Введение: Роль и актуальность государственной поддержки экспорта в современной экономике России
В условиях беспрецедентной глобальной турбулентности, сопровождающейся геополитическими сдвигами и масштабным санкционным давлением, государственная поддержка экспорта становится не просто одним из направлений экономической политики, а жизненно важным инструментом обеспечения национального экономического суверенитета и устойчивого развития, поскольку без эффективного экспорта невозможно обеспечить приток валюты, необходимой для стабильности экономики. Сегодня, когда традиционные рынки и логистические цепочки претерпевают кардинальные изменения, а конкуренция на мировых рынках лишь ужесточается, эффективная система поддержки экспортеров позволяет не только диверсифицировать структуру экономики и наращивать объемы несырьевого экспорта, но и создавать новые рабочие места, привлекать инвестиции и укреплять позиции страны на международной арене. По данным Группы Российского экспортного центра (РЭЦ), в 2023 году объем финансирования, предоставленного компаниям, достиг 587 млрд рублей, что в 1,6 раза превысило показатели 2022 года. Эта внушительная цифра наглядно демонстрирует растущую востребованность и критическую значимость мер государственной поддержки в меняющемся мире.
Настоящая курсовая работа ставит своей целью комплексное исследование современной системы государственной поддержки кредитования экспорта в Российской Федерации. В ее рамках будут проанализированы действующие механизмы, выявлены актуальные проблемы и сформулированы предложения по ее совершенствованию. Структура работы последовательно раскрывает теоретические и правовые основы, детально описывает институциональный каркас и ключевых участников, анализирует финансовые инструменты и их эффективность, а также изучает динамику российского экспорта в условиях новых вызовов. Особое внимание будет уделено стратегическим направлениям развития системы на период до 2030 года, включая адаптацию международного опыта. Итогом исследования станет обобщение основных выводов и выработка конкретных рекомендаций, направленных на повышение конкурентоспособности отечественных экспортеров и укрепление внешнеэкономических позиций России.
Теоретические и правовые основы государственной поддержки экспорта в РФ
Основные понятия и терминология
Для глубокого понимания механизмов государственной поддержки экспорта необходимо четко определить ключевые термины, составляющие ее основу. Государственная поддержка экспорта — это комплекс мер, предпринимаемых государством для стимулирования внешнеэкономической деятельности национальных компаний, направленных на увеличение объемов и диверсификацию товарной номенклатуры экспорта, а также расширение географии поставок. Цели такой поддержки многогранны: от повышения конкурентоспособности отечественной продукции на мировых рынках до обеспечения устойчивого экономического роста и укрепления платежного баланса страны.
Государственная финансовая поддержка МСП в 2025 году: Аналитический ...
... поручительств Долговое финансирование остается самым крупным по объему инструментом государственной поддержки. Однако в 2025 году условия становятся более адресными, а требования к обеспечению — более ... залога Стратегический вектор 2025-2030: Интеграция поддержки в "Эффективную и конкурентную экономику" Государственная политика поддержки МСП в 2025 году переходит от точечного субсидирования к ...
В центре государственной поддержки экспорта находится экспортное кредитование — форма финансовой помощи, предоставляемой иностранному покупателю или его банку для финансирования приобретения товаров и услуг у национального экспортера. Этот механизм является мощным стимулом для международных торговых операций, поскольку позволяет нивелировать разрыв между поставкой продукции и ее оплатой. Экспортные кредиты классифицируются по срокам:
- Краткосрочные кредиты — обычно предоставляются на срок до 2 лет. Они идеально подходят для финансирования текущих поставок потребительских товаров или сырья.
- Среднесрочные кредиты — охватывают период от 2 до 5 лет. Чаще всего используются для финансирования поставок инвестиционных товаров, оборудования или комплексных услуг.
- Долгосрочные кредиты — выдаются на срок от 5 до 10 лет и более. Применяются для крупномасштабных проектов, таких как строительство промышленных объектов, создание инфраструктуры или поставки сложного, капиталоемкого оборудования.
Неотъемлемой частью системы являются экспортные гарантии — это государственные или банковские обязательства, призванные минимизировать риски при проведении экспортных операций. Они могут охватывать различные аспекты, включая производственный риск (невозможность произвести товар), транспортный риск (потеря или повреждение в процессе доставки), а также ключевые риски неуплаты со стороны иностранного покупателя или отказа от приемки товара. При этом важно понимать, что гарантии, по сути, перекладывают часть финансового бремени с экспортера на гаранта, делая сделку более привлекательной для всех участников.
Параллельно с гарантированием действует экспортное страхование — специализированный вид страховой защиты от рисков, связанных с предоставлением экспортного кредита. Его основная задача — обеспечить экспортерам своевременность получения оплаты за поставленную продукцию. Страхование покрывает финансовые потери, возникающие как из коммерческих рисков (неплатежеспособность или отказ от оплаты со стороны должника), так и из политических рисков (военные действия, валютные ограничения, национализация и т.д.).
Наконец, субсидирование процентных ставок представляет собой механизм государственной поддержки, при котором часть процентной ставки по экспортным кредитам компенсируется из федерального бюджета. Это позволяет значительно снизить финансовую нагрузку на экспортеров и сделать российскую продукцию более конкурентоспособной на мировом рынке за счет удешевления экспортного финансирования.
Коммерческий кредит в международных экспортно-импортных операциях: ...
... механизмы поддержки экспортеров, предоставляющих коммерческий кредит, тем самым способствуя стабилизации и росту стратегически важных отраслей. Ключевая роль коммерческого кредита в стимулировании экспорта заключается ... специализированным посредником – банком. Формы коммерческого кредита в экспорте и механизмы управления рисками для российского экспортера Мир международной торговли, несмотря на свою ...
Нормативно-правовая база системы государственной поддержки экспорта (2023-2025 гг.)
Российская Федерация планомерно формирует и совершенствует комплексную нормативно-правовую базу для эффективной государственной поддержки экспорта. Эта система призвана не только стимулировать внешнеэкономическую деятельность, но и обеспечить стабильность и предсказуемость для российских компаний на международной арене.
Ключевым регуляторным актом, определяющим деятельность по страхованию экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и политических рисков, является Постановление Правительства РФ от 22 ноября 2011 г. № 964 «О порядке осуществления деятельности по страхованию экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и политических рисков». Этот документ является фундаментом для деятельности АО «ЭКСАР», выводя ее за рамки общего регулирования Федерального закона №4015-1 «Об организации страхового дела» и подчеркивая ее специфический государственный характер. Такое выделение позволяет ЭКСАР оперировать в условиях, где коммерческие страховые компании не всегда готовы принимать на себя высокие политические и предпринимательские риски, присущие международной торговле.
Важным дополнением к системе стала корректировка правил предоставления государственных гарантий для поддержки экспорта промышленной продукции. Постановление Правительства России от 5 августа 2025 г. № 1171 подтверждает продление действия этих гарантий и на 2025 год, что является сигналом долгосрочной приверженности государства поддержке промышленного экспорта. Это постановление призвано обеспечить стабильность и уверенность для экспортеров, планирующих долгосрочные проекты.
Эволюция законодательства в период 2023-2025 годов отражает стратегический сдвиг в сторону усиления поддержки экспортеров в условиях беспрецедентных санкций и необходимости освоения новых рынков. В частности, планируется обновление и продление до 2030 года национального проекта «Международная кооперация и экспорт», утверждение которого ожидается осенью 2024 года. Это позволит с 2025 года перезапустить как новые, так и приостановленные меры поддержки, включая корпоративные программы повышения конкурентоспособности (КППК).
