Введение: Актуальность, цели и задачи исследования
Начиная с 2022 года, российская экономика вступила в фазу беспрецедентной структурной трансформации, вызванной масштабными внешними ограничениями и кардинальной перестройкой логистических, производственных и финансовых цепочек. В этот период Денежно-кредитная политика (ДКП) Банка России столкнулась с двойным вызовом: с одной стороны, необходимо было сохранить ценовую и финансовую стабильность в условиях шоков предложения и ажиотажного спроса; с другой — обеспечить адаптацию экономики к новым реалиям, что является нетривиальной задачей для любого центрального банка.
Актуальность настоящего исследования обусловлена не только исторически высокими темпами ужесточения ДКП, но и качественным изменением характера работы трансмиссионного механизма (ТМ) ключевой ставки. Впервые за долгое время эффективность ДКП поставлена под сомнение из-за ослабляющего влияния факторов немонетарного характера, прежде всего — из-за расширения фискального стимула и доминирования льготных государственных программ, что требует всестороннего изучения.
Объектом исследования выступает Денежно-кредитная политика Банка России.
Предметом исследования является система инструментов, каналов трансмиссии и факторов, определяющих эффективность ДКП в Российской Федерации в период 2022–2025 гг.
Цель работы состоит в проведении всестороннего критического анализа эффективности ДКП Банка России в условиях структурной трансформации и идентификации системных рисков, ограничивающих достижение целей по ценовой стабильности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Раскрыть теоретико-институциональные основы ДКП и проанализировать применение нетрадиционных антисанкционных мер.
- Эмпирически оценить трансформацию и результативность основных каналов трансмиссионного механизма ключевой ставки.
- Провести критический анализ влияния государственных льготных программ на сдерживающий эффект ДКП.
- Оценить роль и результативность макропруденциального регулирования в ограничении системных рисков на кредитном рынке.
- Идентифицировать риск фискального доминирования и проанализировать его влияние на траекторию инфляции и инфляционных ожиданий.
- Сформулировать прогнозные сценарии развития ДКП и разработать конкретные рекомендации по повышению ее устойчивости и эффективности.
Логическая структура работы построена таким образом, чтобы последовательно перейти от анализа институциональных основ и используемых инструментов к критической оценке их фактической результативности в условиях уникальных российских реалий.
Методология оценки кредитного портфеля коммерческого банка в ...
... кредитной организации. Цель настоящего исследования — разработка актуального и глубокого теоретико-практического исследования, посвященного методологии и инструментам оценки кредитного портфеля коммерческого банка, с учетом современных ... очередь, делает такой актив менее привлекательным для банка с точки зрения рентабельности капитала (RoE). В России расчет RWA регламентируется Инструкцией ЦБ РФ № ...
Теоретико-институциональные основы ДКП Банка России в постсанкционный период
Цели и принципы ДКП: Таргетирование инфляции и плавающий валютный курс
С 2014 года Банк России придерживается режима инфляционного таргетирования (ИТ), который основывается на трех ключевых принципах: объявленная цель по инфляции, использование ключевой ставки как основного инструмента и режим плавающего валютного курса.
Основной целью ДКП является обеспечение ценовой стабильности, что законодательно определено как поддержание низкой и стабильной инфляции вблизи цели 4%. Эта цель является среднесрочной, поскольку позволяет экономике адаптироваться к шокам, не требуя немедленного и чрезмерного ужесточения политики.
В условиях структурной трансформации, начавшейся в 2022 году, ИТ доказало свою устойчивость, поскольку не привело к фиксации курса и не потребовало расходования международных резервов. Однако характер работы его элементов изменился:
-
Ключевая ставка: Остается главным инструментом, направленным на управление инфляционными ожиданиями и спросом через трансмиссионный механизм. Цикл ужесточения 2023–2024 годов, когда ставка поднялась до исторически высоких уровней, ярко демонстрирует приверженность ЦБ РФ принципам ИТ, несмотря на политическое давление.
