Инвестиционная деятельность в Российской Федерации в 2024–2025 гг.: комплексный анализ динамики, ключевых проблем и стратегических механизмов государственного стимулирования

Курсовая работа

Теоретические основы и актуальность исследования

Исторически сложилось, что инвестиции являются кровью любой развивающейся экономики, и их динамика напрямую коррелирует с потенциалом страны к модернизации и росту благосостояния. В 2023 году инвестиции в основной капитал в России показали рекордный за последние 12 лет рост в реальном выражении — 9,8%. Этот факт не просто констатирует восстановление, но и сигнализирует о глубокой структурной перестройке, вызванной необходимостью достижения технологического суверенитета и формирования экономики предложения в условиях беспрецедентного геополитического давления.

Актуальность настоящего исследования определяется острой потребностью в комплексном, критическом анализе инвестиционного процесса в Российской Федерации на современном этапе (2024–2025 гг.).

Глобальные санкции, разрыв традиционных логистических цепочек и переориентация на внутренние резервы и «дружественные» рынки требуют не только оценки количественных показателей, но и глубокого понимания качественных сдвигов, эффективности применяемых государственных механизмов и характера новых макроэкономических рисков.

Целью работы является проведение исчерпывающего анализа текущего состояния инвестиционной деятельности, выявление ключевых барьеров, ограничивающих ее устойчивый рост, и разработка обоснованных практических рекомендаций по совершенствованию государственной инвестиционной политики.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

  1. Определить и систематизировать правовые и экономические трактовки понятия "инвестиции" согласно законодательству РФ.
  2. Проанализировать динамику и структуру инвестиций в основной капитал в 2024–2025 гг., выявив факторы роста и признаки замедления.
  3. Детально исследовать и оценить эффективность ключевых государственных инструментов стимулирования: СЗПК, СПИК 2.0, ФРП и ГЧП.
  4. Идентифицировать основные макроэкономические, структурные и геополитические барьеры, препятствующие устойчивому инвестиционному росту.
  5. Оценить трансформацию структуры иностранных инвестиций и роль новых мер по привлечению капитала из дружественных стран.

Правовые и экономические трактовки понятия «Инвестиции»

Понимание инвестиций в российской экономической практике строится на двух ключевых столпах: академической экономической теории и действующем национальном законодательстве.

6 стр., 2621 слов

Роль, Динамика и Социально-Экономическая Эффективность Инвестиций ...

... просто частью совокупного спроса, но и ключевым фактором, определяющим долгосрочный потенциал экономического роста. В академической среде инвестиции рассматриваются как мост между сегодняшними ... мощностей, моральном или физическом износе фондов или наличии непроизводственных инвестиций. Для российской экономики повышение капиталоотдачи является стратегической задачей, поскольку высокий износ ...

С точки зрения экономической теории, инвестиции — это долгосрочное вложение капитала, направленное на увеличение будущей прибыли или достижение иного полезного эффекта. Традиционно они классифицируются по объектам вложений:

  • Реальные (капиталообразующие) инвестиции: Вложения в основной капитал, включая новое строительство, реконструкцию, техническое перевооружение, приобретение машин и оборудования.
  • Финансовые инвестиции: Вложения в ценные бумаги, валюту, банковские депозиты.
  • Интеллектуальные/нематериальные инвестиции: Затраты на НИОКР, приобретение патентов, обучение персонала (человеческий капитал).

Российское законодательство фокусируется, прежде всего, на капитальных вложениях. Основные понятия закреплены в Федеральном законе от 25.02.1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений».

Согласно этому закону, инвестиции определяются как денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.

Ключевым понятием в контексте ФЗ № 39-ФЗ являются капитальные вложения. Они представляют собой инвестиции в основной капитал (основные средства) и включают затраты на:

  1. Новое строительство, реконструкцию и техническое перевооружение.
  2. Приобретение машин, оборудования, инструмента и инвентаря.
  3. Проектно-изыскательские работы.

Важно отметить и понятие реинвестирования, которое регулируется ФЗ № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации». Реинвестирование — это осуществление капитальных вложений в объекты предпринимательской деятельности за счет доходов или прибыли, полученных иностранным инвестором или коммерческой организацией с иностранными инвестициями на территории РФ.