Данный шаг подчеркивает адаптивность государственной политики и ее готовность к оперативной перестройке в ответ на вызовы.
Кроме того, в нормативно-правовой базе активно прорабатываются механизмы стимулирования использования приоритетных международных транспортно-логистических коридоров, таких как «Север-Юг», а также коридоров в направлении Латинской Америки и Африки. Эти инициативы, хотя и не закреплены пока в отдельных законах, находят отражение в стратегических документах и планах правительства, формируя вектор развития регулирования.
Центральный банк РФ также вносит свой вклад, регулируя валютные операции и устанавливая ключевую ставку, что косвенно влияет на стоимость экспортного кредитования. Хотя прямое регулирование экспортной поддержки не входит в его основные функции, его решения оказывают существенное влияние на финансовый климат для экспортеров.
Международный Государственный Кредит России: Теория, Практика ...
... в экономике, стимулируя лишь прибыльные отрасли и сдерживая развитие других. Для России государственный кредит является важным инструментом для привлечения дополнительного финансирования ... способствует снижению ставок. Производство и занятость: Государственные займы, направленные на финансирование инвестиционных проектов или поддержку определенных отраслей, могут стимулировать производство и ...
Таким образом, на период 2023-2025 годов правовая основа государственной поддержки экспорта в России характеризуется комплексностью, адаптивностью и стратегической направленностью на долгосрочное развитие, что является залогом устойчивости и конкурентоспособности отечественных компаний на мировых рынках.
Институциональная структура и ключевые участники системы поддержки экспорта
Российская система государственной поддержки экспорта представляет собой сложный, многоуровневый механизм, объединяющий усилия федеральных органов исполнительной власти, государственных институтов развития и общероссийских деловых организаций. Их скоординированная деятельность направлена на создание благоприятной среды для отечественных экспортеров и продвижение российской продукции на мировые рынки.
Роль федеральных органов исполнительной власти
Федеральные органы исполнительной власти играют ключевую роль в формировании государственной политики в области экспорта, разработке и реализации мер поддержки. Их деятельность охватывает широкий спектр задач, от стратегического планирования до оперативного контроля и координации.
- Министерство промышленности и торговли РФ (Минпромторг России) является одним из центральных звеньев. Оно отвечает за разработку и реализацию государственной промышленной политики, которая неразрывно связана с стимулированием экспорта промышленной продукции. Минпромторг курирует программы поддержки высокотехнологичного экспорта, субсидирование процентных ставок по кредитам на создание экспортоориентированных производств, а также участвует в продвижении российских брендов на международных рынках. Именно это ведомство, например, отвечает за программы, подобные Корпоративным программам повышения конкурентоспособности (КППК), хотя в конце 2023 года их реализация по новым проектам была временно приостановлена из-за повышения ключевой ставки ЦБ.
- Министерство экономического развития РФ (Минэкономразвития России) играет роль стратегического координатора внешнеэкономической деятельности. Оно формирует общую стратегию развития экспорта, разрабатывает нормативно-правовые акты, регулирующие внешнеэкономические операции, и занимается вопросами международной экономической интеграции. Минэкономразвития также участвует в формировании планов по развитию логистической инфраструктуры и поиске новых рынков сбыта для российских товаров.
- Министерство сельского хозяйства РФ (Минсельхоз России) сфокусировано на поддержке экспорта агропромышленной продукции.
Это ведомство разрабатывает и реализует меры, направленные на повышение конкурентоспособности российского продовольствия на мировых рынках, включая субсидирование транспортных расходов, содействие в сертификации продукции в соответствии с международными стандартами и участие в международных агропромышленных выставках.
Таким образом, федеральные органы исполнительной власти формируют законодательную и стратегическую основу для деятельности институтов развития, устанавливают общие правила игры и определяют приоритетные направления для государственной поддержки экспорта. Именно их согласованная работа является фундаментом для успешного продвижения российских товаров и услуг на глобальные рынки.
Страхование экспортных кредитов как инструмент геоэкономической ...
... системы оказались закрыты или сильно ограничены. Государственная поддержка экспорта, осуществляемая через специализированные институты развития, является общепризнанной мировой практикой, направленной на ... что напрямую отражает государственную цель по диверсификации экономики. Высокотехнологичная продукция определяется согласно Перечню, утвержденному Приказом Минпромторга России от 16.09.2020 № ...
Деятельность Государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ»
Государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ» (ранее Внешэкономбанк) занимает уникальное положение в системе государственной поддержки экспорта, выступая в качестве не просто финансового института, а стратегического партнера для крупных инвестиционных и экспортных проектов. Ее миссия – способствовать долгосрочному экономическому развитию России через финансирование проектов, не подъемных для коммерческих банков.
ВЭБ.РФ активно поддерживает российские прямые инвестиции за рубежом. Это означает, что корпорация может участвовать в финансировании создания или приобретения активов российскими компаниями в других странах, что является одним из наиболее эффективных способов расширения присутствия отечественного бизнеса на глобальных рынках. Например, ВЭБ.РФ может предоставить финансирование для строительства российского завода за рубежом или покупки доли в иностранной компании, тем самым создавая платформу для последующего экспорта российской продукции, технологий и услуг.
Кроме того, ВЭБ.РФ занимается прямым финансированием экспортных проектов, предоставляя кредиты как российским экспортерам, так и их иностранным покупателям или банкам. Это позволяет нивелировать финансовые барьеры и делает российскую продукцию более привлекательной для зарубежных партнеров. Межбанковское финансирование также является важным направлением, когда ВЭБ.РФ предоставляет кредиты иностранным банкам для последующего финансирования закупок российской продукции.
Важным аспектом деятельности ВЭБ.РФ являются гарантийные, аккредитивные и другие документарные операции. Предоставление гарантий и поручительств позволяет российским экспортерам снизить риски и получить более выгодные условия кредитования в коммерческих банках. ВЭБ.РФ также участвует в предэкспортном финансировании инвестиционных проектов на территории России, поддерживая создание производств, ориентированных на экспорт. Например, для проектов, по которым ВЭБ.РФ выдает гарантии и поручительства, общая стоимость должна составлять не менее 1 млрд рублей, а срок реализации – не менее 1 года, что подчеркивает фокус на крупные, стратегически важные инициативы.
Особое внимание уделяется поддержке производства российской высокотехнологичной продукции с субсидированием процентной ставки. В рамках Постановления Правительства РФ № 1302 от 13.12.2012, ВЭБ.РФ предоставляет льготные кредиты, снижая финансовую нагрузку на экспортеров. Параметры таких кредитов предусматривают срок от 1 до 18 лет, а ставка в валюте устанавливается не менее CIRR плюс MPR. Это обеспечивает конкурентоспособность российского финансирования на международных рынках.
Государственное и частное страхование экспортных кредитов: комплексный ...
... условия предоставления и степень государственной поддержки. Фирменные (коммерческие) экспортные кредиты: Субъект: Предоставляются непосредственно предприятиями-экспортёрами своим иностранным контрагентам-импортё ... экспортеров. Настоящая работа посвящена всестороннему анализу государственного и частного страхования экспортных кредитов, раскрытию их экономической сущности, классификации видов и ...
