В современной экономике нет ни одной отрасли, которая была бы так тесно переплетена со всеми сферами хозяйственной жизни, как банковский сектор. Банки — это не просто финансовые посредники, это кровеносная система экономики, обеспечивающая движение капиталов, расчетов и инвестиций. Их устойчивость и эффективность напрямую влияют на стабильность всей национальной экономической системы. Однако, помимо своей ключевой роли в финансировании и кредитовании, банки занимают уникальное положение в налоговой системе государства, выступая одновременно как самостоятельный налогоплательщик, источник значительных бюджетных поступлений, посредник между государством и другими налогоплательщиками, а также налоговый агент, ответственный за сбор и перечисление налогов.
Эта двойная роль, наряду с постоянно меняющимся экономическим ландшафтом и динамично развивающимся налоговым законодательством, делает вопросы правового регулирования и налогообложения банков чрезвычайно актуальными. Современные экономические условия России, характеризующиеся колоссальным санкционным давлением, потребностью в стимулировании инвестиций и повышении финансовой устойчивости, требуют глубокого и всестороннего анализа действующих механизмов налогообложения банков. Проведение подобного исследования крайне важно для выработки эффективных решений, которые позволят банковскому сектору не только выстоять в условиях вызовов, но и стать драйвером роста.
Цель настоящей работы – провести исчерпывающее исследование теоретических и практических вопросов правового регулирования налогообложения банков в Российской Федерации. Мы детально рассмотрим особенности их налогообложения, выявим ключевые проблемы и противоречия в действующей системе, а также разработаем основные направления её совершенствования. Структура работы последовательно проведет читателя от фундаментальных принципов до конкретных предложений, охватывая каждый аспект этой сложной и многогранной темы.
Теоретические основы правового регулирования налогообложения банков в РФ
Основой любого правового регулирования является система принципов и нормативных актов. В отношении налогообложения банков эти основы складываются из общих положений налогового законодательства и специфических норм, регулирующих банковскую деятельность. Понимание этих фундаментальных элементов критически важно для анализа текущего состояния и перспектив развития налоговой системы в банковском секторе, поскольку оно позволяет увидеть, на чём зиждется вся конструкция, и оценить её прочность.
Актуальный правовой анализ системы пенсионного обеспечения РФ ...
... пенсионерами. Таким образом, мы заложили терминологический фундамент для всестороннего анализа, переходя к хронологическому исследованию развития пенсионного законодательства. Эволюция пенсионного ... главная цель заключалась в достижении долгосрочной финансовой сбалансированности пенсионной системы и повышении уровня пенсионного обеспечения граждан путем внедрения распределительно-накопительной ...
Принципы налоговой системы Российской Федерации
Налоговая система России, как и любая цивилизованная система, зиждется на определенных принципах, призванных обеспечить её справедливость, эффективность и прозрачность. Эти основополагающие начала, закрепленные в статье 3 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), являются краеугольным камнем правового регулирования налоговых отношений.
В первую очередь, это принцип законности: каждый обязан уплачивать законно установленные налоги и сборы. Никакой налог не может быть введен или отменен без соответствующего закона. Следом идет принцип всеобщности и равенства налогообложения, который означает, что каждый должен платить налоги в соответствии со своей фактической платежеспособностью, и не допускается дискриминационный характер налогов или установление дифференцированных ставок в зависимости от формы собственности, гражданства или иных несвязанных с налогообложением критериев.
Не менее важен принцип экономического обоснования и непроизвольности налогов, требующий, чтобы любое налоговое бремя имело под собой реальное экономическое основание и не носило произвольного характера. Это положение призвано защитить налогоплательщиков от чрезмерных или необоснованных фискальных изъятий. Также НК РФ закрепляет принцип определенности всех элементов налогообложения, что означает четкое и недвусмысленное определение налогоплательщиков, объекта налогообложения, налоговой базы, ставки, порядка и сроков уплаты, а также налоговых льгот.
И наконец, важнейший принцип толкования неустранимых сомнений, противоречий и неясностей законодательства в пользу налогоплательщика. Этот принцип служит мощным механизмом защиты прав и законных интересов субъектов налоговых отношений, обязывая налоговые органы интерпретировать неоднозначные нормы в пользу того, на кого возлагается налоговое бремя. Эти принципы формируют общее поле, в котором действует и банковское налогообложение, определяя рамки для формирования специфических норм, а также задают вектор для разрешения возможных спорных ситуаций между фискальными органами и кредитными организациями.
Законодательная база банковского и налогового регулирования
Правовое регулирование банковской деятельности в России представляет собой сложную систему, состоящую из актов различной юридической силы. На вершине этой иерархии стоит Конституция Российской Федерации, которая закрепляет основные принципы экономической свободы, защиты частной собственности и единой денежно-кредитной системы.
Ключевыми федеральными законами, непосредственно регулирующими банковскую деятельность, являются Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» и Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Эти законы определяют правовой статус банков, виды банковских операций, порядок их лицензирования, надзора и регулирования. Банковское законодательство включает в себя такие общие принципы, как неприкосновенность собственности, свобода экономического пространства для банковской деятельности, свобода договора, необходимость конкуренции, запрещение монополии, а также паритет интересов субъектов в банковском праве.
Анализ налоговой задолженности в Российской Федерации (2024-2025): ...
... для юридической и экономической оценки фискальной дисциплины. Недоимка — это базовое понятие, определенное в Статье 11 НК РФ как сумма налога ... сектор. Понятие и правовая квалификация налоговой задолженности и правонарушений Четкое понимание терминологии, закрепленной в Налоговом кодексе Российской Федерации (НК РФ), критически важно ...
В части налогообложения центральное место занимает Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ), который вступил в силу в 1999–2001 годах и является главным законодательным актом, регулирующим налоговую систему страны. НК РФ устанавливает перечень налогов и сборов, порядок их исчисления и уплаты, права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов.
Важное значение имеют также нормативные акты Центрального банка РФ, которые, хоть и не являются налоговыми законами, но существенно влияют на порядок формирования отдельных показателей, используемых для целей налогообложения (например, правила формирования резервов на возможные потери).
Таким образом, налоговое банковское законодательство представляет собой сложный конгломерат норм, частично отраженных как в банковских законах, так и в Налоговом кодексе, требующий от специалистов глубокого понимания обеих сфер, иначе невозможно эффективно ориентироваться в нюансах правоприменения и избежать налоговых рисков.
Особенности статуса банков в налоговой системе
Банки занимают особое, уникальное положение в налоговой системе, которое выходит за рамки простой роли обычного налогоплательщика. Их функции многогранны и включают в себя три ключевых аспекта:
- Самостоятельный налогоплательщик: Как и любая коммерческая организация, банк является налогоплательщиком по основным видам налогов – налогу на прибыль организаций, налогу на имущество, земельному и транспортному налогам, а также, с определенными особенностями, по НДС. Банки формируют собственную налоговую базу, исчисляют и уплачивают эти налоги в соответствии с общими и специальными нормами НК РФ.