Таким образом, законодательный фокус на капитальных вложениях подчеркивает приоритет государства в развитии производственной и инфраструктурной базы страны, что является основой для достижения целей технологического суверенитета, особенно в период 2024–2025 гг.

Динамика и Структурный Анализ Инвестиций в Основной Капитал (2024–2025 гг.)

Анализ динамики инвестиций в основной капитал (ИОК) является ключевым индикатором здоровья и перспектив национальной экономики. Последние два года демонстрируют неоднозначную, но в целом высокую траекторию, которая, однако, не лишена признаков макроэкономических рисков.

Динамика инвестиций в основной капитал: от рекордного роста к стабилизации

После значительного спада в предыдущие годы, российская экономика продемонстрировала мощный инвестиционный импульс. ИОК выросли на впечатляющие 9,8% в реальном выражении в 2023 году, достигнув в номинальном объеме более 34 трлн рублей. Этот рост был обусловлен активным бюджетным стимулированием, необходимостью ускоренного импортозамещения и расширением производственных мощностей в отраслях, связанных с государственным заказом.

В 2024 году темпы роста ИОК замедлились, но оставались высокими, составив 7,4% при общем годовом объеме 39,5 трлн руб.

Однако, в первой половине 2025 года проявились признаки структурного замедления, что требует пристального внимания:

Период Динамика ИОК (в сопоставимых ценах) Макроэкономический контекст
2023 год +9,8% Рекордный рост, вызванный масштабным бюджетным стимулированием и необходимостью замещения мощностей.
2024 год +7,4% Сохранение высокой динамики на фоне расширения мощностей обрабатывающей промышленности.
I квартал 2025 г. +8,7% Продолжение инерции роста, особенно в обрабатывающих производствах.
II квартал 2025 г. +1,5% Резкое замедление темпов роста. Обусловлено эффектом высокой ключевой ставки, исчерпанием запасов свободных мощностей и кадровым дефицитом.
I полугодие 2025 г. +12,8% к I полугодию 2024 г. Высокий показатель, сформированный за счет сильного I квартала. Замедление во II квартале указывает на стабилизацию на более низких уровнях.

Замедление во втором квартале 2025 года до 1,5% является критическим сигналом, который подтверждает прогнозы Банка России о том, что темпы роста инвестиций в ближайшем будущем будут ниже, чем в период 2023-2024 годов. Это связано с тем, что экономика столкнулась с «перегревом», который проявляется в ускоренной инфляции и невозможности дальнейшего расширения предложения без значительных, долгосрочных капитальных затрат. Не означает ли это, что без радикальной смены монетарной политики частные инвестиции продолжат стагнировать?

Структура финансирования по источникам и отраслевая специфика

Анализ структуры финансирования ИОК позволяет понять, насколько устойчив и автономен инвестиционный процесс. Структура финансирования традиционно делится на собственные и привлеченные средства.

По данным Росстата за январь-сентябрь 2024 года, доминирующим источником финансирования остается собственный капитал хозяйствующих субъектов, что свидетельствует о высокой доле частной предпринимательской инициативы и осторожности бизнеса в отношении привлечения дорогих заемных средств:

Источник финансирования Доля в общем объеме ИОК (Январь-Сентябрь 2024 г.) Комментарий
Собственные средства 50,5% Основной источник, подтверждающий высокую норму реинвестирования прибыли.
Привлеченные средства 49,5%
В том числе:
Бюджетные средства (федеральный, региональный, местный) 34,3% (от привлеченных) Чрезвычайно высокая доля, указывающая на существенную зависимость роста от государственных программ.
Кредиты банков 5,5% (от привлеченных) Низкая доля, отражающая влияние высокой ключевой ставки ЦБ РФ.
Прочие (включая средства вышестоящих организаций, облигации и т.д.) 60,2% (от привлеченных) Включает средства, аккумулированные через вертикально интегрированные холдинги и финансовые рынки.

Критическая оценка: Высокая доля бюджетных средств (около 34% в привлеченных) является фактором, одновременно стимулирующим рост и повышающим макроэкономический риск. Это усиливает инфляционное давление и делает инвестиционную динамику уязвимой к изменениям в бюджетной политике. Низкая доля банковских кредитов (5,5%) четко показывает, как политика Центрального банка РФ по сдерживанию инфляции через высокую ставку ограничивает частное кредитование, перенося акцент на самофинансирование и государственную поддержку.

