Введение
Современная денежно-кредитная политика (ДКП) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) переживает один из наиболее сложных и динамичных периодов в своей истории. Начиная с 2022 года, российская экономика вступила в фазу беспрецедентной структурной перестройки, вызванной внешними торговыми и финансовыми ограничениями. Эти условия потребовали от регулятора не только сохранения приверженности основной цели — поддержанию ценовой стабильности (таргетирование инфляции), но и гибкого использования всего набора инструментов для обеспечения финансовой стабильности, а также создания необходимых условий для эффективной трансформации экономики.
Обоснование актуальности темы
Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью деконструкции устаревших академических представлений о ДКП и их замены на актуальный анализ, соответствующий реалиям 2025 года. Устаревшие подходы, часто оперирующие концепциями, неактуальными с момента перехода к инфляционному таргетированию и плавающему курсу (2014 г.), и игнорирующие последние законодательные и операционные изменения 2024–2025 гг., не позволяют адекватно оценить эффективность и перспективы монетарной политики. Наше исследование фокусируется на анализе ДКП, которая вынуждена действовать в условиях повышенной волатильности, сильного влияния бюджетной политики и глубоких структурных сдвигов, что требует от регулятора исключительной точности в принятии решений.
Постановка цели и задач исследования
Цель исследования заключается в проведении глубокого и актуального анализа целей, инструментов и механизмов реализации денежно-кредитной политики Банка России в период 2022–2025 гг., с особым акцентом на роль ключевой ставки в регулировании кредитования и финансовой стабильности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Определить текущую институциональную и правовую основу ДКП Банка России, включая новейшие законодательные изменения 2023–2025 гг.
- Проанализировать эволюцию целей и приоритетов ДКП после 2022 года, оценивая баланс между ценовой стабильностью и необходимостью структурной адаптации.
- Детализировать современный инструментарий ЦБ (ключевая ставка, операции РЕПО, нормативы обязательных резервов), акцентируя внимание на операционных особенностях 2025 года.
- Провести анализ влияния динамики ключевой ставки на кредитный и депозитный рынок в 2023–2025 гг.
- Выявить ключевые вызовы (бюджетная политика, инфляционные ожидания) и определить перспективы развития ДКП в среднесрочном периоде.
Обзор степени разработанности темы
Тема денежно-кредитной политики Банка России нашла широкое отражение в научной литературе. Однако в контексте последних макроэкономических шоков (2022–2025 гг.) наиболее авторитетными источниками являются официальные документы самого регулятора, в частности, ежегодные «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики» (ОНЕГДКП) на 2024 год и период 2025 и 2026 годов, а также проект ОНЕГДКП на 2026–2028 годы. Научные статьи и монографии, опубликованные в рецензируемых российских изданиях (например, С. А. Андрюшин), в период 2023–2025 гг. фокусируются на системных рисках и антикризисных механизмах. Важнейшим условием корректности анализа является обязательное цитирование действующих законодательных актов, включая Федеральный закон № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» с учетом изменений, внесенных в 2024 и 2025 годах.
Суверенный дефолт как макроэкономический феномен: Теоретический ...
... свободное движение капитала (как Россия в 1990-е годы, поддерживая «валютный коридор» при либерализованном движении капитала), она вынуждена отказаться от независимой денежной политики. Центральный банк теряет возможность самостоятельно устанавливать ...
Теоретико-правовые и целевые основы денежно-кредитной политики Банка России
Институциональный статус и законодательная база Банка России
Центральный банк Российской Федерации (Банк России) занимает уникальное место в системе государственного управления. Его институциональный статус закреплен в Конституции Российской Федерации и детализирован в Федеральном законе от 10.07.2002 N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Согласно закону, Банк России действует независимо от других федеральных органов государственной власти, что является критически важным условием для эффективной реализации ДКП, свободной от краткосрочных политических интересов; лишь такая независимость гарантирует достижение долгосрочной цели по ценовой стабильности.
Актуализация правовой базы (2023–2025 гг.)
Анализ правовой основы ДКП не может быть полным без учета последних изменений, отражающих динамику российского финансового законодательства. В период 2023–2025 годов в ключевые законы, регулирующие деятельность ЦБ и банковского сектора, был внесен ряд поправок, что подчеркивает постоянное развитие регуляторной среды:
- В Федеральный закон № 86-ФЗ были внесены изменения (ФЗ № 442-ФЗ от 04.08.2023, ФЗ № 243-ФЗ от 13.06.2023, ФЗ № 286-ФЗ от 10.07.2023, ФЗ № 298-ФЗ от 10.07.2023, ФЗ № 97-ФЗ от 23.04.2024).
