Введение
Начало третьего десятилетия XXI века стало периодом беспрецедентных вызовов для российской экономики и ее финансовой системы. Кредитные отношения, являющиеся кровеносной системой рыночной экономики, оказались под двойным ударом: сначала пандемического кризиса 2020 года, а затем геополитических и санкционных шоков 2022 года. В результате этих событий российский финансовый рынок столкнулся с необходимостью кардинальной трансформации, переориентации на внутренние источники фондирования и адаптации к режиму жесткой денежно-кредитной политики (ДКП), кульминацией которой стало повышение ключевой ставки до 21,00% в 2025 году.
Актуальность настоящего исследования продиктована необходимостью критического осмысления этих структурных изменений. Анализ современного состояния кредитных отношений в Российской Федерации (РФ) требует не только фиксации количественных показателей, но и глубокого изучения механизмов регуляторного реагирования, а также стратегических направлений цифровизации.
Цель исследования заключается в проведении комплексного, академически строгого анализа развития кредитной системы РФ в период 2014–2025 гг., выявлении ключевых структурных и количественных изменений, оценке системных рисков и определении перспектив устойчивого развития в условиях жесткой монетарной политики.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Уточнить теоретико-правовые основы кредитных отношений в контексте актуального законодательства 2024–2025 гг.
- Проанализировать динамику и структуру кредитного портфеля по секторам (корпоративное, розничное) за исследуемый период.
- Оценить влияние экономических шоков и санкционного режима на стоимость и доступность кредитных ресурсов.
- Выявить основные проблемы и риски (в частности, рост кредитного риска и закредитованности) и проанализировать комплекс макропруденциальных мер ЦБ РФ.
- Оценить роль цифровизации (FinTech, Open Banking) как стратегического драйвера развития кредитной системы.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 2014 по 2025 год, что позволяет проследить полный цикл адаптации финансовой системы к новым экономическим реалиям.
Современное состояние и анализ тенденций развития рынка кредитных ...
... периода. V. Эпоха регулирования и цифровизации 2015–2025 гг. Введение ЦБ РФ макропруденциального регулирования (ПСК, МПЛ). Развитие Национальной системы платежных карт (НСПК) и карты «Мир». Интеграция кредитных ... рынке кредитных банковских карт Российской Федерации в период 2023–2025 гг. Объектом исследования является рынок кредитных банковских карт Российской Федерации. Предметом исследования ...
Методологическая база основывается на академических стандартах и включает использование исключительно официальных, актуальных статистических данных Банка России, Росстата, Минфина РФ, а также материалов, опубликованных в ведущих научных изданиях по финансам и кредиту. Применяются методы статистического анализа, сравнительного анализа, а также факторный и системный подходы.
Теоретико-правовые основы кредитных отношений
Сущность и функции кредита: современные трактовки
В академическом и практическом контексте кредит определяется как экономическая категория, выражающая отношения между кредитором и заемщиком по поводу передачи ссуженной стоимости (как правило, денежных средств) на определенных условиях, главным из которых является возвратность. Эти условия выступают гарантией стабильности финансовой системы.
Современное понимание кредита в РФ опирается на три фундаментальных принципа, которые должны быть закреплены в кредитном договоре:
- Возвратность: Обязательство заемщика вернуть сумму основного долга (ссуженную стоимость) в полном объеме.
- Платность: Обязательство заемщика уплатить проценты, которые являются ценой кредита и компенсацией кредитору за временное лишение ликвидности и принятие на себя кредитного риска.
- Срочность: Ограничение использования ссуженной стоимости определенным периодом времени.
Таким образом, кредитные отношения — это совокупность экономических и юридических связей, возникающих при движении ссуженной стоимости. Эти отношения реализуются через кредитную систему, которая, согласно современным трактовкам, представляет собой совокупность кредитно-финансовых институтов (банковских и парабанковских) и всей совокупности кредитных отношений в стране. В условиях цифровизации и развития FinTech, понятие кредитной системы существенно расширяется, включая небанковские кредитные организации (МФО, кредитные кооперативы) и высокотехнологичные платформенные решения, которые выступают посредниками в передаче ссуженной стоимости. Именно это расширение требует от регулятора постоянного поиска баланса между инновациями и контролем рисков.
Институциональная и нормативно-правовая база кредитной системы РФ (2024-2025 гг.)
