Введение
С 1 января 2023 года Российская Федерация вступила в фазу крупнейшей за последние десятилетия реформы системы социального страхования, ознаменованной двумя ключевыми событиями: созданием Единого Фонда пенсионного и социального страхования (СФР) и переходом на механизм Единого налогового платежа (ЕНП). Эти изменения коснулись каждого плательщика, радикально трансформировав порядок начисления, уплаты и учета страховых взносов, а также расчетов по социальному обеспечению.
В контексте бухгалтерского учета реформа потребовала не просто корректировки ставок, но и пересмотра методологии использования ключевых счетов, в частности, счета 69 («Расчеты по социальному страхованию и обеспечению») и его интеграции со счетом 68 («Расчеты по налогам и сборам»), администрирующим ЕНП.
Актуальность темы обусловлена не только необходимостью деконструкции устаревших знаний, основанных на законодательстве времен ЕСН или системе, действовавшей до 2023 года, но и формированием корректной, основанной на действующих нормах, методологии учета. Для специалистов в области экономики и финансов критически важно овладеть актуальными правилами, продиктованными Главой 34 Налогового кодекса РФ и Федеральным законом № 255-ФЗ, поскольку ошибка в начислении чревата штрафами и пенями.
Цель исследования — провести исчерпывающий анализ действующей нормативно-правовой базы, регулирующей расчеты по социальному страхованию и обеспечению в РФ (2023–2025 гг.), и разработать комплексную методологию их отражения в бухгалтерском учете организации с учетом механизма ЕНП.
Предмет исследования — экономические отношения, возникающие в процессе начисления, уплаты и учета страховых взносов и расчетов по обязательному социальному страхованию.
Объект исследования — система бухгалтерского учета расчетов по социальному страхованию и обеспечению на примере коммерческой организации.
Задачи исследования:
- Определить ключевые элементы реформы социального страхования (СФР, Единый тариф, ЕНП) и их правовое основание.
- Провести сравнительный анализ текущей системы и системы, действовавшей до 2023 года.
- Детализировать порядок формирования базы для начисления взносов, включая анализ необлагаемых выплат согласно статье 422 НК РФ.
- Разработать и обосновать актуальную систему бухгалтерских проводок по счету 69, интегрированную с расчетами по ЕНП.
- Проанализировать порядок расчета пособий по временной нетрудоспособности в условиях механизма прямых выплат СФР.
Глава 1. Теоретико-правовые основы системы социального страхования и учета страховых взносов
Нормативно-правовое регулирование расчетов по социальному страхованию
Правовое поле, регулирующее обязательства организаций по социальному страхованию, формируется на пересечении налогового и социального законодательства.
Сравнительный анализ моделей медицинского страхования стран Европы: ...
... здравоохранения: Обязательное медицинское страхование (ОМС) / Социальное страхование (Social Security): Система, основанная на принципе солидарности и обязательности участия, где финансирование происходит за счет целевых страховых взносов (отчислений от доходов ...
Основным регулятором в части исчисления и уплаты страховых взносов, которые теперь аккумулируют средства на обязательное пенсионное, медицинское страхование и страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ВНиМ), является Глава 34 Налогового кодекса РФ («Страховые взносы»).
Именно этот документ определяет плательщиков, объект обложения, базу, тарифы и сроки уплаты.
Основополагающим событием, изменившим организационную структуру системы, стало создание Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (СФР) с 1 января 2023 года. Правовое положение, порядок создания и деятельности СФР закреплены в Федеральном законе от 14.07.2022 № 236-ФЗ. Этот закон объединил функции ранее существовавших ПФР и ФСС, упростив взаимодействие плательщиков с государством в части отчетности и получения социальных услуг. Примечательно, что даже при объединении фондов, принципиальные отличия в администрировании сбора взносов сохранились.
Отдельно регулируются взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (взносы на травматизм).
Они по-прежнему регулируются Федеральным законом от 24.07.1998 № 125-ФЗ и уплачиваются отдельно от ЕНП, напрямую в СФР.