- Посредник между государством и другими налогоплательщиками: Эта роль проявляется в кассовом исполнении налогового законодательства. Банки выступают в качестве расчетных посредников, выполняя поручения налогоплательщика, налогового агента или налогового органа по перечислению налогов и/или сборов в бюджетную систему государства. Они не вправе задерживать исполнение таких поручений при наличии достаточных денежных средств на счете, что закреплено, в частности, в статье 60 НК РФ. Более того, банки активно участвуют в фискальном контроле, регистрируя счета недоимщиков и предоставляя сведения о состоянии счетов предприятий в налоговые органы (статья 86 НК РФ).
- Налоговый агент: Согласно статье 24 НК РФ, налоговыми агентами признаются лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.
Банки являются налоговыми агентами, поскольку они выступают источником выплаты доходов физическим и юридическим лицам, например, по процентным доходам по вкладам (для физических лиц), дивидендам или при осуществлении операций с ценными бумагами в интересах клиентов. В этой роли банки обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать налог из выплачиваемых средств и перечислять его в бюджет. За неисполнение или ненадлежащее исполнение этих обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством РФ, включая штрафы и пени.
Такая многогранная роль подчеркивает критическую важность банков в обеспечении функционирования налоговой системы страны и обуславливает необходимость особого подхода к регулированию их налогообложения, ведь любые сбои в этом механизме напрямую влияют на наполняемость бюджета и стабильность всей фискальной системы.
Налогообложение операций с векселями в Российской Федерации: ...
... налогообложения. Это означает, что дисконтный вексель (проданный ниже номинала) и процентный вексель (проданный по номиналу с установленной процентной ставкой) подлежат одинаковому налоговому режиму в части признания дохода. ... от третьего лица (другой организации или банка), который приобретается с целью получения инвестиционного дохода (процентов или дисконта), квалифицируется в бухгалтерском учете ...
Специфика налогообложения банковского сектора в России
Налогообложение банков в России имеет ряд существенных особенностей, обусловленных спецификой их деятельности. В отличие от большинства коммерческих организаций, банки оперируют финансовыми инструментами, привлекают и размещают денежные средства, что накладывает отпечаток на формирование их доходов, расходов и, как следствие, налоговой базы по различным видам налогов. Понимание этих нюансов критически важно для любого, кто пытается разобраться в финансовой системе страны.
Налог на добавленную стоимость (НДС)
НДС является одним из основных косвенных налогов в российской налоговой системе со ставкой 20%. Однако в отношении банковской деятельности применяются особые правила. Банковские операции и оказание банковских услуг не подлежат обложению НДС на территории РФ в соответствии с подпунктом 3 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса РФ.
К числу таких освобождаемых от НДС операций относятся, например:
- Привлечение и размещение денежных средств во вклады (депозиты), включая начисление и выплату процентов.
- Открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.
- Осуществление переводов денежных средств.
- Кассовое обслуживание.
- Операции купли-продажи иностранной валюты, в том числе в безналичной форме.
- Выдача банковских гарантий, включая вознаграждения за их выдачу или аннулирование.
- Предоставление займов в драгоценных металлах.
Тем не менее, важно отметить, что не все операции банков освобождены от НДС. Исключения, подлежащие обложению НДС, включают:
- Инкассацию.
- Операции банков по реализации имущества (например, основных средств) и сделкам, объектом которых выступают материальные права.
- Оказание информационных и консалтинговых услуг.
- Оформление доверенностей на распоряжение счетом.
- Оформление карточек с образцами подписей.
- Операции банка по осуществлению функций агента валютного контроля.
Таким образом, несмотря на широкое освобождение от НДС для ключевых банковских операций, банкам необходимо тщательно разграничивать облагаемые и необлагаемые НДС операции, чтобы избежать налоговых рисков и корректно формировать налоговую отчетность, что является нетривиальной задачей в условиях постоянно меняющегося законодательства.
Налог на доходы физических лиц в Российской Федерации: комплексный ...
... кто стремится эффективно управлять своими финансами. Историческая эволюция и роль НДФЛ в формировании бюджета Налогообложение доходов физических лиц в России – это не изобретение последних десятилетий, а ... чем за аналогичный период 2024 года. Еще более впечатляющим является рост доходов федерального бюджета от НДФЛ, который за первый квартал 2025 года увеличился на 40% (или ...
Налог на прибыль организаций
Налог на прибыль организаций является одним из наиболее значимых фискальных платежей для банков. В настоящее время он уплачивается банками по ставке 20%. Однако с 1 января 2025 года планируется повышение этой ставки до 25%, что, безусловно, окажет существенное влияние на финансовый результат банковского сектора.
Особенности исчисления и уплаты налога на прибыль банками регулируются главой 25 части 2 Налогового кодекса РФ, в частности, статьями 290 и 291, которые устанавливают специфику определения доходов и расходов кредитных организаций.
Доходы банка для целей налогообложения прибыли классифицируются в зависимости от направления деятельности и могут быть разделены на пять основных групп:
- Доходы, связанные с кредитной деятельностью: проценты от размещения денежных средств, предоставления кредитов и займов, дисконт по векселям.
- Доходы по расчетно-кассовому обслуживанию: плата за открытие и ведение счетов, комиссионные вознаграждения за переводы, инкассацию, кассовое обслуживание.
- Доходы от операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями: положительная разница от переоценки, доходы от купли-продажи.
- Доходы от операций с ценными бумагами: доходы от реализации ценных бумаг, дивиденды, проценты по облигациям.
- Прочие доходы: доходы от сдачи имущества в аренду, положительные курсовые разницы (за исключением определенных случаев) и др.
Важно отметить, что некоторые суммы не включаются в доходы банка для целей налога на прибыль. К таким исключениям относятся, например:
- Суммы положительной переоценки средств в иностранной валюте, поступивших в оплату уставных капиталов банков.
- Страховые выплаты, полученные по договорам страхования заемщика или имущества, являющегося обеспечением обязательств заемщика (в пределах суммы непогашенной задолженности).
В отношении дивидендов действуют особые ставки:
- Для доходов, полученных российскими организациями в виде дивидендов, применяется ставка 0% при условии владения не менее 50% капитала в течение 365 дней, если выплачивающая дивиденды иностранная организация не находится в офшорной зоне.
- Дивиденды, выплачиваемые иностранным организациям, облагаются по ставке 15%, если иное не предусмотрено международными соглашениями об избежании двойного налогообложения.
Специфика формирования расходов банка также детально регулируется НК РФ. В частности, к расходам относятся проценты, уплаченные по привлеченным средствам, расходы на содержание аппарата, амортизация основных средств и прочие операционные издержки. Отдельного внимания заслуживает учет резервов, о чем будет сказано в разделе о проблемах налогообложения.
