Денежно-кредитная политика Национального банка Республики Беларусь, ее цели, принципы и типы

Курсовая работа
Содержание скрыть

Тема этого курса: «Денежно-кредитная политика Национального банка Республики Беларусь, ее цели, принципы и виды».

Основными задачами любого государства в области экономики являются обеспечение устойчивого экономического роста, высокого уровня занятости, внутренней стабильности цен и внешнеэкономического равновесия. Эти цели реализуются при разработке и реализации экономической политики.

В настоящее время в современных системах рыночной экономики государственная банковская система играет жизненно важную роль в функционировании экономического механизма. Банковская система представляет собой по сути “систему кровообращения” экономики, обеспечивает регулирование общей денежной массы, контролирует движение финансовых потоков, осуществляет аккумулирование и инвестирование денежных ресурсов, проведение взаиморасчетов между экономическими субъектами, кредитование различных отраслей экономики и населения. Сегодня очевидно, что медленные темпы экономических реформ в стране во многом объясняются нежеланием банковского капитала вкладывать средства в промышленные инвестиции и модернизацию сырьевых производств. Текущая ситуация такова, что краткосрочные спекулятивные операции более выгодны для банков, чем долгосрочные вложения. Соответственно проценты за полученные кредиты (до 30% годовых) являются сдерживающим элементом реформирования производства.

Денежно-кредитная политика центрального банка является неотъемлемой частью единой государственной экономической политики. При разработке прогноза экономического развития страны в обязательном порядке учитываются показатели, которые необходимо достичь экономике в определенные этапы времени, в частности, развитие рынка капиталов, развитие банковской и платежной систем, обеспечение устойчивости национальной валюты, увеличение спроса экономики на деньги и т.д. Все эти вопросы регулируются при разработке и реализации денежно-кредитной политики государства, без которой невозможно нормальное функционирование экономики.

Основная задача денежно-кредитной политики — регулирование денежной массы, поддержание покупательной способности национальной валюты. В период производственного спада, стагнации увеличение денежного предложения стимулирует рост расходов; в период инфляции центральные банки сокращают предложение денег.

Разработкой денежно-кредитной политики в Республике Беларусь занимается Национальный банк Республики Беларусь совместно с Правительством страны, реализация осуществляется путем достижения определенных показателей развития, которые утверждаются специальной программой развития. Поэтому в ходе работы также необходимо учитывать результаты денежно-кредитной политики Республики Беларусь. Проведение денежно-кредитной политики занимает одно из первых мест в списке обязанностей центральных банков большинства государств.

12 стр., 5875 слов

Влияние денежно-кредитной политики на экономику РФ

... мирового экономического развития и новый этап функционирования российской экономики обусловили необходимость пересмотра теоретических основ и практических методов проведения денежно-кредитной политики. Денежно-кредитная политика - это комплекс мер в области денежного обращения и займов, ...

1. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА

1.1. Понятие денежно-кредитной политики. Цели, задачи и принципы денежно-кредитной политики.

Начнем с того, что интересует всех – деньги. Деньги существуют на протяжении тысячелетий. Их экономическая природа предполагает непрерывность обращения. Временно свободные средства следует аккумулировать и трансформировать в инвестиции. Специальная организация, которая гарантирует движение денег, — это банк. Банковская система является основной в кредитной системе страны, которая включает в себя совокупность кредитных отношений, форм и методов кредитования, а также совокупность кредитных институтов, способных мобилизовать временно свободные денежные средства, превратить их в кредиты, и, в конечном счете — в инвестиции. Во главе банковской системы стоит Центральный Банк. Он осуществляет регулирование деятельности коммерческих банков и специализированных кредитно-финансовых учреждений, то есть сберегательных учреждений, страховых компаний, пенсионных фондов, инвестиционных компаний и т.д. Изначально основной функцией центральных банков была эмиссия наличных денег, теперь к этой функции постепенно добавились еще две: контроль за денежным обращением в стране и контроль за деятельностью коммерческих банков.

А вот сфера деятельности частных банков – это широкий спектр финансово-кредитных операций: прием вкладов и выдача кредитов, посредничество в платежах, операции с ценными бумагами, размещение государственных займов, консультации по кредитно-финансовым вопросам и т.п. Присутствие коммерческих банков в рыночной экономике приводит к тому, что они увеличивают денежную массу во время инфляции, поскольку это выгодно для них, и сокращают ее во время депрессии, тем самым способствуя усилению цикличности развития. Их нерегулируемая деятельность приводит к колебаниям деловой активности. Поэтому необходим государственный контроль над деятельностью частных банков. Этот контроль осуществляется в рамках государственной денежно-кредитной политики.

Денежно-кредитная политика

Осуществляя денежно-кредитную политику, воздействуя на кредитную деятельность коммерческих банков и направляя регулирование на расширение или сокращение кредитования экономики, центральный банк достигает стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, сбалансированности внутренних экономических процессов. Таким образом, влияние на кредит позволяет достичь более глубоких стратегических целей развития всей экономики в целом. Например, недостаток у предприятий свободных денежных средств затрудняет осуществление коммерческих сделок, внутренних инвестиций и т. д. С другой стороны, избыточная денежная масса имеет свои недостатки: обесценивание денег и, как следствие, снижение уровня жизни населения, ухудшение валютной ситуации в стране. Соответственно в первом случае денежно-кредитная политика должна быть направлена на расширение кредитной деятельности банков, а во втором случае — на ее сокращение, переходу к политике»дорогих денег» (рестрикционной).

13 стр., 6217 слов

Основные направления денежно-кредитной политики Банка России ...

... и обоснованной денежно-кредитной политики, направленной на стабилизацию экономического развития. Основополагающей целью денежно-кредитной политики Денежно-кредитная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства, занятости и уровня цен. Центральный банк главный, но ...

С помощью денежно-кредитного регулирования государство пытается смягчить экономические кризисы, обуздать инфляцию, для поддержания экономической ситуации государство использует кредиты для стимулирования инвестиций в различные отрасли экономики страны.

