Кредитование субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации (2023–2025 гг.): анализ динамики, рисков и направлений совершенствования

Курсовая работа

Вклад сектора малого и среднего предпринимательства (МСП) в российскую экономику по итогам 2024 года достиг рекордного показателя в 22% ВВП (около 35 трлн рублей).

Однако этот показатель остается существенно ниже целевого ориентира Национального проекта «Малое и среднее предпринимательство», который предусматривает доведение доли МСП до 32,5% ВВП. Этот разрыв в 10,5 процентных пункта подчеркивает острую необходимость в эффективном и доступном финансовом обеспечении сектора, где банковское кредитование играет решающую роль.

Введение

Настоящая работа посвящена деконструкции современного механизма банковского кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации в период 2023–2025 гг. В условиях ужесточения денежно-кредитной политики и сохранения высокой ключевой ставки Банка России (ЦБ РФ), а также на фоне продолжающейся структурной трансформации экономики, вопрос финансовой устойчивости и инвестиционной активности МСП приобретает стратегическое значение.

Актуальность темы определяется двуединой задачей: с одной стороны, необходимо обеспечить финансовую поддержку операционной деятельности МСП для поддержания их выживаемости; с другой — стимулировать долгосрочное инвестиционное кредитование для достижения национальных целей по росту ВВП и технологическому суверенитету. Ограниченный доступ к финансированию и высокий уровень кредитного риска остаются ключевыми барьерами, преодоление которых требует не только государственных гарантий, но и глубокой перестройки банковских процессов и регуляторных подходов.

Цель исследования состоит в проведении глубокого, фактологически обоснованного анализа текущего состояния, динамики и структуры кредитного портфеля МСП, критической оценке системных рисков и эффективности государственных программ, а также в разработке конкретных предложений по совершенствованию системы кредитования МСП в среднесрочной перспективе.

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

  1. Раскрыть нормативно-правовую базу, определяющую критерии МСП, и оценить их макроэкономическую роль.
  2. Провести структурный анализ динамики кредитного портфеля, выделяя влияние сегмента «квазиМСП».
  3. Идентифицировать ключевые системные риски и проанализировать эффективность механизмов их минимизации, включая последние регуляторные новации ЦБ РФ.
  4. Критически оценить распределение средств в рамках государственных программ поддержки.
  5. Разработать предложения по устранению барьеров, препятствующих финансированию инновационных проектов и стартапов.

Структура работы включает теоретическую главу, посвященную основам кредитования МСП; аналитическую главу, раскрывающую динамику и управление рисками портфеля (2023–2025 гг.); и практическую главу, содержащую критический анализ проблем и конкретные предложения по совершенствованию системы.

6 стр., 2789 слов

Управление кредитным риском потребительского кредитования Банка ...

... в условиях растущего регуляторного давления? Анализ структуры и динамики кредитного портфеля потребительского кредитования Банка ВТБ (ПАО) Глубокий эконометрический анализ деятельности Банка ВТБ ... и финансовый результат. Оценка ключевых факторов риска потребительского кредитования ВТБ Текущее состояние кредитного портфеля ВТБ формируется под действием сложного комплекса внутренних и ...

Глава 1. Теоретико-методологические основы кредитования МСП в России

Нормативно-правовые критерии и роль МСП в экономике

Основополагающим элементом для понимания сектора МСП является четкое нормативное определение его субъектов, закрепленное в Федеральном законе от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (ст. 4).

Критерии отнесения к субъектам МСП

Правовой статус субъекта МСП присваивается зарегистрированным хозяйственным обществам, товариществам, партнерствам, кооперативам, крестьянским (фермерским) хозяйствам и индивидуальным предпринимателям, которые одновременно соответствуют трем ключевым требованиям:

  1. Требования к структуре капитала: Суммарная доля участия государства, общественных и благотворительных фондов не должна превышать 25%. Доля участия иностранных юридических лиц и юридических лиц, не являющихся МСП, не должна превышать 49%.
  2. Требования к среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год:
    • Микропредприятия: до 15 человек.
    • Малые предприятия: от 16 до 100 человек.
    • Средние предприятия: от 101 до 250 человек.
  3. Требования к доходу (выручке) от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС за предшествующий календарный год (данные 2024 года):
    • Микропредприятия: до 120 млн рублей.
    • Малые предприятия: до 800 млн рублей.
    • Средние предприятия: до 2 млрд рублей.