Правовое поле кредитных отношений в России строится на фундаменте Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, а также ключевых федеральных законов, определяющих структуру и регулирование финансового сектора. Основными столпами регуляторной базы являются:
- Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».
- Федеральный закон «О банках и банковской деятельности».
- Федеральный закон «О потребительском кредите (займе)» (ФЗ № 353-ФЗ от 21.12.2013).
Регуляторная среда постоянно эволюционирует, реагируя на экономические вызовы. Одним из наиболее значимых изменений последнего времени, повлиявшим на структуру банковского сектора, стало принятие Федерального закона № 275-ФЗ от 08.08.2024. Этот закон разрешил иностранным банкам осуществлять в РФ банковские операции через свои филиалы, что ранее было возможно только через создание дочерних кредитных организаций.
Детализация ФЗ № 275-ФЗ (2024): Нововведение разрешает филиалам иностранных банков привлекать денежные средства юридических лиц (ЮЛ) и индивидуальных предпринимателей (ИП) во вклады, размещать средства от своего имени, вести их банковские счета и осуществлять расчеты. Для обеспечения обязательств перед клиентами на территории РФ иностранный банк обязан формировать в Банке России специальный гарантийный депозит. Это изменение потенциально способствует повышению конкуренции и диверсификации источников фондирования для российского корпоративного сектора, хотя в условиях текущих геополитических ограничений его эффект может быть отложен.
Параллельно с этим, с 2014 года происходит планомерное ужесточение регулирования потребительского кредитования (через ФЗ № 353-ФЗ), направленное на защиту прав заемщиков и снижение уровня долговой нагрузки. В частности, законодательно ограничены максимальные размеры неустойки:
| Условие начисления неустойки | Максимальный размер неустойки (ФЗ № 353-ФЗ) |
|---|---|
| Начисление процентов на сумму просроченной задолженности | Не более 20% годовых от суммы просрочки |
| Проценты на сумму просроченной задолженности не начисляются | Не более 0,1% за каждый день просрочки |
Эти меры выступают частью макропруденциальной политики, направленной на сдерживание агрессивного кредитования и предотвращение социального напряжения, связанного с долговым бременем.
С точки зрения операционной устойчивости, значимое изменение коснется системно значимых кредитных организаций (СЗКО), которые с 30 октября 2025 года перейдут на соблюдение Национального норматива краткосрочной ликвидности (ННКЛ) вместо базельского норматива. Это требует изменения условий безотзывной кредитной линии (БКЛ), что подчеркивает курс на дальнейшую суверенизацию финансового регулирования. И что из этого следует? Фактически, российский регулятор создает собственный, более жесткий стандарт для повышения ликвидности СЗКО, обеспечивая тем самым финансовую независимость системы от внешних шоков.
Динамика и структурные изменения кредитного рынка РФ (2014-2025)
Период 2014–2025 гг. характеризуется существенными колебаниями в динамике кредитования, однако в целом банковский сектор РФ демонстрировал устойчивый рост кредитного портфеля, невзирая на внешние шоки.
Сравнительный анализ корпоративного и розничного кредитных портфелей
Кредитный рынок России исторически делится на два основных сегмента: корпоративное кредитование (кредиты ЮЛ и ИП) и розничное кредитование (кредиты физическим лицам).
Динамика этих сегментов отражает состояние деловой активности и потребительского спроса.
По итогам 2024 года банковский сектор зафиксировал значительный рост обоих портфелей:
- Корпоративный кредитный портфель: вырос на 17,9%, достигнув 87,8 трлн рублей.
- Розничный кредитный портфель: вырос на 14,2%, достигнув 37 трлн рублей.
Рост корпоративного кредитования в 2024 году был во многом обусловлен необходимостью финансирования импортозамещения, перестройки логистических цепочек и высоким спросом со стороны обрабатывающей промышленности, что подтверждается ростом ВВП на 4,3% в 2024 году.
Структурный дисбаланс и замедление в 2025 году.
Несмотря на внушительные абсолютные объемы, уровень закредитованности населения в РФ остается относительно умеренным по международным меркам. Кредитный портфель физических лиц по отношению к ВВП в 2023 году составлял чуть более 30%, что значительно ниже, чем в развитых экономиках, где этот показатель зачастую превышает 100%. Однако в 2025 году жесткая монетарная политика ЦБ РФ (ключевая ставка 21%) начала оказывать сдерживающее влияние. Наблюдается замедление динамики, особенно в розничном сегменте, что обуславливает необходимость пересмотра банками своих стратегий.
