Бухгалтерский учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению в РФ: Актуализация теории и практики в условиях реформы 2023-2025 гг.

Курсовая работа

С 1 января 2023 года в Российской Федерации произошло объединение Пенсионного фонда (ПФР) и Фонда социального страхования (ФСС) в Социальный Фонд России (СФР), который является единым органом по обязательному социальному страхованию и обеспечению. Эта структурная реформа, сопровождаемая введением Единого налогового платежа (ЕНП) и Единого налогового счета (ЕНС), повлекла за собой кардинальные изменения в порядке исчисления, уплаты и, что наиболее важно для специалистов, бухгалтерского учета страховых взносов.

Актуальность и цели исследования

В условиях перманентной трансформации фискальной и социальной системы Российской Федерации, традиционные методики бухгалтерского учета расчетов по социальному страхованию и обеспечению, описанные в учебной литературе, изданной до 2023 года, утратили свою актуальность. Реформа, направленная на унификацию платежей и сокращение административной нагрузки, одновременно предъявила новые требования к организации учета и внутренней отчетности экономических субъектов. Актуальность исследования обусловлена необходимостью системной адаптации методологии финансового учета к новейшим нормативно-правовым актам (НПА), включая актуализированную Главу 34 Налогового кодекса РФ (НК РФ) и законодательство о СФР.

Цель работы состоит в исчерпывающей актуализации теоретических и практических аспектов бухгалтерского учета расчетов по социальному страхованию и обеспечению в Российской Федерации по состоянию на 07 октября 2025 года. Достижение этой цели позволит организациям обеспечить полное соответствие своих финансовых операций требованиям законодательства и избежать штрафных санкций.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

  1. Проанализировать правовую базу создания СФР и введения ЕНП/ЕСТ.
  2. Систематизировать актуальные тарифы и предельную базу для исчисления взносов на 2025 год.
  3. Обосновать и представить унифицированную структуру субсчетов счета 69 и корректные бухгалтерские проводки в условиях ЕНП/ЕНС.
  4. Раскрыть порядок учета пособий с учетом механизма прямых выплат СФР.
  5. Детализировать структуру и сроки сдачи новых унифицированных форм отчетности (РСВ и ЕФС-1).

Предмет исследования — методология бухгалтерского учета расчетов по социальному страхованию и обеспечению, а также совокупность нормативно-правовых актов, регулирующих данные расчеты.

5 стр., 2483 слов

Корпоративное страхование социальных рисков в РФ: Экономическое ...

... партнера государства в управлении социальными рисками. Корпоративное страхование социальных рисков (КССР) выступает не как альтернатива, а как критически важный механизм, дополняющий обязательное государственное обеспечение. КССР позволяет работодателям повысить ...

Глава 1. Правовые и структурные основы реформы социального страхования (2023-2025)

Ключевой задачей реформы 2023 года, инициированной Правительством РФ, стала консолидация разрозненных фондов и платежных потоков. Эта консолидация преследовала две основные цели: повышение эффективности администрирования взносов и упрощение процедур для плательщиков. В итоге, система стала более прозрачной, хотя и потребовала от бухгалтеров глубокого пересмотра рабочих процессов.

Создание Социального Фонда России (СФР) и его место в системе социального обеспечения

Юридической основой для создания нового социального института послужил Федеральный закон от 14 июля 2022 года № 236-ФЗ «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации». Этот закон ознаменовал слияние Пенсионного фонда РФ (ПФР) и Фонда социального страхования РФ (ФСС) в единую структуру — Социальный Фонд России (СФР).