Макроэкономическая роль и целевые ориентиры

Сектор МСП является критически важным для диверсификации экономики и создания рабочих мест. По итогам 2024 года, согласно данным Минэкономразвития РФ, вклад МСП в ВВП России достиг 22% (35 трлн рублей), что является значимым достижением с 2018 года. Однако этот показатель должен рассматриваться в контексте стратегических национальных целей: целевой ориентир Национального проекта «Малое и среднее предпринимательство» предусматривает доведение доли МСП в ВВП до 32,5% по итогам 2024 года. Разрыв между фактическим результатом (22%) и целью (32,5%) свидетельствует о том, что для достижения стратегических задач необходим существенный приток инвестиций и кредитных ресурсов, который текущая банковская система обеспечивает лишь частично.

Обзор банковских продуктов и требований к заемщикам

Банковские продукты, предлагаемые для МСП, отличаются высокой вариативностью, поскольку они должны удовлетворять разнонаправленным потребностям: от поддержания текущей ликвидности до финансирования капитальных затрат.

Ключевые виды кредитных продуктов для МСП

Тип продукта Цель финансирования Особенности и риски
Овердрафт Покрытие краткосрочных кассовых разрывов, поддержание ликвидности. Краткосрочный, беззалоговый (или под поручительство), высокая ставка, риск операционной зависимости.
Оборотный кредит (Бизнес-кредиты) Пополнение оборотных средств (закупка сырья, товаров, оплата счетов). Среднесрочный (до 1-3 лет), часто требует обеспечения. Самый популярный продукт (29% в 2024 г.).
Инвестиционный кредит Финансирование капитальных затрат (покупка оборудования, недвижимости, модернизация). Долгосрочный (3-7 лет), требует ликвидного залога и детального бизнес-плана. Доля в льготном кредитовании низка (30% в 2024 г.).
Экспресс-кредит Небольшие суммы, быстрое решение (цифровой скоринг). Срок до 1 года, повышенная ставка, упрощенные требования к отчетности.
Кредитная линия (Возобновляемая) Гибкое управление ликвидностью в рамках установленного лимита. Удобство, возможность многократного использования (16% в 2024 г. в структуре продуктов).

Требования к заемщикам в ведущих банках

Требования банков-лидеров рынка (ПАО «Сбербанк», АО «Альфа-Банк», ПАО «Промсвязьбанк») унифицированы, но имеют различия в деталях, связанных с внутренней методологией оценки кредитного риска (ВБОК):

  1. Срок ведения деятельности: Как правило, не менее 6–12 месяцев с момента регистрации. Для инвестиционных кредитов предпочтителен срок 1–2 года.
  2. Финансовая устойчивость: Требование безубыточности за последний отчетный период, положительный денежный поток, отсутствие просроченной задолженности по налогам и сборам.
  3. Обеспечение: Высока востребованность залоговых кредитов (31% в первом полугодии 2024 года).

    При отсутствии собственного ликвидного залога банки требуют поручительства собственников или использование государственных гарантий (Корпорация МСП, РГО).

  4. Комплексность оценки: Переход к цифровому андеррайтингу требует от МСП прозрачности данных и готовности к интеграции с банковскими платформами.

Глава 2. Динамика и управление системными рисками кредитного портфеля МСП (2023–2025 гг.)

Структурный анализ и динамика кредитного портфеля

Период 2023–2025 гг. характеризуется сложной, противоречивой динамикой на рынке кредитования МСП. Объем кредитного портфеля субъектов МСП на 1 января 2025 года достиг впечатляющих 14,5 трлн рублей, что свидетельствует о значимости сектора для банковской системы.

Замедление темпов роста и влияние ставок

В 2024 году наблюдалось резкое замедление годового темпа прироста объема портфеля МСП до 17% (по сравнению с 29% в 2023 году).

Это охлаждение кредитной активности является прямым следствием жесткой денежно-кредитной политики ЦБ РФ. Рост ключевой ставки привел к повышению стоимости фондирования для банков, что, в свою очередь, отразилось на конечной стоимости кредита для МСП. Средняя ставка по кредитам для МСБ в первом полугодии 2024 года составила 27%, что существенно выше, чем 23% в 2023 году. При такой высокой стоимости заемных средств кредиты, не субсидируемые государством, становятся преимущественно инструментом поддержания ликвидности, а не источником долгосрочных инвестиций.

