РЕЛЕВАНТНЫЙ ФАКТ: С 2025 года в Российской Федерации вступают в силу значительные изменения, касающиеся как корпоративного, так и частного финансового сектора. В частности, общая ставка Налога на прибыль организаций планируется к увеличению с 20% до 25%, что станет мощным стимулом для пересмотра инвестиционных стратегий и налогового планирования для профессиональных участников рынка ценных бумаг.
Теоретические основы и методологический аппарат исследования
Налогообложение операций с ценными бумагами (ЦБ) является одним из наиболее динамичных и сложных сегментов российского налогового права. Актуальность данного исследования обусловлена не только возрастающей ролью фондового рынка в экономике, но и кардинальными изменениями в фискальной политике государства, запланированными на 2025 год. Эти изменения, включающие переход к прогрессивной шкале НДФЛ и увеличение ставки налога на прибыль, требуют глубокого и системного анализа, поскольку они напрямую влияют на инвестиционный климат и механизмы налогового администрирования. Следовательно, участникам рынка необходимо заранее адаптировать свои стратегии для минимизации рисков.
Цель исследования заключается в проведении исчерпывающего системного анализа действующего российского законодательства, регулирующего налогообложение операций с ценными бумагами, с акцентом на особенности формирования налоговой базы и механизмы налоговых преференций в свете реформ 2024–2025 годов.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
- Систематизировать нормативно-правовую базу (НК РФ, ФЗ «О рынке ценных бумаг») и проанализировать ключевые изменения 2025 года.
- Провести сравнительный анализ подходов к налогообложению операций с ЦБ для физических (НДФЛ) и юридических (Налог на прибыль) лиц.
- Детально раскрыть методику определения налоговой базы в зависимости от типа рынка (организованный/неорганизованный), согласно положениям статьи 280 НК РФ.
- Систематизировать механизмы налоговых вычетов, льгот (ИНВ по ИИС-3, ФИНВ) и правила переноса убытков.
- Проанализировать новейшую правоприменительную практику и спорные вопросы, связанные с квалификацией инструментов и применением расчетного метода налоговыми органами.
Структура работы построена на последовательном переходе от общих нормативных основ к детальному экономическому и юридическому анализу отдельных положений, что обеспечивает академическую глубину и полноту раскрытия темы.
Российский валютный рынок в условиях глобальных изменений: механизмы, ...
... которые позволяют участникам рынка управлять рисками или спекулировать на будущих изменениях курса. Валютная операция «Спот» (Spot) ... национальных особенностей является фундаментом профессиональной компетенции. Исследование будет опираться на строгую методологию, используя ... валютного рынка Понимание любого сложного механизма начинается с осмысления его базовых элементов. Валютный рынок — ...
Нормативно-правовая база и ключевые векторы реформирования налогообложения ценных бумаг
Эффективное регулирование операций с ценными бумагами требует слаженного взаимодействия гражданско-правовых норм, определяющих статус инструмента, и налогового законодательства, устанавливающего порядок изъятия части дохода. Эта двухуровневая система является основой для формирования налоговой политики на финансовом рынке. Если не учитывать эту взаимосвязь, попытки налогового планирования всегда будут уязвимы перед правоприменительной практикой.
Основные источники регулирования (Главы 23 и 25 НК РФ)
Налогообложение операций с ценными бумагами в Российской Федерации регулируется, прежде всего, Налоговым кодексом РФ. Для целей налогообложения принципиальное значение имеют две ключевые главы:
- Глава 23 НК РФ — регулирует Налог на доходы физических лиц (НДФЛ).
- Глава 25 НК РФ — регулирует Налог на прибыль организаций.
Согласно пункту 1 статьи 280 НК РФ, сам порядок отнесения объектов к ценным бумагам определяется не Налоговым кодексом, а гражданским законодательством РФ и применимым законодательством иностранных государств. Это подчеркивает приоритет Гражданского кодекса РФ и Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» в части определения юридической природы актива.
Ключевым термином для налогового учета является «организованный рынок ценных бумаг» (ОРЦБ). Его определение, данное в НК РФ, имеет решающее значение, поскольку от этого статуса зависит методика расчета налоговой базы, применение льгот и возможность переноса убытков.