- В Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» также внесены важные изменения (ФЗ № 275-ФЗ от 08.08.2024, ФЗ № 259-ФЗ от 23.07.2025).
Эти поправки часто касаются вопросов регулирования деятельности небанковских кредитных организаций, обеспечения финансовой стабильности в условиях санкций и уточнения полномочий ЦБ в рамках надзора, являясь неотъемлемой частью правового поля, в котором реализуется ДКП.
Стратегическое планирование ДКП: ОНЕГДКП
Ежегодно Банк России разрабатывает и представляет Государственной Думе «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики» (ОНЕГДКП). Этот документ служит стратегическим якорем, детально описывая цели, принципы, подходы к ДКП и прогнозы развития экономики на среднесрочную перспективу.
Финансовая устойчивость Социального Фонда России (СФР) в 2024–2027 ...
... и функции Социального Фонда России (СФР) Создание Социального фонда России (СФР) 1 января 2023 года стало результатом масштабной организационно ... гг., выявив факторы краткосрочного дефицита и долгосрочной устойчивости. Оценить эффективность обязательного пенсионного обеспечения, используя коэффициент замещения, и количественно обосновать причины его критического снижения. Проанализировать структурные ...
Актуальность анализа подтверждается тем, что уже 3 сентября 2025 года заместитель Председателя Банка России Алексей Заботкин представил проект ОНЕГДКП на 2026–2028 годы, что позволяет оценить долгосрочные намерения регулятора. До этого стратегические документы были одобрены: ОНЕГДКП на 2024–2026 годы (1 ноября 2023 г.) и проект ОНЕГДКП на 2025–2027 годы (30 октября 2024 г.).
Эти документы не просто констатируют цели, но и содержат анализ трансмиссионного механизма и оценку рисков, в том числе связанных с бюджетной политикой.
Цели и приоритеты ДКП в условиях структурной трансформации (2022–2025 гг.)
Основная цель ДКП Банка России, как установлено законом, — защита и обеспечение устойчивости рубля посредством поддержания ценовой стабильности.
Целевое инфляционное таргетирование
С конца 2014 года Банк России придерживается режима инфляционного таргетирования, установив постоянную количественную цель по инфляции — вблизи 4% в год (измеряется годовым темпом прироста индекса потребительских цен, ИПЦ).
Ценовая стабильность — это не самоцель, а необходимое условие для сбалансированного экономического роста, поскольку она защищает доходы и сбережения граждан от непредсказуемого обесценения и делает долговое финансирование более доступным и предсказуемым для бизнеса. И что из этого следует? Только стабильно низкая инфляция позволяет предприятиям планировать долгосрочные инвестиции, что критически важно в период структурной перестройки.
Роль плавающего валютного курса
Одним из ключевых элементов режима ДКП является плавающий валютный курс. Банк России не устанавливает целевых ориентиров по уровню или динамике курса. После 2022 года и введения санкций, динамика курса рубля в большей степени определяется балансом спроса импортеров и предложения экспортеров иностранной валюты.
Плавающий курс выполняет роль автоматического стабилизатора: он позволяет экономике лучше адаптироваться к изменяющимся внешним условиям и сохранять независимость ДКП. Если бы ЦБ пытался удерживать курс, это потребовало бы расходования резервов (чего регулятор не может делать в условиях заморозки части активов) и лишило бы его возможности влиять ключевой ставкой на инфляцию. В исключительных случаях, для поддержания финансовой стабильности, ЦБ может проводить операции с доступными валютами (например, юанем).
ДКП в фазе структурной перестройки
С 2022 года российская экономика вошла в фазу структурной перестройки, вызванной беспрецедентными внешними ограничениями.
- Спад ВВП и структурные сдвиги: Изначально резкий шок привел к спаду ВВП в 2022 году. По уточненной оценке Росстата, спад ВВП составил 1,2% (при первоначальных оценках до 2,5%).
Этот период характеризовался значительными структурными изменениями. Например, за 2022–2024 годы наблюдался рост значимости государственного управления (на 18,5%), строительства (почти на 15%), обрабатывающей промышленности и информационных технологий, что связано с переориентацией логистики, импортозамещением и увеличением бюджетных расходов. Доля добычи полезных ископаемых выросла с 12,6% до 15% в 2022 году.
