Мировая практика свидетельствует о широком использовании государством долговой политики для финансирования бюджетных расходов. Следовательно, государственный долг — нормальное явление в финансовой экономике любого супружеского государства.
Причина возникновения государственного долга — проводимая государством политика, не гарантирующая баланса между доходами и расходами государства.
С экономической точки зрения государственный долг представляет собой задолженность государственных органов как результат формирования дополнительных ресурсов государства, направленных на разрешение противоречий между экономическими и социальными потребностями общества на основе займов денежных средств у частных лиц, институтов негосударственного сектора и иностранных государств.
С материальной точки зрения государственный долг — это общая сумма государственного долга по непогашенным долговым обязательствам и невыплаченные проценты по ним.
Специфика долговых отношений, которые складываются в процессе привлечения, размещения государством дополнительных финансовых ресурсов физических лиц и организаций на принципах добровольности, срочности, возвратности и возмездности для покрытия дефицита бюджета, а также отношения по погашению государственных долговых обязательств заключается в том, что государство в этих отношениях всегда выступает в роли заемщика (должника) и / или гаранта.
Правительства часто управляют крупными портфелями валютных резервов, и их бюджетная позиция часто подвержена значительным условным обязательствам и последствиям плохо управляемых балансов частного сектора. Поэтому при любых финансовых кризисах, как порожденных внутренними проблемами банковского сектора страны, так и привнесенных извне в результате распространения мирового финансового кризиса, обоснованная политика управления государственным долгом, наряду с надежной макроэкономической политикой и регулированием, имеют решающее значение для ограничения человеческих и производственных издержек, вызываемых такими кризисами.
необходимо выделить проблемы, которые нельзя решить только за счет рационального управления долгом. Он не заменяет сбалансированную макроэкономическую и фискальную политику, и одного его недостаточно для обеспечения надежной защиты страны от экономических и финансовых потрясений. Следует подчеркнуть необходимость надежной основы макроэкономической политики, характеризующейся адекватным режимом валютного курса; основ денежно-кредитной политики, надежно ориентированной на достижение стабильности цен; экономически приемлемых уровней государственного долга; устойчивой внешней позиции, а также финансовой системы, за которой осуществляется надлежащий надзор. Эта структура является важным фактором, помогающим участникам финансового рынка обрести уверенность в том, что они могут инвестировать в государственные облигации с минимальным уровнем неопределенности.
«Деньги, кредит, банки» : «Валютная политика и валютное регулирование ...
... снижение поставок импортного товара, вследствие низкого курса рубля. Заключение Валютная политика – это совокупность государственных мер в сфере валютных отношений, которые создаются в зависимости ... от политических и экономических ориентиров страны. Основополагающими целями валютной политики являются: ...
Таким образом, наличие этих основ является важным предварительным условием в создании такой структуры долга, которая отражает предпочтения органов государственного управления, касающиеся желаемого соотношения между риском и затратами, и в целом помогает стране свести к минимуму ее уязвимость по отношению к экономическим и финансовым потрясениям.
Целью данного курса является изучение особенностей долгового рынка Российской Федерации. Для этого использовались нормативные правовые акты Российской Федерации, результаты контрольных мероприятий Счетной палаты и другие материалы по данной теме.
Глава 1 Рынок долга, государственный и муниципальный долг.
1.1 Понятие рынка долговых обязательств
Долговые обязательства подтверждают право кредитора взыскать задолженность с должника.
Мировой банк выделяет:
1) долгосрочную задолженность, к ней относится задолженность свыше одного года в составе:
- государственного прямого долга, который создается вследствие заимствований государства;
- государственного условного долга, который является результатом того, что государство выступает гарантом по заимствованиям других субъектов хозяйствования;
- долга частных субъектов хозяйствования, который государством никак не гарантируется.
2) задолженность перед МВФ. Поскольку МВФ предоставляет ссуды странам-членам, продавая им необходимое количество иностранной валюты в обмен на национальную валюту, задолженность перед МВФ на конец года отражает объем выкупа страной-должником национальной валюты у МВФ. Задолженность автоматически уменьшается, если национальная валюта одной страны, принадлежащая МВФ, покупается другой страной.
3) краткосрочную задолженность. Ее формируют:
- кредиты сроком не более одного года;
- платежи по обслуживанию долгосрочных кредитов (проценты и комиссионные), которые должны по графику выплачиваться в текущем году.
По типу заемщика долговые обязательства бывают государственными, гарантированными государством и частными.