Каковы же конкретные темпы замедления?
| Показатель | 2023 г. (рост) | 2024 г. (рост) | I квартал 2025 г. (рост) |
|---|---|---|---|
| Корпоративный портфель (годовой темп прироста на 01.09.2025) | — | 17,9% | 10,3% |
| Розничный портфель | 20,4% | 14,2% | Замедление |
| Ипотечный портфель | 34,5% | 13,4% | 0% |
Особое внимание привлекает сегмент ипотечного кредитования, который в 2023 году был основным драйвером роста розницы. В 2024 году рост ипотеки резко замедлился до 13,4% (против 34,5% в 2023 году), а в I квартале 2025 года прирост задолженности составил 0%. Это прямое следствие ужесточения макропруденциального регулирования и высоких рыночных ставок, которые сделали ипотеку недоступной без государственных субсидий.
Качество кредитного портфеля: динамика просроченной задолженности
Одним из наиболее тревожных сигналов на кредитном рынке 2024–2025 гг. является ухудшение качества портфеля необеспеченных потребительских кредитов. Высокие ставки ДКП, хотя и призваны сдерживать инфляцию, неизбежно увеличивают долговую нагрузку на заемщиков.
По состоянию на май 2025 года, объем просроченной задолженности по потребительским кредитам физических лиц достиг рекордного за последние шесть лет уровня в 1,5 трлн рублей.
| Сегмент кредитования | Доля просроченной задолженности (май 2025 г.) | Динамика (NPL 90+) |
|---|---|---|
| Розничный кредитный портфель (всего) | 5,7% | Рост |
| Ипотечные кредиты | Не более 1% | NPL 90+ 0,9% (рост с 0,5% годом ранее) |
Высокая доля проблемных ссуд (5,7%) в рознице свидетельствует о том, что основной прирост задолженности приходится на кредиты, выданные в конце 2023 – начале 2024 года рискованным заемщикам под высокие ставки. При этом ипотечный сегмент остается относительно стабильным (просрочка свыше 90 дней — 0,9%), что объясняется более строгим скорингом, наличием залога и активным применением мер господдержки.
Рост просрочки является прямым индикатором реализации кредитного риска, который Банк России активно пытается сдерживать с помощью макропруденциальных лимитов, ограничивающих выдачу кредитов заемщикам с высокой долговой нагрузкой (ПДН).
Влияние экономических шоков и режима санкций на кредитный сектор
Российская кредитная система за последнее десятилетие прошла через три крупнейших кризиса: 2014–2015 гг. (падение цен на нефть и первые санкции), 2020 г. (пандемия) и 2022 г. (масштабные геополитические и структурные шоки).
Каждый из них требовал уникальных ответных мер от регулятора.
Роль ключевой ставки ЦБ РФ как инструмента антикризисного регулирования
В условиях кризиса Банк России регулярно использует ключевую ставку как основной инструмент для стабилизации валютного рынка, сдерживания инфляционных ожиданий и предотвращения финансовой паники.
Кризисные события неизменно сопровождались резким повышением ставки:
- Декабрь 2014 года: Ставка повышена для стабилизации рубля.
- Февраль 2022 года: Ставка экстренно повышена до 20% для предотвращения оттока капитала и защиты сбережений.
- Апрель 2025 года: Ставка сохранена на уровне 21,00% годовых.
Последний период (2024–2025 гг.) отличается продолжительным режимом жесткой монетарной политики. Решение сохранить ставку на уровне 21,00% в апреле 2025 года продиктовано необходимостью борьбы с устойчиво высокой инфляцией и сохранением инфляционных ожиданий.
Влияние на кредитные отношения: Повышение ключевой ставки напрямую транслируется в рост стоимости кредитных ресурсов для коммерческих банков и, соответственно, в рост ставок по кредитам для конечных заемщиков. Это приводит к сокращению кредитного импульса, замедлению спроса на кредиты (особенно ипотечные) и росту кредитного риска для тех заемщиков, чьи доходы не успевают за ростом стоимости обслуживания долга.