-
Плавающий валютный курс: Сохранение плавающего курса, несмотря на ограничения движения капитала, является критически важным для абсорбирования внешних шоков. Динамика курса рубля в новых условиях в большей степени определяется балансом спроса импортеров на иностранную валюту и ее предложения со стороны экспортеров, а не потоками капитала. Банк России проводит операции на валютном рынке исключительно для исполнения бюджетного правила (покупка/продажа валюты Минфином) или, в исключительных случаях, для поддержания финансовой стабильности.
Нетрадиционные и антисанкционные меры (2022–2025 гг.)
Период 2022–2025 гг. ознаменовался активным применением Банком России нетрадиционных (антисанкционных) мер, направленных на стабилизацию финансового рынка и ограничение оттока капитала. Эти меры носят временный характер и, по сути, являются отступлением от классических принципов режима ИТ, однако их применение было продиктовано необходимостью сохранения финансового суверенитета:
-
Ограничения на движение капитала: К ним относятся сохранение лимитов на снятие наличной иностранной валюты и ограничение переводов средств за рубеж (продлены до сентября 2025 года).
Эти меры преследовали цель предотвратить панические настроения, сохранить валютную ликвидность внутри страны и ограничить спекулятивный отток капитала, который мог бы дестабилизировать курс рубля.
7 стр., 3093 словДенежно-кредитная политика Банка России в условиях структурной ...
... Роль плавающего валютного курса Одним из ключевых элементов режима ДКП является плавающий валютный курс. Банк России не устанавливает целевых ориентиров по уровню или динамике курса. После 2022 года и введения ...
-
Требование об обязательной продаже валютной выручки: Эта мера, введенная в 2022 году и продленная до 30 апреля 2026 года для отдельных экспортеров, была направлена на гарантированное обеспечение внутреннего рынка валютой. Однако, по мере укрепления и стабилизации курса национальной валюты, Правительство РФ приняло решение обнулить (0%) требование об обязательной продаже части валютной выручки с 15 августа 2025 года. Это решение стало индикатором улучшения валютной ликвидности и снижения остроты проблемы внешнеторгового дисбаланса.
-
Влияние операций Федерального казначейства на ликвидность: Важным нетрадиционным фактором, влияющим на ДКП, стало управление ликвидностью банковского сектора через операции Федерального казначейства. С конца 2022 года и в первой половине 2023 года наращивание расходов федерального бюджета привело к профициту банковской ликвидности. Этот избыток средств, попадающий на счета банков, создает инфляционное давление, поскольку банки могут активнее кредитовать, что частично нивелирует эффект ужесточения ДКП через ключевую ставку. Таким образом, фискальный импульс напрямую усложняет работу монетарных инструментов.
Таким образом, ДКП Банка России в 2022–2025 гг. представляет собой сложный гибрид, сочетающий классическое инфляционное таргетирование с жесткими нетрадиционными мерами, направленными на борьбу с внешними шоками и управление внутренней ликвидностью.
Эмпирическая оценка трансформации и эффективности трансмиссионного механизма (ТМ) ключевой ставки
Трансмиссионный механизм — это совокупность каналов, по которым изменение ключевой ставки ЦБ РФ влияет на экономику, достигая целевых показателей инфляции. Цикл ужесточения ДКП, начатый в июле 2023 года, происходит в качественно новых условиях, что заставляет экономистов анализировать, как именно изменился характер работы ТМ по сравнению с предыдущими кризисами.
Процентный канал (депозиты и корпоративный сегмент)
Процентный канал основывается на том, что повышение ключевой ставки приводит к росту ставок по кредитам и депозитам, стимулируя сбережения и охлаждая инвестиционный спрос.
Эффективность депозитного канала:
В последнем цикле ужесточения депозитный канал продемонстрировал высокую эффективность. Рост ставок по вкладам стимулировал население переводить средства с текущих (недорогих для банков) счетов на срочные.
