективы расширения и углубления товарно-денежных отношений в Российской Федерации. финансово-кредитную систему В финансовой системе Российской Федерации в последние годы ... «страхование» в системе финансово-кредитных отношениях., Задачи выбранной курсовой работы заключаются Выявить сущность и место страхования в системе финансово-кредитных отношениях. Проанализировать страховую деятельность. ...

Кредитная система состоит из банковской и небанковской части. Банковская часть — основная составляющая кредитной системы, так как через ее составляющие проходит основная масса денежных средств участвующих в денежном обороте, и именно банки оказываю подавляющую массу услуг на финансовом рынке. Небанковская часть — состоит из учреждений, которые оказывают специфические услуги, или меньший спектр услуг, чем банки (почтово-сберегательные учреждения, ломбарды).

Банки — кредитные учреждения, целью деятельности которых является получение прибыли за счет перераспределения и максимально эффективного использования денежных средств, как собственных, так и привлеченных со стороны [2].

Специфика типологии кредитных отношений определяется тем, что кредитные отношения в основе своей подчиняются единому принципу — принципу взаимоотношений на основе имущественных обязательств кредитора по предоставлению денег или ценностей и заемщика по возвращению суммы или стоимости ценностей плюс определенный процент от этого значения.

Итак, типы кредитных отношений, являющиеся отражением различных вариаций кредитных сделок: кредитование государственных предприятий и коммерческих учреждений в форме учета коммерческих векселей; кредитование экспортных и импортных операций как особого рода экономической деятельности; валютные операции, имеющие отношения к гражданско-правовой сфере (выплата заработной платы, стипендий, пенсий, денежных компенсаций, различных пособий и так далее); кредитование инвестиционной деятельности предприятий; предоставление кредитов другим банковским учреждениям; международные денежные переводы (относятся к кредитным отношениям из-за специфики осуществления переводов и выплат в различных странах); кредитование частных лиц, выдача персональных кредитов, предоставление потребительских кредитов, кредитование владельцев кредитных карточек и т.д.; иные формы национальных и интернациональных кредитных операций по отношению к юридическим лицам; различные расчетные операции, т.е. связанные с денежными расчетами за уже поставленные товары, уже предоставленные услуги и т.п. [15; с.14].

Итак, кредитные отношения функционируют в системе экономических отношений. В основе их лежит движение особого вида капитала — ссудного капитала. В современном хозяйстве значительно расширяются границы кредитных отношений. Кредит обслуживает всё большую долю товарных потоков, заменяя традиционные товарно-денежные отношения обмена. Кредит необходим как важное средство обеспечения финансово-хозяйственной деятельности экономических субъектов.

1.3 Факторы развития кредитной системы

Кредитная система государства во многом определяется уровнем развития производственных отношений, преобладающей формой собственности и той экономической ситуацией, в которой находится страна.

4 стр., 1769 слов

Целевые кредиты коммерческих банков: виды и перспективы развития

... кредит. 1.2. Кредитная политика целевого кредитования в коммерческих банках Основой, определяющей кредитную политику банка во взаимоотношениях с населением, вне всяких сомнений, является банковский целевой кредит, ... инструментом экономики. Опираясь на вышеизложенное, тема современного состояния и перспектив развития целевого кредитования в России приобретает особую актуальность. Глава 1. ...

Если проанализировать историю возникновения и развития банковских систем (основных звеньев кредитной системы), то можно выделить ряд основных периодов в их эволюции и проследить факторы их развития.

Первый из периодов связан с осуществлением таких денежных операций, как обмен денежных знаков различных государств, хранение денег, кредитование, расчетные операции.

Начало второго периода было обусловлено возникновением организаций, занимающихся отдельными или несколькими видами денежных операций, созданием банков как организаций, осуществлявших одновременно расчетные, депозитные и кредитные операции. О переходе к третьему периоду можно говорить в связи с расширением объемов денежных операций, появлением необходимости в больших объемах кредитования, осуществлением расчетных операций на постоянной основе.

