Согласно данным Банка России, по состоянию на октябрь 2024 года, в стоимостном выражении 64,3% внутрироссийских операций по картам осуществлялось с использованием карт национальной платежной системы «Мир». Этот факт является красноречивым свидетельством не только успешной адаптации финансовой инфраструктуры РФ к внешним вызовам, но и реализации стратегического курса на достижение технологического и финансового суверенитета.
Представленный анализ имеет своей целью глубокое, актуальное и исчерпывающее исследование финансовой системы Российской Федерации в период ее структурной трансформации (2024–2025 гг.).
Работа выходит за рамки общих теоретических определений, концентрируясь на новейших институциональных изменениях, ключевых законодательных реформах и стратегических приоритетах, определенных государством и Центральным банком.
Введение в предмет исследования
Финансовая система государства является кровеносной системой экономики, обеспечивающей перераспределение денежных потоков, аккумуляцию ресурсов и финансирование национальных приоритетов. В условиях беспрецедентной экономической турбулентности, связанной с геополитическими факторами и санкционным давлением, финансовая система РФ претерпевает глубокие структурные изменения, именно поэтому детальное изучение этих процессов позволяет прогнозировать экономическую устойчивость на среднесрочную перспективу.
Актуальность темы обусловлена необходимостью осмысления этих трансформаций. Изменения, произошедшие за последние годы — от объединения государственных внебюджетных фондов и перезапуска бюджетного правила до введения прогрессивной шкалы НДФЛ и активной цифровизации, — требуют академического анализа, основанного на данных, актуальных на 2025 год.
Целью работы является создание комплексного аналитического обзора современной финансовой системы РФ, ее эволюции и стратегических направлений развития. Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- Определить и структурировать теоретико-правовую базу финансовой системы РФ.
- Проанализировать ключевые этапы и реформы, сформировавшие современную систему.
- Исследовать особенности функционирования публичных финансов, включая новые фискальные механизмы.
- Оценить влияние внешних вызовов и рассмотреть стратегические приоритеты развития, включая цифровизацию и укрепление суверенитета.
Методологической основой исследования послужили принципы системного анализа, историко-логический подход и функциональный анализ. В качестве эмпирической базы использованы актуальные нормативно-правовые акты (Бюджетный кодекс РФ, ФЗ о ЦБ), официальные отчеты Центрального банка РФ и Министерства финансов РФ, а также статистические данные Росстата, датированные 2024–2025 гг.
Сущность, роль и перспективы развития страхования в системе финансовых ...
... обеспечивая системность и полноту анализа. Теоретические основы страхования и его место в системе финансовых отношений Экономическая сущность и ... странах страхование по праву считается одним из стратегических секторов экономики именно из-за его мощного ... с учетом международных тенденций и последних законодательных изменений. Выбор Республики Беларусь в качестве объекта исследования обусловлен ...
Теоретико-правовые основы и современная институциональная структура финансовой системы РФ
Понятие, состав и классификация финансовой системы РФ
В академической и правовой литературе понятие «финансовая система» трактуется как совокупность форм и методов организации финансовых отношений, через которые государство и хозяйствующие субъекты формируют, распределяют и используют денежные фонды.
Юридическое закрепление центрального элемента этой системы — бюджетной системы РФ — дано в статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (БК РФ).
Согласно этому положению, бюджетная система РФ представляет собой:
Основанную на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемую законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
В академическом подходе финансовая система РФ традиционно подразделяется по функциональному признаку на две основные сферы и четыре подсистемы, что позволяет комплексно охватить все денежные потоки в экономике (см. Таблицу 1).
| Сфера (Признак) | Подсистема | Основное назначение |
|---|---|---|
| Централизованные (публичные) финансы | 1. Финансы государства (бюджетная система) | Формирование и использование централизованных денежных фондов (бюджеты и внебюджетные фонды). |
| Децентрализованные финансы | 2. Финансы предприятий (хозяйствующих субъектов) | Обеспечение воспроизводственного процесса на микроуровне, формирование прибыли, инвестирование. |
| Инфраструктурные элементы | 3. Финансовый рынок | Механизм перераспределения финансовых ресурсов между субъектами экономики (рынок ЦФА, фондовый, валютный). |
| 4. Международные финансы | Обслуживание внешнеэкономической деятельности, управление золотовалютными резервами, трансграничные расчеты. |
Таблица 1. Структура финансовой системы РФ по функциональному признаку.