Количественные данные I квартала 2025 года служат прямым подтверждением этой тенденции:
- Средства населения на срочных рублевых вкладах выросли на 5,2% (что соответствует 2,0 трлн рублей).
- Одновременно остатки на текущих рублевых счетах сократились на 6,4% (1,0 трлн рублей).
Данный переток средств важен с точки зрения ДКП, поскольку он, во-первых, «стерилизует» часть ликвидности, и, во-вторых, удлиняет сроки пассивов, делая финансовую систему более устойчивой. И что из этого следует? Перераспределение средств в пользу срочных вкладов обеспечивает банкам более предсказуемую и долгосрочную ресурсную базу, что снижает риски внезапного оттока капитала и укрепляет общий запас прочности системы.
Корпоративный сегмент:
В корпоративном сегменте наблюдается не менее выраженная чувствительность. В цикле повышения ключевой ставки произошло заметное увеличение долгосрочных депозитных ставок, которые в сентябре 2024 года вплотную приблизились к уровню ключевой ставки (например, 18,8% при ключевой ставке 19%).
Это свидетельствует о том, что крупные корпорации активно реагируют на изменение ценового сигнала ЦБ, предпочитая размещать свободные средства на депозитах, а не инвестировать в проекты, что способствует охлаждению экономической активности.
Процентный и Кредитный каналы (розничное кредитование)
Роль Кредитного канала:
Эмпирические исследования показывают, что именно Кредитный канал является одним из основных каналов трансмиссии ДКП в России. В рамках этого канала повышение ставки увеличивает стоимость заемных средств для банков, снижая их готовность и способность выдавать кредиты, а для заемщиков — увеличивая стоимость обслуживания долга, что снижает спрос. Исследования НИУ ВШЭ подтверждают, что кредитный канал оказывает устойчивое отрицательное давление на инфляцию на горизонте около четырех месяцев.
Сдерживающий эффект в рознице:
Сдерживающий эффект жесткой ДКП наиболее отчетливо проявился в сегменте необеспеченных кредитов, где отсутствует влияние льготных программ. Эффект стал заметным ко второй половине 2024 года и усилился в 2025 году.
Свежие данные Q3 2025 демонстрируют явное охлаждение:
- В сентябре 2025 года объем выдач кредитов наличными снизился на 10,3% по сравнению с августом.
- Это привело к общему сокращению объема розничного кредитования на 0,1% за месяц.
Это подтверждает, что при отсутствии субсидирования или внешних ограничений, высокая ключевая ставка работает эффективно, резко снижая спрос на дорогостоящие необеспеченные займы. Но какой важный нюанс здесь упускается? Эффективность этого канала сосредоточена исключительно в необеспеченном сегменте, который составляет лишь часть общего инфляционного давления, исходящего от потребительского спроса.
Ограничивающий фактор: Влияние государственных льготных программ на работу ТМ (Закрытие «слепой зоны»)
Ключевым ограничивающим фактором эффективности процентного канала в России является влияние государственных льготных программ, которые создают «слепую зону» для ДКП.
Льготные программы (прежде всего, льготная ипотека) поддерживают низкие ставки для значительной части рынка, нивелируя сдерживающий эффект высокой ключевой ставки. В то время как ставка по рыночной ипотеке может достигать 18–20%, заемщики в рамках госпрограмм получают кредиты по 6–8%, что стимулирует дальнейший рост спроса в строительной отрасли.
Доминирование льготных программ:
Доля льготных программ в общем объеме выданной ипотеки остается доминирующей, составляя в среднем 84% в первом полугодии 2025 года. При этом основным драйвером является "Семейная ипотека", на которую приходилось до 70% от общего объема выдач.
