Индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования: правовая доктрина и практика применения после реформы 2023 года

Курсовая работа

Релевантный Факт: С 1 января 2023 года функции Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР) и Фонда социального страхования (ФСС) были объединены в Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации (Социальном фонде России — СФР).

Это институциональное изменение не просто заменило вывеску, но повлекло за собой кардинальную перестройку процессов индивидуального (персонифицированного) учета (ИПУ), превратив его в единый, централизованный механизм, интегрирующий пенсионное и социальное страхование. И что из этого следует? Интеграция данных по пенсиям и пособиям в одной системе впервые создала единый и бесшовный профиль социальной защищенности гражданина.

Актуальность темы, цели и задачи исследования

Индивидуальный (персонифицированный) учет (ИПУ) является краеугольным камнем современной пенсионной системы Российской Федерации. Он служит основой для реализации конституционного права граждан на социальное обеспечение, обеспечивая накопление, систематизацию и хранение сведений о стаже, заработке и страховых взносах каждого застрахованного лица.

Актуальность темы исследования обусловлена радикальными институциональными и функциональными изменениями, произошедшими в отечественной системе социального страхования с начала 2023 года. Создание Социального фонда России (СФР) путем слияния ПФР и ФСС, а также введение единой формы отчетности (ЕФС-1), требуют не только пересмотра административных процедур, но и глубокого научно-правового анализа новой доктрины ИПУ. Многие ранее принятые академические концепции и учебные материалы устарели, поскольку оперируют категориями и полномочиями не существующих более фондов.

Цель работы — проведение научно-правового анализа сущности, правового статуса и порядка ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, с учетом последствий реформы 2023 года.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

6 стр., 2539 слов

Бухгалтерский учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению ...

... структуру системы, стало создание Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (СФР) с 1 января 2023 года. Правовое положение, порядок создания и деятельности СФР закреплены ... провести исчерпывающий анализ действующей нормативно-правовой базы, регулирующей расчеты по социальному страхованию и обеспечению в РФ (2023–2025 гг.), и разработать комплексную методологию их ...

  1. Определить современную нормативно-правовую базу ИПУ и проследить эволюцию законодательства.
  2. Раскрыть правовой статус и содержание Индивидуального лицевого счета (ИЛС) как ключевого элемента учета.
  3. Проанализировать институциональные и функциональные изменения ИПУ, вызванные созданием СФР.
  4. Выявить актуальные проблемы и определить перспективы развития ИПУ в контексте цифровой экономики и борьбы с теневым сектором.
  5. Изучить судебную практику по вопросам оспаривания сведений ИПУ после вступления в силу реформы.

Структура работы отражает логику исследования: от теоретических основ и анализа законодательных новелл к практическим последствиям реформы, завершаясь обзором проблемных зон и перспектив развития системы, которая стала активным рычагом воздействия государства на социально-экономические процессы.

Теоретико-правовые основы индивидуального (персонифицированного) учета в Российской Федерации

Эволюция законодательства об ИПУ и его современная нормативно-правовая база (2023–2024 гг.)

Индивидуальный (персонифицированный) учет (ИПУ) представляет собой организацию и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице, необходимых для реализации его прав на пенсионное обеспечение. По своей сути, ИПУ — это механизм, который обеспечивает принцип эквивалентности между уплаченными страховыми взносами и будущими пенсионными правами. Именно на достижение максимальной эквивалентности всегда был направлен законодательный вектор.

Ключевым актом, регламентирующим этот институт, является Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования». С момента принятия этого закона его текст претерпел множество изменений, но наиболее существенная ревизия произошла в связи с реформой 2023 года.

Правовой основой для объединения фондов и передачи полномочий стала триада федеральных законов, принятых в июле 2022 года:

  1. Федеральный закон от 14.07.2022 № 236-ФЗ «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации», который учредил СФР и определил его правовой статус.
  2. Федеральный закон от 14.07.2022 № 237-ФЗ, который внес соответствующие изменения в ряд законодательных актов, включая ФЗ № 27-ФЗ, заменив в тексте понятия «ПФР» и «ФСС» на «СФР».
  3. Федеральный закон от 14.07.2022 № 248-ФЗ, регламентирующий единый тариф страховых взносов.

На уровне подзаконных актов центральным документом, определяющим порядок ведения ИПУ, стала Инструкция, утвержденная Приказом Минтруда России от 03.04.2023 № 256н. Этот документ, заменивший устаревшие инструкции ПФР, детально регламентирует процедуры регистрации, порядок внесения сведений в ИЛС, а также требования к страхователям по представлению данных.