ВЭБ.РФ также активно участвует в совершенствовании нормативно-правовой базы поддержки экспорта и взаимодействует с деловым сообществом. В составе Штаба национального проекта «Международная кооперация и экспорт» корпорация принимает участие в оптимизации регулирования, снятии административных барьеров и развитии благоприятной экспортной среды.
Таким образом, ВЭБ.РФ является системообразующим элементом, обеспечивающим долгосрочное и масштабное финансирование стратегически важных экспортных и инвестиционных проектов, что критически важно для диверсификации и устойчивого роста российской экономики. Можно ли себе представить, как бы выглядел российский экспорт без такой мощной опоры?
Российский экспортный центр (РЭЦ) как ключевой институт развития
Российский экспортный центр (РЭЦ), входящий в структуру Группы ВЭБ.РФ, является центральным звеном и фактически «единым окном» для российских экспортеров. Его роль в развитии экспорта в России трудно переоценить, поскольку он агрегирует и координирует широкий спектр мер государственной поддержки. РЭЦ выступает в роли агента Правительства РФ по мерам господдержки экспорта, что придает ему значительный институциональный вес и обеспечивает возможность комплексного подхода.
Структура РЭЦ включает в себя три ключевых элемента, обеспечивающих синергетический эффект:
- Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (АО «ЭКСАР»), которое занимается страхованием рисков;
- Государственный специализированный Российский экспортно-импортный банк (РОСЭКСИМБАНК), предоставляющий кредитно-гарантийную поддержку;
- АНО «Школа экспорта», обеспечивающая образовательную и консультационную поддержку.
Такая интегрированная модель позвол��ет РЭЦ предлагать экспортерам полный цикл услуг, охватывающих все стадии экспортного проекта – от выявления потенциала до заключения контракта и его последующего страхования или финансирования.
Деятельность РЭЦ охватывает несколько стратегических направлений:
- Финансовая поддержка: Это ключевой блок, включающий кредитование (через РОСЭКСИМБАНК), страхование экспортных рисков (через ЭКСАР) и возмещение части затрат экспортеров (например, на транспортировку).
16 стр., 7658 слов
Внешнеторговая деятельность Российской Федерации: комплексный ...
... внешнеторговой деятельности, оценке влияния макроэкономических факторов и государственных программ поддержки экспорта и импортозамещения, а также по определению стратегических направлений развития ... теории международной торговли через призму российской специфики. Определения и классификация экспортно-импортных операций Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) представляет собой обширную область ...
В 2023 году Группа РЭЦ предоставила компаниям финансирование объемом 587 млрд рублей, а объем внешнеторговых сделок с использованием инструментов прямой поддержки достиг 17 млрд долларов, что демонстрирует значительный рост – на 33% к 2022 году.
- Консультационная поддержка: РЭЦ предлагает широкий спектр консультационных услуг, помогая экспортерам навигировать в сложном мире международной торговли. Это включает подготовку товарно-странового профиля с глубоким анализом рыночных ниш и потенциальных покупателей, проведение вебинаров по актуальным вопросам, предоставление отчетов о барьерах и требованиях различных рынков, а также критически важные услуги по поиску и проверке зарубежных контрагентов. Кроме того, предоставляются консультации по специфическим требованиям к маркировке и этикетке продукции, что особенно важно для соблюдения импортных правил.
- Информационная поддержка: Цифровая платформа «Мой экспорт» является центральным элементом информационной инфраструктуры РЭЦ. Она предоставляет экспортерам онлайн-доступ к информации, сервисам и мерам поддержки, значительно упрощая процесс взаимодействия с государственными институтами. По данным 2025 года, 92% компаний-победителей Всероссийской премии «Экспортер года» уже активно пользуются сервисами этой платформы.
- Образовательные программы: Через АНО «Школа экспорта» РЭЦ реализует масштабные образовательные инициативы. Они включают очные семинары по 11 темам «Жизненного цикла экспортного проекта», 24 учебных пособия, дистанционные курсы, а также специализированные акселерационные программы, такие как «Экспортный форсаж», «Экспортный рост» и «Экспортный Мини-МВА». Эти программы ориентированы на различные сегменты бизнеса и уровни подготовки экспортеров, а также включают сотрудничество с 35 ВУЗами-партнерами и целевые курсы, например, «Женское дело».
- Развитие инфраструктуры для экспорта: РЭЦ активно организует международные выставки и бизнес-миссии, предоставляя российским компаниям возможность представлять свою продукцию на коллективных стендах под единым зонтичным брендом «Сделано в России». Эта программа является эффективным маркетинговым инструментом, который не только повышает узнаваемость, но и служит знаком качества для зарубежных потребителей. Национальные павильоны «Сделано в России» успешно функционируют с 2017 года в шести ключевых странах (Китай, ОАЭ, Вьетнам, Египет, Турция, Саудовская Аравия), представляя более 3250 наименований товаров от 185 ведущих российских производителей АПК. Программа уже помогла более 5600 предпринимателям зарегистрировать свыше 600 видов продукции, предоставляя им бесплатные бонусные пакеты, доступ к сформированной зарубежной инфраструктуре и приоритетное размещение на международных электронных торговых площадках.
- Диверсификация структуры экспорта: РЭЦ нацелен на продвижение продукции с высокой добавленной стоимостью, способствуя изменению традиционной сырьевой структуры российского экспорта. Поддержка ведущих отраслей, таких как промышленность (включая высокотехнологичную продукцию), агропромышленный комплекс, машиностроение и масложировая продукция, является приоритетом.
В 2023 году Группа РЭЦ оказала поддержку около 24 тысячам организаций, занимающихся внешнеэкономической деятельностью, что на 23% выше, чем в 2022 году. Более 3 тысяч российских компаний заключили экспортные контракты с помощью региональных центров поддержки экспорта (ЦПЭ) в 2024 году, а общий объем внешнеторговых контрактов, заключенных при содействии ЦПЭ за последние шесть лет, достиг триллиона рублей. Эти цифры убедительно свидетельствуют о масштабе и значимости деятельности Российского экспортного центра как ключевого драйвера развития несырьевого экспорта в России.
АО «ЭКСАР» и АО «РОСЭКСИМБАНК»
В рамках Группы Российского экспортного центра (РЭЦ) функционируют два специализированных института, чья деятельность имеет критическое значение для финансовой и кредитно-гарантийной поддержки экспортеров: АО «ЭКСАР» и АО «РОСЭКСИМБАНК». Они играют взаимодополняющие роли, обеспечивая комплексную защиту от рисков и доступ к финансированию.
АО «ЭКСАР» (Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций) является единственным экспортным страховым агентством в России. Его миссия — снижать финансовые и политические риски, с которыми сталкиваются российские экспортеры и инвесторы за рубежом. Деятельность ЭКСАР регулируется специальным Постановлением Правительства РФ от 22 ноября 2011 г. № 964, что выводит его за рамки общего страхового законодательства и позволяет работать с более высокими и специфическими рисками.
ЭКСАР предлагает широкий спектр страховых продуктов, разработанных для различных потребностей экспортеров:
- Комплексное страхование экспортных кредитов: Предназначено для компаний, осуществляющих регулярные поставки однородных товаров. Покрывает риски неплатежа по всем или значительной части контрактов в течение определенного периода.
- Страхование кредита покупателю: Защищает банки, предоставившие кредит иностранному заемщику для оплаты российских товаров, от риска невозврата этого кредита. Это позволяет банкам быть более уверенными в своих финансовых операциях с иностранными контрагентами.
