РЕЛЕВАНТНЫЙ ФАКТ: По состоянию на первое полугодие 2025 года, доля десяти крупнейших банков в общих активах российского банковского сектора превысила критическую отметку в 80,9%, что свидетельствует о беспрецедентном уровне концентрации капитала и системного риска на отечественном финансовом рынке.
В условиях продолжающейся структурной трансформации экономики, вызванной геополитическими сдвигами и санкционным давлением, кредитная система Российской Федерации выступает в роли ключевого элемента, обеспечивающего финансовую устойчивость и перенаправление потоков капитала. Настоящее исследование направлено на комплексный анализ текущего состояния (октябрь 2025 г.) кредитной системы РФ, выявление ключевых проблем, сформированных на макроэкономическом и регуляторном уровнях, и определение стратегических направлений ее развития до 2030 года.
Целью работы является получение глубокого, академически обоснованного знания об институциональной структуре, истории антикризисного регулирования и перспективах совершенствования кредитной системы России. Для достижения поставленной цели решаются задачи, связанные с анализом правовой базы (ФЗ № 86-ФЗ, ФЗ № 177-ФЗ), актуальных статистических данных (отчетность Банка России за I полугодие 2025 г.) и стратегических документов (ДКП 2025–2027, Стратегия развития финансового рынка до 2030 года).
Работа имеет трехчастную структуру: теоретико-правовая основа, историко-аналитическая ретроспектива и проблемно-рекомендательная глава. Методологической основой служат методы системного анализа, статистических группировок и факторного анализа, опирающиеся на официальные данные Центрального банка РФ.
Глава 1. Теоретико-правовые основы и институциональная структура кредитной системы РФ
Понятие и сущность кредитной системы: двухуровневая модель
Кредитная система представляет собой совокупность кредитно-финансовых институтов, опосредующих движение кредитных ресурсов, а также форм и методов кредитных отношений. В соответствии с современными академическими источниками и практикой Банка России, кредитная система РФ имеет четко выраженную двухуровневую структуру.
На верхнем уровне находится Центральный банк Российской Федерации (Банк России) — главный регулятор и надзорный орган, выполняющий роль «банка банков». Его деятельность не ориентирована на извлечение прибыли; ключевая цель — обеспечение стабильности финансовой системы. И что из этого следует? Это означает, что все решения ЦБ РФ, включая установление ключевой ставки, всегда подчинены не коммерческим интересам, а макроэкономической стабилизации, что критически важно для понимания логики денежно-кредитной политики.
Инвестиционная политика страховых компаний РФ в 2024–2025 гг.: ...
... стало резкое ужесточение денежно-кредитной политики Банка России. Воздействие исторического максимума ключевой ставки ЦБ Для борьбы с инфляцией Банк России последовательно повышал ключевую ставку, ... инвестиционных ограничений и сохранностью активов Банк России ввел обязательное привлечение специализированного депозитария. Роль специализированного депозитария в системе пруденциального надзора ЦБ РФ ...
Нижний уровень включает все остальные кредитные организации, которые разделяются на две основные группы:
- Коммерческие банки (на октябрь 2025 года их число составляет 306), осуществляющие широкий спектр банковских операций, включая привлечение вкладов физических и юридических лиц и кредитование.
- Небанковские кредитные организации (НКО), имеющие ограниченный перечень операций, установленный лицензией ЦБ РФ.
Таким образом, кредитная система РФ выполняет три ключевые функции в экономике: аккумуляцию временно свободных денежных средств; их трансформацию в кредиты, направляемые в реальный сектор; и осуществление денежно-кредитного регулирования. Роль нижнего уровня в трансформации средств приобретает особое значение в условиях жесткой ДКП.
Правовой статус и функции Банка России в современных условиях
Правовой статус Банка России определяется Федеральным законом № 86-ФЗ от 10.07.2002 г. «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Он обладает особым публично-правовым статусом, являясь независимым органом.
Ключевыми целями деятельности ЦБ РФ являются:
- Защита и обеспечение устойчивости рубля, что реализуется через политику таргетирования инфляции (целевой ориентир — вблизи 4%).
- Развитие и укрепление банковской системы РФ.
- Обеспечение стабильности и развитие финансового рынка в целом.
Центральный банк осуществляет монопольную эмиссию наличных денег, является кредитором последней инстанции, устанавливает обязательные нормативы для кредитных организаций и осуществляет банковский надзор.