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
НДФЛ в отношении доходов физических лиц, полученных через банки, также имеет свои особенности. Банки выступают налоговыми агентами по НДФЛ в отношении доходов, выплачиваемых своим клиентам.
МДМ Банк: Глубокое Историческое Исследование Эволюции, Слияний ...
... за ведение ссудного счета. Хронология изменений условий автокредитования МДМ Банка: Год Основные условия Процентная ставка Первоначальный взнос Дополнительные особенности 2003 Начало автокредитования От ... взноса Возможность оформления кредита без первоначального взноса, снижение минимальной ставки. В 2006 году МДМ-Банк продемонстрировал амбициозные планы по секьюритизации портфеля автокредитов на ...
Общие ставки НДФЛ составляют:
- 13% для налоговых резидентов РФ.
- 30% для налоговых нерезидентов РФ.
С 1 января 2021 года были введены новые правила налогообложения процентных доходов по вкладам (остаткам на счетах) в банках РФ. Эти доходы облагаются НДФЛ по ставке 13% (или 15%, если совокупный процентный доход превышает 5 млн рублей за год).
Для нерезидентов РФ в отношении процентных доходов по вкладам применяется та же ставка — 13%.
Важным нововведением является необлагаемый лимит процентного дохода. Налоговая база по НДФЛ в отношении процентных доходов определяется налоговым органом как превышение суммы доходов, полученных налогоплательщиком в течение налогового периода, над необлагаемым процентным доходом. Необлагаемый доход рассчитывается по формуле:
Необлагаемый доход = 1 000 000 руб. × Ключевая ставка Банка России на 1 января налогового периода.
Налоговая база, таким образом, рассчитывается как:
Налоговая база = Сумма процентных доходов − Необлагаемый доход.
Следует отметить, что процентные доходы, полученные в 2021 и 2022 годах, не облагались НДФЛ в связи с временным мораторием, введенным для поддержки населения в условиях экономической нестабильности.
С 2025 года планируются дальнейшие изменения в налогообложении процентных доходов по вкладам. Для доходов свыше 210 тыс. рублей будет применяться ставка 13%, а при превышении 2,4 млн рублей — 15%. Эти изменения направлены на более прогрессивное налогообложение крупных процентных доходов, что, в свою очередь, может привести к перераспределению инвестиционных потоков физических лиц.
Иные налоги и сборы
Помимо НДС, налога на прибыль и НДФЛ, банки уплачивают и другие виды налогов и сборов, которые являются общими для большинства организаций, но имеют свои нюансы применительно к банковскому сектору:
- Налог на имущество организаций: уплачивается банками в отношении объектов основных средств, учитываемых на их балансе (здания, сооружения, оборудование).
Ставки и порядок расчета регулируются региональным законодательством.
- Земельный налог: взимается с земельных участков, находящихся в собственности банков. Ставки и порядок уп��аты устанавливаются нормативными актами муниципальных образований.
- Транспортный налог: уплачивается за транспортные средства, зарегистрированные на банк. Ставки зависят от мощности двигателя и региональной принадлежности.
- Обязательные страховые взносы: банки, как работодатели, уплачивают взносы на пенсионное, социальное и медицинское страхование за своих сотрудников. Размер этих взносов определяется в соответствии с действующим законодательством и составляет значительную часть фонда оплаты труда.
Таким образом, комплекс налоговых обязательств банков достаточно широк и требует глубокого понимания как общих налоговых норм, так и специфических правил, регулирующих банковскую деятельность, что создает определённые сложности для эффективного налогового планирования.
Формирование и развитие системы ипотечных банков в России: комплексный ...
... кредитования в России связывают с эпохой Просвещения и реформами Екатерины II. Переломным моментом стал 1754 год, когда в Санкт-Петербурге и Москве были открыты дворянские банки. Эти ... повышение доступности жилья для различных категорий граждан за счет предоставления льготных процентных ставок, которые значительно ниже рыночных. К таким мерам относятся: Субсидирование низкомаржинальных строительных ...
Актуальные проблемы и противоречия в налогообложении банков
Несмотря на достаточно развитую законодательную базу, система налогообложения банков в России сталкивается с рядом системных проблем и противоречий. Эти сложности возникают как из-за специфики банковской деятельности, так и из-за несовершенства отдельных норм и их интерпретации, что требует постоянного внимания со стороны регуляторов и законодателей.
Проблемы определения налоговой базы и учета резервов
Одной из наиболее острых и часто обсуждаемых проблем является затруднение при определении налоговой базы по НДС и налогу на прибыль. Это обусловлено уникальным характером банковской деятельности и спецификой бухгалтерского учета в кредитных организациях.
Особенно ярко эти трудности проявляются в вопросах учета резервов на возможные потери по ссудам (РВПС). Банки формируют эти резервы в соответствии с требованиями Банка России для покрытия потенциальных убытков по кредитам. Однако налоговое законодательство устанавливает свои правила для признания этих резервов в качестве расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль.
Ключевое противоречие заключается в расхождении интерпретации момента признания расходов на формирование РВПС между налоговыми органами и банками. Налоговые органы часто руководствуются подпунктом 2 пункта 7 статьи 272 НК РФ, устанавливающим дату начисления, тогда как банки ссылаются на статью 292 НК РФ, которая регулирует включение резервов в состав внереализационных расходов в течение отчетного периода. Более того, расходы в виде отчислений в РВПС, сформированные под «стандартную» задолженность, а также под векселя (за исключением учтенных банками векселей третьих лиц с протестом в неплатеже), не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль. Это создает парадоксальную ситуацию: банк обязан формировать резервы в соответствии с пруденциальными требованиями регулятора для обеспечения своей финансовой устойчивости, но не может в полной мере учесть эти расходы для целей налогообложения, что увеличивает его налоговую нагрузку и искажает реальную экономическую картину. Ведь в конечном итоге, не допуская полного налогового вычета, государство фактически снижает возможности банков по формированию адекватного запаса прочности, что не способствует стабильности финансовой системы в целом.
Нелегальный оборот и схемы ухода от налогов
Теневая экономика представляет собой серьезную угрозу для стабильности налоговой системы, включая поступления от банковского сектора. По данным РБК, объем нелегальных товаров на российском розничном рынке в 2023 году составил 4,9 трлн рублей, или 10,1% от всего рынка розничной торговли. Хотя прямые налоги от теневой экономики не поступают в бюджет, косвенно она влияет на налоговую базу банков через сокращение легальных операций и создание условий для налоговой оптимизации.
Одним из примеров такой оптимизации, которая может быть использована для ухода от налогов, является применение векселей. Исторически векселя использовались как инструмент для маскировки брокерских операций под расчеты для себя и за свой счет, а также для учета их по номиналу вместо цены приобретения. Хотя налоговые органы активно оспаривают такие схемы при наличии доказательств их использования исключительно для ухода от налогов, сам факт существования подобных механизмов указывает на наличие «дыр» в законодательстве или его правоприменении. Более того, как уже упоминалось, статья 292 НК РФ исключает из налогооблагаемых резервов те, что сформированы под векселя, создавая дополнительный стимул для их использования в целях налоговой оптимизации, что в конечном итоге уводит средства из легального оборота и снижает налоговые поступления.