Начало третьего периода было обусловлено ростом промышленного производства, расширением денежного обращения, развитием международных экономических отношений. Принципиальным нововведением в этот период стало появление эмиссионных банковских операций. С момента появления у банков эмиссионных функций и создания на этой основе систем взаимных расчетов можно говорить о возникновении системной организации банковской деятельности. С возникновением центральных банков осуществился переход к следующему периоду развития банковских систем. Центральные банки создавались путем преобразования одного из частных или государственных банков, в иных случаях требовалось непосредственное учреждение центрального банка. Монопольное право осуществления эмиссионной деятельности дало центральным банкам возможность осуществления контроля над сферой безналичных расчетов и кредитования, послужило причиной дальнейшего расширения их функций. Создание банков, наделенных монопольным правом эмиссии денежных знаков, способствовало стабилизации денежного обращения и образованию централизованных банковских систем, позволявших повысить устойчивость работы банков и уровень доверия к ним со стороны населения на фоне установления более тесных взаимосвязей между банками, повышения их роли и влияния на экономическое развитие стран. В связи с наделением центральных банков рядом функций, связанных с регулированием банковских операций, появилась возможность осуществления более эффективного воздействия на банковскую деятельность с целью нивелирования периодически возникающих кризисных явлений. О масштабности процессов преобразования организации банковской системы свидетельствуют, в частности, следующие цифры: в начале ХХ в. центральные банки существовали лишь в 18 странах мира, для сравнения — к концу ХХ в. уже в 172 странах [20].

Новый период в развитии банковских систем напрямую был связан с расцветом капиталистических отношений, широким распространением акционерных банков, возникновением системы участия в капиталах. В деятельности банков появляется инвестиционное направление. О переходе к следующему периоду развития банковских систем, прежде всего в странах с развитой рыночной экономикой, можно говорить в связи с научно-технической и технологической революцией, в том числе в области компьютеризации и программирования, созданием транснациональных банков наряду с общемировой информационной сетью, транснациональными и международными корпорациями. В этот период деятельность банков подчиняется, прежде всего, удовлетворению запросов потребителей.

6 стр., 2730 слов

Сравнительный анализ системы пенсионного страхования России и Норвегии

... выплачивают пенсию из его накоплений. На данный момент времени в России применяется распределительная система пенсионного страхования граждан, основным государственным регулятором и исполнителем которой является ... свои преимущества и недостатки. В настоящее время в России происходит переход от распределительной системы к накопительной системе пенсионного страхования. На наш взгляд, в условиях ...

Т.е. мы видим, что на ход развития банковской системы, а, следовательно, и кредитной системы влияют экономические, политические и социальные факторы. На рис.1 представлены факторы, оказывающие влияние на развитие современных банковских систем(см. рис.1).

Рис. 1 Факторы, оказывающие влияние на развитие банковских систем

При развитии национальных рынков, международной торговли развивается и банковская система. Спрос на банковские услуги расширяется также по мере увеличения производства. Банковская система приобретает особый положительный заряд в своем развитии в фазе экономического подъема, когда спрос на банковский продукт и банковские услуги существенно возрастает, негативное влияние на банковскую систему могут оказать затяжные экономические кризисы. В условиях экономического кризиса, сопровождающегося инфляцией, дефицитом местных и федеральных финансов, развитие банков дестабилизируется. Заметное влияние на развитие банковской системы может оказать законодательная база той или иной страны. Так, в некоторых странах банкам запрещается выполнять определенные операции с ценными бумагами, вкладывать свои капиталы в капиталы предприятий.

На развитие банковской системы огромное влияние оказывают и общие представления о сущности и роли банка в экономике. В распределительной системе банк воспринимается, как орган контроля, надзора за деятельностью предприятий. Иное положение занимают банки в условиях рыночной экономики. Банковская система приобретает двухуровневый характер, собственность на банки приобретает черты, адекватные многообразию форм собственности в хозяйстве, появляются частные, кооперативные и акционерные банки, такие специализированные кредитные учреждения, как ипотечные, муниципальные банки; система становится более многосторонней, приобретает более законченные черты [9; 154] .