Функциональное разделение между СФР и ФНС:

Реформа не привела к полной централизации всех функций в СФР, а создала двухуровневую систему администрирования, четко разделив функции между СФР и Федеральной налоговой службой (ФНС):

  1. ФНС (Налоговое администрирование): Отвечает за исчисление, сбор и контроль уплаты большинства страховых взносов (ОПС, ОМС, ВНиМ) в рамках Единого налогового платежа (ЕНП).
  2. СФР (Социальное администрирование): Отвечает за:
    • Назначение, расчет и прямые выплаты всех видов социальных пособий застрахованным лицам.
    • Администрирование и сбор взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (взносы «на травматизм», регулируемые ФЗ № 125-ФЗ).
    • Ведение персонифицированного учета и прием формы ЕФС-1.

Концепция Единого налогового платежа (ЕНП) и Единого страхового тарифа (ЕСТ)

Введение ЕНП с 2023 года кардинально изменило движение денежных средств. Вместо четырех платежных поручений (на ОПС, ОМС, ВНиМ, ФСС) плательщик теперь перечисляет единый консолидированный платеж на Единый налоговый счет (ЕНС) в Федеральном казначействе.

Вместе с ЕНП был введен Единый тариф страховых взносов (ЕСТ), который объединил ранее разрозненные ставки взносов на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование (на случай ВНиМ).

ЕСТ регулируется Главой 34 НК РФ.

Хотя плательщик перечисляет взносы единым платежом, для внутреннего учета и исполнения социальных обязательств, СФР обязан распределять поступившую сумму по видам страхования. Этот механизм распределения закреплен в статье 431 НК РФ и выглядит следующим образом (в процентах от ЕСТ):

Вид страхования Доля распределения ЕСТ (в % от общего тарифа)
Обязательное пенсионное страхование (ОПС) 72,8%
Обязательное медицинское страхование (ОМС) 18,3%
Обязательное социальное страхование на случай ВНиМ 8,9%
Итого 100%

Бухгалтерский учет предприятия фиксирует начисление единой суммы (Кт 69.ЕНП), тогда как ФНС и СФР осуществляют детализацию этой суммы в соответствии с установленными законодательством пропорциями. И что из этого следует? Для бухгалтера важно понимать, что несмотря на единую проводку, конечное целевое назначение средств остается раздельным, что прямо влияет на будущие пенсионные права работников.

Сравнительный анализ системы учета и отчетности (До и После 2023 года)

Анализ трансформации системы социального страхования позволяет четко выделить ее основные эволюционные этапы. Данное сопоставление наглядно демонстрирует переход от фрагментарной, многоуровневой системы администрирования к унифицированной модели, которая требует от бухгалтера не только знания ставок, но и понимания новых правил взаимодействия между счетами 69, 68.ЕНС и счетом 51.

Таблица 1. Сравнительный анализ системы социального страхования в РФ (До и После 2023 года)

Критерий сравнения Система до 01.01.2023 Система с 01.01.2023 (Актуально на 2025 г.)
Фонды-администраторы ПФР, ФСС, ФОМС Социальный Фонд России (СФР)
Администратор сбора взносов ФНС (ОПС, ОМС, ВНиМ), ФСС (Травматизм) ФНС (Единый взнос), СФР (Травматизм)
Порядок уплаты Раздельные платежные поручения по каждому виду взносов. Единый налоговый платеж (ЕНП) на ЕНС (кроме травматизма).
Тарифная система Отдельные тарифы по каждому виду страхования (ОПС — 22%, ОМС — 5,1%, ВНиМ — 2,9%). Единый страховой тариф (ЕСТ) (30% / 15,1%).
Предельная база Отдельные базы для ОПС и ВНиМ (для ОМС база отсутствовала). Единая предельная величина базы (ЕПВБ).
Отчетность РСВ (ФНС), 4-ФСС (ФСС), СЗВ-М, СЗВ-СТАЖ, СЗВ-ТД (ПФР). Расчет по страховым взносам (РСВ) (ФНС) и Единая форма сведений (ЕФС-1) (СФР).

Глава 2. Актуальные тарифы и предельная база для исчисления страховых взносов в 2025 году

Корректное исчисление страховых взносов является отправной точкой для их бухгалтерского отражения. Размеры тарифов и предельной базы ежегодно индексируются Правительством РФ.