На фоне столь высоких ставок, можно ли считать, что текущие кредиты в большей степени служат для выживания, а не для развития бизнеса, и что из этого следует? Следует то, что без реформирования госпрограмм невозможно достичь целевых показателей ВВП.

Деконструкция статистики: Критический анализ «квазиМСП»

Общий рост портфеля на 17% маскирует истинную картину состояния малого и среднего бизнеса. Центральный Банк РФ и аналитические агентства отмечают значительное влияние сегмента «квазиМСП» — крупных заемщиков, которые формально подпадают под критерии МСП (например, по структуре капитала), но фактически имеют крупный кредитный лимит и низкий кредитный риск. Критически важно: на долю «квазиМСП» на 01.01.2025 приходилась половина всей задолженности в сегменте. Если исключить влияние этих крупных заемщиков, то реальный годовой темп прироста портфеля истинного малого и среднего бизнеса за 2024 год составил всего 4% (против 28% в 2023 году).

Этот факт демонстрирует, что замедление кредитной активности затронуло в первую очередь именно наиболее рисковый и чувствительный к ставкам сегмент — небольшие и средние компании.

Оценка уровня просроченной задолженности

На фоне замедления роста и ужесточения условий, удивительным является рекордно низкий уровень просроченной задолженности (ПД).

Доля ПД в портфеле кредитов МСП снизилась до 4,4% на 01.01.2025. Причины этого феномена:

  1. Качество портфеля: Банки стали более осторожно подходить к андеррайтингу, отсекая наиболее рискованных заемщиков.
  2. Госпрограммы: Активное использование льготных программ и поручительств позволило стабилизировать финансовое положение заемщиков.
  3. Очистка портфелей: Списание или реструктуризация проблемной задолженности.

Системные риски и регуляторные механизмы их минимизации

Ключевым системным риском при кредитовании МСП остается кредитный риск — вероятность невозврата основного долга и процентов. Этот риск выше, чем в сегменте крупного корпоративного кредитования, из-за меньшей прозрачности отчетности, высокой волатильности денежных потоков и ограниченного ликвидного обеспечения у малых предприятий.

Роль гарантий и поручительств

Одним из наиболее эффективных инструментов минимизации кредитного риска для банков является механизм государственных гарантий и поручительств:

  1. Региональные гарантийные организации (РГО): За 2024 год финансирование МСП под поручительства РГО достигло 392 млрд рублей, что позволяет банку снизить резервирование по кредиту и принять решение о выдаче при недостаточности залога.
  2. «Зонтичные» поручительства Корпорации МСП: С момента запуска в 2021 году этот механизм позволил малому и среднему бизнесу привлечь более 1,1 трлн рублей заемного финансирования. Его эффективность высока: на 1 рубль господдержки субъекты МСП получили 40 рублей заемного финансирования. Поручительство Корпорации МСП может покрывать до 50% от суммы кредита, снижая риск банка.

Влияние новаций ЦБ РФ с 01.01.2025

Центральный Банк РФ, стремясь оптимизировать регуляторную нагрузку и стимулировать кредитование МСП, ввел с 1 января 2025 года важные новации:

  1. Повышение лимита ВБОК: Увеличен размер ссуд МСП, кредитный риск по которым может определяться на основе внутрибанковских показателей кредитоспособности (ВБОК) без использования официальной отчетности, с 50 млн до 100 млн рублей. Это решение снижает операционную нагрузку на банки при работе со средним сегментом МСП и ускоряет процесс принятия решений.
  2. Увеличение минимального резерва: Увеличен минимальный размер резервов по необеспеченным портфелям однородных ссуд (ПОС) без просроченных платежей, оцениваемым на основе ВБОК, — с 2% до 4%. Эта мера является балансирующей: она требует от банков большего покрытия рисков (хеджирования), но одновременно стимулирует кредитование в сегменте, поскольку наличие адекватных резервов повышает устойчивость системы и позволяет банкам более уверенно работать с высокорисковыми, но перспективными заемщиками.