Анализ изменений 2025 года: Прогрессивная шкала и Федеральный инвестиционный налоговый вычет (ФИНВ)
Период 2024–2025 годов характеризуется фундаментальной налоговой реформой, направленной на перераспределение налоговой нагрузки и стимулирование инвестиций в основной капитал.
1. Повышение ставки Налога на прибыль и введение ФИНВ
С 2025 года планируется повышение базовой ставки Налога на прибыль организаций с 20% до 25%. Это изменение сопровождается значительной корректировкой структуры распределения налога между бюджетами:
Период | Общая ставка | Федеральный бюджет | Бюджет субъекта РФ |
---|---|---|---|
2024 год | 20% | 3% | 17% |
2025 год | 25% | 8% | 17% |
В качестве компенсаторного механизма и инструмента стимулирования капитальных вложений введен Федеральный инвестиционный налоговый вычет (ФИНВ), закрепленный в новой статье 2862 НК РФ (Федеральный закон от 12.07.2024 № 176-ФЗ).
ФИНВ применяется к той части налога на прибыль, которая зачисляется в федеральный бюджет (по ставке 8% в период 2025–2030 гг.).
Вычет может быть использован в отношении расходов на:
- Приобретение или создание объектов основных средств (ОС) и нематериальных активов (НМА).
- Модернизацию, реконструкцию и достройку ОС/НМА.
Ограничения применения ФИНВ:
- Размер вычета ограничен 50% от суммы соответствующих расходов.
- Сумма налога, зачисляемая в федеральный бюджет, после применения вычета не может быть ниже суммы, исчисленной по ставке 3% (в 2025–2030 гг.).
Этот инструмент призван стимулировать организации, в том числе профессиональных участников рынка ценных бумаг (брокеров, дилеров), к активному капитальному инвестированию, хотя он и не связан напрямую с операциями с самими ЦБ. И что из этого следует? Следует то, что компании, активно инвестирующие в развитие инфраструктуры и технологий, смогут значительно снизить свою эффективную налоговую ставку по федеральной части налога на прибыль.
2. Прогрессивная шкала НДФЛ
С 2025 года доходы физических лиц, включая доходы от операций с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами, подпадают под действие новой прогрессивной шкалы (Федеральный закон от 12.07.2024 № 176-ФЗ).
Налоговая база (годовой доход) | Ставка НДФЛ (для резидентов РФ) |
---|---|
До 2,4 млн. рублей | 13% |
От 2,4 млн. рублей до 5 млн. рублей | 15% (с превышения) |
От 5 млн. рублей до 20 млн. рублей | 15% |
От 20 млн. рублей до 50 млн. рублей | 18% |
Свыше 50 млн. рублей | 22% |
Для доходов от операций с ценными бумагами применяется двухступенчатая шкала: 13% на сумму налоговой базы до 2,4 млн. рублей и 15% на сумму превышения 2,4 млн. рублей. Более высокие ставки (18% и 22%) применяются к совокупному годовому доходу, но в части операций с ЦБ и ПФИ пока действует ограниченный прогресс. В результате, наиболее ощутимый рост налоговой нагрузки почувствуют именно те частные инвесторы, чей годовой доход от операций на фондовом рынке превысит критическую отметку в 2,4 млн. рублей.
Сравнительный анализ принципов налогообложения: НДФЛ vs. Налог на прибыль организаций
Принципиальное различие в налогообложении операций с ценными бумагами определяется налоговым статусом инвестора — физическое или юридическое лицо. Для юридических лиц доходы от ЦБ формируют часть общей налоговой базы по налогу на прибыль, тогда как для физических лиц эти доходы учитываются отдельно.
Налогообложение доходов физических лиц (НДФЛ)
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) является прямым налогом, где налоговой базой выступает разница между полученными доходами от реализации или погашения ЦБ и документально подтвержденными расходами на их приобретение, хранение и реализацию (ст. 220 НК РФ, ст. 2141 НК РФ).
Как было отмечено, с 2025 года применяется двухступенчатая шкала:
- 13% — для налоговой базы до 2,4 млн. рублей.
- 15% — для суммы превышения 2,4 млн. рублей.
Данный прогрессивный подход стимулирует инвесторов к более аккуратному налоговому планированию, особенно при фиксации крупных объемов прибыли. Но разве не является здесь ключевым нюансом то, что налоговая база по операциям с ЦБ определяется отдельно от других доходов, что позволяет избежать попадания в более высокие ставки (18% и 22%) для чисто инвестиционного дохода?
Пример расчета налоговой базы для НДФЛ:
Инвестор реализовал пакет акций на сумму 3 000 000 руб. Расходы на приобретение, включая комиссии, составили 500 000 руб.
- Налоговая база: 3 000 000 руб. — 500 000 руб. = 2 500 000 руб.
- Налог с суммы до 2,4 млн. руб.: 2 400 000 руб. × 13% = 312 000 руб.
- Налог с суммы превышения (2 500 000 руб. — 2 400 000 руб. = 100 000 руб.): 100 000 руб. × 15% = 15 000 руб.
- Общая сумма НДФЛ: 312 000 руб. + 15 000 руб. = 327 000 руб.
Налогообложение прибыли организаций
Налоговая база по Налогу на прибыль организаций (НПО) определяется как разница между доходами и расходами, учитываемыми в соответствии с Главой 25 НК РФ. При этом, доходы и расходы от операций с ценными бумагами должны учитываться раздельно в зависимости от того, обращаются они на ОРЦБ или нет (ст. 280 НК РФ).
Ставки Налога на прибыль (с 2025 года):
- Базовая ставка: 25%. Применяется к прибыли от большинства операций с ценными бумагами.
- Особые ставки для дивидендов:
- 13% (подп. 2 п. 3 ст. 284 НК РФ): Применяется к дивидендам, полученным российскими организациями от российских источников.
- 0% (п. 3 ст. 284 НК РФ): Применяется, если организация-получатель владеет не менее 50% уставного капитала организации-источника выплаты непрерывно в течение не менее 365 календарных дней. Эта льгота направлена на устранение двойного налогообложения внутри группы компаний.
- 15% (п. 3 ст. 284 НК РФ): Применяется к дивидендам, полученным иностранными организациями от российских источников.
Необходимо отметить, что для юридических лиц, в отличие от физических, вопрос учета операций с ценными бумагами тесно связан с правилами бухгалтерского учета (ПБУ/ФСБУ), что часто порождает временные и постоянные разницы между бухгалтерским и налоговым учетом. Отсюда вытекает необходимость сложного и многоэтапного налогового администрирования.
Методика определения налоговой базы и учет расходов по операциям с ценными бумагами (ст. 280 НК РФ)
Фундаментальный принцип налогообложения операций с ценными бумагами, закрепленный в статье 280 НК РФ, заключается в раздельном учете доходов и расходов в зависимости от места обращения ЦБ. Это разделение необходимо для корректного применения правил определения рыночной цены и механизмов переноса убытков.
Особенности операций на организованном рынке (ОРЦБ)
Ценные бумаги признаются обращающимися на ОРЦБ, если они соответствуют трем условиям, установленным пунктом 3 статьи 280 НК РФ, которые должны соблюдаться одновременно:
Условие | Содержание |
---|---|
1. Допуск к обращению | Допуск ценной бумаги хотя бы одним организатором торговли, имеющим соответствующую лицензию. |
2. Публикация информации | Публикация информации о ценах (котировках) или возможность ее предоставления в течение трех лет после совершения сделки. |
3. Расчет рыночной котировки | Расчет рыночной котировки по этим бумагам в течение последних трех месяцев, предшествующих дате сделки. |
Определение рыночной цены и спорные вопросы:
Для ценных бумаг, обращающихся на ОРЦБ, рыночной ценой для целей Налога на прибыль признается фактическая цена сделки, если она находится в интервале цен, зарегистрированных организатором торговли на дату совершения сделки (п. 5 ст. 280 НК РФ).
Однако здесь возникает критически важный спорный момент, активно обсуждаемый в правоприменительной практике. Налоговые органы и Минфин России (в своих разъяснениях) придерживаются позиции, что для определения интервала цен необходимо учитывать только сделки, совершенные на основании безадресных заявок. Это означает исключение из расчета сделок, заключенных по заранее известным сторонам (адресные сделки).
Аналитический вывод: Такое ограничение может привести к тому, что крупные сделки, заключенные по цене, не входящей в узкий интервал безадресных сделок, будут признаны нерыночными, что потребует доначисления налога. Этот подход часто является предметом налоговых споров, поскольку не все участники рынка согласны с исключительным фокусом на безадресных заявках при определении рыночной котировки.
Учет расходов и определение цены для операций на неорганизованном рынке
Операции с ценными бумагами, не обращающимися на ОРЦБ (Не-ОРЦБ), являются менее прозрачными и регулируются более жестко в части учета расходов и определения цены.
Метод учета расходов (НДФЛ):
Для целей НДФЛ, расходы на приобретение идентичных ценных бумаг признаются по стоимости первых по времени приобретений. Это закреплено в абзаце 26 пункта 13 статьи 2141 НК РФ и является обязательным применением метода ФИФО (First In, First Out).
Учет валютных операций:
Доходы и расходы по операциям с ценными бумагами, номинированными в иностранной валюте, должны быть пересчитаны в рубли. Пересчет осуществляется по официальному курсу Центрального банка РФ на дату перехода права собственности (для доходов) или дату принятия к учету (для расходов) (п. 4 ст. 280 НК РФ).
Важно отметить, что текущая переоценка стоимости ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте, для целей налогообложения не производится, что отличается от правил бухгалтерского учета.
Инвестиционные налоговые вычеты, льготы и механизмы переноса убытков
Государство использует налоговые преференции как мощный инструмент стимулирования долгосрочных инвестиций как со стороны частных инвесторов, так и со стороны корпоративного сектора.
Инвестиционный налоговый вычет (ИНВ) по ИИС-3
Индивидуальный инвестиционный счет (ИИС) является ключевым механизмом привлечения средств частных инвесторов. С 2024 года внедрен новый тип счета — ИИС-3, пришедший на смену старым ИИС-1 и ИИС-2.
Основные изменения ИИС-3:
- Срок владения: Минимальный срок владения счетом поэтапно увеличивается с 5 до 10 лет, что подчеркивает ориентацию на долгосрочное инвестирование.
- Отмена лимита взноса: Годовой лимит взносов, ранее составлявший 1 млн. рублей, отменен.
- Двойной вычет: ИИС-3 позволяет сочетать преимущества двух типов вычетов.
Тип вычета | Условия и ограничения | Принцип применения |
---|---|---|
Тип А (на взнос) | Позволяет вернуть НДФЛ с суммы, внесенной на счет. | Налоговая база для вычета составляет максимум 400 000 рублей в год (13% от 400 тыс. руб. = 52 тыс. руб.).
Этот лимит является совокупным для ИИС-3, Программы долгосрочных сбережений (ПДС) и добровольных пенсионных взносов. |
Тип Б (на доход) | Освобождает от уплаты НДФЛ всю прибыль, полученную от операций на ИИС-3. | Применяется при условии владения счетом в течение минимального срока. Максимальный совокупный доход, который может быть освобожден от НДФЛ при закрытии всех ИИС в течение года, составляет 30 млн. рублей. |
Механизм переноса убытков
Правила переноса убытков являются критически важными для управления рисками и налогового планирования. НК РФ устанавливает строгие правила раздельного учета.
Для физических лиц (НДФЛ):
Физические лица вправе переносить на будущие периоды убытки, полученные только по операциям с ценными бумагами, обращающимися на ОРЦБ, и с производными финансовыми инструментами, обращающимися на ОРЦБ (п. 16 ст. 2141 НК РФ).
- Убытки от операций с Не-ОРЦБ не могут быть перенесены на будущие периоды и не могут уменьшать налоговую базу по другим доходам (например, от зарплаты).
- Срок переноса убытков ограничен 10 годами, следующими за налоговым периодом, в котором получен убыток.
Для юридических лиц (Налог на прибыль):
Для организаций действует принцип раздельного переноса убытков (ст. 280, 283 НК РФ):
- Убыток, полученный по операциям с ЦБ, обращающимися на ОРЦБ, может уменьшать только прибыль, полученную по операциям с ЦБ, обращающимися на ОРЦБ.
- Убыток по операциям с Не-ОРЦБ может уменьшать только прибыль по операциям с Не-ОРЦБ.
- Ключевое ограничение: Убыток от операций с ценными бумагами не может быть покрыт доходами от других видов деятельности организации (например, от торговой или производственной деятельности).
