Объективная необходимость в содержании нетрудоспособных членов общества существовала с древних времен. На протяжении веков эту функцию выполняли церковь, благотворительные организации, организации общественного призрения, общества взаимопомощи и другие. Ситуация коренным образом изменилась в конце 19 века, когда в Германии были приняты первые законы об обязательном государственном страховании наемных работников на случай болезни, трудового увечья, инвалидов и старости. На рубеже веков аналогичное законодательство появилось и в других европейских странах (Англии, Франции, России, Швеции и др.) Указанные законы имели ограниченную сферу действия, устанавливали крайне низкие размеры выплат, но они заложили основу для создания государственной системы социального обеспечения. С тех пор она развивается: расширяются сферы охвата, вводятся новые виды пенсий и пособий, повышаются их размеры. Государственное пенсионное обеспечение — часть пенсионной системы, обеспечивающая за счет сумм единого социального налога предоставление базовой части трудовых пенсий, базовой части пенсий инвалидам и иждивенцам умершего кормильца, за счёт ассигнований из федерального бюджета — социальных пенсий нетрудоспособным гражданам в соответствии с законодательством. Обязательное пенсионное страхование — часть пенсионной системы, обеспечивающая за счёт обязательных страховых взносов предоставление страховой и накопительной частей трудовых пенсий наёмным и само занятым работникам, а так же страховой части пенсии инвалидам и иждивенцам умершего кормильца.
Дополнительное пенсионное страхование и обеспечение — часть пенсионной системы, обеспечивающая в дополнение к государственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию предоставление пенсий за счёт накопительных добровольных взносов работодателей и застрахованных лиц. Там же.
Пенсия — это ежемесячная долгосрочная выплата, назначаемая за счет государственных средств в качестве основного источника средств существования лицам, достигшим установленного возраста, за выслугу лет, по инвалидности, потерявшим кормильца1.
Виды пенсий2:
- по старости;
- за выслугу лет;
- по инвалидности;
- по случаю потери кормильца;
- социальные пенсии.
Пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца и за выслугу лет в связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью при наличии у лица трудового стажа.
Понятие и виды социальных пенсий
... пенсионному страхованию предоставление пенсий за счёт накопительных добровольных взносов работодателей и Виды пенсий: по старости; за выслугу лет; по инвалидности; по случаю потери кормильца; социальные пенсии./12/ Пенсии по старости, по ...
Социальные пенсии назначаются гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на пенсию в связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью.
Право на пенсионное обеспечение имеют не только граждане России, но и проживающие на территории РФ граждане других бывших союзных республик, а также иностранцы и лица без гражданства.
В современной действительности, в условиях социально-экономического кризиса и сложной политической обстановки в России постоянно возникают новые обстоятельства, в связи с которыми граждане утрачивают источники средств существования, несут дополнительные расходы, попадают в трудные жизненные ситуации и нуждаются в социальной поддержке. В тех случаях, когда они не имеют права на получение соответствующих видов социального страхования, им предоставляется социальная помощь: денежные выплаты (пенсии, пособии, компенсации), бесплатные или частично платные услуги. Для таких категорий граждан был издан Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ 3, который призван защищать население.
Одним из основных видов социальной помощи являются социальные пенсии.
В соответствии со ст. 11 Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ»О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», социальная пенсия устанавливается: для инвалидов, имеющих ограничение способности к трудовой деятельности III, II и I степени, детей-инвалидов; детей в возрасте до 18 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и детей умершей одинокой матери, не имеющие права на пенсию по случаю потери кормильца, граждан из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), не имеющие права на трудовую пенсию, граждан, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины).
Формирование в России демократического, правового и социального государства обусловило повышение интереса к правовому регулированию тех социальных отношений, которые связаны с социальной защитой, поддержкой государством, обществом малоимущих, бедных категорий граждан.
Встав на путь создания рыночной экономики, Российская Федерация столкнулась с целым рядом проблем. Экономические реформы реализуются медленнее, чем бы хотелось, иногда проводятся в жизнь непоследовательно, что отрицательно сказывается на их эффективности, росте производства, сдерживании инфляции, роста цен и стоимости жизни. До настоящего времени в стране отсутствует целостная концепция социального реформирования, что ведет к обострению социальных проблем и в первую очередь к высокому уровню безработицы, усилению поляризации в обществе, росту численности бедных людей.
Решать эту острейшую социальную проблему можно лишь комплексно, в том числе совершенствуя социальное законодательство. В частности, это повышает востребованность исследований в области трудового права, права социального обеспечения и социальной защиты населения в широком смысле этого слова.
Залог в Российском гражданском праве
... и применять на практике различные способы обеспечения исполнения обязательств. Гражданским кодексом Российской Федерации предусмотрен ряд специальных мер, которые выступают в качестве гарантии исполнения должником ... XVI--XVII вв., то «искаженное» римское право, которое получило название пандектного права или «Современного римского права» Римское частное право под ред. И.Б. Новицкого и И.С. ...
Цель работы состоит в комплексном изучении понятия и видов социальной пенсии.