Принципы денежно-кредитной политики, проводимой Национальным банком Республики Беларусь:

  • четкое ее определение, раскрытие конечной цели или промежуточных целевых ориентиров;
  • обеспечение прозрачности денежно-кредитной политики, что предполагает ясность функций и задач Национального банка, процедуры принятия и доведения до сведения общественности решений Национального банка о денежно-кредитной политике, доступность для общественности информации о результатах этой политики;

— самостоятельное определение Национальным банком механизма применения инструментов денежно-кредитной политики, направленных на достижении ее целей, а также своевременное разъяснение участникам экономических отношений, широкой общественности изменений параметров и структуры инструментов денежно-кредитной политики.

Основная цель денежно-кредитной политики — помочь экономике достичь общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и отсутствием инфляции. Денежно-кредитная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства, занятости и уровня цен.

Обсуждая направления денежно-кредитной политики, многие экономисты и представители центральных банков различных государств постоянно ссылаются на шесть ее основных целей:

  • Высокий уровень занятости;
  • Экономический рост;
  • Стабильность цен;

Стабильность процентной ставки

Стабильность на финансовых рынках;

  • Стабильность валютного рынка.

Высокий уровень занятости

Высокий уровень занятости – это достойная цель по двум основным причинам: 1.высокий уровень безработицы вызывает усиление нищеты: когда семьи испытывают финансовые трудности, люди теряют самоуважение и повышается уровень преступности (хотя последний вывод весьма спорен); 2. при высокой безработице в экономике много не только незанятых рабочих, но и незадействованных ресурсов (закрытых фабрик и неиспользуемого оборудования), результатом чего служит недопроизводство (снижение ВВП).

Желательность высокого уровня занятости вполне очевидна. Может казаться, что полная занятость достигается тогда, когда нет ни одного рабочего, не имеющего работы, т. е. когда безработица равна нулю. Но в этом случае мы игнорируем тот факт, что, например, фрикционная безработица выгодна для экономики. Например, работник, решивший найти лучшую работу, может оказаться безработным, пока искал ее.

Вот почему, ставя целью достичь высокого уровня занятости, нужно стремиться не к нулевому уровню безработицы, а к некоторому ее уровню выше нуля, который соответствовал бы состоянию полной занятости и обеспечивал равенство спроса на труд его предложению. Экономисты называют его естественным уровнем безработицы.

Экономический рост

Нацеленность на постоянный экономический рост тесно связана с задачей поддержания высокого уровня занятости, поскольку при низком уровне безработицы фирмы, скорее всего, будут осуществлять инвестиции в оборудование, чтобы повысить производительность труда и обеспечить экономический рост. И наоборот, если уровень безработицы высок и фабрики не заняты, производителям невыгодно инвестировать в дополнительные фабрики и оборудование. Обе эти цели взаимосвязаны, но государственная политика может быть конкретно направлена ​​на поддержку экономического роста путем стимулирования инвестиционной активности фирм или процесса накопления сбережений населения, что обеспечивает фирмы средствами для инвестиций.

3 стр., 1319 слов

Фискальная и денежная политика государства

... 3.2. Цели и направления денежной политики Основополагающей целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и стабильностью цен. Денежно-кредитная политика состоит в изменении денежного предложения с целью ...

Стабильность цен

Экономисты стали уделять больше внимания социальным и экономическим издержкам инфляции и вопросам стабильности цен как цели экономической политики. Стабильность цен желательна по той причине, что повышение уровня цен (инфляция) порождает неопределенность в экономике. Наиболее ярким примером нестабильности цен является гиперинфляция, которую пережила Германия в 1921 -1923 гг. Инфляция затрудняет и планирование на будущее. Также инфляция может расшатать социальную структуру страны: социальный конфликт может возникнуть в результате того, что каждая социальная группа начнет конкурировать с другими в борьбе за повышение заработной платы, компенсирующее рост уровня цен.

Стабильность процентной ставки

Поддержание стабильности процентных ставок необходимо, поскольку их колебания также могут создавать неопределенность в экономике и усложнять планирование на будущее.

Стабильность на финансовых рынках

Один из способов обеспечить стабильность — предотвратить финансовую панику. Стабильность финансовых рынков также обеспечивается стабильностью процентной ставки, поскольку ее колебания создают неопределенность для финансовых институтов.

Стабильность на валютном рынке

Рассмотрим этот пункт на примере США. По мере роста значения международной торговли для экономики США обменный курс доллара по отношению к другим валютам стал предметом все более пристального внимания со стороны Федеральной резервной системы. Рост курса доллара делает американскую продукцию менее конкурентоспособной за рубежом, а его снижение стимулирует инфляцию в США. Избегание значительных изменений обменного курса доллара позволяет физическим и юридическим лицам планировать будущие покупки и продажи за рубежом. Поэтому стабилизация резких колебаний курса доллара на валютных рынках является важной задачей денежно-кредитной политики.

Исходя из всех этих объяснений, можно сделать вывод о том, что все цели взаимосвязаны друг с другом и достигаются только при осуществлении каждой из них.

Денежно-кредитная политика в конечном итоге влияет на инвестиции и размер валового национального продукта. Ее действие эффективнее действия фискальной политики, т.к. денежно-кредитная политика более гибкая и быстрее реагирует на изменение в экономике. На нее не оказывает давление политический фактор. Решение по проведению фискальной политики принимаются законодательными органами, которые обсуждают и утверждают их. И какой парламент или президент решит повысить налоги в год переизбрания, даже если это объективно необходимо для экономики? И поэтому принятие таких решений часто откладывается. Денежно-кредитная политика свободна от этого, Центральный Банк и другие органы, регулирующие кредитно-денежную сферу, могут ежедневно принимать решения о покупке и продаже ценных бумаг и тем самым влиять на денежное предложение и процентную ставку. Денежно-кредитная политика государства основана на теории денег, изучающей процесс воздействия денег и денежно-кредитной политики в целом.