Система финансовых органов и их роль в проведении единой политики
Институциональную основу финансовой системы составляют финансовые органы, которые обеспечивают практическое осуществление финансовой политики. Ключевую роль в этой системе играет Министерство финансов Российской Федерации (Минфин РФ).
Минфин РФ выполняет функции главного финансового органа, обеспечивающего проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики. Ключевые функции, детализирующие его роль, включают:
- Разработка государственной политики: Формирование стратегических направлений в сфере бюджетной, налоговой, страховой и валютной деятельности.
- Управление государственным долгом: Ведение учета и обслуживание государственного внутреннего и внешнего долга, выполнение функций эмитента государственных ценных бумаг РФ.
- Бюджетное планирование: Разработка проекта федерального бюджета и отчетов о его исполнении.
Важно отметить, что Минфин РФ осуществляет координацию и контроль деятельности других важнейших федеральных органов исполнительной власти, которые находятся в его ведении и обеспечивают сбор, учет и распределение публичных фондов:
- Федеральная налоговая служба (ФНС): Обеспечивает поступление налоговых платежей в бюджетную систему.
- Федеральная таможенная служба (ФТС): Контролирует поступление таможенных пошлин и сборов.
- Федеральное казначейство: Осуществляет кассовое обслуживание исполнения бюджетов всех уровней, обеспечивая прозрачность и целевое использование государственных средств.
Таким образом, институциональная структура финансовой системы РФ представляет собой иерархическую сеть, где Минфин РФ выступает стратегическим центром, а ФНС, ФТС и Федеральное казначейство — исполнительными звеньями.
Эволюция и ключевые реформы в становлении финансовой системы России (2000-2025 гг.)
Современный облик финансовой системы РФ является результатом серии последовательных реформ, начатых в начале 2000-х годов и продолжающихся до настоящего времени. Эти реформы были направлены на стабилизацию публичных финансов, повышение эффективности сбора налогов и укрепление доверия к финансовым институтам.
Реформы первого десятилетия: налоговая и банковская системы
Начало 2000-х годов стало периодом кардинальных преобразований, заложивших фискальную основу для последующего экономического роста.
Налоговая реформа и плоская шкала НДФЛ. Ключевым элементом реформы, направленной на вывод доходов из тени и упрощение администрирования, стало введение с 1 января 2001 года плоской шкалы налога на доходы физических лиц (НДФЛ) со ставкой 13%. Эта мера способствовала резкому росту собираемости налога и снижению стимулов к уклонению. На протяжении более чем двух десятилетий плоская шкала являлась визитной карточкой российской фискальной политики.
Банковская реформа и создание АСВ. Параллельно с налоговой реформой шла трансформация банковского сектора, направленная на укрепление его стабильности. Ключевым шагом стало создание в январе 2004 года государственной корпорации Агентство по страхованию вкладов (АСВ) на основании Федерального закона от 23 декабря 2003 года № 177-ФЗ. Создание АСВ обеспечило защиту средств вкладчиков в случае банкротства кредитных организаций, что стало критически важным фактором для повышения доверия населения к банковской системе и стимулирования притока сбережений.
Новейшая законодательная трансформация: фискальные и социальные реформы
Современный этап (после 2020 года) характеризуется реформами, связанными с консолидацией социальных фондов, изменением налоговой системы и активным развитием цифровых финансовых активов. В условиях необходимости ускорения социального развития, государство вновь обратило внимание на принципы справедливости в распределении налогового бремени.
Консолидация социальных фондов. В целях оптимизации структуры управления, снижения административных издержек и централизации социальных выплат, с 1 января 2023 года был создан Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации (Социальный фонд России, СФР). Он объединил ранее существовавшие Пенсионный фонд (ПФР) и Фонд социального страхования (ФСС).
Правовой основой послужил Федеральный закон от 14.07.2022 № 236-ФЗ. Это структурное изменение стало одним из крупнейших в системе государственных внебюджетных фондов за последние десятилетия.
