Инструменты и методы денежно-кредитной политики

Курсовая работа
  • Центральный банк — центральное звено денежно-кредитной системы любого государства, он сочетает в себе черты обычного (коммерческого) банковского учреждения и государственного ведомства. Центральный банк имеет право монополизировать выпуск банкнот, регулировать денежное обращение и обменные курсы, а также хранить золотовалютные резервы. Самая важная функция центрального банка — выработка единой кредитной политики.
  • Денежно-кредитная политика — очень эффективный инструмент воздействия на экономику страны, не нарушающий суверенитет большинства игроков бизнес-системы. Хотя при этом и происходит ограничение рамок их экономической свободы (без этого вообще невозможно какое-либо регулирование хозяйственной деятельности), но на ключевые решения, принимаемые этими субъектами, государство влияет лишь косвенным образом.
  • В идеале денежно-кредитная политика предназначена для обеспечения стабильности цен, полной занятости и экономического роста — это ее конечные и конечные цели. Однако на практике с его помощью необходимо решать более узкие задачи, отвечающие насущным потребностям экономики страны.
  • Мы не должны забывать, что денежно-кредитная политика — чрезвычайно мощный и потому чрезвычайно опасный инструмент.

    С его помощью можно выйти из кризиса, но не исключена и печальная альтернатива: обострение негативных экономических тенденций. Только взвешенные решения, принятые на высшем уровне после серьезного анализа ситуации, рассмотрения альтернативных способов воздействия на денежно-кредитную политику на экономику государства, дадут положительные результаты. Без правильной денежно-кредитной политики экономика не может функционировать эффективно.

  • 1. БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА РОССИИ
  • 1.1. Формирование двухуровневой банковской системы
  • Современная банковская система была создана в результате реформы государственной кредитной системы, возникшей в период централизованной плановой экономики. В то время в государственную кредитную систему входили три банка-монополиста: Госбанк СССР, Стройбанк СССР, Внешторгбанк СССР, каждый из которых выполнял строго определенные функции в централизованной плановой системе управления экономикой.
  • Основу денежно-кредитного регулирования в тот период составляло кредитное и кассовое планирование, а также балансирование доходов и расходов населения, включая меры по изменению розничных цен на товары и услуги, размеров заработной платы, пенсий и др.
    34 стр., 16577 слов

    Денежно-кредитная политика банка

    ... 1. Теоретические аспекты денежно-кредитной политики 1.1 Сущность и цели денежно-кредитной политики Денежно-кредитная политика государства Основы и принципы денежно-кредитной политики должны содержать и обеспечивать: низкую инфляцию (ниже 3%); высокоэффективное функционирование финансовой системы; эффективное функционирование ...

    Структура и функции банковской системы, сложившиеся в период строительства социализма, полностью соответствовали централизованно планируемой и административно управляемой экономике.

  • Провозглашение новых принципов управления экономикой потребовало пересмотра существующей структуры кредитной системы, функций ее отдельных связей и форм организации кредитных отношений. Реформирование государственной кредитной системы началось в рамках проведения радикальной экономической реформы 1987 г. Он предсказал изменение организационной структуры банковской системы, повышение роли банков в экономике и усиление их влияния на развитие национальной экономики.
  • В 1987 г. на первом этапе реформирования государственной кредитной системы была разработана концепция реорганизации банковской системы, которая включала:
  • — создание двухуровневой банковской системы, верхний уровень которой должен был занять Госбанк СССР как Центральный банк страны, а нижний — вновь созданные государственные специализированные банки (Промстройбанк СССР, Жилсоцбанк СССР, Агропромбанк СССР, Внешэкономбанк СССР, Сбербанк СССР).

    Этим банкам поручено кредитно-расчетное обслуживание соответствующих народнохозяйственных комплексов. Госбанк СССР должен был осуществлять функции координатора деятельности специализированных банков и проводника единой государственной денежно-кредитной политики:

    • перевод государственных специализированных банков на хозяйственный расчет и самофинансирование, повышение заинтересованности низовых звеньев банков в эффективном и качественном обслуживании предприятий различных отраслей экономики;
    • внедрение новых форм и методов кредитных отношений с предприятиями и организациями (кредитование по совокупности материальных запасов и производственных затрат, вексельные расчеты, факторинг, лизинг и др.)
    • Благодаря банковской системе укрепились их связи с экономикой, возросла роль кредита в инновационном процессе и улучшилась структура кредитных вложений. Однако принципиальных изменений в кредитной системе не произошло (на самом деле они и не предполагались): монопольная структура банковской системы не была ликвидирована, поскольку сферы влияния между банками были распределены административным путем по ведомственному типу;
    • условия для свободного перелива капитала и формирования финансового рынка небыли созданы.

    • Государственный банк СССР, подчиненный правительству страны, оставался административным органом и не мог проводить самостоятельную денежно-кредитную политику. Ему не удалось освоить инструменты, присущие центральным банкам для воздействия на денежную систему. Проблемы экономического управления оборотом страны, регулирования деятельности нижних уровней банковской системы, развитие конкуренции между банками привели к необходимости углубления реформ банковской системы.
    • 1.2 Современная банковская система России
    • Второй этап банковской реформы, направленный на комплексную реконструкцию системы экономических отношений в области кредита начался в 1988 г. с создания первых коммерческих банков на паевой и акционерных основах. Параллельно с созданием коммерческих банков начался процесс акционирования государственных специализированных банков. Эти банки были полноценными субъектами рынка: они проводили независимую кредитную политику, были ориентированы на прибыль и брали на себя полную ответственность за принимаемые решения, что кардинально отличалось от институтов специализированных банков.
    • Создание негосударственных коммерческих банков означало преодоление монополии в банковском секторе, отказ от отраслевой специализации банков и развитие коммерческих принципов в банковском секторе.
      14 стр., 6826 слов

      Роль центрального банка россии в регулировании кредитной системы

      ... посвящена роли Центрального банка в регулировании кредитной системы. Она рассматривает функции, инструменты и правовой статус Банка России. Актуальность этой ... системе выделяются три основных звена: 1. Центральный банк, государственные или негосударственные банки. 2. Банковский сектор: коммерческие банки; сберегательные банки; инвестиционные банки; ипотечные банки; специализированные торговые банки. ...

      Таким образом, были заложены основы двухуровневой банковской системы с присущей ей способностью к саморегулированию. Коммерческие банки сыграли положительную роль в формировании и развитии рыночной экономической системы страны, создавая инновационную среду, разрушающую традиционные структуры и открывающую путь для дальнейших преобразований.

    • В целях создания системы денежно-кредитного регулирования, подходящей для отношений с формирующимся рынком, был изменен статус Государственного банка и его роль в национальной экономике страны. Банк был выведен из подчинения правительству и таким образом получил необходимую экономическую независимость. После обретения Россией суверенитета на базе Госбанка был создан Центральный банк России на основе концепции, принятой в странах с развитой рыночной экономикой.
    • 2. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    • 2.1 Статус и цели Центрального банка России
    • Центральный банк страны является основным звеном банковской системы любого государства. Он отражает национальные интересы, проводит политику в интересах государства, составляет фундаментальные принципы всей банковской деятельности.

    • В банковской системе Центральный банк страны играет ключевую роль. От его деятельности зависит устойчивость развития национальной экономики и банковского сектора. Регулируя денежное обращение в наличной форме и иным образом, Центральный банк создает экономические условия для обращения товаров и услуг от производителя к потребителю.
    • Независимость Центрального банка относительна в рамках государственных структур, поскольку его экономическая политика определяется приоритетами макроэкономической деятельности правительства и не может быть успешной без согласования его основных элементов с правительством. Основная цель центрального банка в развитии рыночной экономики — поддержание денежно-кредитной и валютной стабилизации для экономического роста.
    • Центральный банк Российской Федерации (Банк России) был образован на основании закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» 2 декабря 1990 г. Главной его задачей в условиях двухуровневой банковской системы стали поддержание стабильности функционирования банковской и денежной систем страны, организация процессов управления операциями банков на макроэкономическом уровне, координация деятельности банков и других кредитно-финансовых институтов.
    • Историческое развитие банковской системы России, принятые законодательные и нормативные акты нашли отражение в Федеральным законе «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 12 апреля 1995 г. С последующими изменениями и дополнениями, которыми сейчас вдохновляется ЦБ. Этот документ, определяющий цели, функции, права и обязанности и механизм деятельности Центральный банк, содержит 95 статей (вместо 39 в законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» 2 декабря 1990 г.).
      10 стр., 4914 слов

      Кредитование Банком России коммерческих банков

      ... с федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» одним из инструментов денежно—кредитной политики Банка России является рефинансирование, т. е. кредитование Банком России кредитных организаций, и Банк России, выполняя функцию кредитора последней инстанции ...

    • Основными целями его деятельности являются:
    • — защита и обеспечение устойчивости национальной валюты — рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;
    • — развитие и укрепление банковской системы РФ;
    • — обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов.
    • Получение прибыли не является целью деятельности Центрального банка. В соответствии с Федеральным законом это орган государственного руководства, выполняющий роль «банка банков» и наделенный правами и полномочиями монопольной эмиссии банкнот, регулирования денежного обращения, кредитно-банковской деятельности, валютной сферы, хранения золотовалютных резервов. Центральный банк не отвечает по обязательствам государства, так же как государство не отвечает по денежным обязательствам банка, если они не приняты в соответствии с федеральным законом.
    • 2.2 Структура Центрального Банка России
    • Центральный банк в пределах своих полномочий, предоставленных Конституцией РФ и федеральными законами, независим в своей деятельности от распорядительных и исполнительных органов государственной власти и подотчетен высшему законодательному органу своего государства — Государственной Думе Федерального Собрания РФ.