- Гибкость таргетирования: В этих условиях Банк России использует гибкое таргетирование инфляции. ДКП, обеспечивая ценовую стабильность, создает необходимые макроэкономические условия (предсказуемость, низкие долгосрочные ставки), но сама по себе не может влиять на изменение потенциала экономики. Она сглаживает экономический цикл, предотвращая переход временных инфляционных шоков в устойчивые инфляционные ожидания.
Инструментарий ДКП Банка России и механизм воздействия на экономику
Ключевая ставка как основной инструмент и трансмиссионный механизм ДКП
Ключевая ставка является основным инструментом, через который Банк России транслирует свои решения на финансовый рынок и, опосредованно, на реальный сектор экономики. Ключевая ставка определяется как процент, под который Центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам на срок одна неделя (аукционы РЕПО) и привлекает от них депозиты на тот же срок.
Трансмиссионный механизм ДКП
Воздействие ключевой ставки на экономику происходит не мгновенно, а через так называемый трансмиссионный механизм, который, по оценкам Банка России, имеет лаг в 3–6 кварталов. Основные каналы воздействия:
- Процентный канал: Изменение ключевой ставки напрямую влияет на ставки денежного рынка (прежде всего, ставку овернайт RUONIA), а затем — на процентные ставки по кредитам и депозитам для бизнеса и населения. Увеличение ставки ведет к росту стоимости заимствований и стимулирует сбережения.
- Кредитный канал: Рост ставок снижает спрос на кредиты, замедляя рост денежной массы (агрегат М2) и сокращая совокупный спрос, что должно способствовать замедлению инфляции.
- Канал инфляционных ожиданий: Решения и коммуникация ЦБ (публичные заявления, пресс-релизы) влияют на ожидания экономических агентов. Если ЦБ действует решительно, это снижает инфляционные ожидания, что, в свою очередь, способствует фактическому замедлению роста цен.
Операционная цель ДКП состоит в том, чтобы ставки овернайт денежного рынка, в первую очередь ставка RUONIA (Ruble Overnight Index Average), находились вблизи ключевой ставки, обеспечивая эффективное управление ликвидностью банковского сектора.
Операции по управлению ликвидностью банковского сектора
Управление ликвидностью является операционной основой для реализации ДКП. Банк России использует два основных типа операций: предоставление (кредитование) и изъятие (депозиты) ликвидности. Основным инструментом являются операции РЕПО.
Актуализация операций РЕПО (2024–2025 гг.)
В условиях высокой волатильности и неравномерности распределения ликвидности, вызванной растущими объемами бюджетных потоков, ЦБ вынужден был прибегнуть к нестандартным мерам.
С 25 ноября 2024 года до 3 марта 2025 года Банк России возобновил еженедельное проведение аукционов месячного РЕПО. Цель этого инструмента — сгладить неравномерность распределения ликвидности между банками и обеспечить стабильность денежного рынка в конце финансового года и начале нового.
Важно отметить, что минимальная ставка по этим месячным аукционам РЕПО была установлена на уровне ключевой ставки, увеличенной на 10 базисных пунктов, что соответствует верхнему краю процентного коридора, используемого ЦБ. При этом, регулятор планировал планомерно сокращать объем предоставления средств с февраля 2025 года, чтобы обнулить задолженность к концу I квартала 2025 года. Но разве это не свидетельствует о том, что традиционный трансмиссионный механизм не всегда справляется с беспрецедентными фискальными потоками?
Нормативы обязательных резервов и их актуальная структура
Нормативы обязательных резервов (НОР) — это еще один важный инструмент ДКП, который позволяет ЦБ влиять на объем кредитных ресурсов, доступных коммерческим банкам, и, как следствие, на денежный мультипликатор. НОР устанавливаются в процентном отношении к обязательствам кредитной организации.
Изменения в НОР (2025 год)
В период структурных изменений и геополитических рисков Банк России активно использует НОР для управления валютной структурой обязательств банков и сдерживания системных рисков. Критически важные изменения вступили в силу с 1 августа 2025 года в связи со вступлением в силу нового Положения об обязательных резервах:
Категория обязательств | Банки с универсальной лицензией / НКО / Филиалы ИБ | Банки с базовой лицензией |
---|---|---|
Обязательства в валюте РФ (рубли) | 4,5% | 1,0% |
Обязательства в валютах дружественных стран | 6,0% | Неприменимо |
Обязательства в валютах недружественных стран | 8,5% | Неприменимо |
Эти меры отражают стратегию ЦБ по дедолларизации и контролю за валютными рисками. Дифференциация нормативов по типу валют (недружественные страны имеют самый высокий норматив 8,5%) стимулирует банки снижать долю обязательств в этих валютах и повышать устойчивость к внешним шокам.