Новая функция: Цифровой рубль. Существенным изменением в полномочиях ЦБ РФ, отражающим современные тенденции, стало включение с 24 июля 2023 года функции по организации и обеспечению функционирования платформы цифрового рубля (п. 4.2 ст. 4 ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»).
Это свидетельствует о переходе к разработке и внедрению национальной цифровой валюты, которая, согласно планам, должна стать третьей формой денег наряду с наличными и безналичными.
Классификация и особенности деятельности небанковских кредитных организаций (НКО)
Небанковские кредитные организации играют важную, хотя и узкоспециализированную, роль в структуре кредитной системы, дополняя деятельность банков. По состоянию на октябрь 2025 года в РФ действуют 44 НКО.
Классификация НКО основана на перечне разрешенных им банковских операций:
| Тип НКО | Основные разрешенные операции | Ключевое ограничение |
|---|---|---|
| Расчетные НКО | Открытие и ведение банковских счетов юридических лиц, осуществление расчетов. | Запрещено привлекать вклады и кредитовать. |
| Платежные НКО (ПНКО) | Осуществление переводов денежных средств без открытия счетов. | Не имеют права привлекать вклады или кредитовать (кроме кредитования в рамках расчетов). |
| Депозитно-кредитные НКО (НДКО) | Привлечение денежных средств во вклады, размещение их от своего имени и за свой счет. | Имеют право привлекать средства во вклады ТОЛЬКО от юридических лиц. |
| Центральные контрагенты | Выполнение функций центрального контрагента на финансовом рынке. | Специализированный вид деятельности. |
Ключевой особенностью, отличающей НДКО от коммерческих банков, является строгий запрет на привлечение денежных средств физических лиц во вклады. Это ограничение служит регуляторным барьером, снижающим системные риски, связанные с потенциальной неплатежеспособностью таких институтов, поскольку средства населения находятся под особой защитой в рамках системы страхования вкладов (ССВ).
Глава 2. Историко-аналитическая ретроспектива и уроки антикризисного регулирования (1998–2024 гг.)
Эволюция банковского надзора и системы гарантирования вкладов (2000-е годы)
Развитие кредитной системы РФ с начала 2000-х годов было отмечено необходимостью преодоления последствий кризиса 1998 года. Выявил этот кризис структурную слабость банковского сектора, его чрезмерную вовлеченность в спекулятивные операции на финансовом рынке и недостаточное кредитование реального сектора.
Реформа банковской системы, инициированная в начале 2000-х, фокусировалась на трех ключевых направлениях:
- Ужесточение требований к капиталу и ликвидности для повышения финансовой устойчивости.
- Централизация банковского надзора в рамках Банка России.
- Введение механизма защиты интересов вкладчиков.
Наиболее значимым этапом стало принятие Федерального закона № 177-ФЗ от 23 декабря 2003 года «О страховании вкладов в банках Российской Федерации». Создание Агентства по страхованию вкладов (АСВ) и обязательное участие банков в ССВ радикально изменило ландшафт рынка, повысив доверие населения к банковской системе и заложив основу для планомерной «чистки» рынка от недобросовестных и нежизнеспособных институтов. С этого момента регулятор получил мощный инструмент для санирования и вывода с рынка проблемных банков. Высокая концентрация капитала, наблюдаемая сегодня, является отчасти следствием этой «чистки» рынка, которая привела к укрупнению игроков.
Анализ антикризисных мер в условиях геополитических и санкционных шоков (2014, 2022–2024 гг.)
Российская кредитная система неоднократно подвергалась проверке на прочность в условиях внешних шоков.
Кризис 2014–2015 гг.: Переход ЦБ РФ к политике таргетирования инфляции совпал с резким падением цен на нефть и введением первых секторальных санкций. Этот период продемонстрировал, что недостаточная скоординированность денежно-кредитной политики (резкое повышение ключевой ставки) и макропруденциального регулирования может привести к дестабилизации. Высокая ставка, призванная снизить инфляцию, одновременно привела к замедлению кредитования и росту кредитных рисков.
Кризис 2022 года и последующие годы: Введение беспрецедентных санкций в феврале-марте 2022 года стало наиболее существенным вызовом. Регулятор был вынужден оперативно принимать жесткие меры для стабилизации валютного рынка и предотвращения оттока капитала:
- Резкое повышение ключевой ставки (до 20%) для сдерживания инфляционных и девальвационных ожиданий.
