1,87%. Именно такой исторический минимум годовой инфляции был зафиксирован в Республике Беларусь в сентябре 2023 года. Этот показатель, достигнутый после десятилетий высокой ценовой волатильности, включая пиковые значения 2795,64% в 1994 году, служит ярким маркером произошедшей трансформации денежно-кредитной политики (ДКП).
Однако недавние данные, показывающие рост инфляции до 7,20% к августу 2025 года, ставят под сомнение устойчивость достигнутых результатов и подчеркивают критическую важность комплексного анализа антиинфляционной стратегии страны. И что из этого следует? Устойчивый рост инфляции выше целевого ориентира указывает на то, что текущие меры, как монетарные, так и административные, не могут нейтрализовать совокупное давление внешних шоков и внутренних структурных диспропорций.
Введение: Актуальность проблемы и структура исследования
Экономика Республики Беларусь представляет собой уникальный кейс для изучения макроэкономической стабильности. Ее антиинфляционная политика базируется на сложном и часто противоречивом сочетании двух контуров: рыночных монетарных инструментов, используемых Национальным банком (НБРБ), и жесткого административного ценового регулирования, вводимого Правительством. В этой связи, актуальность данного исследования определяется несколькими ключевыми факторами:
- Смена парадигм ДКП: Пройдя путь от фиксации обменного курса к элементам монетарного таргетирования (с 2015 года), Беларусь накопила ценный опыт адаптации монетарных режимов в экономике переходного типа.
- Нетипичный инструментарий: Актуальный анализ требует не только оценки эффективности ставки рефинансирования, но и малоизученных макропруденциальных инструментов, таких как Расчетные величины стандартного риска (РВСР).
- Геополитический шок и административное вмешательство: События 2022–2025 годов, связанные с санкционными ограничениями и введением жесткого ценового регулирования (Постановление № 713), сформировали уникальные условия для оценки устойчивости ценовой стабильности и выявления рисков.
Цель работы — провести критическую и актуализированную оценку денежно-кредитной политики и антиинфляционных мер НБРБ и Правительства в период 2010–2025 годов, с особым вниманием к последствиям перехода к монетарному таргетированию и роли немонетарных инструментов в современных геополитических условиях.
Инфляционные ожидания и издержки инфляции в Республике Беларусь: ...
... Беларусь в 1990-е годы) наглядно демонстрируют ее катастрофические последствия. Методы измерения инфляции ... инфляция часто сочетает в себе элементы инфляции спроса и инфляции издержек, отражая негибкость экономической системы к быстрым изменениям. Монетарные теории инфляции Монетарные теории инфляции ... ценового давления на экономику. Понятие, сущность и классификация инфляции В основе инфляции ...
Теоретические основы и структурные причины инфляции в экономике переходного типа
Традиционно инфляция в экономиках переходного типа рассматривается через призму трех основных теорий: монетарной (избыток денежной массы), структурной (диспропорции в экономике) и инфляции издержек. Для Беларуси, сочетающей элементы плановой и рыночной экономики, наиболее релевантен структурно-монетарный подход.
Структурные факторы инфляции
Исторически высокая инфляция в Беларуси объясняется не только слабым монетарным контролем, но и глубокими структурными диспропорциями. Ключевые структурные причины инфляции включают:
- Высокая доля продовольственных товаров в ИПЦ: Согласно данным Белстата, наибольший удельный вес в структуре индекса потребительских цен (ИПЦ) приходится на продовольственные товары — 39,1%. Это делает общий уровень инфляции крайне чувствительным к сезонным факторам, урожаю и колебаниям мировых цен на продовольствие, усиливая волатильность.
- Монополизация и отсутствие конкуренции: Высокая доля государственных предприятий и ограниченная конкуренция в ряде секторов позволяют производителям и торговым сетям легче переносить растущие издержки в конечные цены, что усиливает структурный компонент инфляции.
- Неякорные инфляционные ожидания: Долгие годы высокой инфляции и кризисы (2011, 2015) сформировали у населения и бизнеса устойчивые ожидания роста цен. Это заставляет их требовать индексации зарплат и заранее повышать цены, формируя самоподдерживающийся инфляционный цикл.