- Страхование кредита поставщика: Обеспечивает защиту непосредственно экспортеру от риска неплатежа иностранного покупателя по отдельным поставкам, которые осуществляются на условиях отсрочки платежа.
- Страхование подтвержденного аккредитива: Защищает банк, который подтвердил аккредитив, выданный иностранным банком в пользу российского экспортера, от риска неисполнения обязательств иностранным банком.
- Страхование гарантий: Защищает экспортеров, которые предоставили гарантии своим зарубежным партнерам (например, гарантии исполнения контракта, возврата аванса), от риска их неправомерного предъявления или неисполнения.
- Страхование инвестиций: Защищает российских инвесторов от политических рисков за рубежом (например, экспроприация, изменение законодательства, военные действия), которые могут привести к потере инвестиций.
Особо востребованным и успешным продуктом является программа «Страхование отсрочки платежа для МСП». Эта программа упрощает процесс страхования для малых и средних предприятий: она предлагает полностью электронный процесс оформления заявки с решением в течение 3-4 рабочих дней, максимальный объем поставок до 10 млн рублей по одному договору и фиксированную страховую премию в 30 тыс. рублей. За пять лет действия программы заключено более 800 договоров, а ее услугами воспользовались более 480 экспортеров из 60 регионов России, что подтверждает ее эффективность и значимость для сектора МСП.
Важно отметить, что страховые обязательства ЭКСАР обеспечены государственной гарантией Российской Федерации на сумму до 10 млрд долларов США на срок до 31 декабря 2032 года. Это придает максимальную надежность продуктам ЭКСАР и является мощным сигналом для участников рынка о серьезности государственной поддержки. Недавно ЭКСАР также получил дополнительные полномочия по перестрахованию рисков по торговым кредитам, оформленным под правительственные гарантии внутри РФ, а также по поддержке критически важного импорта, что расширяет его функционал в современных условиях.
АО «Государственный специализированный Российский экспортно-импортный банк» (РОСЭКСИМБАНК) является финансовым институтом, который в рамках Группы РЭЦ оказывает непосредственную кредитно-гарантийную поддержку экспортерам. Его основная функция — предоставление экспортных кредитов и гарантий, когда коммерческие банки либо не готовы брать на себя риски, либо предлагают менее выгодные условия. РОСЭКСИМБАНК работает в тесной связке с ЭКСАР, когда страхование рисков позволяет банку предоставлять финансирование на более приемлемых условиях. Его деятельность направлена на поддержку самых различных категорий экспортеров, особенно тех, кто работает на новых или «рискованных» рынках, или реализует крупные, стратегически важные проекты.
Таким образом, ЭКСАР и РОСЭКСИМБАНК представляют собой мощный финансово-страховой тандем, обеспечивающий российским экспортерам необходимую защиту и доступ к капиталу, что является фундаментом для их успешной деятельности на международной арене.
Финансовые инструменты государственной поддержки экспортного кредитования: механизмы и эффективность
Система государственной поддержки экспорта в России опирается на разнообразные финансовые инструменты, призванные снизить издержки и риски для отечественных компаний, выходящих на мировые рынки. К ним относятся кредитование, гарантирование, страхование и субсидирование. Каждый из этих инструментов имеет свои особенности, механизмы предоставления и целевую аудиторию, а их синергетическое применение позволяет создать комплексную систему поддержки.
Кредитование экспорта
Кредитование экспорта является краеугольным камнем финансовой поддержки, предоставляя необходимые ресурсы для производства, поставки и реализации российской продукции за рубежом.
Механизмы предэкспортного и экспортного финансирования
Предэкспортное финансирование направлено на поддержку производства экспортной продукции до ее отгрузки. Это могут быть кредиты на закупку сырья, комплектующих, модернизацию производственных мощностей. Экспортное финансирование, в свою очередь, предоставляется после отгрузки товара и может быть направлено на покрытие кассовых разрывов, связанных с отсрочкой платежа со стороны иностранного покупателя.
Условия предоставления кредитов ВЭБ.РФ
Государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ» играет ключевую роль в предоставлении долгосрочного и масштабного экспортного финансирования. Ее кредиты отличаются гибкими условиями, адаптированными под специфику экспортных проектов:
- Сроки: От 1 года до 18 лет, что позволяет финансировать как краткосрочные торговые операции, так и долгосрочные инвестиционные проекты с длительным циклом окупаемости.
- Ставки: В валюте ставка устанавливается не менее CIRR плюс MPR. Это обеспечивает конкурентоспособность российских кредитов на мировом рынке, поскольку CIRR является международным бенчмарком.
- Требования к проектам: Для проектов, в рамках которых ВЭБ.РФ выдает гарантии и поручительства, общая стоимость должна составлять не менее 1 млрд рублей, а срок реализации — не менее 1 года. Это свидетельствует о фокусе ВЭБ.РФ на крупных, стратегически значимых инициативах. ВЭБ.РФ также поддерживает производство российской высокотехнологичной продукции с субсидированием процентной ставки в рамках Постановления Правительства РФ № 1302 от 13.12.2012.
Льготное кредитование в рамках корпоративных программ повышения конкурентоспособности (КППК)
КППК – это один из важнейших инструментов стимулирования промышленного экспорта. Суть программы заключается в субсидировании процентных ставок кредитным организациям, которые предоставляют льготные кредиты производителям экспортно ориентированной продукции. Направления льготного кредитования в рамках КППК разнообразны:
- Инвестиционные кредиты: На создание экспортоориентированного производства как в России, так и за рубежом. Объем поддержки на эти цели может достигать 60 млрд рублей.
- Постэкспортное финансирование: Поддержка компаний после отгрузки продукции, включая международный факторинг (переуступка дебиторской задолженности), форфейтинг (покупка векселей без права регресса), аккредитивы (гарантия платежа).
- Кредиты иностранным покупателям и их банкам: Прямое финансирование зарубежных контрагентов для стимулирования спроса на российскую продукцию.
- Поддержка текущего экспорта: Объем до 30 млрд рублей, направленный на обеспечение бесперебойной работы экспортеров.
На государственную поддержку предприятий, реализующих КППК, в федеральном бюджете на 2019-2021 годы было предусмотрено 327 млрд рублей. Однако, в конце 2023 года Минпромторг РФ временно приостановил выделение средств по новым проектам в рамках КППК на фоне повышения ключевой ставки ЦБ, что подчеркивает чувствительность программы к макроэкономическим условиям. При этом ожидается, что обновленная и продленная до 2030 года редакция национального проекта «Международная кооперация и экспорт», утверждение которой планируется осенью 2024 года, позволит с 2025 года перезапустить эти и другие приостановленные меры поддержки.
Гарантирование экспортных рисков
Гарантирование является эффективным способом снижения рисков для экспортеров и банков, повышая доверие к сделкам. Экспортные гарантии могут быть государственными или банковскими и охватывают широкий спектр потенциальных проблем.
- Производственный риск: Связан с невозможностью экспортера произвести или поставить продукцию в срок из-за внутренних проблем (например, поломка оборудования, отсутствие сырья).
- Транспортный риск: Риск потери, повреждения или задержки груза в процессе его транспортировки.
- Риск неуплаты и отказа: Ключевой риск, когда иностранный покупатель не производит оплату или отказывается от приемки товара.
- Форс-мажорные обстоятельства: Государственные гарантии особенно важны при форс-мажорных обстоятельствах в стране покупателя, если он не может произвести оплату купленного товара из-за политических или экономических потрясений.