Сегмент кредитования | Реакция на ДКП | Доля льготных программ (H1 2025) | Эффективность ТМ |
---|---|---|---|
Необеспеченное кредитование | Высокая (снижение выдач на 10,3% в сен. 2025) | 0% | Высокая |
Рыночная ипотека | Высокая (фактически заморожена) | 16% | Высокая |
Льготная ипотека | Нулевая (спрос продолжает расти) | 84% | Низкая / Нулевая |
Вывод: В условиях, когда 84% ипотечного рынка функционирует вне рыночных механизмов, прямой сдерживающий эффект ключевой ставки на инвестиции в жилищное строительство и связанный с ним инфляционный спрос оказывается существенно ослаблен. Этот конфликт целей (поддержка отрасли через фискальный стимул против сдерживания инфляции через монетарный инструмент) является одним из главных вызовов для Банка России.
Роль макропруденциального регулирования (МПР) в ограничении системных рисков (Актуализация данных Q3 2025)
В условиях структурной трансформации и быстрого роста кредитования Банк России активно применяет макропруденциальное регулирование (МПР).
МПР используется как дополнительный инструмент для ограничения системных рисков и обеспечения финансовой стабильности, работая параллельно с ДКП, но имея отдельную цель. Разве не является оно по сути неявным дополнением к ДКП, когда основной инструмент не справляется с регулированием спроса?
Инструменты МПЛ и их влияние на структуру розничного кредитования
Основной инструмент МПР — это макропруденциальные лимиты (МПЛ), которые ограничивают долю выдач наиболее рискованных кредитов, прежде всего тех, где долговая нагрузка заемщика (показатель ПДН) превышает определенный порог.
С 1 апреля 2025 года Банк России расширил свои полномочия, получив право устанавливать МПЛ не только по необеспеченным потребительским кредитам, но и по ипотечным, а также автокредитам. Это стало критически важным шагом, так как рыночные ипотечные ставки были высоки, а льготные программы стимулировали спрос среди заемщиков с высокой долговой нагрузкой.
Количественный результат МПЛ в ипотеке:
Введение макропруденциальных надбавок в ипотеке уже дало ощутимый результат. Доля выдач наиболее рискованных ипотечных кредитов — с ПДН более 80% — существенно снизилась:
- Пик: 47% (III квартал 2023 года).
- Текущее значение: 6% (I квартал 2025 года).
Это свидетельствует о том, что МПР эффективно изменяет структуру кредитного рынка, вынуждая банки быть более осторожными и переориентироваться на заемщиков с более низкой долговой нагрузкой.
Введение новых МПЛ и буферов капитала (Ключевой факт Q3 2025)
Стремление Банка России максимально ограничить системные риски привело к дальнейшему ужесточению МПЛ во второй половине 2025 года.
Новые лимиты по потребительским кредитам (с 1 октября 2025 года):
С 1 октября 2025 года установлены новые, крайне жесткие МПЛ по потребительским кредитам (займам) с лимитом кредитования:
- Для кредитов с ПДН, превышающим 80%: лимит установлен на уровне 0%. Это означает полный запрет для банков выдавать необеспеченные кредиты самым закредитованным гражданам.
- Для кредитов с ПДН от 50% до 80% включительно: лимит установлен на уровне 10% от общего объема выдач.
Эти меры призваны не только снизить риск дефолтов в банковской системе, но и косвенно поддержать ДКП, сокращая возможности для дальнейшего разгона потребительского спроса за счет заемных средств. И что из этого следует? Переход к нулевым лимитам на самые рискованные кредиты фактически означает признание регулятором исчерпания потенциала роста кредитования за счет ухудшения качества заемщиков, переводя фокус банков на более надежные сегменты.
Макропруденциальный буфер капитала:
В дополнение к лимитам, с 1 июля 2025 года банки обязали сформировать макропруденциальный буфер капитала по ипотечным кредитам в размере 1,8% от портфеля (за вычетом резервов).
Этот буфер является запасом, предназначенным для покрытия потенциальных потерь. Введение буфера сигнализирует о том, что регулятор видит риски, накопленные в этом сегменте, особенно с учетом кредитов, выданных в период ажиотажного спроса 2023–2024 годов.
