Бухгалтерский учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению в Российской Федерации: Анализ текущего законодательства (2023–2025) и методология применения ЕНП

Курсовая работа

Введение

С 1 января 2023 года Российская Федерация вступила в фазу крупнейшей за последние десятилетия реформы системы социального страхования, ознаменованной двумя ключевыми событиями: созданием Единого Фонда пенсионного и социального страхования (СФР) и переходом на механизм Единого налогового платежа (ЕНП). Эти изменения коснулись каждого плательщика, радикально трансформировав порядок начисления, уплаты и учета страховых взносов, а также расчетов по социальному обеспечению.

В контексте бухгалтерского учета реформа потребовала не просто корректировки ставок, но и пересмотра методологии использования ключевых счетов, в частности, счета 69 («Расчеты по социальному страхованию и обеспечению») и его интеграции со счетом 68 («Расчеты по налогам и сборам»), администрирующим ЕНП.

Актуальность темы обусловлена не только необходимостью деконструкции устаревших знаний, основанных на законодательстве времен ЕСН или системе, действовавшей до 2023 года, но и формированием корректной, основанной на действующих нормах, методологии учета. Для специалистов в области экономики и финансов критически важно овладеть актуальными правилами, продиктованными Главой 34 Налогового кодекса РФ и Федеральным законом № 255-ФЗ, поскольку ошибка в начислении чревата штрафами и пенями.

Цель исследования — провести исчерпывающий анализ действующей нормативно-правовой базы, регулирующей расчеты по социальному страхованию и обеспечению в РФ (2023–2025 гг.), и разработать комплексную методологию их отражения в бухгалтерском учете организации с учетом механизма ЕНП.

Предмет исследования — экономические отношения, возникающие в процессе начисления, уплаты и учета страховых взносов и расчетов по обязательному социальному страхованию.

Объект исследования — система бухгалтерского учета расчетов по социальному страхованию и обеспечению на примере коммерческой организации.

Задачи исследования:

  1. Определить ключевые элементы реформы социального страхования (СФР, Единый тариф, ЕНП) и их правовое основание.
  2. Провести сравнительный анализ текущей системы и системы, действовавшей до 2023 года.
  3. Детализировать порядок формирования базы для начисления взносов, включая анализ необлагаемых выплат согласно статье 422 НК РФ.
  4. Разработать и обосновать актуальную систему бухгалтерских проводок по счету 69, интегрированную с расчетами по ЕНП.
  5. Проанализировать порядок расчета пособий по временной нетрудоспособности в условиях механизма прямых выплат СФР.

Глава 1. Теоретико-правовые основы системы социального страхования и учета страховых взносов

Нормативно-правовое регулирование расчетов по социальному страхованию

Правовое поле, регулирующее обязательства организаций по социальному страхованию, формируется на пересечении налогового и социального законодательства.

7 стр., 3453 слов

Сравнительный анализ моделей медицинского страхования стран Европы: ...

... здравоохранения: Обязательное медицинское страхование (ОМС) / Социальное страхование (Social Security): Система, основанная на принципе солидарности и обязательности участия, где финансирование происходит за счет целевых страховых взносов (отчислений от доходов ...

Основным регулятором в части исчисления и уплаты страховых взносов, которые теперь аккумулируют средства на обязательное пенсионное, медицинское страхование и страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ВНиМ), является Глава 34 Налогового кодекса РФ («Страховые взносы»).

Именно этот документ определяет плательщиков, объект обложения, базу, тарифы и сроки уплаты.

Основополагающим событием, изменившим организационную структуру системы, стало создание Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (СФР) с 1 января 2023 года. Правовое положение, порядок создания и деятельности СФР закреплены в Федеральном законе от 14.07.2022 № 236-ФЗ. Этот закон объединил функции ранее существовавших ПФР и ФСС, упростив взаимодействие плательщиков с государством в части отчетности и получения социальных услуг. Примечательно, что даже при объединении фондов, принципиальные отличия в администрировании сбора взносов сохранились.

Отдельно регулируются взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (взносы на травматизм).

Они по-прежнему регулируются Федеральным законом от 24.07.1998 № 125-ФЗ и уплачиваются отдельно от ЕНП, напрямую в СФР.