Правительство РФ скорректировало правила предоставления государственных гарантий для поддержки экспорта промышленной продукции Постановлением Правительства России от 5 августа 2025 г. № 1171, предусматривающим предоставление таких гарантий и в 2025 году. Это подтверждает стратегическую важность данного инструмента для поддержания стабильности экспортных операций.
Страхование экспортных рисков
Страхование экспортных рисков, осуществляемое АО «ЭКСАР», является критически важным инструментом для защиты финансовых интересов экспортеров и банков. Оно покрывает как коммерческие, так и политические риски, которые часто не поддаются оценке и страхованию коммерческими компаниями.
Различия между страхованием дебиторской задолженности и страхованием риска невозврата кредита:
- Страхование дебиторской задолженности (страхование экспортного контракта): Защищает непосредственно экспортера от финансовых потерь в случае неплатежа иностранного покупателя по поставкам, осуществленным на условиях отсрочки платежа. Это особенно актуально для регулярных поставок и позволяет экспортеру предлагать более гибкие условия оплаты.
- Страхование риска невозврата кредита: Предназначено для банков, которые выдают кредиты иностранным покупателям или их банкам для финансирования закупок российской продукции. В этом случае ЭКСАР страхует банк от риска невозврата выданного кредита, что стимулирует банки активнее участвовать в экспортном финансировании.
Надежность страховых продуктов ЭКСАР подкреплена государственной гарантией Российской Федерации на сумму до 10 млрд долларов США на срок до 31 декабря 2032 года. Это является мощным фактором доверия и обеспечивает стабильность на рынке экспортного страхования.
Субсидирование процентных ставок и других затрат
Субсидирование является прямым методом снижения финансовой нагрузки на экспортеров.
- Субсидирование процентных ставок: Субсидии из федерального бюджета предоставляются кредитным организациям для компенсации части процентных ставок по экспортным кредитам и другим финансовым инструментам. Это позволяет банкам предлагать экспортерам кредиты по более низким ставкам, делая их продукцию более конкурентоспособной.
- Компенсация части страховой премии: Аналогично, субсидируются и части страховых премий по договорам страхования экспортных кредитов, что делает услуги ЭКСАР более доступными для экспортеров.
- Компенсация расходов на транспортировку: Для малых и средних предприятий предусмотрена компенсация части затрат на транспортировку продукции за рубеж, что особенно важно для снижения логистических барьеров и расширения географии экспорта.
Поддержка промышленного экспорта через субсидирование процентной ставки охватывает организацию российских производств за рубежом (объем не более 60 млрд руб.), организацию экспортоориентированных производств на территории РФ (объем не более 60 млрд руб.) и иное экспортное финансирование (объем не более 30 млрд руб.).
Фактическая эффективность инструментов (2023-2025 гг.)
Оценка фактической эффективности инструментов государственной поддержки экспорта основывается на актуальных статистических данных, демонстрирующих растущий масштаб и охват.
Показатели Группы РЭЦ за 2023 год:
- Объем финансирования: В 2023 году Группа РЭЦ предоставила компаниям финансирование объемом 587 млрд рублей, что в 1,6 раза превысило финансирование в 2022 году. Этот значительный рост свидетельствует о высокой востребованности финансовых инструментов и их способности адаптироваться к изменяющимся условиям.
- Объем внешнеторговых сделок: Объем внешнеторговых сделок, поддержанных инструментами прямой поддержки Группы РЭЦ, составил 17 млрд долларов в 2023 году, показав рост на 33% к 2022 году. Это подчеркивает прямое влияние поддержки на реальные экспортные операции.
- Количество поддержанных организаций: В 2023 году Группа РЭЦ оказала поддержку около 24 тысячам организаций, занимающихся внешнеэкономической деятельностью, что на 23% выше, чем в 2022 году. Рост числа поддержанных экспортеров говорит о расширении охвата и доступности услуг.
Примеры успешного применения отдельных программ:
Программа «Страхование отсрочки платежа для МСП» от ЭКСАР является ярким примером успешного и востребованного продукта. За пять лет действия программы заключено более 800 договоров, ее услугами воспользовались более 480 экспортеров из 60 регионов России. Упрощенный электронный процесс оформления заявки, максимальный объем поставок до 10 млн рублей и фиксированная страховая премия в 30 тыс. рублей делают эту программу крайне привлекательной для малых и средних предприятий, позволяя им работать с иностранными покупателями на условиях отсрочки платежа с минимальными рисками.
Таким образом, актуальные данные свидетельствуют о высокой динамике и значительной эффективности финансовых инструментов государственной поддержки экспорта в России, что позволяет отечественным компаниям успешно адаптироваться к сложным внешнеэкономическим условиям и наращивать экспортный потенциал.
Динамика и структура российского экспорта в условиях современных вызовов
Российский экспорт за последнее десятилетие претерпел значительные изменения, особенно в период 2023-2025 годов, столкнувшись с беспрецедентными геополитическими и экономическими вызовами. Эти изменения коснулись не только объемов, но и географической, а также товарной структуры поставок.
Общие показатели и тенденции российского экспорта
Внешняя торговля России демонстрирует адаптивность к новым условиям, хотя и с определенными колебаниями.
- За 10 месяцев 2024 года общий объем внешней торговли России составил 584,3 млрд долларов США. При этом экспорт достиг 354,4 млрд долларов США, а импорт – 229,8 млрд долларов США. Это свидетельствует о сохранении положительного торгового баланса, хотя и с учетом изменившейся динамики.
- За весь 2024 год объем внешней торговли России составил 716,9 млрд долларов США, что на 0,9% больше, чем за аналогичный период предыдущего года. Экспорт за этот период достиг 433,9 млрд долларов США, а импорт – 283 млрд долларов США. Небольшой общий рост, несмотря на сложные внешние условия, говорит об успешной адаптации и поиске новых рынков и партнеров.
Таблица 1: Динамика внешней торговли России (2024 год)
| Показатель | 10 месяцев 2024 года (млрд USD) | Весь 2024 год (млрд USD) | Изменение к 2023 году (%) (за весь год) |
|---|---|---|---|
| Объем внешней торговли | 584,3 | 716,9 | +0,9 |
| Экспорт | 354,4 | 433,9 | — |
| Импорт | 229,8 | 283 | — |
Примечание: Данные по изменению экспорта и импорта за весь 2024 год к 2023 году не предоставлены в исходных фактах, поэтому поле оставлено пустым.
Товарная и географическая структура экспорта
Исторически российский экспорт характеризовался высокой долей сырьевых товаров. Эта тенденция сохраняется, но с заметными сдвигами в географии и товарной номенклатуре несырьевого экспорта.
- Сохранение доли минеральных продуктов: Основу российского экспорта традиционно составляют минеральные продукты, удельный вес которых в товарной структуре экспорта составил 61,5% за 10 месяцев 2024 года и 60,9% за весь 2024 год. Эта стабильно высокая доля подчеркивает зависимость экспортных доходов от мировых цен на сырье, несмотря на усилия по диверсификации.
- Переориентация промышленного экспорта: В 2023 году произошла значительная переориентация промышленного экспорта, вызванная геополитическими изменениями.
- Металлургическая продукция: Поставки в страны Восточной Азии выросли на 73% (в сопоставимых ценах 2020 года), а в Южную Америку — на 71%. Это демонстрирует успешное освоение новых рынков для традиционной промышленной продукции.