Принципиальные отличия текущей системы от законодательства до 2023 года
Анализ эволюции системы социального страхования демонстрирует три фундаментальных сдвига, которые необходимо отразить в академической работе, чтобы избежать смешения понятий (таких как ЕСН, действовавший до 2010 года, и система до 2023 года):
Критерий сравнения | Система до 2023 года | Система с 2023 года (Актуальная) |
---|---|---|
Администрирование | Раздельные фонды: ПФР, ФСС, ФОМС. | Объединенный Фонд (СФР). |
Тарифы | Раздельные ставки по каждому виду страхования (ОПС, ОМС, ВНиМ) и разные предельные базы. | Единый тариф (одна ставка для ОПС, ОМС, ВНиМ). |
Уплата | Отдельные платежные поручения по каждому КБК в каждый фонд. | Единый налоговый платеж (ЕНП) на Единый налоговый счет (ЕНС). |
База для взносов | Две разные предельные базы (для ОПС и ВНиМ). | Единая предельная величина базы для всех видов страхования (кроме травматизма). |
Отчетность | Раздельные формы (СЗВ-М, СЗВ-ТД, 4-ФСС, РСВ). | Унифицированный Расчет по страховым взносам (РСВ), а также новая форма ЕФС-1 (объединила СЗВ-ТД, 4-ФСС и др.). |
Деконструкция устаревших знаний. Принципиальное отличие от системы ЕСН (Единого социального налога, действовавшего до 2010 года) заключается в том, что ЕСН был федеральным налогом, а текущие платежи — это именно страховые взносы, имеющие целевое назначение. Однако реформа 2023 года, объединив тарифы и введя ЕНП, парадоксально приблизила механизм уплаты к налоговому администрированию, несмотря на сохранение страховой природы платежей. СФР, хотя и получил все функции фондов, не занимается прямым администрированием сбора большей части взносов — эта функция полностью передана ФНС через механизм ЕНП.
Актуальные тарифы и предельная база для начисления страховых взносов на 2025 год
Основой для расчета взносов является Единый тариф страховых взносов, установленный статьей 425 НК РФ. Этот тариф применяется к выплатам в пользу каждого физического лица до достижения им установленной предельной величины базы.
Тарифы 2025 года
Для большинства плательщиков в 2025 году действуют следующие ставки:
- Основной тариф (в пределах лимита): 30%.
- Пониженный тариф (сверх лимита): 15,1%.
Единая предельная величина базы
С 2023 года введена Единая предельная величина базы для начисления страховых взносов (на ОПС, ОМС, ВНиМ).
На 2025 год эта величина установлена в размере 2 759 000 рублей нарастающим итогом в отношении каждого застрахованного лица (Постановление Правительства РФ от 31.10.2024 № 1457).
Применение пониженных тарифов для МСП. Важным исключением являются субъекты малого и среднего предпринимательства (МСП), которые применяют дифференцированный подход (п. 2.4 ст. 427 НК РФ):
- К выплатам, не превышающим 1,5-кратный размер федерального МРОТ (в 2025 году это 1,5 × 22 440 руб. = 33 660 руб.), применяется основной тариф 30%.
- К выплатам, превышающим 33 660 рублей, применяется пониженный тариф 15%.
Эти нормы требуют от бухгалтера ведения детального аналитического учета выплат по каждому сотруднику, чтобы гарантировать корректное применение ставок и избежать переплат в бюджет.
Глава 2. Методология бухгалтерского учета расчетов по страховым взносам и ЕНП
Порядок формирования базы для начисления страховых взносов
Объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг (ст. 420 НК РФ).
Анализ необлагаемых выплат (Статья 422 НК РФ)
Критически важным этапом в формировании базы является исключение из нее сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, исчерпывающий перечень которых содержится в статье 422 Налогового кодекса РФ. К ним относятся:
- Государственные пособия, в том числе пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком.
- Компенсационные выплаты, установленные законодательством, связанные с возмещением вреда, причиненного здоровью, исполнением трудовых обязанностей, и другие.
Специфические лимиты компенсационных выплат (Слепая зона конкурентов). Для целей корректного учета важно знать конкретные лимиты, установленные НК РФ, превышение которых приводит к обложению взносами:
Вид компенсации (п. 2 ст. 422 НК РФ) | Необлагаемый лимит в сутки | Примечание |
---|---|---|
Суточные при командировках по РФ | 700 рублей | Суммы свыше 700 руб. облагаются взносами. |
Суточные при загранкомандировках | 2500 рублей | Суммы свыше 2500 руб. облагаются взносами. |
Компенсация дистанционным работникам | 35 рублей | Ежедневно, если расходы не подтверждены документально. |
Выходные пособия при увольнении | Трехкратный размер среднего месячного заработка. | В части, превышающей лимит, взносы начисляются. |
Необлагаемая материальная помощь (4000 рублей в год) также является ключевым элементом оптимизации базы. Эти лимиты позволяют бухгалтеру законно снизить налоговую нагрузку, но требуют постоянного контроля и строгого документального оформления.