Анализ качества обслуживания ипотеки:
Несмотря на позитивные структурные изменения, наблюдается некоторое ухудшение качества обслуживания ипотеки. Доля просроченных кредитов более 90 дней выросла с 0,5% на 1 апреля 2024 года до 0,9% на 1 апреля 2025 года. Этот рост обусловлен, вероятно, не рыночными кредитами, а именно теми, которые были выданы во время ажиотажного спроса (в том числе по льготным программам) менее финансово устойчивым заемщикам в конце 2023 — начале 2024 года.
Системные риски и стратегические ограничения эффективности ДКП (Критический анализ)
Эффективность ДКП Банка России в 2022–2025 гг. не может быть оценена без учета системных рисков, которые действуют как мощные ограничители на пути достижения цели 4% по инфляции.
Риск фискального доминирования: Конфликт бюджетной и денежно-кредитной политики
Ключевым ограничителем является риск фискального доминирования (Fiscal Dominance).
Этот риск возникает, когда стимулирующая налогово-бюджетная политика (увеличение государственных расходов) проводится одновременно с жесткой ДКП (высокая ключевая ставка).
Механизм конфликта:
Масштабное государственное стимулирование (например, через оборонный заказ, социальные выплаты и инфраструктурные проекты) приводит к:
- Увеличению совокупного спроса.
- Наращиванию расходов федерального бюджета, что генерирует профицит ликвидности в банковской системе (см. влияние Казначейства).
- Сохранению высокого инфляционного давления, вызванного немонетарными факторами.
В результате, Банку России приходится держать ключевую ставку на экстремально высоком уровне дольше, чем это было бы необходимо при сбалансированной фискальной политике, чтобы нейтрализовать фискальный импульс. Это ведет к устойчивой инфляции на фоне высокой ставки, что является признаком ослабления монетарного контроля.
Эмпирическое подтверждение фискального доминирования (Ключевой факт Q3 2025):
Обновленные данные Министерства финансов РФ в сентябре 2025 года подтвердили расширение фискального импульса. Внесенные поправки в бюджет предполагают, что дефицит федерального бюджета в 2025 году составит 5,74 трлн рублей (2,6% ВВП), что драматически выше первоначального плана в 1,17 трлн рублей. Это значительное расширение расходов — наряду с дополнительным ростом тарифов — вынудило Банк России пересмотреть прогноз по инфляции на конец 2025 года до 4,5–5,0% годовых, вместо цели «вблизи 4%».
Показатель | Первоначальный план (2025) | Обновленный план (Сентябрь 2025) | Отклонение |
---|---|---|---|
Дефицит бюджета (трлн руб.) | 1,17 | 5,74 | +4,57 трлн руб. |
Дефицит (% ВВП) | ~0,7% | 2,6% | Значительное расширение |
Прогноз инфляции ЦБ (конец 2025 г.) | Вблизи 4% | 4,5–5,0% | Повышение на 0,5–1,0 п.п. |
Таким образом, фискальный импульс действует как мощный инфляционный "ветер", против которого ДКП приходится "плыть", используя чрезмерно жесткие монетарные инструменты.
Нестабильность инфляционных ожиданий и новый дизайн бюджетного правила
Инфляционные ожидания (ИО):
Высокая и нестабильная инфляция в предыдущие годы закрепила в сознании населения и бизнеса высокую чувствительность к краткосрочным проинфляционным факторам (например, рост тарифов, ослабление рубля).
Нестабильность ИО является системным риском, поскольку самооправдывающиеся ожидания могут превратиться в устойчивый инфляционный процесс.
В сентябре 2025 года медианная оценка инфляционных ожиданий населения на ближайшие 12 месяцев снизилась до 12,6% (с 13,5% в августе), что, тем не менее, остается на исторически высоком уровне, почти в три раза превышающем цель ЦБ РФ. При этом наблюдаемая населением инфляция в сентябре составила 14,7%. Такой разрыв и высокий уровень ИО требуют от Банка России более консервативного и решительного подхода.