На состоянии банковской системы и ее текущем развитии отражаются и политические факторы. Так, в РФ политика Правительства РФ и Банка России, направленная на повышение роли банковского сектора в экономике, расширение банковского кредитования, создание равных конкурентных условий для ведения бизнеса всеми кредитными организациями независимо от формы собственности, является позитивным стимулом. Неопределенность политических мотивов и ценностей государства, приводит к задержке развития банков; оттоку капиталов за границу. По данным ЦБ РФ, из России в 2008 г., во время финансового кризиса, за рубеж было вывезено более 130 млрд. долл в 2008 г. темпы оттока замедлились в 2009 вывезено 83 млрд. долл и 2010 г. 33.6 млрд. долл. Резко сбивают положительную динамику 2011г. 84.2 млрд.долл и 2012 г. 43.7 млрд.долл, основная причина ?это кризис в еврозоне, вторая это политическая, предстоящие выборы. Чистый вывоз капитала из России частным сектором в 2013 году составил 62,7 млрд долларов [26]

Глава 2. Состояние кредитных отношений в России

2.1Становление современной кредитной системы в России

Созданию современной кредитной системы Российской Федерации предшествовал длительный исторический период, который определялся социально-экономическими условиями развития страны.

До 1917 г. кредитная система успешно развивалась в соответствии с потребностями России, которая была страной среднего уровня развития капитализма. По структуре, функциям и операциям она приближалась к модели кредитной системы ведущих капиталистических стран того времени.

В первые месяцы после революции 1917 г. была проведена национализация всех кредитных институтов (банков и страховых компаний), на базе Госбанка России был создан Народный банк. Начавшаяся в 1918г. гражданская война по существу ликвидировала кредитную систему, так как в условиях отсутствия товарно-денежных отношений кредит потерял свое значение. Это подтверждает факт слияния в те годы Народного банка с Наркомфином (министерством финансов).

Единственным источником доходов в стране стала неконтролируемая эмиссия так называемых денежных знаков, что привело к обесцениванию денег, натурализации хозяйственных отношений и ограничивало сферу товарно-денежных отношений.

В начале 20-х годов в рамках новой экономической политики было предпринято восстановление кредитной системы, но в довольно усеченной форме. Был создан Госбанк, стали функционировать акционерные и кооперативные коммерческие банки. К 1925 г. была восстановлена кредитная система. Особенность новой кредитной системы заключалась в том, что большая часть ее звеньев являлась государственной собственностью. Существовали также кредитные учреждения в кооперативной собственности. Незначительная часть кредитных институтов была в капиталистической собственности (общества взаимного кредита, которые к концу 20-хгг. прекратили свою деятельность).

При этом кредитная система была представлена главным образом отраслевыми специализированными банками и обществами по кредитованию. В новой структуре кредитной системы отсутствовали страховые компании и учреждения, занимавшиеся операциями с ценными бумагами. Это объяснялось созданием государственной страховой компании, а также очень ограниченным рынком ценных бумаг в виде оборота акций между различными государственными организациями-акционерами.

В последующие годы кредитная система претерпела существенные изменения под влиянием кредитной реформы 30-х годов. В 1930-1932 гг. была сформирована сеть специализированных банков долгосрочного кредитования и финансирования капитальных вложений — Промбанка, Сельхозбанка, Цекомбанка и Торгбанка, которые были ориентированы на обслуживание отдельных секторов экономики. Усилилась роль Госбанка, который должен был обеспечивать действенный контроль за ходом выполнения планов производства и обращения товаров, за выполнением финансовых планов и планов накоплений. Кредит Госбанка стал целевым, срочным, возвратным, обеспеченным товарно-материальными ценностями, а кредитование заемщиков должно было производиться в соответствии с выполнением ими планов. В Госбанке были сосредоточены все операции по краткосрочному кредитованию, и этот банк был превращен в расчетный центр страны. Финансирование и кредитование капитальных вложений банки могли производить только на основе утвержденных для предприятий и хозяйственных организаций планов капитального строительства и планов финансирования. Правительство подчеркивало, что важнейшей функцией специализированных банков является контроль за использованием отпущенных ими средств в соответствии с утвержденными планами и фактическим ходом строительства. Т.к. задачи новых специальных банков заключались только в финансировании и кредитовании капитальных вложений, то это позволяло использовать их в качестве аппарата государственного контроля за капитальным строительством.

Значительная реорганизация была проведена в 1959 — 1962 гг. В соответствии с Указом Верховного Совета СССР от 7 апреля 1959 г. была проведена новая реорганизация специальных банков. Были ликвидированы Цекомбанк, Торгбанк и Сельхозбанк, Промбанку переданы операции, выполнявшиеся ранее Цекомбанком. Промбанк был переименован во Всесоюзный банк финансирования капитальных вложений — Стройбанк СССР, Госбанку были переданы функции Сельхозбанка. Перед Стройбанком была поставлена задача добиваться усиления роли кредита и системы финансирования в повышении эффективности капитальных вложений.

