Проблемы внешней задолженности России и пути ее преодоления

Курсовая работа

В романе Толстого «Анна Каренина» Алексей Вронский, предвидя скорый разрыв Анны с мужем, проверяет ее финансы и решает, какие долги нужно выплатить, а какими можно пренебречь. Шулеру заплатить нужно во что бы то ни стало, за скаковых лошадей тоже. А о счетах портного думать не стоит.

Как известно любому кредитору, получить в долг у него в полном объеме часто бывает сложно. Один экономист подсчитал, что если бы долги всегда выплачивались, то потомки того умника, который на заре цивилизации догадался дать ближнему под проценты горсть монет, владели бы сегодня всей недвижимостью и финансовыми ресурсами земного шара. Но в том и загвоздка, что кредиторов очень часто надувают. Когда приходит время платить, все должники, как Вронский, начинают взвешивать, какое меньшее из двух зол будет платить или не платить.

Для Вронского долг чести превыше всего. Для компании невыплата долгов чревата банкротством и продажей имущества с молотка. Однако Россию эти проблемы не касаются. Будучи суверенной атомной державой, она не сильно опасается. Что кто то опишет ее имущество. Так зачем же вообще платить?

А затем, чтобы вернуться на рынки капитала и продолжать одалживать. Следовательно, только самые бедные из государств, которые фактически являются неплатежеспособными, не выплачивают свои долги. Все другие страны, включая временно исключенные из мировой финансовой системы, такие как Иран или Ливия, в конечном итоге достигают более или менее разумного соглашения с кредиторами. Как известно, обладателям титулов царского правительства России тоже удалось получить что-то три четверти века спустя.

Россия, как и Вронский, проанализировала свои долги и определила приоритеты. Рублевые облигации ГКО (по докризисному валютному курсу это 40 млрд. долл.), как счета портного, она отбросила в первую очередь. Долги советских времен, реструктурированные менее четырех лет назад, немного проблематичнее, но, по мнению российских властей, они не так уж и важны. В любом случае Парижский государственный клуб кредиторов, где тон задает Германия, каким-то образом сократит, реструктурирует и частично простит долг.

С чего все началось…

Подавляющему большинству стран не хватает собственных ресурсов для внутренних инвестиций, покрытия дефицита государственного бюджета, проведения социально-экономических преобразований и погашения долговых обязательств по внешним займам. Некоторые являются одновременно кредиторами и заемщиками, другие — чистыми должниками. Но практически все страны имеют систему экономической задолженности. Более того, зависимость национальных экономик от внешнего «предложения» будет возрастать с либерализацией и глобализацией финансовых рынков, несмотря на их все еще ощутимую изоляцию.

2 стр., 798 слов

Как обанкротить застройщика: порядок, права дольщиков, выплата долгов

... банкротство компании? Банкротство – иногда единственная возможность для застройщиков избавиться от долгов и претензий кредиторов, не выходя за рамки закона. Регулируется данная процедура ФЗ-127 «О ... длиться до 2-х лет, включает реструктуризацию долгов, восстановление платежей кредиторам). За это время управляющий распродает имущество и выплачивает долги. При банкротстве застройщиков на практике чаще ...

Россия должник и кредитор.

Россия является крупным должником и кредитором. Как кредитор он сталкивается с неспособностью, а иногда и с нежеланием должников из развивающихся стран выплачивать свои обязательства. В качестве заемщика она переживает жесточайший долговой кризис.

Россия должник.

Значительную часть долга Россия унаследовала от Советского Союза. Долг СССР в основном сформировался в 1985 1991 гг., увеличившись с 22,5 в 1985 г. до 96, 6 млрд. долл. в начале 1992 г. Быстрый рост внешнего долга обусловлен, в первую очередь, экономическими условиями и, прежде всего, падением цен на нефть на мировом рынке. Советская экономика, основанная на «восстановлении» нефтедоллара, не могла восстановиться, и для оплаты импорта требовались крупные иностранные займы. Во вторых, непродуманной либерализацией внешнеэкономической деятельности. В рамках ее в апреле 1989 г. союзные министерства получили право от имени государства выдавать предприятиям гарантии по кредитам. Поскольку до 1990 г. Советский Союз внимательно следил за своим графиком платежей по обслуживанию долга, и международные банки и другие западные кредиторы с радостью предоставили ему новые ссуды.