Срок переноса также составляет 10 лет.
Отмена льготы за долгосрочное владение
С 2025 года в связи с введением прогрессивной шкалы НДФЛ происходит ужесточение правил налогообложения для высокодоходных инвесторов.
Льгота по долгосрочному владению ценными бумагами (более 5 лет) с 2025 года отменяется для той части годового дохода, которая превышает 50 млн. рублей.
- Смысл изменения: Если инвестор владеет акциями более 5 лет и продает их с прибылью, например, 60 млн. рублей, то налогом по повышенной ставке будет облагаться только сумма превышения (10 млн. рублей), в то время как льгота будет сохранена для 50 млн. рублей дохода. Это направлено на то, чтобы стимулировать долгосрочное владение, но при этом увеличить фискальную нагрузку на сверхдоходы.
Спорные вопросы и новейшая правоприменительная практика (2024-2025 гг.)
Правоприменительная практика играет ключевую роль в толковании норм НК РФ, особенно в условиях быстро меняющегося финансового рынка и беспрецедентного санкционного давления.
Квалификация нетрадиционных инструментов (векселя) и правомерность расходов
Одним из постоянных источников налоговых споров является квалификация нетрадиционных финансовых инструментов, таких как простые векселя.
- Проблема: Вексель с точки зрения гражданского права является ценной бумагой. Однако для целей налогового учета (ст. 280 НК РФ) налоговые органы могут потребовать подтверждения того, что операция имела признаки именно операции с ценной бумагой, а не обычного долгового обязательства.
- Кейс (Постановление АС УО от 30.05.2023): Суды часто исходят из того, что, если операция с векселем не носит характера купли-продажи на организованном рынке или не соответствует общим принципам обращения ЦБ, налогоплательщик может столкнуться с трудностями при включении стоимости приобретения векселя в состав расходов. Налогоплательщик должен доказать, что его расходы экономически обоснованы и документально подтверждены.
- Подтверждение расходов: Минфин России (Письмо от 19.01.2024 № 03-03-06/1/3797) подтверждает, что НК РФ не устанавливает исчерпывающий перечень документов для подтверждения расходов. Это дает налогоплательщику право доказывать обоснованность затрат любыми документально подтвержденными способами, что важно для операций на неорганизованном рынке.
Применение расчетного метода и налоговые споры, связанные с санкциями
В условиях усиления налогового контроля и необходимости борьбы с необоснованной налоговой выгодой, Верховный Суд РФ регулярно уточняет рамки применения налоговыми органами расчетного метода.
1. Расчетный метод (ст. 31 НК РФ)
Определение СКЭС ВС РФ от 07.06.2024 № 309-ЭС23-30097 подтверждает право налогового органа использовать расчетный метод определения налоговых обязательств в случаях, когда налогоплательщик не обеспечил надлежащий учет своих доходов и расходов, либо когда сделки совершены с явными признаками получения необоснованной налоговой выгоды (например, занижение цены).
- Ключевой вывод суда: Налоговый орган может применять расчетный метод, но при этом судам необходимо проверять, не содержит ли расчет налогового органа явных признаков произвольности. Расчет должен быть основан на объективных данных, максимально приближенных к реальным рыночным показателям, что особенно актуально для операций с Не-ОРЦБ, где рыночную цену трудно определить.
2. Санкционные споры и счета депо типа «С»
В условиях антироссийских санкций возник новый класс налоговых споров, связанных с принудительным переводом или списанием ценных бумаг российского эмитента, учитываемых на счетах депо типа «С» (предназначенных для нерезидентов из недружественных стран).
Определение СКЭС ВС РФ от 22.01.2025 № 305-ЭС24-16565: Данный прецедент имеет критическое значение. Суд установил, что для списания ценных бумаг со счета типа «С» необходимо не только установление факта, что счет является именно «С» счетом, но и наличие оснований для списания, предусмотренных специальным законодательством (Указами Президента РФ).
Это создает сложные правовые условия для налогоплательщиков и профессиональных участников, поскольку общий порядок списания с таких счетов ограничен. Вопрос учета убытков или доходов от принудительного списания таких ЦБ становится предметом пристального внимания налоговых органов.
