Деньги, кредит, банки

Курсовая работа

Реализация продукции предприятием означает получение выручки, которая служит источником покрытия различных расходов — выдача заработной платы, приобретение средств производства, платежи в бюджет и во внебюджетные фонды, капитальные вложения, подготовка кадров и т.д. Организации непроизводственной сферы не могут функционировать, не имея для этого необходимых денежных средств, следовательно, в условиях товарно-денежных отношений происходит непрерывный процесс движения денег, переход их в виде денежного платежа от одного владельца к другому.

Однако деньги, как и все социальные явления, подчиняются объективным законам и законам. Нельзя как преуменьшать их значение, так и слишком преувеличивать. Деньги необходимы рыночной экономике, так как они приводят в действие финансовый механизм, призванный гарантировать развитие производства, его качественное и техническое совершенствование. Более того, этот механизм должен работать бесперебойно, чтобы каждый бизнес и каждый человек мог производить, потреблять и сберегать в условиях, благоприятных для экономического и социального прогресса, чтобы государство могло выполнять свои функции. Помочь в решении данной проблемы может только глубокий анализ прошедших этапов развития денежного обращения, изучение национальных экономик, проводимых денежных реформ, то есть изучение основных денежных проблем, сгруппированных в зависимости от того, относятся ли они к внутреннему денежному обращению, к международным валютно-финансовым отношениям, к кредитной политике или к экономическому равновесию в целом.

То, как проводится денежно-кредитная политика государства, проводимая денежная реформа, направлены на обеспечение стабильности денег, поскольку последняя важна для улучшения благосостояния людей за счет повышения их интереса к работе. А стабильность денег обеспечивается прежде всего массой товаров, которые необходимо постоянно производить и размещать на рынке. При этом важно поддерживать оптимальное соотношение денежного дохода к его материальному покрытию.

В этой связи изучение денежно-кредитных реформ приобретает особую актуальность. Мною был выбран период с 1924 года по 1927 год. Для изучения данной темы были поставлены следующие задачи:

  • изучить инфляцию и формы ее проявления

  • проанализировать пути обеспечение устойчивости денег;

  • рассмотреть гиперинфляцию в 1914 году и состояние кредитно-денежной системы в начале 20-х годов ХХ века.

    12 стр., 5543 слов

    Денежные реформы в России

    ... денежных средств на банковских счетах и ​​остатки предприятий и учреждений пересчитываются в том же соотношении. Дефляция — изъятие лишних денег из обращения. Восстановление — восстановление прежнего содержания денежной единицы. История денежных реформ ...

Глава I

Устойчивость денег

Инфляция – кризисное состояние денежной системы. Термин «инфляция» применительно к денежному обращению появилось в середине XIX в. и связан с огромным выпуском бумажных долларов («гринбеков») в годы Гражданской войны США (1861 — 1865 гг.).

Долгое время под инфляцией понималось обесценивание валюты и рост цен на товары, считая это денежным явлением. Пока что некоторые зарубежные авторы определяют инфляцию как повышение общего уровня цен в экономике.

Современная инфляция связана не только с падением покупательной способности денег из-за роста цен, но и с общим неблагоприятным состоянием экономического развития страны. это связано с противоречиями в производственном процессе, порожденными различными факторами как в области производства и сбыта, так и в денежном, кредитном и финансовом обороте. Основная причина инфляции — диспропорция между различными сферами национальной экономики: накоплением и потреблением, спросом и предложением, доходами и расходами государства, денежной массой в обращении и потребностями экономики в деньгах.

Необходимо различать внутренние и внешние факторы (причины) инфляции. К внутренним факторам относятся немонетарные и денежно-кредитные — денежные. Неденежные — это нарушение диспропорций в экономике, цикличности развития экономики, монополизации производства, инвестиционного дисбаланса, государственных монопольных цен, кредитной экспансии, чрезвычайных обстоятельств социально-политического характера и другие. Денежные — кризис госу­дарственных финансов: дефицит бюджета, рост государственного долга, эмиссия денег, а также увеличение кредитных орудий об­ращения в результате расширения кредитной системы, увеличения скорости обращения денег и др.

Внешними факторами инфляции являются мировые струк­турные кризисы (сырьевой, энергетический, валютный), ва­лютная политика государств, направленная на экспорт инфля­ции в другие страны, нелегальный экспорт золота, валюты.

Таким образом, инфляция как многофакторный процесс является проявлением диспропорции в развитии общественного воспроизводства, вызванной нарушением закона о денежном обращении.

Формы проявления инфляции:

  • а) рост цен на товары и услуги, причем неравномерный, что приводит к обесценению денег, снижению их покупательной способности;

— б) понижение курса национальной денежной единицы по отношению к иностранной. Например, в 1991 г. 1 долл. США приравнивался к 0,90 руб., а на 8 августа 1996 г. 1 долл. США = 5247 руб. В 1997 г. прогнозируемый курс доллара на уровне 5560 руб. в среднем за год.

в) увеличение цены золота, выраженной в национальной де­нежной единице. Таким образом, 1 тройская унция золота продавалась в 1960-х годах на официальном рынке за 35 долларов., а в конце 1995 г. — 350— 400 долл.

Виды инфляции. В зависимости от темпов роста цен на рын­ке различают инфляцию:

  • ползучую при ежегодных темпах прироста цен на 3—4%. Такая инфляция характерна для развитых стран, которые рассматривают ее как стимулирующий фактор;

  • галопирующую при среднегодовых темпах прироста цен на 10—50% (иногда до 100%), которая преобладает в развивающихся странах;

  • гиперинфляцию при ежегодных темпах прироста цен свыше 100%, свойственную странам в отдельные периоды, когда они переживают коренную ломку своей экономической структуры.

Типы инфляции. В зависимости от преобладающей причины существует два типа инфляции: инфляция спроса и инфляция производственных затрат.

— Инфляция спроса. Традиционно инфляция возникает при избыточном спросе. Спрос на товары превышает предложение товаров из-за того, что производственный сектор не может удовлетворить потребности населения. Этот избыток спроса ведет к росту цен. Много денег при малом количестве товаров.

Инфляция спроса обусловлена:

  • а) милитаризацией экономики и ростом военных расходов. Военная техника и продукция военного назначения не работают на рынке, они приобретаются государством и отправляются в резерв. День­ги для обслуживания этой продукции по существу не требуют­ся, поскольку она не переходит из рук в руки;
  • б) дефицитом бюджета и ростом государственного долга.