- Ограничение на движение капитала: Введение лимита на вывоз наличной иностранной валюты и денежных инструментов свыше $10 000 (с 2 марта 2022 г.).
- Обязательство экспортеров продавать валютную выручку (Указ Президента РФ № 79 от 28 февраля 2022 г.), которое, хотя и было временно отменено, вновь вводилось для крупнейших экспортеров с октября 2023 года.
Урок, извлеченный из этого периода, заключался в том, что в условиях внешних шоков антикризисные регулятивные меры (предоставление временных послаблений для банков) должны быть максимально сонаправлены с жесткой денежно-кредитной политикой для достижения быстрого стабилизационного эффекта. Но возникает вопрос: насколько эффективно антикризисные меры, основанные на экстренном вмешательстве, способны подготовить систему к долгосрочной изоляции?
Выводы из кризиса 2022 года: фокус на суверенитете и риск-менеджменте
Кризис 2022 года выявил критическую зависимость российского финансового сектора от иностранной инфраструктуры, включая расчетные системы, программное обеспечение и валюты недружественных стран.
Ключевой вывод, сформулированный Банком России по результатам анализа посткризисного периода 2022–2024 гг., состоит в необходимости заблаговременного ограничения экспозиции финансового сектора на иностранную инфраструктуру. Риски, связанные с отключением от глобальных систем и блокировкой активов, перевесили выгоды от диверсификации.
Это требование трансформировалось в стратегический вектор на достижение технологического и финансового суверенитета, который включает:
- Ускоренное развитие национальной платежной системы.
- Переход к расчетам в национальных валютах дружественных стран.
- Развитие отечественных решений в области финансового ПО и кибербезопасности.
Таким образом, уроки 2022 года сместили приоритеты регулирования с исключительно макроэкономической стабильности на укрепление структурной устойчивости системы к внешним, неэкономическим шокам.
Глава 3. Актуальные макроэкономические проблемы и стратегические приоритеты развития в 2025–2030 гг.
Структурные проблемы рынка: высокая концентрация капитала и кредитных рисков (данные 2025 г.)
В 2025 году кредитная система РФ столкнулась с обострением структурных проблем, прежде всего — с критически высокой концентрацией капитала. Сокращение числа действующих кредитных организаций (до 306 банков и 44 НКО на начало октября 2025 года) сопровождается концентрацией активов в руках крупнейших игроков.
Концентрация активов: Доля топ-10 банков в активах банковского сектора, которая в 2021 году составляла 76,6%, в первом полугодии 2025 года достигла 80,9%. Этот рост обусловлен как естественной миграцией клиентов к наиболее устойчивым и технологичным системно значимым кредитным организациям (СЗКО), так и активными сделками слияния и поглощения (M&A).
Концентрация рисков: Рост концентрации активов неизбежно влечет за собой увеличение концентрации кредитных рисков. По данным Банка России, концентрация кредитных рисков в банках из топ-10 достигла рекордного уровня в I полугодии 2025 года, составив 316% по нормативу максимального размера крупных кредитных рисков (Н7), что на 65 процентных пунктов выше показателя конца 2024 года. Какой важный нюанс здесь упускается? Данный уровень концентрации означает, что потенциальный дефолт одного или нескольких ключевых корпоративных заемщиков в крупнейших банках способен вызвать цепную реакцию, многократно превышающую способность регулятора к оперативному реагированию без системного кризиса.
Таблица 1. Концентрация активов и рисков в банковском секторе РФ (2021–2025 гг.)
| Показатель | 2021 г. (конец) | 2024 г. (конец) | 2025 г. (I полугодие) |
|---|---|---|---|
| Доля активов топ-10 банков, % | 76,6% | ~79,5% | 80,9% |
| Концентрация кредитных рисков (Н7), % (топ-10) | Н/Д | ~251% | 316% |
| Количество действующих банков | ~360 | 308 | 306 |
Высокая концентрация создает системные риски, при которых проблемы одного или нескольких крупнейших игроков могут привести к каскадному эффекту и дестабилизации всей финансовой системы.
Анализ динамики кредитных портфелей и роль макропруденциального регулирования
В 2025 году динамика кредитных портфелей определяется жесткими денежно-кредитными условиями (ДКУ), поддерживаемыми Банком России для достижения цели по инфляции.