    • Высшим органом Центральный банк является Совет директоров, который определяет основные направления его деятельности и осуществляет руководство и управление им. Это коллегиальный орган, в который входят президент Банка России и 12 членов совета директоров. Президент назначается Государственной Думой сроком на 4 года большинством голосов от общего числа депутатов. Члены совета работают на постоянной основе в Банке России.
    • Совет директоров в соответствии со ст. 16 Закона выполняет следующие задачи:
    • 1) разрабатывает и обеспечивает выполнение основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики государства во взаимодействии с Правительством РФ;
    • 2) утверждает годовой отчет Центральный банк и представляет его Государственной Думе;
    • 3) рассматривает и утверждает счету расходов Центральный банк на очередной год;
    • 4) определяет структуру его подразделений;
    • 5) принимает решения, касающиеся:
    • создания и ликвидации учреждений и организаций Центральный банк;
    • установления обязательных нормативов для кредитных организаций;
    • величины резервных требований;
    • изменения процентных ставок Центральный банк;
    • определения лимитов операций на открытом рынке;
    • участие в международных организациях;
    • купли и продажи недвижимости для обеспечения деятельности Центральный банк;
    • применения прямых количественных ограничений;
    • выпуска и изъятия банкнот и монет из обращения, об общем объеме выпуска наличных денег;
    • порядка формирования резервов кредитными организациями;
    • 6) вносит в Государственную Думу предложения об изменении уставного капитала Центральный банк;
    • 7) утверждает порядок своей работы;
    • 8) назначает главного аудитора Центральный банк;
    • 9) утверждает его внутреннюю структуру;
    • 10) определяет условия допуска иностранного капитала в банковскую систему РФ.
    • Для совершенствования денежно-кредитной системы и координации работы Центральный банк, законодательных и исполнительных органов власти, министерств, ведомств, хозяйственных структур и кредитных учреждений при нем создан Национальный банковский совет, в состав которого входят по два председателя от палат Федерального Собрания РФ и Правительства РФ, а также министр финансов РФ и министр экономики РФ. Остальные его члены назначаются Государственной Думой по предложению Президента Центрального банка. Как экспертно-совещательный орган он выполняет следующие функции:
    • рассматривает проекты основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики, политики валютного регулирования и валютного контроля;
    • определяет концепцию совершенствования и развития банковской системы;
    • разрабатывает основные принципы организации системы расчетов в РФ и регулирования деятельности кредитных организаций;
    • осуществляет экспертизу проектов законов и иных нормативных актов в области банковского дела.
    • Закон подтверждает организацию ЦБ по принципу единой централизованной системы со схемой вертикального подчинения, включающей головной офис, территориальные управления, РЦК, ИТ-центры, учебные заведения и другие. Национальные банки республик в составе Российской Федерации являются территориальными учреждениями Центрального банка. Как подразделения Банка России они не имеют статуса юридического лица. Кроме того, они не могут принимать решения регулирующего характера, а также выдавать гарантии, поручительства, переводные векселя и другие обязательства.
    • Центральный банк Российской Федерации имеет уставной капитал, служащий обеспечением его обязательств, может создавать за счет своей прибыли резервы и фонды различного назначения, в том числе страховой фонд, формируемый за счет обязательных отчислений коммерческих банков на условиях и в порядке, определяемых Уставом банка. Ставки налога у источника выплаты по этим фондам и способы их расходования определяются Советом директоров.
    • Центральный банк издает нормативные акты, которые обязательны для федеральных органов государственной власти, субъектов федерации, органов местного самоуправления, а также для всех юридических и физических лиц. Они не имеют обратной силы.
    • Отчетный период устанавливается с 1 января по 31 декабря каждого года. Структура баланса банка определяется Советом директоров. Годовой отчет представляется ежегодно Государственной думе не позднее 15 мая. Последняя рассматривает его до 1 июля очередного года и направляет со своим заключением Правительству и Президенту РФ. После этого он публикуется не позднее 15 июля очередного года. Кроме того, центральный банк ежемесячно публикует свой баланс, данные об обращении денег, включая динамику и структуру денежной массы, обобщенные данные о своих операциях.
    • Центральный банк перечисляет в федеральный бюджет 50% фактически полученной прибыли бюджета за год после утверждения годового отчета банка Советом директоров, оставшуюся прибыль — в резервы и фонды различного назначения. Он и его учреждения освобождаются от уплаты всех налогов, сбора пошлин и других платежей на территории РФ.
    • Для рассмотрения годового отчета центрального банка Государственная Дума до конца отчетного года принимает решение о его проверке и назначает аудиторскую фирму, уполномоченную проводить проверки банковской деятельности в Российской Федерации.
    • Внутренний контроль Центрального банка осуществляется офисом главного аудитора, который подчиняется непосредственно Президенту Центрального банка.
    • 2.3 Функции Центрального банка России
    • Банк России осуществляет свои функции в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и иными федеральными законами. Согласно статье 75 Конституции Российской Федерации основной функцией Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля, а эмиссия денег осуществляется исключительно Банком России. В соответствии со статьей 4 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России выполняет следующие функции:
    • — во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую денежно-кредитную политику;
    • — монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;
    • — является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;
    • — устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;
    • — устанавливает правила проведения банковских операций;
    • — осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;
    • — осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;
    • — принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;
    • — осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;
    • — регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;
    • — осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;
    • — организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;
    • — определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;
    • — устанавливает правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы Российской Федерации;
    • — устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;
    • — принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;
    • — устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты. (Функции по выдаче, приостановлению и отзыву разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты Банк России будет выполнять со дня вступления в силу федерального закона о внесении соответствующих изменений в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности»);
    • — проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные;
    • — осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами. Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации: http://cbr.ru
    • 2.4 Инструменты и методы кредитно-денежной политики
    • Согласно закону, Центральный банк совместно с Правительством Российской Федерации разрабатывает и реализует единую государственную денежно-кредитную политику. При этом он задает основное направление экономической политики Правительства РФ и использует экономические рычаги для регулирования денежной массы в обращении и направления ее в соответствующие сферы экономики О.Г. Семенюта Основы банковского дела — с.72. Основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Центрального банка являются:
    • 1) процентные ставки по операциям Банка России;
    • 2) нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования).
      4 стр., 1741 слов