Бухгалтерский учет начисления и уплаты страховых взносов (Счет 69 и Счет 68/ЕНП)
Для учета расчетов с СФР и ФНС по страховым взносам используется активно-пассивный счет 69 («Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»).
Для обеспечения прозрачности и соответствия действующей системе ЕНП необходима детализированная аналитика.
Рекомендуемая аналитика счета 69:
- Субсчет 69.ЕДИН — Расчеты по страховым взносам, уплачиваемым Единым тарифом (ОПС, ОМС, ВНиМ).
- Субсчет 69.ТРАВМ — Расчеты по взносам на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний (взносы на травматизм).
Актуальные бухгалтерские проводки (2025)
Порядок отражения операций кардинально изменился в связи с введением ЕНП. Взносы, начисленные по Единому тарифу, перестали быть прямым расчетом с СФР и стали частью совокупной налоговой обязанности, администрируемой ФНС через ЕНС (Счет 68, субсчет «Расчеты по ЕНП»).
Операция | Дебет | Кредит | Сумма | Примечание |
---|---|---|---|---|
1. Начисление взносов по Единому тарифу | 20, 26, 44, 91-2 | 69.ЕДИН | Сумма взносов (30% / 15.1%) | Взносы относятся на расходы по видам деятельности. |
2. Начисление взносов на травматизм | 20, 26, 44, 91-2 | 69.ТРАВМ | Сумма взносов (по тарифу от 0.2% до 8.5%) | Взносы на травматизм уплачиваются отдельно. |
3. Включение Единого тарифа в состав ЕНП | 69.ЕДИН | 68, субсчет «Расчеты по ЕНП» | Сумма взносов из п. 1 | Ключевая проводка реформы. Перенос задолженности на ЕНС. |
4. Перечисление ЕНП в бюджет | 68, субсчет «Расчеты по ЕНП» | 51 | Сумма ЕНП | ЕНП включает НДФЛ, взносы, налоги и т.д. |
5. Уплата взносов на травматизм | 69.ТРАВМ | 51 | Сумма взносов на травматизм | Отдельный платеж напрямую в СФР. |
Сроки уплаты и отчетности:
- Срок уплаты страховых взносов (в составе ЕНП): не позднее 28-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
- Срок подачи Уведомления об исчисленных суммах (для распределения ЕНП): не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем. Уведомление не подается, если срок сдачи РСВ совпадает со сроком уплаты.
Глава 3. Учет и расчеты по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности
Система обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ВНиМ) регулируется Федеральным законом от 29.12.2006 № 255-ФЗ. После реформы 2023 года работодатель участвует в оплате больничного листа только частично.
Расчет пособия по временной нетрудоспособности (ВНиМ)
Расчет пособия — это многоступенчатый процесс, основанный на заработке работника за установленный период.
Расчетный период: Два календарных года, предшествующих году наступления страхового случая. (Для случая в 2025 году используются 2023 и 2024 годы).
Определение среднего дневного заработка (СДЗ):
Сумма заработка за расчетный период (2 года) делится на 730.
При этом заработок за каждый год не может превышать установленную предельную базу:
- Предельная база 2023 года: 1 917 000 рублей.
- Предельная база 2024 года: 2 225 000 рублей.
Пример расчета максимального СДЗ на 2025 год
Максимально возможный средний дневной заработок рассчитывается исходя из суммы предельных баз за 2023 и 2024 годы:
СДЗ макс = (Предельная база 2023 + Предельная база 2024) / 730 дн.
Применение формулы:
СДЗмакс = (1 917 000 руб. + 2 225 000 руб.) / 730 дн. = 4 142 000 руб. / 730 дн. ≈ 5 673,97 руб.
Таким образом, максимальный средний дневной заработок для расчета пособия, наступившего в 2025 году, не может превышать 5 673,97 рублей.
Зависимость размера пособия от страхового стажа:
Фактическая сумма пособия, выплачиваемая за счет СФР, зависит от страхового стажа работника:
- 100% среднего заработка — стаж более 8 лет.