Таким образом, современная нормативно-правовая база ИПУ характеризуется максимальной централизацией функций в рамках СФР, унификацией отчетности и необходимостью использования исключительно актуальных редакций нормативных актов, принятых после 2023 года.

Правовой статус и содержание Индивидуального лицевого счета (ИЛС)

Индивидуальный лицевой счет (ИЛС) является центральным элементом системы персонифицированного учета. В соответствии с ФЗ № 27-ФЗ, ИЛС представляет собой электронный документ, который хранится в информационных ресурсах СФР.

Правовой статус ИЛС определен следующими ключевыми характеристиками:

  1. Уникальность и конфиденциальность: ИЛС привязан к уникальному СНИЛС (Страховому номеру индивидуального лицевого счета) — 11-значному номеру, который служит главным идентификатором застрахованного лица. Сведения, содержащиеся в ИЛС, относятся к информации, в отношении которой установлено требование об обеспечении ее конфиденциальности, что гарантирует защиту пенсионных прав гражданина.
  2. Документальное доказательство: Сведения ИЛС служат основным и безусловным доказательством, используемым СФР при назначении, перерасчете и корректировке страховой пенсии.
  3. Хранение: ИЛС хранится в СФР в течение всей жизни застрахованного лица, а после его смерти — в течение срока, предусмотренного для хранения пенсионных дел.

Содержание ИЛС включает в себя три основных раздела, отражающие динамику формирования пенсионных прав:

Раздел ИЛС Содержание сведений Назначение
Общие сведения СНИЛС, ФИО, дата рождения, пол, гражданство, адрес. Идентификация застрахованного лица.
Сведения о стаже и взносах Периоды трудовой деятельности (включая СТД-СФР), суммы начисленных страховых взносов, периоды нестраховой деятельности (например, уход за ребенком). Основа для расчета ИПК и страхового стажа.
Сведения о пенсионных правах Размер Индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК), сведения об установлении, перерасчете и выплате страховой пенсии. Фактическое отражение сформированных пенсионных прав.

Расчет пенсионных прав (ИПК):

ИЛС содержит сведения о размере индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК), который является ключевым показателем для определения размера пенсии.

Формула расчета страховой пенсии (СП):

СП = ИПК × СПК + ФВ

Где:

  • СП — Размер страховой пенсии.
  • ИПК — Общая сумма накопленных индивидуальных пенсионных коэффициентов.
  • СПК — Стоимость одного пенсионного коэффициента (ежегодно устанавливается Правительством РФ).
  • ФВ — Фиксированная выплата (ежегодно индексируется).

При этом величина ИПК за один календарный год (ИПКгод) напрямую зависит от суммы фактически уплаченных страховых взносов (СВ) и рассчитывается по следующей формуле, отражающей принцип эквивалентности:

ИПКгод = (СВ / НСВ) × 10

Где НСВ — нормативный размер взносов (максимальный размер взносов, уплачиваемых с предельной базы).

Важно отметить, что для получения права на страховую пенсию по старости в 2025 году необходимо иметь не менее 30 пенсионных баллов (ИПК), что делает точность и полноту сведений в ИЛС критически важной.

Институциональные и функциональные изменения ИПУ в результате реформы 2023 года

Создание Социального фонда России: цели объединения ПФР и ФСС и новые полномочия

Институциональная реформа, завершившаяся 1 января 2023 года созданием Социального фонда России (СФР), была продиктована целями оптимизации, централизации и унификации процессов социального обеспечения. До реформы существовало два крупных, но функционально разобщенных фонда: ПФР (пенсии, ИПУ) и ФСС (социальное страхование, больничные листы, пособия).

Основные цели объединения фондов:

  1. Снижение административной нагрузки на страхователей (работодателей) за счет введения единой формы отчетности и единого тарифа страховых взносов.
  2. Централизация процессов назначения и выплаты всех социальных пособий и пенсий, что должно повысить эффективность государственного управления.
  3. Расширение социального страхования на новые категории граждан, в частности, на лиц, работающих по договорам гражданско-правового характера (ГПХ), которые до реформы не имели права на пособия по временной нетрудоспособности.

СФР принял на себя всю полноту ответственности за ведение ИПУ, став единым окном для страхователей и застрахованных лиц по всем вопросам социального и пенсионного обеспечения. СФР теперь обладает расширенными полномочиями, позволяющими ему контролировать как пенсионные, так и социальные отчисления, что ранее было невозможно в условиях раздельной работы ПФР и ФСС.