      Центральный банк и его роль в денежно-кредитной политике

      ... Центрального Банка и его денежно-кредитной политики. Во второй части производится непосредственно анализ денежно-кредитной политики ЦБ РФ. Теоретической базой исследования послужили труды отечественных авторов, посвященные вопросам Центрального банка, а также анализу денежно-кредитной политики Банка ...

      3 стр., 1311 слов

      Денежно-кредитная политика РФ: понятие, основные направления и правовые проблемы

      ... ст. 34.1. Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации» основной целью денежно-кредитной политики Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля посредством поддержания ценовой ...

      13 стр., 6217 слов

      Основные направления денежно-кредитной политики Банка России ...

      ... денежно-кредитную политику на экономику государства, дадут положительные результаты. Центральный банк государства выступает проводником денежно-кредитной политики. Без надлежащей денежно-кредитной политики, проводимой Центральным банком, экономика не может функционировать эффективно. Конкретные методы и инструменты денежно-кредитной политики Центрального банка ...

      Минимальные нормативы резервирования не могут превышать 20% обязательств кредитной организации и могут быть дифференцированы для разных кредитных организаций. Нормативы обязательных резервов не могут быть единовременно изменены более чем на пять пунктов;

    • 3) операции на открытом рынке (купля-продажа Банком России казначейских векселей, государственных облигаций и прочих государственных ценных бумаг, краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки);
    • 4) рефинансирование банков (кредитование Банком России банков, в том числе учет и переучет векселей);
    • 5) валютное регулирование (купля-продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег);
    • 6) установление ориентиров роста денежной массы;
    • 7) прямые количественные ограничения (установление лимитов на рефинансирование
    • 8) банков и проведение кредитными организациями отдельных банковских операций).
      12 стр., 5875 слов

      Влияние денежно-кредитной политики на экономику РФ

      ... угрозы экономической безопасности государства учитываются при определении цели денежно-кредитной политики. Как правило, центральный банк государства отвечает за определение целей денежно-кредитной политики. Эти цели отражены в соответствующих правилах. Но неоспоримой ...

    • 3. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА
    • 3.3 Основные задачи, цели, и формы денежно-кредитного регулирования

    Денежно-кредитное регулирование, осуществляемое Центральным банком, является одним из элементов экономической политики государства и представляет собой совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов. Он направлен на достижение стабильного экономического роста, низкой инфляции и безработицы. Законы о центральных банках подчеркивают их ответственность за стабильность денежного обращения и обменного курса национальной валюты.

    Осуществляя денежно-кредитную политику, Центральный Банк, воздействуя на кредитную деятельность коммерческих банков и направляя регулирование на расширение или сокращение кредитования экономики, достигает стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, сбалансированности внутренних экономических процессов. Таким образом, влияние на кредит позволяет достичь более глубоких стратегических целей развития всей экономики в целом.

    Денежно-кредитная политика основана на теории денег, изучающей, в частности, процесс воздействия денег и денежно-кредитной политики на состояние экономики в целом. В современных условиях государства с рыночными моделями экономики используют одну из двух концепций денежно-кредитной политики:

    • политика кредитной экспансии, или «дешевых» денег;
    • политика кредитной рестрикции, или «дорогих» денег.

    Расширение кредита центрального банка увеличивает ресурсы коммерческих банков, которые в результате выдачи кредитов увеличивают общую массу денег в обращении. Сжатие кредитов предполагает ограничение возможностей коммерческих банков выдавать ссуды и, таким образом, насыщать экономику деньгами.

    Разработка денежно-кредитной политики Банком России проводится в соответствии со ст. 45 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Банк России ежегодно не позднее 26 августа представляет в Государственную думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и не позднее 1 декабря — основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год. Проект заранее представлен президенту и правительству России.