В зависимости от типа кредитора долговые обязательства делятся на государственный долг и частный долг. Официальные долговые обязательства делятся на облигации перед международными организациями и двусторонние облигации. Частные долговые обязательства делятся на векселя и коммерческие бумаги, банковские ссуды и облигации.
1.2 Государственный и муниципальный долг
Заимствования средств бюджетами различных уровней приводят к формированию соответственно государственного и муниципального долга — накопленной задолженности Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований, подлежащей погашению в форме основного долга и начисленных на него процентов.
Задолженность может быть оформлена в виде ценных бумаг или определена в соглашении между заемщиком в лице компетентного исполнительного органа государственной власти или местного самоуправления, с одной стороны, и инвестором, с другой.
Внешние долговые требования Российской Федерации
... 2011 года Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего Союза ССР, принятые Российской Федерацией) 39 770,8 млн. ... долговые требования Российской Федерации формируют долг иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией. Под объемом долга иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией ...
Государственный долг Российской Федерации — это долговое обязательство Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и другими субъектами международного права.
Государственный долг Российской Федерации гарантируется всем федеральным имуществом, составляющим государственную казну.
В состав государственного долга РФ входят долговые обязательства
1) кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени РФ с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
2) государственные ценные бумаги, выпускаемые от имени РФ;
3) договоры о предоставлении государственных гарантий РФ, договоры поручительства РФ по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;
4) переоформленные долговые обязательства третьих лиц в государственный долг РФ на основе принятых федеральных законов;
5) соглашения и договоры, в том числе международные, заключенные от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств прошлых лет.
Долговые обязательства РФ подразделяются на краткосрочные (до одного года), среднесрочные (от одного года до пяти лет) и долгосрочные (от пяти до 30 лет).
Они погашаются в сроки, определяемые конкретными условиями займа, и не могут превышать 30 лет.
Изменение условий выданного государственного займа в обращении, в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения не допускается.
Государственный долг субъекта Российской Федерации — это совокупность долговых обязательств субъекта Российской Федерации, обеспеченных всеми активами, принадлежащими субъекту Российской Федерации, составляющему его казну.
Долговые обязательства субъекта РФ существуют в форме:
1) кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени субъекта РФ с физическими и юридическими лицами, кредитными организациями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями;
2) государственных займов субъекта РФ, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг субъекта РФ;
3) договоров о предоставлении государственных гарантий субъекта РФ, договоров поручительства субъекта РФ по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;
4) переоформления долговых обязательств третьих лиц в государственный долг субъекта РФ на основе принятых законов субъекта;
5) соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени субъекта РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств субъектов прошлых лет.
Долговые обязательства субъекта РФ погашаются в сроки, которые определяются условиями заимствований и не могут превышать 30 лет.
Формы и виды государственных ценных бумаг, выпускаемых от имени субъекта РФ, условия их выпуска и обращения определяются соответствующими органами государственной власти субъектов РФ.
Внешний долг Российской Федерации: проблемы управления
... будущем. Целью диссертации является выбор наиболее рациональной стратегии управления внешним государственным долгом Российской Федерации. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи: изучение теоретических и ... на данном этапе развития российской экономики Правительством РФ; политика Правительства на ближайшие годы и на перспективу в отношении внешнего долга и займов. 1. Теоретические ...
Муниципальный долг состоит из совокупности долговых обязательств муниципалитета. Он оснащен всем муниципальным имуществом, составляющим муниципальную казну.
Долговые обязательства муниципального образования существуют в форме:
1) кредитных соглашений и договоров, заключенных муниципальным образованием;
2) займов муниципального образования, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг от имени муниципального образования;
3) договоров о предоставлении муниципальных гарантий, договоров поручительства муниципального образования по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;
4) долговых обязательств юридических лиц, переоформленных в муниципальный долг на основе правовых актов органов местного самоуправления.
Для проведения эффективной финансовой политики в сфере государственного и муниципального долга особое значение имеет процесс управления государственным и муниципальным долгом. Управление государственным долгом РФ осуществляется Правительством РФ, управление государственным долгом субъекта РФ — органом исполнительной власти субъекта РФ. Управление муниципальным долгом осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления.
Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов РФ и муниципальных образований, если такие обязательства не были гарантированы РФ. Субъекты Российской Федерации и муниципальные образования не несут ответственности по взаимным долговым обязательствам, если такие облигации не обеспечены ими, а также по долговым обязательствам Российской Федерации.