Противоречия в нормативно-правовых актах и низкая доля налоговых поступлений
В российском налоговом законодательстве для кредитных организаций остаются неразрешенные и противоречивые аспекты. Например, наблюдаются различия в нормативных актах, регулирующих наложение штрафных санкций за нарушения банками требований Центрального банка РФ. Статья 15.26 КоАП РФ предусматривает административные штрафы от 10 000 до 50 000 рублей за нарушение нормативов ЦБ, в то время как за неисполнение банком решений налогового органа (статья 134 НК РФ) или неуплату налога (статья 123 НК РФ) предусмотрены штрафы в размере 20% от суммы, а также пени, которые могут быть значительно выше. Такое расхождение в подходах к ответственности за различные виды нарушений может создавать дисбаланс и неэффективность в системе контроля, не стимулируя банки к строгому соблюдению всех регуляторных требований.
Ещё одной системной проблемой является относительно низкая доля налоговых поступлений в бюджет от банковского сектора по сравнению с другими отраслями. В 2024 году, по данным ФНС, в консолидированный бюджет РФ поступило 8,1 трлн рублей налога на прибыль и 8,4 трлн рублей НДФЛ. Для сравнения, поступления НДПИ составили 12,6 трлн рублей. Налоги от ресурсных отраслей (нефтегаз) формируют около 29% всех налоговых доходов федерального бюджета. В то же время, банки в основном освобождены от НДС, который составляет 21-24% всех налоговых поступлений в России. Это указывает на то, что, несмотря на свою значимость, банковский сектор вносит относительно меньший вклад в общий объем налоговых доходов по сравнению с ресурсными отраслями, что вызывает вопросы о справедливости и эффективности действующей налоговой модели, и, возможно, требует пересмотра фискальной стратегии в отношении финансового сектора.
Проблемы капитализации банковской системы
Низкая капитализация российских банков и банковской системы в целом является хронической проблемой, которую Банк России активно пытается решить административными методами, повышая требования к минимальному размеру собственных средств банков. Несмотря на установленный норматив достаточности собственных средств (Н1.0) на уровне 8.0%, по итогам 2024 года адекватность основного и совокупного капитала для банковского сектора снизилась до 10.3% и 12.5% соответственно, по сравнению с 12% и 14.3% на конец 2022 года.
По оценкам АКРА, к началу 2025 года шести из 11 системно значимых банков потребуется нарастить капитал, так как средние значения их нормативов Н1.2 и Н1.0 составляли 8.4% и 10.3% соответственно. Это свидетельствует о сохраняющемся давлении на капитал банков и необходимости его укрепления. Проблемы капитализации напрямую влияют на способность банков осуществлять кредитование реального сектора экономики и поддерживать финансовую стабильность в целом. Налоговая политика должна учитывать эти факторы, стимулируя реинвестирование прибыли в капитал, а не наоборот, иначе возникает риск ослабления финансовой системы в долгосрочной перспективе.
Влияние экономических условий и изменений законодательства на банковский сектор
Современный российский банковский сектор функционирует в условиях беспрецедентной турбулентности, обусловленной как глобальными экономическими вызовами, так и спецификой национальных процессов. Эти условия, в сочетании с динамично меняющимся налоговым законодательством, оказывают прямое и зачастую драматическое влияние на налоговую нагрузку и финансовую устойчивость банков.
Изменения в налоге на прибыль и дискуссии о сверхприбыли
Одним из наиболее значимых и обсуждаемых изменений является повышение ставки налога на прибыль организаций. Летом 2024 года были приняты поправки в Налоговый кодекс РФ, предусматривающие повышение ставки налога на прибыль организаций до 25% со следующего, 2025 года. Это изменение будет применяться и к банковскому сектору, что, безусловно, приведет к увеличению его налоговой нагрузки.
Одновременно с этим, в Госдуму был внесен законопроект о разовом налоге на сверхприбыль банков за 2023–2024 годы, предлагающий ставку в 10%. Законопроект № 1019794-8 «О налоге на сверхприбыль банков» был внесен около 18-19 сентября 2025 года, предполагая уплату налога до 28 января 2026 года и подачу декларации до 25 января 2026 года. Сверхприбыль для целей этого налога предлагается определять как превышение средней арифметической величины прибыли за 2023 и 2024 годы над средней арифметической величиной прибыли за 2022 и 2021 годы. Следует отметить, что чистая прибыль российских банков составила 3,3 трлн рублей по итогам 2023 года и 3,8 трлн рублей в 2024 году, что свидетельствует о восстановлении сектора после кризисных явлений. Однако Минфин России выступил против введения разового налога, ссылаясь на уже запланированное повышение ставки налога на прибыль организаций до 25%. Это демонстрирует дилемму между необходимостью пополнения бюджета и риском создания чрезмерной нагрузки на ключевой сектор экономики, способной подорвать его устойчивость: ведь дополнительное налоговое бремя может замедлить темпы восстановления и ограничить возможности банков по кредитованию экономики.
Другие налоговые новации
Помимо изменения ставки налога на прибыль, банковский сектор столкнется с другими налоговыми новациями:
- Повышение ставки НДС: С 1 января 2026 года планируется повышение ставки НДС с 20% до 22%. Хотя большинство банковских операций освобождены от НДС, это изменение повлияет на стоимость приобретаемых банками товаров и услуг, а также на отдельные облагаемые НДС операции (например, инкассацию), увеличивая их издержки.
- Изменение порядка освобождения от НДФЛ по давности владения: С 1 января 2025 года изменяется порядок освобождения от НДФЛ дохода от продажи долей или акций российских юридических лиц, находившихся в собственности более пяти лет. Теперь льгота будет применяться только к сумме налоговой базы, не превышающей 50 млн рублей за налоговый период. Сумма превышения будет облагаться по ставке 13% для резидентов и 30% для нерезидентов. Это изменение, хоть и напрямую не затрагивающее основные операции банков, может повлиять на инвестиционную активность их клиентов и, косвенно, на спрос на брокерские и доверительные услуги банков.
Санкционное давление и финансовая устойчивость
Российский банковский сектор на протяжении последних лет подвергается колоссальному санкционному давлению, что требует от него быстрой адаптации к меняющимся условиям. В период 2014-2016 годов Центробанк отзывал до 90 лицензий в год, а в 2017-2019 годах – около 45. В 2021 году было отозвано 26 лицензий. В 2022 году количество отозванных лицензий сократилось до двух, а в 2023 году было аннулировано три лицензии, что является минимальным значением. Однако в 2024 году было аннулировано 7 банковских лицензий и 1 лицензия РНКО, что говорит о продолжении работы по очистке сектора.