3 стр., 1269 слов

Деятельность ОАО «Московский кредитный банк»

... укрепил свои позиции на рынке сетевой инкассации. В число корпоративных клиентов Московского Кредитного Банка входят: «Эльдорадо», «М. Видео», «Белый ветер Цифровой», «СпортМастер», цифровой центр «ИОН», « ... месяцев 2015 года общая величина активов Банка составила1 000 055 млн рублей. МОСКОВСКИЙ КРЕДИТНЫЙ БАНК занимает 12 место в рэнкинге крупнейших российских банков по чистым активам по итогам ...

Принимая во внимание отсутствие прямого механизма воздействия на инфляцию с помощью инструментов денежно-кредитной политики, ШНБ применяет систему промежуточных целей, обеспечивающих достижение конечной цели.

Стратегические цели денежно-кредитной политики Национально банка Республики Беларусь:

  • обеспечение эффективного функционирования денежно-кредитной системы;
  • содействие денежно-кредитной системы достижению устойчивого экономического роста;
  • повышение реальных денежных доходов населения;
  • рост инвестиций и сбережений.

Таким образом, денежно-кредитная политика Национального банка Республики Беларусь направлена на снижение уровня инфляции с помощью монетарных инструментов наряду с мерами общей экономической политики, а также на обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и обменного курса по отношению к иностранным валютам.

Основная задача денежно-кредитной политики Республики Беларусь заключается в обеспечении стабильности обменного курса и формировании тем самым положительных эффектов в виде снижения инфляционных и девальвационных ожиданий, ограничения издержек, связанных с рисками изменения обменного курса .

При реализации денежно-кредитной политики в Республике Беларусь особое внимание уделяется развитию банковской системы. Основные задачи развития банковской системы Республики Беларусь:

  • повышение устойчивости банков, увеличение их капитала и ресурсной базы;
  • оптимизация структуры активов и пассивов банков для увеличения объемов долгосрочного кредитования реального сектора экономики и населения;
  • расширение состава и улучшения качества банковских услуг, развитие информационных и новых банковских технологий.

    1.2.

Типы денежно-кредитной политики

Существует два основных типа денежно-кредитной политики, каждый из которых характеризуется конкретными целями и набором инструментов регулирования.

В условиях инфляции проводится политика «дорогих денег» (политика кредитной рестрикции).

Она направлена на ужесточение условий и ограничение объема кредитных операций коммерческих банков, т.е. на сокращение предложения денег. Центральный банк, проводя рестрикционную политику, предпринимает следующие действия: продает государственные ценные бумаги на открытом рынке; увеличивает норму обязательных резервов; повышает учетную ставку. Если эти меры оказываются недостаточно эффективными,

Центральный банк использует административные ограничения: понижает потолок предоставляемых кредитов, лимитирует депозиты, сокращает объем потребительского кредита и т.д. Политика «дорогих денег» — главный метод антиинфляционного регулирования.

В периоды спада производства для стимулирования деловой активности проводится политика «дешевых денег» (экспансионистская денежно-кредитная политика).

Он заключается в расширении масштабов кредитования, ослаблении контроля над ростом денежной массы и увеличении денежной массы. Для этого ЦБ покупает государственные облигации, снижает ставку резервов и учетную ставку. Создаются более благоприятные условия для предоставления кредитов хозяйствующим субъектам.

13 стр., 6275 слов

Кредитно-денежная политика

... 2. Роль банков в кредитно-денежной политике. 2.1 Сущность и происхождение банков Банки выступают основными институтами кредитно-денежной системы. ... эффективно денежную массу можно тогда, когда точно определен сам объект регулирования. Анализируя ... банка оплачивать обменные операции субъекта хозяйствования -- предприятия в пределах имеющейся у него суммы денег. Разделив деньги на наличные и кредитные, ...

Регулирование количества денег в обороте (объема денежной массы, в узком смысле — денежная политика) является составной частью монетарной политики центрального банка. Последняя включает в себя также процентную политику (политику регулирования общего уровня процентных ставок в экономике) и политику валютного курса (валютная политика в узком смысле), то есть политику регулирования уровня и динамики курса национальной валюты к иностранным.

Центральный банк выбирает тот или иной тип денежно-кредитной политики в зависимости от состояния экономики страны. При разработке денежно-кредитной политики необходимо учитывать, что, во-первых, между проведением того или иного мероприятия и появлением эффекта от его реализации проходит определенное время; во-вторых, денежно-кредитное регулирование способно повлиять только на монетарные факторы нестабильности.

1.3. Методы регулирования денежно-кредитной политики.

Эффективность монетарной политики в значительной мере зависит от выбора методов (инструментов) денежно-кредитного регулирования.

Методы регулирования денежно-кредитной политики классифицируются по ряду признаков:

  • в зависимости от объекта воздействия (предложение либо спрос на деньги);
  • по срокам воздействия — кратко- и долгосрочные;
  • по характеру параметров регулирования: количественные (например, границы кредитования коммерческих банков) и качественные (цена кредита);
  • по форме воздействия — прямы и косвенные;
  • по числу объектов — общие и селективные.

Прежде всего, важнейшими являются прямые (административные) и косвенные (экономические), а также общие, влияющие на рынок ссудного капитала в целом, и селективные, предназначенные для регулирования определенных форм кредита, кредитования отдельных отраслей и т.д.

Посредством прямых (административных) инструментов в кредитных организациях изменяют операционные показатели, к примеру, лимиты процентных ставок, размер маржи, объемы операций. Для регулирования банковских систем используются методы прямого контроля. В условиях неразвитости государственного финансового рынка и кризиса кредитной системы эффективны инструменты прямого воздействия. В то же время их использование может вызвать определенный отток средств с контролируемого внутреннего рынка на внешние рынки и в теневую экономику.

С помощью косвенных инструментов создаются условия для целенаправленного изменения основных параметров финансового рынка. В то же время косвенные инструменты влияют сначала на баланс центрального банка, процентные ставки по операциям центрального банка, а затем, через эти изменения, на денежно-кредитные отношения в государстве. Так, уровень процентных ставок центрального банка влияет на уровень рыночных процентных ставок; нормативы резервов и рефинансирование — на объем и структуру операций коммерческих банков.

В разных странах используются разные комбинации инструментов денежно-кредитной политики на разных этапах развития финансового рынка.