Принципиальные отличия текущей системы от законодательства до 2023 года

Анализ эволюции системы социального страхования демонстрирует три фундаментальных сдвига, которые необходимо отразить в академической работе, чтобы избежать смешения понятий (таких как ЕСН, действовавший до 2010 года, и система до 2023 года):

Критерий сравнения Система до 2023 года Система с 2023 года (Актуальная)
Администрирование Раздельные фонды: ПФР, ФСС, ФОМС. Объединенный Фонд (СФР).
Тарифы Раздельные ставки по каждому виду страхования (ОПС, ОМС, ВНиМ) и разные предельные базы. Единый тариф (одна ставка для ОПС, ОМС, ВНиМ).
Уплата Отдельные платежные поручения по каждому КБК в каждый фонд. Единый налоговый платеж (ЕНП) на Единый налоговый счет (ЕНС).
База для взносов Две разные предельные базы (для ОПС и ВНиМ). Единая предельная величина базы для всех видов страхования (кроме травматизма).
Отчетность Раздельные формы (СЗВ-М, СЗВ-ТД, 4-ФСС, РСВ). Унифицированный Расчет по страховым взносам (РСВ), а также новая форма ЕФС-1 (объединила СЗВ-ТД, 4-ФСС и др.).

Деконструкция устаревших знаний. Принципиальное отличие от системы ЕСН (Единого социального налога, действовавшего до 2010 года) заключается в том, что ЕСН был федеральным налогом, а текущие платежи — это именно страховые взносы, имеющие целевое назначение. Однако реформа 2023 года, объединив тарифы и введя ЕНП, парадоксально приблизила механизм уплаты к налоговому администрированию, несмотря на сохранение страховой природы платежей. СФР, хотя и получил все функции фондов, не занимается прямым администрированием сбора большей части взносов — эта функция полностью передана ФНС через механизм ЕНП.

Актуальные тарифы и предельная база для начисления страховых взносов на 2025 год

Основой для расчета взносов является Единый тариф страховых взносов, установленный статьей 425 НК РФ. Этот тариф применяется к выплатам в пользу каждого физического лица до достижения им установленной предельной величины базы.

Тарифы 2025 года

Для большинства плательщиков в 2025 году действуют следующие ставки:

  1. Основной тариф (в пределах лимита): 30%.
  2. Пониженный тариф (сверх лимита): 15,1%.

Единая предельная величина базы

С 2023 года введена Единая предельная величина базы для начисления страховых взносов (на ОПС, ОМС, ВНиМ).

На 2025 год эта величина установлена в размере 2 759 000 рублей нарастающим итогом в отношении каждого застрахованного лица (Постановление Правительства РФ от 31.10.2024 № 1457).

Применение пониженных тарифов для МСП. Важным исключением являются субъекты малого и среднего предпринимательства (МСП), которые применяют дифференцированный подход (п. 2.4 ст. 427 НК РФ):

  • К выплатам, не превышающим 1,5-кратный размер федерального МРОТ (в 2025 году это 1,5 × 22 440 руб. = 33 660 руб.), применяется основной тариф 30%.
  • К выплатам, превышающим 33 660 рублей, применяется пониженный тариф 15%.

Эти нормы требуют от бухгалтера ведения детального аналитического учета выплат по каждому сотруднику, чтобы гарантировать корректное применение ставок и избежать переплат в бюджет.

Глава 2. Методология бухгалтерского учета расчетов по страховым взносам и ЕНП

Порядок формирования базы для начисления страховых взносов

Объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг (ст. 420 НК РФ).

Анализ необлагаемых выплат (Статья 422 НК РФ)

Критически важным этапом в формировании базы является исключение из нее сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, исчерпывающий перечень которых содержится в статье 422 Налогового кодекса РФ. К ним относятся:

  1. Государственные пособия, в том числе пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком.
  2. Компенсационные выплаты, установленные законодательством, связанные с возмещением вреда, причиненного здоровью, исполнением трудовых обязанностей, и другие.

Специфические лимиты компенсационных выплат (Слепая зона конкурентов). Для целей корректного учета важно знать конкретные лимиты, установленные НК РФ, превышение которых приводит к обложению взносами:

Вид компенсации (п. 2 ст. 422 НК РФ) Необлагаемый лимит в сутки Примечание
Суточные при командировках по РФ 700 рублей Суммы свыше 700 руб. облагаются взносами.
Суточные при загранкомандировках 2500 рублей Суммы свыше 2500 руб. облагаются взносами.
Компенсация дистанционным работникам 35 рублей Ежедневно, если расходы не подтверждены документально.
Выходные пособия при увольнении Трехкратный размер среднего месячного заработка. В части, превышающей лимит, взносы начисляются.