Банковская система в 60-70-е годы являлась жестко централизованной, так как Стройбанк СССР лишь по форме был независим от Госбанка СССР. Объемы кредитных вложений определялись только для сбалансирования планов развития с имеющимися бюджетными средствами. Госбанк СССР не только выполнял функции единого кредитного центра страны, но и осуществлял операционно-кассовое обслуживание бюджета. Он аккумулировал все поступления в бюджет и выдавал ассигнования из бюджета. Взаимоотношения между предприятиями и бюджетом строились на запланированных отчислениях в бюджет и ассигнований из него. В случае отклонения от плана поступлений денег в бюджет Госбанк автоматически предоставлял кредит. В результате ежегодно возрастали темпы инфляции, размеры которой скрывались от населения [24].

В результате осуществленных преобразований сложилась государственная кредитная система СССР, включающая Госбанк, Стройбанк, Внешторгбанк, гострудсберкассы и ломбарды, которая просуществовала до перестройки народного хозяйства, начавшейся в середине 1980-х гг. Кредитная система СССР была представлена в основном банковскими учреждениями. Кредитные организации небанковского типа и парабанковские кредитные организации, такие как кредитные кооперативы, общества взаимного кредита и другие, были ликвидированы в процессе социалистических преобразований кредитной сферы.

Характер и структура кредитной системы СССР в целом соответствовали принципам централизованной плановой экономики. Кредитные отношения носили плановый характер, формы их организации были подчинены задачам общегосударственного контроля за движением денежных потоков в экономике. Кредитная система полностью была государственной и имела одноуровневую структуру, поскольку денежно-кредитное регулирование (которое осуществлялось путем составления кредитных и кассовых планов) и кредитование предприятий и организаций проводились одним банком — Госбанком СССР [24; с.345] .

Реформирование государственной кредитной системы началось в рамках проведения радикальной экономической реформы 1987 г. Оно предусматривало изменение организационной структуры банковской системы, повышение роли банков в экономике и усиление их влияния на развитие народного хозяйства. В результате реорганизации банковской системы, усилились их связи с народным хозяйством, повысилась роль кредита в инновационном процессе, улучшилась структура кредитных вложений. Однако принципиальных изменений в кредитной сфере не произошло (на самом деле они и не предполагались): сохранилось централизованное распределение ресурсов, не была ликвидирована монопольная структура банковской системы, поскольку сферы влияния между банками были распределены административным путем по ведомственному принципу, не были созданы условия для свободного перелива капитала и развития финансового рынка. Госбанк СССР, подчиняясь Правительству, оставался административным органом и не мог проводить самостоятельную денежно-кредитную политику. Он не сумел овладеть присущим центральному банку инструментарием воздействия на денежно-кредитную сферу. Проблемы экономического управления денежным оборотом страны, регулирования деятельности низовых звеньев банковской системы, развития конкуренции между банками обусловили потребность в углублении реформ в банковской сфере.

В 1988 г. начался второй этап банковской реформы, который ознаменовался созданием коммерческих банков на паевой и акционерной основах. Уже к августу 1990 г. в стране действовало 202 коммерческих банка. В 1990 — 1991 гг. процедура открытия банка в России практически ничем не отличалась от процедуры открытия кооператива. Создание негосударственных коммерческих банков означало преодоление монополии в банковской сфере, отказ от отраслевой специализации банков, развитие коммерческих начал в банковской деятельности. Коммерческие банки сыграли позитивную роль в становлении и развитии экономической рыночной системы в стране, создании инновационной среды, ломающей традиционные структуры и открывающей путь к дальнейшим преобразованиям [6; с.31-33].

Радикальные изменения, которые произошли в банковской системе, были закреплены в разработанном на этом этапе специальном банковском законодательстве. Принятые Верховным Советом РСФСР законы РСФСР 2 декабря 1990 г. № 394-1 «О Центральном банке РСФСР (Банке России)» и № 395-1 «О банках и банковской деятельности в РСФСР» стали законодательной основой новой банковской системы, базирующейся на рыночных принципах. В тот момент они оценивались как наиболее прогрессивные в блоке принятых экономических законов, что ознаменовало утверждение либеральных рыночных отношений в денежно-кредитной сфере. В настоящее время действуют новые редакции этих законов — «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»[2].