Рефинансирование коммерческих банков.

Центральным банком используются следующие инструменты рефинансирования:

  • переучет векселей;
  • ломбардный механизм, состоящий из кредита овернайт (однодневный расчетный кредит) и ломбардного кредита. Суть последнего — предоставление кредита под залог ценных бумаг, включенных в Ломбардный список и принадлежащих банку на праве собственности;
  • ломбардный кредитный аукцион;
  • операции РЕПО и др.

Векселя переучитываются по ставке ре дисконтирования. Эту ставку называют также официальной дисконтной ставкой, обычно она отличается от ставки по кредитам (рефинансирования) на не значительную величину в меньшую сторону (в Европе 5-2 процентных пункта).

Центральный банк покупает долг по более низкой цене, чем коммерческий банк.

В случае повышения центральным банком ставки рефинансирования, коммерческие банки будут стремиться компенсировать потери, вызванные ее ростом (удорожанием кредита) путем повышения ставок по кредитам, предоставляемым заемщикам. Т. е. изменение учетной (рефинансирования) ставки прямо влияет на изменение ставок по кредитам коммерческих банков. Последнее является основным направлением этого метода денежно-кредитной политики центрального банка. Например, повышение официальной учетной ставки в период более высокой инфляции вызывает повышение процентной ставки по кредитным операциям коммерческих банков, что приводит к их снижению по мере увеличения стоимости заимствования, и наоборот.

Недостатком использования рефинансирования в денежно-кредитной политике является то, что этот метод влияет только на коммерческие банки. Если рефинансирование в центральном банке используется мало или совсем не используется, этот метод практически полностью теряет свою эффективность.

Помимо установления официальных ставок рефинансирования и ре дисконтирования центральный банк устанавливает процентную ставку по ломбардным кредитам, т. е. кредитам, выдаваемым под какой-либо залог, в качестве которого выступают обычно ценные бумаги. Следует отметить, что в качестве гарантии могут приниматься только те ценные бумаги, качество которых не вызывает сомнений.

Центральный банк проводит политику учетной ставки (которую еще называют иногда дисконтной политикой), выступая в роли «заимодателя в последней инстанции». Он предоставляет ссуды более стабильным в финансовом отношении банкам, испытывающим временные трудности. Федеральная резервная система (ФРС) иногда осуществляет долгосрочное кредитование на особых условиях. Это могут быть ссуды небольшим банкам для удовлетворения сезонных потребностей в ликвидности. Иногда ссуды также предоставляются банкам, испытывающим финансовые затруднения, и им требуется помощь в приведении своих балансов в порядок.

Процентные ставки по операциям центрального банка.

С ростом глобализации финансовых рынков результаты процентной политики все больше зависят не от абсолютного уровня регулирования ставок, а от их корреляции с уровнем ставок денежного рынка. Следовательно, эффективность процентной политики определяется ее гибкостью. Как правило, используя политику процентных ставок, центральный банк может влиять на обменный курс.

Политика обязательных резервов.

Норматив резервных требований представляет собой установленное в законодательном порядке процентное отношение суммы минимальных резервов к абсолютным (объемным) или относительным (приращению)показателям пассивных (депозитов) либо активных (кредитных вложений) операций. Использование нормативов может иметь как тотальный (установление ко всей сумме обязательств или ссуд), так и селективный (к их определенной части) характер воздействия.

Устанавливая и пересматривая норматив резервных требований, центральный банк регулирует объемы, структуру и динамику привлеченных ресурсов коммерческих банков, влияет на их стоимость, объемы, структуру и динамику доходных активов, на уровень прибыльности кредитных организаций.

В настоящее время минимальные резервы — это наиболее ликвидные активы, которые обязаны иметь все кредитные учреждения, как правило, либо в форме наличных денег в кассе банков, либо в виде депозитов в центральном банке или в иных высоколиквидных формах, определяемых центральным банком.

Минимальные резервы выполняют две основные функции.

Во-первых, в качестве ликвидных резервов они служат обеспечением обязательств коммерческих банков по депозитам их клиентов. Периодически меняя норматив обязательных резервов, центральный банк поддерживает уровень ликвидности коммерческих банков на минимально допустимом уровне в зависимости от экономической ситуации.

Во-вторых, минимальные резервы — это инструмент, используемый центральным банком для регулирования количества денег в стране. Посредством изменения норматива резервных средств центральный банк регулирует масштабы активных операций коммерческих банков (в основном объем выдаваемых ими кредитов), а следовательно, и возможности осуществления ими депозитной эмиссии. Кредитные организации могут расширять свои кредитные операции, если их обязательные резервы в центральном банке превышают установленную норму. Когда масса денег в обороте (наличных и безналичных) превосходит необходимую потребность, центральный банк проводит политику кредитной рестрикции путем увеличения нормативов отчисления, то есть процента резервирования средств в центральном банке. Тем самым он вынуждает банки сократить объем активных операций».

При использовании данного инструмента денежно-кредитной политики следует учитывать, что даже небольшие изменения нормативов обязательных резервов вызывают значительные изменения в объеме резервов, масштабах и структуре кредитных операций. Частые и значительные изменения ставок резервов могут даже привести к нарушениям денежно-кредитного и финансового равновесия экономики. Поэтому они осуществляются во время инфляции, спада производства, когда необходимы сильнодействующие средства

Операции на открытом рынке.

По форме проведения центральным банком рыночные операции с ценными бумагами могут быть прямыми или обратными. Прямая операция представляет собой обычную покупку или продажу. Реверс — это покупка и продажа ценных бумаг с обязательным завершением обратной сделки по заранее определенному курсу. Гибкость обратных операций, более мягкий эффект их воздействия делают этот инструмент регулирования популярным.