Отраслевая специфика. Локомотивами роста в 2024–2025 годах стали секторы, направленные на формирование экономики предложения и замещение импорта:

  1. Обрабатывающие производства: Рост инвестиций в I квартале 2025 года составил +41,9%. Особенно выделяются производства прочих транспортных средств и оборудования (рост в 3,1 раза) и химическая промышленность (+69,2%).
  2. IT-сектор: Наблюдается взрывной рост инвестиций в отечественное программное обеспечение, достигший 4 трлн рублей за четыре года. Даже традиционно консервативный нефтегазовый сектор увеличил инвестиции в IT-продукты в 2,5 раза в 2024 году, стремясь к технологическому суверенитету.

Эти данные подтверждают сдвиг приоритетов в сторону несырьевых, высокотехнологичных отраслей, что соответствует целям национального развития.

Государственные Механизмы Стимулирования Инвестиционной Активности

В ответ на геополитические вызовы и необходимость ускоренного импортозамещения, государство активизировало и модифицировало целый арсенал инструментов, направленных на снижение рисков для инвесторов и разделение бремени капитальных затрат.

Соглашение о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК)

Механизм СЗПК (ФЗ № 69-ФЗ) является краеугольным камнем государственной политики по защите крупных, стратегически важных инвестиций. Его основная функция — предоставление инвестору гарантий стабильности регуляторной среды.

Ключевые параметры СЗПК:

  1. Стабилизационная оговорка: Инвестору гарантируется неприменение новых нормативных актов (за исключением налогового законодательства в ряде случаев), ухудшающих условия реализации проекта, на срок от 6 до 20 лет, в зависимости от объема инвестиций.
  2. Компенсация затрат на инфраструктуру: Это уникальная особенность, позволяющая государству возмещать инвестору капитальные затраты на создание обеспечивающей и сопутствующей инфраструктуры.
  • Возмещение до 100% затрат на сопутствующую инфраструктуру (объекты, необходимые для функционирования проекта, но не используемые в нем напрямую).
  • Возмещение до 50% затрат на обеспечивающую инфраструктуру (объекты, непосредственно связанные с производством).

СЗПК эффективно работает с проектами стоимостью свыше 250 млн рублей (для большинства отраслей), фокусируясь на долгосрочных, капиталоемких проектах в промышленности, логистике и IT. Практическая выгода для инвестора заключается в минимизации регуляторных рисков на горизонте до двух десятилетий, что критически важно при возврате средств, вложенных в новое капиталоемкое производство.

Специальный инвестиционный контракт (СПИК 2.0) и Фонд развития промышленности (ФРП)

Если СЗПК направлен на защиту уже существующих технологий и мощностей, то Специальный инвестиционный контракт 2.0 (СПИК 2.0) является инструментом форсирования технологического суверенитета.

СПИК 2.0 (введенный ФЗ № 312-ФЗ) — это соглашение между инвестором и государством, целью которого является внедрение или разработка и внедрение современной технологии (из утвержденного перечня) с последующим освоением серийного производства промышленной продукции.

Ключевые отличия и параметры СПИК 2.0:

  • Фокус на технологии: Контракт заключается только при условии использования или создания современной технологии, отсутствующей или недостаточно развитой в РФ.
  • Срок действия: До 15 лет (при инвестициях менее 50 млрд руб.) или до 20 лет (при инвестициях свыше 50 млрд руб.).
  • Меры поддержки: Налоговые льготы (обнуление федеральной части налога на прибыль), льготные условия аренды земли, упрощение процедур госзакупок (статус «единственного поставщика»).

В дополнение к СПИК, критически важную роль в стимулировании импортозамещения играет Фонд развития промышленности (ФРП). ФРП предоставляет целевые займы по льготным ставкам от 1% до 5% годовых на срок до 7 лет для проектов, направленных на техническое перевооружение, цифровизацию и, главное, создание конкурентоспособных отечественных производств. Программы ФРП, с максимальным объемом займов до 2 млрд рублей, стали основным инструментом для среднего промышленного бизнеса, который не может претендовать на СЗПК, но нуждается в дешевом и длинном финансировании.