Инфляция спроса vs. Инфляция издержек
Анализ динамики показывает смену доминирующих типов инфляции в анализируемом периоде:
Период | Доминирующий Тип Инфляции | Ключевая Причина |
---|---|---|
2010–2015 гг. | Инфляция спроса / Девальвационная инфляция | Фиксация курса, избыточная эмиссия для поддержки госпредприятий, резкие девальвации (2011, 2015), которые моментально разгоняли инфляцию спроса и ожидания. |
2022–2025 гг. | Инфляция издержек (Cost-Push) / Импортируемая | Санкционные ограничения, рост логистических издержек, удорожание импортных компонентов и энергоресурсов, а также рост цен в странах-партнерах (особенно в РФ). |
В период 2022–2025 годов преобладание инфляции издержек стало очевидным. Производители сталкиваются с удорожанием сырья и нарушением цепочек поставок из-за санкций, что неизбежно толкает цены вверх. Сложно ли контролировать этот тип инфляции исключительно монетарными методами? Да, и именно поэтому преобладание инфляции издержек послужило одним из обоснований для введения административного регулирования, так как процентная ставка имеет ограниченное влияние на импортируемые внешние шоки.
Эволюция денежно-кредитной политики НБРБ (2010–2025): От курсовых якорей к монетарному таргетированию
Конечной целью ДКП Национального банка Республики Беларусь является обеспечение ценовой стабильности. Однако путь к этой цели был тернист и сопровождался несколькими критическими изменениями операционного режима, что отражает поиск эффективного номинального якоря для стабилизации экономики.
Режим таргетирования валютной корзины (2010–2014)
Начало анализируемого периода ознаменовалось продолжением режима таргетирования корзины иностранных валют. Этот режим предполагал привязку обменного курса белорусского рубля к искусственно составленной корзине, чтобы снизить зависимость от одной резервной валюты. В 2011 году НБРБ принял решение установить весовые коэффициенты доллара США, евро и российского рубля равными (1:1:1). В рамках этого режима был сужен коридор колебаний стоимости корзины с ±10% до ±8%. Цель была заявлена как сдерживание волатильности.
Как показал анализ кризисов 2009 и 2011 годов, фиксация номинального обменного курса в условиях уязвимости экономики к внешним шокам и высокой зависимости от российского рынка приводила к резкому укреплению реального эффективного курса. Позднее, ухудшая платежный баланс и нанося ущерб конкурентоспособности белорусского экспорта, это неизбежно завершалось резкой девальвацией и мощным всплеском инфляции, полностью нивелируя усилия по ценовой стабильности.
Переход к монетарному таргетированию и операционный сдвиг (2015–2025)
Неэффективность курсового якоря вынудила НБРБ искать новый операционный режим. С 2015 года НБРБ официально перешел к проведению ДКП в режиме монетарного таргетирования, который фокусируется на контроле над денежным предложением.
В этом режиме:
- Промежуточный ориентир (с 2015 г.): Для достижения цели по инфляции в качестве промежуточного ориентира была выбрана широкая денежная масса (M3). Контроль за приростом M3 позволяет опосредованно управлять инфляционными процессами.
- Режим плавающего курса: Курсовая политика была изменена на режим плавающего курса. Это означало, что НБРБ отказался от установки целей по уровню курса, позволяя ему формироваться под воздействием рыночных сил.
- Операционный ориентир (с 2018 г.): Произошел важный операционный сдвиг. С 2018 года НБРБ перестал использовать прирост средней рублевой денежной базы в качестве основного операционного ориентира, заменив его на процентную ставку по однодневным межбанковским кредитам в национальной валюте.
Этот сдвиг является ключевым, поскольку он сигнализирует о приближении ДКП Беларуси к более гибким режимам, характерным для стран, практикующих полноценное таргетирование инфляции, где управление краткосрочными процентными ставками становится основным каналом воздействия на экономику и инфляционные ожидания.
Количественная оценка эффективности монетарных инструментов
Основными инструментами ДКП НБРБ для достижения ценовой стабильности являются управление процентными ставками, операции на открытом рынке и нормативы обязательного резервирования. Эффективность этих инструментов напрямую зависит от силы и предсказуемости трансмиссионного механизма.
Динамика ставки рефинансирования и ее воздействие на инфляцию (2010–2025)
Процентная политика НБРБ реализуется через установление ставки рефинансирования (ключевой ставки).
Ее динамика отражает реакцию регулятора на инфляционное давление и макроэкономические риски.
Год/Дата | Ставка Рефинансирования (на конец периода, %) | Годовая Инфляция (ИПЦ, %) | Комментарий |
---|---|---|---|
2011 | 45,0% | ~108,7% | Реакция на девальвационный шок и гиперинфляцию. Ставка достигала пиковых значений. |
2014 | 20,0% | 16,2% | Высокая ставка для сдерживания инфляционных ожиданий после кризиса 2014 года. |
2017 | 11,0% | 4,6% | Успешное снижение инфляции благодаря ужесточению ДКП после перехода к монетарному таргетированию. |
2023 (декабрь) | 9,5% | 5,8% | Достижение инфляционного минимума (1,87% в сентябре 2023) позволило снизить ставку. |
Октябрь 2025 | 9,75% (с 25.06.2025 г.) | 7,20% (август 2025 г.) | Ставка сохраняется на относительно высоком уровне, но не успевает за ростом фактической инфляции в 2025 году. |
Переход к монетарному таргетированию в 2015 году продемонстрировал свою эффективность: инфляция снизилась с 16,2% в 2014 году до 10,6% по итогам 2016 года, а базовая инфляция снизилась с 9,2% (январь 2017 г.) до 2,5% (декабрь 2017 г.).
Это свидетельствует о том, что процентный канал трансмиссионного механизма после 2015 года начал работать более предсказуемо, хотя и с традиционным для переходных экономик лагом (6–12 месяцев).
Роль макропруденциальных инструментов (РВСР) в управлении инфляционными рисками
Помимо классических процентных инструментов, НБРБ активно использует макропруденциальные меры для косвенного управления инфляцией через контроль над кредитным предложением. Ключевым среди них являются Расчетные величины стандартного риска (РВСР), введенные с 1 марта 2019 года.
Механизм РВСР: РВСР — это условный верхний предел процентных ставок по новым кредитам и депозитам в национальной валюте. Этот инструмент не является прямым административным ограничением ставок, но действует через регуляторные требования. Если банк выдает кредит по ставке, превышающей установленный РВСР, к нему применяются повышенные регуляторные требования по достаточности капитала и резервам. Это делает слишком рискованное кредитование (кредиты под высокий процент) экономически невыгодным для банков.
Например, в июне 2025 года РВСР для новых кредитов физическим лицам (за исключением льготных) составляла 18,18% годовых, а для юридических лиц (на срок до трех лет) — 12,87% годовых.
РВСР выполняет двойную функцию:
- Сдерживание инфляционных ожиданий: Путем ограничения темпов роста потребительского и корпоративного кредитования, НБРБ предотвращает избыточный рост денежной массы (M3) и сдерживает инфляцию спроса, особенно в сегменте кредитования физических лиц, который наиболее чувствителен к изменениям ставок.
- Финансовая стабильность: Снижает риски «кредитного пузыря» и чрезмерной долговой нагрузки населения, повышая общую устойчивость финансовой системы.
Таким образом, РВСР выступает эффективным дополнением к ставке рефинансирования, позволяя точечно управлять сегментами кредитного рынка, не прибегая к жесткому общему повышению ключевой ставки. Это позволяет более тонко настраивать ДКП.
Критический анализ административного регулирования цен и его последствий
Антиинфляционная стратегия Беларуси является «двухконтурной», поскольку монетарные усилия НБРБ дополняются жесткими административными (немонетарными) мерами Правительства.
Механизм и хронология ценового регулирования (Постановление № 713: 2022–2025)
На протяжении всего анализируемого периода правительство использовало меры по уменьшению темпов роста административно регулируемых цен и тарифов. Однако наиболее жесткая и всеобъемлющая система ценового контроля была введена Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19 октября 2022 г. № 713.
Этот документ, направленный на стабилизацию цен после всплеска инфляции в 2022 году, установил следующие ключевые механизмы:
- Регулирование цен на большинство потребительских товаров: Перечень регулируемых товаров был значительно расширен.
- Предельная норма рентабельности для производителей: Устанавливался четкий потолок рентабельности, который не могли превышать производители при формировании отпускных цен.
- Единая предельная надбавка на импортируемую продукцию: Вводились ограничения на торговые и оптовые надбавки для импортеров, чтобы ограничить перенос валютного и логистического удорожания в конечную цену.
Важно отметить, что данная система не является статичной. В апреле 2025 года (Постановление № 713(6)) Правительство скорректировало систему, что, вероятно, было вызвано необходимостью устранения выявленных рыночных диспропорций (например, проблем с импортом или дефицитом отдельных товаров).
Эти корректировки демонстрируют стремление к большей гибкости, но сохраняют сам принцип жесткого государственного контроля.
Оценка краткосрочного эффекта и рыночные диспропорции
Краткосрочный эффект Постановления № 713 был бесспорным и драматичным. До его введения, в сентябре 2022 года, годовая инфляция составляла 17,4%. Благодаря ценовому контролю, инфляция к концу 2022 года снизилась до 12,8%, а в 2023 году — до 5,8%. Это позволило достичь минимальных значений инфляции (1,87% в сентябре 2023 г.) и формально приблизиться к целевому параметру на 2025 год (не более 5%).
Однако экономисты традиционно критикуют прямое ценовое регулирование за его долгосрочные риски:
- Инфляционный навес (отложенная инфляция): Административный контроль не устраняет инфляционное давление, а лишь подавляет его. Избыточная денежная масса и растущие издержки производителей накапливаются, создавая «инфляционный навес». Резкое снятие ценовых ограничений может привести к мощному, неконтролируемому всплеску цен (отскоку).
- Рыночные диспропорции и дефицит: Ограничение рентабельности и надбавок может сделать производство или импорт определенных товаров невыгодным, что приводит к сокращению предложения, снижению качества или локальному дефициту, особенно в сегменте импортируемых товаров.
- Искажение инвестиционных сигналов: Искусственно низкие цены не дают инвесторам и производителям адекватных сигналов о спросе и издержках, что препятствует эффективному распределению ресурсов и замедляет структурные преобразования.
Таким образом, административные меры обеспечили быструю победу над высокой инфляцией, но создали значительные структурные риски для долгосрочной ценовой стабильности и эффективного функционирования рынков.
Геополитические шоки, импортируемая инфляция и текущие вызовы (2025)
К 2025 году инфляционные процессы в Беларуси стали доминирующим образом определяться внешними и геополитическими факторами, на фоне которых внутренний ценовой контроль демонстрирует свою ограниченность.
Влияние внешнего ценового давления и валютного курса
В I квартале 2025 года Национальный банк и Правительство отметили усиление влияния импортируемой инфляции. Это явление обусловлено двумя основными каналами:
- Высокие темпы роста цен в Российской Федерации: Как ключевом торговом партнере и источнике импорта, рост инфляции в России напрямую транслируется в цены белорусских товаров.
- Снижение курса белорусского рубля к российской валюте: В I квартале 2025 года произошло снижение курса белорусского рубля к российскому на 3,4% по отношению к IV кварталу 2024 года. Это удорожание российского импорта (сырья, комплектующих, готовой продукции) также усилило инфляцию издержек.
Подобная динамика подтверждает высокую степень экономической интеграции Беларуси и ее уязвимость к монетарной политике и ценовым шокам соседей, особенно в условиях геополитической переориентации торговых потоков.
Текущие инфляционные риски и прогноз на 2025–2026 годы
Несмотря на меры регулирования, текущие статистические данные сигнализируют о нарастающем инфляционном давлении:
- Целевой ориентир НБРБ на 2025 год: Не более 5%.
- Фактическая инфляция (август 2025 г.): 7,20%.
Тот факт, что фактическая инфляция в августе 2025 года превышает целевой ориентир на 2,2 процентных пункта, требует критического осмысления. Это превышение указывает на то, что монетарные и административные меры оказались недостаточными для нейтрализации совокупного воздействия внутренних издержек и импортируемой инфляции.
