Государственная поддержка экспорта в основном осуществляется в связи с экспортом промышленной продукции и включает как финансовые, так и иные меры.
Среди мер государственной поддержки экспорта промышленной продукции особое значение имеет финансовая поддержка.
В соответствии с Концепцией развития государственной финансовой (гарантийной) поддержки экспорта промышленной продукции в РФ, одобренной распоряжением Правительства РФ от 14.10.2003 №1493-р, к финансовой государственной поддержке относят:
- кредитование экспорта;
- гарантирование экспортных операций;
- возмещение части процентных ставок по экспортным кредитам.
Меры по реализации долгосрочных и среднесрочных экспортных кредитов за счет средств федерального бюджета — проверенный способ увеличения объемов экспорта.
Вопрос о предоставлении Российской Федерацией государственного кредитования инициируется Минфином России на основе обращения иностранного государства-заемщика и оказывается в соответствии с межправительственными соглашениями в рамках объемов, предусмотренных Программой предоставления государственных финансовых и государственных экспортных кредитов на соответствующий год.
Согласно таможенной статистике в 2011 году внешнеторговый оборот России составил 821,3 миллиарда долларов.долларов США и по сравнению с 2010 годом возрос на 31,2%, в том числе, со странами дальнего зарубежья – 698,8 млрд.долларов США (рост на 30,7%), со странами СНГ – 122,5 млрд.долларов США (рост на 34,2%).
Экспорт России в 2011 году составил 516,0 млрд.долларов США и по сравнению с 2010 годом увеличился на 30,0%, в том числе в страны дальнего зарубежья – 437,8 млрд.долларов США (рост на 29,7%), в страны СНГ – 78,2 млрд.долларов США (рост на 31,3%).
Увеличение стоимости экспорта в 2011 году по сравнению с 2010 годом полностью связано с увеличением средних цен на товары, экспортируемые из России. Индекс средних цен экспорта за этот период составил 132,9%, тогда как индекс его физического объема – 97,8%.
Инвестиции как фактор экономического роста
... ПИИ, увязанной с приоритетными целями промышленного развития и устойчивого экономического роста страны. Политика привлечения ПИИ в Россию должна включать механизмы раннего выявления ... России сочетаются с одновременным снижением привлекательности размещения в ней ПИИ в сфере трудоемких производств, что обусловлено ростом заработной платы, основанной на рентных доходах государства от экспорта ...
Основу российского экспорта в 2011 году в страны дальнего зарубежья составили топливно-энергетические товары, удельный вес которых в товарной структуре экспорта в эти страны составил 72,6% (в 2010 году – 70,8%).
По сравнению с 2010 годом стоимостной объем этих товаров увеличился на 33,0%.
Текущая государственная система поддержки экспорта в России неоднородна и неполна. Многие механизмы поддержки, необходимые для развития экспорта, отсутствуют, существующие зачастую неэффективны, и доступ к ним затруднен. Меры финансовой, рекламной и информационной поддержки слабо взаимосвязаны, что также снижает эффективность системы. Поддержка распространяется только на небольшую часть российских экспортеров. особенно прискорбно, что недостаточная помощь оказывается тем, кто в ней больше всего нуждается: начинающим экспортерам, малому бизнесу.
Одна из причин низкой эффективности действующей системы поддержки экспорта — слабость ее институциональных основ, проявляющаяся в отсутствие специального органа, координирующего всю деятельность по оказанию содействия экспорту (в форме самостоятельного федерального агентства либо отдельного департамента министерского уровня).
В отсутствие единого координирующего органа управление деятельностью по содействию экспорту различных государственных структур (федеральных министерств и ведомств, региональных администраций, общественных организаций и союзов деловых кругов) заметно усложняется, возникают трения и противоречия, в результате чего исчезает синергетический эффект совместных действий. Из-за отсутствия координационного центра с профессиональным, хорошо организованным и опытным персоналом, способным быстро выполнять принятые решения, многие инициативы по усилению поддержки экспорта застопорились.
Отличительной чертой действующей в России системы поддержки экспорта является узость инструментария. Таким образом, его основное звено — финансовая поддержка экспорта — до недавнего времени представлялось всего двумя инструментами: государственными гарантиями по экспортным операциям и погашением части процентных ставок по экспортным кредитам.
Анализ действующей государственной системы поддержки экспорта в России позволяет охарактеризовать ее как крайне слабую и неэффективную. При этом основа системы — финансовая поддержка до недавнего времени была представлена всего двумя инструментами: гарантиями кредита и субсидированием процентной ставки по экспортным кредитам. В условиях отсутствия третьего инструмента финансовой поддержки – кредитования экспорта за счет средств федерального бюджета, первые два инструмента были востребованы лишь небольшим числом экспортеров, что резко понижало эффективность всей системы финансовой поддержки. Поскольку Агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций создано лишь в конце 2011 г., его эффективность еще предстоит оценить.
Совершенствование действующей системы поддержки экспорта в России должно, очевидно, включать в себя несколько направлений: устранение недостатков действующих механизмов; достраивание системы; создание координирующего центра поддержки экспорта (федерального агентства).
Важным элементом реструктуризации системы поддержки экспорта должно стать создание специального органа для координации всей деятельности по оказанию такой помощи. Отсутствие такого тела резко снижает эффективность всей системы поддержки. Существуют разные мнения относительно того, каким должен быть этот координирующий орган (независимое федеральное агентство с хорошо укомплектованным аппаратом и собственным бюджетом, что предпочтительнее, либо соответствующий департамент министерского уровня).
Банковская система и кредитно-денежная политика ЦБ России
... монополия на банковское дело, сформирована современная двухуровневая банковская система. Разработано и действует специальное банковское законодательство. Постепенно складывается конкурентная кредитно-финансовая ... филиалы и представительства иностранных банков. В действующем законодательстве закреплены основные принципы организации банковской системы России, к числу которых относятся: принцип ...
Указанный орган будет подготавливать и выносить на рассмотрение правительства (либо специального межведомственного правительственного комитета) предложения по развитию экспортной деятельности. Другой важной задачей могла бы стать ежегодная разработка Национальной экспортной стратегии для обсуждения и утверждения правительством. По опыту США и некоторых других стран этот документ чрезвычайно важен.
Таким образом, государственная поддержка экспорта, реструктурированного по указанным принципам, станет гораздо более эффективной, что позволит российским производителям более активно продвигать отечественную промышленную продукцию на внешние рынки.