Переход к прогрессивной шкале НДФЛ. После более чем 20 лет действия плоской шкалы, в 2024 году было принято решение о возврате к принципам прогрессивного налогообложения. С 1 января 2025 года введена пятиступенчатая прогрессивная шкала НДФЛ.
Наиболее значимая ставка в этой шкале составит 22% для годового дохода свыше 50 млн рублей. Эта мера является не только фискальной, но и социально-политической реформой, направленной на повышение социальной справедливости и увеличение доходов бюджета для финансирования национальных приоритетов. И что из этого следует? Увеличение налоговых поступлений от наиболее обеспеченных слоев населения гарантирует стабильный источник финансирования социальных программ без увеличения нагрузки на средний класс.
Развитие рынка цифровых финансовых активов (ЦФА). С 2020 года активно формируется правовая основа для цифрового сегмента финансовой системы. Законодательно урегулирован оборот утилитарных цифровых прав и введено понятие о цифровых финансовых активах (ФЗ № 259-ФЗ).
Развитие рынка ЦФА идет стремительными темпами. По итогам первого квартала 2025 года объем привлеченных средств достиг 800 млрд рублей, а в реестре Банка России насчитывается уже 15 операторов информационных систем. Это свидетельствует о том, что цифровые финансовые активы становятся значимым инструментом привлечения инвестиций и дополнительным каналом финансирования экономики.
Особенности функционирования бюджетной системы и государственных финансов в 2024-2025 гг.
Функционирование бюджетной системы РФ в текущий период определяется необходимостью поддержания макроэкономической стабильности в условиях повышенной неопределенности и использования фискальной политики для структурной трансформации экономики. Разве не стало очевидным, что гибкость бюджетной политики и способность быстро адаптировать фискальные механизмы к изменяющимся внешним условиям являются ключевым фактором выживания?
Новое бюджетное правило и принципы формирования федерального бюджета
Бюджетное правило является ключевым стабилизационным механизмом, предназначенным для снижения зависимости государственных расходов от волатильности цен на сырьевые товары. В начале 2022 года действие прежнего правила было приостановлено, однако в январе 2023 года оно было перезапущено с новыми, адаптированными параметрами.
Принципы нового правила. С 2024 года новое бюджетное правило устанавливает фиксированный базовый уровень нефтегазовых доходов. Этот уровень рассчитывается, исходя из базовой цены на нефть в 60 долларов США за баррель. С 2027 года этот базовый уровень будет индексироваться на 2%. Доходы, превышающие базовый уровень, направляются в Фонд национального благосостояния (ФНБ).
В то же время, в период 2022–2024 годов бюджетная политика носила экспансивный характер. Правительству РФ было предоставлено право направлять дополнительные нефтегазовые доходы и средства ФНБ на покрытие дефицита федерального бюджета, обеспечив совокупный бюджетный стимул около 5% ВВП. Это было необходимо для финансирования структурной трансформации, оборонных расходов и социальной поддержки.
Параметры бюджета на 2024–2025 гг. Прогнозируемые показатели бюджета отражают текущую фискальную нагрузку.
| Показатель | Прогноз на 2024 год (трлн руб.) | Прогнозируемый % ВВП (2025) | Примечание |
|---|---|---|---|
| Доходы федерального бюджета | 36,1 | — | Включают нефтегазовые и ненефтегазовые доходы. |
| Расходы федерального бюджета | 39,4 | — | Увеличение расходов связано с приоритетными направлениями. |
| Дефицит федерального бюджета | 3,3 | ≈ 1,5% | Дефицит остается контролируемым. |
| Государственный долг РФ | — | 16,5% | Прогнозируемый объем на 2025 год — 35,4 трлн руб. |
Таблица 2. Основные прогнозируемые параметры федерального бюджета РФ на 2024-2025 гг.
Основным источником финансирования прогнозируемого дефицита федерального бюджета в 2025 году являются государственные внутренние заимствования Российской Федерации, прежде всего через выпуск облигаций федерального займа (ОФЗ).
Объем государственного долга остается на низком уровне (прогноз 16,5% ВВП в 2025 году), что обеспечивает высокий запас прочности в сравнении с развитыми экономиками.
Структура и современный статус Фонда национального благосостояния
Фонд национального благосостояния (ФНБ) является резервным механизмом, предназначенным для софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан и покрытия дефицита федерального бюджета в периоды падения цен на энергоносители.