Полномочие До 01.01.2023 (ПФР) После 01.01.2023 (СФР) Сравнительный анализ изменений
Ведение ИПУ Полностью ПФР (ФЗ № 27-ФЗ). СФР. Полномочия расширены за счет интеграции сведений о социальном страховании. Функционал ИПУ стал единым, охватывая как пенсионные, так и социальные права.
Прием отчетности Четыре формы: СЗВ-ТД, СЗВ-М, СЗВ-СТАЖ, ДСВ-3. Единая форма ЕФС-1. Кардинальное снижение числа форм отчетности для работодателей.
Страхование по ГПХ Отсутствовало. Распространено обязательное социальное страхование (взносы на ВНиМ). Значимое социальное изменение, требующее отражения в ИПУ сведений о выплатах по ГПХ.
Контроль и корректировка Осуществлялся отдельно по пенсионным взносам. Централизованный контроль над уплатой и учетом единого тарифа взносов. Упрощение процедур проверки достоверности сведений.

Новый порядок представления сведений страхователями и процесс корректировки данных

Ключевым функциональным изменением, напрямую связанным с ИПУ, стало внедрение Единой формы отчетности (ЕФС-1), утвержденной Приказом СФР от 17.11.2023 № 2281. ЕФС-1 заменила все ранее существовавшие отчеты ПФР и ФСС, став инструментом централизации учета. А не приводит ли это к росту числа ошибок на переходном этапе, учитывая сложность унификации столь разных потоков данных?

Содержание и структура ЕФС-1:

Форма ЕФС-1 состоит из двух основных разделов:

  1. Раздел 1 — включает сведения персонифицированного учета (аналоги бывших СЗВ-ТД, СЗВ-СТАЖ, ДСВ-3): данные о трудовой и иной деятельности (прием, увольнение, перевод), сведения о страховом стаже и заработной плате.
  2. Раздел 2 — включает сведения о начисленных страховых взносах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний (аналог 4-ФСС).

Процесс регистрации:

В соответствии с новым порядком, страхователь (работодатель) обязан представить в территориальный орган СФР анкету зарегистрированного лица (в случае отсутствия СНИЛС) не позднее рабочего дня, следующего за днем приема гражданина на работу или заключения договора ГПХ.

Корректировка сведений ИПУ:

Процесс внесения уточнений (дополнений) в ИЛС регулируется Приказом СФР от 11.07.2023 № 1363. Корректировка может осуществляться двумя способами:

  1. По заявлению зарегистрированного лица: Гражданин, обнаруживший расхождения или неполноту сведений в своем ИЛС, имеет право подать заявление (лично, через МФЦ или портал Госуслуги) с приложением подтверждающих документов (трудовые книжки, справки, ведомости).
  2. По инициативе СФР: Территориальный орган СФР обязан вносить изменения без заявления, если в ходе проверки (например, камеральной или выездной) выявляются неполные или недостоверные данные, или при изменении пенсионного законодательства, требующего пересчета стажа.

При выявлении расхождений СФР направляет страхователю уведомление об устранении ошибок/несоответствий в течение пяти рабочих дней. Эта процедура подчеркивает принцип непрерывного контроля за достоверностью данных, которые являются основой для будущей пенсии.

Проблемы и перспективы развития индивидуального учета в условиях цифровой экономики

Роль ИПУ в борьбе с неформальной занятостью и теневой экономикой

Индивидуальный (персонифицированный) учет выполняет не только техническую функцию накопления данных, но и важную социально-экономическую роль — он является инструментом государственного контроля за рынком труда и снижения уровня «теневой» экономики.

Учет каждого страхового взноса, отраженный в ИЛС, стимулирует граждан требовать от работодателей официального оформления и полной «белой» заработной платы, поскольку это напрямую влияет на их будущие пенсионные права. Какой важный нюанс здесь упускается? Не только граждане, но и государство получает в ИПУ мощный аналитический инструмент для точечного воздействия на серые схемы.

Актуальная статистика подтверждает критическую важность этой функции ИПУ: по данным Росстата, в I квартале 2024 года численность неформально занятых в России составила 14,4 млн человек, что эквивалентно примерно 19,9% от общего числа занятого населения.

Механизм влияния ИПУ:

  • Идентификация рисков: Данные ИПУ позволяют СФР и налоговым органам оперативно выявлять компании, которые декларируют минимальный фонд оплаты труда при высоком обороте, или тех, кто не представляет сведения о стаже, что является прямым индикатором теневой занятости.
  • Мотивация граждан: Регулярное информирование граждан о состоянии их ИЛС (через Госуслуги или личный кабинет СФР) повышает их финансовую грамотность и мотивирует к легализации трудовых отношений.
  • Расширение охвата: Включение в систему обязательного социального страхования лиц, работающих по договорам ГПХ, является прямым шагом к выводу из тени части фрилансеров и проектных работников.