По­крытие дефицита осуществляется либо государственными займа­ми, либо эмиссией банкнот, что создает государству дополнитель­ные средства, а следовательно, и дополнительный спрос;

  • в) кредитной экспансией банков. Расширение кредитных операций банков и других кредитных учреждений приводит к увеличению кредитных орудий обращения, которые также со­здают дополнительные требования на товары и услуги;
  • г) притоком иностранной валюты в страну, которая с по­мощью обмена на национальную денежную единицу вызывает общий рост объема денежной массы, а следовательно, и из­лишний спрос.

Следовательно, инфляция спроса наблюдается, если повышение уровня цен происходит под влиянием общего увеличения совокупного спроса.

  • Инфляция издержек производства. Причины такой инфля­ции:
  • а) снижение роста производительности труда, вызванное циклическими колебаниями или структурными изменениями в производстве, что ведет к увеличению издержек на единицу продукции, а следовательно, к уменьшению прибыли.

В конеч­ном итоге это скажется на снижении объема производства, со­кращении предложения товаров и росте цен;

  • б) расширение сферы услуг, появление новых видов с большим удельным весом зарплаты и относительно низкой по сравнению с производством производительностью труда. Отсю­да общий рост цен на услуги;
  • в) повышение оплаты труда при определенных обстоятельствах в результате активной деятельности профсоюзов, контролирующих номинальную заработную плату. Компании отвечают на такой рост инфляционной спиралью; повышение заработной платы вы­зывает рост цен и новое повышение заработной платы.

г) высокие косвенные налоги, характерные для многих государств, которые включаются в цену товаров, и общий уровень издержек растет.

Для оценки и измерения инфляции используют показатель индекса цен. Индекс цен измеряет соотношение между покуп­ной ценой определенного набора потребительских товаров и услуг («рыночная корзина») для данного периода с совокупной ценой идентичной и сходной группы товаров и услуг в базовом периоде.

Индекс цен в 1996 г.

=

Цена «рыночной корзины » в 1996 г.

Цена аналогичной «рыночной корзины в базовом периоде (например, в 1990 г.)

Продовольственная рыночная корзина в России состоит из 19 товарных единиц и равнялась в конце 1995 г. 131 тыс. руб.

Инфляция оказывает отрицательное влияние на общество в целом.

1. Ухудшается экономическое положение:

  • снижается объем производства, поскольку колебание и рост цен делают неуверенным перспективы развития производства;

  • происходит перелив капитала из производства в торговлю и посреднические операции, где быстрее оборот капитала и больше прибыль, а также легче уклониться от налогообложения;

  • расширяется спекуляция в результате резкого изменения цен;

  • ограничиваются кредитные операции, поскольку никто не верит в долг;

  • обесцениваются финансовые ресурсы государства.

2. Социальная напряженность возникает из-за того, что инфляция перераспределяет национальный доход в ущерб беднейшим слоям общества. Она снижает реальные доходы (количество товаров и услуг, которые можно купить на номинальный доход), а соответственно и общий уровень жизни населения, если номинальный доход будет отставать от роста цен. Инфляция особенно тяжело сказывается на людях с фиксированным доходом: пенсии, пособия, зарплаты госслужащих. Кроме того, инфляция обесценивает сбережения и накоп­ления граждан. В связи с этим, чтобы отсрочить резкое падение уровня жизни, государство индексирует доходы, индексирует налоговые льготы.

Рост инфляции приводит к такому обострению экономических и социальных противоречий, что государства начинают принимать меры по преодолению инфляции и стабилизации денежного обращения. Основные формы борьбы с инфляцией: денежно-кредитные реформы и антиинфляционная политика.

— Денежная реформа — полное или частичное преобразова­ние денежной системы, проводимое государством с целью упоря­дочения и укрепления денежного обращения. Денежная реформа осуществляется различными методами (нуллификация, реставра­ция, девальвация, деноминация) в зависимости от экономического положения страны, степени обесценения денег, политики государ­ства.

  • Антиинфляционная политика — это комплекс мер государственного регулирования экономики, направленных на борьбу с инфляцией. Возникли два основных направления этой политики: дефляционная политика и политика доходов.

Дефляционная политика предполагает регулирование спроса на деньги с помощью денежно-кредитного и налогового механизма путем сокращения государственных расходов, повышения процентных ставок по кредитам, увеличения налогового бремени и ограничения денежной массы. Эта политика приводит к замед­лению экономического роста.

Политика доходов предполагает параллельный контроль над ценами и заработной платой путем их полного замораживания или ограничения их роста. Ее осуществление может вызвать социальные противоречия.

Особой формой борьбы с инфляцией, которую использова­ли страны (Польша, Израиль) при галопирующей инфляции, была шоковая терапия. Его суть заключается в стимулировании развития рыночных отношений, либерализации цен, отказе от регулирования цен и, как следствие, снижении уровня жизни населения.

Особенности инфляционного процесса в России. Исторически инфляция в российской экономике возникла в 1950-х — начале 1960-х годов и связана с резким снижением эффективности общественного производства. Однако он был латентным и проявлялся в нехватке сырья и значительном разрыве цен: низкий для конечной продукции и высокий для всех видов сырья. Открыто взрыв инфляции произошел в январе 1992 г., когда были отпущены все цены на свободу, кроме цен на энергоресурсы и продовольствие, С этого момента инфляцион­ный процесс стал быстро нарастать.

Отечественный тип инфляции отличается от всех других из­вестных типов, что объясняется условиями ее развития (пере­хода от плановой к рыночной экономике), высокими темпами роста цен.

  • Главными неденежными факторами инфляции 90-х годов являются:
  • кризис плановой хозяйственной системы, проявляющийся в спаде производства, несбалансированности, диспропорцио­нальности экономики;
  • неэкономичность производства, выражающаяся в затратном характере производства, низком уровне производительности труда и качества продукции.
  • К основным денежным факторам инфляции относят: либерализацию цен в условиях отсутствия рынка и конкурен­ции дали возможность монополистическим структурам овладеть реализацией товарной массой и диктовать цены;

    дефицит бюджета, который составлял в 1992 — 1994 гг. 8—10% ВВП (на Западе не более 5—6%), резко возрастал с падением производства, сокращением реальных доходов у предприятий и населения. До 1995 г. он покрывался преимущественно эмиссией денег;

  • кредитную экспансию банков, носившую непроизводительный характер;

  • долларизацию денежного обращения. Значительный приток иностранной валюты увеличивал цены на товары и услуги;

  • распад «рублевой зоны»;

  • бегство за пределы страны валютной выручки предприятий и доходов граждан;

  • введение приватизационных чеков, играющих роль денежного суррогата, и другие факторы.

Специфика инфляционного процесса в России определяет особые подходы к реализации эффективной внутренней антиинфляционной политики. Не­обходимы следующие мероприятия:

  • разработка и осуществление государственных программ развития экономики, прежде всего отраслей и предприятий, способствующих становлению конкурентного, высокотехнологического и наукоемкого производства;

  • проведение последовательной антимонопольной политики и создание широкой сети экономической информации для предприятий;

  • усиление стимулов производственного накопления, включая субсидирование, способное поддержать процесс накопления у предпринимателей и населения;

  • изменение структуры производственных фондов в целях расширения производства товаров народного потребления, т.е. создание условий для перелива капитала из 1 во II подразделе­ние общественного производства;

  • стимулирование кредитной инвестиционной деятельности банков и ограничение покрытия дефицита за счет банковского кредита;

  • совершенствование налоговой системы, обращая особое внимание на регулирующую роль налогов;

  • создание условий для прекращения импорта инфляции. С этой целью обеспечить превращение зарубежных долларовых запасов в товары производственного назначения, которые, по­ступив в нашу страну, смогли бы оживить инвестиционный процесс;

  • изменение денежно-кредитной политики, которая должна обеспечить тесную взаимосвязь всех элементов рыночного механизма товарно-денежных отношений.

Для реализации этих мер потребуется некоторое время, что неизбежно приведет к укреплению денежного единства России и стабилизации денежной системы в целом. Уже в 1997 г. среднемесячные темпы инфляции плани­руются в размере 0,8% в связи с ожидаемым прекращением спада промышленного производства и стабилизацией финансов. В свою очередь, это положительно скажется на всем спектре экономических процессов.

Под устойчивостью денег понимается их постоянная (или возрастающая) покупательная способность.

Стабильность денег важна для улучшения благосостояния людей за счет повышения их интереса к работе.

Стабильность денег обеспечивается, прежде всего, массой товаров, которые постоянно производятся в долине и находятся на рынке. При этом важно поддерживать оптимальное соотношение между денежными доходами населения и его материальным обеспечением.

В условиях переполнения каналов обращения бумажными деньгами, когда выпускаются огромные выпуски бумажных денег, деньги обесцениваются. Это обесценивание бумажных денег происходит по отношению к золоту и товарам. Но переполнение каналов обращения может произойти без дальнейшей эмиссии бумажных денег из-за сокращения объемов обращения товаров. В этих условиях происходит рост цен на товары, который есть не что иное, как снижение покупательной способности денег. Обесценивание валюты — важнейший момент инфляционного процесса, но тем не менее инфляция — одна из форм их обесценивания. Инфляционное обесценение относится только к такому обесцениванию денег, которое вызвано нарушением закона о денежном обращении.

Девальвации бумажных денег может способствовать, например, снижение доверия к правительству, которое их выпустило, или уход драгоценных металлов из страны из-за дефицита платежного баланса. Обесценение бумажных денег в период высокой фазы развития инфляции может вызвать ускорение обращения бумажных денег, что по своему экономическому эффекту эквивалентно дальнейшей эмиссии бумажных денег. На покупательную способность бумажных денег также влияют изменения в условиях производства золота и сырья, поскольку они влияют на относительную стоимость реальных денег, выраженную бумажными деньгами.

Опыт и практика показывают, что научный анализ проблемы колебаний покупательной способности бумажных денег и динамики цен в условиях обращения бумажных денег возможен только на основе функционирования законов денежного обращения. Знание законов денежного обращения является методологической основой для изучения конкретных закономерностей инфляционного процесса и цен на различных стадиях развития инфляции и в различных исторических условиях общественного производства в данной стране.

Когда бумажные деньги обесцениваются по отношению к золоту и товарам, они обесцениваются по отношению к любой иностранной валюте. Между этими тремя формами обесценения бумажных денег су­ществует тесная связь, но размеры обесценения денег в отношении золота, рост цен и падение курса денег в иностранной валюте в каждый момент могут быть разными. Курс денег непосредственно определяется платежным балансом страны, т.е. соотношением за год всех ее заграничных платежей и поступлений. Платежный баланс отражает все: международные отношения страны с другими странами, выраженные в денежной форме. Платежный баланс урав­новешивается вывозом (при пассивном балансе) и ввозом (при активном) мировых денег, т.е. золота.

Большое значение имеет разрыв между ростом товарных цен (внутреннее обогащение) и падением валютного курса денег страны (внешнее обеспечение).

При определенных условиях продажа товаров на внешнем рынке становится более выгодной, чем на внутреннем. В этих условиях инфляция стимулирует расширение экспорта и позволяет продавать товары за границу ниже мирового уровня. Такой экспорт называется бросовым экспортом и демпингом. Экспорт мусора на основе падения курса валюты называется демпингом валюты. В этих условиях инфляция ограничивает импорт, поскольку продажа товаров в обесцененной валюте приносит убыток, равный разнице между обесцениванием валюты и увеличением цены данного товара в стране с обесценившейся валютой.

Следует отметить, что при инфляции цены на разные товары и в разных регионах страны растут неравномерно. Это сказывается на повышении уровня рентабельности одних секторов и компаний и на ее снижении в других. Неравномерный рост цен вызывает спекуляцию товарами. Спекулятивное использование капитала становится более прибыльным, чем его производительное использование. Ка­питал отвлекается из сферы производства в сферу обращения. Инфляция увеличивает диспропорцию в производстве и обращении товаров и может привести к краху денежной системы и, в целом, всего процесса воспроизводства.

В этих условиях государству необходимо провести денежную реформу, в результате которой денежная система укрепляется, валюта стабилизируется.

Переход от обесценившейся валюты к устойчивой может происходить на основе следующих методов:

Стабилизация денежной системы при помощи нуллификации. Амортизированные бумажные деньги аннулируются без какой-либо компенсации. Выпускаются новые деньги, не имеющие никакой связи с обесцененны­ми. Этот метод применяется в условиях полного обесценения преж­ней валюты. Так, к примеру, прибегли к нуллификации бумажных денег, выпущенных во время французской буржуазной революции в конце XVIII в.