Актуальный объем и статус. По состоянию на 1 октября 2025 года, общий объем Фонда национального благосостояния составил 13,2 трлн рублей, что эквивалентно 5,9% ВВП. Однако для целей покрытия дефицита бюджета критически важен объем его ликвидных активов, который на ту же дату составил 4,2 трлн рублей.
Дедолларизация ФНБ. В ответ на геополитические риски и в рамках стратегического курса на снижение зависимости от валют недружественных стран, в июле 2021 года Минфин РФ завершил радикальную меру дедолларизации, полностью обнулив долю долларовых активов в ФНБ.
Современная структура ликвидных активов ФНБ отражает переориентацию на альтернативные валюты и физические активы. На 1 октября 2025 года она включала:
- Китайский юань: 209,2 млрд юаней.
- Золото: 173,1 тонны в обезличенной форме (физический актив).
- Рубли: 473,7 млн рублей на счетах в Банке России.
Эта структура подчеркивает стратегическое движение в сторону укрепления финансового суверенитета и диверсификации резервов.
Внешние вызовы, адаптация и стратегические приоритеты развития финансовой системы
С 2022 года финансовая система РФ функционирует в условиях беспрецедентного санкционного давления, которое затронуло трансграничные расчеты, доступ к международным рынкам капитала и валютным резервам. Ответ государства заключается в ускоренной адаптации, развитии национальной инфраструктуры и реализации программы цифрового и технологического суверенитета.
Адаптация системы к внешним вызовам и обеспечение технологического суверенитета
Устойчивость финансовой системы РФ была обеспечена за счет своевременно накопленного запаса прочности и интенсивного развития национальной финансовой инфраструктуры.
Национальная платежная инфраструктура. Критически важными элементами, обеспечившими непрерывность финансовых операций в условиях отключения от международных систем (SWIFT, Visa/Mastercard), стали:
- Национальная система платежных карт (НСПК): Оператор платежной системы «Мир».
- Система передачи финансовых сообщений (СПФС) Банка России: Национальный аналог SWIFT, обеспечивающий обмен финансовыми сообщениями внутри страны и с партнерами.
Роль системы «Мир» стала доминирующей. По состоянию на октябрь 2024 года, карты «Мир» использовались для осуществления 64,3% внутрироссийских операций в стоимостном выражении. Этот показатель свидетельствует о полном технологическом суверенитете в сфере розничных платежей. Какой важный нюанс здесь упускается? Успех «Мир» позволил не просто заменить иностранные системы, но и установить полный контроль над транзакционными данными, что критически важно для национальной безопасности и развития цифровой экономики.
Цифровизация финансового рынка и противодействие легализации доходов
Цифровизация является одним из ключевых стратегических направлений развития финансового рынка (согласно «Основным направлениям…» ЦБ РФ на 2025–2027 гг.).
Цифровой рубль. Заложены правовые основы операций с цифровыми рублями — третьей формой национальной валюты. Проект находится на этапе активного внедрения. С 1 октября 2025 года началось тестирование реальных операций по выплате пенсий и социальных пособий гражданам, которые добровольно открыли цифровые кошельки. Это демонстрирует намерение государства интегрировать цифровой рубль в систему публичных финансов.
Развитие ЦФА и Открытые API. Помимо ЦФА, активно внедряется Концепция Открытых API (ноябрь 2022 года).
Open API позволяет банкам и финансовым организациям безопасно обмениваться данными и услугами, стимулируя конкуренцию и инновации.
Ужесточение контроля в сфере ПОД/ФТ
В условиях геополитической напряженности и необходимости минимизации рисков, связанных с обходом санкций и финансированием противоправной деятельности, происходит значительное ужесточение контроля в сфере противодействия отмыванию доходов и финансированию терроризма (ПОД/ФТ).
В 2025 году законодательная база в сфере ФЗ-115 была усилена. Самые значимые поправки (ФЗ № 522 от 28.12.2024) вступили в силу с 1 июня 2025 года. Они предоставили Росфинмониторингу право:
Самостоятельно принимать решение о приостановке банковских переводов и операций клиентов на срок до 10 дней при наличии мотивированных подозрений в легализации преступных доходов или финансировании экстремизма.