Роль цифровизации

Цифровизация критически важна для снижения операционного риска и повышения доступности кредитов. Использование технологий (AI, Big Data, цифровой скоринг) позволяет банкам ускорить процесс андеррайтинга, снизить затраты на сбор и анализ информации, а также оценивать не только формальную отчетность, но и поведенческие, транзакционные данные заемщика. Корпорация МСП развивает Цифровую платформу МСП.РФ, которая предоставляет доступ к мерам господдержки и упрощает взаимодействие с банками через «Цифровой профиль предпринимателя». Эффективность платформы подтверждается тем, что на август 2024 года на ней зарегистрировано свыше 900 тыс. пользователей, что свидетельствует о высоком спросе на централизованные цифровые сервисы.

Глава 3. Проблемы, барьеры и разработка предложений по совершенствованию системы

Критический анализ эффективности государственных программ поддержки

Государственные программы поддержки, реализуемые в рамках Национального проекта «Малое и среднее предпринимательство», продемонстрировали значительные количественные успехи.

Количественные результаты программ

Программа / Механизм Период Общий объем поддержки Дополнительные факты
Программа льготного кредитования 1764 С 2019 г. по 01.2025 г. Почти 4,7 трлн рублей Ключевой инструмент субсидирования ставок.
«Зонтичные» поручительства С 2021 г. Привлечено > 1,1 трлн рублей Снижение кредитного риска, покрытие до 50% кредита.
Действующий портфель льготных кредитов На 01.01.2025 г. 1,5 трлн рублей Составляет 10,7% от всего объема задолженности МСП.

Госпрограммы позволили достичь ключевой цели — увеличения занятости в сфере МСП (превысила 31 млн человек к 2023 году).

Однако анализ распределения выданных льготных средств выявляет существенную проблематику распределения средств.

Диспропорция в распределении льготных кредитов

В первом квартале 2024 года в рамках Программы «1764» льготных кредитов: 70% было направлено на оборотные цели (86 млрд рублей), и только 30% — на инвестиционные проекты (35,6 млрд рублей).

Эта диспропорция является критическим индикатором: в условиях высокой экономической неопределенности и высокой ключевой ставки, МСП используют государственную поддержку преимущественно для обеспечения операционной устойчивости (закрытие кассовых разрывов, закупка сырья), а не для стратегического развития, модернизации или расширения производственных мощностей. Таким образом, государственная поддержка сегодня эффективно работает на выживаемость, но недостаточно стимулирует инвестиционную активность и долгосрочный рост. А не означает ли это, что для достижения национальных целей нужен не просто объем денег, а жесткий контроль за их целевым инвестиционным назначением?

Барьеры в финансировании стартапов и инновационных проектов

Финансирование стартапов и инновационных проектов является наиболее уязвимым сегментом кредитования МСП, поскольку традиционные банковские модели оценки не могут адекватно оценить высокорисковые активы.

Системные барьеры со стороны банков и рынка:

  1. Высокие риски и отсутствие обеспечения: Инновационные проекты часто не имеют достаточного ликвидного залога, а их бизнес-модель не позволяет прогнозировать стабильный денежный поток. Банки, руководствуясь консервативными подходами ЦБ РФ, не готовы выдавать долгосрочные кредиты под нематериальные активы или гипотетические будущие доходы.
  2. Отсутствие спроса на инновации: На рынке сохраняется проблема отсутствия гарантированного спроса на отечественные инновации со стороны крупных российских промышленных компаний, что делает окупаемость проектов непредсказуемой.
  3. Недостаток предпринимательских компетенций: Со стороны стартапов часто наблюдается недостаток собственных средств и отсутствие среди молодых ученых и инженеров необходимых компетенций для грамотной финансовой подачи проекта и его последующей реализации.

Ограничения специализированных программ

Для высокотехнологичных компаний введена программа кредитования «Взлет — от стартапа до IPO» (реализуется через АО «МСП Банк»), которая предлагает льготную ставку 3% годовых и максимальную сумму кредита до 500 млн рублей. Несмотря на привлекательность условий, программа имеет жесткие критерии, ограничивающие доступность для ранних стадий: требуется годовая выручка не менее 100 млн рублей, и совокупный среднегодовой темп роста выручки не менее 12% годовых. Эти критерии фактически исключают из числа получателей классические стартапы на стадии посева или раннего роста, направляя поддержку уже сформировавшимся, быстрорастущим средним технологическим компаниям. Таким образом, наиболее рисковый, но потенциально прорывной сегмент остается без адекватного банковского финансирования.

Направления совершенствования банковских продуктов и регуляторной среды

Для обеспечения устойчивого роста доступности и объемов кредитования МСП, особенно в инвестиционной и инновационной сферах, необходима комплексная реформа, затрагивающая как банковские продукты, так и регуляторные подходы.