Одним из методов восстановления прежней (до инфляции) стоимости валюты является реставрация. Этот метод используется, когда девальвация денег относительно небольшая. Этот метод многократно применялся в Англии как после Первой, так и после Второй мировой войны.

Применяется также девальвация, т.е. официальное уменьшение золотого содержания денежной единицы. Противоположный метод девальвации является ревальвация, т.е. официальное повышение золотого содержания валюты.

В современных условиях регулирование денежной системы рыночной экономики включает различные методы. Они направлены на расширение денежного обращения и рост кредитования (кредитная экспансия) или, наоборот, на снижение, замедление темпов их роста (кредитная рестрикация).

Большое место в денежной системе отводится кредитному механизму, с помощью которого стремятся обеспечить непрерывный рост национальной экономики.

Глава II.

Состояние кредитно-денежной системы России в начале 20-х годов ХХ века.

1

Крах стандарта золотых монет также привел к сокращению выпуска «серебряных монет» банка. Последний серебряный рубль был отчеканен в 1915 г. и представляет собой нумизматическую ценность. правда, до падения семьи Романовых чеканка низкокачественных серебряных монет продолжалась, но все более ограниченных размеров. Денежное обращение стало почти пол­ностью бумажным. Устойчивость рубля резко снизилась. В этих условиях развивались процессы, которые сначала привели рубль к галопирующей инфляции, а затем поставили всю денежную экономику на грань коллапса.

Война резко изменила соотношение между спросом и предложением. Перенаселенность городов и увеличение количества военных заказов должны были стимулировать работу промышленности. Но крах политики «внутреннего мира» между царской администрацией и промышленно-торговыми кругами, произошедший после январской (1915 г.) сессии IV Государственной думы, привел к сокращению производства. Валовая продукция промышленности по ценам 1913 г. уменьшилась с 5620 млн. руб. в 1913 г. до 4344 млн. руб. в 1917 г. Развалилась организация производства, упала трудовая дисциплина, затянулись сроки ввода в строй строительных компаний, на что выделялись большие средства, в основном за счет дорогих внешних займов.

Между тем спрос городского и сельского населения резко возрос. Произош­ло это в значительной степени под влиянием запрета продажи алкогольных на­питков. На такую меру в 1914 г. решилось правительство безразличного ко всему престарелого И.Л. Горемыкина, находившееся под сильным влиянием либеральной общественности. Именно либеральные деятели предложили эту меру, проведя расчеты того, насколько улучшатся производительность труда и здоровье народа, если не давать ему горячительных напитков. В соответствии с одномерностью либерального мышления отрицательные последствия этой кам­пании не были приняты в расчет. А они заметно перевешивали положитель­ный эффект. Так, высвободившиеся у народа в результате антиалкогольной кампании денежные средства превысили миллиард рублей, а ожидавшееся в результате прекращения «пьяных прогулов» повышение производительности труда было перечеркнуто развалом экономики.

В стране стали образовываться денежные излишки. Избыток денег у насе­ления объяснялся также эмиссионной политикой правительства. Потеряв око­ло миллиарда на доходе от питей, государство решило вернуть эти средства, напечатав на ту же сумму бумажных денег. В том же направлении действова­ла компенсационная политика правительства, платившего деревне деньгами за каждого взятого в армию работника. Денежная эмиссия производилась и в це­лях увеличения доходной части государственного бюджета. В результате нало­жения друг на друга всех этих причин с 1913 по 1916 г. количество денег в об­ращении увеличилось в 4 раза, а с учетом обесценения бумажных денег — почти в 2 раза.

Ясно, что все эти денежные средства не обеспечивались ни товарами, ни золотым запасом. Таким образом, существенное расширение платежеспособно­го спроса не сопровождалось увеличением товарного предложения. Напротив, под влиянием военных закупок приходящаяся на гражданское население то­варная масса резко сократилась.

В этих условиях уже не избыток денег у населения приводил к повышению цен, а рост дороговизны вынуждал правительство к эмиссии новых денег. Как это часто бывает в истории, причина и следствие поменялись местами. Дело в том, что начавшаяся инфляция очень быстро привела к обнищанию государст­ва. Реальные государственные доходы, увеличившись примерно в два раза в 1914 г. по сравнению с 1913 г., затем стали стремительно падать. Это падение ни в какой мере не объяснялось состоянием производительных сил, а было связано с потерей устойчивости рубля.

Уже в августе 1914 г. государство было вынуждено прибегать к крупному внутреннему займу. Всего было размещено среди населения около 20 серий билетов Государственного казначейства на сумму 25 млн. руб. каждая. Казначейский билет приносил его обладателям 4% ежегодного дохода. Билеты пред­полагалось погасить в четырехлетний срок. В 1915 г. был выпущен новый 4%-й заем. Он имел меньший успех. Дело в том, что инфляция в 1915 г. составила 30%, значительно превысив выплачиваемые по займу проценты. Поэтому ре­шить свои финансовые проблемы с помощью внутренних займов правительст­ву не удалось.

Оказавшись в стесненных финансовых условиях, государство не могло бо­роться с инфляцией путем уменьшения эмиссии. Тогда оно предприняло попыт­ку вмешаться в процессы ценообразования. В 1914 г. возникает, а в 1915 г. по­лучает широкое распространение система указных цен, согласно которой цены на важнейшие продукты, закупаемые государственными органами, стали назна­чаться государством. Кроме того, в конце 1915 — начале 1916 г. Государствен­ной думой были введены твердые закупочные цены на рожь и пшеницу.

Указные цены не следует отождествлять с твердыми ценами. Они преследо­вали разные цели. Указные цены были введены для защиты государственного бюджета. Отказываясь от повышения налоговых ставок, государство предприняло попытку включить налог в систему цен как разницу между рыночной и указной ценой. Поэтому указные цены не только не уничтожали, а, напротив, подразумевали продажу не закупаемой государством части продуктов по рыноч­ным ценам. Твердые же цены были задуманы как способ борьбы с ростом потре­бительских цен на хлеб путем регулирования закупочных цен. Позволяя органи­зовать продажу хлеба населению по низким ценам, твердые цены искусственно снижали спрос на хлеб, реализуемый по рыночным ценам. Поэтому твердые це­ны означали наступление на рыночные отношения.

На деле твердые цены на хлеб привели к массовому стремлению крестьян уклониться от хлебных заготовок. С августа 1915 г. по июль 1916 г. заготовки дали 343 млн. пудов хлеба, тогда как оставшиеся в деревне излишки состави­ли 402 млн. пудов 5 . В то время как в деревне скапливались огромные хлебные излишки, город испытывал все возрастающую нехватку хлеба. В связи с этим Государственная дума была вынуждена принять меры, направленные на огра­ничение потребления продовольствия населением. В конечном счете твердые цены только подстегнули начавшуюся инфляцию.

Тем временем борьба с рынком продолжалась на местном уровне. Со вто­рой половины 1916 г. губернаторы стали запрещать вывоз из своих губерний сельскохозяйственных продуктов и сырья. Стали складываться местные цены. В 1913 г. среднее квадратическое отклонение местных цен от средней по стра­не цены составляло по ржи 17,5 коп., по пшенице 17,7 коп., по овсу 15,0 коп. В 1915 г. оно увеличилось по ржи до 35,9 коп., по пшенице до 42,8 коп., по овсу до 38,1 коп. В 1916 г. разрыв между местными ценами еще больше уве­личился. Единый аграрный рынок распался на локальные рынки.

Следствием этого явилось резкое сокращение обмена между промышлен­ностью и сельским хозяйством. Сконцентрированная в центральных губерниях (Московской, Петроградской, Владимирской, Тульской, Тверской и др.) лег­кая промышленность не справлялась со спросом потреблявших регионов (Центрально-Черноземного, Средне- и Нижне-Волжского, Северного Кавка­за).

До производящих регионов ее продукция не доходила. В ответ крестьян­ское хозяйство стало сокращать свою товарную продукцию. Произошло резкое уменьшение посевных площадей. Если в 1913 г. площадь посевов была равна 97,8 млн. десятин, то в 1916 г. она уменьшилась до 90,7 млн. десятин, т. е. на 8%. Наиболее масштабным было сокращение посевных площадей в райо­нах товарного зернового хозяйства. На юго-востоке страны в 1916 г. посевы ржи уменьшились на 33%, а посевы пшеницы — на 21% по сравнению с 1913 г.»

В этой обстановке экономическое единство страны обеспечивалось только единством денежного обращения. Однако и в этой области проявились черты опасного кризиса. Прежде всего произошло углубление разрыва между золотом и бумажным денежным обращением.

Если бы инфляция не разрывала золотое и бумажное денежное обращение, то рост цен на золото и набор потребительских товаров совершался бы одина­ковыми темпами. На деле же мы видим, что индекс золота и бюджетный ин­декс изменялись неодинаково. До второй половины 1916 г. цена золотого руб­ля в целом обгоняла рост цен потребительских товаров. Хотя можно заметить, что в первую половину 1915 г. темпы роста цен на набор потребительских то­варов был более значительным. Со второй же половины 1916 г. потребитель­ские цены разом обогнали рост цен на золото. Это было связано с тем, что до середины 1916 г. еще происходила тезаврация золота из обращения. А со вто­рой половины золотая монета полностью перешла из оборота в запасы населения, ажио на нее исчезло, и, как следствие этого, все денежные средства в на­родном обращении сконцентрировались на продовольствии.

Примерно так же, как цены за золото, изменялся курс рубля в отношении к иностранным валютам. Однако на самом деле биржевая котировка рубля в период первой мировой войны была скорее формальной, чем реальной, и ори­ентировалась в основном на цены золота. Дело в том, что в военные годы экс­порт хлеба и импорт товаров почти прекратились и смысл котировки был свя­зан с уплатой процентов по внешним займам.

Таким образом, война развязала те процессы, которые развились позже в безудержную гиперинфляцию. Первоначально инфляция развивалась на осно­ве крушения золотомонетного стандарта, нарушения баланса между спросом и предложением и излишков бумажных денег у населения. Однако со време­нем на первое место стали выходить процессы разрушения рыночных отно­шений.

Финансовая политика Временного правительства значительно углубила и перевела на новый уровень процесс сокрушения русской валюты. Эмиссия де­нег царского правительства не выходила за рамки потребностей военного вре­мени. Средства на содержание администрации были сокращены. А пришедшая к власти «демократия» не считалась ни с какими расходами на поддержание в центре и на местах «представительных» органов.

Уже в марте Временное правительство разрешило Государственному банку увеличить денежную эмиссию до 8,5 млрд. руб. Этого оказалось недостаточно. К началу октября разрешенная эмиссия достигала уже 16,5 млрд. руб.

Наряду с ростом эмиссии огромную роль в падении русской валюты сыгра­ла неустойчивость Временного правительства. Наибольший ущерб ей нанесла реформа местного управления, проведенная премьер-министром Г.Е. Львовым. Не желая оставлять на местах в руках назначенных царской администрацией губернаторов и вице-губернаторов, Временное правительство отстранило их от исполнения обязанностей и передало управление губерниями председателям гу­бернских земских управ, получивших название комиссаров. Однако если среди губернаторов было немало либералов, сочувствовавших делу демократии, то председатели земских управ были большей частью противниками Временного правительства. Отрицательные последствия реформы не сводились только к появлению противостояния центральной и местной власти. Отмена губернатор­ского правления не была законодательно подготовлена, и потому многие ко­миссары не знали предела своим полномочиям. Это привело к местному сепа­ратизму. Однако этим дело не ограничилось. С появлением на местах «советов» различного рода «депутатов» и «общественных комитетов» в местном управле­нии наступила анархия. Львов не стал ей противодействовать, а только усугу­бил, заявив: «Назначать никого правительство не будет… Это — вопрос старой психологии. Такие вопросы должны решаться не в центре, а самим населением». Вслед за этим последовало распоряжение считать институт комиссаров не органами власти, а «посредствующим звеном» между центральным правитель­ством и общественным самоуправлением. В результате на местах вообще не стало власти.

Важным с точки зрения финансов последствием неустойчивости Времен­ного правительства явилось резкое сокращение союзнических кредитов. Рус­ские послы в Англии, Франции, Италии, США и Японии доносили, что со­юзники опасаются за устойчивость правительства и потому воздерживаются от предоставления займов. Английский кабинет министров неоднократно за­являл, что обещанное им снабжение русской армии находится в прямой связи со стабильностью внутреннего положения в России. Одно время в английских правительственных кругах всерьез рассматривался проект призвать страны Антанты приостановить доставку всех видов военных материалов в Россию до тех пор, пока русское правительство не примет меры по укреплению своего положения.

Эти внутренние и внешнеполитические условия срывали все попытки Вре­менного правительства сдержать темпы обесценения рубля или хотя бы по­править дела пошатнувшегося бюджета. Так, относительно неудачно заверши­лась кампания по размещению среди населения «Займа свободы». Выпущен­ные на 49 лет из расчета 5 годовых облигации содержали текст пространного обращения к населению, подписанного всеми министрами Временного прави­тельства с князем Львовым во главе. Обращение заканчивалось словами: «Одолжим деньги государству, поместив их в новый заем, и этим спасем от гибели нашу свободу и достояние». Но, несмотря на горячее обращение, ши­рокое участие банков в распространении займа и продажи облигаций ниже их номинальной стоимости, заем не был широко поддержан населением, до­ставив государству только 4 млрд. руб. Таким образом, кроме обращения к печатному станку, у правительства не оставалось иной альтернативы. В ре­зультате если с 1915 по 1916 г. количество денег в обращении в номинальном исчислении увеличилось на 67%, то с 1916 по 1917 г. денежная масса воз­росла на 127%. Ясно, что ближайшим следствием этого было взвинчивание темпов инфляции.

За короткий период своего существования Временное пра­вительство успело положить начало двум новым качественным явлениям в развитии инфляции. Во-первых, оно дало толчок разрушению единого денеж­ного обращения и появлению параллельных валют с различными курсами. Во-вторых, именно в период Временного правительства темпы роста цен ста­ли обгонять рост количества денег в обращении, и потому деньги стали обес­цениваться быстрее, чем их успевали печатать. Тем самым был создан свое­образный инфляционный мультипликатор, благодаря которому, как показы­вает регрессионный анализ, увеличение денежной массы на 1% сопровожда­лось ростом цен на 5,4%. С этого момента правительство уже не могло ос­тановить печатный станок, ибо в результате временного лага между ростом денежной массы и ростом цен любое уменьшение эмиссии привело бы к пол­ному банкротству государства, прекращению снабжения армии, военному положению.

Первым шагом в создании послереволюционной кредитно-денежной системы стала национализация в декабре 1917г. частных Коммерческих банков и банкирских контор и их объединение с Государственным банком Российской Империи в единый народный банк РСФСР. Ликвидации подлежали ипотечные банки как не соответствовавшие новым земельным отношениям, а также мелкие кредитные учреждения, поскольку по объему и характеру деятельности не могли быть использо­ваны в новых условиях. Кредитной кооперации, напротив, оказывалась большая финансовая поддержка. Исключение состав­лял обслуживавший кредитную кооперацию Московский народный (кооперативный) банк, который в декабре 1918г. был национализирован, а его правление преобразовано в Коопера­тивный отдел Центрального управления Народного банка РСФСР. Национализация банков стала исходным пунктом со­здания социалистической кредитной системы.

Несмотря на эти преобразования, страна испытывала ост­рый дефицит в финансовых средствах. Денежная система была Парализована в результате изъятия из обращения значительной части денежной массы зажиточным крестьянством, национальной и иностранной буржуазией. На состоянии денежного об­ращения отрицательно сказалась и экономическая диверсия германских властей на территории западных губерний, оккупированных после заключения Брестского мира. При посред­ничестве Германского Имперского банка для этих территорий были выпущены специальные бумажные деньги ~ «ост-рубли», которые использовались немецкой буржуазией для скуп­ки не только продуктов и сырья, но и русских денежных зна­ков, особенно «царских» денег, имевших хождение на всей территорий России.

В целях стабилизации ситуации начали разрабатываться различные подходы к проведению денежной реформы. Суть ре­формы заключалась во введении новых денег, обмениваемых на старые на основе деклараций. Предполагалось провести об­мен старых рублей на новые в соотношении 1 :1 в определенных пределах. Однако в 1918 г. денежная реформа так и не была ре­ализована, поскольку изготовление новых денежных знаков, заготовка специальной бумаги и печатание требовали больших затрат, финансовых средстве и времени, которых не было. Ис­чезла возможность установления золотого обеспечения рубля, поскольку в конце лета 1918 г. страна лишилась основной части своего золотого запаса, захваченного чехословацким корпусом в Казани. Ситуация осложнялась также тем, что в годы гражданской войны и иностранной интервенции на территории, находившейся в зоне военных действий, возникли многочисленные самостоятельные эмиссионные центры. Бумажные деньги выпускались буржуазно-националистическими правительствами, местными Органами буржуазных властей, отделениями банков, частными фирмами и др. В результате денежные суррогаты эмитировались более чем в 100 городах, бе­логвардейцы и интервенты аннулировал и советские денежные знаки На захваченной ими территории, что отрицательно Ска­зывалось на состоянии денежного обращения в прифронтовых районах. Опасаясь аннулирования советских денег белогвар­дейцами, а белогвардейских денег — Советской властью, насе­ление стремилось избавиться как от тех, так и от других, обра­щая их в реальные ценности, вследствие чего значительно повысилась скорость оборота бумажных денег

Начавшаяся гражданская война сопровождалась резким увеличением расходов на оборону. Единственным источником финансирования этих расходов являлась инфляционная эмиссия денег. В результате и 1918 г. poст денежной массы составил 6,8%, в1919 г. —11,4%, в 1920 г. — 14,7%. Одновременно стали быстро расти цены (соответственно на 18,9%, 25,1% и 17,6%).

Усиление инфляционных процессов сначала деформировало, а затем разрушило денежную систему.

Стремление избежать потерь, вызванных обесценением бу­мажных денег как на советской, так и на оккупированной тер­ритории, привело к развитию безденежного (натурального) об­мена продуктами на рынке. Натуральный продуктообмен стад господствующим и в масштабах всего государства.