Вступление их в действие стало итогом реформирования банковской системы страны в связи с переходом к экономической системе, основанной на рыночных принципах.

2.2 Современная кредитная система России

В настоящее время структура кредитной системы России выглядит следующим образом:

1. Банк России.

2. Банковская система: коммерческие банки; Сберегательный банк России; иные специализированные банки.

3. Специализированные кредитно-финансовые институты: страховые компании; негосударственные пенсионные фонды; инвестиционные компании; финансово-строительные компании .

Ведущим звеном в кредитной системе России является банковская система. Современная банковская система России имеет двухуровневую структуру, взаимоотношения между банками в которой протекают в двух плоскостях: по вертикали и по горизонтали. Она включает в себя Банк России, который представляет собой I (верхний) уровень банковской системы, и кредитные организации, филиалы и представительства иностранных банков — II уровень (см. рис.2).

Рис.2 Организационная структура банковской системы России

Принцип двухуровневой структуры реализуется путем четкого законодательного разделения функций центрального банка и всех остальных банков.

Центральный банк РФ как верхний уровень банковской системы выполняет функции денежно-кредитного регулирования, банковского надзора и управления системой платежей и расчетов в стране.

Деятельность Банка России осуществляется в соответствии с Федеральным закон от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (в ред. ФЗ №218-ФЗ от 22.09.2009).

Организационно-правовая форма Центрального Банка представляет собой унитарный банк со 100% -ным участием государства в его капитале [27].

Центральный Банк — самостоятельная, но подконтрольная государству кредитная организация, в основные задачи и функции которой входят:

  • обеспечение устойчивости национальной валюты, минимизация инфляции (эмиссия наличных денег и организация их обращения), определение системы, порядка и формы расчетов, разработка и проведение единой денежно-кредитной политики, регулирование денежного обращения, валютное регулирование и валютный контроль;

— обеспечение эффективности и стабильности банковской системы (государственная регистрация, выдача и отзыв лицензий коммерческих банков, установление правил бухгалтерского учета, организация банковского аудита, надзор за деятельностью банков, кредитор последней инстанции коммерческих банков, проведение банковских операций по поручению Правительства).

Он может проводить банковские операции, необходимые для выполнения данных функций, только с российскими и иностранными кредитными организациями, а также с Правительством РФ, представительными и исполнительными органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, воинскими частями. Банк России не имеет права осуществлять банковские операции с юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, и с физическими лицами (кроме военнослужащих и служащих Банка России).

Он не может прямо выходить на банковский рынок, предоставлять кредиты непосредственно предприятиям и организациям и не должен участвовать в конкуренции с коммерческими банками.

Коммерческие банки и другие кредитные организации образуют второй, нижний уровень банковской системы. Их деятельность осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 02.12.1990 №395-1 «О банках и банковской деятельности» [2].

В соответствии с Законом «О банках и банковской деятельности» к кредитным организациям относятся юридические лица, которые для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании разрешения (лицензии) ЦБ РФ имеют право осуществлять банковские операции, предусмотренные законом. В РФ выделяют два типа кредитных организаций: банки и небанковские кредитные организации.

Банк — кредитная организация, которая по российскому законодательству в отличие от всех других финансовых посредников имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции:

1) привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц;

2) размещение этих средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности;

3) открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Коммерческие банки являются основными каналами практического осуществления денежно-кредитной политики Центрального банка. ЦБ РФ устанавливает обязательные для коммерческих банков правила проведения и регулирования кредитных операций и денежного обращения.

Применительно к России среди последних можно выделить следующие виды специализаций и банки-представители:

  • Отраслевая: земельные, торговые, строительные, промышленные, дорожные, конверсионные, связи и информации, культуры и искусства;
  • Субъективная: «АвтоВАЗбанк», «БратскГЭС стройбанк».
  • Территориальная: «Дальневосточный», «Кубаньбанк».
  • Территориально-отраслевая: «Сибирьгазбанк», «Юганскнефтебанк».
  • Функциональная: инновационные, инвестиционные, сберегательные, кредитные, ипотечные, трастовые и т.д.
  • Территориально-функциональная:»Стройинвестбанк», Инвестторгбанк».