Исходя из поставленной цели задачами работы являются:
- изучение понятия, виды социальных пенсий;
- рассмотрение категорий граждан, имеющие право на получение социальных пенсий;
- размеры социальных пенсий.
Тема курсовой работы актуальна, поскольку предоставление социальных пенсий необходимо для граждан, по различным причинам оставшихся без средств к существованию.
Глава 1. Общая характеристика социальных пенсий
В декабре 2001 года были приняты важнейшие законодательные акты, способствующие обеспечению устойчивости, всемерному укреплению и дальнейшему развитию трудовых отношений.
С 1 января 2002 г. вступили в действие 4 федеральных закона, относящиеся к пенсионной реформе:
- «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ;
- «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001 г.
№ 167-ФЗ;
- «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001г. № 173-ФЗ;
- «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» от 31 декабря 2001 г. № 198-ФЗ.
Соответственно, с момента вступления в действие новых законов утратили силу закон Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20 ноября 1990 г. и Федеральный закон «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий от 21 июля 1997 г.
Другие принятые до 1 января 2002 г. Федеральные законы, предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются лишь в части, не противоречащей закону о трудовых пенсиях от 17.12.2001 г. (п. 2 ст. 31).
Социальное обеспечение занимает одно из ключевых определяющих мест в жизни государства и общества. Оно непосредственно зависит от развития экономики и теснейшим образом связано с политикой социального благополучия населения. Право российских граждан на социальное обеспечение закреплено в ст. 39 Конституции РФ4, согласно которой каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Социальное обеспечение как особый социальный институт государства является гарантией достойного развития каждого члена общества и сохранения источника средств к существованию при наступлении социальных рисков. Социальное обеспечение можно охарактеризовать как форму распределения материальных благ с целью удовлетворения жизненно необходимых личных потребностей (физических, социальных и др.) стариков, больных, детей, нетрудоспособных иждивенцев, потерявших кормильца, безработных, всех членов общества в целях охраны здоровья и нормального воспроизводства рабочей силы за счет специальных фондов, создаваемых в обществе на страховой основе, или за счет ассигнований государства в случаях и на условиях, установленных в законе. Если говорить коротко, то под социальным обеспечением понимаются различные формы помощи общества своим членам. Основная цель введения социальной пенсии (СП) — обеспечение гарантированной государственной минимальной денежной помощи лицам, которые не приобрели права на трудовую пенсию в связи с отсутствием у них трудового стажа.
Трудовая пенсия по старости
... Понятие трудовой пенсии по старости Пенсия по старости как вид социального обеспечения имеет ряд отличительных особенностей по сравнению с другими выплатами. Федорова М.Ю. Социальная защита населения в Российской Федерации. Омск, ... и более - 900 руб.). Лицам в возрасте 80 лет и старше и инвалидам, имеющим ограниченную способность к трудовой деятельности 3 степени, и имеющим 1 иждивенца ...
Социальные пенсии назначаются без требования к трудовому стажу и выплачиваются в полной сумме, без учета заработка. Социальные пенсии устанавливаются гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на пенсию в связи с трудовой деятельностью, либо вместо трудовой пенсии.
Круг лиц, обеспечиваемый социальные пенсией:
- инвалиды (I, II и III групп);
- дети-инвалиды до 16 лет;
- дети до 18 лет, потерявшие одного или обоих родителей;
- граждане, достигшие возраста 65/60 лет (для мужчин/женщин).
Размер социальной пенсии. Социальная пенсия не исчисляется из заработка, а устанавливается в твердой сумме, дифференцированно для различных социальных категорий нетрудоспособных граждан.
В размере минимальной пенсии по старости:
- инвалидам I группы;
- инвалидам I и II групп с детства;
- детям-инвалидам, не достигшим 16 лет;
- детям, потерявшим обоих родителей, умершей одинокой матери (детям-сиротам).
В размере 2/3 минимальной пенсии по старости:
- инвалидам II группы (кроме инвалидов II группы с детства);
- детям, потерявшим одного из родителей;
- гражданам, достигшим 65/60 лет (для мужчин/женщин).
В размере 1/2минимальной пенсии по старости:
- инвалидам III группы.
Компенсация и надбавки:
- ко всем видам пенсий дается еще компенсация в размере 150 рублей (до введения системы индексации с применением индивидуального коэффициента пенсионера);
- начисляется только один вид надбавки — надбавка на уход только инвалидам с детства I группы, а также детям-инвалидам.
Таким образом, социальные пенсии устанавливаются гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на пенсию в связи с трудовой деятельностью, либо вместо трудовой пенсии.
Глава 2. Виды социальных пенсий
Одним из основных видов социальной помощи являются социальные пенсии. В отличие от трудовых, социальные пенсии не являются частичным замещением утраченного заработка; условия определяющее право на них, не зависят от трудового стажа. Они выплачиваются в твердом размере за счет средств государственного бюджета.
Как и трудовые пенсии, они назначаются в связи:
- с достижением установленного законом возраста;
- наступлением инвалидности;
- потерей кормильца.
Круг лиц, имеющих право на социальную пенсию остается довольно узким. Он ограничивается следующими категориями: