Финансовый механизм обеспечения образования

Курсовая работа

Введение

Россия, отличающаяся развитой системой образования и высоким уровнем образования населения, сегодня столкнулась с проблемой плохой адаптации к рынку. Использование рыночных методов управления, включение системы образования России в рыночную среду связано с переходом к системе рыночных отношений. Современные требования к высокому уровню образования и квалификации работников на рынке труда ставят соответствующие задачи для рынка образовательных услуг. В связи с этим финансовые отношения в системе образования в Российской Федерации и отдельных регионах постоянно развиваются. Проводимая в стране реструктуризация бюджетного сектора предполагает отказ от режима бюджетного финансирования по смете доходов и расходов, что предполагает поиск принципиально новой модели финансирования образования, которая сохранила бы в себе характеристики публичной организации, основанной на государственной собственности и, в тоже время, была бы в состоянии эффективно функционировать в рыночной экономике. Наиболее проблемными вопросами законодательства являются: определение и контроль особо ценного имущества, порядок определения государственного задания и его финансовое обеспечение, выбор системы оплаты труда и источников финансирования, аудит деятельности и целый ряд других вопросов, правильное решение которых является основой эффективности финансовой деятельности образовательного учреждения.

Целью курсовой работы является изучение

Финансовый механизм — это система действия финансовых рычагов, выражающаяся в организации, планировании и стимулировании использования финансовых ресурсов.

Организация финансового механизма — это система мероприятий, направленных на рациональное сочетание труда, средств производства и технологий в процессе управления финансами.К организационным процедурам относятся:

1) создание органов управления финансами;

2) построение структуры аппарата управления;

3) разработка методик, инструкций, норм, нормативов и т.п.

Организация финансового механизма также отражает тесную взаимосвязь между системой кредитного плеча и финансовыми ресурсами. Эта взаимосвязь выражается через координацию и регулирование.

Согласованность означает слаженность работы всех звеньев системы механизма, аппарата управления и специалистов.

Под регулированием мы понимаем воздействие механизма на финансовые ресурсы, с помощью которого достигается состояние устойчивости финансовой системы в случае отклонений от заданных параметров. Регламент охватывает текущие меры по устранению возникших отклонений от установленных норм и стандартов, от программ, от намеченных целей.

12 стр., 5634 слов

Финансирование и кредитование капитальных вложений

... эффективным использованием этих средств образует ядро системы финансирования и кредитования капитальных вложений. Особенности воспроизводства ... являются органы власти и управления страной, областями и другими административно-территориальными образованиями, а также государственные предприятия ... это денежное выражение стоимости средств труда, перенесенной на продукт труда. В масштабе всего народного ...

Планирование — это процесс разработки запланированных целей, планирования их реализации, разработки финансовых планов и финансовых программ, предоставления необходимых ресурсов и рабочей силы, контроля за их выполнением. Планирование – это прежде всего процесс администрирования, т. е. оно носит директивный характер.

Стимулы выражаются в использовании финансовых стимулов для повышения эффективности производственных и коммерческих процессов. К финансовым стимулам относятся цены, кредит, использование прибыли и амортизации для самофинансирования, налоги, процентные ставки, дивиденды, премии, финансовые санкции и т.п.

Финансовый механизм выполняет те же функции, что и финансы. Вместе с тем финансовому механизму, как инструменту воздействия финансов, присущи свои конкретные функции, а именно:

1) организация финансовых отношений;

2) управление денежным потоком, движением финансовых ресурсов и соответствующей организацией финансовых отношений.

Содержание первой функции — создание стройной системы денежных отношений с учетом специфики реализации экономического процесса в той или иной сфере предпринимательской или некоммерческой деятельности.

Действие второй функции выражается через функционирование финансового менеджмента.

Структуру финансового механизма составляют пять элементов:

1) финансовые методы;

2) финансовые рычаги;

3) правовое обеспечение;

4) нормативное обеспечение;

5) информационное обеспечение.

1.2.Финансовый механизм обеспечения образования

Финансовый механизм применительно, к образованию представлен как: создание форм организаций в рамках системы образования, установление связей и взаимодействия между ними таким образом, чтобы результат функционирования всей системы удовлетворял определенным заданным условиям. Тесная взаимосвязь финансового механизма и образовательной деятельности позволила выделить и уточнить содержание основных элементов концепции формирования финансового механизма образовательной деятельности, включающих: кадровое, технологическое, информационное и нормативно-правовое обеспечение, предназначенное для организации, планирования, стимулирования и контроля финансовых потоков с целью их эффективного воздействия на развитие системы образования в соответствие с реальными потребностями общества и имеющимися ресурсами. Финансовый механизм применительно к системе образования призван обеспечить не только формирование рыночных отношений в системе образования, но и создать необходимые условия для функционирования образовательных учреждений и выполнения ими собственных функций.Финансовый механизм системы образования — это сложная многоуровневая система, состоящая из отдельных подсистем, каждую из которых можно рассматривать как отдельную систему с определенным составом взаимосвязанных и взаимодействующих элементов (система в системе более высокого порядка), Так, финансовые рычаги, могут быть представлены как система элементов (подсистем), используемых при формировании централизованных денежных фондов и децентрализованных денежных средств. Современные теоретики экономики образования, такие как С.А.Беляков, В.А.Вифлеемский, и др., финансовый механизм системы образования представляют в качестве составной части хозяйственного механизма образовательных учреждений. В этом контексте финансовый механизм образования — это всего лишь система некоторых форм, методов и моделей финансовой поддержки образования, что, на наш взгляд, имеет очень ограниченное толкование.Финансовый механизм системы образования — это взаимосвязанная система финансовых методов, финансовых рычагов и форм организации управления финансовыми отношениями, посредством которых осуществляется формирование, распределение и использование финансовых ресурсов и достигается воздействие на социально-экономическое развитие муниципального образования, региона

14 стр., 6671 слов

Механизм функционирования системы ипотечного жилищного кредитования ...

