Введение: Актуальность, цели и задачи исследования
Пенсионная система Российской Федерации на протяжении последних двух десятилетий остается объектом непрерывного и глубокого реформирования. Эти изменения не являются произвольными; они представляют собой реакцию на кардинальные демографические сдвиги, экономические вызовы и стремление государства обеспечить долгосрочную финансовую устойчивость социальных обязательств. Ключевым этапом этих преобразований стал переходный период повышения пенсионного возраста (2019–2028 гг.) и, что критически важно для анализа 2025 года, создание Социального Фонда России (СФР) 1 января 2023 года, объединившего Пенсионный фонд (ПФР) и Фонд социального страхования (ФСС).
Актуальность настоящего исследования определяется необходимостью комплексного анализа сложившейся системы, которая регулируется Федеральным законом №400-ФЗ «О страховых пенсиях» и многочисленными нормативно-правовыми актами, претерпевшими существенные изменения в 2024–2025 годах. Устаревшие учебные материалы и неактуальная статистика не позволяют дать объективную оценку текущему правовому и финансово-экономическому положению системы.
Объектом исследования выступает система пенсионного обеспечения в Российской Федерации как совокупность правовых норм, экономических механизмов и социальных институтов. Предметом исследования являются правовые, финансовые и организационные отношения, возникающие в процессе формирования, назначения и выплаты всех видов пенсий и социальных пособий, регулируемые действующим законодательством.
Цель работы — разработка актуального, юридически и экономически обоснованного анализа современного состояния пенсионного обеспечения РФ, выявление ключевых проблем и определение перспектив дальнейшего развития. Достижение этой цели позволит государственным органам и гражданам получить четкое представление о текущих рисках и точках роста.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
- Раскрыть правовой статус, структуру и проанализировать финансовую устойчивость Социального Фонда России.
- Определить актуальные условия назначения и детализировать порядок расчета страховой пенсии по старости на 2025 год.
- Проанализировать особенности пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан (военнослужащих, госслужащих, лиц, осуществляющих уход), учитывая новейшие законодательные изменения 2024 года.
- Провести критический анализ экономических и демографических вызовов, стоящих перед системой, и обозначить направления ее дальнейшего совершенствования.
Структура работы построена на логической последовательности, переходя от общих организационно-правовых основ к детальному финансовому и правовому анализу, завершая критическим обзором проблем и перспектив.
Комплексное исследование форм обеспечения кредитов в коммерческом ...
... на глубокий анализ правовых и экономических аспектов различных форм обеспечения кредитов в коммерческих банках Российской Федерации. Целью исследования является не только систематизация теоретических знаний и правового регулирования, ...
Правовые основы и структура современной системы пенсионного обеспечения РФ
Современная пенсионная система Российской Федерации представляет собой многоуровневый и сложный механизм, основанный на принципах обязательного социального страхования и государственного обеспечения. Фундаментальной правовой основой является Конституция РФ, гарантирующая социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца (ст. 39).
Детализация этих гарантий осуществляется Федеральным законом № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и Федеральным законом № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Источники права социального обеспечения и классификация пенсий в РФ
Пенсионное обеспечение в России классифицируется по трем основным видам, которые формируют общую структуру системы:
- Страховая пенсия: Формируется за счет обязательных страховых взносов работодателей и самого застрахованного лица. Регулируется ФЗ № 400.
- Государственное пенсионное обеспечение: Выплачивается за счет средств федерального бюджета. Регулируется ФЗ № 166. Сюда входят социальные пенсии, пенсии госслужащим, военнослужащим, пострадавшим в техногенных катастрофах.
- Негосударственное (добровольное) пенсионное обеспечение: Регулируется ФЗ № 75 «О негосударственных пенсионных фондах» и формируется за счет добровольных взносов граждан и/или работодателей.
Для понимания функционирования страховой системы, которая охватывает большинство граждан, необходимо дать актуальные определения ключевых терминов:
- Пенсия — ежемесячная денежная выплата, назначаемая в целях компенсации гражданам заработной платы или другого дохода, утраченного в связи с наступлением старости, инвалидности или потерей кормильца.
- Страховой стаж — суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые уплачивались страховые взносы в СФР, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (например, уход за ребенком, служба в армии).