Единая предельная величина базы (ЕПВБ) и общий единый тариф

С 2023 года вместо нескольких разрозненных баз для начисления взносов применяется Единая предельная величина базы (ЕПВБ), установленная в соответствии с пунктом 5.1 статьи 421 НК РФ. Применяя ЕПВБ, законодатель добился существенного упрощения расчетов, но при этом важно не упустить из виду, что база для взносов на травматизм осталась неограниченной.

На 2025 год размер ЕПВБ установлен **Постановлением Правительства РФ от 31 октября 2024 года № 1457** и составляет:

Единая предельная величина базы (ЕПВБ) на 2025 год: 2 759 000 рублей.

Исчисление взносов производится по двум уровням единого тарифа (ЕСТ), закрепленным в пункте 3 статьи 425 НК РФ:

  1. Основной тариф: 30% — применяется к выплатам, начисленным в пользу физического лица нарастающим итогом с начала года, до достижения ЕПВБ (2 759 000 руб.).
  2. Пониженный тариф: 15,1% — применяется к выплатам, начисленным в пользу физического лица нарастающим итогом с начала года, сверх ЕПВБ.

Особенности применения пониженных тарифов и взносов «на травматизм»

Законодательство РФ предусматривает ряд исключений из общего правила, позволяющих применять пониженные тарифы для стимулирования определенных категорий бизнеса. Наиболее распространенным является тариф для субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), который регулируется пунктом 17 статьи 427 НК РФ.

Пониженный тариф для МСП (с 2023 года):

Пониженный тариф применяется к части выплат работнику, превышающей минимальный размер оплаты труда (МРОТ).

  1. МРОТ в 2025 году: Согласно Федеральному закону от 29 октября 2024 года № 365-ФЗ, МРОТ с 1 января 2025 года составляет 22 440 рублей в месяц.
  2. База для применения пониженного тарифа: 1,5-кратный размер МРОТ составляет 33 660 рублей (1,5 × 22 440 руб.).
  3. Структура тарифа МСП:
    • 30% — с суммы выплат, не превышающей 1,5-кратный размер МРОТ (33 660 руб.).
    • 15% — с суммы выплат, превышающей 1,5-кратный размер МРОТ.

Взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев и профзаболеваний («на травматизм»)

Данный вид взносов является критически важным исключением из системы ЕНП. Взносы «на травматизм» регулируются Федеральным законом от 24.07.1998 № 125-ФЗ и обладают следующими особенностями:

  • Администрирование и уплата: Уплачиваются отдельной платежкой (не через ЕНС) и направляются напрямую в СФР.
  • База: Не имеют предельной базы (начисляются на всю сумму выплат).
  • Ставка: Варьируется от 0,2% до 8,5% и зависит от класса профессионального риска, присвоенного СФР.

Порядок расчета и уплаты фиксированных взносов индивидуальными предпринимателями (ИП)

Для индивидуальных предпринимателей, не производящих выплаты физическим лицам, предусмотрен фиксированный размер взносов, который также ежегодно корректируется. Фиксированные взносы ИП, как и взносы с выплат работникам, уплачиваются через механизм ЕНП (согласно пункту 1.2 статьи 430 НК РФ).

Фиксированные взносы ИП за себя на 2025 год:

Назначение взноса Размер взноса на 2025 год Срок уплаты
ОПС и ОМС (фиксированная часть) 53 658 рублей Не позднее 28 декабря 2025 г.
ОПС (дополнительный взнос) 1% с дохода, превышающего 300 000 рублей. Не позднее 1 июля 2026 г.

Важно отметить, что максимальная сумма 1% взноса на ОПС, которую может заплатить ИП в 2025 году, ограничена и составляет 300 888 рублей. Разве это не означает, что высокодоходные индивидуальные предприниматели получают явное преимущество в части налоговой нагрузки по сравнению с компаниями, уплачивающими взносы без верхнего предела?