Если ДКП остается жесткой, не ведет ли это к риску замедления инвестиционной активности, столь необходимой для структурной перестройки экономики?
Структурные изменения в условиях внешних ограничений
Кризис 2022 года имел принципиальные отличия от предыдущих: он был не просто циклическим или вызванным падением сырьевых цен, а носил структурный и внешнеполитический характер. Массированные западные санкции привели к следующим структурным сдвигам:
- Потеря внешнего фондирования: После 2014 года, и особенно после 2022 года, российские банки были фактически отрезаны от западных рынков капитала. Это привело к полной переориентации на внутренние источники фондирования — средства населения (вклады) и корпоративные депозиты.
- Дедолларизация и девалютизация: Произошло резкое сокращение доли валютных активов и пассивов в балансах банков, что снизило валютный риск системы, но потребовало создания новых каналов расчетов в национальных валютах дружественных стран.
- Антикризисные регуляторные послабления: В ответ на шок 2022 года Банк России применил не только повышение ставки, но и ряд регуляторных послаблений (например, обнуление надбавок к коэффициентам риска), чтобы дать банкам время на адаптацию и предотвратить резкое падение капитала.
Несмотря на беспрецедентные вызовы, банковский сектор продемонстрировал высокую устойчивость. Рост ВВП РФ в 2024 году на 4,3% (до 201,15 трлн рублей) во многом поддержал корпоративное кредитование, а в первом полугодии 2025 года рост ВВП составил 1,2%, демонстрируя адаптивность экономики, хотя и с замедлением во II квартале.
Проблемы, риски и ужесточение регуляторной политики (2024-2025)
В 2024–2025 годах кредитный сектор РФ столкнулся с комплексом системных проблем, которые требуют активного вмешательства регулятора. Основным вызовом является рост кредитного риска как в розничном, так и в корпоративном сегменте.
Кредитный риск и проблема высокой закредитованности населения и корпоративного сектора
Высокая долговая нагрузка населения, усугубленная ростом стоимости обслуживания долга из-за ключевой ставки 21%, является главной причиной рекордного роста просроченной задолженности (до 1,5 трлн рублей).
Банк России указывает на еще один системный риск — нечувствительность крупных корпоративных заемщиков к процентным ставкам. В условиях государственного стимулирования и специфики финансирования оборонного или инфраструктурного секторов, часть крупных компаний продолжает наращивать долг, игнорируя высокие ставки.
Какой важный нюанс здесь упускается? Накопление корпоративного долга в условиях высоких ставок может привести к структурной дисфункции: банки кредитуют менее рискованные (субсидируемые) проекты, отвлекая ликвидность от малого и среднего бизнеса, что замедляет здоровую конкуренцию и инновации. Это приводит к дальнейшему накоплению системного долга, который может стать критическим при ухудшении макроэкономической конъюнктуры.
В ответ на эти риски, регулятор вынужден сокращать объемы кредитования, особенно в наиболее рискованных сегментах. Ожидается, что в 2025 году объем портфеля необеспеченного потребительского кредитования может сократиться на 5% именно на фоне ужесточения макропруденциального регулирования.
Новые инструменты макропруденциального регулирования
Для формирования буфера устойчивости, ЦБ РФ активно использует макропруденциальные инструменты, которые действуют точечно, сдерживая риски без полного замораживания кредитного рынка.
С 2025 года регулятор вводит и усиливает применение трех ключевых мер:
1. Антициклическая надбавка к капиталу:
Эта надбавка призвана накапливать капитал в периоды кредитного бума, чтобы его можно было высвободить во время кризиса. ЦБ РФ реализует стратегию по ускоренному формированию этого буфера:
- С 1 февраля 2025 года установлена национальная антициклическая надбавка на уровне 0,25% от взвешенных по риску активов.
- С 1 июля 2025 года она будет увеличена до 0,5%.
- В долгосрочной перспективе целевое значение надбавки может составить 1%.
2. Надбавки по кредитам крупнейшим заемщикам:
С целью сдерживания неконтролируемого накопления долга в корпоративном сегменте, ЦБ РФ планирует ввести надбавки по кредитам крупнейшим заемщикам с повышенной долговой нагрузкой. Это направлено на повышение чувствительности банков к риску чрезмерного корпоративного кредитования.