- Индивидуальный Пенсионный Коэффициент (ИПК) — параметр, отражающий пенсионные права застрахованного лица, сформированные за каждый год трудовой деятельности. Величина ИПК зависит от суммы начисленных и уплаченных страховых взносов и стажа.
Вид пенсии | Правовая основа | Источник финансирования | Принцип формирования |
---|---|---|---|
Страховая | ФЗ № 400 | Страховые взносы СФР | Солидарный (с элементами индивидуального учета) |
Государственная | ФЗ № 166 | Федеральный бюджет | Бюджетный (социальный) |
Негосударственная | ФЗ № 75 | Добровольные взносы НПФ | Накопительный |
Социальный Фонд России (СФР): Правовой статус, функции и финансовая устойчивость
С 1 января 2023 года пенсионная система России претерпела значительную организационную трансформацию: в соответствии с Федеральным законом от 14.07.2022 №236-ФЗ, произошло слияние Пенсионного Фонда России (ПФР) и Фонда Социального Страхования (ФСС) в единый государственный внебюджетный фонд — Социальный Фонд России (СФР).
СФР является правопреемником обоих фондов и обладает статусом государственного внебюджетного фонда. Его создание имело двойную цель: повышение эффективности управления и оптимизация административных процессов, что должно было устранить дублирование функций и повысить качество предоставления государственных услуг. А что на практике? Действительно, повышение эффективности и качества обслуживания граждан стало ключевым положительным результатом этой реформы.
Ключевые функции СФР:
- Назначение, перерасчет и выплата всех видов пенсий (страховых и государственных).
- Обеспечение обязательного социального страхования (выплата больничных, декретных, пособий по несчастным случаям на производстве).
- Ведение персонифицированного учета прав граждан в системах пенсионного и социального страхования.
- Инвестирование средств пенсионных накоплений (через управляющие компании).
Анализ эффективности и финансовая устойчивость СФР.
Объединение фондов уже продемонстрировало положительные результаты в части оптимизации. По данным СФР, по итогам 2024 года число обращений граждан по различным вопросам уменьшилось на 31% по сравнению с предыдущим годом, а уровень удовлетворенности клиентов достиг 4,7 из 5 баллов. Это свидетельствует об успешном выполнении цели по повышению качества обслуживания.
Однако, с финансово-экономической точки зрения, ключевой проблемой остается хронический дефицит бюджета СФР, который показывает фундаментальную зависимость солидарной пенсионной системы от межбюджетных трансфертов. Что это значит для экономики страны? Это означает, что несмотря на организационную оптимизацию, финансовое бремя пенсионного обеспечения продолжает ложиться на федеральный бюджет, снижая возможности финансирования других сфер.
Финансовый анализ бюджета СФР (2023–2024 гг.)
Данные об исполнении и прогнозе бюджета Фонда пенсионного и социального страхования (СФР) демонстрируют структурный дефицит, покрываемый федеральным бюджетом:
Показатель | 2023 год (исполнение) | 2024 год (прогноз) |
---|---|---|
Доходы (общий объем) | 13 264,9 млрд руб. | 16 019,3 млрд руб. |
Расходы (общий объем) | 13 858,3 млрд руб. | 16 178,1 млрд руб. |
Дефицит Фонда | 593,4 млрд руб. | 158,8 млрд руб. |
Расходы на пенсионное обеспечение (в составе общих расходов) | 9 227,5 млрд руб. | Не менее 10 500 млрд руб. |
Численность пенсионеров (на конец года) | 41,1 млн человек | Прогнозное снижение |
Существенный дефицит в 2023 году (593,4 млрд рублей) и прогнозируемый дефицит в 2024 году (158,8 млрд рублей) подтверждают, что, несмотря на организационную оптимизацию, финансовая устойчивость страховой части системы не достигнута. Основная доля расходов (свыше 65%) направлена именно на пенсионное обеспечение, что подчеркивает прямую зависимость от демографической и экономической конъюнктуры, и это требует постоянного внимания со стороны финансового блока Правительства.
Актуальные условия назначения и порядок расчета страховой пенсии по старости в 2025 году
Страховая пенсия по старости является основным видом пенсионного обеспечения в России. Условия ее назначения строго регламентированы ФЗ № 400 и ежегодно корректируются в рамках переходного периода, установленного пенсионной реформой 2018 года.