Государственно-частное партнерство (ГЧП) и налоговые льготы

Государственно-частное партнерство (ГЧП) является приоритетным механизмом для модернизации инфраструктуры. Рынок ГЧП и концессионных соглашений в России демонстрирует устойчивый рост. Общий объем накопленных инвестиций по заключенным соглашениям ГЧП и концессиям превышает 6,8 трлн рублей, причем частные инвестиции составляют более 5,2 трлн рублей. Локомотивом рынка является транспортная отрасль, на которую приходится около 65% от всего объема.

Для повышения инвестиционной привлекательности частных капиталовложений с 2025 года введен Федеральный инвестиционный налоговый вычет (ФИНВ).

ФИНВ — это новый инструмент, позволяющий организациям уменьшить налог на прибыль, подлежащий уплате в федеральный бюджет (часть ставки 3%), на сумму расходов, направленных на капитальные вложения.

Параметры ФИНВ (с 1 января 2025 года):

  • Размер вычета: 3% от суммы расходов на капитальные вложения.
  • Целевые отрасли (шесть приоритетных):
    1. Обрабатывающее производство (с рядом исключений).
    2. Добыча полезных ископаемых.
    3. Обеспечение электрической энергией, газом и паром.
    4. Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания.
    5. Деятельность в области информационных технологий.
    6. Научные исследования и разработки.

Введение ФИНВ призвано стимулировать инвестиции в основной капитал именно в тех отраслях, которые определены государством как стратегически важные для достижения технологического суверенитета и диверсификации экономики.

Ключевые Барьеры, Риски и Трансформация Иностранных Инвестиций

Несмотря на активное государственное стимулирование и высокий рост ИОК в 2023–2024 годах, инвестиционный процесс сталкивается с рядом системных барьеров и макроэкономических рисков, которые требуют немедленного решения.

Макроэкономические и структурные барьеры

Наиболее существенные препятствия для устойчивого роста инвестиций в 2025 году носят структурный и монетарный характер:

  1. Высокая ключевая ставка и стоимость заемного капитала. Политика Банка России, направленная на сдерживание инфляции, приводит к высокой стоимости кредитования. Это напрямую отражается в структуре финансирования ИОК (низкая доля банковских кредитов, всего 5,5%) и приводит к переносу сроков реализации долгосрочных инфраструктурных проектов, где требуется привлечение масштабного заемного финансирования.
  2. Дефицит трудовых ресурсов. Это ��дин из наиболее острых и долгосрочных структурных барьеров. Активная мобилизация ресурсов в ВПК, отток части трудоспособного населения и демографические проблемы привели к острой нехватке кадров. По прогнозам Минтруда и независимых экспертов, дефицит трудовых ресурсов к 2030 году может составить от 2 до 4 млн человек. Кадровый голод не только увеличивает издержки на оплату труда (усиливая инфляцию), но и физически ограничивает возможности предприятий по расширению производства и реализации новых инвестиционных проектов.
  3. «Перегрев» экономики. Значительное бюджетное стимулирование, особенно через государственный заказ, привело к тому, что спрос в экономике превышает возможности предложения. Это проявляется в ускоренном росте цен (инфляции) и в исчерпании свободных производственных мощностей в ряде ключевых отраслей. В таких условиях, новые инвестиции не успевают компенсировать растущий спрос, что сохраняет инфляционное давление и увеличивает операционные риски для инвесторов.
  4. Геополитические риски и санкционное давление. Неопределенность в торговой политике и сохраняющиеся санкционные ограничения продолжают влиять на инвестиционные решения, заставляя инвесторов сохранять повышенную осторожность, особенно при работе с внешними рынками и технологиями.

Трансформация структуры и новые инструменты привлечения иностранного капитала

Санкционный режим кардинально изменил ландшафт иностранных инвестиций в Россию. Наблюдается сокращение общего числа компаний с иностранным участием (до 116 400 к концу 2023 года) и уход инвесторов из «недружественных» юрисдикций.

Происходит активная географическая переориентация инвестиционных потоков на страны БРИКС, Азию, Ближний Восток и СНГ. Новыми ключевыми инвесторами становятся компании из:

  • Китая: Число компаний с китайским капиталом выросло в 2,5 раза в 2024 году, демонстрируя заинтересованность в энергетическом секторе и замещении европейских поставщиков.
  • ОАЭ и Турция: Активно инвестируют в логистику, портовую инфраструктуру и недвижимость.