Таким образом, ИПУ — это не просто база данных, а активный рычаг воздействия государства на социально-экономические процессы.

Информатизация и внедрение ГИС ЕЦП в систему персонифицированного учета

Перспективы развития ИПУ неразрывно связаны с процессом цифровизации государственного управления и внедрением передовых информационных систем. Ключевым вектором является интеграция данных ИПУ в Единую государственную информационную систему социального обеспечения (ЕГИССО) в рамках государственной информационной системы «Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере» (ГИС ЕЦП).

ГИС ЕЦП призвана стать центральной платформой для всех мер социальной поддержки в России. Для ИПУ это означает переход на качественно новый уровень взаимодействия с гражданами:

  1. Проактивное информирование: Система будет автоматически уведомлять граждан о положенных им мерах поддержки, достижении пенсионного возраста, достаточности пенсионных баллов (ИПК) и прогнозе будущей пенсии.
  2. Проактивное предоставление мер: Наиболее радикальное изменение — это автоматическое назначение пенсий и социальных выплат без необходимости подачи заявления со стороны гражданина (проактивный режим).

    Первая очередь перевода функционала СФР на ГИС ЕЦП была запланирована уже к январю 2025 года.

Правовые последствия проактивного назначения:

Внедрение проактивного режима требует тщательной проработки правовых гарантий. Если пенсия назначается автоматически на основе данных ИЛС, то любые ошибки или неполнота в этих данных могут привести к неверному расчету и нарушению прав гражданина, который может не успеть оспорить ошибочное начисление. Это повышает требования к:

  • Достоверности данных: Должна быть обеспечена максимальная автоматизированная проверка сведений, поступающих от страхователей.
  • Прозрачности алгоритмов: Гражданин должен иметь право получить детальное обоснование автоматического решения СФР.

Полная информатизация и интеграция в ГИС ЕЦП превратят ИПУ из пассивного хранилища данных в активный, проактивный механизм реализации социальных прав.

Судебная практика по вопросам оспаривания сведений ИЛС и пенсионным спорам после 2023 года

Несмотря на технологическое совершенствование ИПУ, проблема достоверности сведений, влияющих на размер пенсии, остается ключевой. После создания СФР и введения ЕФС-1, судебная практика по пенсионным спорам претерпевает изменения, адаптируясь к новой институциональной структуре.

Судебные споры, как правило, возникают в двух основных плоскостях:

  1. Оспаривание неполноты или недостоверности сведений ИЛС: Граждане оспаривают отказ СФР включить определенные периоды работы (стаж) или суммы заработка в ИЛС из-за отсутствия полных сведений у страхователя (часто в случае ликвидации организаций или утраты архивов).
  2. Оспаривание решения СФР об отказе или неверном назначении пенсии (СП): Решения СФР, основанные на данных ИПУ, часто обжалуются, если гражданин считает, что его ИПК был рассчитан неверно.

Ключевые позиции высших судебных инстанций (после 2023 года):

  • Презумпция достоверности данных: Суды склонны исходить из презумпции достоверности данных, содержащихся в ИЛС, если они представлены страхователем в СФР в установленном порядке. Однако эта презумпция может быть опровергнута самим застрахованным лицом путем предоставления первичных документов (трудовых договоров, лицевых счетов, справок).
  • Бремя доказывания: В случае оспаривания сведений ИЛС бремя доказывания факта работы, заработка и уплаты взносов ложится на гражданина, если СФР ссылается на отсутствие соответствующих данных в своих информационных системах.
  • Применение новых правил к старым периодам: Судебная практика подтверждает, что СФР обязан применять новые правила учета (включая учет взносов по ГПХ с 2023 года) и корректировки сведений, но при оценке стажа за периоды до 2002 года должны применяться нормы, действовавшие на момент возникновения пенсионных прав.

Судебная практика является лакмусовой бумажкой эффективности ИПУ: она показывает, что, несмотря на централизацию и цифровизацию, человеческий фактор, проблемы архивов и ошибки в отчетности ЕФС-1 продолжают создавать риски для пенсионных прав граждан.

Заключение

Индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования вступил в новую, кардинально измененную фазу развития после реформы 2023 года. Создание Социального фонда России (СФР) ознаменовало переход к единой, централизованной системе социального обеспечения, что потребовало полной ревизии правовой доктрины и процедур, закрепленных в обновленном ФЗ № 27-ФЗ и новых подзаконных актах (Приказы Минтруда № 256н и СФР № 1363).