Центральный банк инициирует операции на открытом рынке, определяет условия, сроки и инструменты. Применяются стандартные, ускоренные тендеры либо двухсторонне процедуры. При проведение операций на открытом рынке используются различные виды инструментов: сделки РЕПО, валютные СВОПы, выпуск долговых сертификатов, привлечение средств на депозиты с фиксированным сроком и др. Выбор механизма операции зависит от объекта и целей их проведения, которыми могут быть: управление ликвидностью, сглаживание сезонных колебаний процентных ставок и др. Операции РЕПО и СВОП чаще применяются центральными банками для воздействия на денежно-кредитный рынок. Прямые операции с государственными ценными бумагами могут влиять на изменение валютного курса, и поэтому используются центральными банками для воздействия на денежно-кредитный рынок и на валютный курс.

На открытом рынке различают операции, осуществляемые на регулярной и нерегулярной основе. Регулярные операции проводятся для широкого круга участников на аукционной основе. Например, продажа краткосрочных казначейских векселей, долгосрочные операции РЕПО. Нерегулярные операции более многообразны, они могут быть и конфиденциальными на двухсторонней основе. Операции эмиссионного банка на валютном рынке, которые он проводит в целях реализации денежно-кредитной политики, в основном осуществляются на нерегулярной основе. Наиболее часто центральные банки используют операции валютного СВОПа.

Таким образом, операции на открытом рынке, как метод денежно-кредитного регулирования, значительно отличаются от двух предыдущих. Главное отличие — это использование более гибкого регулирования, поскольку объем покупки ценных бумаг, а также используемая при этом процентная ставка могут изменяться ежедневно в соответствии с направлением политики центрального банка. Коммерческие банки, учитывая указанную особенность данного метода, должны внимательно следить за своим финансовым положением, не допуская при этом ухудшения ликвидности.

Валютные операции.

Национальный банк Республики Беларусь совместно с уполномоченными государственными органами устанавливает порядок ввоза в республику и вывоза за ее переделы драгоценных металлов и драгоценных камней, используемых при осуществлении банковских операций, иностранной и национальной валюты, ценных бумаг в иностранной и национальной валюте; контролирует осуществление банками валютных операций; определяет функции агентов валютного контроля, которые могут быть возложены на банки, и меры ответственности, применяемые к банкам за нарушение валютного законодательства; выдает разрешения (лицензии) на осуществление валютных операций, определяет валютный курс, порядок его установления и т.п.

Ограничение кредитования.

Нужно отметить, что, добиваясь при помощи указанной политики сдерживания банковской деятельности и умеренного роста денежной массы, государство способствует снижению деловой активности. Поэтому метод количественных ограничений стал использоваться не так активно, как раньше, а в некоторых странах вообще отменён.

Также Центральный Банк может устанавливать различные нормативы (коэффициенты), которые коммерческие банки обязаны поддерживать на необходимом уровне. К ним относятся нормативы достаточности капитала коммерческого банка, нормативы ликвидности баланса, нормативы максимального размера риска на одного заемщика и некоторые дополняющие нормативы. Перечисленные нормативы обязательны для выполнения коммерческими банками. Также Центральный Банк может устанавливать необязательные, так называемые оценочные нормативы, которые коммерческим банкам рекомендуется поддерживать на должном уровне.

При нарушении коммерческими банками банковского законодательства, правил совершения банковских операций, других серьезных недостатках в работе, что ведет к ущемлению прав их акционеров, вкладчиков, клиентов центральный банк может применять к ним самые жесткие меры административного воздействия, вплоть до ликвидации банков.

Очевидно, что использование административного воздействия со стороны Центрального Банка по отношению к коммерческим банкам не должно носить систематического характера, а применяться в порядке исключительно вынужденных мер.

2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ДИНАМИКИ РАЗВИТИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ., Рублевая денежная масса (денежный агрегат М2*)

Вместе с тем скорость обращения рублевой денежной массы в среднегодовом исчислении в феврале 2010г. по сравнению с декабрем 2009г. снизилась с 7,68 до 7,66 оборота.

Активная рублевая денежная масса (денежный агрегат М1)

Рублевые депозиты на 1 марта 2010 года сформировались в объеме 14,9 трлн. рублей и за январь-февраль 2010г. сезонно снизились на 9,9 процента (на 1,64трлн. рублей) при снижении за январь-февраль 2009г. на 21,2 процента. За февраль 2010г. Они возросли на 4,8 процента. При этом рублевые депозиты физических лиц за январь-февраль 2010г. увеличились на 11,5 процента, или на 0,92 трлн. рублей (за январь-февраль 2009г. они снизились на 15,5 процента).

Наибольший удельный вес (74,3 процента) в объеме рублевых депозитов физических лиц на 1 марта 2010г. пришелся на срочные депозиты, которые выросли за январь-февраль 2010г. на 12,3 процента (0,73 трлн. рублей).

Их увеличение связанно с привлекательностью сбережений в национальной валюте, чему в значительной степени способствует проводимая процентная политика, а также с ростом денежных доходов населения.

Широкая денежная масса

Депозиты в иностранной валюте в долларовом эквиваленте снизились на 3,5 процента, или на 195,6 млн. долларов США.

Наибольший удельный вес в объеме депозитов в иностранной валюте (72,8 процента) пришелся на срочные депозиты, которые уменьшились на 0,6 процента (на 22 млн. долларов США).

Депозиты юридических лиц в иностранной валюте снизились на 9,4 процента (на 200,3 млн. долларов США).

Вместе с тем депозиты физических лиц за январь-февраль 2010г. возросли на 0,1 процента, или на 4,7 млн. долларов США, причем в основном за счет роста переводных депозитов (на 18,5 процента, или на 23,7 млн. долларов США) при снижении на 0,6 процента, или на 19 млн. долларов США, срочных депозитов.

Наблюдаемая тенденция свидетельствует о продолжающемся со второй половины 2009 года процесс дедолларизации. Так, в структуре депозитов физических лиц в иностранной валюте за январь-февраль 2010г. снизились на 2,1 процентного пункта и на 1 марта 2010г.составила 53,8 процента ( на 1 марта 2009г. – 56,6 процента) при аналогичном увеличении доли рублевых депозитов.