Корпоративное кредитование:
Прогноз ЦБ РФ на 2025 год по росту корпоративного портфеля составляет 9–12%. Однако фактический прирост в I полугодии 2025 года оказался значительно ниже — всего 1,9%. Основной рост обеспечивался кредитами компаниям-экспортерам и застройщикам жилья. Примечательно, что требования к корпоративным клиентам в иностранной валюте (кредиты и облигации) выросли на 6,1%, что привело к увеличению валютизации портфеля до 11,9% к 1 июля 2025 года, несмотря на общий курс на дедолларизацию. Это отражает необходимость финансирования внешнеэкономической деятельности и использования дружественных валют.
Розничное кредитование:
Рост замедлился до прогнозного уровня 1–4% (в сравнении с двузначными показателями предыдущих лет).
Замедление является прямым следствием политики макропруденциальных ограничений, активно применяемых ЦБ РФ. Банки были вынуждены сформировать значительный макробуфер в объеме 1,2 трлн рублей к концу I квартала 2025 года. Эти ограничения направлены на предотвращение формирования «пузырей» в необеспеченном потребительском кредитовании и ипотеке с высоким уровнем долговой нагрузки (ПДН) заемщиков.
Ипотека:
Ожидается рост в пределах 3–6%. Рынок ипотеки критически зависит от государственных субсидированных программ: около 85% объема выдач в 2025 году приходится именно на льготные программы, что делает данный сегмент рынка крайне чувствительным к изменениям государственной жилищной политики. Но может ли рынок ипотеки, настолько зависимый от бюджетных субсидий, считаться в долгосрочной перспективе устойчивым и самодостаточным?
Проблемы регулирования небанковского сектора: банки-маркетплейсы и системная значимость
Быстрое развитие финтех-компаний, особенно связанных с крупными маркетплейсами, создает новые вызовы для регулятора. Эти структуры часто предлагают кредитные услуги через дочерние небанковские структуры (МФО, BNPL-сервисы), обходя традиционное банковское регулирование.
В 2025 году активно обсуждается вопрос о включении банков маркетплейсов в список Системно Значимых Кредитных Организаций (СЗКО).
Дискуссия обусловлена следующими факторами:
- Масштаб и охват: По количеству открытых электронных кошельков и карт, банки маркетплейсов уже формально входят в топ-5 крупнейших финансовых институтов страны.
- Риски: Их быстрое проникновение в сегмент розничного кредитования, зачастую с использованием упрощенных скоринговых моделей (BNPL), требует комплексного надзора, который охватывал бы не только банк, но и всю его финансовую экосистему.
Включение таких структур в список СЗКО будет означать ужесточение требований к их капиталу, ликвидности и риск-менеджменту, что является необходимым шагом для обеспечения финансовой стабильности в условиях цифровой трансформации рынка.
Глава 4. Денежно-кредитная политика и направления совершенствования кредитной системы РФ
ДКП 2025–2027: подде��жание высокой ключевой ставки и отмена антикризисных мер
Денежно-кредитная политика Банка России на период 2025–2027 годов остается жесткой и нацеленной на возвращение инфляции к целевому уровню 4%.
Базовый сценарий ДКП:
Для достижения цели по инфляции ЦБ РФ прогнозирует поддержание высокой ключевой ставки. Средняя ключевая ставка в 2025 году прогнозируется на уровне 14–16%. Такая политика предполагает замедление кредитной активности, но обеспечивает макроэкономическую стабилизацию.
Отмена антикризисных мер:
С целью возврата кредитных рисков к предкризисному уровню и повышения прозрачности финансового сектора, с 1 января 2025 года Банк России приступает к планомерной отмене ряда антикризисных регуляторных послаблений, введенных в 2022 году.
Ключевые отменяемые меры включают:
- Отмена льготного риск-веса (50%) при расчете нормативов концентрации по заемщикам, находящимся под санкциями. Это заставит банки формировать более высокие резервы и снизит стимул к чрезмерному кредитованию ограниченного круга клиентов.
- Отмена возможности не ухудшать оценку ссуд из-за ухудшения финансового положения заемщиков вследствие санкций.
Однако ряд мер поддержки, связанных с информационной безопасностью, продлевается. Например, до 31 декабря 2025 года продлевается право банков не раскрывать информацию, чувствительную к санкционному риску (о структуре собственности и должностных лицах), поскольку защита данных клиентов и самой системы от внешнего вмешательства является приоритетом.
Стратегические направления: цифровизация и обеспечение технологического суверенитета
Стратегические приоритеты развития кредитной системы РФ до 2030 года закреплены в «Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации до 2030 года» и направлены на повышение конкурентоспособности и устойчивости в условиях глобальных ограничений.