Заключение
Проведенный анализ подтверждает, что налогообложение операций с ценными бумагами в Российской Федерации представляет собой многоуровневую систему, основанную на строгом разделении правил для физических и юридических лиц, а также на ключевом принципе дифференциации операций на организованном и неорганизованном рынках (ст. 280 НК РФ).
Ключевые выводы, подтверждающие цель исследования:
- Кардинальные изменения 2025 года: Налоговая реформа 2025 года, включающая повышение ставки налога на прибыль до 25% и введение прогрессивной шкалы НДФЛ (13%/15% для доходов от ЦБ свыше 2,4 млн. руб.), значительно усложняет налоговое планирование, но при этом стимулирует капитальные инвестиции через Федеральный инвестиционный налоговый вычет (ФИНВ) для организаций.
- Двойные стандарты налогообложения: Принципы налогообложения для НДФЛ и Налога на прибыль остаются принципиально разными. Для организаций ключевое значение имеет возможность применения нулевой ставки к дивидендам (при соблюдении критериев 50% владения и 365 дней), а для частных инвесторов — применение ИНВ по новому ИИС-3 с сохранением лимита вычета на взнос (400 тыс. руб.) и увеличением освобождаемой прибыли (до 30 млн. руб.).
- Раздельный учет убытков: Механизмы переноса убытков остаются строго ограниченными: убытки от операций с Не-ОРЦБ не могут быть перенесены на будущие периоды для физических лиц, а для юридических лиц действует принцип «раздельного котла», не позволяющий покрывать ими доходы от основной деятельности.
- Правоприменительная сложность: Новейшая судебная практика (2024–2025 гг.) фокусируется на таких узких, но критичных вопросах, как обоснованность учета только безадресных сделок для определения рыночной котировки и правомерность использования расчетного метода налоговыми органами. Особый вызов создают налоговые споры, связанные с санкционными ограничениями и счетами депо типа «С», требующие толкования норм НК РФ совместно с Указами Президента РФ.
Авторская позиция заключается в том, что налоговые реформы 2025 года, хоть и направлены на повышение социальной справедливости и стимулирование корпоративных инвестиций, требуют от участников рынка повышенного внимания к деталям и точному соблюдению методик раздельного учета. Увеличение фискальной нагрузки на сверхдоходы и ужесточение правил (например, частичная отмена льготы за долгосрочное владение для доходов свыше 50 млн. руб.) неизбежно приведут к росту числа налоговых консультаций и споров, особенно в части квалификации сделок и подтверждения расходов. Таким образом, актуальная нормативно-правовая база находится в состоянии динамичного развития, требуя от инвесторов и профессиональных участников рынка постоянного мониторинга законодательных новаций и судебных прецедентов.
Список использованной литературы
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 24.07.2023).
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (ред. от 27.05.2024).
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05 августа 2000 г. № 117-ФЗ (ред. от 05.08.2024).
- Положение по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений» ПБУ 19/02: приказ Минфина России от 10 декабря 2002 г. № 126н.
- НК РФ Статья 214.1. Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога на доходы по операциям с ценными бумагами и по операциям с производными финансовыми инструментами. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
- НК РФ Статья 220.1. Налоговые вычеты при переносе на будущие периоды убытков от операций с ценными бумагами и операций с производными финансовыми инструментами. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
- НК РФ Статья 280. Особенности определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
- НК РФ Статья 283. Перенос убытков на будущее. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
- Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 22 января 2025 г. № 305-ЭС24-16565 по делу N А40-141984/2023. Доступ из СПС «Гарант».
- Инвестиционные налоговые вычеты. ФНС России. URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77/taxation/taxes/ndfl/nal_vychet/invest/ (дата обращения: 09.10.2025).
- Налоги 2025: что нового? URL: https://www.garant.ru/nalogi/2025/ (дата обращения: 09.10.2025).
- Налог на прибыль организаций. ФНС России. URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77/taxation/taxes/profit/ (дата обращения: 09.10.2025).
- О методических рекомендациях для налогоплательщиков от 21 мая 2003 — ПЕРЕНОС УБЫТКОВ ПО ОПЕРАЦИЯМ С ЦЕННЫМИ БУМАГАМИ. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
- Упрощенный порядок получения вычетов по НДФЛ. ФНС России. URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77/taxation/taxes/ndfl/simpl/ (дата обращения: 09.10.2025).