Необлагаемая материальная помощь (4000 рублей в год) также является ключевым элементом оптимизации базы. Эти лимиты позволяют бухгалтеру законно снизить налоговую нагрузку, но требуют постоянного контроля и строгого документального оформления.

Бухгалтерский учет начисления и уплаты страховых взносов (Счет 69 и Счет 68/ЕНП)

Для учета расчетов с СФР и ФНС по страховым взносам используется активно-пассивный счет 69 («Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»).

Для обеспечения прозрачности и соответствия действующей системе ЕНП необходима детализированная аналитика.

Рекомендуемая аналитика счета 69:

  • Субсчет 69.ЕДИН — Расчеты по страховым взносам, уплачиваемым Единым тарифом (ОПС, ОМС, ВНиМ).
  • Субсчет 69.ТРАВМ — Расчеты по взносам на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний (взносы на травматизм).

Актуальные бухгалтерские проводки (2025)

Порядок отражения операций кардинально изменился в связи с введением ЕНП. Взносы, начисленные по Единому тарифу, перестали быть прямым расчетом с СФР и стали частью совокупной налоговой обязанности, администрируемой ФНС через ЕНС (Счет 68, субсчет «Расчеты по ЕНП»).

Операция Дебет Кредит Сумма Примечание
1. Начисление взносов по Единому тарифу 20, 26, 44, 91-2 69.ЕДИН Сумма взносов (30% / 15.1%) Взносы относятся на расходы по видам деятельности.
2. Начисление взносов на травматизм 20, 26, 44, 91-2 69.ТРАВМ Сумма взносов (по тарифу от 0.2% до 8.5%) Взносы на травматизм уплачиваются отдельно.
3. Включение Единого тарифа в состав ЕНП 69.ЕДИН 68, субсчет «Расчеты по ЕНП» Сумма взносов из п. 1 Ключевая проводка реформы. Перенос задолженности на ЕНС.
4. Перечисление ЕНП в бюджет 68, субсчет «Расчеты по ЕНП» 51 Сумма ЕНП ЕНП включает НДФЛ, взносы, налоги и т.д.
5. Уплата взносов на травматизм 69.ТРАВМ 51 Сумма взносов на травматизм Отдельный платеж напрямую в СФР.

Сроки уплаты и отчетности:

  • Срок уплаты страховых взносов (в составе ЕНП): не позднее 28-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
  • Срок подачи Уведомления об исчисленных суммах (для распределения ЕНП): не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем. Уведомление не подается, если срок сдачи РСВ совпадает со сроком уплаты.

Глава 3. Учет и расчеты по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности

Система обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ВНиМ) регулируется Федеральным законом от 29.12.2006 № 255-ФЗ. После реформы 2023 года работодатель участвует в оплате больничного листа только частично.

Расчет пособия по временной нетрудоспособности (ВНиМ)

Расчет пособия — это многоступенчатый процесс, основанный на заработке работника за установленный период.

Расчетный период: Два календарных года, предшествующих году наступления страхового случая. (Для случая в 2025 году используются 2023 и 2024 годы).

Определение среднего дневного заработка (СДЗ):
Сумма заработка за расчетный период (2 года) делится на 730.
При этом заработок за каждый год не может превышать установленную предельную базу:

  • Предельная база 2023 года: 1 917 000 рублей.
  • Предельная база 2024 года: 2 225 000 рублей.

Пример расчета максимального СДЗ на 2025 год

Максимально возможный средний дневной заработок рассчитывается исходя из суммы предельных баз за 2023 и 2024 годы:

СДЗ макс = (Предельная база 2023 + Предельная база 2024) / 730 дн.

Применение формулы:

СДЗмакс = (1 917 000 руб. + 2 225 000 руб.) / 730 дн. = 4 142 000 руб. / 730 дн. ≈ 5 673,97 руб.

Таким образом, максимальный средний дневной заработок для расчета пособия, наступившего в 2025 году, не может превышать 5 673,97 рублей.