В 1920 г. был издан ряд декретов, которые отменяли денеж­ные расчеты внутри государственного сектора за топливо, сырье, готовые промышленные изделия, грузовые перевозки,, пользование услугами почты, телеграфа, телефона и радио. Все без исключения денежные поступления предприятий за реализованную продукцию и доходы по другим статьям стали передаваться в казну, а все расходы — финансироваться из госбюджета. В результате отпала необходимость в банковском кредите. Одновременно было прекращено кредитование предприятий, поскольку у них отсутствовали средства для погашения кредитов. Кроме того, Народный банк РСФСР перестал выполнять функцию расчетного центра для предприятий обобществленного сектора. Все это обусловила нецелесообразность дальнейшего, существования Народного банка РСФСР, кото­рый был упразднен в январе 1920г. Его отделения были реорганизованы в подотделы губернских и уездных финансовых от­делов. Сохранившиеся отдельные операции (международные расчеты, регулирование выпуска в обращение денежных знаков, изыскание долгов, принятых на баланс бывшего Народ­ного банка РСФСР, кредитование промышленной кооперации и прием вкладов от населения) были переданы специально созданному Центральному бюджетно-расчетному управлению Наркомфина.

Так в стране сложилась классическая система безденежно­го производства и прямого, директивного распределения про­довольственной промышленной продукции по карточкам. Бы­ла отменена оплата целого ряда государственных услуг, оказываемых населению (медицинское обслуживание, проезд в городском транспорте и все виды коммунальных услуг для лиц, проживающих в государственных домах).

В сложившихся условиях в роли денежного эквивалента при обмене стали использоваться коробки спичек, бутылки керосина, фунты соли, куски мыла и др.

В августе 1921 к был начат переход на так называемую но­вую экономическую политику (НЭП), направленную на развитие государственного и кооперативного товарообмена и денежной формы товарообмена.

Восстановление и развитие товарно-денежных отношений сопровождалось сложным и длительным процессом Денатурализации хозяйственных связей и оплаты труда. Поэтапно свертывалось бесплатное снабжение населения продовольственными продуктами и промышленными товарами первой необходимости. Денатурализация товарообмена потребовала восстановления кредитной системы, и прежде всего центрального банка. В октябре 1921 г. был учрежден Государственный банк и целый ряд кредитных институтов.

Денежная эмиссия в анализируемый период в основном но­сила централизованный характер. Однако поскольку вследствие нерегулярной работы транспорта возникали технические труд­ности в обеспечении отдаленных мест денежными знаками, правительство санкционировало временный выпуск денежных знаков в Средней Азии, на Урале, в Сибири и в Архангельской области.

В 1920 — 1921 гг. в Закавказье и Средней Азии возникли самостоятельные эмиссионные центры. Грузинская, Азербайд­жанская, Армянская, Бухарская и Хорезмская республики, не входившие еще в состав СССР, имели самостоятельные денеж­ные системы, хотя на их территориях денежные знаки РСФСР имели законную платежную силу. Существование параллельных эмиссионных центров ухудшало состояние денежного обращения, усиливало обесценение денег.

В условиях некоторого оживления торговли в 1921 г. в роли всеобщего платежного средства помимо промышленных и продовольственных товаров выступали золотые деньги дореволю­ционной чеканки, официально изъятые из обращения еще в годы первой мировой войны (так называемые царские день­ги).

Они возвратились в хозяйственный оборот сначала в Закавказье, портовых городах, на Украине, Дальнем Востоке, а затем и в центральных губерниях.

Проникновение в оборот золотых монет царской чеканки создало угрозу вытеснения из обращения советских денежных знаков (совзнаков).

Чтобы устранить возможность стихийного перехода к нерегулируемому государством металлическому об­ращению, необходимо было стабилизировать рубль, т.е. провести денежную реформу, не дожидаясь наличия всех усло­вий для полного оздоровления денежного обращения.

В процессе подготовки к реформе денежного обращения для упрощения денежного учета в ноябре 1921 г. и декабре 1922 г. были проведены 2 деноминации, т.е. уменьшено номиналь­ное выражение вновь выпускаемых денежных знаков. Во вре­мя первой деноминации выпущенные в обращение государ­ственные денежные знаки 1922 г. обменивались на кредитные билеты и расчетные знаки всех прежних выпусков в соотношении 10 000 : 1; во время второй деноминации денежные зна­ки 1922 г. обменивались на новые знаки 1923 г. в пропорции 100 : 1.

В ходе подготовительной работы по проведению денежной реформы Госбанк начал скупать драгоценные металлы и устой­чивую иностранную валюту с целью создания их резерва.

На первом этапе денежной реформы 1922 — 1924 гг. в октя­бре 1922 г. в обращение был введен червонец — банковский би­лет Государственного банка РСФСР. Главной целью его выпу­ска являлось создание средств для коммерческих операций Госбанка. Банкноты выпускались в порядке краткосрочного кредитования промышленности и торговли, по мере погашения кредитов они возвращались в банк. Банковские билеты были на 25% обеспечены золотом, а остальная часть — крат­косрочными векселями и легкореализуемыми товарами. Вы­пущенные банковские билеты имели золотое содержание. Чер­вонец приравнивался к дореволюционной золотой 10-рублевой монете, т.е. был равен 7,74234 г чистого золота.

Банковские билеты отличались довольно высокой купюрностью: 10, 25, 50, 100 червонцев, соответствовавших 100, 250 500, и 1000 рублей. В октябре 1922 г. купюрность банковских билетов была изменена и они стали выпускаться достоинством 1, 2, 3, 5, 10, 25 и 50 червонцев.

Помимо своего основного предназначения червонец при­менялся для уплаты государственных налогов и сборов в тех случаях, когда платежи были выражены в золотых рублях, а иногда в качестве ценной бумаги.

Червонец являлся практически конвертируемой валютой: он котировался в иностранной валюте и золоте на .внутренних и международных биржах, свободно ввозился и вывозился за границу.

Червонцы удовлетворяли потребности экономики того вре­мени в устойчивых средствах обращения, поэтому после по­всеместного перехода к червонцу монеты царской чеканки и иностранная валюта стали постепенно исчезать из обращения.

Вплоть до 1924 г. параллельно с червонцем продолжали об­ращаться также и совзнаки, выпускавшиеся Наркомфином. Таким образом, в стране действовала система параллельного об­ращения двух валют: устойчивой (червонца) и обесценивавшей­ся (совзнаков).

Это не могло не подрывать денежную систему: чем шире червонец использовался в обороте, тем сильнее сужалась сфера обращения совзнака. Резкое колебание курса совзнака по отношению к червонцу способствовало развитию товарной спекуляции, негативно отражалось на финансовом положении предприятий. Вплоть до 1924 г. червонцы обраща­лись исключительно в городе — в деревне имели хождение совзнаки, в связи с чем денежные доходы и накопления крес­тьян стремительно обесценивались. В целях освобождения от этого «эмиссионного налога» крестьяне сокращали объемы ре­ализации своих продуктов на совзнаки; возникла реальная опасность экономической изоляции деревни от города.