Роль бюджетного правила:
Банк России рассматривает ответственное и сбалансированное бюджетное правило как необходимое условие для сохранения макроэкономической стабильности и повышения эффективности ДКП. Траектория нормализации бюджетной политики (выход на нулевой первичный структурный баланс) в 2025 году призвана существенно усилить сдерживающее влияние бюджета на инфляционные процессы.
Новый дизайн бюджетного правила (2026–2028 гг.):
В условиях геополитических изменений и изменения структуры экспорта Банк России активно участвовал в выработке новых принципов бюджетного правила. Планируемый к применению в 2026 году новый дизайн включает:
- Снижение базовой цены на нефть, используемой для расчетов, с 60 долл. до 55 долл. за баррель. Более консервативная базовая цена снижает объем нефтегазовых доходов, которые могут быть потрачены, тем самым ограничивая фискальный импульс.
- Фиксацию нененефтегазового дефицита на уровне около 5,5% ВВП в 2026 году.
Эти структурные изменения, если они будут строго соблюдаться, призваны снизить зависимость бюджета от конъюнктуры и смягчить давление фискальной политики на монетарную.
Прогнозные сценарии и предложения по совершенствованию ДКП
Сравнительный анализ сценариев ОНДКП на 2026–2028 гг.
Проект «Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики» (ОНДКП) на 2026–2028 годы включает не только Базовый сценарий, но и альтернативные, которые отражают высокую степень неопределенности в мировой и российской экономике. Сравнительный анализ этих сценариев позволяет оценить риски и потенциал ДКП.
Банк России рассматривает четыре основных сценария:
Сценарий | Инфляция (Конец 2026 г.) | Средняя Ключевая Ставка (2026 г.) | Характеристика |
---|---|---|---|
Базовый | Возврат к 4% | 12,0–13,0% | Предполагает снижение инфляции до 6–7% в 2025 г. и возврат к цели 4% в 2026 г. при сохранении жестких денежно-кредитных условий. |
Дезинфляционный | 3,0–4,0% | 10,5–11,5% | Оптимистичный. Предполагает более быстрое снижение инфляционных ожиданий и более раннюю нормализацию бюджетной политики. |
Проинфляционный | 5,0–7,0% | 14,0–16,0% | Пессимистичный. Предполагает сохранение высокого фискального импульса, дальнейшее увеличение структурных ограничений и высокий уровень ИО. Требует длительного сохранения ставки на высоком уровне. |
Рисковый | Резкий рост | Высокая волатильность | Кризисный. Предполагает ужесточение внешних условий, рецессию и возможные финансовые шоки. |
Вывод из анализа: Базовый сценарий предполагает, что жесткая ДКП (средняя ключевая ставка в 2025 году прогнозируется на уровне 18,8–19,6%) в конечном итоге победит инфляцию, но только при условии, что бюджетная политика постепенно нормализуется. «Проинфляционный» сценарий, требующий ставки до 16% в 2026 году, наглядно демонстрирует цену риска фискального доминирования.
Рекомендации по повышению устойчивости и эффективности ДКП
Для обеспечения устойчивого экономического роста при сохранении ценовой стабильности в условиях структурной трансформации, необходимо устранить ключевые ограничения, выявленные в ходе анализа:
-
Повышение скоординированности ДКП и бюджетной политики (Устранение фискального доминирования):
- Необходимо строгое соблюдение нового дизайна бюджетного правила с 2026 года и ограничение внепланового расширения государственных расходов.
- Рекомендуется ввести более жесткие правила для использования средств Фонда национального благосостояния (ФНБ), чтобы минимизировать их проинфляционное влияние на ликвидность.