Основные результаты исследования:

  1. Правовая база ИПУ была полностью обновлена и централизована, обеспечивая СФР полномочиями по ведению комплексного учета — как пенсионных, так и социальных прав.
  2. Индивидуальный лицевой счет (ИЛС) подтвердил свой статус ключевого электронного документа, содержащего конфиденциальные данные, необходимые для расчета ИПК и назначения пенсии по формуле СП = ИПК × СПК + ФВ.
  3. Функциональные изменения (введение ЕФС-1 и распространение страхования на договоры ГПХ) доказали свою эффективность в снижении административной нагрузки на страхователей и расширении социальной защиты.
  4. Социально-экономическая роль ИПУ была подтверждена как важнейший инструмент борьбы с неформальной занятостью, учитывая, что более 14 млн человек в России остаются в теневом секторе.
  5. Перспективы развития связаны с внедрением ГИС ЕЦП, что обещает переход к проактивному информированию и автоматическому назначению выплат, однако требует усиления правовых гарантий достоверности данных ИЛС для минимизации судебных споров.

Эффективность реформы 2023 года может быть оценена как высокая в части институциональной оптимизации, но полная реализация потенциала ИПУ зависит от успешного завершения цифровой трансформации и исключения ошибок на этапе перехода на ЕФС-1 и ГИС ЕЦП. Дальнейшее развитие ИПУ будет двигаться по пути полной автоматизации и минимизации участия человека в процессе сбора и обработки данных, что в конечном итоге должно привести к максимально прозрачному и справедливому механизму реализации пенсионных прав граждан.

Список использованной литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).
  2. Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (ред. от 25.12.2023).
  3. Приказ Минтруда России от 03.04.2023 № 256н «Об утверждении Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах» [Электронный ресурс]. URL: https://www.sfr.gov.ru/ (дата обращения: 08.10.2025).
  4. Приказ СФР от 11.07.2023 N 1363 (ред. от 02.04.2024) «Об утверждении Порядка осуществления корректировки сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесения уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет» [Электронный ресурс]. URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=459032 (дата обращения: 08.10.2025).
  5. Приказ СФР от 17.11.2023 N 2281 «Об утверждении единой формы «Сведения для ведения индивидуального (персонифицированного) учета и сведения о начисленных страховых взносах…» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_465431/ (дата обращения: 08.10.2025).
  6. Объединение ПФР и ФСС: изменения в сфере страховых взносов // Налоговое право. URL: https://www.taxpravo.ru/articles/6909 (дата обращения: 08.10.2025).
  7. Важные изменения в законодательстве: объединение ПФР и ФСС, введение единого налогового платежа // Деловые решения. URL: https://www.delret.ru/articles/novosti/vazhnye-izmeneniya-v-zakonodatelstve-obedinenie-pfr-i-fss-vvedenie-edinogo-nalogovogo-platezha/ (дата обращения: 08.10.2025).
  8. Что такое индивидуальный лицевой счет и как он может повлиять на пенсию // Банки.ру. URL: https://www.banki.ru/news/daytheme/?id=10994348 (дата обращения: 08.10.2025).
  9. Как узнать о состоянии индивидуального лицевого счета? // Социальный фонд России. URL: https://sfr.gov.ru/branches/chechnya/news/~2021/11/11/35068 (дата обращения: 08.10.2025).
  10. Как проверить состояние индивидуального лицевого счета в СФР // Журнал Тинькофф. URL: https://journal.tinkoff.ru/ils-sfr/ (дата обращения: 08.10.2025).
  11. Особенности индивидуального персонифицированного пенсионного учёта в современной России // Cyberleninka. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/osobennosti-individualnogo-personifitsirovannogo-pensionnogo-uchyota-v-sovremennoy-rossii (дата обращения: 08.10.2025).
  12. Данные персонифицированного учета как источник информации для снижения уровня неформальной занятости и объемов теневизации рынка (на примере Забайкальского края) // Экономический журнал. URL: https://1economic.ru/lib/106363 (дата обращения: 08.10.2025).
  13. Совершенствование персонифицированного учета в рамках пенсионной реформы (на примере ПФР Калининского района г. Челябинска) // CyberLeninka. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/sovershenstvovanie-personifitsirovannogo-ucheta-v-ramkah-pensionnoy-reformy-na-primere-pfr-kalininskogo-rayona-g-chelyabinska (дата обращения: 08.10.2025).