Важным аспектом является то, что значительная доля формально зарубежных инвестиций может представлять собой «круговые» схемы реинвестирования российского капитала, проходящего через дружественные юрисдикции, что является ответом бизнеса на западные ограничения.

В июле 2025 года в рамках адаптации к новым реалиям был подписан Указ Президента РФ о дополнительных гарантиях прав иностранных инвесторов, вводящий новый финансовый инструмент: счета типа «Ин». Эти специальные счета предназначены для осуществления инвестиций, особенно в ценные бумаги российских компаний, и направлены на упрощение и защиту операций для инвесторов из дружественных стран. Введение счета «Ин» — это прагматичная мера, призванная создать прозрачный и защищенный канал для притока капитала, который не был бы подвержен блокировке со стороны западных регуляторов. Именно создание таких защищенных финансовых контуров становится ключевым условием для дальнейшего привлечения азиатского и ближневосточного капитала.

Заключение и Практические Рекомендации

Инвестиционная деятельность в Российской Федерации в период 2024–2025 гг. характеризуется двумя ключевыми, противоречивыми тенденциями: высоким уровнем роста инвестиций в основной капитал, подкрепленным государственным стимулированием и потребностью в импортозамещении, и нарастанием структурных барьеров, угрожающих устойчивости этого роста.

Макроэкономический анализ подтверждает, что, хотя рост ИОК в 2023–2024 гг. был рекордным, его дальнейшая динамика замедляется (падение до 1,5% во II квартале 2025 года), а структура финансирования демонстрирует высокую зависимость от бюджетных средств (34,3% привлеченных) при низкой доле банковского кредитования (5,5%), что свидетельствует о чувствительности экономики к высокой ключевой ставке и риску «перегрева».

Успешная реализация стратегических целей государства по достижению технологического суверенитета будет зависеть от способности преодолеть системные барьеры.

Обоснованные практические рекомендации

Для обеспечения устойчивого инвестиционного роста и нивелирования выявленных рисков предлагаются следующие рекомендации, основанные на анализе текущего состояния и эффективности государственных механизмов:

  1. Адресная политика преодоления кадрового дефицита:
    • Рекомендация: Срочное расширение программ целевого обучения и переквалификации, финансирование создания учебно-производственных комплексов на базе промышленных предприятий (аналогично СПИК 2.0).

      Необходимо внедрение инвестиционного налогового вычета, привязанного к затратам на обучение, переподготовку и удержание высококвалифицированных кадров, превышающего стандартные нормы.

    • Обоснование: Кадровый дефицит (до 4 млн чел. к 2030 г.) является физическим ограничением для ввода новых мощностей, и без его устранения инвестиции не смогут дать ожидаемого экономического эффекта.
  2. Повышение эффективности и прозрачности новых налоговых инструментов:
    • Рекомендация: Рассмотреть возможность бессрочного продления Федерального инвестиционного налогового вычета (ФИНВ) и расширения перечня приоритетных отраслей (за пределы шести текущих), а также повышение его размера (с 3%) для проектов, реализуемых в регионах с низким уровнем ИОК.
    • Обоснование: Налоговые инструменты, такие как ФИНВ, являются менее инфляционно опасными, чем прямое бюджетное стимулирование, и призваны стимулировать частную инициативу в долгосрочной перспективе.
  3. Приоритезация и дерискинг ГЧП-проектов:
    • Рекомендация: Усилить использование механизмов СЗПК и ГЧП в регионах, где наблюдается низкая инвестиционная активность. Для крупных инфраструктурных проектов следует использовать механизм инфраструктурных облигаций с государственным субсидированием купона, что позволит привлечь долгосрочное финансирование без прямой бюджетной нагрузки и снизит зависимость от высокой ключевой ставки.
    • Обоснование: Рынок ГЧП (более 6,8 трлн руб.) демонстрирует потенциал, но требует снижения рисков для частного капитала, особенно в условиях дорогого заимствования.
  4. Развитие каналов для «дружественных» инвестиций:
    • Рекомендация: Активно продвигать возможности использования счетов типа «Ин» и заключать двусторонние соглашения о взаимной защите инвестиций с ключевыми партнерами из стран БРИКС и Персидского залива для придания большей правовой определенности и гарантий безопасности капиталу.
    • Обоснование: Трансформация структуры иностранных инвестиций требует создания новых, защищенных финансовых каналов, чтобы избежать «круговых» схем и обеспечить прозрачный приток капитала в стратегические секторы.