3. Переход на ННКЛ:
С 30 октября 2025 года СЗКО перейдут на Национальный норматив краткосрочной ликвидности (ННКЛ). Этот норматив, разработанный на основе международных стандартов, но адаптированный под российские реалии, требует от банков держать достаточно высоколиквидных активов для покрытия чистого оттока денежных средств в течение 30 дней. Это является стратегическим шагом по повышению ликвидности и устойчивости банковского сектора в целом.
Цифровизация как стратегическое направление развития кредитных отношений
Цифровизация является важнейшим фактором структурной трансформации кредитных отношений в РФ. Внедрение финансовых технологий (FinTech) — использование Big Data, искусственного интеллекта (ИИ), биометрии и облачных технологий — трансформирует банки из традиционных финансовых посредников в технологичные IT-компании.
Внедрение концепции Открытого банкинга (Open Banking)
Одним из стратегических приоритетов развития финансового рынка на период 2025–2027 годов является поэтапное внедрение Открытого банкинга (Open Banking).
Open Banking — это концепция, при которой клиенты, с их согласия, получают возможность безопасно обмениваться своими финансовыми данными между различными банками и сторонними поставщиками услуг (FinTech-компаниями) через стандартизированные открытые API (Application Programming Interface).
Ключевой механизм 2025 года: Для реализации этой концепции ЦБ РФ разрабатывает и пилотирует Платформу коммерческих согласий. Эта платформа будет выступать единым окном, позволяющим клиентам централизованно управлять своими согласиями на передачу данных. Успешное внедрение Open Banking потребует от ведущих кредитных организаций наращивания производительности своих основных IT-систем в 2–3 раза для обеспечения бесперебойного и безопасного информационного обмена.
Open Banking позволит повысить конкуренцию, персонализировать кредитные продукты и создать новые, более эффективные модели скоринга, основанные на агрегированных данных.
Инфраструктурные решения ЦБ РФ: СБП и Цифровой рубль
Банк России выступает ключевым инициатором и оператором создания критически важной финансовой инфраструктуры, которая непосредственно влияет на скорость и стоимость кредитных отношений.
Система быстрых платежей (СБП):
СБП стала одним из самых успешных цифровых проектов. Она позволяет мгновенно осуществлять переводы между счетами физических лиц и оплачивать товары/услуги (С2В).
| Показатель СБП | 2024 год (Объем) | I квартал 2025 года (Объем) |
|---|---|---|
| Количество транзакций | 13,4 млрд | 4,1 млрд |
| Общая сумма операций | 69,5 трлн рублей | 22,6 трлн рублей |
Впечатляющий рост объемов СБП (рост вдвое в 2024 году) демонстрирует высокий уровень цифровой готовности населения и бизнеса. СБП, хотя и является платежной системой, косвенно влияет на кредитные отношения, снижая операционные издержки и повышая скорость расчетов, что критически важно для микрокредитования и онлайн-кредитования.
Цифровой рубль:
Проект Цифрового рубля, третьей формы национальной валюты, находится на стадии пилотирования. Его внедрение, направленное на повышение безопасности и снижение транзакционных издержек, в долгосрочной перспективе может изменить структуру межбанковского кредитования и расчетов, хотя и несет риски для традиционных банковских депозитов.
Киберриски и операционная надежность:
Ускоренная цифровизация несет повышенные киберриски. В ответ на это ЦБ РФ принял Положение № 850-П (2025), которое устанавливает строгие требования к операционной надежности кредитных организаций, обязывая их поддерживать бесперебойное функционирование критически важных IT-систем.
Перспективы развития кредитной системы и направления ДКП (2025-2027)
Стратегия развития кредитных отношений на среднесрочную перспективу (2025-2027 гг.) полностью определяется траекторией денежно-кредитной политики Банка России.
Целевые ориентиры ДКП: инфляция и ключевая ставка
Основная цель ДКП — обеспечение ценовой стабильности, что означает поддержание годовой инфляции вблизи 4%.
В «Основных направлениях… на 2025-2027 годы» Банк России четко обозначил, что для достижения цели инфляции требуется продолжительный период проведения жесткой денежно-кредитной политики. Высокая ключевая ставка (21% в апреле 2025 г.) необходима для сдерживания избыточного потребительского и инвестиционного спроса, а также для дезинфляции.