Условия возникновения права на страховую пенсию (переходный период)
Для возникновения права на страховую пенсию по старости на общих основаниях в 2025 году необходимо выполнение трех кумулятивных условий:
- Достижение пенсионного возраста.
- Наличие минимального страхового стажа.
- Наличие минимальной величины Индивидуального Пенсионного Коэффициента (ИПК).
В 2025 году продолжается переходный период повышения пенсионного возраста, который завершится к 2028 году, когда возраст выхода составит 65 лет для мужчин и 60 лет для женщин.
Важно отметить: В 2025 году, в связи с графиком повышения, на общих основаниях (без учета льготных категорий) выход на пенсию не предусмотрен. Граждане, которым в 2025 году исполнится 56,5 лет (женщины) или 61,5 год (мужчины), смогут выйти на пенсию лишь в 2028 году.
Критерии для назначения страховой пенсии (2019–2028 гг.)
Год назначения пенсии | Минимальный страховой стаж | Минимальный ИПК (пенсионные баллы) |
---|---|---|
2019 | 10 лет | 16,2 |
2020 | 11 лет | 18,6 |
2021 | 12 лет | 21,0 |
2022 | 13 лет | 23,4 |
2023 | 14 лет | 25,8 |
2024 | 15 лет | 28,2 |
2025 | 15 лет | 30,0 |
2028 и далее | 15 лет | 30,0 |
Как видно из таблицы, с 2025 года минимальная требуемая величина ИПК достигает своего финального значения — 30 баллов. Достижение этого порога является обязательным для всех, кто планирует оформлять страховую пенсию в ближайшие годы.
Формула расчета и экономические показатели пенсии
Расчет размера страховой пенсии по старости (СП) строго регламентирован и основан на новой пенсионной формуле, введенной в 2015 году:
СП = ИПК × СПК + ФВ
Где:
- СП — размер страховой пенсии по старости.
- ИПК — сумма всех индивидуальных пенсионных коэффициентов, накопленных гражданином за трудовую деятельность.
- СПК — стоимость одного пенсионного коэффициента (балла) на дату назначения пенсии.
- ФВ — фиксированная выплата (аналог базовой части пенсии), устанавливаемая государством.
Актуальные экономические показатели на 2025 год
С 1 января 2025 года, после ежегодной индексации, установлены следующие ключевые экономические параметры, используемые в формуле:
- Стоимость одного пенсионного коэффициента (СПК): Установлена в размере 145,69 рубля (на основании Постановления Правительства РФ от 23.01.2025 N 34).
- Размер фиксированной выплаты (ФВ): Установлен в размере 8907,70 рубля (на основании Постановления Правительства РФ от 23.01.2025 N 34).
Таким образом, если гражданин в 2025 году накопил минимально требуемые 30 баллов, его пенсия составит:
СПмин = 30 × 145,69 руб. + 8907,70 руб. = 4370,70 руб. + 8907,70 руб. = 13 278,40 руб.
Механизм приобретения недостающих ИПК
В случае, если гражданин не накопил минимально требуемую сумму ИПК (30 баллов), но имеет необходимый стаж, он имеет право на приобретение недостающих баллов. Этот механизм направлен на обеспечение гибкости и устранение актуарной несправедливости для граждан с прерывным стажем.
Приобретение баллов осуществляется путем заключения договора с СФР о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию. Стоимость одного пенсионного балла в 2025 году определяется как произведение минимального размера оплаты труда (МРОТ) и тарифа страховых взносов, и составляет ориентировочно 60 450 рублей за один балл. Это является важным механизмом, который позволяет гражданам избежать назначения социальной пенсии, размер которой значительно ниже страховой.
Правовое положение и особенности пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан
Помимо общей системы страхового обеспечения, российское законодательство предусматривает специальные режимы пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан, которые регулируются отдельными нормативно-правовыми актами.
Пенсионное обеспечение военнослужащих и сотрудников силовых ведомств
Пенсионное обеспечение военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, Росгвардии, ФСИН и других силовых структур регулируется Законом РФ от 12.02.1993 № 4468-1. Этот вид обеспечения относится к государственному пенсионному обеспечению и имеет ряд существенных отличий от страховой пенсии:
- Условия назначения: Основное условие — наличие выслуги лет. Пенсия за выслугу лет назначается при наличии 20 лет службы или 12,5 лет службы при общем трудовом стаже не менее 25 лет.