1. Стимулирование инвестиционного кредитования:

  • Целевое субсидирование: Необходимо увеличить долю субсидирования в рамках Программы 1764, направленную строго на капитальные затраты (CAPEX).

    Предлагается ввести квоту: не менее 50% всех льготных кредитов должно быть направлено на инвестиционные цели, с обязательным контролем целевого использования средств.

  • Разделение рисков: Ввести механизм, при котором государственное поручительство (Корпорация МСП) для инвестиционных кредитов МСП может покрывать до 70–80% от суммы кредита (вместо текущих 50%), при условии, что сам банк берет на себя более низкую, но более гарантированную часть риска.

2. Развитие гибких инструментов и регуляторная либерализация:

  • Разрешение инвестиций в венчур для эндаументов: Регуляторным барьером является ограниченность в гибких инструментах для управления рисковыми активами. Необходимо разрешить целевым капиталам (эндаументам) инвестировать в венчурные фонды и стартапы. Это позволит привлечь в инновационный сектор долгосрочные небанковские инвестиции, снижая нагрузку на банковский сектор.
  • Создание специализированного «Техно-скоринга»: Банкам, работающим со стартапами, следует разработать специализированные модели оценки, которые учитывают не финансовые, а технологические показатели: наличие патентов, потенциал масштабирования, компетенции команды. Эти модели могут быть частично стандартизированы ЦБ РФ для снижения регуляторного капитала, который требуется для покрытия инновационных рисков.

3. Повышение компетенций и финансовой прозрачности:

  • Обучающие программы: Интеграция в Цифровую платформу МСП.РФ обязательных обучающих модулей по финансовому планированию и подготовке инвестиционных проектов, адаптированных под требования банков.
  • Прозрачность отчетности: Продолжить усилия по цифровизации и интеграции систем (ФНС, ЦБ, банки), чтобы минимизировать операционный риск и обеспечить банкам доступ к максимально полной и актуальной информации о заемщике.

Заключение

Проведенный анализ кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации в период 2023–2025 гг. позволяет сделать ряд ключевых выводов относительно динамики, рисков и направлений развития рынка.

Синтез основных выводов:

  1. Противоречивая динамика: Несмотря на номинально высокий объем кредитного портфеля МСП (14,5 трлн рублей), темпы его роста резко замедлились (с 29% в 2023 г. до 17% в 2024 г.).

    Критический структурный анализ показал, что этот рост в значительной степени искажается доминирующим влиянием сегмента «квазиМСП» (50% портфеля).

    Реальный прирост кредитования истинного малого бизнеса составил всего 4%, что отражает сильное охлаждение кредитной активности на фоне высокой ключевой ставки (средняя ставка по кредитам МСБ достигла 27%).

  2. Эффективность управления рисками: Банковская система успешно минимизирует кредитный риск, о чем свидетельствует рекордно низкий уровень просроченной задолженности (4,4%) и активное использование государственных гарантий (1,1 трлн рублей привлечено через «зонтичные» поручительства).

    Регуляторные новации ЦБ РФ с 01.01.2025 (повышение лимита ВБОК до 100 млн руб. и увеличение минимального резерва до 4%) являются сбалансированным шагом, направленным на снижение операционной нагрузки и повышение хеджирования рисков.

  3. Недостаточная инвестиционная направленность: Государственные программы поддержки, хотя и достигли значительных объемов выдач (4,7 тлрн руб. по Программе 1764), демонстрируют существенный перекос: 70% льготных кредитов направляются на оборотные цели, что обеспечивает операционную устойчивость, но не стимулирует долгосрочные инвестиции и модернизацию.
  4. Барьеры для инноваций: Финансирование стартапов остается крайне затрудненным из-за консерватизма банков, отсутствия обеспечения и жестких критериев специализированных программ («Взлет — от стартапа до IPO» с требованием выручки от 100 млн руб.), которые не рассчитаны на ранние стадии инновационных проектов.