- 80% среднего заработка — стаж от 5 до 8 лет.
- 60% среднего заработка — стаж менее 5 лет.
- Если стаж менее 6 месяцев, пособие рассчитывается исходя из МРОТ (22 440 руб. в 2025 году).
Отражение расчетов по пособиям в бухгалтерском учете
С 2021 года в России действует механизм прямых выплат пособий СФР.
Роль работодателя: Работодатель оплачивает только первые три дня временной нетрудоспособности работника (за исключением случаев ухода за больным членом семьи, карантина, протезирования, долечивания в санатории, где СФР платит с первого дня).
Бухгалтерские проводки по пособиям:
Операция | Дебет | Кредит | Сумма | Примечание |
---|---|---|---|---|
1. Начисление пособия за счет работодателя (первые 3 дня) | 20, 26, 44 | 70 | Сумма пособия за 3 дня | Относится на расходы организации. |
2. Удержание НДФЛ с пособия | 70 | 68, субсчет «НДФЛ» | Сумма НДФЛ | НДФЛ удерживается со всей суммы пособия. |
3. Выплата пособия работнику | 70 | 51, 50 | Сумма к выдаче | Выплата за минусом НДФЛ. |
Важно: Пособие, начиная с четвертого дня временной нетрудоспособности, назначается и выплачивается напрямую СФР, без участия работодателя в расчетах (кроме передачи необходимых сведений).
Таким образом, в учете не возникают проводки по начислению задолженности СФР или зачету расходов, что существенно упрощает работу бухгалтера.
Практический пример: Сводный расчет начислений и уплаты взносов
Рассмотрим условный пример за январь 2025 года (предполагая, что предельная база еще не достигнута, и применяется основной тариф 30%).
Исходные данные за январь 2025 года:
- Заработная плата сотрудников (ФОТ): 500 000 руб.
- Взносы на травматизм (условно): 0.2%
- Оплата первых 3 дней больничного: 15 000 руб.
- Выплаты, не облагаемые взносами (матпомощь в пределах 4000 руб.): 4 000 руб.
Расчет страховых взносов:
- База для начисления: ФОТ + Оплата больничного за 3 дня – Необлагаемые выплаты.
База = 500 000 руб. + 15 000 руб. – 4 000 руб. = 511 000 руб. - Страховые взносы по Единому тарифу (30%):
511 000 руб. × 30% = 153 300 руб. - Взносы на травматизм (0.2%):
511 000 руб. × 0.2% = 1 022 руб.
Бухгалтерские проводки (Февраль 2025 года):
№ | Операция | Дебет | Кредит | Сумма (руб.) |
---|---|---|---|---|
1 | Начислена заработная плата | 20 | 70 | 500 000 |
2 | Начислена оплата первых 3 дней больничного | 20 | 70 | 15 000 |
3 | Начислены взносы по Единому тарифу | 20 | 69.ЕДИН | 153 300 |
4 | Начислены взносы на травматизм | 20 | 69.ТРАВМ | 1 022 |
5 | Взносы по Единому тарифу включены в состав ЕНП (25 февраля) | 69.ЕДИН | 68, субсчет ЕНП | 153 300 |
6 | Перечислен ЕНП (включая 153 300 руб. взносов) (28 февраля) | 68, субсчет ЕНП | 51 | XXX XXX |
7 | Перечислены взносы на травматизм (отдельный платеж) | 69.ТРАВМ | 51 | 1 022 |
Данный пример наглядно демонстрирует, как счет 69.ЕДИН закрывается через счет 68/ЕНП, отражая корректный механизм расчетов в условиях действующего законодате��ьства.
Заключение
Проведенное исследование подтвердило, что реформа 2023 года, выразившаяся в создании СФР, унификации тарифов и внедрении ЕНП, кардинально изменила методологию бухгалтерского учета расчетов по социальному страхованию и обеспечению в Российской Федерации. Цель исследования по деконструкции устаревших знаний и анализу новых правил была достигнута.
Основные выводы и результаты исследования:
- Нормативно-правовая база претерпела централизацию: Глава 34 НК РФ стала единственным регулятором тарифов, а Федеральный закон № 236-ФЗ закрепил создание СФР. Проведенный сравнительный анализ четко показал переход от множественных фондов и раздельных тарифов к Единому тарифу (30% / 15,1%) и Единой предельной базе (2 759 000 руб. на 2025 год).