Зависимость размера пособия от страхового стажа:

Фактическая сумма пособия, выплачиваемая за счет СФР, зависит от страхового стажа работника:

  • 100% среднего заработка — стаж более 8 лет.
  • 80% среднего заработка — стаж от 5 до 8 лет.
  • 60% среднего заработка — стаж менее 5 лет.
  • Если стаж менее 6 месяцев, пособие рассчитывается исходя из МРОТ (22 440 руб. в 2025 году).

Отражение расчетов по пособиям в бухгалтерском учете

С 2021 года в России действует механизм прямых выплат пособий СФР.

Роль работодателя: Работодатель оплачивает только первые три дня временной нетрудоспособности работника (за исключением случаев ухода за больным членом семьи, карантина, протезирования, долечивания в санатории, где СФР платит с первого дня).

Бухгалтерские проводки по пособиям:

Операция Дебет Кредит Сумма Примечание
1. Начисление пособия за счет работодателя (первые 3 дня) 20, 26, 44 70 Сумма пособия за 3 дня Относится на расходы организации.
2. Удержание НДФЛ с пособия 70 68, субсчет «НДФЛ» Сумма НДФЛ НДФЛ удерживается со всей суммы пособия.
3. Выплата пособия работнику 70 51, 50 Сумма к выдаче Выплата за минусом НДФЛ.

Важно: Пособие, начиная с четвертого дня временной нетрудоспособности, назначается и выплачивается напрямую СФР, без участия работодателя в расчетах (кроме передачи необходимых сведений).

Таким образом, в учете не возникают проводки по начислению задолженности СФР или зачету расходов, что существенно упрощает работу бухгалтера.

Практический пример: Сводный расчет начислений и уплаты взносов

Рассмотрим условный пример за январь 2025 года (предполагая, что предельная база еще не достигнута, и применяется основной тариф 30%).

Исходные данные за январь 2025 года:

  • Заработная плата сотрудников (ФОТ): 500 000 руб.
  • Взносы на травматизм (условно): 0.2%
  • Оплата первых 3 дней больничного: 15 000 руб.
  • Выплаты, не облагаемые взносами (матпомощь в пределах 4000 руб.): 4 000 руб.

Расчет страховых взносов:

  1. База для начисления: ФОТ + Оплата больничного за 3 дня – Необлагаемые выплаты.
    База = 500 000 руб. + 15 000 руб. – 4 000 руб. = 511 000 руб.
  2. Страховые взносы по Единому тарифу (30%):
    511 000 руб. × 30% = 153 300 руб.
  3. Взносы на травматизм (0.2%):
    511 000 руб. × 0.2% = 1 022 руб.

Бухгалтерские проводки (Февраль 2025 года):

Операция Дебет Кредит Сумма (руб.)
1 Начислена заработная плата 20 70 500 000
2 Начислена оплата первых 3 дней больничного 20 70 15 000
3 Начислены взносы по Единому тарифу 20 69.ЕДИН 153 300
4 Начислены взносы на травматизм 20 69.ТРАВМ 1 022
5 Взносы по Единому тарифу включены в состав ЕНП (25 февраля) 69.ЕДИН 68, субсчет ЕНП 153 300
6 Перечислен ЕНП (включая 153 300 руб. взносов) (28 февраля) 68, субсчет ЕНП 51 XXX XXX
7 Перечислены взносы на травматизм (отдельный платеж) 69.ТРАВМ 51 1 022

Данный пример наглядно демонстрирует, как счет 69.ЕДИН закрывается через счет 68/ЕНП, отражая корректный механизм расчетов в условиях действующего законодате��ьства.

Заключение

Проведенное исследование подтвердило, что реформа 2023 года, выразившаяся в создании СФР, унификации тарифов и внедрении ЕНП, кардинально изменила методологию бухгалтерского учета расчетов по социальному страхованию и обеспечению в Российской Федерации. Цель исследования по деконструкции устаревших знаний и анализу новых правил была достигнута.