Санкционное давление сохраняется, о чем свидетельствует, например, попадание Московской Биржи под санкции США в июне 2024 года и ряда кредитных организаций в ноябре 2024 года. Эти внешние шоки требуют от Банка России активных мер по поддержанию финансовой устойчивости. С 1 февраля 2025 года Банк России установил антициклическую надбавку к нормативам достаточности капитала в размере 0,25% от активов, взвешенных по риску, с повышением до 0,5% с 1 июля 2025 года. Эта мера направлена на создание дополнительного буфера капитала, который может быть использован в периоды стресса. Кроме того, для системно значимых кредитных организаций является обязательной разработка планов восстановления финансовой устойчивости (ПВФУ), которые призваны обеспечить стабилизацию финансового состояния в стресс-сценариях, и это становится критически важным инструментом для поддержания стабильности всей системы.
Риски в условиях высоких процентных ставок и концентрации капитала
В условиях высоких процентных ставок, которые наблюдаются в российской экономике, банки могут столкнуться с трансформацией процентного риска заемщика в кредитный риск. Банк России в своих обзорах финансовой стабильности прямо указывает на это. Существенная доля корпоративных кредитов имеет плавающие ставки (65% по состоянию на 01.04.2025), и банкам необходимо тщательно оценивать платежеспособность заемщиков в условиях длительного сохранения высоких ставок. Увеличение кредитного риска может привести к росту просроченной задолженности и, как следствие, к необходимости формирования дополнительных резервов, что негативно скажется на прибыли и капитале банков.
Ещё одной уязвимостью российского финансового сектора является концентрация капитала банков на крупнейших компаниях. Доля десяти крупнейших российских банков по объему активов впервые превысила 80% от совокупных активов банковского сектора в первом полугодии 2025 года, достигнув 80,9% (прогнозируется до 81,5% к концу 2025 года).
Концентрация кредитных рисков в топ-10 банках достигла рекордного уровня, при этом норматив максимального размера крупных кредитных рисков (Н7) составил 316%. Банк России планирует ввести «оранжевую зону» (25-40%) для нормативов концентрации (Н6 и Н21 с 2026 года, Н30 с 2029 года).
Такая высокая концентрация создает системные риски: проблемы у одной крупной компании или одного крупного банка могут иметь каскадный эффект на всю систему. Влияние этих рисков на налоговую базу и устойчивость банковского сектора требует постоянного мониторинга и адекватного регулирования, иначе под угрозой может оказаться вся финансовая стабильность.
Направления совершенствования налогообложения банков в России
Учитывая выявленные проблемы и динамично меняющиеся экономические условия, совершенствование налогообложения банков в России становится не просто желательным, но жизненно необходимым для обеспечения стабильности и развития финансового сектора. Предложения по улучшению должны быть комплексными, охватывая как регуляторные, так и стимулирующие меры.
Дифференцированный подход и стимулирование инвестиций
Одним из наиболее перспективных направлений является введение дифференцированного подхода к налогообложению коммерческих банков. Современная налоговая система часто унифицирована, что не всегда учитывает специфику и социальную значимость различных видов банковской деятельности. Академические исследования активно поддерживают идею дифференцированного налогообложения, предлагая изменение налоговых ставок, методов налогообложения, внедрение льгот и упрощение системы.
Например, целесообразно рассмотреть применение более низкой ставки налога на прибыль для банков, которые систематически направляют значительную часть своей прибыли на:
- Увеличение собственного капитала. Это напрямую способствует повышению финансовой устойчивости и надежности банков, снижая системные риски.
- Кредитование реального сектора экономики. Стимулирование долгосрочного кредитования приоритетных отраслей экономики (например, обрабатывающей промышленности, сельского хозяйства, высокотехнологичных производств) поможет обеспечить экономический рост и диверсификацию.
- Развитие деятельности за рубежом. Поддержка экспансии российских банков на международные рынки может способствовать укреплению внешнеэкономических связей и продвижению национальных интересов.
Такой дифференцированный подход позволит не только увеличить налоговые поступления в долгосрочной перспективе за счет роста здорового банковского сектора, но и переориентировать деятельность банков в нужное для экономики русло, создавая прозрачные и предсказуемые условия для развития.
Устранение противоречий и уточнение налоговой базы
Критически важным является устранение существующих противоречий в налоговом законодательстве и совершенствование системы ответственности банков. Как было отмечено ранее, наиболее острые вопросы возникают в части учета резервов на возможные потери по ссудам (РВПС).
Необходимо законодательно закрепить, что в состав резервов, принимаемых в расчет налогооблагаемой базы по налогу на прибыль у кредитных организаций, должны включаться все резервы, сформированные в соответствии с нормативными актами Банка России под риски, вызванные добросовестными операциями и сделками. Это предложение направлено на устранение существующих разногласий между банками и налоговыми органами, которые часто приводят к судебным спорам. Обеспечение полного соответствия налогового учета пруденциальным требованиям Банка России позволит банкам более адекватно отражать свои финансовые результаты и снизит необоснованную налоговую нагрузку, повышая прозрачность и предсказуемость налогообложения. Это также минимизирует риски злоупот��еблений и повысит эффективность надзорной деятельности, что, в конечном итоге, укрепит доверие к банковской системе.
Налоговое регулирование и стимулирование инвестиций
Совершенствование налогообложения банков может также включать законодательное разрешение оказания услуг, которые позволяют инвесторам сокращать свои личные подоходные налоги. Это достигается, например, через предложение финансовых продуктов, доход по которым полностью или частично освобожден от налогообложения. Примеры таких продуктов, успешно применяемых в зарубежной практике:
- Пенсионные сберегательные счета. Стимулирование долгосрочных накоплений граждан через налоговые льготы по пенсионным продуктам не только способствует формированию стабильного источника инвестиций для банков, но и решает важную социальную задачу по обеспечению достойной старости.
- Полисы страхования жизни. Доходы от инвестиционных полисов страхования жизни также могут быть частично или полностью освобождены от НДФЛ, что делает их более привлекательными для населения и способствует развитию страхового рынка, который тесно связан с банковским.
Внедрение подобных механизмов в российскую практику способно стимулировать приток долгосрочных инвестиций в экономику, повысить финансовую грамотность населения и предложить банкам новые направления развития бизнеса, что, безусловно, усилит их роль в экономическом росте.
Развитие финансовой инфраструктуры
Несмотря на то, что это не является прямым налоговым регулированием, развитие национальной финансовой инфраструктуры, созданной Центральным банком, играет ключевую роль в косвенном совершенствовании налогообложения. Такие инициативы, как Система быстрых платежей (СБП), направлены на минимизацию внешних рисков и вызовов, снижение транзакционных издержек в экономике и развитие конкуренции на финансовом рынке.