Виды денежной массы 01.01.2010 01.03.2010 Прирост с начала года
в рублях в процентах
Наличные деньги в обращении 3 647,2 3 857,6 + 210,3 + 5,8

Переводные рублевые депозиты

физические лица

юридические лица

7 694,8

2 105,3

5 589,5

5 603,3

2 299,0

3 304,3

-2 091,5

+ 193,7

— 2 285,2

— 27,2

+ 9,2

— 40,9

Активная рублевая денежная масса 11 342,0 9 460,9 — 1 881,1 — 16,6

Срочные рублевые депозиты

физические лица

юридические лица

8 849,5

5 907,2

2 942,4

9 300,3

6 636,

2 664,3

+ 450,8

+ 728,8

— 278,1

+ 5,1

+ 12,3

— 9,5

Ценные бумаги, выпущенные банками (вне банковского оборота)

в национальной валюте

545,5

580,3

+ 34,8

+ 6,4

Рублевая денежная масса 20 737,0 19 341,5 — 1 395,5 — 6,7
Депозиты в иностранной валюте, млн. долларов США

5 663,3

5 467,7

— 195,6

— 3,5

физические лица 3 542,0 3 546,7 + 4,7 + 0,1
юридические лица 2 121,3 1 921 — 200,3 — 9,4
Широкая денежная масса 38 107,1 36 718,7 — 1 388,4 — 3,6

«Источник: собственная разработка»

Балансовые факторы изменения денежной массы.

Основными факторами изменения широкой денежной массы в январе-феврале 2010г. стали:

  • увеличение ЧИАБС на 311 млн. долларов США (на 11,1 процента), которые на 1 марта 2010г. составили 3 106,4 млн. долларов США. Их увеличение произошло в основном за счет роста чистых иностранных активов банков. Данное изменение за январь-февраль 2010г. сложилось за счет снижения иностранных пассивов банков (на 284,5 млн. долларов США, или на 8 процентов) при незначительном уменьшения иностранных активов;

— снижение ЧВАБС на 8,2 процента за счет сокращения чистого кредита органам государственного управления, вызванного в основном ростом депозитов Правительства на счетах в Национальном банке, при увеличении требований банков к экономике на 1,4 процента.

Международные резервные активы Республики Беларусь

  • в национальном определении составили 5 910 млн. долларов США и уменьшились с начала 2010 года на 1,1 процента (на 68,5 млн. долларов США);
  • в определении ССРД МВФ составили 5 777,2 млн.

долларов США и уменьшились с начала 2010 года на 1,3 процента (на 75,3 млн. долларов США).

В текущем году в Беларуси отмечается замедление динамики инфляционных процессов. Так, в годовом исчислении (т.е. за последние 12 месяцев) инфляция в марте 2010 г. составила 6,4%, что заметно меньше текущего значения ставки рефинансирования Национального банка.

Национальный банк Беларуси планирует снизить ставку рефинансирования во втором квартале 2010 года до 12% годовых.

Процентная политика будет ориентирована на снижение общего уровня процентных ставок в экономике при условии обеспечения финансовой стабильности. Ставка рефинансирования на 19.04.2010 год составляет 12,5% годовых, что на 0,5 процентных пункта ниже, чем в январе 2010 года. В течение второго квартала 2010 года предполагается снижение ставки рефинансирования до ее верхней границы, предусмотренной Основными направлениями (12% годовых).

Это повысит доступность кредитных ресурсов для хозяйствующих субъектов и создаст условия для ускорения роста экономики», — подчеркнули в Национальном банке.

Ставка рефинансирования

Дата начала действия Размер ставки рефинансирования (учетной ставки), % годовых
2009 год
08.01.2009 14
01.12.2009 13,5
2010 год
17.02.2010 13
19.04.2010 12,5
12.05.2010 12**
01.10.2010 10,25

«Источник: собственная разработка»

В первом квартале 2010 г. средняя полная процентная ставка по вновь выданным рублевым кредитам юридическим лицам (без учета льготных) составила 20,3% годовых (+0,2 процентного пункта по сравнению с четвертым кварталом 2009 г.), что заметно выше среднего уровня рентабельности реализованной продукции, работ, услуг (в январе-феврале текущего года 7,1%).

С учетом фактической ситуации в национальной экономике, динамики валютного и депозитного рынков Нацбанк предпринял меры по дальнейшему удешевлению кредитных ресурсов. Так, в марте текущего года ставка по новым срочным депозитам в рублях сложилась на уровне 16,1% годовых, что на 1,6 процентного пункта ниже, чем в январе. Объявленная средняя процентная ставка по новым кредитам банков в белорусских рублях составила 19,6% годовых, снизившись по сравнению с январем на 0,9 процентного пункта.

В январе-марте банки выдали кредитов экономике в белорусских рублях и иностранной валюте на сумму почти Br21,6 трлн., что на 38% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Объем привлеченных денежных средств населения за первый квартал текущего года возрос на Br1,57 трлн, или на 8,4%. По состоянию на 1 апреля он составил Br20,33 трлн. В среднем на одного жителя республики на 1 апреля 2010 года приходилось Br2144,1 тыс. сбережений, размещенных в банковских вкладах и сберегательных сертификатах, что эквивалентно $720. Относительно сопоставимой даты прошлого года этот показатель возрос на Br540,7 тыс., или в 1,34 раза.

Курсовая политика по-прежнему будет направлена на поддержание стабильного курса белорусского рубля к корзине иностранных валют с целью обеспечения благоприятных условий внешней торговли и повышения конкурентоспособности отечественных производителей на внешних рынках.

Сегодня целесообразным выглядит рассмотрение вопроса о снижении ставки рефинансирования до 10-11% годовых уже в середине текущего года. В свою очередь, банки также должны пожертвовать частью своей прибыли и ускорить снижение процентных ставок по уже выданным кредитам, поскольку для большинства белорусских предприятий и населения страны экономический кризис еще отнюдь не закончился.

Банковская система Республики Беларусь является составным элементом в процессе реализации денежно-кредитной политики.