- Машиностроение: Экспорт машиностроения в Южную и Центральную Африку увеличился на 354% и 165% соответственно. Такой взрывной рост указывает на высокий потенциал этих регионов для российского высокотехнологичного экспорта.
- Агропромышленный комплекс (АПК): Российские национальные павильоны «Сделано в России», функционирующие с 2017 года в Китае, ОАЭ, Вьетнаме, Египте, Турции и Саудовской Аравии, представляют более 3250 наименований товаров от 185 ведущих российских производителей АПК. Это подчеркивает важность этих регионов для экспорта продовольствия.
- Новые торговые партнеры и рост несырьевого экспорта: Основными торговыми партнерами России стали страны Азиатского региона, на которые пришлось 268,1 млрд долларов США экспорта за 10 месяцев 2024 года и 329,2 млрд долларов США за весь 2024 год.
- Беларусь и Китай: Эти страны выступают ведущими импортерами российской несырьевой продукции, формируя 40% от общего объема таких поставок за прошедший год.
- Индия: Сотрудничество с Индией демонстрирует хорошую динамику с ростом на 29%, преимущественно благодаря увеличению экспорта машиностроительной и масложировой продукции. Это является ярким примером успешной диверсификации географии и товарной номенклатуры экспорта.
- Текстиль и обувь: За январь-июль 2025 года экспорт текстиля, текстильных изделий и обуви из России вырос на 47%, в то время как импорт увеличился на 3,1%. Этот показатель, хотя и относится к относительно небольшой доле в общем объеме экспорта, демонстрирует потенциал роста в сегментах продукции с высокой добавленной стоимостью.
Таблица 2: Географическая переориентация российского промышленного экспорта (2023 год)
| Отрасль | Направление | Рост поставок (в сопоставимых ценах 2020 года) |
|---|---|---|
| Металлургическая | Восточная Азия | 73% |
| Металлургическая | Южная Америка | 71% |
| Машиностроение | Южная Африка | 354% |
| Машиностроение | Центральная Африка | 165% |
Влияние кредитования на динамику экспорта
В условиях внешнего давления и необходимости освоения новых рынков роль кредитования и других финансовых инструментов в поддержании и развитии экспорта стала критически важной.
- Снижение рисков и расширение возможностей: Экспортное страхование и гарантии от АО «ЭКСАР» позволяют российским компаниям работать на условиях отсрочки платежа, что является стандартной практикой на многих международных рынках. Без этих инструментов экспортеры были бы вынуждены требовать предоплату, что значительно ограничило бы их конкурентоспособность.
- Доступ к капиталу: Льготное кредитование от ВЭБ.РФ и РОСЭКСИМБАНКа, а также субсидирование процентных ставок в рамках КППК, предоставляют компаниям доступ к относительно дешевому финансированию. Это особенно важно в периоды высокой ключевой ставки ЦБ, когда коммерческие кредиты становятся слишком дорогими. Доступ к финансированию позволяет инвестировать в модернизацию производства, расширять ассортимент и наращивать объемы, необходимые для экспорта.
- Поддержка высокотехнологичных и промышленных проектов: Фокус на финансировании производства высокотехнологичной продукции и субсидирование ставок для промышленных экспортеров способствует диверсификации экспорта в сторону продукции с высокой добавленной стоимостью. Примеры роста экспорта машиностроения в Африку ярко иллюстрируют, как финансовая поддержка помогает осваивать новые, перспективные рынки для сложной продукции.
- Стимулирование МСП: Программы, такие как «Страхование отсрочки платежа для МСП» от ЭКСАР, показывают, что адресная финансовая поддержка способствует вовлечению в экспортную деятельность малых и средних предприятий, которые ранее не имели достаточных ресурсов или опыта для работы на внешних рынках.
В целом, государственная поддержка через механизмы кредитования, гарантирования и страхования сыграла и продолжает играть ключевую роль в адаптации российского экспорта к новым реалиям. Она не только помогает сохранить объемы, но и способствует стратегической переориентации на новые географические направления и диверсификации товарной структуры, что критически важно для долгосрочной устойчивости экономики.
Проблемы функционирования системы и стратегические направления ее совершенствования
Современная система государственной поддержки экспорта в России, несмотря на значительные достижения и адаптивность, сталкивается с рядом вызовов и проблем. Их выявление и систематический анализ необходимы для дальнейшего совершенствования механизмов и повышения их эффективности.
Выявленные проблемы и недостатки
- Неготовность иностранных покупателей работать на условиях предоплаты: Это одна из ключевых проблем, особенно для компаний, выходящих на новые рынки. На мировых рынках преобладают формы расчетов с отсрочкой платежа, а требование предоплаты значительно снижает конкурентоспособность российских экспортеров. Без механизмов страхования и гарантирования рисков, покрывающих отсрочку платежа, многие сделки просто не состоятся.
- Ограниченный доступ к банковскому финансированию или высокая стоимость кредитных ресурсов: Коммерческие банки часто не готовы брать на себя риски, связанные с экспортными операциями, особенно при выходе на новые или «рискованные» рынки. Если же финансирование предоставляется, его стоимость может быть непомерно высокой, что нивелирует конкурентные преимущества российского товара. Это особенно остро проявилось в конце 2023 года на фоне повышения ключевой ставки ЦБ, что привело к временной приостановке выделения средств по новым проектам в рамках КППК.
- Высокие политические и коммерческие риски экспортеров при исполнении экспортного контракта: Геополитическая нестабильность, санкции, изменения законодательства в странах-импортерах, а также риски неплатежеспособности или банкротства иностранных контрагентов создают значительные барьеры. Несмотря на наличие инструментов страхования от ЭКСАР, понимание и управление этими рисками требуют от экспортеров дополнительных ресурсов и экспертизы.
- Влияние масштабных международных санкций: Санкции создают серьезные барьеры для внешнеэкономической деятельности, вынуждая экспортеров осваивать новые рынки и выстраивать новые, часто более сложные и дорогие, логистические цепочки. Это требует значительной адаптации, инвестиций и гибкости.
- Структурные особенности МСП, снижающие их экспортный потенциал: Значительная часть (37-40%) компаний малого и среднего предпринимательства (МСП) в России оперирует в секторе торговли и услуг, а не производства. Это ограничивает их экспортный потенциал, поскольку именно производственные компании являются основными поставщиками товаров с высокой добавленной стоимостью. Для МСП, ориентированных на экспорт, также характерны недостаток опыта, ресурсов и знаний о внешних рынках.
- Приостановка выделения средств по КППК: Как уже упоминалось, Минпромторг РФ в конце 2023 года приостановил выделение средств по новым проектам в рамках КППК. Хотя это мера временная и связана с макроэкономическими факторами, она создала неопределенность для экспортеров и замедлила реализацию некоторых проектов.
Международный опыт государственной поддержки экспортного кредитования
Изучение международного опыта показывает, что единой универсальной политики по поддержке экспорта не существует. Государства используют различные стратегии, адаптированные к их экономическому развитию, конкурентоспособности отраслей и геополитическому положению. Однако существуют общие принципы и инструменты, которые доказали свою эффективность.
- Ключевые модели и инструменты ЭКА: Почти в каждой развитой стране существует экспортно-кредитное агентство (ЭКА), подобное российскому ЭКСАР. Эти агентства предоставляют страхование и гарантии по экспортным кредитам, покрывая коммерческие и политические риски, которые коммерческие страховщики не готовы брать на себя. Они часто предлагают:
- Страхование краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных кредитов: Адаптированные продукты для различных сроков сделок.