СБП, запущенная в 2019 году, демонстрирует значительный рост: в I квартале 2024 года через неё проведено 2,5 млрд операций на сумму 10,5 трлн рублей, что вдвое превышает показатели за аналогичный период 2023 года. Среднее количество операций в сутки составило 28 млн. Удешевление и ускорение платежей, повышение прозрачности финансовых потоков через СБП, в конечном итоге, способствуют снижению операционных расходов банков, что может положительно сказаться на их финансовом результате и, как следствие, на налогооблагаемой базе. Кроме того, повышение прозрачности транзакций в рамках СБП потенциально способствует снижению масштабов теневой экономики, увеличивая собираемость налогов в целом. Разве не это является одной из стратегических целей государства?
Зарубежный опыт налогообложения банков и возможности его адаптации
Изучение зарубежного опыта налогообложения банков является ценным источником идей для совершенствования российской системы. Хотя прямая калька невозможна из-за различий в экономических и правовых системах, анализ успешных практик и их последствий позволяет выделить наиболее эффективные подходы.
Сравнительный анализ налоговых систем
При сравнении налогообложения банков в РФ с мировой практикой можно обнаружить как общие черты, так и существенные различия. В целом, доминирующая в мировой практике модель построения налоговых систем не предполагает специального режима обложения финансовых институтов, однако при этом существенного уточнения требует определение налоговой базы, особенно в части подоходных налогов и налогов на потребление.
Рассмотрим примеры:
- Соединенные Штаты Америки (США): Налогообложение банков в США осуществляется по общим правилам налогообложения корпораций. Федеральная ставка корпоративного налога на прибыль в США составляет 21% с 1 января 2018 года. Помимо этого, штаты могут взимать свои корпоративные налоги, варьирующиеся от 0% до более 11-15%. Примечательно, что американские банки, в отличие от российских, не уплачивают НДС, что является значительным отличием. Основным источником консолидированного бюджета США являются налоги с физических лиц (порядка 33% всех налоговых поступлений), налоги на производство, импорт и социальные налоги (от 16 до 20% каждая группа), а налоги на прибыль корпораций составляют около 9%. Несмотря на то, что прямое сопоставление общего налогового бремени банков разных стран затруднено, отдельные исследования указывают на то, что налоговое бремя российских кредитных организаций ниже, чем у американских коммерческих банков, особенно учитывая отсутствие НДС на большинство банковских операций в РФ и текущие ставки налога на прибыль.
- Германия: В Германии банковские налоги включают корпоративный и личный налоги на доходы от финансовых активов. Корпоративный налог на прибыль взимается по единой ставке 15%, к которой добавляется надбавка солидарности в размере 5,5% от суммы налога, что дает совокупную федеральную ставку около 15,825%. Также взимается местный торговый налог, ставка которого варьируется в зависимости от муниципалитета, и общая эффективная ставка корпоративного налогообложения (включая торговый налог) составляет примерно 30-33%. На доходы физических лиц от финансовых активов (например, дивиденды, проценты, прибыль от продажи акций) взимается окончательный налог (Abgeltungsteuer) в размере 25% плюс 5,5% надбавка солидарности. Общий уровень налогообложения в Европе выше, чем в США; удельный вес обязательных отчислений по отношению к ВВП превышает 40% во Франции, Австрии, Дании, Бельгии, Нидерландах, Швеции, и составляет 37-38% в Германии.
| Сравнительные характеристики налогообложения банков | Россия (2025 г.) | США (федеральный) | Германия (федеральный) |
|---|---|---|---|
| Налог на прибыль организаций | 25% | 21% | 15% (+5,5% надбавка солидарности = 15,825%) |
| НДС на банковские операции | Освобождены (кроме исключений) | Отсутствует | Облагаются (22% с 2026 г. для РФ) |
| НДФЛ на процентные доходы (базовая ставка) | 13% (с необлагаемым лимитом) | Варьируется (зависит от общего дохода) | 25% (+5,5% надбавка солидарности) |
| Доля корпоративного налога в бюджете | Н/Д (но ниже ресурсных отраслей) | ~9% | Н/Д (часть общих налогов) |
| Перенос убытков | Ограничения | Неограниченный перенос на будущее (с лимитом 80% дохода) | Неограниченный перенос на будущее (с лимитом 60% дохода свыше 1 млн евро), на предыдущий год (до 1 млн евро) |
Механизмы переноса убытков и налоговые стимулы
В зарубежной практике большое внимание уделяется налоговому регулированию и стимулированию банковской деятельности. Одним из таких механизмов является перенос убытков на последующие налоговые периоды (loss carryforward). В европейских странах такие механизмы широко используются: из 35 проанализированных стран 20 разрешают неограниченный перенос убытков на будущие периоды, а некоторые устанавливают лимит в пять лет (например, Болгария, Чехия, Венгрия).
Перенос убытков на предыдущие периоды (loss carryback) менее распространен, но также применяется (например, в Германии — на один предыдущий год с лимитами).
В США также возможен неограниченный перенос убытков на будущие периоды, но вычет ограничен 80% налогооблагаемого дохода. Адаптация подобных механизмов в России могла бы значительно улучшить финансовую стабильность банков, позволяя им сглаживать налоговую нагрузку в периоды экономических спадов и стимулируя инвестиции в долгосрочные проекты, что, несомненно, пошло бы на пользу всей экономике.
Кроме того, зарубежный опыт показывает эффективность налоговых стимулов для инвесторов через предложение финансовых продуктов, доход от которых полностью или частично освобожден от налогообложения. Примеры таких продуктов, которые могли бы быть адаптированы для российской практики, включают:
- Пенсионные сберегательные счета: стимулирование долгосрочных накоплений через налоговые вычеты или освобождение от налогообложения инвестиционного дохода.
- Полисы страхования жизни: аналогичные льготы, повышающие привлекательность инвестиций в страховые продукты.
Эти меры не только стимулируют частные инвестиции, но и формируют устойчивую базу долгосрочных ресурсов для банковского сектора, что способствует его укреплению.
Опыт налогообложения сверхприбыли
Дискуссии о введении налога на сверхприбыль банков в России имеют свои параллели в мировой практике. Некоторые страны, такие как Италия, Чехия, Венгрия и Литва, уже применяют или рассматривают механизмы налогообложения сверхприбыли банков.
- Италия: Введение налога на сверхприбыль банков по ставке 40% в Италии привело к потере более 10 млрд евро капитализации кредитных организаций на следующий день после объявления. Этот пример демонстрирует, что подобные меры, хоть и могут показаться привлекательными для пополнения бюджета, сопряжены с высокими рисками для финансового рынка и могут привести к нежелательным последствиям, таким как снижение инвестиционной привлекательности и капитализации банков.
Таким образом, при рассмотрении адаптации зарубежного опыта, необходимо тщательно взвешивать потенциальные выгоды и риски. Механизмы переноса убытков и налоговые стимулы для долгосрочных инвестиций представляются более конструктивными и менее рискованными, чем односторонние меры по изъятию «сверхприбыли», которые могут создать непредсказуемые последствия для всей финансовой системы.