Прогноз траектории ключевой ставки (Базовый сценарий ЦБ РФ):
| Год | Прогноз среднегодовой ключевой ставки |
|---|---|
| 2025 | 17% – 20% |
| 2026 | 12% – 13% |
| 2027 | 7,5% – 8,5% |
Этот прогноз означает, что кредитный рынок в 2025 году будет находиться под значительным давлением высоких процентных ставок, что приведет к замедлению темпов роста портфелей (особенно ипотеки и необеспеченной розницы) и возможному снижению совокупной прибыли банковского сектора. Ожидаемое смягчение ДКП начнется не ранее 2026 года, когда инфляция приблизится к целевым 4%. Что же тогда необходимо предпринять банкам, чтобы сохранить рентабельность в этот период?
Стратегические рекомендации по обеспечению устойчивого развития
Для обеспечения устойчивого развития кредитных отношений в условиях макроэкономической волатильности, необходим комплексный подход, сочетающий монетарные и макропруденциальные инструменты:
- Балансирование между стимулированием и риском: ЦБ РФ должен продолжать тонкую настройку макропруденциальных лимитов, чтобы не допустить накопления долговых пузырей (как в рознице), одновременно поддерживая структурное корпоративное кредитование через специализированные программы (например, субсидирование проектного финансирования).
- Повышение информационной открытости: Стратегия ДКП включает повышение информационной открытости и коммуникации. Четкое информирование рынка о планах и логике регулятора (forward guidance) помогает снизить инфляционные ожидания и повысить эффективность ДКП.
- Инвестиции в FinTech-инфраструктуру: Дальнейшее развитие и внедрение Открытого банкинга, Цифрового рубля и СБП является стратегически важным для снижения издержек, повышения конкуренции и создания более гибких кредитных продуктов, способных адаптироваться к изменяющимся условиям.
- Усиление контроля за операционной надежностью: В условиях тотальной цифровизации, обеспечение киберустойчивости и операционной надежности банков становится не просто требованием, а условием сохранения стабильности всей кредитной системы.
Заключение
Исследование развития кредитных отношений в Российской Федерации в период 2014–2025 гг. выявило, что финансовая система страны продемонстрировала высокую степень адаптивности и устойчивости, несмотря на последовательные экономические и геополитические шоки.
Основные выводы исследования:
- Трансформация правового поля: Правовая база кредитных отношений находится в процессе постоянной актуализации (ФЗ № 275-ФЗ о филиалах иностранных банков, ужесточение ФЗ № 353-ФЗ), отражая стремление регулятора к повышению устойчивости и защите прав заемщиков.
- Структурный рост с рисками: Кредитный портфель РФ демонстрирует устойчивый рост (корпоративный до 87,8 трлн руб., розничный до 37 трлн руб. в 2024 г.), однако в 2025 году наблюдается замедление, вызванное жесткой ДКП.
- Критический кредитный риск: Основным вызовом 2025 года является рост кредитного риска в сегменте необеспеченного потребительского кредитования, где просроченная задолженность достигла 1,5 трлн рублей. Этот риск усугубляется высокой долговой нагрузкой населения и нечувствительностью части корпоративных заемщиков к высоким ставкам.
- Режим жесткой монетарной политики: Банк России использует ключевую ставку (21,00% в апреле 2025 г.) как основной антикризисный инструмент для борьбы с инфляцией, что неизбежно сдерживает кредитный импульс.
- Ужесточение регулирования: Регулятор активно внедряет новые макропруденциальные инструменты (антициклическая надбавка 0,25% с 01.02.2025, ННКЛ с 30.10.2025) для формирования буферов капитала и предотвращения системных рисков.
- Цифровизация как стратегический драйвер: Развитие кредитных отношений неразрывно связано с цифровизацией, ключевыми элементами которой являются СБП (69,5 трлн руб. операций в 2024 г.) и стратегическое внедрение Открытого банкинга (через Платформу коммерческих согласий в 2025 г.).
Дальнейшее развитие кредитных отношений в РФ будет определяться траекторией ключевой ставки, которая, по прогнозам ЦБ РФ, будет оставаться высокой (17–20% в 2025 г.), и эффективностью макропруденциальных мер по сдерживанию закредитованности. Устойчивость сектора будет зависеть от способности банков управлять кредитными и операционными рисками в условиях технологической трансформации.