Глава 3. Бухгалтерский учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению (Счет 69)

Счет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» является ключевым синтетическим счетом для отражения обязательств организации перед государственными внебюджетными фондами. Введение ЕНП и разделение платежных потоков (ЕНП и травматизм) потребовало от бухгалтеров создания детализированной аналитики.

Теоретические аспекты организации учета на счете 69 в условиях ЕНП/ЕНС

Инструкция по применению Плана счетов (Приказ Минфина России № 94н) является основополагающим документом. В соответствии с ним, организация имеет право самостоятельно разрабатывать и утверждать структуру субсчетов для обеспечения точности учета. Реформа 2023 года сделала это не правом, а насущной необходимостью, поскольку без детализированной аналитики невозможно корректно отделить обязательства, погашаемые автоматически через ЕНС, от прямых платежей.

До введения ЕНП, счет 69 отражал непосредственно обязательства перед каждым фондом (69.1 — ФСС, 69.2 — ПФР, 69.3 — ФОМС).

Теперь, поскольку единый взнос уплачивается общей суммой, но взносы на травматизм остались вне ЕНП, целесообразно использовать следующую структуру:

Таблица 2. Рекомендуемая структура субсчетов к счету 69 в 2025 году

Субсчет Назначение Примечание
69.ЕНП (или 69-4) Расчеты по страховым взносам, уплачиваемым в составе ЕНП (ОПС, ОМС, ВНиМ). Кредитовое сальдо отражает начисленное, но еще не зачтенное обязательство.
69.Травматизм (или 69-1-2) Расчеты по взносам на страхование от НС и ПЗ (ФЗ № 125-ФЗ). Обязательства, уплачиваемые напрямую в СФР отдельной платежкой.
69.Пособия Расчеты по социальному страхованию в части выплат, осуществляемых за счет работодателя. Используется для учета первых 3-х дней нетрудоспособности.

Использование отдельного субсчета 69.ЕНП позволяет четко отделить обязательства, погашаемые через ЕНС, от обязательств, погашаемых прямыми платежами (травматизм), и от текущих расчетов по пособиям.

Унифицированные бухгалтерские проводки по начислению и уплате страховых взносов

Процесс бухгалтерского отражения расчетов по социальному страхованию включает два ключевых этапа: начисление (отнесение на затраты) и уплату (погашение обязательства).

Таблица 3. Унифицированные бухгалтерские проводки по учету страховых взносов (2025 год)

Содержание операции Дебет (Дт) Кредит (Кт) Субсчет Примечание
1. Начисление единого страхового взноса (ОПС, ОМС, ВНиМ) 20, 26, 44 69 69.ЕНП Начисление производится ежемесячно.
2. Начисление взносов «на травматизм» (ОСС от НС и ПЗ) 20, 26, 44 69 69.Травматизм Ставка зависит от класса риска (ФЗ № 125-ФЗ).
3. Перечисление Единого налогового платежа (ЕНП) на ЕНС 68 51 68.ЕНС ЕНП включает единый взнос, НДФЛ и другие налоги.
4. Зачет ЕНП в счет обязательства по единому взносу 69 68 69.ЕНП Проводка формируется 28-го числа месяца, следующего за отчетным.
5. Уплата взносов «на травматизм» (отдельный платеж) 69 51 69.Травматизм Оплата производится напрямую в СФР до 15-го числа.

Проводка № 4 является ключевой в новой системе. Она отражает не факт перечисления денег (это сделано в проводке № 3), а факт зачета средств, имеющихся на ЕНС, в счет конкретного обязательства (единого страхового взноса) по наступлении установленного законом срока уплаты (28-е число).

Учет расчетов по социальным пособиям (Механизм прямых выплат СФР)

С переходом на механизм прямых выплат (регулируется Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ и Постановлением Правительства РФ от 23 ноября 2021 года № 2010), роль работодателя в расчетах по социальному обеспечению значительно изменилась, сведя его функции к роли оператора по передаче данных.