- Гарантии для банков: Позволяющие банкам финансировать экспортные сделки с меньшим риском.
- Прямое кредитование: В случаях, когда коммерческие банки не могут или не хотят финансировать проекты.
- Поддержка малого и среднего бизнеса: Упрощенные процедуры и специализированные продукты для МСП.
- Роль международных организаций: Экспортные кредитные агентства объединены в международные ассоциации, такие как Бернский союз (The Berne Union) и Международная ассоциация кредитного страхования (International Credit Insurance & Surety Association, ICISA).
Эти организации устанавливают определенные правила и нормы для своих членов, регулируя условия экспортного финансирования, размеры премий и виды покрываемых рисков. Соблюдение этих норм позволяет избегать недобросовестной конкуренции и обеспечивает прозрачность на рынке.
- Адаптация успешных международных практик для России: Российская система уже во многом соответствует международным стандартам, но есть возможности для дальнейшей адаптации. Например, можно усилить фокус на:
- Гибкие продукты для «рискованных» рынков: Развитие специализированных страховых услуг для новых, высокорисковых рынков, с которыми пока не работают коммерческие банки и страховщики.
- Цифровизация и упрощение процедур: Международный опыт показывает, что максимально электронные и прозрачные процессы значительно повышают доступность поддержки.
- Кооперация с ЭКА «дружественных» стран: Создание совместных механизмов финансирования и страхования с партнерами из стран Азии, Африки и Латинской Америки.
Стратегические направления и меры по совершенствованию системы (2025-2030 гг.)
Для преодоления существующих проблем и дальнейшего развития системы государственной поддержки экспорта в России намечены амбициозные стратегические направления на период до 2030 года.
- Обновление национального проекта «Международная кооперация и экспорт»: Ожидается, что обновленная и продленная до 2030 года редакция нацпроекта будет утверждена осенью 2024 года. Это позволит с 2025 года перезапустить как новые, так и приостановленные меры поддержки, включая КППК. Новый подход будет таргетировать инструменты поддержки под «опорные страны и транспортно-логистические коридоры».
- Новый подход: таргетирование инструментов поддержки:
- «Опорные страны»: Фокус на усиление экспорта в «дружественные» страны. В 2025-2026 годах будет усилена поддержка экспорта в эти страны, с акцентом на логистику, сертификацию продукции и выход на международные маркетплейсы.
- Приоритетные транспортно-логистические коридоры: Сти��улирование использования экспортерами коридоров «Север-Юг», а также направлений в Латинскую Америку и Африку. Это требует инвестиций в инфраструктуру и развитие логистических сервисов.
- Создание объектов зарубежной инфраструктуры: К 2030 году на территориях опорных стран планируется реализовать проекты по созданию 13 объектов зарубежной инфраструктуры, включая транспортно-логистические центры, промышленные парки и объекты портовой инфраструктуры. Эти объекты станут «точками опоры» для российских экспортеров, снижая их издержки и упрощая выход на новые рынки.
- Приоритет льготного кредитования: Льготное кредитование экспортных контрактов станет одним из приоритетных направлений поддержки, что позволит нивелировать высокие процентные ставки и сделать российскую продукцию более конкурентоспособной.
- Цифровизация процессов РЭЦ: РЭЦ активно работает над цифровизацией процессов, внедряя информационную систему «Одно окно» для оптимизации внешнеэкономической деятельности. Эта система обеспечивает онлайн-доступ к информации и услугам для экспортеров, значительно упрощая взаимодействие. Кроме того, РЭЦ разработал сервис «Профессионалы экспорта» на платформе «Мой экспорт», который помогает компаниям выявлять потенциальных зарубежных клиентов, анализировать рыночный спрос и получать экспертную поддержку.
- Запуск страховых услуг для «рискованных» экспортных проектов: В 2024 году планируется запуск таких услуг, что крайне необходимо для освоения новых рынков, с которыми пока не работают российские банки, логистические и страховые компании. Это позволит ЭКСАР брать на себя более высокие риски, открывая новые возможности для экспортеров.
Основные задачи государственной политики России по поддержке экспорта на предстоящий период включают:
- Расширение номенклатуры и рынков сбыта российской продукции.
- Стимулирование роста высокотехнологичного экспорта.
- Повышение конкурентоспособности российской продукции.
- Создание системы взаимодействия органов государственной власти и институтов развития.
- Устранение чрезмерных барьеров для экспортеров.
- Увеличение числа компаний-экспортеров.
- Содействие кооперации экспортеров.
Таким образом, стратегические направления совершенствования системы государственной поддержки экспорта в России нацелены на создание более гибкой, адаптированной к современным вызовам, цифровизированной и географически ориентированной системы, способной эффективно поддерживать отечественных экспортеров на пути к новым рынкам и технологическим вершинам.
Заключение
Анализ современной системы государственной поддержки кредитования экспорта в Российской Федерации в период 2023-2025 годов показал, что она представляет собой комплексный, многоуровневый и динамично развивающийся механизм. Отвечая на беспрецедентные глобальные вызовы, включая санкционное давление и необходимость переориентации торговых потоков, Россия активно адаптирует и совершенствует свои инструменты поддержки экспортеров.
В ходе исследования были достигнуты поставленные цели. Мы детально раскрыли теоретические и правовые основы, дав определения ключевым понятиям и проанализировав актуальную нормативно-правовую базу, включая Постановления Правительства РФ № 964 и № 1171, регулирующие деятельность АО «ЭКСАР» и предоставление государственных гарантий. Была описана институциональная структура, включающая Минпромторг, Минэкономразвития, Минсельхоз, а также системообразующие институты развития — Группа ВЭБ.РФ, Российский экспортный центр (РЭЦ) с его дочерними структурами АО «ЭКСАР» и АО «РОСЭКСИМБАНК», а также АНО «Школа экспорта».
Особое внимание было уделено финансовым инструментам поддержки — кредитованию, гарантированию, страхованию и субсидированию. Мы проанализировали механизмы предэкспортного и экспортного финансирования ВЭБ.РФ, условия льготного кредитования в рамках КППК, роль ЭКСАР в страховании коммерческих и политических рисков, а также успех программы «Страхование отсрочки платежа для МСП». Фактическая эффективность этих инструментов подтверждена актуальными данными Группы РЭЦ за 2023 год, демонстрирующими значительный рост объемов финансирования (587 млрд рублей), внешнеторговых сделок (17 млрд долларов) и количества поддержанных организаций (24 тысячи).
Анализ динамики и структуры российского экспорта показал его высокую адаптивность. Несмотря на сохранение доминирующей роли минеральных продуктов, отчетливо прослеживается переориентация промышленного и агропромышленного экспорта на рынки Восточной Азии, Южной Америки и Африки, а также значительный рост несырьевого экспорта в Беларусь, Китай и Индию. Была оценена критическая роль кредитования и других финансовых инструментов в поддержании и диверсификации этих экспортных потоков.
В то же время, были выявлены актуальные проблемы, такие как неготовность иностранных партнеров к предоплате, ограниченный доступ к банковскому финансированию, высокие политические и коммерческие риски, влияние санкций и структурные особенности МСП. Сравнение с международным опытом подчеркнуло значимость унифицированных правил, установленных Бернским союзом, и необходимость адаптации лучших практик.