Дополнительно, с 1 августа 2025 года были установлены коэффициенты усреднения обязательных резервов: 0,9
для банков с базовой и универсальной лицензией и 1
для небанковских кредитных организаций и филиалов иностранных банков. Коэффициент усреднения позволяет банкам использовать усредненное значение обязательных резервов за расчетный период, что повышает гибкость их операционной деятельности.
Анализ влияния ключевой ставки на кредитно-финансовый рынок и вызовы реализации ДКП
Динамика ключевой ставки в критические периоды 2020–2025 гг.
Период 2020–2025 гг. характеризуется исключительной волатильностью ключевой ставки, что напрямую отражает внешние и внутренние макроэкономические шоки.
Начало пандемии (2020 г.) сопровождалось исторически низким уровнем ставки (4,25%
с 27 апреля 2020 г. по 22 марта 2021 г.) для стимулирования экономики. В 2021 году, на фоне резкого роста инфляции, ЦБ начал цикл повышения, достигнув 8,5%
к концу года.
Наиболее драматичные изменения произошли в 2022 году. В ответ на беспрецедентные санкции и шок финансовой системы, 28 февраля 2022 года ставка была экстренно повышена до 20%. По мере стабилизации ситуации и укрепления рубля, ЦБ совершил ряд быстрых понижений, достигнув 7,5%
к сентябрю 2022 года.
Однако с середины 2023 года, на фоне ускорения инфляции, вызванной ростом внутреннего спроса, увеличением бюджетных расходов и ослаблением рубля, начался новый, агрессивный цикл ужесточения ДКП:
- Июль 2023 г.:
8,5%
- Август 2023 г.:
12%
- Октябрь 2023 г.:
15%
- Декабрь 2023 г.:
16%
- Июль 2024 г.:
18%
- Сентябрь 2024 г.:
19%
- Октябрь 2024 г.: 21% (исторический пик в текущем цикле)
В 2025 году, на фоне признаков замедления экономического роста (0,4%
в августе 2025 года в помесячном выражении) и снижения инфляционных рисков, Банк России приступил к осторожному смягчению:
- Июнь 2025 г.:
20%
- Июль 2025 г.:
18%
- Сентябрь 2025 г.: 17%
Анализ воздействия на кредитно-депозитный рынок и покупательскую активность (2023–2025 гг.)
Жесткая ДКП неизбежно приводит к удорожанию кредита и стимулированию сбережений.
Воздействие на депозиты
Повышение ключевой ставки быстро транслируется в ставки по депозитам. В 2023–2024 годах средняя ставка по депозитам для физических лиц стабильно росла, достигнув в пиковые моменты 2024 года 17,63% годовых, по сравнению с 9,69%
годом ранее. Однако в середине 2025 года, на фоне ожиданий смягчения ДКП, наблюдалось ослабление притока рублевых депозитов населения (прирост составил 0,30%
в августе 2025 года после 1,20%
в июле 2025 года).
Воздействие на кредитование
Высокая ключевая ставка оказала явное «охлаждающее» влияние на нельготное кредитование:
- Кредиты физическим лицам: Средневзвешенная ставка по краткосрочным кредитам физическим лицам достигла 29,2% в мае 2025 года. Объемы выдач кредитов физическим лицам в марте 2025 года составили 610,6 млрд рублей, что было на 53,0% ниже, чем в марте 2024 года. Это прямое следствие ужесточения ДКП.
- Ипотечное кредитование: Рынок ипотеки был деформирован наличием льготных программ, что искажает трансмиссионный механизм. В мае 2025 года средневзвешенная ставка по рублевым ИЖК оставалась на уровне около 7,5%, что значительно ниже ключевой ставки (
17%
на тот момент).Это показывает, что льготные программы, финансируемые из бюджета, фактически нивелируют ограничительное воздействие ключевой ставки на этот сегмент, перенаправляя спрос и создавая риски перегрева.