Рекомендации для дальнейших исследований: Целесообразно провести углубленный анализ влияния проекта Цифрового рубля на пассивную базу коммерческих банков, а также детально изучить эффективность макропруденциальных надбавок в корпоративном сегменте после их фактического введения.
Список использованной литературы
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 24.07.2023) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 5. Ст. 410.
- Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 (ред. от 08.08.2024) «О банках и банковской деятельности» // Собрание законодательства РФ. 1996. № 6. Ст. 492.
- Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» // Собрание законодательства РФ. 2002. № 28. Ст. 2790.
- Федеральный закон от 21.12.2013 N 353-ФЗ (ред. от 23.07.2025) «О потребительском кредите (займе)» // Собрание законодательства РФ. 2013. № 51. Ст. 6754.
- Федеральный закон от 08.08.2024 г. № 275-ФЗ.
- Алибекова, Н. А. Кредитные отношения: понятие, сущность, законы / Н. А. Алибекова // Вестник Казанского технологического университета. 2013. № 1. С. 31–33.
- Банки снижают показатели – Актуальные комментарии. URL: https://actualcomment.ru/
- Белоглазова, Г. Н. Деньги, кредит, банки: учебник / Г. Н. Белоглазова, Л. П. Кроливецкая. – М.: Юрайт, 2013. – 621 с.
- Валовой внутренний продукт России // Tadviser. URL: https://www.tadviser.ru/
- Денежно-кредитная политика: ЦБ РФ опубликовал основные направления на 2025 — 2027 годы // КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/
- ДОКЛАД ОБ АНТИКРИЗИСНЫХ МЕРАХ БАНКА РОССИИ: устойчивость банков в кризис 2022 года // Банк России. URL: https://cbr.ru/
- Жарковская, Е. П. Банковское дело: учебник / Е. П. Жарковская. – М.: Омега-Л, 2013. – 452 с.
- Итоги банковского сектора за 1-е полугодие 2024 года: обреченные на концентрацию // Эксперт РА. URL: https://raexpert.ru/
- Козлова, Е. И. Финансы и кредит: учебник / Е. И. Козлова, С. М. Кошелева. – М.: КноРус, 2013. – 588 с.
- Кредитование юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в августе 2025 года // Банк России. URL: https://cbr.ru/
- Лаврушин, О. И. Деньги, кредит, банки: учебник / О. И. Лаврушин. – М.: КноРус, 2013. – 581 с.
- Лукашов, А. И. Кредитная система: учебник / А. И. Лукашов. – М.: КноРус, 2013. – 302 с.
- Макконелл, К. Р. Экономикс: принципы, проблемы и политика / К. Р. Макконелл, С. Л. Брю. – М.: Инфра-М, 2012. – 940 с.
- Маренков, Н. Л. Финансы и кредит: учебник / Н. Л. Маренков. – М.: КноРус, 2013. – 309 с.
- О развитии банковского сектора Российской Федерации в декабре 2024 года – Аналитика // Ассоциация российских банков. URL: https://arb.ru/
- Обзор финансовой стабильности // Банк России. URL: https://cbr.ru/
- Обзор изменений законодательства, регулирующего банковскую сферу, которые вступили в силу в 2014 году // Гарант. URL: https://www.garant.ru/
- Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2025 год и период 2026 и 2027 годов // Банк России. URL: https://cbr.ru/
- Основные направления развития финансовых технологий на период 2025–2027 годов // Банк России. URL: https://cbr.ru/
- Прогноз банковского кредитования на 2025 год: под куполом ограничений // Эксперт РА. URL: https://raexpert.ru/
- Российские банки: финансовые итоги 2024 года // Finversia. URL: https://www.finversia.ru/
- Российский банковский сектор — прогноз на 2025 год // Ассоциация региональных банков России. URL: https://asros.ru/
- Семенов, В. М. Экономическая теория: учебник / В. М. Семенов. – М.: КноРус, 2013. – 379 с.
- ЦБ зафиксировал рекордный рост просрочки по кредитам до 1,5 трлн рублей // Реальное время. URL: https://realnoevremya.ru/
- Чадаев, Б. А. Деньги, кредит, банки: учебник / Б. А. Чадаев. – М.: КноРус, 2012. – 320 с.