Ранее решение о блокировке операций принималось только по постановлению суда или прокуратуры, либо непосредственно самими банками. Новые полномочия Росфинмониторинга значительно усиливают государственный контроль за денежными потоками, являясь критически важным инструментом для обеспечения финансовой безопасности, и поэтому можно заключить, что в целом, система контроля денежных потоков в стране стала более централизованной и оперативной.
Заключение
Финансовая система Российской Федерации в период 2024–2025 гг. находится в состоянии глубокой и многомерной трансформации. Отличительной чертой этого этапа является сочетание системных реформ, направленных на повышение социальной справедливости (прогрессивная шкала НДФЛ, консолидация социальных фондов), с мерами, обеспечивающими макроэкономическую устойчивость и технологический суверенитет (новое бюджетное правило, развитие НСПК и СПФС).
Проведенный анализ подтверждает, что система успешно адаптируется к беспрецедентным внешним вызовам, опираясь на накопленный запас прочности (низкий госдолг, диверсифицированный ФНБ) и стратегическую переориентацию на национальные и партнерские финансовые инструменты (Юань, Золото, система «Мир»).
Ключевыми стратегическими направлениями, определяющими перспективы развития, остаются цифровизация (внедрение цифрового рубля, развитие ЦФА) и усиление контроля (новые полномочия Росфинмониторинга), направленные на повышение прозрачности и безопасности финансовых операций. Дальнейшие исследования должны быть сосредоточены на оценке долгосрочного влияния этих реформ на инвестиционную активность и эффективность перераспределения публичных финансов в контексте новой экономической модели.
Список использованной литературы
- Российский статистический ежегодник. 2008.
- Финансы: учебник / под ред. В.В. Ковалева. Москва: Проспект, 2001.
- Финансы: учебник / под ред. В.М. Родионовой. Москва: Финансы и статистика, 1995.
- Назаров Н.Н. Понятия «Финансовая система» и «Бюджетная система» в теории финансов // Финансы и кредит. 2004. № 19. С. 6–10.
- О некоммерческих организациях: Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ.
- Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний: Федеральный закон от 24.08.1998 № 125-ФЗ.
- Абрамова М.А. Финансы и кредит. Москва: Юриспруденция, 2003.
- Баранникова Н.П. // Финансы и кредит. 2004.
- Галицкая С.В. Деньги, кредит, финансы. Москва: Экзамен, 2004.
- Гринкевич Л.С. Основы финансов предприятий. Томск, 2000.
- Дробозина Л.А. Финансы. Москва: ЮНИТИ, 2000.
- Ковалева А.М. Финансы. Москва: Финансы и статистика, 2003.
- Как работает новое бюджетное правило. Объясняем максимально доступно [Электронный ресурс]. 2023. URL: https://www.bcs-express.ru/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Госдума приняла закон о новом бюджетном правиле [Электронный ресурс]. 2023. URL: https://www.interfax.ru/ (дата обращения: 08.10.2025).
- С 1 января 2023 года ПФР и ФСС будут объединены в единый Социальный фонд России [Электронный ресурс]. 2022. URL: https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 08.10.2025).
- О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации: Федеральный закон от 14.07.2022 N 236-ФЗ (последняя редакция).
[Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на 2025 год и период 2026 и 2027 годов: разработаны Банком России [Электронный ресурс]. 2025. URL: https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации (Финтех) [Электронный ресурс]. 2023. URL: https://fintechru.org/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Бюджетный кодекс Российской Федерации. Статья 6. Понятия и термины, применяемые в настоящем Кодексе [Электронный ресурс]. 2025. URL: https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Дедолларизация как направление финансовой политики России в современном мире [Электронный ресурс]. 2023. URL: https://ecfor.ru/ (дата обращения: 08.10.2025).
- О параметрах проекта федерального бюджета на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов [Электронный ресурс]. 2024. URL: http://council.gov.ru/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Переломный год для российской финансовой системы: итоги [Электронный ресурс]. 2023. URL: https://www.cbr.ru/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Блокировка счета по 115-ФЗ — законодательство, критерии риска и как снять блокировку [Электронный ресурс]. 2025. URL: https://astral.ru/ (дата обращения: 08.10.2025).