По способу формирования уставного капитала банки подразделяются на акционерные (ОАО и ЗАО) и общества с ограниченной ответственностью ООО [20].

Небанковская кредитная организация — это кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные законом. До настоящего момента НКО не столь распространены в нашей стране, хотя старейшие из них ведут свою историю с 1993 г. (на 27.06.2013. в России действует 63 НКО) [27].

Причина тому — скудный набор услуг, которые они могут оказывать своим клиентам.

В последнее время в России стали образовываться такие формы НКО, как кредитные кооперативы — это добровольное объединение двух или более физических и (или) юридических лиц, имеющие своей целью удовлетворение потребностей пайщиков в финансовой взаимопомощи. Основной его целью является удовлетворение потребностей своих членов в финансовых услугах любого вида. Основные виды деятельности кредитных кооперативов заключаются в приеме сбережений (вкладов) от населения и выдачи займов (кредитов) пайщикам. ФЗ от 18.07.2009 N 190-ФЗ «О кредитной кооперации» определяет правовые, экономические и организационные основы создания и деятельности кредитных потребительских кооперативов различных видов и уровней, союзов (ассоциаций) и иных объединений кредитных потребительских кооперативов. Количество (в 2013г. — 3500 кооперативов), а их активы на составляют 0,3% из всего актива кредитных организаций [27].

В состав банковской системы России включаются также филиалы и представительства иностранных банков, признанный таковым по законодательству иностранного государства, на территории которого он зарегистрирован. Запрет на открытие и операции иностранных банков в РФ был снят с 1.01.1996 года. На их деятельность распространяется правовое регулирование банковской деятельности в России.

Кредитные организации могут создавать союзы и ассоциации, которым запрещено осуществлять банковские операции. Цель их деятельности — не получение прибыли, а защита интересов организаций-членов и координация их усилий по различным направлениям. В РФ крупнейшей является Ассоциация российских банков (АРБ), организованная в Москве 27-28 марта 1991г. АРБ является негосударственной некоммерческой организацией, объединяющей коммерческие банки и другие кредитные организации, а также организации, деятельность которых связана с функционированием финансово-кредитной системы РФ. Она объединяет около 80% банковских учреждений России, которым принадлежит более 92% совокупного банковского капитала действующих кредитных организаций и свыше 93% всех активов российской банковской системы. По состоянию на 14 октября 2010г. АРБ насчитывает 704 членов, в том числе 489 кредитных организаций, которые имеют 2954 филиалов. Банки — члены АРБ и их филиалы осуществляют свою деятельность во всех регионах РФ [24].

Согласно материалам ЦБ РФ, на 1 мая 2013 г. в стране зарегистрировано 955 кредитных организаций в том числе 895 банков и 60 небанковская кредитная организация, против 976 кредитных организаций, 919 банков и 57 небанковских кредитных организаций на 1 февраля 2012 г., а на 2011 г. 1112 кредитные организации, 1051 банк и 61 небанковские организации [27].

2.3 Анализ современного состояния кредитных отношений в России

Проведем анализ ситуации на кредитном рынке России за 2010-2013 гг. Динамика банковского кредитования в последние годы позволяет назвать его наиболее активно развивающимся сегментом российского финансового рынка. Так, по данным Росстата на 1 января 2013 года объем кредитования российских банков составил 32 886,9 млрд. руб., что на 71,5 % больше чем на то же число 2010 года и на 17,8 %, чем на 1 января 2012 года (Таблица 1).

Таблица 1. Динамика кредитов, депозитов и прочих размещенных средств, предоставленных организациям, физическим лицам и кредитным организациям за 2010-2013 гг. на начало года (в млрд. руб.)

Год

2010

2011

2012

2013

Кредиты, депозиты и прочие размещенные средства, предоставленные организациям, физическим лицам и кредитным организациям

19179,6

21537,3

27911,6

32886,9

В процентах к предыдущему периоду

12,29

29,60

17,83

Рассмотрим подробнее данные о размещенных средствах в динамике за 2010—2013 года (Таблица 2) [22].

Таблица 2. Кредиты, депозиты, и прочие размещенные средства в рублях и в иностранной валюте на начало 2010-2013 гг. (в млн. руб.)