Ключевое направление — Цифровизация:
Банк России активно внедряет стандарты для развития обмена данными. Центральным элементом является развитие Открытых API (Application Programming Interface). Разработанные ЦБ и АФТ Стандарты безопасности Открытых API, основанные на гармонизированном международном стандарте FAPI (Financial-grade API) с использованием отечественной криптографии, вступают в силу с 1 января 2025 года в качестве рекомендательных. Внедрение открытых API позволяет банкам и финтех-компаниям безопасно обмениваться данными (с согласия клиента) и ускорять разработку инновационных финансовых продуктов.
Технологический суверенитет:
Приоритет отдается развитию и адаптации отечественных технологий, оборудования и программного обеспечения. Это реализуется в рамках национального проекта «Эффективная и конкурентная экономика» (2025–2030), который предусматривает меры субсидирования и поддержки для МСП, включая размещение ценных бумаг на инвестиционных платформах.
Пути повышения доступности кредита и поддержка приоритетных секторов
В условиях жесткой ДКП, регулятор использует точечные инструменты для повышения доступности кредитования приоритетных отраслей.
Поддержка МСП: Повышение доступности финансовых услуг для малого и среднего предпринимательства является ключевым приоритетом ЦБ на 2025–2027 годы.
Основным инструментом является Программа стимулирования кредитования МСП («Программа 1764»), реализуемая Банком России совместно с Корпорацией «МСП». Совокупный лимит программы составляет 320 млрд рублей (на срок до трех лет) и направлен на предоставление кредитов по льготной ставке для инвестиционных и оборотных целей.
Льготное рефинансирование: Использование механизмов льготного рефинансирования позволяет банкам снижать стоимость кредитов для конечных заемщиков в стратегически важных отраслях (жилищное строительство, сельское хозяйство, высокотехнологичный сектор), частично компенсируя эффект высокой ключевой ставки. Это — наиболее действенный инструмент, позволяющий избежать полного «замораживания» экономики в период действия жесткой ДКП.
Таблица 2. Стратегические приоритеты развития кредитной системы РФ (2025–2030 гг.)
| Приоритетное направление | Механизм реализации | Целевой результат |
|---|---|---|
| Финансовый суверенитет | Развитие национальной платежной инфраструктуры, импортозамещение ПО. | Снижение зависимости от внешних геополитических рисков. |
| Цифровизация | Внедрение стандартов Открытых API (FAPI), развитие платформы цифрового рубля. | Повышение конкуренции, ускорение внедрения финтех-инноваций. |
| Поддержка МСП и отраслей | Программа 1764 (лимит 320 млрд руб.), льготное рефинансирование. | Стимулирование инвестиционной активности в приоритетных секторах экономики. |
| Регулирование (риски) | Включение банков-маркетплейсов в СЗКО, отмена регуляторных послаблений. | Повышение прозрачности и снижение системной концентрации рисков. |
Заключение
Кредитная система Российской Федерации в 2025 году находится в состоянии глубокой структурной трансформации, вызванной необходимостью адаптации к жестким макроэкономическим условиям и беспрецедентному внешнему давлению. Достижение целей курсовой работы позволило получить следующие ключевые выводы.
- Институциональная устойчивость: Двухуровневая кредитная система, основанная на строгой правовой базе (ФЗ «О Центральном банке», ФЗ «О страховании вкладов»), демонстрирует высокую степень управляемости. Роль Банка России как мегарегулятора усиливается за счет новых функций, включая организацию платформы цифрового рубля.
- Уроки антикризисного регулирования: Опыт кризисов 2014 и 2022 годов подтвердил критическую важность скоординированной ДКП и макропруденциального регулирования. Ключевой вывод из постсанкционного периода — необходимость достижения финансового и технологического суверенитета, что требует заблаговременного ограничения экспозиции на иностранную финансовую инфраструктуру.
- Актуальные структурные проблемы: Главным вызовом 2025 года является критическая концентрация банковского капитала (доля топ-10 банков превысила 80,9%) и связанное с этим нарастание кредитных рисков (Н7 достиг 316%).
Кроме того, быстрое развитие банков-маркетплейсов и их небанковских структур требует скорейшего комплексного надзора, что подтверждается обсуждением их включения в список СЗКО.