- Формирование базы требует строгого следования статье 422 НК РФ. Была выявлена критическая необходимость учета специфических лимитов необлагаемых компенсаций, таких как суточные (700/2500 руб.) и компенсация дистанционным работникам (35 руб./день), для корректного расчета взносов. Почему же так важен точный расчет? Потому что это напрямую влияет на финансовую устойчивость предприятия и его налоговые риски.
- Методология учета на счете 69 трансформировалась под воздействием ЕНП. Ключевым элементом стал переходный учетный механизм: начисление взносов отражается по Кредиту 69.ЕДИН, а закрытие задолженности и включение ее в совокупную обязанность происходит через проводку Дебет 69.ЕДИН — Кредит 68/ЕНП. Это принципиальное отличие от учета прошлых лет.
- Учет пособий по ВНиМ максимально упростился для работодателя в части расчетов с фондом. Работодатель оплачивает только первые три дня нетрудоспособности (Д 20/26/44 К 70), а все последующие выплаты осуществляет напрямую СФР, что исключает необходимость ведения расчетов по зачету сумм.
Таким образом, актуальный бухгалтерский учет расчетов по социальному страхованию требует от специалистов глубокого понимания интеграции налогового и страхового законодательства, а также применения детализированной аналитики по счетам 69 и 68 для обеспечения соответствия механизму ЕНП. Бухгалтер, освоивший эту методологию, не просто ведет учет, но и эффективно управляет денежными потоками компании.
Список использованной литературы
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая).
Глава 34. Страховые взносы.
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая).
Статья 422. Суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами.
- Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством: Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ. Статья 14. Порядок исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
- Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению: Приказ Минфина России от 31.10.2000 № 94н.
- Тарифы страховых взносов на 2025 год для организаций и ИП [Электронный ресурс] // saby-sbis.ru. URL: https://saby-sbis.ru/ (Дата обращения: 09.10.2025).
- Страховые взносы в 2025 году: таблица тарифов, ставки [Электронный ресурс] // Regberry.ru. URL: https://regberry.ru/ (Дата обращения: 09.10.2025).
- СФР напомнил о нюансах расчета пособия по больничному листу и привел примеры [Электронный ресурс] // garant.ru. URL: https://www.garant.ru/ (Дата обращения: 09.10.2025).
- С каких доходов не нужно платить страховые взносы в 2025 году [Электронный ресурс] // Такском. URL: https://taxcom.ru/ (Дата обращения: 09.10.2025).
- Расчет больничного листа в 2025 году: формула, пример [Электронный ресурс] // Главбух. URL: https://www.glavbukh.ru/ (Дата обращения: 09.10.2025).
- Страховые взносы в 2025 году: тарифы, изменения, порядок расчетов [Электронный ресурс] // Контур.Школа. URL: https://school.kontur.ru/ (Дата обращения: 09.10.2025).
- СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ (С 1 января 2025 года в отношении плательщиков… единая предельная величина базы…) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/ (Дата обращения: 09.10.2025).
- Онлайн калькулятор для расчета больничных в 2025 году [Электронный ресурс] // kontur.ru. URL: https://kontur.ru/ (Дата обращения: 09.10.2025).
- Счет 69 в бухгалтерском учете: полное руководство и советы [Электронный ресурс] // Контур.Экстерн. URL: https://kontur.ru/extern/ (Дата обращения: 09.10.2025).
- Единая предельная величина базы для страховых взносов на 2025 год [Электронный ресурс] // Контур. URL: https://kontur.ru/ (Дата обращения: 09.10.2025).
- Счёт 69 в бухгалтерском учёте: что отражает, проводки и примеры [Электронный ресурс] // Мое дело. URL: https://moedelo.org/ (Дата обращения: 09.10.2025).
- Бухгалтерские проводки по ЕНП в 2025 году [Электронный ресурс] // Упрощенка. URL: https://www.26-2.ru/ (Дата обращения: 09.10.2025).
- Проводки по ЕНП и ЕНС в бухгалтерском учете 2025: счет 68.90, начисления и уплата налогов [Электронный ресурс] // Главбух. URL: https://www.glavbukh.ru/ (Дата обращения: 09.10.2025).
- Как учитывать ЕНП в 2025 году [Электронный ресурс] // nalog-nalog.ru. URL: https://nalog-nalog.ru/ (Дата обращения: 09.10.2025).