Реализация этих мер позволит снизить зависимость инвестиционного роста от бюджетного импульса, преодолеть структурные барьеры, такие как кадровый дефицит, и обеспечить более устойчивое и качественное развитие экономики Российской Федерации.

Список использованной литературы

  1. Бизнес из дружественных стран и БРИКС: кто приходит в Россию // Право.ру. URL: https://pravo.ru/ (дата обращения: 08.10.2025).
  2. В I полугодии 2025 года объем инвестиций в основной капитал составил 112,8% // Росстат. URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 08.10.2025).
  3. Владимир Путин подписал указ о допгарантиях прав иностранных инвесторов // Эксперт. URL: https://expert.ru/ (дата обращения: 08.10.2025).
  4. Государственно-частное партнерство // Инвестиционный портал Москвы. URL: https://investmoscow.ru/ (дата обращения: 08.10.2025).
  5. Государственно-частное партнерство: пошаговая инструкция для инвестора // Melling, Voitishkin & Partners. URL: https://mv.legal/ (дата обращения: 08.10.2025).
  6. Импортозамещение ИТ 2024. Анализ и перспективы // ОТР 2000. URL: https://otr.ru/ (дата обращения: 08.10.2025).
  7. Инвестиционные механизмы государственного частного партнерства // КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/ (дата обращения: 08.10.2025).
  8. Итоги бизнеса 2024 года и прогноз экономического развития России на 2025 // SberPro. URL: https://sber.pro/ (дата обращения: 08.10.2025).
  9. Мартынович Т. С. Инвестиции в рамках российского законодательства. URL: https://advokat-martynovich.ru/ (дата обращения: 08.10.2025).
  10. Механизмы управления государственно-частным партнерством в инвестиционной политике формирования инфраструктуры региона: пути оптимизации и развития // КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/ (дата обращения: 08.10.2025).
  11. Модели и механизмы реализации государственно-частного партнерства // ИМИ Самара. URL: https://imi-samara.ru/ (дата обращения: 08.10.2025).
  12. Основные понятия инвестиций и инвестиционной деятельности в законодательстве Российской Федерации // КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 08.10.2025).
  13. Привлечение прямых иностранных инвестиций в экономику российского Дальнего Востока в 2020-е годы // Власть и управление на Востоке России. URL: https://vlastdviu.ru/ (дата обращения: 08.10.2025).
  14. Проблемы развития инвестиционной деятельности [Электронный ресурс]. URL: https://ddmfo.ru/kursovaya/problemyi-razvitiya-investitsionnoy-deyatelnosti/ (дата обращения: 08.10.2025).
  15. Промышленность и сельское хозяйство в РФ ожидают постепенного роста инвестиций // Московская газета. URL: https://mskgazeta.ru/ (дата обращения: 08.10.2025).
  16. Российские нефтегазовые компании нарастили затраты на ИТ в 2,5 раза в 2024 году // ICT.Moscow. URL: https://ict.moscow/ (дата обращения: 08.10.2025).
  17. С какими рисками столкнется экономика России в 2025 году // Forbes.ru. URL: https://www.forbes.ru/ (дата обращения: 08.10.2025).
  18. Стратегия повышения инвестиционной активности в российских регионах // КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/ (дата обращения: 08.10.2025).
  19. Траектория экономического развития России // Фонд Росконгресс. URL: https://roscongress.org/ (дата обращения: 08.10.2025).
  20. Федеральный закон от 25.02.1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» // Президент России. URL: http://www.kremlin.ru/ (дата обращения: 08.10.2025).
  21. Федеральный закон от 09.07.1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» // МИД России. URL: https://www.mid.ru/ (дата обращения: 08.10.2025).
  22. ЦБ ожидает, что инвестиции в РФ в 2025 г. вырастут, но меньшими темпами, чем в 2023-24 гг. // Интерфакс. URL: https://www.interfax.ru/ (дата обращения: 08.10.2025).
  23. Эксперты: нефтегазовая отрасль наращивает инвестиции в IT-инфраструктуру // TelecomDaily. URL: https://telecomdaily.ru/ (дата обращения: 08.10.2025).