После распада СССР возникла проблема распределения долга между союзными республиками. В качестве критерия раздела был принят показатель, в котором учитывались численность населения, национальный доход, экспорт и импорт в среднем за 1986 1990 гг. Доля России составила 61,3 %. На втором месте с большим отрывом (16,3%) шла Украина. Этот показатель был распространен на зарубежные активы, включая зарубежную собственность и долг иностранных государств перед Советским Союзом.

Однако вскоре выяснилось, что только Россия так или иначе выполняет свои долговые обязательства. Но в силу закрепленного в соглашении принципа солидарной ответственности Россия могла предъявить претензии. В связи с этим Россия предложила взять на себя ответственность за весь долг СССР при условии передачи прав на активы за его пределами. На основе этого принципа был достигнут компромисс, удовлетворивший заинтересованные стороны. В апреле 1993 г. Запад официально признал Россию единым государством, ответственным по долгам СССР.

Государственный долг России делится на внутренний и внешний в зависимости от валюты облигации. Рублевой долг считается внутренним, долг в иностранной валюте внешним (табл.1).

Объем и структура государственного внешнего долга (млрд. долл.)

Таблица 1

01.01.9601.01.9701.01.98Принятый РФ долг СССР в том числе:103,0102,3103,2официальным кредиторам62,662,262,3Частным кредиторам40,440,140,9Долг РФ в том числе по кредитам:17,425,133,0международных финансовых организаций11,415,820,5правительств6,09,010,9банков и фирм00,31,6Итого120,4127,4136,2

32 стр., 15765 слов

Проблема внешнего долга России

... млрд.долл. пришелся на долю новых долгов, да и долг бывшего СССР не только не сократился, но несколько возрос. В конце 1993г., внешний долг России превышал ее тогдашние международные валютные ... размер государственных внешних заимствований не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению внешнего долга РФ. Правительство может превышать размер внешних заимствований, если это ...

Однако если нерезиденты допускаются на внутренний финансовый рынок, то долг можно классифицировать по другому критерию: внутренний долг — это долг перед резидентами, внешний долг перед нерезидентами. С точки зрения платежного баланса, состояния валютного рынка вторая классификация предпочтительнее.

С учетом ГКО ОФЗ, принадлежащих нерезидентам, а также внешнего долга российских частных юридических лиц соотношение между «старым» советским долгом и «новым» российским составит примерно 50:50. По структуре и условиям российский долг отличается от советского в худшую сторону, в подавляющем большинстве случаев не поддается реструктуризации. Следовательно, «старый» унаследованный долг нельзя рассматривать как первопричину долгового кризиса, который переживает Россия.

Россия входит в число трех наиболее крупных должников среди стран с развивающимися рынками (Мексика, Бразилия, Россия).

Однако сам размер долга мало что говорит о платежеспособности страны. Для анализа платежеспособности используются соответствующие показатели (табл. 2)

Показатели платежеспособности (%)

Таблица 2

19961997Платежи по долгу/экспорт7,57,4Платежи по долгу/ВВП1,81,6Платежи по долгу/доходы консолидированного бюджета7,26,4

Согласно приведенным выше показателям, платежеспособность России формально стабильна. Пороговым критерием показателя платежи по долгу/экспорт (норма обслуживания долга, НОД) считается 20 25%, а у России он не превышает 7%. Даже если бы платежи осуществлялись по графику, то и тогда НОД не превысила бы в 1996 1997 гг. 13 18%. Однако это связано с регулярной отсрочкой погашения долга в рамках реструктуризации долга. Поскольку внешний долг России в основном государственный, отношение платежей по обслуживанию долга к доходам бюджета имеет решающее значение при оценке платежеспособности. Но и по этим показателям платежеспособность России в 1996 1997 гг. выглядела неплохо. В последние годы платежи по обслуживанию государственного долга, заложенные в бюджет, составили соответственно 7,7 и 7,5 миллиарда. долл., а бюджетные доходы 106 и 118 млрд. долл. Однако в основе этого благополучия лежал заниженны