    Государственная дума рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и выносит соответствующее решение не позднее принятия Государственной думой федерального закона о федеральном бюджете на предстоящий год. Этим достигается единство целей денежно-кредитной политики банков и банковской деятельности. / Под ред. И.Т.Балабанова. — СПб: Питер, 2001. — С.75..

    Денежно-кредитная политика реализуется с использованием определенных методов и инструментов.

    3.2 Методы денежно-кредитной политики

    Методы денежно-кредитной политики — это совокупность приемов и операций, посредством которых субъекты денежно-кредитной политики — Центральный банк как государственной орган денежно-кредитного регулирования и коммерческие банки как «проводники» денежно-кредитной политики — воздействуют на объекты (спрос на деньги и предложение денег) для достижения поставленных целей. Методы проведения повседневной денежно-кредитной политики также называют тактическими целями денежно-кредитной политики.

    24 стр., 11851 слов

    Денежно-кредитная политика России

    ... В качестве проводника денежно-кредитной политики выступает Центральный эмиссионный банк государства. Без верной денежно-кредитной политики, проводимой Центральным банком, экономика не может эффективно функционировать. Конкретные методы и инструменты кредитно-денежной политики Центрального банка определены законом о ...

    Современная система методов денежно-кредитной политики столь же разнообразна, как и сама денежно-кредитная политика. Классификация методов денежно-кредитной политики может проводиться по различным критериям.

    Прямое и косвенное регулирование денежно-кредитной сферы

    В контексте денежно-кредитной политики применяются методы прямого и косвенного регулирования денежно-кредитной сферы. Прямые методы носят характер административных мер в виде различных директив Центрального банка, касающихся объема денежной массы и цен на финансовом рынке. Реализация этих мер дает самый быстрый эффект с точки зрения контроля центрального банка над ценой или максимальным объемом депозитов и ссуд, особенно в контексте экономического кризиса. Однако со временем прямые методы воздействия при «неблагоприятном» влиянии на их деятельность с точки зрения субъектов предпринимательства могут вызвать переток, отток финансовых ресурсов в «теневую экономику» или за границу.

    Косвенные методы регулирования денежной сферы влияют на мотивацию поведения юридических лиц, использующих рыночные механизмы. Конечно, эффективность использования косвенных методов регулирования тесно связана со степенью развития денежного рынка. В переходных экономиках, особенно на первых этапах преобразований, используются как прямые, так и косвенные инструменты с постепенным вытеснением первых вторыми.

    Общие и селективные методы денежно-кредитного регулирования

    Помимо деления методов денежно-кредитного регулирования на прямые и косвенные различают также общие и селективные методы осуществления денежно-кредитной политики Центрального банка.

    Общие методы являются преимущественно косвенными, оказывающими влияние на денежный рынок в целом.

    Селективные методы регулируют конкретные виды кредита и имеют в основном директивный характер. Их назначение связано с решением частных задач, таких, например, как ограничение выдачи ссуд некоторыми банками или ограничение выдачи отдельных видов ссуд, рефинансирование на льготных условиях отдельных коммерческих банков и т.д. Используя селективные методы, Центральный банк сохраняет за собой функции централизованного перераспределения кредитных ресурсов. Подобные функции несвойственны Центральным банкам стран с рыночной экономикой. Применение в практике Центральных банков селективных методов воздействия на деятельность коммерческих банков типично для экономической политики, проводимой на стадии циклического спада, в условиях резкого нарушения пропорций воспроизводства.

    Вместе с тем прямые методы денежно-кредитной политики являются грубыми методами внешнего воздействия на функционирование субъектов денежного рынка, затрагивают основы их экономической деятельности. Они могут противоречить микроэкономическим интересам кредитных организаций, вести к неэффективному распределению кредитных ресурсов, к ограничениям межбанковской конкуренции, затруднениям в появлении новых финансово устойчивых институтов на банковском рынке.

    Таким образом, негативные последствия прямых методов денежно-кредитной политики зачастую превалируют над преимуществом их применения в условиях рынка, поскольку деформируют рыночный механизм.

    Поэтому Центральные банки стран с развитой рыночной экономикой практически отказались от прямых методов денежно-кредитной политики и прибегают к ним в исключительных случаях, когда необходимо принять «быстрые меры реагирования», например, в условиях резкого развития экономического кризиса.

    Практика формирования рыночной экономики и ее развития доказали низкую эффективность прямых методов денежно-кредитной политики. Как следствие, происходит повсеместное вытеснение прямых методов денежно-кредитной политики косвенными.

    Выбор типа проводимой денежно-кредитной политики, а соответственно и набора инструментов регулирования деятельности коммерческих банков, Центральный банк осуществляет исходя из состояния хозяйственной конъюнктуры в каждом конкретном случае. Разработанные на основе такого выбора основные направления денежно-кредитной политики утверждаются законодательным органом. При этом необходимо учитывать временной лаг между проведением того или иного мероприятия денежно-кредитного регулирования и проявлением эффекта от его реализации. Эффективность применения различных типов денежно-кредитной политики определяется тем, в какой мере дестабилизация денежного оборота вызвана «чисто» денежными, а не общеэкономическими и политическими факторами.