Роль банков как налоговых агентов и посредников
Помимо собственной налоговой нагрузки, банки встроены в налоговую систему государства через выполнение критически важных функций налоговых агентов и расчетных посредников. Эта роль не только увеличивает их административную нагрузку, но и накладывает на них серьезную ответственность за своевременность и корректность расчетов с бюджетом.
Согласно статье 24 Налогового кодекса РФ, налоговыми агентами признаются лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации. Банки выступают налоговыми агентами в широком спектре ситуаций, поскольку они являются источником выплаты доходов различным плательщикам. Наиболее яркие примеры:
- НДФЛ с процентных доходов по вкладам физических лиц. С 2021 года банки обязаны исчислять, удерживать и перечислять НДФЛ с процентных доходов по вкладам, превышающим установленный необлагаемый лимит.
- НДФЛ с доходов по операциям с ценными бумагами. Если банк выступает брокером и осуществляет операции с ценными бумагами или финансовыми инструментами срочных сделок в интересах физического лица, он признается налоговым агентом по НДФЛ в отношении доходов, полученных клиентом.
- НДФЛ с выплат сотрудникам. Как и любой работодатель, банк является налоговым агентом по НДФЛ в отношении заработной платы и других выплат своим работникам.
- Налог на прибыль с дивидендов. В определенных случаях, при выплате дивидендов, банки могут выступать налоговыми агентами по налогу на прибыль.
Обязанности налогового агента включают в себя:
- Правильное и своевременное исчисление налога.
- Удержание налога из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщику.
- Перечисление налога в бюджет в установленные сроки.
- Сообщение налоговому органу о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством РФ. Это включает в себя:
- Штрафы по статье 123 НК РФ: 20% от суммы налога, не удержанной и (или) не перечисленной в установленный срок.
- Пени по статье 75 НК РФ: рассчитываются за каждый календарный день просрочки исходя из ставки рефинансирования Банка России.
- Административную ответственность по статье 15.11 КоАП РФ (за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления отчетности), которая может привести к штрафам для должностных лиц от 5 000 до 20 000 рублей или дисквалификации.
Помимо функции налогового агента, банки являются расчетными посредниками в системе налоговых отношений. Они обязаны исполнять поручения на перечисление налогов, сборов, страховых взносов, и не вправе задерживать исполнение поручения налогоплательщика или налогового органа при наличии достаточных денежных средств на счете. Эта обязанность банков регулируется, в частности, статьей 60 Налогового кодекса РФ.
Банки также участвуют в кассовом исполнении налогового законодательства, выступая в роли агентов фискального контроля. Они:
- Регистрируют счета недоимщиков.
- Осуществляют расчетные операции по перечислению налоговых и прочих обязательных платежей клиентов в бюджет.
- Предоставляют сведения о состоянии счетов предприятий в налоговые органы.
- Регулируют порядок осуществления налогового контроля, что закреплено в статье 86 НК РФ.
Таким образом, роль банков как налоговых агентов и посредников выходит далеко за рамки простого выполнения клиентских поручений. Они являются неотъемлемой частью фискальной системы, обеспечивая сбор и движение налоговых платежей, а также выступая инструментом налогового контроля. Это накладывает на них дополнительные требования к точности, своевременности и соблюдению законодательства, подчеркивая их стратегическое значение для государства.
Заключение
Исследование правового регулирования и совершенствования налогообложения банков в современных экономических условиях России выявило сложную картину, где стратегическая значимость банковского сектора для экономики переплетается с множеством фискальных вызовов и проблем.
Банки в России занимают уникальное положение, выступая одновременно как самостоятельные налогоплательщики, ответственные налоговые агенты и ключевые посредники в системе государственных расчетов. Их налогообложение регулируется комплексной системой законодательных актов, включающих Налоговый кодекс РФ, федеральные законы «О банках и банковской деятельности», «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», а также многочисленные нормативные акты Банка России. Эти основы, базирующиеся на принципах законности, равенства и определенности, формируют каркас, внутри которого происходит налоговое взаимодействие.
Детальный анализ специфики налогов, уплачиваемых банками, показал, что, несмотря на освобождение большинства банковских операций от НДС, существуют нюансы в обложении информационных, консалтинговых услуг и инкассации. Налог на прибыль организаций, с предстоящим повышением ставки до 25%, требует особого внимания к особенностям определения доходов и расходов, в частности, к учету резервов на возможные потери по ссудам. Новые правила НДФЛ в отношении процентных доходов по вкладам с необлагаемым лимитом и грядущими изменениями 2025 года также существенно влияют на финансовые потоки.
Однако, несмотря на наличие нормативной базы, система сталкивается с серьезными проблемами. Наиболее острые из них – это противоречия в определении налоговой базы, особенно в части расхождений в учете резервов на возможные потери по ссудам между налоговыми органами и банками, а также наличие схем ухода от налогов, в том числе с использованием векселей. Проблема низкой доли налоговых поступлений от банковского сектора по сравнению с другими отраслями и не всегда соразмерные штрафные санкции также требуют пристального внимания. Низкая капитализация и высокая концентрация капитала на крупнейших игроках создают дополнительные риски для стабильности системы.
Современные экономические условия, характеризующиеся колоссальным санкционным давлением и активными мерами Банка России по повышению устойчивости (антициклическая надбавка, планы восстановления финансовой устойчивости), требуют быстрой адаптации налоговой политики. Последние изменения в законодательстве, такие как повышение налога на прибыль и дискуссии о разовом налоге на сверхприбыль, а также новации в НДС и НДФЛ, оказывают непосредственное влияние на налоговую нагрузку и финансовое состояние банков. Риски трансформации процентного риска в кредитный на фоне высоких ставок, а также уязвимости, связанные с валютным рынком, добавляют сложности в эту картину.
В свете выявленных проблем и вызовов, представляется необходимым реализовать комплексный подход к совершенствованию налогообложения банков. Основные направления включают:
- Введение дифференцированного подхода к налогообложению коммерческих банков, предусматривающего снижение ставки налога на прибыль для тех, кто систематически инвестирует её в увеличение капитала, кредитование реального сектора экономики или развитие зарубежной деятельности. Это станет мощным стимулом для укрепления финансовой устойчивости и поддержки экономического роста.
- Устранение существующих противоречий в налоговом законодательстве, прежде всего, путем полного включения всех резервов, сформированных в соответствии с нормативными актами Банка России под добросовестные операции, в расчет налогооблагаемой базы по налогу на прибыль. Это повысит прозрачность, предсказуемость и справедливость налогообложения.
- Развитие налогового регулирования для стимулирования инвестиций, включая законодательное разрешение оказания услуг, позволяющих инвесторам сокращать личные подоходные налоги через финансовые продукты с налоговыми льготами, такие как пенсионные сберегательные счета и полисы страхования жизни.
- Продолжение развития национальной финансовой инфраструктуры, такой как Система быстрых платежей, для снижения транзакционных издержек, повышения конкуренции и прозрачности финансовых потоков, что косвенно будет способствовать росту налоговых поступлений.