На 1 апреля 2010 г. в Республике Беларусь право на осуществление банковской деятельности имели 32 банка. Количество банков с иностранным участием в уставном капитале – 25, из них – со 100-% иностранным участием – 8, с иностранным участием свыше 50 % – 14. К государственным банкам относятся 4 банка – ОАО «АСБ Беларусбанк», ОАО «Белагропромбанк», ОАО «Белинвестбанк» и ОАО «Паритетбанк». В совокупном уставном фонде банков доля инвестиций государственных органов и юридических лиц, основанных на государственной форме собственности, на 1апреля 2010 г. составила 70 %. Лицензию (разрешение), предоставляющую право на привлечение вкладов физических лиц, имеют 25 банков.

Для Республики Беларусь характерным остаётся финансирование экономики путем перераспределения государственных ресурсов через банковский сегмент (использование государственных системообразующих банков для поддержки ряда отраслей народного хозяйства), притом, что консолидация банковского сегмента, как и уровень поддержки системообразующих банков, являются значительными.

На протяжении анализируемого периода основные финансовые показатели банковской системы Республики Беларусь оставались на достаточно стабильном уровне. В целом по системе наблюдался несущественный рост активов банков и капитала. Гарантирование государством депозитов населения в банковской системе1 оказало положительное воздействие на уровень доверия к самой банковской системе, и дало возможность удержать ресурсную базу.

Ключевые показатели эффективности деятельности системы (рентабельность активов – 1,41%, рентабельность нормативного капитала – 5,03%) и ликвидности (удельный вес высоколиквидных активов в общих – 19,07%, текущая ликвидность – 94,88%) остаются на приемлемом уровне. Вместе с тем, ввиду ожидаемого ухудшения качества рабочих активов мы не исключаем усиления давления на указанные выше показатели, в том числе, за счет пересмотра кредитных политик банков с последующим увеличением затрат на отчисления в резервы по активным операциям.

Собственный капитал банка является основой его коммерческой деятельности, обеспечивает финансовую устойчивость банка и его платежеспособность, служит источником покрытия непредвиденных расходов, которые являются следствием различных рисков банка.

На 1 апреля 2010 года совокупная величина собственного капитала белорусских банков составила 14 027,8 млрд. руб.

Объем нормативного капитала банковского сектора на начало 2010 г. составил 13,4 трлн. рублей, увеличившись за истекший год почти на 2,1 трлн. рублей или на 18,5 процента.

Таблица 1. Капитал банковской системы Республики Беларусь, млрд. рублей.

Показатель 01.01.2009 01.10.2009 01.01.2010
Уставный фонд 8 677 8 757 9 508
Эмиссионный доход 34 34 34
Резервный фонд 356 530 525
Накопленная прибыль 1 492 1 950 2 252
Фонд переоценки счетов баланса 834 1 024 1 024
КАПИТАЛ 11 392 12 295 13 343
Капитал к активам, % 17,39 15,95 15,84

«Источник: собственная разработка»

Возросла и ресурсная база банков. Основным источником ее пополнения являются средства населения. За прошлый год вклады физических лиц увеличились почти на 5 трлн. рублей, или на 36,8 процента. В среднем на 1 жителя республики на начало 2010 г. приходится почти 1940 тыс. рублей сбережений, размещенных в банковских вкладах и сберегательных сертификатах.

Таким образом, рост ресурсной базы банков зависел от эффективности функционирования всех секторов экономики и, прежде всего, от роста реальных доходов предприятий и населения.

Кроме того, для обеспечения устойчивости банковской системы необходима надежная и устойчивая платежная система.

В Республике Беларусь стабильное и устойчивое функционирование платежной системы связывается с недопущением системного риска, определяется условиями на денежном рынке и зависит от способности банков отвечать по своим текущим обязательствам.

Системный риск — ситуация в системе межбанковских расчетов, когда неспособность одного участника выполнить денежные обязательства приводит к невозможности выполнения обязательств другими участниками

Сохранил положительную динамику развития банковский сектор. Совокупный уставный фонд увеличился на 877,0 млрд. рублей, или на 10,1 процента, и на начало 2010 года составил 9,56 трлн. рублей. За отчетный год иностранными инвесторами внесено в уставные фонды банков 45,19 млн. евро, 97,46 млн. долларов США и 2,87 млрд. российских рублей, что в эквиваленте составляет сумму порядка 250 млн. долларов США. Доля иностранных инвестиций в совокупном уставном фонде белорусских банков на 1 января 2010 г. составила 27,3 процента, увеличившись за год на 10,3 процентного пункта. За два последних года доля иностранного капитала в банковском секторе республики возросла почти в 3 раза.

На протяжении анализируемого периода платежеспособность банковской системы в целом оставалась на приемлемом уровне, чему способствовали:

  • существенная поддержка ключевых банковских учреждений регулятором и акционерами;
  • сохранение доверия к банковской системе внутренних инвесторов, ресурсы которых формируют основу базы фондирования активных операций большинства белорусских банков;
  • низкий объем внешнего долга банковского сектора, а также вероятность рефинансирования внешних обязательств основных банков-заемщиков (преимущественно дочерних подразделений иностранных банковских групп).

Вместе с тем, в случае дальнейшего ухудшения экономических показателей в стране, ликвидность банковской системы Республики Беларусь могут ограничивать: возможное ухудшение качества рабочих активов банков (что может повлечь разбалансирование платежных календарей), а также снижение возможностей (и желания) отдельных собственников поддерживать дочерние структуры в случае значительного повышения страновых рисков.

В анализируемом периоде наблюдалось увеличение проблемной задолженности банков, хотя её уровень пока еще остается достаточно низким. Согласно данным официальной статистики, удельный вес проблемных активов банков в активах, подверженных кредитному риску во втором квартале увеличился с 2,23% до 2,5%. Уровень просроченной и пролонгированной задолженности по кредитам (по валютным — 1,52% по состоянию на 01.07.09 г.; по рублевым – 1,15%) также несущественно увеличился за квартал, что, вероятно, связано со скрытой поддержкой банками и государством предприятий реального сектора экономики. В дальнейшем, в случае сохранения негативных тенденций в экономике страны, возможен рост проблемных кредитов.