    3.3 Инструменты денежно-кредитной политики

    Воздействие субъектов денежно-кредитной политики на ее объекты осуществляется с помощью набора специфических инструментов. Под инструментами денежно-кредитной политики понимают средство, способ воздействия Центрального банка как органа денежно-кредитного регулирования на объекты денежно-кредитной политики.

    В Федеральном законе «О Центральном Банке Российской Федерации» (ст. 35) определены основные инструменты денежно-кредитной политики:

    1. Операции на открытом рынке.

    2. Нормативы обязательных резервов депонируемых в ЦБ (резервные требования).

    3. Процентные ставки по операциям Центрального Банка.

    4. Рефинансирование кредитных организаций.

    5. Валютные интервенции.

    6. Установление ориентиров роста денежной массы.

    7. Прямые количественные ограничения.

    8. Эмиссия облигаций от своего имени Сборник Законов Российской Федерации. — М.: Изд-во «ЭКСМО», 2006..

    Рассмотрим более подробно инструменты денежно-кредитной политики Российской Федерации.

    Операции на открытом рынке

    К экономическим мерам по регулированию денежно-кредитной политики относятся также операции Центрального банка на открытом рынке с ценными бумагами. Политикой открытого рынка называют куплю-продажу Центральным банком государственных ценных бумаг с целью оказать влияние на денежный рынок. Основная задача политики открытого рынка состоит в том, чтобы, регулируя спрос и предложения на ценные бумаги, вызвать соответствующую реакцию у коммерческих банков.

    Политика открытого рынка представляет собой орудие быстрого и гибкого воздействия. При продаже и покупке ценных бумаг Центральный банк пытается с помощью предложения выгодных процентов воздействовать на объем ликвидных средств коммерческих банков и тем самым осуществить управление их кредитной эмиссией. Покупая ценные бумаги на открытом рынке, он увеличивает резервы коммерческих банков и способствует росту денежного предложения. Особенно эффективно это используется в период кризиса. В период высокой конъюнктуры Центральный банк предлагает коммерческим банкам купить ценные бумаги, чтобы сократить их кредитные возможности по отношению к экономике и к населению.

    Проводить такую политику Центральный банк может двумя путями. Во-первых, он может определить объем купли-продажи уровень и процентных ставок, по которым банки могут покупать у него ценные бумаги. Курс продажи ценных бумаг устанавливается дифференцированно, в зависимости от их срока. В этом случае влияние на формирование рыночных ставок будет косвенным. Во-вторых, Центральный банк может установить процентные ставки, по которым он готов покупать ценные бумаги.

    Успех политики открытого рынка зависит от многих факторов. Коммерческие банки приобретают ценные бумаги у Центрального банка только при малом спросе на кредиты со стороны предпринимателей и населения, а также когда Центральный банк предлагает бумаги открытого рынка на более выгодных для коммерческих банков условиях, чем условия предоставления кредитов коммерческих банков предпринимателям и населению.

    Когда необходимо поддержать ликвидность коммерческих банков, а соответственно и их кредитную активность, Центральный банк выступает покупателем на открытом рынке. В этом случае широко используются перекупочные соглашения, по которым Центральный банк обязуется купить ценные бумаги у коммерческих банков с тем условием, что последние через определенный период времени осуществят обратную сделку, т.е. обратный выкуп ценных бумаг, но уже со скидкой — так называемые обратные операции (операции РЕПО).

    Эта скидка может быть фиксированной или плавающей, установленной между двумя границами. Обратные операции на открытом рынке характеризуются более мягким воздействием на денежный рынок и поэтому являются более гибким методом регулирования.

    Рефинансирование банков

    Первоначально политика рефинансирования коммерческих банков Центральным банком использовалась исключительно для воздействия на состояние денежно-кредитного обращения. По мере развития рыночных отношений рефинансирование все активнее стало использоваться как инструмент оказания финансовой помощи коммерческим банкам. Центральный банк, таким образом, превращается в кредитора последней инстанции и выполняет функцию «банка банков». Кредиты рефинансирования позволят им свести до минимума запас ликвидных средств в результате использования заимствований Центрального банка. Это особенно наглядно проявляется сейчас в банковской системе России, где основным инструментом предоставления дополнительной ликвидности является рефинансирование банков. По решению Совета Директоров Центрального банка в ходе реструктуризации банковской системы банкам будут предоставляться кредиты на поддержание ликвидности, повышение финансовой устойчивости, а также стабилизационные кредиты на срок до одного года в пределах ориентиров денежно-кредитной политики. По мере нормализации ситуации в банковском секторе предполагается прекратить предоставление указанных кредитов.

    Кредитные рефинансирования различаются по:

    • форме обеспечения — учетные и ломбардные кредиты;
    • срокам использования — краткосрочные (на 1 или несколько дней) и среднесрочные (до 6 месяцев);
    • методам предоставления — прямые кредиты и кредиты, реализуемые Центральным банком через аукционы;
    • целевому характеру — корректирующие и сезонные кредиты.