-
Ревизия и адресность льготных программ (Усиление ТМ):
- Критически важно сократить долю льготных программ, которые нивелируют эффект ключевой ставки. Льготная ипотека должна быть строго адресной, ориентированной на социально незащищенные группы, а не на массовый рынок, где она лишь разгоняет цены.
- Целесообразно рассмотреть механизмы, при которых субсидирование осуществляется не через процентную ставку, а через прямые субсидии заемщикам или компенсации первоначального взноса, что позволит сохранить ценовой сигнал ключевой ставки.
-
Повышение эффективности коммуникации и управления ожиданиями:
- Учитывая исторически высокий уровень инфляционных ожиданий, Банку России следует усилить коммуникацию, объясняя не только причины повышения ставки, но и четкие критерии ее возможного снижения.
- Внедрение более прозрачных механизмов прогнозирования, включая более частый выпуск аналитических докладов, может способствовать закреплению целевых ориентиров инфляции (4%) в сознании экономических агентов.
-
Дальнейшее совершенствование МПР:
- Поддерживать жесткие МПЛ, особенно в сегментах ипотеки и необеспеченного кредитования, до тех пор, пока уровень долговой нагрузки населения не стабилизируется.
Заключение
Денежно-кредитная политика Банка России в период 2022–2025 гг. продемонстрировала приверженность режиму инфляционного таргетирования, эффективно используя ключевую ставку для борьбы с инфляционным давлением. Было установлено, что трансмиссионный механизм сохраняет свою работоспособность: депозитный канал показал высокую эффективность, обеспечив переток 2,0 трлн рублей на срочные вклады в I квартале 2025 года, а кредитный канал продемонстрировал сдерживающий эффект, выразившийся в снижении выдач необеспеченных кредитов на 10,3% в сентябре 2025 года. Параллельно, макропруденциальное регулирование доказало свою результативность, резко снизив долю рискованной ипотеки (с ПДН > 80%) до 6% к I кварталу 2025 года.
Однако академический анализ выявил критические системные ограничения, которые ставят под угрозу достижение цели по инфляции.
-
Ослабление ТМ льготными программами: Доминирование льготной ипотеки (84% рынка) нивелирует сдерживающий эффект высокой ключевой ставки, поддерживая инфляционный спрос в строительстве.
-
Риск фискального доминирования: Главным вызовом является конфликт монетарной и фискальной политики. Расширение дефицита федерального бюджета до 5,74 тлрн рублей (2,6% ВВП) в 2025 году является прямым проинфляционным импульсом, вынуждающим ЦБ РФ держать ставку на неоптимально высоком уровне.
-
Нестабильность инфляционных ожиданий: Инфляционные ожидания населения остаются высокими (12,6% в сентябре 2025 г.), что закрепляет инфляцию на структурном уровне.
Для достижения устойчивого экономического роста и цели 4% в среднесрочной перспективе, необходима более высокая степень координации между ДКП и бюджетной политикой, а также критическая ревизия неадресных льготных программ. Успешная реализация нового дизайна бюджетного правила и поддержание жестких макропруденциальных лимитов являются ключевыми условиями для повышения устойчивости и эффективности ДКП Банка России в условиях продолжающейся структурной трансформации экономики РФ.
Список использованной литературы
- Дановский, С. Л. Социальная и психологическая характеристика последствий денежно-кредитной политики // Социологические исследования. 2012. №5. С. 82-89.
- Каменский, В. А. Основы социальной экономики. Москва: ЗАО издательство «Экономика», 2010. 951 с.
- Кейнс, Д. М. Общая теория занятости, процента и денег. Москва: Прогресс, 2014. С. 78.
- Павлен, П. Д. Технологии денежной работы в различных сферах жизнедеятельности: учеб. пособие / под ред. П. Д. Павлена. Москва: ИНФРА-М, 2009. 379 с.
- Райзберг, Б. А. Современный экономический словарь. Москва, 2010. С. 354.
- Маллаева, М. И. Денежно-кредитная политика: особенности, последствия, меры по преодолению // Вопросы экономики. 2011. №3. С. 6-10.