Функции работодателя:

  1. Оплата первых 3 дней временной нетрудоспособности (пособие по болезни или травме).
  2. Передача в СФР недостающих сведений для назначения пособий (не позднее 3 рабочих дней со дня получения сведений от работника).

СФР, получив электронный листок нетрудоспособности, самостоятельно рассчитывает и перечисляет пособие работнику, начиная с 4-го дня нетрудоспособности, а также пособия по беременности, родам и уходу за ребенком.

Учет пособия по временной нетрудоспособности (за первые 3 дня):

Поскольку пособие за первые 3 дня выплачивается за счет средств работодателя, но имеет социальную природу, его начисление отражается через счет 69.Пособия, что позволяет отделить эти расходы от прочих затрат организации.

Содержание операции Дебет (Дт) Кредит (Кт) Субсчет
1. Начисление пособия по временной нетрудоспособности (первые 3 дня) 69 70 69.Пособия
2. Выплата начис��енного пособия работнику 70 51 (50)
3. Отнесение расходов на финансовый результат (по завершении расчетов) 91, 99 69 69.Пособия

Учет 4-х дополнительных выходных дней по уходу за детьми-инвалидами:

Работодатель обязан предоставлять 4 дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц (ст. 262 ТК РФ).

Оплата этих дней производится за счет средств СФР с последующим возмещением. Начисление: Дт 76 (Расчеты с СФР) Кт 70. Возмещение: Дт 51 Кт 76. Поскольку средства на эти цели поступают из СФР, они не формируют прямые затраты предприятия.

Глава 4. Система отчетности по страховым взносам в 2025 году

Унификация отчетности является одной из наиболее заметных практических сторон реформы. Ранее существовавший комплекс форм (РСВ-1, 4-ФСС, СЗВ-М, СЗВ-СТАЖ, СЗВ-ТД) был заменен двумя ключевыми формами: Расчет по страховым взносам (РСВ) в ФНС и Единая форма сведений (ЕФС-1) в СФР.

Расчет по страховым взносам (РСВ) в ФНС

Форма РСВ является основным документом, отражающим начисление единого страхового взноса, и представляется в ФНС.

Актуальная форма и сроки:

  • Форма: Применяется форма, утвержденная Приказом ФНС от 29 сентября 2022 года № ЕД-7-11/878@ в редакции, обновленной Приказом ФНС от 13 сентября 2024 года № ЕД-7-11/739@ (с отчетности за I квартал 2025 года).
  • Срок сдачи: Ежеквартально, не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Отчетный период 2025 года Крайний срок сдачи РСВ (в ФНС)
I квартал 2025 года 25 апреля 2025 г.
Полугодие 2025 года 25 июля 2025 г.
9 месяцев 2025 года 27 октября 2025 г. (перенос с 25.10.2025)
Год 2025 26 января 2026 г. (перенос с 25.01.2026)

Уведомление об исчисленных суммах:

В связи с введением ЕНП, для корректного распределения средств с ЕНС, плательщик обязан ежемесячно (за первый и второй месяцы квартала) подавать в ФНС Уведомление об исчисленных суммах страховых взносов. Срок подачи Уведомления: Не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем начисления.

Единая форма сведений (ЕФС-1) в СФР

Форма ЕФС-1, утвержденная Приказом СФР от 17 ноября 2023 года № 2281, консолидировала сведения о трудовой деятельности, страховом стаже и взносах «на травматизм». Форма сдается в СФР и имеет разные сроки для разных разделов. Унификация отчетности существенно снизила количество документов, но увеличила требования к оперативности.

Раздел 2 (Взносы на травматизм):

Поскольку взносы «на травматизм» не входят в ЕНП, они имеют отдельный порядок отчетности.