    Процентная политика или регулирование официальной процентной ставки

    Традиционной функцией Центрального банка является предоставление ссуд коммерческим банкам. Ставка процента, по которой выдаются эти ссуды, называется учетной ставкой процента или ставкой рефинансирования. Изменяя эту ставку, Центральный банк может воздействовать на резервы банков, расширяя или сокращая их возможности в предоставлении кредита населению или предприятиям. В зависимости от величины учетного процента строится система процентных ставок коммерческих банков, происходит удорожание или удешевление кредита вообще и тем самым создаются условия ограничения или расширения денежной массы в обращении. Коммерческие банки самостоятельно определяют размер надбавки к официальной ставке рефинансирования Центрального банка в зависимости от финансового состояния заемщика, рентабельности работы, перспективности и приоритетности кредитуемого объекта.

    Центральный банк регулирует уровень процентных ставок двояким образом:

    • через фиксацию ставок по предоставлению коммерческим банкам кредитов, которые служат определенным ориентиром для рыночных ставок;
    • через контроль над ставками кредитных учреждений.

    В первом случае Центральный банк, устанавливая официальную учетную ставку, определяет стоимость привлечения ресурсов банками: чем выше учетная ставка, тем выше стоимость рефинансирования банковских операций. Во втором случае регулированию подлежит лишь стоимость отдельных видов кредита или операции только некоторых банков.

    Процентная политика Центрального банка в посткризисный период заключается в регулировании процентных ставок по всем операциям банка на денежном рынке с целью поддержания необходимого уровня ликвидности банковской системы.

    Центральный банк непосредственно не влияет на процентные ставки по операциям коммерческих банков со своими клиентами. Эти процентные ставки определяются ими самими и зависят от количества денег в обращении и эффективности посреднической деятельности банковской системы и финансовых рынков.

    На протяжении 1991-2008 г.г. Центральный банк неоднократно изменял ставку рефинансирования в зависимости от условий, складывающихся на денежном рынке. В 2008 г. Центральный банк повысил ставку рефинансирования с 10 до 12 % на 12.11.2008 г., а с 01 декабря 2008 года ставка вводится в размере 13 %.

    Переучет векселей долгое время был одним из основных методов денежно-кредитной политики центральных банков Западной Европы. Центральные Банки предъявляли определенные требования к учитываемому векселю, главным из которых являлась надежность долгового обязательства.

    Векселя переучитываются по ставке редисконтирования. Эту ставку называют также официальной дисконтной ставкой, обычно она отличается от ставки по кредитам (рефинансирования) на незначительную величину в меньшую сторону. Центральный Банк покупает долговое обязательство по более низкой цене, чем коммерческий банк.

    Схема переучета векселей Центрального банка проста: коммерческий банк, получающий статус учетного от одного из подразделений Центрального банка, финансирует организацию-экспортера под получение простого векселя, выданного на имя учетного банка. Учетный банк, в свою очередь, переучитывает (т. е. продает до наступления срока платежа) этот вексель в Центральный банк под заранее установленный процент.

    Учетные (дисконтные кредиты) — это ссуды, предоставляемые Центральным банком коммерческим банкам под учет векселей до истечения их срока. Согласно действующим в разных странах законам Центральный банк уполномочен покупать у банков и продавать им коммерческие и казначейские векселя исходя из установленной учетной ставки. Важный инструмент воздействия на состояние кредитно-денежного обращения — использование количественных ограничений имеющихся в распоряжении банков учетных кредитов посредством установления лимитов общей суммы переучитываемых заимствований. Лимит распространяется на все переучитываемые Центральным банком векселя и может быть установлен в индивидуальном порядке для отдельных учреждений либо в форме ограничений на объем кредитов, предоставляемых одному заемщику. В зависимости от ситуации в денежно-кредитной сфере лимиты переучета либо сокращаются, либо увеличиваются. Повышая уровень лимита, Центральный банк стремится выровнять финансовые потери, возникающие в результате изменения рыночных условий, или увеличить кредитные ресурсы банков в рамках предусмотренного прироста денежного массы. Поэтому повышение уровня кредитного лимита не означает проведение Центральным банком экспансионистской денежно-кредитной политики, а рассматривается как механизм регулирования банковской ликвидности.

    Ломбардные кредиты, предоставляемые Центральным банком коммерческим, являются процентными ссудами под залог ценных бумаг. Размеры ссуд устанавливаются в зависимости от вида залога. Стоимость залогового обеспечения должна превышать сумму ломбардного кредита. Ломбардные кредиты предоставляют лишь при кратковременных трудностях, испытываемых кредитными институтами. Процентная ставка ломбардного кредита обычно превышает ставку учетного процента на 1-3%.

    Кредиты рефинансирования Центрального банка разделяются на краткосрочные — кредиты «овернайт», внутридневные кредиты — и среднесрочные — от 1-2 месяцев до 6 месяцев или до 1 года.