- База расчета: Пенсия рассчитывается не от ИПК, а от размера денежного довольствия (ДД), получаемого на момент увольнения.
Понижающий коэффициент и индексация 2025 года
Ключевой особенностью расчета военных пенсий является применение понижающего коэффициента, который был введен для снижения финансовой нагрузки на бюджет.
- В соответствии с последними законодательными изменениями (с учетом индексации), понижающий коэффициент, применяемый к размеру денежного довольствия, с января 2025 года составляет 93,59%.
- Дальнейшая индексация военных пенсий запланирована на 1 октября 2025 года и составит 7,6%. Это связано с увеличением денежного довольствия действующих военнослужащих, что, согласно Закону № 4468-1, влечет пересмотр и военных пенсий.
Таким образом, правовой режим военных пенсий остается динамичным и напрямую зависит от политики государства в отношении оплаты труда действующих силовиков.
Обеспечение государственных гражданских служащих и лиц, осуществляющих уход
Пенсионное обеспечение государственных гражданских служащих
Для федеральных государственных гражданских служащих (ФГГС) действует специальный порядок, который предусматривает более высокие требования к стажу и возрасту выхода на пенсию. Целью является стимулирование длительной работы на государственной службе.
- Возраст выхода на пенсию для ФГГС поэтапно повышается и к 2026 году достигнет 65 лет для мужчин и 63 года для женщин. Для получения пенсии за выслугу лет необходимо также накопить минимальный стаж государственной гражданской службы.
Обеспечение лиц, осуществляющих уход (ФЗ № 313-ФЗ)
Важным правовым изменением, вступившим в силу с 1 января 2025 года, стало преобразование компенсационных выплат лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами. Ранее эти выплаты (например, 1200 рублей для ухода за инвалидами I группы или лицами старше 80 лет) выплачивались неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход.
Согласно Федеральному закону от 08.08.2024 № 313-ФЗ, с 2025 года эти компенсационные выплаты трансформируются и включаются в состав пенсии в виде дополнительной надбавки на уход.
Категория гражданина | Размер надбавки на уход (с 01.02.2025, ориентировочно) | Порядок назначения |
---|---|---|
Лица, достигшие 80 лет | 1314 рублей (при индексации) | Беззаявительный |
Инвалиды I группы | 1314 рублей (при индексации) | Беззаявительный |
Другие нетрудоспособные граждане | 1200 рублей | Беззаявительный |
Ключевым новшес��вом является беззаявительный порядок установления этой надбавки, что существенно упрощает процесс для социально уязвимых категорий граждан (в частности, лиц старше 80 лет и инвалидов I группы).
СФР самостоятельно включает эту сумму в состав фиксированной выплаты к пенсии, что является прямым следствием успешной институциональной реформы и повышения эффективности СФР.
Обеспечение лиц, пострадавших в техногенных катастрофах
Граждане, пострадавшие вследствие техногенных катастроф (например, Чернобыльская АЭС), имеют право на государственное пенсионное обеспечение, а также на ежемесячную денежную выплату (ЕДВ), регулируемую ФЗ № 166. Размер ЕДВ ежегодно индексируется. С 1 февраля 2025 года установлены следующие размеры ЕДВ (при сохранении полного набора социальных услуг):
- Для инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы: 4164,04 рубля.
- Для граждан, получивших лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием: 3333,34 рубля.
Проблемы, вызовы и перспективы дальнейшего реформирования пенсионной системы РФ
Несмотря на структурные реформы и организационные улучшения (создание СФР), система пенсионного обеспечения сталкивается с серьезными экономическими и демографическими вызовами, которые ставят под сомнение ее долгосрочную устойчивость и социальную справедливость.
Экономические и демографические вызовы
1. Демографическая нагрузка и старение населения
Ключевой вызов для солидарной пенсионной системы — это старение населения и ухудшение соотношения между работающими и пенсионерами. Чем меньше работающих граждан приходится на одного пенсионера, тем выше нагрузка на фонд оплаты труда и тем больше потребность в бюджетных трансфертах.