  • Содержание: Сведения о начисленных взносах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев и профзаболеваний.
  • Периодичность: Ежеквартально.
  • Срок сдачи: Не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Подраздел 1.1 (Сведения о трудовой деятельности):

Этот подраздел заменил форму СЗВ-ТД и отражает кадровые события. Сроки представления здесь наиболее жесткие:

Событие Срок представления ЕФС-1 (Подраздел 1.1)
Прием на работу Не позднее следующего рабочего дня
Увольнение Не позднее следующего рабочего дня
Заключение/прекращение договора ГПХ Не позднее следующего рабочего дня
Перевод, установление (отмена) квалификации Не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным

Данное требование к срочности подачи сведений о кадровых перемещениях требует высокой степени интеграции между кадровой службой и бухгалтерией (или лицом, ответственным за отчетность).

Насколько эффективна эта интеграция в российских компаниях, учитывая традиционные проблемы документооборота?

Заключение

Масштабная реформа системы социального страхования, реализованная с 2023 года путем создания СФР и внедрения механизмов ЕНП/ЕНС, привела к существенной трансформации бухгалтерского учета. Современные требования к расчетам по социальному страхованию и обеспечению требуют от специалистов не только знания актуальных тарифов и НПА, но и глубокого понимания логики взаимодействия Единого налогового счета и специализированных счетов учета обязательств (счет 69).

Ключевые выводы исследования:

  1. Правовая и структурная перестройка: Реформа основана на Федеральном законе № 236-ФЗ и изменениях в Главе 34 НК РФ. Главное следствие — разделение функций: ФНС администрирует унифицированный сбор ЕСТ через ЕНС, а СФР управляет выплатами и сбором взносов «на травматизм».
  2. Актуализация фискальной базы: На 2025 год установлены четкие параметры расчетов: ЕПВБ составляет 2 759 000 рублей, а МРОТ — 22 440 рублей. Эти данные критически важны для корректного применения основного (30%/15,1%) и пониженного тарифов (МСП).
  3. Трансформация учета (Счет 69): Введение ЕНП/ЕНС сделало невозможным использование старых субсчетов. Для обеспечения прозрачности учета обязательно внедрение аналитики, отделяющей обязательства по ЕНП (69.ЕНП) от обязательств по прямым платежам (69.Травматизм).

    Унификация платежа привела к появлению новых проводок, связанных с зачетом ЕНП (Дт 69.ЕНП Кт 68.ЕНС).

  4. Учет пособий: Механизм прямых выплат СФР минимизировал роль работодателя в расчетах по социальному обеспечению, оставив за ним лишь обязательство по оплате первых трех дней нетрудоспособности и передачи оперативных данных в Фонд.
  5. Новая отчетность: Система отчетности перешла на унифицированные формы РСВ (в ФНС, ежеквартально) и ЕФС-1 (в СФР, с разными сроками, включая оперативную сдачу кадровых сведений).

Таким образом, для эффективной работы в 2025 году бухгалтеру необходимо постоянно отслеживать изменения не только в налоговом, но и в социальном законодательстве, поскольку эти сферы теперь тесно взаимосвязаны через призму ЕНП/ЕНС.