Изучение зарубежного опыта, в частности, механизмов переноса убытков, применяемых в европейских странах, и налоговых стимулов для инвесторов, демонстрирует их эффективность и возможности адаптации для российской практики. При этом опыт стран, вводивших налог на сверхприбыль банков, предостерегает от поспешных и непродуманных решений, способных негативно сказаться на капитализации и устойчивости сектора.
Таким образом, совершенствование налогообложения банков в России должно быть направлено на создание сбалансированной, предсказуемой и стимулирующей среды, которая позволит банковскому сектору эффективно выполнять свои функции, способствуя устойчивому развитию национальной экономики в условиях постоянно меняющихся вызовов.
Список использованной литературы
- Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 28.06.2021) // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3824.
- Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 02.07.2021) // Собрание законодательства РФ. 2000. № 32. Ст. 3340.
- Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 (ред. от 02.07.2021) «О банках и банковской деятельности» // Собрание законодательства РФ. 1996. № 6. Ст. 492.
- Особенности налогообложения кредитных организаций // КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-nalogooblozheniya-kreditnyh-organizatsiy
- Особенности налогообложения банков в Российской Федерации // КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-nalogooblozheniya-bankov-v-rossiyskoy-federatsii
- НК РФ Статья 290. Особенности определения доходов банков // КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/8a4422e1713e536130009c9135a5078508e312c1/
- Статья 290. Особенности определения доходов банков // Документы системы ГАРАНТ. URL: https://base.garant.ru/10106297/42f9a2e6e3c1556816a13d7890623d30/
- Особенности определения налоговой базы при получении доходов в виде процентов по вкладам в банках // ФНС России. URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77/news/tax_doc_news/10103756/
- Особенности правового регулирования налогообложения кредитных организаций (банков) // КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-pravovogo-regulirovaniya-nalogooblozheniya-kreditnyh-organizatsiy-bankov
- Статья 2. Банковская система Российской Федерации и правовое регулирование банковской деятельности // КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5842/7e3248386c9f707f1d43a7590d96d74ce35850e0/
- РОЛЬ И МЕСТО БАНКОВ В СИСТЕМЕ НАЛОГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ // КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-i-mesto-bankov-v-sisteme-nalogovyh-otnosheniy
- Депутаты предлагают ввести разовый налог на сверхприбыль для банков в размере 10% // Новости — ГАРАНТ. URL: https://www.garant.ru/news/1628795/
- НК РФ Статья 60. Обязанности банков по исполнению поручений на перечисление налогов, сборов, страховых взносов // КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/1bf0f11181057e625a242f36f1839e08eb6750ae/
- Кто это, обязанности налогового агента // Банки.ру. URL: https://www.banki.ru/wikibank/nalogovy_agent/
- В Госдуме предлагают ввести разовый налог на сверхприбыль банков. URL: https://finance.rambler.ru/money/51253509/?utm_content=finance_media&utm_medium=read_more&utm_source=copylink
- НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ БАНКОВ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ // Студенческий научный форум. URL: https://scienceforum.ru/2016/article/2016024419
- Некоторые аспекты зарубежного опыта налогообложения банков // Статья в журнале. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-aspekty-zarubezhnogo-opyta-nalogooblozheniya-bankov
- СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ БАНКОВ: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ // КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvovanie-nalogooblozheniya-bankov-zarubezhnyy-opyt
- Проблемы налогообложения банков // КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-nalogooblozheniya-bankov
- СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ БАНКОВ // Вестник Алтайской академии экономики и права. URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=1294
- Обзор финансовой стабильности // Банк России. URL: https://www.cbr.ru/Content/Document/File/120286/2021-07_obs.pdf
- Проблемы налогообложения банковского сектора и пути их решения // EconPapers. URL: https://ideas.repec.org/a/vrs/vestnk/vy2021n4p102-110.html
- СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ БАНКОВСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ: СОСТОЯНИЕ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ // КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-nalogooblozheniya-bankovskih-organizatsiy-sostoyanie-i-puti-povysheniya-effektivnosti
- Финансовая устойчивость банковской системы России в условиях внешних шоков // КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/finansovaya-ustoychivost-bankovskoy-sistemy-rossii-v-usloviyah-vneshnih-shokov
- Обзор финансовой стабильности // Банк России. URL: https://cbr.ru/analytics/fin_stab/overview/
- НК РФ Статья 24. Налоговые агенты // КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/1c93a1059b860b73c4f7467614e54366a505b82c/
- Минфин выступил против налога на сверхприбыль банков // Ведомости. URL: https://www.vedomosti.ru/finance/articles/2023/07/20/986161-minfin-vistupil-protiv-naloga-na-sverhpribil-bankov
- О вопросе исполнения банком функций налогового агента по уплате НДФЛ при заключении брокерского договора с физическим лицом от 15 июня 2015 // docs.cntd.ru. URL: https://docs.cntd.ru/document/420280451
- Статья 86. Обязанности банков, оператора платформы цифрового рубля, связанные с осуществлением налогового контроля // Документы системы ГАРАНТ. URL: https://base.garant.ru/10106297/c2557e4e892d774a055d045d17911e3b/
- УДК 336.201.1 ПРОБЛЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ И ПУТИ ИХ РЕШЕ. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/udk-336-201-1-problemy-nalogooblozheniya-kommercheskih-bankov-i-puti-ih-reshe
- Зарубежный опыт налогообложения коммерческих банков // КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zarubezhnyy-opyt-nalogooblozheniya-kommercheskih-bankov
- Совершенствование налогообложения коммерческих банков как фактор развития банковского дела в России // КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvovanie-nalogooblozheniya-kommercheskih-bankov-kak-faktor-razvitiya-bankovskogo-dela-v-rossii
- В России хотят ввести налог на сверхприбыль банков // ИА «Финмаркет» — Finmarket.ru. URL: https://www.finmarket.ru/news/6007204
- НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РФ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ БАНКОВ. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nalogovaya-sistema-rf-i-nalogooblozhenie-bankov
- Статья 24. Обеспечение финансовой надежности кредитной организации, филиала иностранного банка // КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5842/b43d2c88d8b9f2e30d95d11822453e970a1a0134/
- Налоговый дайджест за сентябрь: повышение НДС, «убийство» упрощенки и отмена IT-льгот // Право.ру. URL: https://pravo.ru/review/view/256086/
- Не только НДС: какие налоговые новации предложили власти вместе с новым бюджетом // Forbes.ru. URL: https://www.forbes.ru/finansy/502120-ne-tol-ko-nds-kakie-nalogovye-novacii-predlozili-vlasti-vmeste-s-novym-budzetom
- Банки и инновации: о чем говорила Набиуллина на Финополисе // Финансы Mail. URL: https://finance.mail.ru/2023-11-09/banki-i-innovatsii-o-chem-govorila-nabiullina-na-finopolise-51543884/