- Стратегические приоритеты: Денежно-кредитная политика на 2025 год остается жесткой (средняя ключевая ставка 14–16%), что сдерживает общий рост кредитования. В то же время, стратегическое развитие до 2030 года сосредоточено на цифровизации (внедрение Открытых API) и целевой поддержке приоритетных секторов (Программа 1764 с лимитом 320 млрд рублей для МСП).
Таким образом, устойчивость кредитной системы РФ в ближайшие годы будет зависеть от способности ЦБ РФ тонко балансировать между жесткой монетарной политикой, направленной на подавление инфляции, и избирательными регуляторными мерами, стимулирующими переориентацию кредитных потоков в стратегически важные сектора экономики и укрепляющими технологический суверенитет.
Список использованной литературы
- Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ (ред. от 31.07.2025) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».
- Федеральный закон от 02 декабря 1990 г. №395-1 «О банках и банковской деятельности» (в ред. ФЗ от 27.12.2009 N 352-ФЗ).
- Федеральный закон от 18 июля 2009 г. N 190-ФЗ «О кредитной кооперации».
- Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2025 год и период 2026 и 2027 годов / Банк России.
- Основные направления развития финансовых технологий на период 2025–2027 годов / Банк России.
- Основные направления повышения доступности финансовых услуг в Российской Федерации на период 2025–2027 годов / Банк России.
- Официальное разъяснение Банка России от 12.02.2025 № 1-ОР.
- Банковский сектор по итогам I квартала 2025 года: холодная весна 25-го // Эксперт РА.
- Банк России назвал четыре главных вывода из кризиса 2022 года // Финам. 24.06.2024.
- Владимирова М.П., Козлов А.И. Деньги, кредит, банки: учебное пособие. 2-е изд., стер. Москва: КНОРУС, 2006. 288 с.
- Галицкая С.В. Деньги. Кредит. Финансы: Учебник. Москва: Изд-во Эксмо, 2005. 496 с.
- Глушкова Н.Б. Банковское дело: Учебное пособие. Москва: Академический Проект; Альма Матер, 2005. 432 с.
- Грачева М.В. Банковская система в развитых странах: некоторые проблемы цифровых технологий. Москва: Ось-89, 2003.
- Деньги. Кредит. Банки: Учебник / под ред. Г.Н. Белоглазовой. Москва: Высшее образование, 2009. 392 с.
- Доля топ-10 банков впервые превысила 80% в активах — «Эксперт РА» // Frank Media.
- ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА БАНКА РОССИИ В УСЛОВИЯХ СТРУКТУРНОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ЭКОНОМИКИ // КиберЛенинка.
- Ключевые проблемы развития банковской системы России в 2000-2013 гг. // КиберЛенинка.
- Количественные характеристики банковского сектора Российской Федерации / Банк России.
- Количество банков в России на конец года — финансовый кризис, уставной капитал и численность банков. URL: http://www.bankirsha.com
- Меры поддержки от ЦБ: чего ждать в 2025 году // Сфера.
- Небанковские кредитные организации / Банк России.
- Обзор ЦБ о развитии банковского сектора: главное о кредитовании за июнь // Альфа Инвестор.
- Обзор ЦБ о развитии банковского сектора: главное о кредитовании за апрель // Альфа Инвестор.
- Общая информация об АРБ. URL: http://www.arb.ru
- Портной М.А. Учебное пособие по курсу «Финансы и кредит». Москва: Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, 2003. 285 с.
- Сальников С.В. Факторы развития банковской деятельности в России. URL: http://nbene. narod.ru
- Сбер поддержал идею включить банки маркетплейсов в число системно значимых организаций // Финансы Mail.
- Сведения о проведении ликвидационных мероприятий в кредитных организациях с отозванными лицензиями на осуществление банковских операций (не исключенных из ЕГРЮЛ) по состоянию на 01.10.2010 / Банк России.
- Свиридов О.Ю. Деньги, кредит, банки: Учебное пособие. Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004. 480 с.
- Сводная статистическая информация по крупнейшим банкам по состоянию на 1 сентября 2010 года / Банк России, 2010.
- Статистический сборник. Россия в цифрах 2010. Москва: Росстат, 2010. 558 с.
- Стратегия ЦБ на 2025-2027 годы: о чем нужно знать банкам // iDSystems.
- Уразова С.А. Эволюция банковских систем и тенденции их дальнейшего развития // Евразийский международный научно-аналитический журнал Проблемы современной экономики. 2007. N 3 (23).
- Число действующих в России кредитных организаций уменьшилось. URL: http://www.m3m.ru