Список использованной литературы

  1. Березина Е. Отчитываемся в Пенсионный фонд РФ по-новому // Новая бухгалтерия. 2015. N 8.
  2. Богатая И.Н., Хахонова Н.Н. Бухгалтерский финансовый учет: учебник. М.: КНОРУС, 2012. 580 c.
  3. Бородин В. А. Бухгалтерский учет: учебник для вузов. 5-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Единство, 2012. 528 с.
  4. Бухгалтерский финансовый учет: учебник / Рогуленко Т. М. [и др.]. М.: КНОРУС, 2014. 277 c.
  5. Вешунова Н. А., Фомина Л. А. Бухгалтерский учет: учебник для вузов. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 2014. 624 с.
  6. Иванова Н. В. Бухгалтерский учет: учебник для сред. проф. образования. 4-е изд., испр. М.: Академия, 2013. 304 с.
  7. Кибиткин А.И., Дрождинина А.И., Мухомедзянова Е.В., Скотаренко О.В. Учет и анализ в коммерческой организации. Издательство «Академия Естествознания», 2012. 451 с.
  8. Кондраков Н. П. Бухгалтерский учет: учебное пособие для вузов. 9-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2014. 717 с.
  9. Митрич О. Страховые взносы в 2015 году // Практический бухгалтерский учет. 2015. N 2.
  10. Соколов Я. В. Бухгалтерский учет: учебник для вузов. М.: Проспект, 2012. 768 с.
  11. Бухучет расчетов по страховым взносам. URL: http://www.garant.ru/company/garant-press/ab/232519/02/ (дата обращения: 07.10.2025).
  12. b-kontur.ru | Бухгалтерский и налоговый учет страховых взносов в 2025 году. URL: https://b-kontur.ru (дата обращения: 07.10.2025).
  13. b-kontur.ru | Страховые взносы в 2025 году в ФНС и СФР. URL: https://b-kontur.ru (дата обращения: 07.10.2025).
  14. budgetnik.ru | Прямые выплаты СФР в 2025 году: правила, сроки одобрения и пречисления. URL: https://budgetnik.ru (дата обращения: 07.10.2025).
  15. buhguru.com | Все изменения по страховым взносам с 2023 года в удобной таблице. URL: https://buhguru.com (дата обращения: 07.10.2025).
  16. buhonline.ru | План счетов бухгалтерского учета в 2025 и 2026 году. URL: https://buhonline.ru (дата обращения: 07.10.2025).
  17. e-kontur.ru | Единый тариф страховых взносов с 2023 года. URL: https://e-kontur.ru (дата обращения: 07.10.2025).
  18. garant.ru | В 2025 году предельная величина базы для страховых взносов повысится на 24%. URL: https://garant.ru (дата обращения: 07.10.2025).
  19. garant.ru | Единый налоговый платеж и единый страховой тариф глазами бухгалтера-бюджетника. URL: https://garant.ru (дата обращения: 07.10.2025).
  20. glavbukh.ru | Проводки по ЕНП и ЕНС в бухгалтерском учете 2025: счет 68.90, начисления и уплата налогов. URL: https://glavbukh.ru (дата обращения: 07.10.2025).
  21. glavbukh.ru | Возмещение расходов из СФР в 2025 году: документы и новые правила. URL: https://glavbukh.ru (дата обращения: 07.10.2025).
  22. kontur-extern.ru | Счет 69 в бухгалтерском учете: полное руководство и советы. URL: https://kontur-extern.ru (дата обращения: 07.10.2025).
  23. moedelo.org | Счёт 69 в бухгалтерском учёте: что отражает, проводки и примеры. URL: https://moedelo.org (дата обращения: 07.10.2025).
  24. nalog.gov.ru | Страховые взносы в 2023 году. URL: https://nalog.gov.ru (дата обращения: 07.10.2025).
  25. nalog.gov.ru | С 2025 года изменяются сроки уплаты и размер страховых взносов для ИП. URL: https://nalog.gov.ru (дата обращения: 07.10.2025).
  26. nalog.gov.ru | Утверждена предельная база по страховым взносам на 2025 год. URL: https://nalog.gov.ru (дата обращения: 07.10.2025).
  27. nalog-nalog.ru | Прямые выплаты пособий в 2025 году: памятка для бухгалтера. URL: https://nalog-nalog.ru (дата обращения: 07.10.2025).
  28. regberry.ru | Страховые взносы в 2025 году: таблица тарифов, ставки. URL: https://regberry.ru (дата обращения: 07.10.2025).
  29. sfr.gov.ru | Порядок и сроки представления разделов формы ЕФС-1 в 2025 году. URL: https://sfr.gov.ru (дата обращения: 07.10.2025).