... эффективно планировать семейный бюджет и направлять часть средств на другие долгосрочные цели: крупные покупки, образование детей, путешествия. Несмотря на обилие программ по ... Объектом исследования является ипотечное кредитование молодых семей. Предметом - механизм функционирования системы ипотечного жилищного кредитования молодых семей. Теоретико-методологическую основу исследования составляют ...

Глава 2.Формы финансирования образовательных учреждений

2.1. Сметное финансирование

Государство выделяет бюджетные средства организациям образования, дифференцируя их по видам затрат. Органы образования утверждают сметы доходов и расходов подведомственных учебных заведений. Финансовые ресурсы планируются и выделяются получателю согласно статьям экономической классификации бюджетных расходов. Размер средств рассчитывается исходя из категории и вместимости учебного заведения. Планирование выделяемых средств по каждой статье производится на основе фактических затрат прошлого периода и нормативов (нормативы штатного расписания и оплаты труда, расходов на учебное оборудование и инвентарь и т.д.), которые устанавливаются в расчете на показатели пропускной способности и дифференцируются по видам и категориям учреждений.

Учреждения не имеют права использовать бюджетные средства на расходы, не предусмотренные в смете, или превышать расходы по определенным статьям без согласования с вышестоящим органом управления. Бюджетные средства передаются в учреждения с учетом фактического использования ранее полученных средств по каждому элементу. Так что экономить какие-либо затраты заведению невыгодно, в этом случае оно будет получать меньше бюджетных средств в будущем. Предполагаемое финансирование позволяет финансовым органам контролировать использование бюджетных ресурсов, но не создает стимулов для учреждений сравнивать затраты с достигнутыми результатами и оптимизировать их соотношение. Их целью является получение как можно большего объема ресурсов.

До начала 1990-х гг. бюджетное финансирование образовательных организаций почти во всех странах осуществлялось в форме сметного финансирования. Между тем в последние десятилетия стала очевидной важность некоторой автономии образовательных учреждений в принятии экономических решений. Формирующееся информационное общество делает образовательные организации гибкими в организации своей деятельности, развитии образовательных программ и форм обучения, расширении источников финансирования. Для того чтобы соответствовать потребностям развивающейся экономики и усложняющейся социальной жизни, образовательным организациям нужна возможность самостоятельно определять основные характеристики образовательного процесса, методы и технологии обучения, структуру кадров, источники доходов, направления расходования средств. В свою очередь, необходимость сдерживать рост государственных расходов на социальные цели заставляет искать способы стимулировать получателей бюджетных средств к их более эффективному использованию. Сметное финансирование этим требованиям не отвечает.

10 стр., 4762 слов

Образовательные кредиты в России

... серьезной компании или госучреждении. Помимо этого существуют еще сложности. Например‚ Россельхозбанк выдает образовательные кредиты преимущественно студентам сельскохозяйственных вузов‚ а «Русский Банк Развития» — только ... Комиссия за досрочное погашение кредита: не взимается 10. Безналичный перевод денежных средств (по территории РФ): согласно тарифам Банка Несмотря на обилие предложений банков ...

2.2.Блоковые субсидии

Данная форма государственного финансирования образовательной деятельности предусматривает выделение бюджетных средств с указанием рамок или «блока» их использования. Они предназначаются для возмещения определенных видов расходов: например, субсидии на исследовательскую деятельность университетов, на приобретение учебного оборудования и его эксплуатацию и т.д. Также в этом случае, как правило, утверждается смета, но по соответствующему ограниченному списку статей расходов.

Эта форма используется для государственного финансирования тех уровней образования, получение которых не гарантируется всем гражданам. Это прежде всего высшее и среднее профессиональное образование. Государство определяет количество студентов, обучение которых по разным специальностям готово профинансировать, и устанавливает примерную плату за каждого обученного специалиста соответствующего профиля. Организации образования приглашаются к участию в конкурсе на выполнение данного заказа по фиксированной или более низкой цене. Каждый участник конкурса вносит предложения о количестве специалистов определенных специальностей, которые он готов обучать, а также об особенностях предлагаемых программ обучения и других условиях обучения. С школами-победителями конкурса заключаются контракты на подготовку необходимого количества специалистов по согласованным ценам.

По сравнению с запланированным финансированием эта форма финансирования может стимулировать конкуренцию между образовательными учреждениями и способствовать повышению эффективности бюджетных ассигнований на образование. Однако все это в решающей степени зависит от того, как организован конкурс, какие критерии используются для выбора победителей, насколько ясны эти критерии и насколько прозрачен процесс конкурса. В противном случае соревнование может не привести к заметному снижению стоимости обучения или быть имитационным. Опыт использования данной формы финансирования образовательных организаций пока очень ограничен и скорее свидетельствует об обоснованности этих опасений.

2.4. Подушевое финансирование

Этот механизм финансирования является реализацией принципа «деньги следуют за студентом. Объем финансирования, выделяемого образовательному учреждению из бюджета, зависит от численности учащихся и стоимости образовательной услуги (норматив финансирования), им предоставляемой, в расчете на одного ученика.

11 стр., 5224 слов

Заемные источники финансирования инвестиций

... о которых говорилось выше, заемные средства также могут служить источниками финансирования инвестиций в обучение. Под заемными средствами понимаются денежные активы, полученные в течение определенного ... прибыли во всех сферах деятельности, поскольку при его использовании не требуется уплата ссудного процента в различных его формах; Ø обеспечением финансовой устойчивости развития предприятия, его ...