- Корпоративное кредитование: Несмотря на крайне высокие ставки, годовой темп прироста задолженности по кредитам юридическим лицам замедлился, но оставался значимым, достигнув
10,3%
на 01.09.2025. В августе 2025 года объем предоставленных кредитов ЮЛ и ИП составил 7,9 трлн рублей. Этот феномен объясняется тем, что в 2023–2024 годах высокий рост доходов, прибыли компаний (на фоне роста ВВП3,6%
в 2023 г.) и активное государственное стимулирование (например, оборонные расходы) позволяли бизнесу продолжать наращивать кредитование, несмотря на высокую стоимость фондирования.
Современные вызовы и перспективы ДКП
Реализация ДКП в 2025 году сталкивается с рядом фундаментальных вызовов, которые требуют гибкого реагирования.
Влияние бюджетной политики
Один из самых значимых вызовов — это бюджетная политика, которая зачастую действует проциклично и создает сильный проинфляционный фон. Расширение бюджетных расходов увеличивает совокупный спрос, что вынуждает Банк России удерживать ключевую ставку на более высоких уровнях для достижения цели по инфляции.
- Дефицит и фискальный импульс: Минфин повысил оценку дефицита бюджета на 2025 год с
1,7%
ВВП до2,6%
ВВП. Планируемый структурный первичный дефицит составит1,3%
ВВП. Этот фискальный импульс ослабляет усилия ЦБ по снижению инфляции. - Налоговые изменения: Планируемое повышение ставки НДС с
20%
до22%
с 1 января 2026 года, направленное на сбалансирование бюджета, может иметь краткосрочный, но ощутимый проинфляционный эффект, который ЦБ должен будет учесть в своих прогнозах.
Инфляционные ожидания и коммуникация
Инфляционные ожидания населения и бизнеса остаются завышенными и чувствительными к ценовым шокам. Если ожидания закрепляются, они могут стать самореализующимся пророчеством, приводя к устойчивому отклонению инфляции от цели 4%. Важным инструментом ЦБ является коммуникационная политика. Активное разъяснение логики решений, публикация среднесрочных прогнозов и прогнозных траекторий ключевой ставки (так называемый «forward guidance») помогает управлять ожиданиями, повышая доверие и эффективность ДКП.
Перспективы развития финансовой инфраструктуры
Для повышения действенности ДКП и снижения системных рисков Банк России уделяет внимание развитию финансовой инфраструктуры:
- Макропруденциальная политика: Совершенствование макропруденциальной политики (например, применение лимитов на долговую нагрузку) направлено на снижение системного риска и предотвращение финансовых кризисов, позволяя ДКП сосредоточиться на ценовой стабильности.
- Платежные системы: Дальнейшее развитие национальной платежной системы (СБП, «Мир») и внедрение Цифрового рубля (который в перспективе может стать новым инструментом расчетов) повышает эффективность и доступность финансовых услуг, снижая издержки.
Прогноз траектории ключевой ставки
Решения по ДКП всегда принимаются в условиях неполной определенности. Прогноз ОНЕГДКП на среднесрочную перспективу предполагает возвращение инфляции к цели 4%
и постепенное смягчение политики.
- Прогнозный диапазон ключевой ставки: 2025 год:
14–24%
; 2026 год:9–21%
; 2027 год:6–14%
.
По состоянию на 9 октября 2025 года, Председатель ЦБ Эльвира Набиуллина заявила, что решения по ключевой ставке до конца года не предопределены, но пространство для ее снижения остается, при условии устойчивого снижения инфляционного давления. Но можем ли мы полностью полагаться на этот прогноз, учитывая непредсказуемый фискальный импульс?
Заключение и выводы
Проведенный анализ подтверждает, что денежно-кредитная политика Банка России в период 2022–2025 гг. представляет собой сложный механизм, вынужденный действовать в условиях геополитического давления и глубокой структурной трансформации отечественной экономики. Несмотря на беспрецедентные вызовы, ЦБ сохраняет приверженность режиму инфляционного таргетирования, используя ключевую ставку в качестве основного инструмента.
Резюме основных результатов исследования
- Правовая и институциональная основа: Институциональная независимость Банка России сохранена и регулярно актуализируется новыми законодательными актами 2023–2025 гг. (ФЗ № 86-ФЗ и ФЗ «О банках…»), что обеспечивает юридическую базу для решительных действий. Стратегическое планирование отражено в ОНЕГДКП, включая прогнозные документы на 2026–2028 годы.