год

Всего, из них:

Физическим лицам

Организациям

Кредитным организациям

01.2010

19 362 452

3 573 752

12 879 199

2 725 932

01.2011

21 537 339

4 084 821

14 529 858

2 921 119

01.2012

27 911 609

5 550 884

18 400 916

3 957 996

01.2013

32 886 943

7 737 070

20 917 365

4 230 398

Можно сделать вывод, что основную долю занимают кредиты, выданные организациям — на начало 2013 года она составила 63 % или 20917 млрд. руб. На физические лица приходится 24 %, а на кредитные организации 13 % на тот же период. Исследуя данные показатели в динамике за 2010Ї2013 гг., можно отметить, что доля кредитов, размещенных в организациях к 2013 году, постепенно снижается (с 67 % до 63 %), продолжая оставаться основной. Происходит это главным образом за счет увеличения кредитов, выданных населению (с 19 до 24 %), что говорит о наметившейся положительной тенденции. В 2012 году банки наращивали кредитование физических лиц наиболее высокими темпами: объем кредитов населению возрос за 2012 г. на 39,4 % — до 7737,1 млрд. руб. (за 2011 г. — на 35,9 %(5550,8 млрд. руб.)).

В результате повысился удельный вес розничного портфеля в активах банковского сектора и в совокупных кредитах и прочих размещенных средствах. Этому поспособствовали: появление новых кредитных продуктов, совершенствование платежных систем, повышение жизненного уровня населения, стабильная экономическая ситуация, развитие законодательной и правовой базы, наличие информационных ресурсов. Доля же депозитов, размещенных в других кредитных организациях, остается практически неизменной, чуть сократившись к началу 2013 года [22].

Объем кредитов, выданных населению, также растет, причем заметный рост начинается с середины 2012 года. Что касается кредитных организаций, ситуация стабильная. Объем межбанковских кредитов, не имея явной тенденции, все же растет умеренными темпами. Объем предоставленных межбанковских кредитов за 2012 г. вырос на 6,9 % — до 4230,4 млрд. руб. (за 2011 г. — на 35,5 %).

Их доля в активах банковского сектора уменьшилась с 9,5 до 8,5 %. При этом объем кредитов, размещенных в кредитных организациях — резидентах, возрос на 22,4 %, а в банках-нерезидентах — напротив, сократился на 4,2 %. В целом прирост депозитов, размещенных в кредитных организациях, за анализируемый период составил 55 %, а среднегодовое значение за данный период составило 3 458 861 млн. руб. [25].

Немаловажным является распределение кредитов, выданных физическим лицам в Российской Федерации в разрезе Федеральных округов (Рис. 3).

По состоянию на 01.01.2013 данный показатель составил 7 226 423 млн. руб. Согласно диаграмме, основной объем кредитов физическим лицам выдается на территориях Центрального Федерального округа — 31 % или 2 270 731 млн. руб., из них 15 % приходится на основной денежно-кредитный центр России — г. Москва, Приволжского Федерального округа — 17 % (1 257 277 млн. руб.), Сибирского Федерального округа — 15 % (1 062 466 млн. руб.) и т. д. Данный факт можно сопоставить с территориальным распространением банков. Следовательно, объем кредитования населения, как правило, больше там, где распространены банковские услуги для физических лиц.

Рис 3 Структура выданных кредитов физическим лицам в Российской Федерации в территориальном разрезе на начало 2013 года

Аналогично на ту же дату объем кредитования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей составил 27 531 130 млн. руб. Рассмотрим также данный показатель в территориальном разрезе и сравним его с объемом кредитования физических лиц (Рис.4) [26].

Рис.4 Структура выданных кредитов юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в территориальном разрезе на начало 2013 года

Основной объем кредитов юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям выдается также на территории Центрального Федерального округа, но по сравнению с кредитованием физических лиц, ее доля в структуре больше половины — 55 % (15 268 061 млн. руб.).

Причем на г. Москва приходится 43 % всех кредитов, выданных в РФ, что говорит о его особом значении для организаций и индивидуальных предпринимателей. Это связано также с тем, что Москва имеет самое большое количество действующих банков. Большую долю в этой структуре отведено Приволжскому Федеральному округу (как и в кредитовании физических лиц) — 12 % (3 182 178 млн. руб.) и Северо-Западному Федеральному округу — 11 % (3 002 649 млн. руб.).