Ключевые вызовы и риски в среднесрочной перспективе (2025–2026 гг.):
- Санкционные издержки: Санкционные проявления повышают инфляционные риски через рост издержек производителей, связанный с необходимостью поиска новых, более длинных и дорогих логистических маршрутов, увеличением сроков поставок и сложностями с импортом критически важных технологий (например, в энергетике и машиностроении).
Эти издержки неизбежно перекладываются в конечную цену, несмотря на контроль.
- Ослабление экспортной динамики: Прогнозируется ослабление динамики экспорта белорусских товаров, в том числе из-за сдерживающего воздействия российского рынка, где ожидается замедление экономического роста на фоне жесткости ДКП и ресурсных ограничений. Снижение валютной выручки может создать давление на обменный курс, что вновь усилит импортируемую инфляцию.
- Структурные риски: Сохраняющаяся высокая неопределенность, фрагментация мировой экономики и неблагоприятные демографические тенденции создают структурные риски, которые могут поддерживать инфляцию издержек на повышенном уровне в среднесрочной перспективе.
Выводы и Рекомендации
Анализ антиинфляционной политики Республики Беларусь в период 2010–2025 годов демонстрирует сложный путь эволюции от неэффективного курсового таргетирования к режиму, основанному на элементах монетарного управления, дополненному жестким административным контролем.
Основные выводы:
- Эффективность монетарного контура: Переход к монетарному таргетированию с 2015 года, сопровождавшийся изменением операционного ориентира (на процентную ставку по однодневным кредитам) и использованием макропруденциальных инструментов (РВСР), позволил существенно стабилизировать инфляцию и добиться ее исторического минимума в 2023 году.
- Краткосрочная эффективность административного контроля: Жесткое административное регулирование, введенное Постановлением № 713 (2022 г.), обеспечило быстрый, но искусственный сброс инфляционного давления, снизив ИПЦ с 17,4% до 5,8%.
- Недостаточная устойчивость: Несмотря на усилия, фактическая инфляция (7,20% в августе 2025 г.) превышает целевой ориентир НБРБ (≤ 5%).
Это указывает на то, что подавленный инфляционный потенциал и внешние шоки (импортируемая инфляция, санкционные издержки) продолжают оказывать доминирующее влияние.
- Диспропорции и риски: Применение административных мер создало значительные риски для рыночных механизмов, включая возможность дефицита, снижение качества и формирование «инфляционного навеса», который может прорваться при ослаблении контроля.
Рекомендации для долгосрочной устойчивой ценовой стабильности:
- Приоритет рыночных механизмов: Для достижения долгосрочной устойчивости необходимо постепенное, но неуклонное сокращение сферы прямого ценового контроля, начиная с товаров, где рыночные диспропорции минимальны. Это должно сопровождаться усилением роли НБРБ в управлении инфляционными ожиданиями.
- Усиление трансмиссионного механизма: Необходимо повышать чувствительность экономики к изменению процентных ставок. Это включает снижение доли директивного кредитования и дальнейшее развитие макропруденциальных инструментов (РВСР) для точечного управления кредитным риском, а не прямое регулирование цен.
- Структурные реформы: Для снижения структурной инфляции и зависимости от импортируемой инфляции критически важны меры по повышению конкуренции, демонополизации секторов и снижению доли продовольственных товаров в потребительской корзине через рост доходов и диверсификацию потребления.
- Синхронизация с внешними факторами: В условиях высокой зависимости от российского рынка, НБРБ должен учитывать ДКП Центрального банка Российской Федерации и мировые ценовые тенденции при формировании своего процентного цикла.
Список использованной литературы
- Базылев, Н. И. Экономическая теория : учебник / Н. И. Базылев, А. В. Бондарь, С. П. Гурко [и др.] ; под ред. Н. И. Базылева, С. П. Гурко. – 2-е изд., перераб. и доп. – Минск : БГЭУ, 1997. – 550 с.
- Бондарь, А. В. Макроэкономика : учебное пособие / А. В. Бондарь [и др.]. – Минск : БГЭУ, 2009. – 415 с.