Резюме предложений по совершенствованию системы:

Для устранения выявленных барьеров и обеспечения устойчивого роста сектора МСП, ориентированного на инвестиции, предлагается:

  1. Рефокусировка льготного кредитования: Введение обязательной квоты в 50% льготных средств на инвестиционные цели в рамках Программы 1764, с повышением доли государственного поручительства (до 70–80%) по таким кредитам.
  2. Регуляторная либерализация для капитала: Разрешение целевым капиталам (эндаументам) инвестировать в венчурные фонды и стартапы, что откроет небанковские долгосрочные источники финансирования для высокорискового, но перспективного сегмента.
  3. Внедрение «Техно-скоринга»: Разработка банками и стандартизация ЦБ РФ методологии оценки инновационных проектов на основе технологических показателей, а не только формальной финансовой отчетности, для адекватного расчета кредитного риска.

Практическая значимость выполненной работы заключается в предоставлении актуальной, деконструированной статистики и критически обоснованных предложений, которые могут быть использованы как финансовыми институтами для корректировки кредитной политики, так и регуляторами при разработке новых мер государственной поддержки МСП.

Список использованной литературы

  1. Анализ роли и места малых и средних предприятий России: Статистическая справка по итогам 2003 г. Ресурсный центр малого предпринимательства по заказу Агентства США по Международному Развитию. М., 2004.
  2. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ КРЕДИТОВАНИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РФ (на примере МСП Банк) // Евразийский Союз Ученых.
  3. Банк России модифицирует подходы к оценке риска по ссудам МСП // Банк России. URL: https://cbr.ru/
  4. БАНКОВСКИЙ СЕКТОР // Банк России. URL: https://cbr.ru/
  5. Бюджет нацпроекта по развитию МСП в 2024 году составит 68 млрд рублей // corpmsp.ru. URL: https://corpmsp.ru/
  6. в 2024 году на развитие бизнеса предприниматели запрашивали 11,4 млн рублей // asn-news.ru. URL: https://asn-news.ru/
  7. Достаточно одной бумажки. Почему банки не жалеют средств на автоматизацию отбора заемщиков // Smart Money. 2006. N 2.
  8. Ибадова Л.Т. Правовые проблемы банковского кредитования малого бизнеса // Банковское дело. 2006. N 1.
  9. Кредитование и поддержка финансирования МСП в 2024: временное охлаждение // БизнесДром. URL: https://biznesdrom.com/
  10. Кредитование МСБ в 2023–2024 годах: на правах драйвера рынка // Эксперт РА. URL: https://raexpert.ru/
  11. Кредитование малого бизнеса и закон: тенденции, проблемы, перспективы. Интервью с А.Г. Аксаковым // Банковское кредитование. 2006. N 1.
  12. Малый и средний бизнес еще не ощутил эффекта от снижения ставки ЦБ // deloros.ru. URL: https://deloros.ru/
  13. Меры господдержки для малого и среднего бизнеса в 2024 году // ГАРАНТ. URL: https://garant.ru/
  14. Обзор рынка кредитования МСП на 01.05.2025 // fskmb.ru. URL: https://fskmb.ru/ (Дата обращения: 07.10.2025).
  15. Премия за риск: почему российским эндаументам стоит разрешить инвестиции в стартапы // Forbes.ru. URL: https://forbes.ru/
  16. Проблемы реализации стартапов в РФ // ЭКОНОМИКА И БИЗНЕС: теория и практика. URL: https://economyandbusiness.ru/
  17. Проблемы финансирования инновационной деятельности в РФ // eco-vector.com. URL: https://eco-vector.com/
  18. Программы государственной поддержки малого и среднего бизнеса в 2024 году // finversia.ru. URL: https://finversia.ru/
  19. Рынок кредитования МСБ по итогам 2024 года и прогноз на 2025-й: ставки сделаны, ставок меньше нет // Эксперт РА. URL: https://raexpert.ru/
  20. СБОРНИК МАТЕРИАЛОВ // РГУ им. А.Н. Косыгина. URL: https://rguk.ru/
  21. Сравнительная характеристика банковских продуктов кредитования для малого и среднего бизнеса // msp03.ru. URL: https://msp03.ru/
  22. Ставка больше чем жизнь, или почему снижается инвестиционная активность МСП // expertsouth.ru. URL: https://expertsouth.ru/
  23. Условия и факторы развития малого предпринимательства в России. Отчет по результатам всероссийского исследования «ОПОРЫ РОССИИ». ВЦИОМ. М., 2005.
  24. [Электронный ресурс] // URL: https://ddmfo.ru/kursovaya/kak-poluchit-kredit-na-razvitie-malogo-biznesa-s-nulya/ (Дата обращения: 07.10.2025).