Согласно прогнозам Росстата (средний вариант), коэффициент пенсионной нагрузки в России в 2025 году составит 510 человек старше трудоспособного возраста на 1000 человек трудоспособного возраста. Это означает, что чуть более двух трудоспособных граждан должны финансировать одного пенсионера, что является критически высоким показателем для устойчивости системы.
2. Финансовая неустойчивость и дефицит СФР
Как показано ранее, страховая пенсионная система, по сути, перестала быть самодостаточной. Хронический дефицит бюджета СФР (593,4 млрд рублей в 2023 году) свидетельствует о том, что она функционирует как солидарно-распределительная система, требующая постоянных и значительных вливаний из федерального бюджета. Эта зависимость от трансфертов делает систему уязвимой к макроэкономическим шокам и снижает ее актуарную обоснованность.
3. Низкий коэффициент замещения
Коэффициент замещения — отношение средней пенсии к средней заработной плате — является ключевым индикатором эффективности пенсионной системы с точки зрения социального обеспечения. В России этот показатель составляет около 30%. Для сравнения, Международная организация труда (МОТ) рекомендует коэффициент замещения не ниже 40%, а в развитых странах Европы он часто достигает 50–60%. Низкий коэффициент замещения свидетельствует о том, что страховая пенсия не выполняет в полной мере свою компенсаторную функцию, что провоцирует рост социального недовольства.
Направления совершенствования и переход к персонализированной модели
Критический анализ проблем указывает на необходимость дальнейшего совершенствования системы, направленного на повышение прозрачности, актуарной обоснованности и стимулирование граждан к более активному участию в формировании своих пенсионных прав.
1. Актуарная необоснованность критериев и стимулирование накоплений
Существующие критерии "входа" в систему (15 лет стажа, 30 ИПК) не гарантируют накопления пенсии в достаточном размере. Одним из механизмов, направленных на повышение актуарной обоснованности, является возможность приобретения недостающих пенсионных баллов. При стоимости одного балла в 2025 году около 60 450 рублей, государство фактически предлагает гражданам "докупить" необходимый страховой стаж и ИПК, чтобы избежать назначения социальной пенсии.
2. Внедрение персонализированной модели и "пенсионный профиль"
Ключевым шагом в сторону повышения прозрачности и персонализации является внедрение с июля 2025 года нового механизма начисления пенсий. Этот механизм включает запуск "пенсионного профиля" на портале Госуслуг.
Данный профиль позволит гражданам в режиме реального времени отслеживать:
- Общий трудовой стаж и периоды уплаты взносов.
- Накопленные ИПК.
- Прогнозируемую сумму страховой пенсии в денежном эквиваленте.
Этот инструмент, по сути, переводит оценку пенсионных прав в более понятный денежный формат. Разве не этого хотят увидеть граждане: точный прогноз и реальные цифры, а не абстрактные баллы? Повышение финансовой грамотности населения и стимулирование граждан к контролю за своими пенсионными накоплениями — вот конечный результат этой инициативы.
3. Гибкий подход к выходу на пенсию
В качестве долгосрочной перспективы рассматривается внедрение более гибкого подхода к выходу на пенсию. Это может включать:
- Досрочный выход: Возможность выйти на пенсию раньше установленного возраста, но с применением понижающего коэффициента к размеру пенсии.
- Отложенный выход: Стимулирование граждан к продолжению трудовой деятельности после достижения пенсионного возраста, за каждый год которой начисляется повышающий премиальный коэффициент к ИПК и фиксированной выплате.
Заключение
Проведенный комплексный правовой и финансово-экономический анализ системы пенсионного обеспечения РФ по состоянию на 2025 год подтверждает, что система находится в состоянии глубокой институциональной и структурной трансформации.
Ключевые выводы исследования:
-
Институциональная реформа завершена, но финансовый дефицит сохраняется. Создание Социального Фонда России (СФР) с 1 января 2023 года привело к значительной оптимизации административных процессов (сокращение обращений на 31%, рост удовлетворенности).
Однако финансовая устойчивость страховой системы остается под вопросом из-за хронического дефицита бюджета СФР (593,4 млрд рублей в 2023 году), что подтверждает ее сильную зависимость от трансфертов федерального бюджета.
-
Условия назначения пенсии ужесточились. В 2025 году минимальные требования для получения страховой пенсии по старости достигли финальных значений: минимальный страховой стаж — 15 лет, минимальный ИПК — 30 баллов. Расчет пенсии базируется на актуальных показателях: СПК = 145,69 рубля, ФВ = 8907,70 рубля.