- Елисеев, А. С. Современная экономика : учебное пособие. – 3-е изд. – Москва : Дамков и Ко, 2007. – 504 с.
- Заико, Л. Ф. Экономика Беларуси: через реформы к развитию / Л. Ф. Заико. – Минск, 1998. – 53 с.
- Ивашковский, С. Н. Макроэкономика : учебник. – 2-е изд., испр., доп. – Москва : Дело, 2002. – 472 с.
- Козаченко, Л. Д. Инфляционные процессы в Беларуси: ключевые проблемы и пути повышения эффективности регулирования / Л. Д. Козаченко // Вестник БГЭУ. – 2006. – № 2. – С. 71–77.
- Козаченко, Л. Д. Экономический анализ инфляции в Республике Беларусь / Л. Д. Козаченко // Вестник БГЭУ. – 2007. – № 2. – С. 53–59.
- Криворотов, Д. Выбор режима денежно-кредитной политики Республики Беларусь в среднесрочной перспективе / Д. Криворотов // Банкаўскi веснiк. – 2007. – № 1. – С. 25–31.
- Лемешевский, И. М. Макроэкономика: мировой опыт и белорусская практика : учебное пособие для студентов экономических специальностей вузов. – 3-е изд. – Минск, 2009. – 440 с.
- Плотницкий, М. И. Макроэкономика : учеб. пособие / М. И. Плотницкий [и др.] ; под ред. М. И. Плотницкого. – 2-е изд., стер. – Москва : Новое знание, 2004. – 426 с.
- Шимов, В. Н. Экономическое развитие Беларуси на рубеже веков: проблемы, итоги, перспективы : моногр. / В. Н. Шимов. – 2-е изд. – Минск : БГЭУ, 2003. – 229 с.
- Индекс инфляции в Беларуси: 1992-2025 Данные, 2026-2027 прогноз [Электронный ресурс] // tradingeconomics.com. – Режим доступа: tradingeconomics.com.
- Инфляцию в I квартале 2025 года ускорили импорт и тарифы [Электронный ресурс] // Экономическая газета neg.by. – Режим доступа: neg.by.
- Оперативные данные [Электронный ресурс] // Национальный статистический комитет belstat.gov.by. – Режим доступа: belstat.gov.by.
- В Беларуси утверждена новая антиинфляционная программа [Электронный ресурс] // tvrgomel.by. – Режим доступа: tvrgomel.by.
- Ценовое регулирование в Республике Беларусь [Электронный ресурс] // Национальный статистический комитет belstat.gov.by. – Режим доступа: belstat.gov.by.
- Антиинфляционная политика в Республике Беларусь [Электронный ресурс] // elibrary.ru. – Режим доступа: elibrary.ru.
- Утверждена Антиинфляционная программа на 2021–2023 годы [Электронный ресурс] // pravo.by. – Режим доступа: pravo.by.
- Макроэкономический прогноз: 2025–2027 [Электронный ресурс] // Евразийский банк развития eabr.org. – Режим доступа: eabr.org.
- Экономическая активность в Беларуси останется высокой в 2025 году [Электронный ресурс] // Beroc beleconomy.org. – Режим доступа: beleconomy.org.
- Зампредседателя Белстата: в Беларуси сложился позитивный тренд в инфляционных процессах [Электронный ресурс] // pravo.by. – Режим доступа: pravo.by.
- ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА: ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ И РАЗВИТИЯ [Электронный ресурс] // bsu.by. – Режим доступа: bsu.by.
- ЭВОЛЮЦИЯ РЕЖИМОВ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ВЫЗОВЫ [Электронный ресурс] // bseu.by. – Режим доступа: bseu.by.
- Денежно-кредитная политика [Электронный ресурс] // Портал Президента Республики Беларусь president.gov.by. – Режим доступа: president.gov.by.
- ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ: ЦЕЛЬ И ОСНОВНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ РЕАЛИЗАЦИИ [Электронный ресурс] // bsu.by. – Режим доступа: bsu.by.
- bdg.by [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.bdg.by.
- belarus.regnum.ru [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.belarus.regnum.ru.
- soyuz.by/ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.soyuz.by/.