Доля кредитования организаций и индивидуальных предпринимателей на территории Сибирского Федерального округа в два раза меньше по сравнению с той же долей кредитования физических лиц — 7 % по сравнению с 15 %. Объем кредитов в остальных Федеральных округах не превышает 10 %. Самую маленькую долю в кредитовании как физических, так и юридических лиц и индивидуальных предпринимателей можно наблюдать на территории Северо-Кавказского и Южного Федеральных округов. Данный факт, скорее всего, связан с нестабильной политической и экономической ситуацией и дотационным характером доходов в Республиках, входящих в данные округа [26].

Рассмотрим структуру кредитного портфеля и ее динамику за 2010—2013 гг. по срокам выданных ссуд. По состоянию на 1 января 2013 года объем кредитов, выданных банками в рублях и иностранной валюте орагнизациям, составил 20 917 млрд. руб. Из них кредиты, выданные на срок:

  • до 30 дней — 655 млрд. руб. (3 %);
  • от 31 до 90 дней — 608 млрд. руб. (3 %);
  • от 91 до 180 дней — 965 млрд. руб. (5 %);
  • от 181 дня до 1 года — 3 375 млрд. руб. (16 %);
  • от 1 года до 3 лет — 5 906 млрд. руб. (28 %);
  • от 3 лет — 8 468 млрд.

руб. (40 %).

Рассмотрев структуру кредитования организаций по срокам, основную долю составляют кредиты свыше 3 лет, что явилось характерной чертой анализируемого периода (с 2010 по 2013 гг.), так как в ранние периоды долгосрочные кредиты не были столь востребованы. Это, безусловно, является положительным моментом. Возможно, это связано с повышением доверия к клиентам со стороны банков и стабилизацией финансового состояния, как организаций, так и банков. Существует определенная зависимость удельного веса кредитов от сроков их предоставления. С удлинением сроков ссуд, их доля в кредитном портфеле увеличивается. Наблюдается тенденция к увеличению удельного веса долгосрочных кредитов сроком от 3 лет, остальные же кредиты не имеют определенной направленности ни к снижению, ни к увеличению. В начале 2013 года по сравнению с январем 2010 года, наибольший прирост имела ссудная задолженность по кредитам со сроком погашения от 31 до 90 дней — 114 %, и до 30 дней — 108 %, наименьший прирост наблюдался по кредитам со сроком погашения от 181 дня до 1 года — 37 % [25].

Глава 3. Перспективы развития кредитных отношений в России

3.1 Недостатки развития кредитных отношений в России

27 сентября 2011 г. в Москве состоялась II ежегодная конференция «Кредитование в России», организованная Агентством «Национальные Бизнес Форумы» [24].

В ходе конференции ее участниками было заострено внимание на некоторых недостатках развития кредитных отношений в нашей стране (табл.3).

Таблица 3. Недостатки развития кредитных отношений в России

Характеристика

Содержание

Показатели в сфере кредитования в России.

Отставание от развитых стран Запада.

Ликвидность на российском рынке кредитования.

Имеет место негативная ситуация.

Развитие бюро кредитных историй.

Недостаточное развитие.

Получение многими гражданами зарплаты «в конвертах».

Сокрытие полной суммы доходов уменьшает шансы на получение кредита.

Настрой заемщиков на долгосрочные отношения (кредитные карты и займы на более крупные займы).

В России этот опыт начинает только практиковаться. До сих пор потребители не доверяют кредитам по овердрафту.

Присутствие иностранных банков на рынке.

Для российских банков это грозит усиливающейся конкуренцией.

Отношение совокупных активов банковской системы к ВВП.

В России = 52,8% , что намного ниже показателя развитых стран.

Стоимость кредитов для населения за вычетом инфляции.

Остается одной из самых высоких в мире: так, по потребительским кредитам она превышает более 10-15%, по ипотечным кредитам свыше 5%.

А. Милюков, вице-президент Ассоциации российских банков, выступал с докладом о развитии кредитования. На основании сравнения показателей в сфере кредитования в России с показателями развитых стран Запада сделал заключение: «Мы — крайне слабо развитая страна в смысле кредитования» [24] А. Милюков внес практические предложения по развитию кредитования: необходимо формирование надёжных заёмщиков, создание программы по развитию импортозамещающих производств, сокращение бюрократических и административных барьеров, принять активные меры по улучшению делового климата.