-
Законодательство в отношении специальных категорий граждан активно обновляется. Свежие законодательные акты 2024–2025 гг. внесли существенные изменения:
- Установлен актуальный понижающий коэффициент для военных пенсий (93,59% с января 2025 г.) с запланированной индексацией на 7,6% с 1 октября 2025 года.
- Введен беззаявительный порядок включения надбавки на уход (ФЗ № 313-ФЗ) в состав пенсии для лиц старше 80 лет и инвалидов I группы, что повышает социальную справедливость и упрощает администрирование.
-
Система стоит перед серьезными вызовами. Демографический вызов (коэффициент пенсионной нагрузки 510/1000 в 2025 году) и низкий коэффициент замещения (около 30%) требуют дальнейших экономических мер.
Научно-практические рекомендации:
- Повышение актуарной обоснованности: Необходимо разработать меры стимулирования граждан к добровольному пенсионному накоплению (через НПФ или программы софинансирования) для снижения нагрузки на солидарную часть системы.
- Усиление прозрачности: Дальнейшее развитие персонализированной модели, включая полный запуск "пенсионного профиля" на Госуслугах (июль 2025), должно стать приоритетом для повышения доверия граждан к системе и мотивации к легальному трудоустройству.
- Гибкость выхода на пенсию: Для сглаживания демографических последствий целесообразно законодательно закрепить механизмы гибкого выхода на пенсию, предоставляя гражданам более широкий выбор между ранним выходом с меньшей пенсией и отложенным выходом с существенными премиальными коэффициентами.
Конечная цель реформирования — переход от системы, основанной на покрытии дефицита из бюджета, к финансово сбалансированной, социально справедливой и актуарно обоснованной модели, способной гарантировать достойный уровень жизни гражданам в старости.
Список использованной литературы
- Андреев В.С. Право социального обеспечения в СССР. М., 1980. С. 40; Аракчеев В.С. Пенсионное право России. СПб., 2003. С. 76–88.
- Буянова М.О., Кондратьева З.А., Кобзева С.И. Право социального обеспечения: Учебное пособие. Общая и Особенная части. М., 2001. С. 235.
- Калашников С.В. Становление социального государства в России. М., 2003. С. 120.
- Капкаева Н.З., Журкина Н.С. Государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды. Казань: Изд-во КГФЭИ, 2003. С. 28.
- Кураков Л.П. Словарь-справочник по экономике. М.: Гелиос АРВ, 2004. С. 92.
- Мачульская Е.Е., Горбачева Ж.А. Право социального обеспечения: Учебное пособие. М., 2010. С. 98.
- Мысляева И.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2011.
- Миронов Т.К. (ред.).
Право социального обеспечения: учебное пособие. М.: Кнорус, 2013. 312 с.
- Определение Конституционного Суда РФ от 21 декабря 2000 г. N 276-О. Официально не опубликовано.
- Орлов-Карба П.А. Все о пенсионной реформе в России: Монография. М., 2005.
- Пенсия по справедливости // Российская газета. 2008. 11 июня. N 126 (4683).
- Пенсионный Фонд РФ [Электронный ресурс]. URL: http://www.pfrf.ru/job_pensia/ (дата обращения: 20.02.2016).
- Савостьянова В.Б. Роль государства в реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение и социальные льготы // Государство и право. 2005. N 5.
- Тучкова Э.Г., Акатнова М.И., Благодир А.Л. Право социального обеспечения России: Учебник для бакалавров. М., 2014. 456 с.
- Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) // СПС Консультант Плюс.
- Финансы: Учебник / Под ред. В.П. Литовченко. М.: Издательско-торговая группа «Дашков и Ко», 2004. С. 473.
- Чупрова Е.В. Право на пенсионное обеспечение и его реализация в условиях рыночной экономики: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М., 1999. С. 10–11.
- Шитов М.В. Право на социальное обеспечение по возрасту в Российской Федерации: конституционно-правовые проблемы: Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М., 2006. С. 8–9.
- [Электронный ресурс] // URL: https://ddmfo.ru/kursovaya/zakon-o-pensiyah-v-rf-deystvuyuschiy/ (дата обращения не указана).