- Эволюция целей: Главная цель — ценовая стабильность (
4%
инфляции) — остается неизменной. Однако после 2022 года приоритет сместился в сторону гибкого таргетирования, учитывающего необходимость структурной перестройки экономики (рост значимости госуправления, строительства, ИТ) и сглаживания экономического цикла. Плавающий валютный курс доказал свою эффективность как стабилизатор в условиях внешних шоков. - Актуализация инструментария: Инструментарий ДКП в 2025 году демонстрирует высокую адаптивность.
- Были применены нестандартные операционные меры, такие как возобновление еженедельных месячных аукционов РЕПО (ноябрь 2024 — март 2025 гг.) для управления ликвидностью в условиях неравномерных бюджетных потоков.
- Нормативы обязательных резервов были ужесточены и дифференцированы с 1 августа 2025 года (самый высокий норматив
8,5%
для обязательств в валютах недружественных стран), что является элементом макропруденциальной политики и стимулирует девалютизацию балансов.
- Влияние ключевой ставки: Динамика ключевой ставки в 2023–2025 гг. (пик
21%
в конце 2024 г., снижение до17%
к сентябрю 2025 г.) оказала существенное ограничивающее воздействие на нельготное кредитование (снижение выдач ФЛ на53%
в марте 2025 г.) и стимулировала рост депозитных ставок (до17,63%
в 2024 г.).При этом, эффективность трансмиссионного механизма была частично нивелирована масштабными государственными льготными программами кредитования (например, ипотека под
7,5%
в мае 2025 г.). - Ключевые вызовы: Главный вызов — проинфляционное влияние бюджетной политики (рост дефицита 2025 г. и планы по повышению НДС с 2026 г.).
Успешность ДКП в среднесрочной перспективе будет зависеть от скоординированности фискальной и монетарной политики, а также от способности ЦБ управлять инфляционными ожиданиями через эффективную коммуникацию.
Предложения и перспективы
В среднесрочной перспективе (2026–2027 гг.) Банк России будет вынужден балансировать между необходимостью завершения цикла структурной перестройки и возвращением инфляции к цели.
Ключевые выводы для дальнейшего развития ДКП:
- Координация с бюджетной политикой: Для обеспечения устойчивого снижения инфляции необходимо усиление координации с Минфином, что предполагает снижение структурного фискального дефицита и более осторожное использование государственных программ, создающих избыточный спрос.
- Снижение регуляторного арбитража: Следует продолжить работу по сворачиванию массовых льготных программ кредитования или включению их в периметр макропруденциального регулирования для восстановления эффективности процентного канала ДКП.
- Развитие инфраструктуры: Продолжение работы по развитию национальной платежной системы (включая Цифровой рубль) и совершенствование макропруденциального регулирования (публикация «Обзора финансовой стабильности») будут способствовать снижению системных рисков и повышению емкости финансовых рынков, что является необходимым условием для эффективной реализации ДКП.
- Прогноз: Согласно прогнозам ЦБ, в 2026–2027 гг. ожидается дальнейшее снижение ключевой ставки (в диапазон
6–14%
), что будет сигнализировать о стабилизации инфляции вблизи целевого уровня4%
и завершении наиболее острой фазы структурной перестройки.
Список использованной литературы
- Деньги. Кредит. Банки. / Под ред. Г.И. Кравцовой. – Минск: БГЭУ, 2003.
- Журавлева, Г. П. Экономика. – Москва: Юристь, 2001.
- Инфляция в РФ в годовом исчислении ускорится в ближайшие месяцы [Электронный документ] // РИАновости. – 2011. – 4 февраля. – URL: http://www.rian.ru/economy/20110204/330319558.html (дата обращения: 09.10.2025).
- Организация деятельности Центрального Банка / Под ред. Г.Н. Белоглазовой, Н.А. Савинской. – Москва: Высшее образование, 2000.
- О Центральном банке Российской Федерации (Банке России): Федеральный закон РФ от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ.
- Центральный Банк Российской Федерации. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2011 год и период 2012 и 2013 годов [Электронный документ].
- Центральный Банк Российской Федерации. Состояние денежной сферы и реализация денежно-кредитной политики в январе—сентябре 2010 года [Электронный документ]. – URL: http://www.cbr.ru/analytics (дата обращения: 09.10.2025).
- Шестаков, А. В. Экономика и право: Энциклопедический словарь. – Москва: Дашков и Ко, 2000.