    Обязательные резервы — один из основных инструментов осуществления денежно-кредитной политики Центрального банка — представляют собой механизм регулирования общей ликвидности банковской системы. Минимальные резервы — это обязательная норма вкладов коммерческих банков в Центральном банке, устанавливаемая законодательно с целью ограничения кредитных возможностей кредитных организаций и поддержания на определенном уровне размеров денежной массы в обращении. Обязательность выполнения резервных требований возникает с момента получения лицензии Центрального банка на право совершения соответствующих банковских операций и является необходимым условием их осуществления. Кредитная организация несет ответственность за соблюдение порядка депонирования обязательных резервов. Порядок депонирования обязательных резервов осуществляется на основании «Положения об обязательных резервах кредитных организаций, депонируемых в Центральном банке Российской Федерации», разработанного Центральным банком в 1996 г. Размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам кредитной организации, а также порядок их депонирования в Центральном банке устанавливаются Советом директоров Центрального банка. Нормативы обязательных резервов не могут превышать 20% обязательств кредитной организации. Они не могут быть единовременно изменены более чем на пять пунктов. В случае невыполнения кредитной организацией требований взыскивается сумма недовзноса в обязательные резервы, а также штрафы за нарушение порядка резервирования в установленном размере, но не более двойной ставки рефинансирования.

    Обязанность выполнения резервных требований возникает с момента получения лицензии. После отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций средства обязательных резервов перечисляются на счет ликвидационной комиссии или конкурсного управляющего и используются в порядке, установленном федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными актами Центрального банка.

    Центральный банк образует из обязательных резервов резервный фонд кредитной системы РФ, средства которого формируются путем резервирования в нем определенной доли привлеченных коммерческими банками средств сторонних предприятий и организаций, эти средства используются в качестве кредитных ресурсов. В подавляющей части к ним относятся временно свободные средства на расчетных, текущих счетах, а также средства, внесенные во вклады и депозиты предприятиями, организациями и гражданами. Не включаются в состав этих привлеченных средств кредиты других банков.

    Размер резервов — часть банковских активов, которые любой коммерческий банк обязан хранить на счетах Центрального банка, во многом определяет кредитные возможности коммерческого банка. Он может выдавать ссуды и расширять тем самым денежное предложение только в том случае, если имеет свободные резервы, превышающие установленную законом минимальную норму. Увеличивая или уменьшая официальные резервные требования, Центральный банк может регулировать кредитную активность банков и тем самым контролировать предложение денег.

    Регулирование минимальных резервных требований имеет двойное назначение:

    • во-первых, оно призвано обеспечить постоянный уровень ликвидности у коммерческих банков.
    • во-вторых, оно является важным инструментом Центрального банка для регулирования денежной массы и кредитоспособности коммерческих банков.

    Фонд обязательных резервов создан для того, чтобы при необходимости обеспечить возможность коммерческим банкам своевременно выполнить перед клиентами свои обязательства по возврату ранее привлеченных денежных средств, поскольку часть этих средств депонируется и не используется банками в качестве кредитных ресурсов.

    Центральный банк, изменяя нормы обязательных резервов, оказывает влияние на кредитную политику коммерческих банков и состояние денежной массы в обращении. Так, уменьшение нормы обязательных резервов позволяет коммерческим банкам в более полной мере использовать сформированные ими кредитные ресурсы, т. е. увеличить кредитные вложения. Однако следует учитывать, что такая политика ведет к росту денежной массы в обращении и в условиях спада производства вызывает инфляционные процессы.

    Если процентные ставки по обязательным резервам высоки, то Центральный банк ограничивает количество денег, находящихся в распоряжении коммерческих банков. Это снижает кредитоспособность последних и повышает проценты по выдаваемым ими кредитам. Поэтому резервируемая часть таких вкладов должна превышать, сумму вкладов с длительными сроками хранения.

    На размер норм обязательного резерва влияют также уровень развития банковской системы и состояние экономики в целом. В странах с развитой банковской системой, функционирующей в условиях стабильной экономики, нормы обязательных резервов устанавливаются на относительно длинное время.

    Валютное регулирование

    Необходимость регулирования валютного курса обусловлена негативными последствиями его резких и непредсказуемых колебаний. Поддержание стабильности курса национальной валюты имеет большое значение для обеспечения стабильности цен и денежного обращения. Снижение курса национальной валюты ведет к повышению цен на внутреннем рынке, т. е. к уменьшению покупательной способности национальной денежной единицы. В условиях постоянного снижения курса национальной валюты цены на товары на внутреннем рыке ориентируются не столько на издержки производства, сколько на падение курса национальной валюты. Снижение курса становится фактором инфляции.

    Центральный банк осуществляет регулирование валютного курса посредством:

    • проведения денежно-кредитной политики;
    • валютных интервенций;
    • использования государственных резервов международных платежных средств или иностранных займов.

    На практике обычно используют две основные формы валютной политики: дисконтную и девизную.

    Дисконтная (учетная) политика проводится не только с ………..