Объем сформированных резервов по активам, подверженных кредитному риску (966,2 млрд. рублей по состоянию на 01.07.09 г., против 835,4 млрд. рублей по состоянию на 01.04.09 г.) остается невысоким (1,56% по отношению к соответствующим активам), что может потребовать отвлечения значительного объема капитала банков на покрытие возможных убытков по кредитным операциям.

3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ.

Изменения курса белорусского рубля к корзине иностранных валют в 2011 году запланированы в пределах плюс/минус 8%. Это предусмотрено проектом основных направлений денежно-кредитной политики Беларуси на 2011 год.

Следует отметить, что с учетом действующих и прогнозируемых внешних и внутренних экономических факторов Национальный банк не предполагает существенных изменений.

В рамках дальнейшего укрепления финансовой стабильности и с учетом ожидаемого прироста цен в следующем году на уровне не более 8-10% основными направлениями предусматривается снижение ставки рефинансирования к концу 2011 года до 8-10% годовых. Снижение ставки рефинансирования направлено, прежде всего, на дальнейшее удешевление банковских кредитов для населения и субъектов хозяйствования. При этом достаточно высокий уровень реальных значений процентных ставок по депозитам населения в белорусских рублях позволит надежно защитить сбережения граждан от инфляции и сохранить значительное превышение доходности рублевых вкладов по сравнению с депозитами в иностранной валюте. Ставки по новым кредитам не финансового сектора – 10-13%.

Прирост требований банков к экономике прогнозируется на уровне 32-35%. Прирост активов банков запланирован на уровне 27-30%.

ВВП Беларуси, как ожидается, вырастет в меньшей степени — на 9-10%. Нормативный капитал банков должен увеличиться на 15-21%.

При этом ожидается, что золотовалютные резервы Беларуси в 2011 году возрастут не менее чем на 1,2 млрд. долларов

На 2011 год запланирован ряд реформ в сфере налогообложения. Так, планируется полностью отменить местный сбор на развитие территорий, местный налог на услуги, три платежа в составе экологического налога. В 2011 году инфляция в Беларуси прогнозируется на уровне 7-8%. Это предусмотрено проектом основных направлений денежно-кредитной политики Беларуси на 2011 год.

Прирост требований банков к экономике прогнозируется на уровне 32-35% и должен достичь 57% к ВВП. Прирост активов банков запланирован на уровне 27-30%, что составит 68% к ВВП.

Основные параметры развития банковского сектора, в первую очередь объем предоставляемых предприятиям и населению кредитных ресурсов, будут соответствовать динамике макроэкономических показателей и обеспечат дальнейшее повышение роли банковской системы в социально-экономическом развитии страны.

В 2011 году Национальный банк обеспечит эффективное, надежное и безопасное функционирование платежной системы, а также дальнейшее расширение сферы безналичных расчетов.

В области международного сотрудничества продолжится реализация мероприятий по интеграции банковских систем Республики Беларусь и других государств — участников СНГ, а также сотрудничество с международными финансовыми организациями.

В целом в 2011 году денежно-кредитная политика будет содействовать сохранению финансовой стабильности, снижению внешних дисбалансов, обеспечению устойчивости экономического роста и занятости населения, отметили в управлении информации Национального банка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В своей работе я дала определение понятию «денежно-кредитная политика», также были рассмотрены взгляды на денежно-кредитную политику монетаристов и кейнсианцев, приведены некоторые особенности проведения данной политики в Республике Беларусь.

В заключение отмечу, что осуществляя оптимальную денежно-кредитную политику, Национальному Банку удалось добиться определенного прогресса. Динамика денежно-кредитных агрегатов выдерживается в пределах запланированных параметров, рыночные котировки рубля относительно стабильны, проводятся необходимые мероприятия по наращиванию золотовалютных резервов, платежная система функционирует нормально. Конечно, еще рано делать какие-то окончательные выводы об эффективности проводимой политики, тем более что проблемы, стоящие перед банковской системой Беларуси, также как и большинства других стран с переходной экономикой, весьма сложны и вряд ли могут быть решены в течение нескольких лет. Но однозначно можно сказать, что сложность той ситуации, в которой находится экономика республики, многообразие и серьезность задач, стоящих перед денежно-кредитной и в целом социально-экономической политикой, требуют комплексности и системности при определении конкретных мер экономической политики, придания им стратегической направленности.

Таким образом, денежно-кредитная политика Республики Беларусь осуществляется в общем контексте социально-экономической политики и направлена на формирование благоприятных условий для реформирования народного хозяйства при недопущении (или минимизации) разного рода шоковых явлений.

1. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы – Мн.: «Беларусь», 2006. – с.32-34.

2. Национальная экономика Республики Беларусь: проблемы и перспективы развития: Материалы республиканской научной студенческой конференции Минск, 29-30 апреля 2004 г. – Мн.: БГЭУ, 2004. – с.50-53.

3. Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник – М.: РАГС, 2005. – 598с./с. 346-358.

4. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. – Экономикс: принципы, проблемы, политика/ Пер. 16-го англ. изд. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 940с./с. 319-337.

5. Чему отдать приоритет? Основные целевые ориентиры денежно-кредитной политики на 2000 год./А. Раков//Белорусский банковский бюллетень – 2000 — №13. – с.89-100.

6. Финансовое обеспечение социально-экономического развития.//Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование. – 2000 — №8. – с.12-18.

7. Проблемы денежного обращения и факторы его оздоровления./В.Сенько, А.Сорокин//Банкаўскі веснік – 2000 — №31. — с.4-13.

8. Денежно-кредитная политика РБ: проблемы и перспективы./А.О.Тихонов//Белорусский экономический журнал. – 2000 — №3. — с. 86-93.

9. Финансовый рынок РБ в январе-июле 2006 года./А.А.Колесников// Экономика. Финансы. Управление. – 2006 — №9. с.24-30.

10. Банковский вестник № 9(482) 2010 года.

11. Указ Президента Республики Беларусь № 274 от 25.05.2010г. «Об утверждении отчета Национального банка».

12. Доклад Председателя Правления Национального банка Республики Беларусь П.П.Прокоповича на расширенном заседании Правления «Итоги выполнения Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь за 2009 год и задачи банковской системы по их реализации в 2010 году»