В качестве стратегических направлений совершенствования системы на период 2025-2030 годов были предложены: обновление национального проекта «Международная кооперация и экспорт» с перезапуском мер поддержки, таргетирование инструментов под «опорные страны и транспортно-логистические коридоры», создание зарубежной инфраструктуры, усиление льготного кредитования, а также дальнейшая цифровизация процессов РЭЦ через информационную систему «Одно окно» и сервис «Профессионалы экспорта». Особо важным является запуск страховых услуг для «рискованных» экспортных проектов.
В заключение, система государственной поддержки кредитования экспорта в Российской Федерации демонстрирует высокий потенциал к адаптации и развитию. Последовательная реализация намеченных стратегических мер, усиление координации между институтами, расширение финансовых и нефинансовых инструментов, а также дальнейшая цифровизация процессов позволят значительно повысить конкурентоспособность отечественных экспортеров, диверсифицировать структуру экономики и укрепить экономический суверенитет страны в условиях глобальной трансформации.
Список использованной литературы
- Концепция развития государственной финансовой (гарантийной) поддержки экспорта промышленной продукции в РФ : распоряжение Правительства РФ от 14.10.2003 №1493-р.
- Правительство поддержит экспортеров в рамках «плана-2025». Seldon.News. URL: https://seldon.news/news/732527 (дата обращения: 08.10.2025).
- Правительство с 2025 г. перезапустит поддержку экспортеров через механизм КППК. Интерфакс. URL: https://www.interfax.ru/business/965156 (дата обращения: 08.10.2025).
- Правительство выделит 1,5 млрд рублей на работу региональных центров поддержки экспорта : распоряжение от 16 сентября 2025 года №2537-р. Правительство России. URL: http://government.ru/docs/all/158550/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Какую роль играет РЭЦ в развитии экспорта в России? Вопросы к Поиску с Алисой (Яндекс Нейро).
URL: https://www.gazeta.ru/business/news/2025/07/22/22713076.shtml (дата обращения: 08.10.2025).
- Росстат: экспорт текстиля, текстильных изделий и обуви из России в январе-июле 2025 года вырос на 47%, импорт – на 3,1%. РИА МОДА. URL: https://riamoda.ru/news/rosstat-eksport-tekstilya-tekstilnykh-izdeliy-i-obuvi-iz-rossii-v-yanvare-iyule-2025-goda-vyros-na-47-import-na-3-1-/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Меры поддержки для МСП и самозанятых в 2025-2026 годах. Банки.ру. URL: https://www.banki.ru/news/daytheme/?id=11005166 (дата обращения: 08.10.2025).
- ФТС представила итоги внешней торговли России в 2024 году. alta.ru. URL: https://www.alta.ru/news/108848/ (дата обращения: 08.10.2025).
- В 2023 году группа Российского экспортного центра поддержала 24 тысячи компаний. Ространснадзор. URL: https://rostransnadzor.gov.ru/news/v-2023-godu-gruppa-rossiyskogo-eksportnogo-tsentra-podderzhala-24-tysyachi-kompaniy/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Экспортный кредит: основные понятия и термины. Финам. URL: https://www.finam.ru/dictionary/term/eksportnyy-kredit (дата обращения: 08.10.2025).
- Экспортное финансирование. ВЭБ.РФ. URL: https://вэб.рф/napravleniya-deyatelnosti/podderzhka-eksporta/eksportnoe-finansirovanie/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Что такое Экспортные кредиты: понятие и определение термина. Точка. URL: https://tochka.com/glossary/eksportnye-kredity/ (дата обращения: 08.10.2025).
- СТРАХОВАНИЕ ЭКСПОРТНЫХ КРЕДИТОВ (EXPORT CREDIT INSURANCE).
Словарь страховых терминов. URL: https://www.insur-info.ru/dictionary/769/ (дата обращения: 08.10.2025).
- ЭКСПОРТНЫЙ КРЕДИТ. Финансовый словарь. АРБ — Ассоциация российских банков. URL: https://arb.ru/b2b/glossary/eksportnyy_kredit-10255959/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Российский экспортный центр: обзор ключевых событий и достижений. Россконгресс. URL: https://roscongress.org/materials/rossiyskiy-eksportnyy-tsentr-obzor-klyuchevykh-sobytiy-i-dostizheniy/ (дата обращения: 08.10.2025).
- ФТС представила итоги внешней торговли России за 10 месяцев. alta.ru. URL: https://www.alta.ru/news/108605/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Гарантия риска экспорта: основные понятия и термины. Финам. URL: https://www.finam.ru/dictionary/term/garantiya-riska-eksporta/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций. Wikiwand. URL: https://www.wikiwand.com/ru/%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%B0%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE_%D0%BF%D0%BE_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%85%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8E_%D1%8D%D0%BA%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D0%BD%D1%8B%D1%85_%D0%BA%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%82%D0%BE%D0%B2_%D0%B8_%D0%B8%D0%BD%D0%B2%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%B9 (дата обращения: 08.10.2025).
- Государственная поддержка экспорта. Экономическая политика. Studme.org. URL: https://studme.org/197116/ekonomika/gosudarstvennaya_podderzhka_eksporta (дата обращения: 08.10.2025).
- Государственная поддержка промышленного экспорта. gisp.gov.ru. URL: https://gisp.gov.ru/support-measures/191/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Особенности функционирования государственной поддержки экспорта. КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-funktsionirovaniya-gosudarstvennoy-podderzhki-eksporta (дата обращения: 08.10.2025).
- От поиска до успеха: как РЭЦ помогает российским экспортерам. kubzpp.ru. URL: https://kubzpp.ru/news/ot-poiska-do-uspeha-kak-rets-pomogaet-rossijskim-eksporteram (дата обращения: 08.10.2025).
- В России будут страховать высокорисковые экспортные проекты. СТРАХОВАНИЕ СЕГОДНЯ. Пресса. URL: https://www.insur-info.ru/press/198295/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Гарантирование Экспортных Кредитов — что это такое простыми словами. глоссарий IF. URL: https://www.investfuture.ru/glossary/garantii-eksportnyih-operatsiy (дата обращения: 08.10.2025).
- Правительство продолжит поддерживать российских экспортеров промышленной продукции. Новости: ГАРАНТ.РУ. URL: https://www.garant.ru/news/1663188/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Страхование экспортных контрактов и кредитов: юридические вопросы. law.ru. URL: https://www.law.ru/article/26002-strahovanie-eksportnyh-kontraktov-i-kreditov (дата обращения: 08.10.2025).
- Поддержка экспорта ВЭБ.РФ — Льготный кредит на поддержку производства высокотехнологичной продукции, работ и услуг. ГИСП. URL: https://gisp.gov.ru/support-measures/630/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Экспортное страховое агентство России (ЭКСАР).
Банки.ру. URL: https://www.banki.ru/news/bankpress/?id=8572170 (дата обращения: 08.10.2025).
- ЭКСПОРТНОЕ СТРАХОВОЕ АГЕНТСТВО РОССИИ. ecchc.ru. URL: http://www.ecchc.ru/upload/iblock/c38/c38a2e0591b65e714dd1f2f01f46d3f2.pdf (дата обращения: 08.10.2025).
- Страхование экспортных кредитов: зарубежный опыт. read.economic-journal.net. URL: https://read.economic-journal.net/data/Finance_journal_2014_03/3_153-162.pdf (дата обращения: 08.10.2025).
- Нефинансовая поддержка. ВЭБ.РФ. URL: https://вэб.рф/napravleniya-deyatelnosti/podderzhka-eksporta/nefinansovaya-podderzhka/ (дата обращения: 08.10.2025).