Все это обусловило необходимость перехода к единой устой­чивой валюте, завершившего денежную реформу. В марте-апреле 1924г. выпуск совзнаков был прекращен. Совзнаки выкупались в соотношении: 1 рубль государственных казначейских билетов = 50 тыс. руб. образца 1923 г. или 50 млрд. руб. образца до деноминации. В обращение поступили государственные казначейские билеты достоинством 1, 3, 5 руб. золотом, а также серебренная и медная монеты. Новые платежные знаки считались законными платежными средствами. Эмиссия казначейских билетов не могла превышать половины совокупного объема выпущенных в обращение банкнот Госбанка. Между казначейскими рублями и банковскими билетами было установлено твердое соотношение: 1 червонец = 10 рублям.

Денежная реформа 1922 — 1924 гг. имела важные положи­тельные результаты:

  • восстановление единой денежной системы страны. В обра­щение поступила устойчивая валюта, обеспечивающая восста­новление экономики;

  • падение цен на ряд товаров. Индекс розничных цен снизился со 212,6 в марте 1924г. (100% — в 1913 г.) до 196,6 в декабре того же года;

  • предотвращение внедрения в обращение иностранной ва­люты и монет царской чеканки;

  • устранение опасности экономической изоляции деревни от города в результате упразднения обесценивавшегося совзнака. Денежная реформа означала включение деревни в денежный оборот;

  • укрепление экономической связи между сельским хозяй­ством и промышленностью; создание условий для широкого использования экономических рычагов (цены, торговля, кре­дит, налог) в целях подъема и развития сельского хозяйства;

  • стимулирование повышения производительности труда на базе дифференцированной по результатам трудового вклада де­нежной оплаты;

  • обеспечение реальной основы для действенного планового руководства народным хозяйством;

  • создание условий для сбалансированности денежных дохо­дов и расходов населения и на этой основе пропорционально­сти между денежной массой в обращении в новой валюте и объ­емом товарооборота в денежном выражении;

  • образование прочной базы для расширения кредитных, расчетных и кассовых операций банков. С упрочнением денежного обращения были устранены препятствия к развитию кредитных отношений в хозяйстве и мобилизации банками временно свободных денежных средств.

  • создание предпосылок для укрепления связи с мировой экономикой.

Особенностью денежной реформы 1922 — 1924 гг. явилось ее проведение без использования иностранных займов.

Заключение.

История денег, денежного обретения и денежных реформ в России весьма интересна и содержит немало поучительного, а кое-какие данные могут представить практический интерес и для сегодняшнего времени.

Денежная реформа в бывшем СССР, проведенная в 20-х годах XX века уникальна по исторической обстановке, в которой проводилась, а также по своему исполнению. И конечному результату. Ее проведение было обусловлено прежде всего тогдашним экономическим и социальным кризисом. После Октябрьской революции и гражданской войны большевики приступили к построению нового «бесклассового» общества, а товарные отношения решено заменить прямым продуктообменом. Но ничего из этого не вышло, все велось к обычной купле-продаже. Тогда было принято решение: не получается немедленно — сделаем постепенно. Фактически была реализована идея о необходимости переходного периода от старого состояния общества к новому -и введена новая экономическая политика НЭП. Переход к НЭПу произошел почти мгновенно за 1 — 1,5 года. До этой идеи, кстати говоря, так и не додумались современные реформаторы. Денежная реформа также проведена за два года и имела успех, наглядно показав громадное влияние общественной психологии на устойчивость денег. Введенный золотой червонец, с официальным золотым содержанием, был просто другим названием популярной царской монеты, что оказалось достаточным только пообещать в будущем начать беспрепятственный и неограниченный обмен бумажных денег на золото. НЭП воспринимался как возврат к «хорошему» прошлому, золотому стандарту, фактически же ни один червонец не был обменен на золотые монеты. Это является уникальным событием во всей мировой истории денег.

В течение последующих лет в стране удалось возродить нормальную денежную систему после разрушения гражданской войной всего хозяйства страны. И решающую роль в этом — возрождении сыграло именно доверие населения, завоевать которое удалось, создав видимость восстановления прежнего золотого обращения. Кроме того, Россия оказалась первой страной, создавшей устойчивое денежное обращение без размена бумажных денег на золото. Другие страны пришли к такому решению, спустя 10-15 лет. Итак, именно Россия первой продемонстрировала необязательность золотого стандарта для нормального денежного оборота.

Устойчивость валюты страны позволила партийно-советской власти приступить к индустриализации, а затем и коллективизации. За четыре года червонец превратился в заурядные бумажные деньги, но оборот которых был замкнут внутри СССР. Был прекращен его обмен на другие валюты и началось падение его покупательной способности. Деньги в конце концов резко дифференцировались на безналичные (банковские), обслуживающие оборот и расчеты между предприятиями, а также распределение финансовых ресурсов, и на наличное, обслуживающее потребности населения.. Безналичные деньги были в основном средством учета и соизмерения (помимо распределения), а наличные использовались главным образом для формирования и регулирования доходов населения.

Поэтому и денежные реформы при социализме носили своеобразный характер. Они были связаны с одновременным изменением цен, доходов предприятий и населения.

Список использованной литературы.

[Электронный ресурс]//URL: https://ex-zaim.ru/kursovaya/kursovyie-rabotyi-po-dengam-i-kreditam-bankam/

  1. Бокарев Ю.А., Боханов А.II.. Катыхова Л.А., Петров Ю.А., Степанов В.Л. «Русский рубль» — Два века истории XIX — XX вв. — М. Прогресс-Академия. 1994 г.

  1. Борисов С.М. «Рубль: золотой, червонный, советский, российский». Учебное пособие. Москва, ИНФРА-М, 1997 г.

  1. Вахрин П.И. -Учебное пособие, ч. 1 «Финансы потребительской кооперации». ЦУМК Центросоюза РФ, 1993 г.

  1. Коваленко С.Б., Синицин А.Н. — «Деньги», учебное пособие. Энгельс, РИИЦ Поволжского кооперативного института, 1998 г.

  1. Лушин С.И. «О денежных реформах в России»/Финансы — 2000 — № 5 — с. 25 — 29.