- Нанавян, А. М. Кредитная политика в России: риски и экономические последствия // Экономическая наука современной России. 2012. №4. С. 70–78.
- Степин, Е. И. Механизмы воздействия денежно-кредитной политике в России // Экономика. 2012. №3. С. 87-94.
- Геращенко, В. В. О денежно-кредитной политике и ходе реструктуризации банковской системы // Деньги и кредит. 2014. №6. С. 5-13.
- Лунтовский, Г. И. Современное состояние корпоративного управления в кредитных организациях Российской Федерации и перспективы его совершенствования // Деньги и кредит. 2013. №2.
- Ермилов, В. Г. Проблемы доходной базы бюджетов субъектов Федерации // Финансы. 2013. №8. С. 23-27.
- Ершов, М. Банковская система и развитие российской экономики // МЭиМО. 2014. №3. С. 28-35.
- Захаров, В. С. О рисках банковской системы // Деньги и кредит. 2014. №3. С. 6-10.
- Иванов, Ю. О показателях экономического благосостояния // Вопросы экономики. 2014. №2. С. 93–95.
- Крупнов, Ю. С. О сущности, функциях и некоторых тенденциях развития центральных банков // Финансы и кредит. 2013. №15. С. 2-19.
- Мурычев, Н. Российский банковский сектор: консолидации и корпоративное управление // Вопросы экономики. 2012. №5. С. 65-76.
- Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2025 год и период 2026 и 2027 годов // Банк России. URL: https://www.cbr.ru/ (дата обращения: 07.10.2025).
- Денежно-кредитная политика Центрального банка РФ на 2026 — 2028 годы: представлен проект // КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 07.10.2025).
- ДКП-2025: «в яблочко» или «в молоко»? // Эксперт РА. URL: https://raexpert.ru/ (дата обращения: 07.10.2025).
- ЦБ упростит требования к макропруденциальным лимитам для банков // Frank Media. URL: https://frankmedia.ru/ (дата обращения: 07.10.2025).
- Банк России обновил макропруденциальные лимиты (МПЛ) в отношении отдельных видов потребительских и ипотечных кредитов (займов) // КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 07.10.2025).
- Оценка каналов трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики Банка России для РФ // Высшая школа экономики. URL: https://hse.ru/ (дата обращения: 07.10.2025).
- Андрюшин, С. А. Денежно-кредитная политика Банка России в 2022–2026 гг.: системные риски, антикризисные меры и механизмы развития // Банковское дело. URL: https://bankdelo.ru/ (дата обращения: 07.10.2025).
- Денежно-кредитная политика Банка России в условиях санкционных ограничений // КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/ (дата обращения: 07.10.2025).
- ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ТРАНСМИССИОННОГО МЕХАНИЗМА В 2023–2024 ГОДАХ // Банк России. URL: https://www.cbr.ru/ (дата обращения: 07.10.2025).
- ЦБ установил макропруденциальные лимиты по рискованной ипотеке на III квартал // Interfax. URL: https://www.interfax.ru/ (дата обращения: 07.10.2025).
- Заявление Председателя Банка России Эльвиры Набиуллиной по итогам заседания Совета директоров Банка России 25 июля 2025 года // Банк России. URL: https://www.cbr.ru/ (дата обращения: 07.10.2025).
- Предварительная оценка исполнения федерального бюджета за январь-июль 2025 года // Минфин России. URL: https://minfin.gov.ru/ (дата обращения: 07.10.2025).
- ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА БАНКА РОССИИ В УСЛОВИЯХ СТРУКТУРНОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ЭКОНОМИКИ // КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/ (дата обращения: 07.10.2025).
- Антисанкционные меры 2022-2025 (специальные экономические меры и меры, направленные на поддержку бизнеса и граждан) // Гарант. URL: https://www.garant.ru/ (дата обращения: 07.10.2025).