Основные выводы и результаты исследования:

  1. Нормативно-правовая база претерпела централизацию: Глава 34 НК РФ стала единственным регулятором тарифов, а Федеральный закон № 236-ФЗ закрепил создание СФР. Проведенный сравнительный анализ четко показал переход от множественных фондов и раздельных тарифов к Единому тарифу (30% / 15,1%) и Единой предельной базе (2 759 000 руб. на 2025 год).
  2. Формирование базы требует строгого следования статье 422 НК РФ. Была выявлена критическая необходимость учета специфических лимитов необлагаемых компенсаций, таких как суточные (700/2500 руб.) и компенсация дистанционным работникам (35 руб./день), для корректного расчета взносов. Почему же так важен точный расчет? Потому что это напрямую влияет на финансовую устойчивость предприятия и его налоговые риски.
  3. Методология учета на счете 69 трансформировалась под воздействием ЕНП. Ключевым элементом стал переходный учетный механизм: начисление взносов отражается по Кредиту 69.ЕДИН, а закрытие задолженности и включение ее в совокупную обязанность происходит через проводку Дебет 69.ЕДИН — Кредит 68/ЕНП. Это принципиальное отличие от учета прошлых лет.
  4. Учет пособий по ВНиМ максимально упростился для работодателя в части расчетов с фондом. Работодатель оплачивает только первые три дня нетрудоспособности (Д 20/26/44 К 70), а все последующие выплаты осуществляет напрямую СФР, что исключает необходимость ведения расчетов по зачету сумм.

Таким образом, актуальный бухгалтерский учет расчетов по социальному страхованию требует от специалистов глубокого понимания интеграции налогового и страхового законодательства, а также применения детализированной аналитики по счетам 69 и 68 для обеспечения соответствия механизму ЕНП. Бухгалтер, освоивший эту методологию, не просто ведет учет, но и эффективно управляет денежными потоками компании.

Список использованной литературы

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая).

    Глава 34. Страховые взносы.

  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая).

    Статья 422. Суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами.

  3. Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством: Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ. Статья 14. Порядок исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
  4. Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению: Приказ Минфина России от 31.10.2000 № 94н.
  5. Тарифы страховых взносов на 2025 год для организаций и ИП [Электронный ресурс] // saby-sbis.ru. URL: https://saby-sbis.ru/ (Дата обращения: 09.10.2025).
  6. Страховые взносы в 2025 году: таблица тарифов, ставки [Электронный ресурс] // Regberry.ru. URL: https://regberry.ru/ (Дата обращения: 09.10.2025).
  7. СФР напомнил о нюансах расчета пособия по больничному листу и привел примеры [Электронный ресурс] // garant.ru. URL: https://www.garant.ru/ (Дата обращения: 09.10.2025).
  8. С каких доходов не нужно платить страховые взносы в 2025 году [Электронный ресурс] // Такском. URL: https://taxcom.ru/ (Дата обращения: 09.10.2025).
  9. Расчет больничного листа в 2025 году: формула, пример [Электронный ресурс] // Главбух. URL: https://www.glavbukh.ru/ (Дата обращения: 09.10.2025).
  10. Страховые взносы в 2025 году: тарифы, изменения, порядок расчетов [Электронный ресурс] // Контур.Школа. URL: https://school.kontur.ru/ (Дата обращения: 09.10.2025).
  11. СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ (С 1 января 2025 года в отношении плательщиков… единая предельная величина базы…) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/ (Дата обращения: 09.10.2025).
  12. Онлайн калькулятор для расчета больничных в 2025 году [Электронный ресурс] // kontur.ru. URL: https://kontur.ru/ (Дата обращения: 09.10.2025).
  13. Счет 69 в бухгалтерском учете: полное руководство и советы [Электронный ресурс] // Контур.Экстерн. URL: https://kontur.ru/extern/ (Дата обращения: 09.10.2025).
  14. Единая предельная величина базы для страховых взносов на 2025 год [Электронный ресурс] // Контур. URL: https://kontur.ru/ (Дата обращения: 09.10.2025).
  15. Счёт 69 в бухгалтерском учёте: что отражает, проводки и примеры [Электронный ресурс] // Мое дело. URL: https://moedelo.org/ (Дата обращения: 09.10.2025).
  16. Бухгалтерские проводки по ЕНП в 2025 году [Электронный ресурс] // Упрощенка. URL: https://www.26-2.ru/ (Дата обращения: 09.10.2025).
  17. Проводки по ЕНП и ЕНС в бухгалтерском учете 2025: счет 68.90, начисления и уплата налогов [Электронный ресурс] // Главбух. URL: https://www.glavbukh.ru/ (Дата обращения: 09.10.2025).
  18. Как учитывать ЕНП в 2025 году [Электронный ресурс] // nalog-nalog.ru. URL: https://nalog-nalog.ru/ (Дата обращения: 09.10.2025).

Оставьте комментарий

Капча загружается...